Лучшие казни. Самые жуткие и жестокие методы пыток, которые когда-либо применялись к женщинам

Родники всегда воспринимались как источники не только чистой и вкусной, но и целебной воды, чудесным образом воздействующей на человеческий организм. Даже при современном уровне развития медицины количество поклонников родниковой воды с каждым годом увеличивается. Корни этой веры восходят к языческим временам, когда природа была объектом поклонения. О «живой» и «мертвой» воде повествуют русские сказки и былины. На территории Центральной России немало святых источников.

Согласно православным преданиям, целебные источники появляются там, где в разное время происходили различные богоугодные и знаменательные события. Часто такие источники носят имена подвижников Русской православной церкви, они освящены и оберегаются русским народом как целебные. Многие из них благоустраиваются и преображаются силами верующих, на некоторых строят купальни и часовни. К таким источникам идут и идут паломники. В последние годы возле новых и возвращенных церкви храмов и монастырей появилось немало родников, в том числе «оживших». В памятные дни около них служатся водосвятные молебны, совершаются крестные ходы.

В Центральной России известно несколько тысяч источников. Особенно много их в местах, где у поверхности залегают известняки, через трещины которых подземные воды выходят на поверхность. Наиболее почитаемые источники, как правило, расположены на территории или в окрестностях знаменитых православных монастырей и храмов, некоторые объявлены памятниками природы.

В Московской области самые известные источники находятся в Сергиевом Посаде и Звенигороде, городах с богатой культурной традицией.

Источник Гремячий ключ, уникальный памятник природы Подмосковья, расположен в 13 км от Сергиева Посада, в окрестностях деревни Взгляднево, на крутом правом берегу реки Вондиги. От автомобильной стоянки к роднику и всем постройкам комплекса проложены широкие деревянные мостки. В самом низу склона размещены купальни, куда сверху плотной струей по деревянным лоткам спадает вода. Вверх к источнику ведет лестница с несколькими площадками для отдыха. У самой верхней из крутого известнякового склона бьют сильные струи. Три самых мощных из них выведены в лотки, напоминающие головы сказочного Змея Горыныча. Потокам приписывают лечебные свойства: правый – «от сердца», средний – «от головы», левый – «от женских болезней». Эти струи дают начало ручью длиной 25 м, который спадает вниз по склону к Вондиге. В 3 м левее от основных струй находятся еще три родниковых выхода непосредственно из земли, они объединяются в один поток, выведенный в купальню. Вода источника слегка минерализована, ее состав близок к кисловодскому нарзану, но концентрация солей в несколько десятков раз ниже. В воде присутствует радон, составляющий характерную для любой подземной воды «фоновую» величину, что и породило слухи о «радоновом источнике».

На берегу Вондиги в 2002 году построен деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского, а в 300 м от него стоит часовня.

Гремячий ключ в любую погоду привлекает большое число богомольцев и туристов. Особенно многолюдно здесь бывает на Крещение – 19 января, когда, несмотря на трескучие морозы, многие совершают омовение.

К этому важному дню дорогу к источнику расчищают от снега, чтобы удобнее было подъехать на машине. Летом грунтовая дорога, ведущая через поле к источнику, после малейшего дождя становится труднопроходимой для автотранспорта.

Святой источник у Преображенской церкви в селе Радонеж расположен на юго-западной окраине села, у крутого левого берега реки Пажи. Вода струится из двух труб, в которые убран источник. Перед храмом установлен памятник Сергию Радонежскому. Территория источника благоустроена, от церкви к нему ведет узкая бетонная дорожка, рядом, на Паже, установлена деревянная купальня.

В Звенигороде наиболее известны Святой источник у Городка и родник Преподобного Саввы.

Святой источник у Городка (бывшее село на окраине) сейчас находится в составе Звенигорода, справа от шоссе Звенигород – Саввинская Слобода. Родник, заведенный в металлическую трубу, широкой струей изливается в середине крутого склона левого берега Москвы-реки. От шоссе к нему ведут два ряда широких бетонных ступенек. Здесь служат молебны монахи Саввино-Сторожевского монастыря. Там же находится Успенский собор на Городке (1399 – 1400 годы) К храму можно подняться по тем же ступенькам.

Источник Преподобного Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, находится недалеко от западных стен Саввино-Сторожевского монастыря на холме Сторожа у впадения реки Сторожки в Москву-реку. К источнику ведут деревянные ступени, начинающиеся недалеко от Житной башни монастыря. У родника возведена небольшая часовенка.

Источник Святого Тихона находится в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни – мужском монастыре, основанном в XV веке преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Выпрейки. Разоренный во время Смуты, монастырь был восстановлен при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Здесь несколько действующих храмов: Успенский собор, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», храм Св. Николая, храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Источник целебной воды имеет несколько выходов. Территория его благоустроена: оборудованы часовня и купальня, к которым ведут дорожки. По физико-химическому составу вода гидрокарбонатно-кальциевая. Это место паломничества, известное уже более 500 лет.

Самый известный источник Орловской области – Святой колодец – находится на территории национального парка «Орловское Полесье».

Вода этого мощного лесного родника считается не только самой чистой в Орловской области, но и целебной. Она способна излечивать разные недуги, давать силы немощным. Просто выпить воды из Святого колодца нельзя: существует несколько специальных обрядов, которым необходимо следовать.

С незапамятных времен на лесную поляну приходят жители Орловской, Калужской и Брянской областей, хотя этот источник известен и за их пределами. Посетителей можно встретить здесь в любой день, но особым для этих мест считается праздник явления образа Казанской Божией Матери. В этот день народные гулянья на поляне собирают тысячи людей со всей России. Начинается праздник торжественным богослужением возле часовни с образом Казанской Божией Матери. Затем батюшка освящает воду, и лишь после этого люди ее набирают и пьют. По окончании службы наступает время народных гуляний. Целый день приехавшие на праздник веселятся. Каждый человек может показать свою удаль и похвастать редким умением. Родник, обычно спокойный, в этот день становится бурным, слой песка на его дне бурлит от сильных водяных потоков.

Святой колодец Сергия Радонежского расположен на территории Троице-Сергиевой лавры в Надкладезной часовне, возведенной над источником в конце XVII века Часовня и сень, в которую летом поступает вода из колодца, расположены рядом с Успенским собором (1559 – 1589 годы). Часовня представляет собой миниатюрный четырехъярусный храм, увенчанный куполом и крестом, и, как другие постройки монастыря конца XVII века, богато украшена резьбой. Строгие белые стены величественного Успенского собора подчеркивают праздничность декора часовни. Роспись внутри и иконы относятся к XIX веку. Первым, благодаря воде из источника, исцелился и прозрел слепой инок Пафнутий.

По преданию, 600 лет назад Сергий Радонежский со своим учеником преподобным Романом шли из Троицы в Киржач. Им понравилось уединенное место у излучины реки, и они прожили здесь долгое время. В то время Русь была под татарами. Преподобный Сергий молился «о даровании порабощенному русскому народу силы к обретению воли и разума». В знак того, что молитва была услышана, «из недр горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников».

Святой источник преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) находится в 160 м от стен монастыря, на правом берегу ручья, у автомобильного моста на стыке улиц Пролетарской и Суворова. Над источником устроена купальня, температура воды в ней примерно 2 С. Мужчины и женщины купаются в источнике по очереди. Священнослужителей пропускают первыми. Рядом стоит небольшая часовня, где желающие могут поставить свечи и купить иконы.

Пафнутьевский источник расположен у стен мужского монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь в районе города Козельска на берегу реки Жиздры. Монастырь был основан в конце XIV – начале XV века покаявшимся разбойником Оптой, в монашестве – Макарием, поэтому обитель называют еще и Макарьевской. В главном ее храме – Введенском соборе (1750 – 1771 годы) – хранятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптинских. В храме Казанской иконы Божией Матери (1811 год), самом большом в пустыни, проводятся воскресные и праздничные богослужения. В нем покоятся мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I. Самый известный из трех крупных источников монастыря расположен в 400 м от обители, выше по течению реки. Вода очень мягкая и обладает целебными свойствами.

Святой колодец – место, окруженное легендами. По преданию, 300 лет назад во время грозы здесь загорелся лес. Когда крестьяне из деревни Старой прибежали его тушить, то обнаружили бьющий из земли источник.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Монастырь Оптина пустынь оставил удивительный след в отечественных истории и культуре. Его посещали члены императорской фамилии: великий князь К. К. Романов с сыновьями, великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1878 год к преподобному Амвросию приезжал Ф. М. Достоевский; здесь бывали Н. ВЕК Гоголь, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, М. Погодин, Вл. Соловьев, С. Шевырев, А. Жемчужников, А. Апухтин. После продолжительной беседы со Львом Толстым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.

В Подмосковье насчитывается сотня источников с купальнями, народная молва приписывает им большую целительную силу. Чтобы посетить святое место, не надо ждать особенного праздника — сделать это можно в любое время. Верующие считают, что вода не только оздоровляет тело, но и благотворно влияет на душу, очищая ее от грехов.

Для чего люди едут на источники

Из евангельского повествования Иоанна Богослова верующим известно, что возле Иерусалима была купель, куда сходил ангел. Множество людей приезжало туда, чтобы исцелиться от своих недугов . Верующие знают, что через болезни Господь учит их терпению и смирению. Однако, Он же может и освободить человека, если тот попросит. Поэтому христиане стремятся сделать все, что от них зависит, дабы духовно вырасти — посещают храмы, путешествуют по святым местам.

Особой любовью в России пользуются святые источники. Почему они считаются благодатными? Возникают эти родники по молитвам святых, либо там, где являлись чудотворные иконы Божией Матери. Поэтому люди верят, что Господь особым образом освящает воду.

Святые места в Москве и Подмосковье уже давно стали местом паломничества благочестивых граждан. Есть довольно известные источники, на которых произошло много исцелений. Купание требует подготовки — надо взять с собой вещи. Если раньше большинство женщин вынуждены были окунаться в ночных сорочках, сейчас можно приобрести специальную длинную рубашку из плотной ткани. Желательно захватить тапочки, пакет, полотенце, пакет, куда можно убрать мокрую одежду. Обязателен нательный крест. Для мужчин подготовка аналогичная.

У святого Саввы

Святой источник Саввы Сторожевского находится недалеко от г. Сергиев Посад. Обитель, которая населена иноками до сих пор, была основана монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского. Сама купель находится на небольшом удалении от монастырского комплекса, идти до нее 700 м. Возле часовни возведена крытая купальня, мужчины и женщины окунаются отдельно.

Преподобный старец Савва Сторожевский очень хорошо известен жителям московской области, ведь он считается одним из небесных покровителей российской столицы. Даже далеким от церкви людям известны его посмертные чудеса.

  • Монах спас царевича Алексея от нападения медведя.
  • Святой явился приемному сыну Наполеона и наказал не грабить монастырь.

Считается, что вода из источника преподобного лечит глазные болезни. Также Сторожевский монастырь известен среди посетителей уникальным квасом, который делают монахи.

Целебный источник от преподобного

Еще один популярный источник в московской области — Гремячий ключ. Хотя место находится в 15 км. от Сергиева Посада, возник родник благодаря святому . Совершая поездку, батюшка остановился на отдых около реки Вондига. Сергий Радонежский очень хотел объединить российские земли в единое целое, как раз об этом решил помолиться (святой не любил праздно проводить время). И вот из горы вдруг появился ключ.

Сегодня ему уже несколько столетий. Воду брали на анализ ученые, оказалось, что она насыщена минералами. Поэтому пить ее можно лишь в небольших количествах.

Окунуться здесь можно разными способами:

  • встать под струю, которая бьет из горы;
  • пойти под навес;
  • искупаться в закрытой купальне.

Каждому потоку присваивают собственную лечебную силу — один лечит болезни сердечно-сосудистой системы, другой — головные боли, третий — «женские» болезни. К источнику ведет лестница в несколько пролетов, предусмотрены места для отдыха.

Давидова пустынь

Недалеко от г. Чехова, на притоке Оки, имеется монашеская пустынь. Основана была в 16 в. неким Давидом (Вяземским), впоследствии признанным местночтимым святым. Обитель переживала разные времена — знавала и процветание, и упадок. В Москве имела собственную часовню, где находилась чудотворная икона. Сборы от пожертвований поддерживали монахов. Затем петровские реформы лишили обитель большинства средств. Как многие святые места, была закрыта советской властью. Возрождение монашеской жизни последовало в 90-е.

Паломников, которые ищут благодати Божией, принимают в деревне Талеж. Там организовано монастырское подворье. Попросту говоря — это хозяйство, подобных в московской области немало. Во имя св. Давида освящен подземный источник . Возле него имеется ряд строений:

  • храм во имя преподобного;
  • мужская и женская купальня;
  • небольшая звонница.

Считается, что сюда из Москвы и других городов приезжают те, кому необходимо вылечить болезни печени и глаз.

Находится в Пушкинском районе московской области. Там есть усадьба, имеющая большую историческую ценность. Здесь проживали знаменитые дворянские семейства — Баратынские, Путятовы, Энгельгардты, Тютчевы. Именно Евгений Баратынский основательно начал все обустраивать в деревне. Высадил новые деревья, усовершенствовал мельницу, вообще был очень рачительным хозяином.

Когда здесь забил ключ, владельцы выстроили небольшой Божий храм во имя Спаса Нерукотворного. Из Москвы сюда часто наведывались именитые гости, в том числе Н. Гоголь. Даже советская власть решила сохранить имение, здесь был открыт музей имени Федора Тютчева, чья семья проживала тут в конце 19 в.

В Мураново постоянно проводятся различные мероприятия. Жители Москвы могут приехать сюда, воспользовавшись услугами туристического агентства. Это намного комфортней, чем передвигаться самостоятельно, руководствуясь картой.

Источник Казанской Матери Божией

Москвичи часто бывают и в Тульской области, ведь это совсем недалеко. Самым известным святым местом здесь является Свято-Казанский женский монастырь в Колюпаново. На машине сюда добираться 2 часа. История благодатного места связана с именем святой старицы Евфросинии. Именно она предсказала, что со временем здесь будет женская обитель. Официально он был открыт лишь в 1995 г., спустя более сотни лет после ее смерти.

Босая престарелая монахиня пришла в деревню в 19 в., после длительных скитаний. Никто не угадал бы в ней бывшую фрейлину царицы Екатерины. Но Господь постучался в ее сердце, и хорошо образованная женщина стала нищей скиталицей, юродивой. Похоронили Евфросинию в местном храме Казанской Божией Матери в 1855 г., она была уже очень старой. На святой источник приезжают многие, считается, что молитвенные обращения к монахине обладают целительной силой.

Как себя вести в поездке

Прежде всего следует понять, что это не развлекательное путешествие, а паломничество, пусть и краткое. Поэтому следует привести себя в надлежащее расположение духа, настроиться на молитву.

  • В святых местах нельзя курить, употреблять спиртное, сквернословить, шуметь, оставлять мусор.
  • Женщинам следует смыть макияж.
  • В святых источниках не принято мыться , используя моющие средства. Достаточно простого погружения.
  • Перед тем, как войти в воду, надо снять украшения. Остается лишь
  • Погружаться в воду принято с головой, трижды. Перед этим перекреститься, прочесть краткую молитву.
  • Если источник находится на открытом месте, женщинам следует приготовить длинную рубашку. «Замачивать» в воде одежду и полотенце не благословляется, это языческая традиция.

Если соблюдать эти нехитрые наставления, можно получить большую духовную пользу. А по вере может быть дано даже исцеление души и тела. Путешествовать можно как на личном автотранспорте, так и автобусом, по железной дороге. Карты с маршрутами имеются на любом паломническом сайте. Можно присоединиться к специальной паломнической группе. Вместе путешествие будет интересней.

Ни в одной стране мира нет такого количества христианских ценностей, как в России. Начнем мы нашу “подшивку материалов” со столицы. Святые места Москвы - это заметная страница в перечне знаменитых храмов России. Есть здесь и чудотворные иконы, и исцеляющие мощи, и целебная вода святых источников. Чтобы прикоснуться к этим святыням, люди съезжаются не только из других областей, но даже стран. В этой статье мы расскажем о самых известных и самых почитаемых святых местах Москвы.

Храмы России: Храм Сергия Радонежского.

КИЙСКИЙ КРЕСТ

Точная копия Креста, на котором распяли Христа. Сделан из палестинского кипариса и выложен золотом, серебром и драгоценными камнями.

Но для христиан главной ценностьюэтого святого места является то, что внутри креста укрыты частицы мощей почти четырехсот святых.

Интересная деталь: после революции крест долго находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере.

В чем помогает

К этому Кресту люди приходят со всеми бедами. А еще прикасаются к нему, чтобы набраться сил не только духовных, но и физических.

Где находится

Храм Сергия Радонежского, Крапивенский пер., 4 (ст. м. «Пушкинская» или «Чеховская»).

Монастыри России: Данилов Свято-Троицкий монастырь.

МОЩИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Частички останков самого почитаемого в России святого хранятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре в ковчеге из серебра. Известно множество чудес, которые совершились благодаря этим мощам. Но одно только то, что их уже много веков не касается тлен, даже ученые считают феноменом.

В чем помогают

Николаю Чудотворцу молятся о помощи плавающим, путешествующим и пленным. При бедности и нужде. Приходя к этому святому месту, просят о мире в семье и заступничестве вдов и сирот.

Где находятся

Данилов Свято-Троицкий монастырь, Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Храмы России: Собор Успения Божией Матери.

ГВОЗДЬ ГОСПОДЕНЬ

Одна из главнейших христианских святынь. Считается, что этот гвоздь - один их тех, которыми прибивали Христа к Кресту. Хранится в Успенском соборе в серебряном ковчеге.

В чем помогает

Для верующих прикоснуться к такой святыне - значит, укрепиться в вере. Это святое место - благословение для Москвы, поскольку считается, что города, в которых хранятся такие гвозди, получают сильную защиту от эпидемий и войн.

Где находится

Кремль, собор Успения Божией Матери (ст. м. «Боровицкая» или «Александровский сад»).

Храмы России: Храм Воскресения Христова.

МОЩИ И ИКОНА СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА

После мученической смерти мощи Пантелеимона частичками разошлись по всему миру. В Москве есть два храма с частицами мощей и чудотворные иконы.

В чем помогают

Святого еще при жизни признали великим целителем. И с тех пор к нему обращаются с молитвами при разных болезнях.

Где находятся

Храм Воскресения Христова, Сокольническая площадь, 6 (ст. м. «Сокольники»).

Церковь великомученика Никиты, ул. Гончарная, 6 (ст. м. «Таганская» или «Чистые пруды»).

Некоторые святые источники очень напоминают часовни.

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ МОСКВЫ

В Москве около 30 святых родников. Самый известный - Холодный - находится в Теплом Стане, неподалеку от станции метро «Коньково». С давних пор считается, что вода святого источника, если пить ее из Холодного натощак утром и вечером, помогает быстро очистить почки и печень. А еще такая вода быстро снимает головную боль.

Другой не менее известный святой источник находится в Татарском овраге, поблизости от церкви Рождества Богородицы. Вода в нем самая чистая из всех родников столицы. Излечивает многие недуги, даже психические расстройства.

В Коломенском более 20 ключей. Один из них - Кадочка - бьет рядом со знаменитой церковью Вознесения. По преданию, именно эта вода святого источника избавила от бесплодия одну из жен Иоанна Грозного.

Есть еще целебные святые источники неподалеку от станции метро «Войковская», в лесопарке Покровское-Стрешнево, в Филевском парке, Свято-Даниловом монастыре, Нескучном саду, Серебряном Бору, Битцевском лесопарке, Кунцеве, Медведкове и Царицыне.

Впрочем, пить воду святых источников даже духовники советуют с осторожностью.

С сегодняшней экологией никто не может ручаться за чистоту ключей, - поясняет протоиерей Николай (Ремзовский). - Поэтому, прежде чем выпить из целебного святого источника, наберите из него воды и освятите на молебне в храме.

Как решается, что мощи или икона чудотворны

Правящий архиерей либо сам, либо через уполномоченных лиц не только собирает сведения о чудесах, но и проводит их освидетельствование. А также предоставляет в комиссию документальные подтверждения бывшего чуда (будь то медицинские документы либо свидетельство очевидцев перед Крестом и Евангелием).

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКАЯ

Считается, что ее написал апостол Лука. Икона не раз спасала Русь: и во время набега Тохтамыша, и при бесчинствах воинов Батыя. И даже когда во время пожара Успенский собор во Владимире сгорел, икона лежала на пепелище целехонькая и невредимая.

В чем помогает

Эта икона считается одним из символов России, поэтому к ней принято обращаться не только с личными просьбами. Многие приходят походатайствовать за благополучие всей страны (особенно чиновники, особенно перед телекамерами).

Где находится

В храме святого Николая (кстати, здесь же и самая известная икона Рублева «Троица»). Малый Толмачевский пер., 9 (ст. м. «Третьяковская»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «МИЛОСТИВАЯ»

Хранится в Зачатьевском монастыре - его возвели в 1584 году бездетные царь Федор Иоаннович с женой Ириной Годуновой. Вскоре у них родилась дочь. С тех пор главной святыней здесь считается икона «Милостивая» (именно перед ней молилась царица о рождении ребенка).

В чем помогает

К этой иконе со всех городов приезжают бездетные, чтобы попросить помощи в зачатии.

Где находится

2-й Зачатьевский пер., 2 (ст. м. «Кропоткинская» или «Парк культуры»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕЦАРИЦА»

Хранится в храме Новоспасского монастыря, построенном в XIII веке.

В чем помогает

Ей молятся о страдающих наркоманией и больных онкологическими заболеваниями.

Где находится

Крестьянская площадь, 10 (ст. м. «Пролетарская» или «Крестьянская застава»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Долгое время местом ее «прописки» была церковь Рождества Христова. Когда в 1937-м ее разрушили, икону удалось спасти. Теперь она находится в одной из древнейших московских церквей - Воскресения Словущего.

В чем помогает

К ней обращаются невесты, выходя замуж. А также молятся о страдающих от пьянства и нищеты и погибающих детях.

Где находится

Брюсов переулок, 15/2 (ст. м. «Охотный ряд»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Несколько лет назад в храме Святых апостолов Петра и Павла на стекле иконостаса неожиданно проявился лик Христа. Здесь и находится икона Иоанна Предтечи.

В чем помогает

К этому святому обращаются при различных болях. И особенно если болит голова.

Где находится

Петропавловский пер., 4 - 6 (ст. м. «Китай-город», «Чистые пруды»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Раньше в Москве были три такие иконы, и все считались чудотворными. Но после революции одна исчезла бесследно.

В чем помогает

Иконе молятся о здоровье и счастье детей. Просят помочь уладить неприятности.

Где находится

* Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», ул. Шереметьевская, 33.
* Храм Илии Пророка, 2-й Обыденский пер., 6 (ст. м. «Кропоткинская»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Прославилась в Москве многими чудесами, особенно во время чумы 1771 года. В церкви Николая Чудотворца, где икона хранится до сих пор, имеются даже письменные свидетельства о ее чудесах.

В Москве есть еще четыре святочтимых списка (полные копии) с иконы: в церквах св. Иоанна Крестителя на Покровке; св. апостолов Петра и Павла на Басманной; св. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и в церкви Преподобного Сергия.

В чем помогает

Ей молятся при жизненных невзгодах и несчастьях.

Где находится

Церковь Святителя на Пупышах, Вишняковский пер., 157 (ст. м. «Павелецкая», «Новокузнецкая»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Первое громкое чудо, связанное с этой иконой, случилось в конце XVII века. Сестра патриарха Иоакима страдала страшным заболеванием: на боку у нее была глубокая рана. Девушка обратилась к иконе и вскоре исцелилась. С тех пор православные ежегодно празднуют день иконы «Всех Скорбящих Радость» (24 окт./6 нояб.).

В чем помогает

Пережить тяжелые операции и кожные заболевания. Не раз было засвидетельствовано, что после молитвы к ней быстрее зарубцовывались раны.

Где находится

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», ул. Б. Ордынка, 20 (ст. м. «Третьяковская»).

Святые места - Монастыри в Москве

Монастыри всегда являлись неотъемлемой составляющей облика Москвы. Среди сохранившихся в Москве памятников архитектуры монастыри занимают особое место. Они распространились по московским улицам, утаились за высотными домами и зеленью деревьев, они продолжают вести свою тихую, святую жизнь.

Монастыри (от греч. monasterion – келья отшельника), общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (III - IV вв. в Египте). Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри называются лаврами.

Сколько лет монастырям?

Считается, что Данилов монастырь – первый монастырь в Москве. Его основал в конце XIII века младший сын Александра Невского московский князь Даниил, впоследствии причисленный к лику святых. Здесь он и был погребен в 1303 году. Богоявленский монастырь был так же основаны в конце XIII века. Широкое монастырское строительство развернулось в Москве во второй половины XIV века. Именно в это время были построены такие монастыри, как Андроников, Чудов, Рождественский, Симонов, Сретенский. Основная же часть московских монастырей была основана в XVI- XVII веках.

На Руси роль монастырей в жизни народа всегда была значительна. Они являлись центрами духовной жизни. Обычно пригородный монастырь был повернут лицом (стеной, в которой были устроены Святые ворота с надвратной церковью) к главной дороге, ведущей в столицу. Роль центральной дороги часто выполняла судоходная река или озеро.

Монастыри Москвы - место молитвенного обращения к святителям и чудотворцам Московским. В них почивают мощи св. блгв. кн. Даниила Московского, свт. Тихона Патриарха Московского и всея Руси, прпп. Андроника и Саввы Московских, прп. иконописца Андрея Рублева и др. Монастырские некрополи нашего города являются уникальными памятниками истории не только Москвы, но и всего Отечества. На протяжении семи столетий на Московской земле было воздвигнуто более пятидесяти обителей, из которых лишь немногие выстояли до наших дней. Их двери открыты для тех, кто хочет войти в благодатный мир Православной Москвы.

Монастыри Москвы:

  • Андреевский монастырь
    • Адрес: Андреевская наб., 2
  • Богоявленский монастырь
    • Адрес: Богоявленский пер., 2
  • Всехсвятский монастырь
    • Адрес: ш. Энтузиастов, 7
  • Всехскорбященский монастырь
    • Адрес: Новослободская ул., 58
  • Высокопетровский монастырь
    • Адрес: ул.Петровка, 28/2
  • Данилов монастырь
    • Адрес: Даниловский вал, 22
  • Донской монастырь
    • Адрес: Донская пл., 1
  • Заиконоспасский монастырь
    • Адрес: Никольская ул., 7-
  • Зачатьевский монастырь
    • Адрес: 2-й Зачатьевский пер., 2
  • Знаменский монастырь
    • Адрес: ул.Варварка, 8-10 (собор - 8а)
  • Ивановский монастырь
    • Адрес: М.Ивановский пер., 2
  • Казанский Головинский монастырь
    • Адрес: Кронштадский бульв., 29-
  • Николо-Перервинский монастырь
    • Адрес: Шоссейная ул., 82
  • Николо-Угрешский монастырь
    • Адрес: г.Дзержинский, пл.Святителя Николая
  • Никольский монастырь
    • Адрес: Преображенский вал, 25
  • Ново-Алексеевский монастырь
    • Адрес: 2-й Красносельский пер., 7
  • Новодевичий монастырь
    • Адрес: Новодевичий пр., 1
  • Новоспасский монастырь
    • Адрес: Крестьянская пл., 10
  • Покровский монастырь
    • Адрес: Таганская ул.
  • Рождественский монастырь
    • Адрес: ул.Рождественка, 20
  • Симонов монастырь
    • Адрес: Восточная ул., 4
  • Спасо-Андроников монастырь
    • Адрес: Андроньевская пл., 10
  • Сретенский монастырь
    • Адрес: ул.Б.Лубянка, 19, стр.1

Мужские монастыри Москвы:

  • Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Крестьянская пл., д.10. (м. Пролетарская).
  • Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Ул. Даниловский вал, д.22. (м. Тульская).
  • Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Ул. Большая Лубянка, д.19. (м. Тургеневская).
  • Донской ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Донская пл., д.1. (м. Ленинский проспект).
  • Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Р.п. Дзержинский, ул. Дзержинская, д.6.

Женские монастыри Москвы

  • Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Адрес: Ул. Рождественская, д. 20. (м. Кузнецкий мост).

  • Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Адрес: м. Парк Культуры

  • Покровский ставропигиальный женский монастырь (бывший убожедомский)

Адрес: м. Таганская

  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Адрес: м. Китай-город

  • Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия

Адрес: м. Третьяковская

Некоторые Святые источники Подмосковья

Москва- это не просто столица и экономический центр. Москва - это православный центр огромного государства. И, если Вы ни разу не посещали святые места Подмосковья, этот пробел в духовном воспитании необходимо срочно восполнять.

Почему это важно?

Для русского человека религия, традиционно, была нечто большим, чем просто ритуал. Россия- это верующая земля. Вся история России, как государства тесно связана с православием. За религию страдали и умирали, за религию вели войны, на религию уповали в тяжелые дни. В наследство с прошлых времен нам досталось множество исторических памятников, монастырей, святых мест. Святые места Подмосковья - это невероятно популярные, с точки зрения посещения, места. Почему? Видимо, и сейчас, люди находят ответы, успокаивают душу и сердце, приезжая туда. С воды начинается православие. Вода очищает и придает силы. Считается, что святая вода лечит от болезней. Не знаю в чем тут секрет, то ли в вере в чудо, то ли действительно, вода из святых мест обладает неким медикаментозным эффектом. Достоверно известно лишь то, что по ГОСТу вода, поступающая в квартиры по водопроводу, может содержать до 600 бактерий. В воде из святых источников бактериальное загрязнение равно нулю. Кроме того, данная вода обладает высокой биологической активностью. То есть, говоря бытовым языком, укрепляющими силы, дающими энергию свойствами. Именно поэтому, святые источники привлекают к себе стольких желающих. На территории Подмосковья находятся более 100 святых источников.

Самые посещаемые освященные источники Подмосковья.

Чеховский район.

  • Давидова пустынь – Талеж. относится к Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.

Подольский район.

  • Источник «Еринский». Кирпичная часовня Параскевы Пятницы над родником с купелью. Расположена у санатория «Ерино».

Ленинский район.

  • Святой источник новомучеников и исповедников Российских. Деревянная часовня над родником с купелью рядом с храмом Покрова Божьей Матери в с. Десна-Буревестник.
  • Святой источник «Ильинский». Небольшая надкладезная часовня Ильи Пророка в овраге рядом с церковью Рождества Христова в с. Беседы. Дмитровский район.
  • Святой источник Тихвинской иконы Божьей Матери. Часовня над родником с купелью вблизи храма Рождества Христова в с. Ильинское.
  • Святой источник священномученика Харлампия. Расположен около храма Воскресения Словущего у с. Карпово. Назван по имени Харлампия Никомедийского, придел которого существовал в церкви. Найти можно по поклонному кресту у храма, которым обычно отмечается начало пути к источнику.

Пушкинский район.

  • Святой источник «Грибаново». Часовня Петра и Павла над родником. Расположен у дер. Грибаново.
  • Святой источник «Мураново», он же «Барский колодец». Расположен в музее-усадьбе Тютчевых. При расчистке родника обнаружили, что вода пробивается в 12 местах. Есть купель, над которой сооружена часовня.
  • Святой источник «Софрино». Расположен на территории оздоровительного комплекса «Софрино», бывшей усадьбы князей Гагариных, вблизи храма Иоанна Воина.

Можайский район.

  • Святой источник Чудотворной иконы Божьей Матери Колоцкой. Над родником деревянная часовня. Купели нет, но есть место и ведра для обливания. Расположен рядом с Успенским монастырем у с. Колоцкое.
  • Святой источник преподобного Ферапонта. Расположен прямо перед Лужецким монастырем в Можайске, на «Брыкиной горе». Деревянная часовня над родником, который именовался «колодцем преподобного Ферапонта».

Сергиево-Посадский район.

  • Святой источник прп. Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Находится на территории монастыря.
  • Святой источник Иоанна Крестителя. Расположен рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде.
  • Святой источник Николая Чудотворца. Расположен рядом с лаврой, на берегу Келарского пруда.
  • Святой источник Саввы Сторожевского. Расположен рядом с лаврой.
  • Святой источник прп. Сергия Радонежского «Гремячий». Расположен у дер. Взгляднево. Источник удивительно похож на водопад. Есть купелью и душевая.
  • Святой источник «Радонеж». Расположен в одноименном селе близ храма Преображения Господня.
  • Святой источник Черниговского скита. В подземном храме Михаила Архангела бьет жилка живой воды.

Щелковский район.

  • Святой источник Страстной иконы Божьей Матери. Расположен у дер. Костыши. До революции над ним была часовня. Сейчас остался только родник.
  • Святой источник Параскевы Пятницы. Расположен за дер. Костыши, по дороге на Фряново. Считался целебным, вода из него помогала лечить глазные болезни.

Ступинский район.

Каждое из этих мест несет в себе удивительную историю.

  1. Давидова пустынь – Талеж. На машине- По Симферопольскому шоссе, в 80 км к югу от Москвы. На электричке - Курского вокзала до станции Чехов, далее на автобусе № 25 до поворота на Талеж, оттуда пешком 1,5 км. Обитель основана 15 мая 1515 года преподобным Давидом из рода князей Вяземских. Недалеко от монастыря, в деревне Талеж, находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит источник, освященный во имя преподобного Давида. Рядом с ним построен целый родниковый комплекс: храм Преподобного Давида, звонница и две крытые купальни - мужская и женская. Считается, что на источнике происходят исцеления от болезни глаз и печени.
  2. Святые источники вотчины Шереметевых. На машине - по Новорязанскому шоссе, на Малом бетонном кольце поворот налево. На общественном транспорте - от станции метро «Выхино» на автобусе № 402, 403 до Малина, далее на автобусе № 34. Множество источников. Самые известные два. Первый - «Всех скорбящих Радость». Находиться в низине. Уникальность родника - в концентрации серебра, она в 20 раз превышает норму. Второй - древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Этот источник свидетель и хранитель событий 18 века. Упомянут во многих исторических описаниях.
  3. Святой источник прп. Сергия Радонежского «Гремячий». 14 км к юго-востоку от Сергиевого посада. (рядом деревня Вздгляднево). На машине - по Ярославскому шоссе. Далее следовать указателям. На 65-м км от МКАД повернуть направо. Название «Гремячий» возникло из-за того, что родники бьют с высоты 25 –ти метров. В народе у каждого из потоков ключа есть свое имя – Вера (лечит сердечные болезни), Надежда (нервную систему), Любовь (исцеляет от женских болезней). По своему составу вода напоминает источники Кисловодска, поэтому увлекаться и пить её часто не стоит. В воде есть целебный радон, который в умеренных дозах обладает противоболевым и противовоспалительным действием, помогает справиться с хроническими заболеваниями. Особенно показан при заболеваниях сердечнососудистого цикла и опорно-двигательного аппарата. Помогает справиться со стрессом. Не рекомендуется купание в источнике беременным женщинам.

Путешествие к святым местам - это отдых и душой и телом. Помните, что святые источники - это все же не пляж, и приезжать туда, чтобы искупаться не стоит. Надо ехать с особенным настроением, с миром в душе, и тогда Вы тоже поверите в чудодейственную силу воды.

СВЯТЫЕ МЕСТА ПОДМОСКОВЬЯ

Серпухов – Зачатьевское – Давидова пустынь – Талеж

Знакомство с г. Серпухов: Соборная гора: Троицкий собор и остатки белокаменных стен Серпуховского кремля XVI в., Владычный Введенский женский монастырь и Высоцкий Зачатьевский мужской монастырь. Вознесенская Давидова пустынь, основанная в 1515г. учеником Пафнутия Боровского Давыдом. Недалеко от монастыря, в деревне Талеж находится подворье пустыни, где из-под земли бьет обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида.

Сергиев – Посад - Троице-Сергиева Лавра

Экскурсия в Троице-Сергееву Лавру. В Троицком соборе (1422 г.) хранятся мощи Святого Сергия, именно для этого собора была написана «Троица» Андрея Рублева. Убранство собора содержит фресковую живопись XVII века и копию рублевской “Троицы”.

Звенигород - Савино-Сторожевский монастырь

Знакомство с г. Звенигород: Храм Успения на городце – ценнейшим памятник в Подмосковье (XIIв.), Саввино - Сторожевский монастырь – самый красивый монастырь XVIIв., большинство строений которого создано по заказу царя Алексея Михайловича

Николо-Угрешский монастырь – Быково

Николо-Угрешский монастырь - действующий мужской монастырь. Основан по обету Дмитрия Донского в XIVв.В монастыре прятался Лжедмитрий, сидел в заключении протопоп Аввакум, стояли польские войска. Сохранилась уникальная Иерусалимская стена, Никольский храм XVIII в., Спасский собор XX в, часовня на месте шатра Дмитрия Донского.
Быково - усадебный дворец, напоминает готический aнглийский замок. Храм Владимирской иконы Божьей Матери – по оригинальной объемной композиции не имеет себе равных.

Новый Иерусалим

Историко-архитектурный музей и действующий монастырь. Монастырь на подмосковной Истре, построенный патриархом Никоном, воплощает русскую Святую землю. Никон дал окрестным местам библейские названия: река- Иордан, сад - Гефсиманский.

Беседы – Остров – Знаменский скит

Знакомство с шатровыми храмами юго-востока ближнего Подмосковья. Храм Рождества Христова в Беседах и Преображения Господня в селе Остров - уникальный памятник архитектуры времен Ивана Грозного.
Посещение Серафимо-Знаменского скита, украшением которого является шатровый храм стиля модерн, построенный в начале XX века. В селе Битягово - белокаменная церковь XVII века, источник.

Радонеж – Хотьково - Черниговский скит

Воздвиженская церковь, Преображенская церковь, место, где прошла юность преподобеого Сергия Радонежского, памятник В. Клыкова преподобному Сергею Радонежскому. Хотьково: Покровский женский монастырь, место пострижения родителей Сергея Радонежского. История основания Черниговского скита, Гефсиманский скит, знаменитые пещеры – место уединения монахов Троице – Сергеевой Лавры, подземный храм с чудотворным источником. Исаковская роща.

Суханово - Екатерининская пустынь

Суханово: территория усадьбы Волконских, внешний осмотр главного дома с двумя флигеля, парк, фамильный мавзолей Волконских. Мужской действующий монастырь Екатерининская пустынь. В середине прошлого столетия здесь находилась печально известная "Сухановка" - одна из самых страшных расстрельных тюрем.

Виноградово - Николо-Пешношский монастырь - Медведева пустынь

с. Виноградово: храм Владимирской иконы Божией Матери, некрополь семьи Бенкендорфов с. Киово-Спасское: храм Спаса Нерукотворного; Николо-Пешношский монастырь Медведева пустынь: храм Рождества Богородицы, св. источник; с. Озерецкое: Никольский храм.

Россия — самая богатая на христианские святыни и ценности страна. Святыни Москвы и Подмосковья участвовали в становлении истории государства и российского Православия, в почитаемых паломниками местах здесь есть чудотворные образы святых, источники с исцеляющей водой, святые мощи, старинные монастыри. Паломники со всего мира приезжают в эти места для поклонения знаменитым святыням.

Святыни Москвы

Столица России – один из главных старинных городов страны, на территории которого сосредоточено множество святых мест.

Храм Сергия Радонежского

Кийский крест является дубликатом креста распятия Иисуса. Внутри данной святыни, находящейся в храме Сергия Радонежского, укрыты более 400 частиц святых мощей. Сам крест выполнен из дерева кипариса, украшен драгоценными камнями и золотом.

Храмовый комплекс преподобного Сергия Радонежского

К данной святыне едут паломники из всех уголков страны для того, чтобы просить помощи в любых бедах, прикоснувшись к Кресту можно набраться не только духовных сил, но и телесных.

Адрес нахождения: Москва, Крапивенский переулок, д.4.

Свято-Троицкий мужской монастырь

В храме Воскресения Христова хранится чудотворная икона Святого Пантелеймона и его мощи.

Святыни помогают верующим людям в исцелении различных болезней. При жизни Святой Пантелеймон был христианским врачом, помогающим с помощью силы Иисуса Христа.

Адрес нахождения: Москва, Сокольническая площадь, д.6

Святые мощи преподобной старицы Матроны

Святую Матрону знают все православные верующие, она помогала простым людям при жизни и после смерти продолжает творить чудеса. Обратиться к ней можно с любой проблемой и болью. К ее святым мощам приезжают поклониться люди со всего мира, всегда образуется огромная очередь.

Адрес нахождения: Москва, улица Таганская, д. 58.

Успенский собор Божией Матери

Собор хранит в своих стенах одну из самых старинных святынь Христианства – Гвоздь Господень, один из тех гвоздей, которыми был приколочен Иисус к кресту.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле

Святыня помогает паломникам быть крепкими в своей вере. По преданию, считается, что места, в которых хранятся Гвозди Господни скрыты Богом от эпидемий и войн.

Адрес нахождения: Москва, Собор Успения Божией Матери, Кремль.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»

Владимирская икона Богоматери, считается символом Русского Православия. Паломники обращаются к ней с любыми жизненными бедами, образу молятся за порядок и благополучие во всей стране.

Адрес нахождения: Москва, малый Толмачевский переулок, д.9, Храм Святого Николая.

«Милостивая» чудотворная икона

Зачатьевский женский монастырь хранит в своих стенах икону Божией Матери «Милостивая». Данному образу молятся пары и женщины, не имеющие детей и уповающие на волю Господа в этом вопросе. Святыня помогла многим нуждающимся людям.

Адрес нахождения: Москва, 2-й Зачатьевский переулок, д. 2.

Святые источники Москвы

Столица России помещает на своей территории и территории области более 25 святых источников.

Святые родники Москвы:


Важно! В ситуации с современной экологической обстановкой православные священнослужители рекомендуют освящать в храме воду из источников, прежде чем пить ее!

Святые источники в Подмосковье

Недалеко от города Сергиев Посада находится обитель святого Саввы с исцеляющим святым источником. Источник имеет несколько купален для женщин и мужчин;

  • святой источник «Колоцкий», находящийся на территории Успенского женского монастыря известен многим паломникам. Окунаться в его водах нельзя, можно облиться рядом с родником, вода из него приятна и мягка на вкус, во всем чувствуется благодать Божия;
  • родник «Гремячий ключ» рядом с городом Сергиев Посад. Предание гласит, что ключ забил во время молитвы преподобного Сергия Радонежского за объединения Российских земель на этом месте. Вода из ключа содержит богатый комплекс минералов, что подтвердило несколько лабораторных исследований. На источнике можно окунуться в купель, можно облиться под ключами, набрать святой воды с собой в дорогу.

Вода из источника Николая Чудотворца помогает исцелить душевные раны и прибавить сил на укрепление веры в Господа.

Святые места Подмосковья

Московская область богата на святые места, монастыри, хранящие в своих стенах почитаемые святыни, к которым можно обратиться с душевной и телесной болью, ожидая помощи от Христа.

Самые известные святые места в Подмосковье:


Подмосковье хранит в себе огромное количество храмов и 24 монастырские обители, рассказать за один раз обо всех святынях невозможно. Многие святыни на территории Москвы и области обладают огромным историческим значением и культурной значимостью.

Верить или не верить в особую силу святых мест – это личное дело каждого. Дискуссии на данную тему ведутся многие века. Православные паломники во всех священных местах ощущают благодать, сходящую на них выше. Территория Москвы и области богата на исцеляющие святые места, об этом свидетельствуют отзывы и чудесные истории многих людей.

Россия – это больше чем верующая страна. Русские люди всегда верили в Господа, были сплочены в своей вере. История нашей страны тесно связана с православной верой, поэтому посещение святых мест не просто ритуал для паломников, а нечто большее!

По святым местам Москвы

Китайская пытка бамбуком

Печально знаменитый на весь мир способ ужасной китайской казни. Возможно, легенда, ибо до наших дней не сохранилось ни единого документального доказательства, что эту пытку действительно применяли.

Бамбук — одно из самых быстрорастущих растений на Земле. Некоторые из его китайских сортов могут за день вырасти на целый метр. Некоторые историки считают, что смертоносная бамбуковая пытка применялась не только древними китайцами, а и японскими военными во время Второй мировой войны.


Бамбуковая роща. (pinterest.com)


Как это работает?

1) Ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»;
2) Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука;
3) Бамбук быстро растет в высь, вонзается в кожу мученика и прорастает сквозь его брюшную полость, человек умирает очень долго и мучительно.

Как и пытку бамбуком, «железную деву» многие исследователи считают страшной легендой. Возможно, этими металлическими саркофагами с острыми шипами внутри только пугали подследственных, после чего те признавались в чем угодно.

«Железная дева»

«Железная дева» была изобретена в конце XVIII века, т. е. уже на закате католической инквизиции.



«Железная дева». (pinterest.com)


Как это работает?

1) Жертву запихивают в саркофаг и закрывают дверцу;
2) Шипы, вбитые во внутренние стенки «железной девы» довольно короткие и не пронзают жертву на сквозь, а лишь причиняют боль. Следователь, как правило, за считанные минуты получает признательные показания, которые арестованному остается только подписать;
3) Если арестант проявляет стойкость духа и продолжает молчать, через специальные дырочки в саркофаге пропихиваются длинные гвозди, ножи и рапиры. Боль становится просто невыносимой;
4) Жертва так и не признается в содеянном, то ее запирали в саркофаге на длительное время, где она и погибала от потери крови;
5) В некоторых моделях «железной девы» были предусмотрены шипы на уровне глаз, чтобы их выкалывать.

Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву, чаще всего, военнопленного, в ходе пытки пожирали заживо различные неравнодушные к человеческой плоти и крови насекомые и их личинки.



Скафизм. (pinterest.com)


Как это работает?

1) Пленника укладывают в неглубокое корытце и обматывают цепями.
2) Его насильно кормят большими количествами молока и меда, от чего у жертвы начинается обильный понос, привлекающий насекомых.
3) Пленника, обгадившегося, измазанного медом, в корыте пускают плавать по болоту, где водится много голодных тварей.
4) Насекомые незамедлительно приступают к трапезе, в качестве основного блюда — живая плоть мученика.

Груша страданий

Этот жестокий инструмент использовался для наказания женщин, сделавших аборт, лжецов и гомосексуалистов. Устройство вставлялось во влагалище у женщин или задний проход у мужчин. Когда палач крутил винт, «лепестки» раскрывались, разрывая плоть и принося жертвам невыносимые мучения. Многие умирали затем от заражения крови.



Груша страданий. (pinterest.com)


Как это работает?

1) Инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов грушевидной формы засовывается клиенту в нужное отверстие тела;
2) Палач помаленьку крутит винт на верхушке груши, при этом «листья"-сегменты распускаются внутри мученика, причиняя адскую боль;
3) После того, как груша раскрывается полностью провинившийся получает внутренние повреждения, несовместимые с жизнью и умирает в ужасных муках, если до этого уже не впал в беспамятство.

Медный бык

Конструкцию этого агрегата смерти разработали древние греки, а если быть точнее, то медник Перилл, который продал своего жуткого быка сицилийскому тирану Фаларису, который просто обожал мучить и убивать людей необычными способами.

Внутрь медной статуи, через специальную дверцу, заталкивали живого человека. А дальше Фаларис первым делом испытал агрегат на его создателе — алчном Перилле. Впоследствии и самого Фалариса поджарили в быке.



Медный бык. (pinterest.com)


Как это работает?

1) Жертву закрывают в полой медной статуе быка;
2) Под брюхом быка разводится огонь;
3) Жертва поджаривается заживо;
4) Строение быка таково, что вопли мученика доносятся из пасти статуи, словно бычий рев;
5) Из костей казненного делали украшения и обереги, которые продавались на базарах и пользовались огромным спросом.

Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции XVI века Дидриком Соноем.



Пытка крысами. (pinterest.com)


Как это работает?

1) Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают;
2) Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки;
3) На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс;
4) Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.

Колыбель Иуды

Колыбель Иуды была одной из самых мучительных машин для истязаний в арсенале Супремы — испанской инквизиции. Жертвы обычно умирали от инфекции, вследствие того, что островерхое сидение пыточной машины никогда не дезинфицировалось. Колыбель Иуды, как орудие пытки, считалась «лояльной», ибо костей не ломала и связки не рвала.


Колыбель Иуды. (pinterest.com)


Как это работает?

1) Жертву, у которой связаны руки и ноги, усаживают на верхушку остроконечной пирамиды;
2) Вершина пирамиды вонзается в анус или влагалище;
3) С помощью веревок жертву постепенно опускают все ниже и ниже;
4) Пытка продолжается несколько часов или даже дней, пока жертва не умирает от бессилия и боли, либо от кровопотери вследствие разрыва мягких тканей.

Дыба

Наверное самая знаменитая, и непревзойденная в своем роде машина смерти под названием «дыба». Ее впервые испытали примерно в 300 году н. э. на христианском мученике Винсенте из Сарагосы.

Любой, выживший после дыбы, больше не мог пользоваться своими мышцами и превращался в беспомощный овощ.



Дыба. (pinterest.com)


Как это работает?

1. Это орудие пыток представляет собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались веревки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков веревки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело;
2. Связки на руках и ногах жертвы растягиваются и рвутся, кости выскакивают из суставов.
3. Применялся и другой вариант дыбы, под названием strappado: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам веревку. Иногда к его связанным ногам прикреплялось бревно или иные грузы. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осужденному приходилось висеть на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. Такой вид дыбы применялся чаще всего и в Западной Европе
4. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками.
5. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами.

Шири (верблюжья шапочка)

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны (союз кочевых тюркоязычных народов) забирали к себе в рабство. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.



Шири. (pinterest.com)


Как это работает?

1. Сначала рабам наголо обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень.
2. Экзекуторы забивали верблюда и освежовывали его тушу, первым долгом, отделяляя ее наиболее тяжелую, плотную выйную часть.
3. Поделив на куски, ее тут же в парном виде натягивали на обритые головы пленных. Эти куски словно пластырь облепляли головы рабов. Это и означало надеть шири.
4. После надевания шири шею обреченного заковывали в специальную деревянную колоду, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы никто не услышал их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи.
5. Пытка длилась 5 суток.
6. В живых оставались единицы, а остальные погибали не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове сыромятной верблюжьей кожей. Неумолимо сжимаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Уже через день человек терял рассудок. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута.
7. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не помнящего своего прошлого.
8. Шкуры одного верблюда хватало на пять-шесть шири.

Испанская пытка водой

Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу.


Пытка водой. (pinterest.com)


Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток. Чаще всего эти пытка применялась испанской инквизицией дабы выбить признания из еретиков и ведьм.

Испанское кресло

Этот инструмент пытки широко использовался палачами испанской инквизиции и представлял собой изготовленное из железа кресло, на которое узника усаживали, а ноги заключали в колодки приделанные к ножкам кресла. Когда он оказывался в таком совершенно беспомощном положении, под ноги его ставили жаровню; с раскаленными углями, так, что ноги начинали медленно поджариваться, а для того, чтобы продлить страдания бедняги, ноги время от времени поливали маслом.


Испанское кресло. (pinterest.com)


Часто использовался и другой вариант испанского кресла, представляющий собой металлический трон, к которому привязывали жертву и разводили под сиденьем огонь, поджаривая ягодицы. Пытке на таком кресле была подвергнута известная отравительница Ла Вуазен во время знаменитого Дела об отравлениях во Франции.

Гридирон (решетка для пытки огнем)

Этот вид пытки часто упоминается в житиях святых — реальных и выдуманных, однако нет никаких свидетельств того, что гридирон «дожил» до средних веков и имел хотя бы малое хождение в Европе. Обычно он описывается как обыкновенная металлическая решетка 6 футов в длину и двух с половиной — в ширину, установленная горизонтально на ножках, чтобы иметь возможность развести под ней костер.

Иногда гридирон делался в виде дыбы, чтобы иметь возможность прибегнуть к комбинированной пытке.

На подобной решетке был замучен святой Лаврентий.

К этой пытке прибегали очень редко. Во-первых, было достаточно легко убить допрашиваемого, во-вторых, существовала масса более простых, но не менее жестоких истязаний.

Кровавый орел

Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.



Кровавый орел. (pinterest.com)


Многие историки утверждают, что данная пытка применялась язычниками по отношению к христианам, другие уверены, что таким способом наказывались супруги, уличенные в измене, а третьи утверждают, что кровавый орел — это просто страшная легенда.

«Колесо Екатерины»

Прежде, чем привязать жертву к колесу, ей ломали конечности. При вращении ноги и руки окончательно выламывались, принося жертве невыносимые мучения. Одни умирали от болевого шока, а другие мучились по несколько дней.


Колесо Екатерины. (pinterest.com)


Испанский осел

Деревянное бревно в виде треугольника закреплялось на «ножках». Голая жертва помещалась сверху на острый угол, который врезался прямо в промежность. Чтобы пытка становился более невыносимой, к ногам привязывали утяжелители.



Испанский осел. (pinterest.com)


Испанский сапог

Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.



Испанский сапог. (pinterest.com)


Четвертование лошадьми

Жертва привязывалась к четырём лошадям — за руки и ноги. Потом животных пускали вскачь. Вариантов не было — только смерть.


Четвертование. (pinterest.com)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!