Любовная и гражданская лирика Маяковского. Поэтические решения темы творческого труда и вдохновения

К 120-летию со Дня Рождения
Владимира Владимировича Маяковского

Глыба и облако, страстный бунтарь,
нового слова фундамент,
флейта двадцатого, окна и сталь
в солнце упёршихся зданий.

Паспорт советский, всех дел громадьё,
сжатое гением в слово,
всех деревенек и всех городов,
жизнью пропитанным слогом.

Глас Революции, символ её,
глотка двадцатого века,
всех огнестрельных поэтов цевьё,
всех от Москвы до Певека.

Красного знамени бунт и азарт,
красной морковки нетленки,
дождь чуть скосивший когда-то глаза,
ну и конечно же - Ленин.

Глыба, гигант и гигант-Человек
нашей советской эпохи,-
жаль что не дал нам таких больше век,
жаль что в Поэзии нет больше Бога!

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь"- в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX...
http://www.vmayakovsky.ru/

В интернете много интересных статей посвященных Владимиру Маяковскому. И пусть многие из них почти забыли такие великие произведения, как поэму "Владимир Ильич Ленин", поэму "Хорошо" и многие стихотворения времён Великой Октябрьской Революции и Гражданской войны, которые не по нраву новому буржуйско-криминальному режиму, читать их надо, а главное надо читать самого Маяковского. Маяковский это не сопли, не слюни, это сила, мощь, страсть, подобные которым трудно найти во всей мировой литературе. Старшее поколение воспитывалось на стихах Маяковского, очень хотелось бы чтобы его знала и молодёжь. А пока вспомним его самые известные стихи и отрывки из поэм:

1. Это одно из первых напечатанных стихотворений
Маяковского:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.

2.Владимир Маяковский
"Нате!"

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
10 взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется -и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Если вы вспомните или узнаете где, когда причитаны эти строки
и к кому они обращены, вы оцените и стихотворение и двадцатилетнего Маяковского.

3. Эти стихи в советское время знали все...

Владимир Маяковский

"СТИХИ О СОВЕТСКОМ ПАСПОРТЕ"

Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту...
По длинному фронту
купе
и кают
чиновник
учтивый движется.
Сдают паспорта,
и я
сдаю
мою
пурпурную книжицу.
К одним паспортам -
улыбка у рта.
К другим -
отношение плевое.
С почтеньем
берут, например,
паспорта
с двухспальным
английским левою.
Глазами
доброго дядю выев,
не переставая
кланяться,
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца.
На польский -
глядят,
как в афишу коза.
На польский -
выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости -
откуда, мол,
и что это за
географические новости?
И не повернув
головы кочан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих
шведов.
И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берет
мою
краснокожую паспортину.
Берет -
как бомбу,
берет -
как ежа,
как бритву
обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
Моргнул
многозначаще
глаз носильщика,
хоть вещи
снесет задаром вам.
Жандарм
вопросительно
смотрит на сыщика,
сыщик
на жандарма.
С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту...
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я -
гражданин
Советского Союза.

4. И этот отрывок из поэмы "Владимир Ильич Ленин"
знали почти все:

Если бы
выставить в музее
плачущего большевика,
весь день бы
в музее
торчали ротозеи.
Ещё бы -
такое
не увидишь и в века!
Пятиконечные звёзды
выжигали на наших спинах
панские воеводы.
Живьём,
по голову в землю,
закапывали нас банды
Мамонтова.
В паровозных топках
сжигали нас японцы,
рот заливали свинцом и оловом,
отрекитесь! - ревели,
но из
горящих глоток
лишь три слова:
- Да здравствует коммунизм! -
Кресло за креслом,
ряд в ряд
эта сталь,
железо это
вваливалось
двадцать второго января
в пятиэтажное здание
Съезда советов.
Усаживались,
кидались усмешкою,
решали
пОходя
мелочь дел.
Пора открывать!
Чего они мешкают?
Чего
президиум,
как вырубленный, поредел?
Отчего
глаза
краснее ложи?
Что с Калининым?
Держится еле.
Несчастье?
Какое?
Быть не может!
А если с ним?
Нет!
Неужели?
Потолок
на нас
пошёл снижаться вороном.
Опустили головы -
ещё нагни!
Задрожали вдруг
и стали чёрными
люстр расплывшихся огни.
Захлебнулся
колокольчика ненужный щёлк.
Превозмог себя
и встал Калинин.
Слёзы не сжуёшь
с усов и щёк.
Выдали.
Блестят у бороды на клине.
Мысли смешались,
голову мнут.
Кровь в виски,
клокочет в вене:
- Вчера
в шесть часов пятьдесят минут
скончался товарищ Ленин!

5. А эта незаконченная поэма обращена к потомкам,-
то есть к нам и как жаль, что мы не оправдали его надежды...

Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии -
бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь -
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот -
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки -
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина -
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н...»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где б... с хулиганом
да сифилис.
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас,-
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,-
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
Я
ухо
словом
не привык ласкать;
ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего
громады класса враг -
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
и дни недоеданий.
Мы открывали
Маркса
каждый том,
как в доме
собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения
мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы
диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
она врывалась в стих,
когда
под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы
когда-то
бегали от них.
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше -
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою -
ведь мы свои же люди,-
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,
«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего но надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.

Читайте, изучайте Маяковского! Такие, как ОН, не каждый век рождаются.

Пока на оружии рук не разжали,

Повелевается воля иная.

Новые несем земле скрижали

С нашего серого Синая.

В. Маяковский

В. Маяковский - основоположник поэзии нового типа, соединившей социально-историческое, нравственное и философское направление с лирически откровенным рассказом человека "о времени и о себе". Его творчество оказывало и оказывает огромное влияние на развитие всей поэзии, являясь действенным оружием против безыдейности и формализма в литературе.

Многие произведения Маяковского глубоко патриотичны. Неумение и нежелание копить какие бы то ни было ценности, стремление к активной и результативной духовной жизни, жертвенность и самоотдача, лежащие в основе его человеческой и поэтической сущности, и вели Маяковского к мыслям о народе, о мире "без болей, бед и обид", к приятию революции, заставляя жить "удесятеренной жизнью". Для этого поэта не существовало укоренившейся в сознании многих (в том числе и очень талантливых) художников идеи о непреодолимом противоречии между искусством и жизнью, искусством и революцией.

Патриотизм был главной чертой, направлением творчества Маяковского, потому что основой духовного существования он считал личную ответственность за все, что происходит вокруг. Многочисленные революционные произведения поэта явились результатом именно такого мировидения.

Пробеги планет,Держав бытиеПодвластны нашим волям.Наша земля.Воздух - наш.Наши звезд алмазные копи.И мы никогда,Никогда!НикомуНикому не позволим!Землю нашу ядрами рвать,Воздух наш раздирать остриями отточенныхКопий.

"Левый марш" В. Маяковского - это призыв к оружию, к мужественной, активной борьбе против старого мира. Слово Маяковского - взрывной заряд, способный потрясти самое косное сознание, - призывает мысль тут же обратить в действие:

Глаз ли померкнет орлий?В старое ль станем пялиться?КрепиУ мира на горлеПролетариата пальцы!Грудью вперед бравой!Флагами небо оклеивай!

Никакие заветы прошлого не обременяли поэта, он шел к революции без каких-либо внутренних борений: "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня... не было. Моя революция".

Маяковский - это прежде всего человек решительных поступков, позволивших ему стать первым поэтом революции. Стихи поэта были реакцией на происходящее в окружающем мире и внутри него самого.

Что угодно, только не созерцательность - вот ключ к философско-этической природе таланта Маяковского. Действенность всегда и во всем - отличительное качество поэта.

Ненавижу

Всякую мертвечину!Обожаю Всяческую жизнь!

Маяковский сознательно превратил искусство поэзии в трудное, рискованное восхождение на вершину, с которой, как ему казалось, открывались горизонты новой невиданной жизни. Он всегда писал только то, что интересовало людей, тревожило их или было непонятно, ведь поэт, по мысли Маяковского, - народный слуга.

Если я Народа водительИ одновременно - Народный слуга?

Наследие Маяковского огромно. Он обогатил русскую и мировую поэзию бессмертными художественными произведениями, которые никогда не утратят ощущение новизны, уверенности и силы, поскольку сердце его навсегда было отдано народу.

2.1 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР

Первая разновидность патриотических мотивов у В. Маяковского связана с прославлением Советского Союза. Искусство для Маяковского неразрывно связано с идеей партии и пропагандой ее идей. Главная функция искусства - направленность на коммунизм и реализация идей партии.

Например, стихотворение «Товарищу Нетте» - пароходу и человеку» и «Стихи о советском паспорте» наиболее ярко реализуют патриотические мотивы. Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

(Маяковский,2009,С.55).

Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника».

Пьяные, смешанные с полицией, солдаты

стреляли в народ (Маяковский, 2001, С.34).

Последние пушки грохочут в кровавых спорах,

последний штык заводы гранят.

Мы всех заставим рассыпать порох.

Мы детям раздарим мячи гранат

(Маяковский, 2001, С.34).

И все же поэт не был до конца уверен в правильности революционных методов, Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

(Маяковский, 1998, С.39).

Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные историко-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенности поэтическая хроника) может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

(Маяковский, 1999,С.178)

Многочисленные повторы, патриотический пафос призваны подчеркнуть важнейшую мысль о борьбе за землю, единстве, всеобщей вере в положительном исходе революционного движения. Для поэта крайне важно верить и призывать советских граждан совершать благое дело, ради благополучного будущего всего Советского Союза.

Эти же мотивы слышны также в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей.

Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие - наши песни.

(Маяковский,1997,С.45)

Сделав пропаганду коммунистических идей и идеалов патриотизма одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог не писать о руководителе большевиков. В.И Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений.

будем нести,

Ильичево, знамя

(Маяковский,2005,С.33)

Автор пытался прославить, пропагандировать, осветить не биографию вождя, а ленинское дело. «Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью» (Дядичев В.Н, 2006, С.128).

Антивоенные мотивы - еще одна важная грань патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи с началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется «струе крови». Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию «багровой крови лилась и лилась струя». Образный ряд стихотворения разделен на две части, к первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный подъем человеческого духа, «когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт». Ко второй части относятся образы и явления противоположного порядка, люди, отрицающие и не принимающие насилие: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», «падающий сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами.

Все они встанут

вернутся

и, улыбаясь, расскажут жене,

какой хозяин весельчак и чудак.

Скажут: не было ни ядр, ни фугасов

и, конечно же, не было крепости!

Просто именинник выдумал массу

каких-то великолепных нелепостей!

(Маяковский, 1996. С.277).

Патриотическая направленность поэзии Маяковского устремлена в будущее. В стихотворениях «Красная зависть» и «Секрет молодости» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

В первый раз

малышам-ка я

барабанящим

позавидую.

в грядущее рваться,

оббивать

его порог,

грядущее это

в двадцать

расшагаете

громом ног

(Маяковский, 1993. С.44).

Молодые -

кто бойцовым

рядам поределым

всех детей:

земную жизнь переделаем!»

(Маяковский, 2001. С.38).

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, так и литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы.

Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Но есть и стихотворения о малой родине:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я - грузин

Эльбрус, Казбек. И еще - как вас?!

На гору горы грузи!

(Маяковский, 2001. С.55).

глупость - эдемы и рай!

пелось про это,

должно быть,

радостный край,

подразумевали поэты…

(Маяковский, 2001. С.79).

В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует грузинские фразы. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной страны, размаха строительства, развития промышленности, Маяковскому хотелось бы видеть, как процветает и преображается его Грузия.

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.

Подводя итог параграфа, нужно отметить, что патриотические мотивы в стихотворениях В.В. Маяковского реализованы в образах отдельных граждан (Теодоре Нетте, В.И. Ленин), так и народа в целом: русских солдат, обычных советских граждан, земляков, молодежи («Владимир Ильич!», «Ленин с нами!» «Товарищу Нетте», поэма «Владимир Ильич Ленин» «Стихи о советском паспорте»). Поэт подчеркивает свою преданность народному вождю, благодарит и любит его, а также призывает весь советский народ идти за лидером навстречу светлому будущему.

Поэт ратует за всеобщее единение, борется за свою Родину, прославляет революцию, как способ изменить жизнь людей в лучшую сторону, («Революция», «Война объявлена», «Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости», «Наш марш»).

Патриотизм и любовь Маяковского также реализуется с помощью образа малой Родины, в таких произведениях, как «Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное». Автор заботится и переживает за будущее своего родного края, мечтает увидеть Грузию прогрессивной и процветающей страной с утверждением нового строя.

Владимир Маяковский беспокоится за молодое советское поколение («Красная зависть», «Секрет молодости»), призывает их беречь и заботиться о благе Советского Союза. Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает и неиссякаемый патриотизм - вот что отличает поэзию Владимира Маяковского.

Аллюзия как стилистический прием в поэтическом тексте

Аллюзия является константной чертой индивидуального стиля Лоуэлла, так как присутствует на всех этапах творчества писателя. Каждый его сборник изобилует большим количеством ссылок и аллюзий. Более того...

Былины киевского цикла, как исторический источник

После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской аристократии как творца эпоса. В 20-е гг...

Литературно-философские источники футуристической утопии Маяковского ("Футуризм" Маринетти)

Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса

Для того чтобы провести целостный анализ мотива в творчестве автора, нам необходимо найти этот мотив в каждом из выбранных произведений, выделить идеи, связанные с ним и выводы объединить в общее заключение...

Новаторство в поэзии В.В. Маяковского

Б. Эйхенбаум писал: «История поставила перед Маяковским задачу огромной важности и трудности. Он должен был изменить не только поэзию, но и самое представление о ней и о поэте, что было, пожалуй, еще трудней...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

Няня - излюбленный литературный образ Пушкина. Какое бы произведение солнца русской поэзии мы не вспомнили, там все равно можно было бы найти упоминание о няне: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка»...

Образ русских в иностранной художественной литературе

В XX веке, особенно после Второй мировой войны, когда разделение мира на три системы ставит западный мир перед фактом превращения СССР в основного противника в мире и предопределяет потребность в формировании "образа врага"...

Поэтическое творчество Владимира Маяковского и патриотические мотивы в нем

Владимир Маяковский увидел капиталистический «новый свет» глазами гражданина Советского Союза. Во время пребывания в буржуазных странах поэт чувствовал себя глашатаем нового мира. Его стихотворения «Парижанка», «Небоскреб в разрезе»...

Религиозно-богословская поэзия С.С. Аверинцева

Тема безмолвия звучит во многих стихотворениях С.С.Аверинцева. Она является сквозной темой всего сборника духовных стихов и имеет два источника. Во-первых, безмолвие тесно связано с традицией исихазма. Собственно само слово - исихазм (от греч...

Своеобразие патриотической лирики А. Блока

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием "Стихи о России". В лирическом трехтомнике, который автор назвал "романом в стихах", есть цикл "Родина", который объединял написанное с 1907 по 1916 год...

Семантика текстов В.В. Маяковского в индивидуальном восприятии (на примере стихотворения "Лиличка! Вместо письма")

В искусстве XX века В. Маяковский -- явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очерки и критические статьи, рекламные стихи и рисунки. Но истинное величие В...

Специфика мотивной организации художественного текста Федора Сологуба

Исследование алголагнических мотивов в поэзии Ф. Сологуба неизбежно влечет за собой обращение к рассмотреию той грани авторского сознания, которая связана с декадентским имморализмом...

Тема народных страданий в поэзии Некрасова

Трансформации классической рифмы А.С. Пушкина в творчестве В. Маяковского

Ранние стихотворения Маяковского, в которых он применял рифмовку начала строк и рифмовку целого слова со словами, рассеченными на части («Утро» и «Из улицы в улицу»), получили противоречивую оценку в статье Валерия Брюсова «Футуристы» (1913)...

Художественные особенности повести Андрея Платонова "Котлован"

Усматривая близость гуманистических взглядов А. Платонова с другими художниками слова, исследователи его творчества Н.П. Сейранян, Л.А. Иванова отмечают, что в платоновских произведениях определеннее, чем в прозе середины двадцатых годов...

Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает, - вот что отличает поэзию Владимира Маяковского. На мой взгляд, это один из самых талантливых русских поэтов.

Безусловно, одной из ведущих тем творчества этого художника слова является тема патриотическая. Больше того, все, о чем писал этот поэт, так или иначе было связано с заботой о судьбе его Родины, с глобальными переменами, происходящими в ней, с утверждением нового строя.

Лирика Маяковского четко делится на два периода. Произведения, написанные до революции 1917 года, наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда – протест, бунт, эпатаж, желание лирического героя переустроить весь мир, всю Вселенную. Но начать он хочет со свой родной страны.

В стихотворении «Нате!» (1913) герой противостоит бездушной и пошлой публике. Он, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на ее понимание, а тем более достойную оценку творчества.

Лирический герой говорит с людьми о самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир». Но что же публика? Ей все равно:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Но лирический герой считает себя свободным от мнения толпы. Он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой позволяет себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.

В поэме «Облако в штанах» лирический герой разоблачает буржуазное общество, в котором он, как и миллионы других людей, вынужден жить. Это общество «жирных, «желудков в панаме», которое не имеет ничего святого, не имеет души и сердца.

Поэма состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой крик лирического героя: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!»

Лирический герой «крушит» все основы, на которые опирался общественный строй России. В реальности же со старым миром должна покончить революция. Только она, по мнению поэта, может раз и навсегда изменить жизнь людей и страны.

Интересно, что герой видит в революции не только способ социального преобразования мира. Для него это еще и нравственное очищение. Вот где истинное горнило для души, а не та религия, которую предлагает людям старый строй.

После революции 1917 года патриотическая тема в творчестве Маяковского теснейшим образом была связана с борьбой за новый строй, с недостатками, мешающими наступлению коммунизма:

Граждане, за ружья!

К оружию, граждане…

В «Оде революции» поэт видит все отрицательные моменты переворота (он называет революцию «двуликой»). Сегодня она дает освобождение шахтеру, возвращает ему человеческое достоинство и радость жизни. А завтра – «твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля».

Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

И все-таки «великая» - для него самый главный эпитет! По мнению Маяковского, все недостатки с лихвой перекрываются революционной идеей – полным обновлением, освобождением миллионов людей, новой жизнью, новой верой. Именно поэтому поэт в финале стихотворения шлет революции свое благословение:

Тебе обывательское

О, будь ты проклята трижды!-

О, четырежды славься, благословенная! -

Поэтому вполне логичном выглядит прославление поэтом советского паспорта как символа советского строя, идеи коммунизма, революции. В «Стихах о советском паспорте» герой так и заявляет:

Чертям с матерями

любая бумажка.

Но эту...

Поэт описывает, какую реакцию вызывает эта «красная книжица» у иностранцев. Ведь и для них советский паспорт – символ СССР, страны, представляющей угрозу капиталистическому миру. Маяковский показывает, что любое упоминание о молодой советской стране пугает иностранцев:

Как гремучую

Двухметроворостую.

И этот факт вызывает у лирического героя гордость: враги боятся его, его документа, его принадлежности к великой Стране Советов.

В свое творчество Владимир Маяковский вкладывал всего себя. Он искренне верил в революцию, в то, что защищает правое дело. Именно поэтому, может быть, поэт не смог пережить разочарования в том, за что боролся. Именно поэтому, как мне кажется, 1930 год оборвал жизнь Владимира Маяковского.

Героико-патриотическая тема стала ведущей в лирике Маяковского в постоктябрьский период («Ода революции», «Левый марш», «Поэт рабочий», «По­следняя страничка гражданской войны», «Стихи о советском паспорте», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» и др.)

«Левый марш» (1918) - стихотворение, написанное специально для выступления в Матросском театре перед солдатами и матросами, одно из самых популярных произведений Маяковского начала 20-х годов. Это была поэзия восстания, где звучал шаг наступающего пролетариата: «Левой, левой, левой…». Главной в сти­хотворении становится тема единения лирического героя с народом, с массами. Автор соизмеряет револю­ционные события с всемирными историческими и биб­лейскими событиями:

Довольно жить законом,

Данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

В поисках новых форм агитационного искусства Маяковский обращается к интонациям патетического марша, в котором слышен голос человека нового мира, призывающего крепить «у мира на горле //пролетари­ата пальцы!» Решая задачи нового искусства, поэт включает в это произведение неологизмы (леевой, синеблузые), использует возможности синтаксиса (упро­щённые формы словосочетаний), «плакатного» слова.

Однако в душе поэта-трибуна по-прежнему живы любовь и сострадание ко всему живому, об этом говорит стихотворение «Хорошее отношение к лоша­дям» (1918). В этом стихотворении вновь появляется лирический герой, знакомый по ранним произведени­ям Маяковского,- он одинок в толпе зевак, собрав­шихся на Кузнецком (« Смеялся Кузнецкий. // Лишь один я //голос свой не вмешивал в вой ему») «погла­зеть» на упавшую лошадь. Боль живого существа не дано чувствовать прохожим, её чувствует только ли­рический герой, ведь «все мы немножко лошади, // каждый из нас по-своему лошадь». Используя воз­можности акцентного стиха, ритма, звукописи («Били копыта. // Пели будто: // Гриб. // Грабь. // Гроб. // Груб…»), поэт передаёт настроение того времени, его характер. Смысловая формула стихотворения заклю­чена в жизнеутверждающей концовке:

рванулась,

встала на ноги,

ржанула и пошла».

Пришла весёлая,

стада в стойло.

И всё ей казалось -

Она жеребёнок,

И стоило жить,

И работать стоило.

В этих словах выражена вера поэта в победу доб­рых чувств в людях и в целом мире, что позволяет ему с большим оптимизмом жить и писать стихи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!