Люблю твой строгий, стройный вид. Гжатский тракт

Древнейший период истории района Гжатского тракта представлен многочисленными памятниками археологии, свидетельствующими о заселенности долины Угры уже в эпоху каменного века. Об архитектурной насыщенности исторической среды парка свидетельствуют монастырские и усадебные комплексы, ансамбли старинных городов, памятники сельской архитектуры и культовые сооружения. Район оставил свой след в истории обороной против нашествия Батыя, участок долины Угры, где происходило Великое стояние на Угре 1480 года.

Стояние на Угре - это важнейший эпизод освобождения Руси от татаро-монгольского ига, когда царь Иван III и хан Ахмат поздней осенью 1480 года встали с войском по обоим берегам Угры и не решались напасть друг на друга. 26 октября река замерзла, но ни татары, ни русские не двинулись с места, ожидая проявления инициативы один от другого. День шел за днем, но положение оставалось неизменным. Как вдруг в огромном татарском лагере началась повальная болезнь - на басурман напал кровавый понос, изнурительный и беспощадный. Эпидемия свирепствовала две недели, и золотоордынские багатуры превратились в стаю обессилевших хищников, не помышлявших ни о чем, кроме избавления от неожиданной хвори. В ноябре войско Ахмата снялось с места и ушло на юго-восток.

Спустя 239 лет, 11 ноября 1719 года Петр 1 издает Указ о строительстве в этом районе, на берегу небольшой речки Гжати – пристани. Сие сооружение предназначалось для сосредоточения и вывоза товаров – по водным системам в Санкт-Петербург. Название пристани дала речка Гжать, как, впрочем, в дальнейшем и городу, и торговому пути, по которому двигались обозы, везущие пеньку, пеньковую пряжу, чистую щетину, медь, воск, заячьи шкурки, выделанные меха, парусные полотна, орехи, рогатую скотину, хлеб, конопляное масло, табак, крупу, муку хлеб и др.

Гжатский транспортный путь, соединяющий Юхнов в Калужской губернии с Гжатском в Смоленской губернии, приобретает особенную значимость для осуществления торгово-экономических связей южных и центральных российских губерний со столицей в начале XVIII – середине XIX века. В Калужской губернии города Калуга, Мещовск, Мосальск, Сухиничи стали главными базами оптовой торговли, откуда товары везли в Юхнов, а потом по Гжатскому транспортному тракту на Смоленщину, к пристани. Многие крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Этот отходный промысел давал возможность крестьянину, не оставляя земледелия, сытно перезимовать.
Весной и осенью транспортный путь был малопроезжим, основная масса товаров перевозилась зимой. В Гжатске товары грузились на барки и по высокой весенней воде сплавлялись в Санкт-Петербург. В период наивысшего развития судоходства отсюда отходили до 800 судов в месяц. В середине XIX века дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта появилась целая инфраструктура - деревни с постоялыми дворами, харчевнями, почтой, где проживали сотни и тысячи людей со своим укладом жизни.

В период Отечественной войны 1812 года на Гжатский тракт двинулись отдельные разъезды французов, которые были разгромлены. В дальнейшем дорога охранялась партизанами Дениса Давыдова и Юхновскими ополченцами под командованием Семена Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан, Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1943 гг.) дорога явилась свидетелем кровопролитных боев, в результате которых почти все населенные пункты по обе ее стороны подверглись разорению или были сожжены. Линия фронта в Юхновском районе держалась около двух лет, на месте бывших боев остались окопы, блиндажи, землянки, траншеи, проволочные заграждения…

Ролик Гжатский тракт:

Состав экспедиции:
- Уаз (Лёха, Вова, Риша и Таня)
- Судзуки Эскудо (Макс, Оля и Аня)
- Нива (Женя-Ермол, Ваня)
1 день
В 10.00 выехали из Москвы по Киевскому шоссе. Не проехав и 5 км встали в пробку.
В 12.30 доехали до поворота на Елизарово, все ещё ползли в пробке.
Оказалось что в 30 км. от Москвы ремонт дороги из-за которого мы и стояли.
Около 18.00 доехали до д.Строево, в которой и началась внедорожная часть нашей экспедиции.
Первое, что мы увидили была табличка, которая гласила, что на этом месте до 1942 г.стояла деревня Карцево.
В общем Гжатский тракт представляет собой хорошо читаемую калею, по коротой мы и начали движение.

Кое-где нам попадались лужици, в котырых застревал Ермол на своей Ниве.
Очень красиво садилось солнце надо было искать полянку для ночевки но тут мы приехали в чудесненькое болотце, образованное бобрами. И Леха со словами "Ненавижу бобров!!!", пошел разбирать плотину.

Походили по болоту, померили глубину, первым в омут ринулся Макс на Эскуде - проехал.

За ним поехал Ермол на ниве, и что удивительно, тоже проехал.
Следующим был Лешка, он переправил на другой берег Олю и Аню, развернулся в болоте и вернулся за мной.
В общем болото мы проехали. И приехали в следующее.
В этот раз первым ехал Лешка, за ним Ермол. До конца болота Ермол не доехал.

Вытащили.
Дальше дорога шла лесом и засад для Нивы там больше не было.
Наконец-то мы нашли чудесную полянку и стали разбивать лагерь.
День получился короткий, потому что большую его часть мы простояли в пробке и проехали
по асфальту.
Маршрут 1 дня: Рубихино - Строево - Новоуспенское.
Ночевали между Новоуспенским и Захарово.
2 день.

Проснулись, позавтракали, собрались....выехали в 11.00
13.00 Движимся по Тракту, дорога разветвляется направо в Александровку, налево в Извольск а прямо в Захарово.
Собсно надо нам в Захарово, поэтому поехали прямо. Иногда приходится пропиливаться, много кустов.

Такое ощущение, что по тракту уже очень давно не ездили.
14.00 уперлись в очень глубокое и длинное болото, поняли, что если поедем, то день там и потеряем.
Поэтому решили ехать в объезд через Мякоты, это по дороге на Извольск.
Солнышко припекает, поют птички дорога отличная, практически асфальт. И тут за поворотом мы видим L200 который в неестесственной позе торчит из боольшой такой лужи. Задняя часть машины висит на бревнах и вокруг него неспешно бродят 3 полуголых мужчины.

Мне кажется, что они когда нас увидели решили, что это глюк. Затем они поняли, что это не глюк......они были очень нам рады))
Вытащили мы L200, в нашей колонне теперь стало 4 машины.
Доехав до Мякот, посетили братскую могилу. Тут наши пути с экипажем L200 разошлись, они поехали в Извольск, а мы в Захарово, нужно же нам было вернуться на Тракт.
В Мякотах нас встретили выгоревшые поля. Надо сказать это очень унылое зрелище.

На самых подступах к д.Захарово Ермол так засадил Ниву, что мы потеряли около 1-1,5 пока её вытащили.

Проехав 2 деревни по асфальту решили, что надо уже точно ставить лагерь, но делать это в такой близости от деревни не хотелось никому и мы поехали вперед.
Постепенно асфальт сменила грунтовка, а потом и вовсе знакомая нам калея Гжатского тракта.
Выехали на поля, каково было наше разочарование когда мы увидели черную траву.....она была везде! На ночь становиться было негде и мы поехали дальше.
Ехали ехали.....стало темно, в итоге выехали на берег реки Дубянки и что мы видим. На нашем берегу выжженные поля, а на другом берегу справа и слева стена огня!
Жуткое зрелище. И вот у нас выбор: ставить палатки на выжженной траве (запах ужасный и дым кругом),
возвращаться назад (около 8 км туда, где не было дыми и горелой травы) и ехать вперед (по карте впереди болота).
Т.е. получается, что если мы поедем вперед и застрянем в болоте огонь может нас догнать, или даже если не застрянем он может догнать нас спящих.
Долго думали, оставаться в горелом отмели сразу.....назад возвращаться было жалко, столько уже проехали...в общем поехали вперед.
Да, несколько раз Ермол застревал, но был быстро вытянут и мы ехали дальше.
В общем сбежали мы от огня. Проехали д. савенки и уперлись в болотистый ручей. Решили ночью эту преграду не брать.
Развели мангал, быстро поели и легли спать.
Маршрут 2 дня: Захарово - Савино - Ивановское - Павловское - Савенки.
3 день.
Выхали в 11.00
Как обычно Лешка легко преодалел болотистый ручей, потом вытащил Ермола и Олю.

Этот трофи рейд был посвящён годовщине смерти нашего друга, одноклубника Порицкого Юрия (Yurik$Tankman) .
Как и многое в России, Тракт своим рождением обязан Императору Петру. В 1719 году он издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (притока Волги) торговой пристани. Северным губерниям был необходим кратчайший путь для подвоза про довольствия с юга России. Таким путем и стала новая Дорога, весьма качественная по меркам того времени два или три полотна, разделённые канавами и лесополосой. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге, к Гжати, тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную Столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день. После того, как первый же “Гжатский” караван практически спас от голода строителей новой столицы, Петр приказал именовать Гжатскую пристань “житницей Петербурга”. Гжатская слобода быстро росла, и в 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, была преобразована в город. За заслуги в “продовольственной программе” на гербе Гжатска изображена баржа с хлебом. (c)

2. Заранее подготовившись к выезду и запарковав грузовик на юго-западной, дабы успеть до пробок и дачников, мы выдвинулись из Москвы после обеда, правда спасло это нас не сильно, сложившаяся и перегородившая полтрассы фура все же забрала у нас полтора часа жизни

3. Рация окупала себя по полной и помогла объехать окольными путями пробку перед обнинском, где опять же случился какойто замес из 6 машин. Ну и спартанская обстановка кабины грузовика

4. Спустя несколько часов подъехали к последнему асфальтовому пункту - городу Юхнову, в котором оказался даже банкомат сбербанка.

5. А тут уже начался настоящий оффроад, тучи комаров, грязища и первый брод, который я протаптываю в химзе

6. Вид на грузовик от края брода

7. Около часа поплутав вокруг предполагаемой точки базового лагеря, мы поехали дальше на тракт, приняв имеющиеся там следы, за следы оргов, но оказалось там тоже никого нет и следы таинственным образом расстворились. Было принято волевое решение бросить шишигу стоять в просеке, а самим, прихватив пиво и навигацию, тронуться на поиски лагеря пешком по азимуту. Но как оказалось просто напросто мы приехали первыми, а оргов мы встретили позже на поле.

8. Употребив перед сном поллитра тархуновой настоечки у костра, отправились спать. В течение ночи подтягивались остальные участники мероприятия и продолжали активные возлияние, в итоге некоторые участники переоделись в костюмы грязных мерзких животных, а кто-то в комбинезон...

9. Через 500 метров небольшая техническая остановка и Наташа позирует во всяческих позах на капоте уазика=)

10. Шишига прет как ни в чем не бывало, а вот маленькие джипики садятся на брющко и беспомощно крутят колесиками

11. Шишка в лесу

12. Шишки в лесу

13. Гжатский тракт

14. Красивая береза по правому борту

15. А вот тут начинается первое веселое место

16. Самый маленький из всей нашей компании собирается с духом перед преодолением препятствия и с легкостью его преодолевает

17. Кто-то под действием утреннего рома и полуденного солнца выделывался по полной

19. В итоге пришлось дергать

21. А потом бульдозер в первый раз лихо засадил свою шишку

22. Двумя шишками тянули, вытянули

23. А потом начался настоящий хардкор

24. Бульдозер прокладывает новую просеку

25. А тут метровая ступенька, которая не заметивших ее, заставляли вытряхнуть кирпичей из салона

26. Вот оно, самое засадное место Гжатского тракта

27. Изучаю пути объезда застрявших жипов

28. Ромик демонстрирует по царски стальные яйца

29. Самый маленький борется до последнего

30. А хозяйка радостна и не теряет самообладания, ведь правда Юль?

31. А это крутые собачки, которые любят почупахаться в грязи

32. Первая шишига пошла в объезд

33. Почти прошла.

Дальше я нырял в жижу, цеплял тросы и занимался прочими непристойностями, было не до фоток. А чуть позже меня совсем накрыло, и в промежуточном лагере синел втыкал с температурой. Правда перед лагерем был увлекательный брод, и потом не менее увлекательное извлечение шишиги бульдозера, которое я к сожалению тоже не запечатлел.
Но етсь пару видео самого бродика.

Оттуда

34. В память павшим

35. Вечером меня совсем расколбасило, жался в костер пока не начал поджариваться и пил коньяк с лимоном. Гагарин, спасибо за лимон, думаю ты меня просто спас. Ну, а фотка уже сделана сутра, прям около второго лагеря языческое изваяние.

36. Одинокое дерево в поле

37. Болотце и слепни слепни слепни. Кажется после этого болота последние сотни метров внедорожного Гжатского тракта. Дальше начинается асфальт и Гжатский тракт пройде!

Гжатский тракт. История дороги.
Гжатский тракт начинается в городе Юхнове Калужской области(а ранее - Смоленской) и заканчивается в Гжатске, Смоленской области (ныне - Гагарин).

участок тракта Юхнов -Захарово

участок
Захарово -Тупичено

Как и многое в России, Тракт своим рождением обязан Императору Петру. .....
«неусыпным попечением Его Величества построена […] на реке Гжати пристань, с коей бы удобно было грузиться барками, следующим к Петербургу, которую в сем же году и населил Монарх зажиточными купцами, переведя оных из Можайска, Вереи, Боровска, Калуги и других ближних к оной городов.»

В 1719 году он издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (притока Волги) торговой пристани. Северным губерниям был необходим кратчайший путь для подвоза продовольствия с юга России. Таким путем и стала новая Дорога, весьма качественная по меркам того времени. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге, к Гжати, тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную Столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день.

После того, как первый же "Гжатский" караван практически спас от голода строителей новой столицы, Петр приказал именовать Гжатскую пристань "житницей Петербурга". Гжатская слобода быстро росла, и в 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, была преобразована в город. За заслуги в "продовольственной программе" на гербе Гжатска изображена баржа с хлебом.

При Екатерине Гжатск становится современной укрепленной крепостью. С Гжатском связаны и события Войны 1812 года. В окрестностях города Михаил Илларионович Кутузов принял командование Русской Армией. Денис Давыдов начал боевую эпопею своего отряда тоже недалеко от Гжатска. Во время вступления в город наполеоновской армии Гжатск был сожжен, так же как и Москва.

Начальная точка Тракта - город Юхнов - известен с 15-го века. До 18 века это было небольшое поселение, центром которого был Казанский мужской монастырь. По легенде своим названием село было обязано разбойнику Юхне, промышлявшему в этих краях. Существует и версия что Юхна и легендарный разбойник Кудеяр - одно и то же лицо. А Кудеяр (опять таки по одной из версий) был немного немало сыном Василия III, то есть братом Ивана Грозного.

В 1777 году указом Екатерины II Юхнов стал городом. После строительства Гжатского тракта следующий импульс в своем развитии Город получил при прокладке Варшавского шоссе (ныне трасса А-101).

В середине XIX века Гжатский Тракт называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Дорога способствовала экономическому развитию края, вокруг нее росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Вдоль Тракта существовало большое количество богатых деревень.

В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль. Стоились железные дороги, активно развивалось крупнотоннажное судоходство - маленькой Гжати и узкой лесной дороге было не угнаться за "безумным двадцатым веком".

Сообщения объединены, 13 мар 2015 , время первого редактирования 13 мар 2015

На примере Гжатского тракта можно увидеть, как все меняется с утратой значения дороги.
Еще пример - административное деление.
Есть дорога на Бурково из Темкино.Область Смоленская.
Есть дорога на Ореховню из Износок. Область Калужская.

Есть река(ручей) Истра между ними и это полная потеря связи между областями в этом месте.

Там "вдали за Истрой" -Смоленщина...
Из-за каких-то 500 метров проехать кратчайшим путем на "Варшавку" фиг получится. Только через Знаменку и Вязьму(или Вязьму, Знаменку) крюк на добрую сотню км.

А раньше регион процветал. В 19 веке село Ореховня было административным центром Ореховенской волости Медынского уезда.
В Медынском уезде проводилось много ярмарок, базаров и торгов.
На рубеже 19-20 веков, в 1899 году их было около 20.
Самая крупная, известная с 18 столетия, ярмарка была в селе Ореховня.
Ярмарка проводилась 28 октября и в девятую пятницу после Пасхи.
В 19 веке сюда доставлялось товара на 75 000 рублей, продавалось – на 35 000.
По количеству привозимого и продаваемого товара она была крупнее Медынской и Полотняно-заводской.
Тут совершались наиболее значительные сделки по продаже скота. Развитию с. Ореховни, как центра торговли, способствовало его географическое положение.
Село находилось в центре треугольника дорог.

Одна из крупных - дорога Медынь –Гжатск близ Гиреево имела переправу через реку Шаня, которая осуществлялась посредством парома и каната. Плоты были в одно бревно, каждый из них помещал две крестьянские повозки. В летний период, когда р. Шаня мелела, ее преодолевали в брод.
Далее дорога шла на Шанский завод, пролегала по берегу Шани через Водопьяново на Терехово к границам Смоленской губернии.
Другая дорога Гжатский тракт - Юхнов - Гжатск - пролегала через с. Ивановское и близ Смоленской границы преодолевала р. Истру, где соединялась с дорогой – Медынь – Гжатск.
Третью сторону треугольника представляла дорога через тогдашнюю д. Износки на Шанский завод.
Таким образом старинное с. Ореховня оказалось в центре треугольника дорог, что способствовало удобному подвозу товаров, как из Калужской, так и из Смоленской губернии....

Поздравляю всех с Новым Годом и Рождеством

И анонсирую наше небольшое, но уже традиционное Рождественское путешествие. В этот раз не в Мещеру, а, как и было запланировано еще осенью, мы возвращаемся на Гжатский тракт.

Выкладываю подробный маршрут "Гжатский тракт - Битва за Москву" и предлагаю присоединиться.

формат - однодневный.

примерный дневной пробег 420-450 км . (от МКАД и до МКАД).

связь - LPD - 27 канал (433.725) и CB - 23 канал (27,255 FM)

Описание маршрута

Гжатский тракт, построенный еще при Петре I, связывал город Гжатск (ныне - Гагарин) в Смоленской области с Юхновым в Калужской

В 1812 году на Гжатском тракте совершали партизанские набеги отряды Дениса Давыдова, но наибольшую известность тракт получил во время Великой Отечественной. Гжатский тракт был важной рокадой армии Вермахта. И именно на этой полосе в ходе битвы за Москву разгорелись одни из самых ожесточенных сражений.

Цель путешествия

1. На примере истории 222-й Стрелковой Дивизии и 9-й Гвардейской СД 33 Армии генерала Ефремова познакомиться с одним из жесточайших периодов Великой Отечественной войны, когда после освобождения Боровска и Вереи во время наступления на Вязьму ударная группа генерала Ефремова оказалась фактически отрезана противником и попала в окружение.

2. Поклониться памяти павших Воинов на братских могилах у поселка Износки и деревнях Захарово и Алферово.

Наступление на Вязьму. Красными точками выделен Гжатский тракт.


Нитка маршрута:

1. Москва - Малоярославец - Медынь (162 км).

Место сбора - главная площадь города рядом с танком (координаты парковки N 54° 58.139" E 35° 51.385")

2. Медынь - Износки (52 км)

Первая остановка. Братская могила в поселке Износки (сквер имени Суворова)

3. Износки - Захарово.

Первый небольшой участок бездорожья. Деревня Захарово сейчас практически нежилая. В период с осени 1941 года по зиму 1942 в деревне Захарово был очень серьезный укрепрайон гитлеровцев

"Дивизия двинулась от Медыни к линии фронта и вошла в прорыв. По обеим его сторонам слышалась редкая ружейно-пулеметная стрельба, иногда подавали голос орудия. Они били из деревни Захарово, превращенной противником в сильный опорный пункт. Деревня стояла на высотах, над рокадной дорогой Гжатск — Юхнов, что позволяло фашистам контролировать огнем узкое основание прорыва. ... Уже в конце войны мне довелось допрашивать пленного немецкого генерала. Он почти всю войну провел на Восточном фронте, но первый населенный пункт, который он вспомнил, была деревня Захарово, где его полк потерял три четверти личного состава." (из воспоминаний дважды Героя Советского Союза Белобородорва А.П.)

5. Савино - Ивановское (асфальт)

Постараемся добраться до мемориала 222-й СД, которая несколько месяцев вела бои в Износковском раойне и пыталась перерезать Гжатский тракт, дав возможность ударной группе 33А выйти из окружения

Координаты мемориала:

N55 05.30

E35 08.201

Далее, скорее всего придется сходить с маршрута и возвращаться через Бурково и Ореховню в Износки и далее - в Москву. Кстати, Бурково и Ореховня были освобождены 222-й СД в ходе ее прорыва на помощь генералу Ефремову

Если же время будет позволять (а точнее - световой день), то можно завершить прохождение "Смоленской" части тракта от Алферово до Селинок. После Селинок и до самого Гагарина тракт заасфальтирован.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!