Люди собиравшие дань на руси. Кто собирал дань на руси

Ордынский выход - это одна из самых известных повинностей, существовавших на Руси с XIII по XV века. В это время крестьяне стонали под тяжестью монголо-татарского ига, к которому прибавлялась еще и дань, выплачиваемая местным князьям. Это был один из самых сложных периодов в жизни русского народа. Русь тонула в крови от набегов чужаков и восстаний крестьян.

Система выплаты дани

В начале XIII века русская земля была окроплена кровью, пылали целые деревни и города. От набегов войск Золотой Орды не было спасения, страдали люди разных сословий и возрастов. Русичи только и занимались тем, что отстраивали жилье и укрепляли поселки. Но очень скоро монголы поняли, что нападать на поселения невыгодно, поскольку люди истощенные, бедные, урожай собирать не успевают. Вот тогда и был введен ордынский выход. Дань - это постоянные, фиксированные поступления в казну, при этом не нужно было ни на кого нападать.

В 1257 году провели перепись населения, таким образом, монголо-татары точно знали, какое княжество сколько им должно уплатить повинности. Дань Золотой Орде собиралась с земель, семейства, плуга, также люди обязаны были уплачивать пошлины за пчеловодство, рыболовство, охоту на птиц и зверей. За порядком следили ордынские военные отряды, также в каждом княжестве располагались воеводы-баскаки, которые и собирали дань.

На кого распространялась повинность?

Ордынский выход действовал на всех землях русских княжеств, повинность платили абсолютно все. Исключение составляли представители византийской православной церкви. Объяснялось это очень просто - Орда состояла в дружеских отношениях с Византией, и портить их из-за желания наживы никто не собирался. Кроме того, православная церковь учила людей смирению, а это было выгодно монголо-татарам. Верующие крестьяне молча терпели присутствие на своей территории чужаков, без нареканий отдавали часть урожая. Ведь нужно повиноваться завоевателям, на все воля Божья...

Размер дани

Ордынский выход собирался в денежном эквиваленте. Поскольку в то время на Руси своей денежной системы не было, ввели монгольскую. Многие историки говорят о том, что повинности в Средние века для русских крестьян были непомерными, но вот виноваты ли в этом ордынцы? Дань в самом начале называли десятинной. Исходя из названия, становится ясно, что люди должны были платить 1/10 часть от своего дохода.

Из сохранившихся источников известно, что в 1275 году монголы брали с «сохи» по полугривне серебра, в 1384 году - с деревни по полрубля, в 1408 - с «сохи» полтину. Следует учесть, что деревня и «соха», а также гривна и рубль - одно и то же. Из этого следует, что на протяжении XIII - XV веков размер дани не менялся. Кроме того, монголо-татары собирали повинность не ежегодно, а раз в 7 лет. Конечно, это было накладно, поскольку за это время скапливалась приличная сумма, но все же монголы требовали не так и много - примерно 1,5% от дохода.

Прекращение выплат

Несмотря на то что регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды, в процентном соотношении была не столь значительной, крестьяне порой оставались вовсе без урожая и средств для существования. Причиной были повинности, дополнительно взимаемые местными князьями. Людей, которые не имели возможности платить указанную сумму, превращали в рабов. Со временем крестьяне начали бунтовать, восстания произошли в Ростове, Новгороде, Ярославле, Суздале. Конечно, их подавили, много крови тогда пролилось, но все же ордынцы отказались от системы баскачества, а сбор дани переложили на плечи князей. Уплата повинностей Золотой Орде продолжалась до XV века. Потом князья хоть и собирали с людей дань, но не возили ее ханам, а Иоанн Васильевич III и вовсе прекратил выплачивать ордынский выход.

В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.

О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера "Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.

Величина налогов

Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.

Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни "сарацина" (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.

Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.

Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу - татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.

Позднее слово "дань" стали заменять термином "выход". Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин "ясак". Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.

Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, "поплужное"; уплачивался обычно натуральными продуктами - зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, "подводы") относились к категории "пошлина" (по-тюркски "калан"). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски "корм").

Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски "запрос"), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.

Налоговая администрация

Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.

Наряду с государственными чиновниками - даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана - баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.

Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).

Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.

Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.

Москва как главный сборщик ордынской дани

Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.

Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.

Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.

Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов.

В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико.

Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Ясак

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

3. Подарки

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

На вопрос Как называли людей, собирающие дань на Руси? заданный автором Ветеринарная клиника Ника лучший ответ это Драники.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называли людей, собирающие дань на Руси?

Ответ от Невроз [новичек]
их называли оброками


Ответ от Андрей Сергиенко [эксперт]
самоубийцы)))


Ответ от сложносокращенный [активный]
Дружина с князем


Ответ от Простейшие [гуру]
В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года, князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь осуществлял судебные функции. Деятельность князей находилась под контролем представителей хана; суверенные права были утрачены и перешли к верховному правителю - хану Золотой Орды, которого на Руси называли царем. Вся дань, собираемая на Руси и отправляемая хану, получила название ордынского выхода.


Ответ от Лира [гуру]
Изначально на Руси сбором налогов (дани) занимался сам князь с дружиной. Затем он назначал особых сборщиков либо договаривался с общиной о величине налога, который они сами приносили князю. В период почти трехсотлетнего монголо-татарского ига баскаками называли на Руси сборщиков, а вернее надсмотрщиков, которые контролировали сбор податей, которыми ханы Монгольской орды обложили русские земли, вернее русских князей. Баскаки – это уполномоченные посланники или представители монгольского хана, которых он направлял на завоеванные территории для обеспечения должного порядка при сборе наложенной дани.


Ответ от Владимир Попов [новичек]
оброк, ясакЯса?к - на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, (мягкой рухлядью, как её называли на Руси) .Перешло слово ясак в русский язык со времени завоевания Сибири. Сбор ясака был основной целью приведения под «высокую руку государя» неосвоенных территорий. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьёзную статью отпускной торговли. Первоначально сбором ясака ведал сибирский приказ; с 1763 года мягкая рухлядь стала поступать в кабинет Его Величества.Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам» . Сбор ясака часто гарантировался путём взятия заложников (аманатов) из туземцев. Уплата ясака ложилась на инородцев тяжёлым бременем, так как служилые люди старались собирать его с «прибылью» и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество ясака и не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 году издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата ясака деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 году состоялась резолюция кабинета министров собирать ясак соболями, «а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя» .Злоупотребления сборщиков ясака не прекратились; «ясашные народы терпели от заборщиков ясака и прочих начальников грабительство и разорение» , и правительство в 1763 году признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения ясаком инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый род или улус был обложен или определённым родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так называемых «окладных зверей» , разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам.В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племён, обложенных ясаком, значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 году ясашные комиссии, особые для Восточной и для Западной Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 году деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введённый в 1763 году; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности «по тем сословиям, в кои они вступили» . По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние.Обро?к - термин, встречающийся в древнерусских памятниках вместе с термином «дань» ; поэтому старые финансисты наши думали, что «под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета» (Ю. А. Гагемейстер) . Уже граф Д. А. Толстой не соглашался с этим определением и полагал, что «Оброк была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной ценностью» . «Новейшие» исследователи, гг. Лаппо-Данилевский и Милюков, установили,

04.04.2013 в 07:31

В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь выполнял еще и судебные функции: все споры между крестьянами разрешал именно он. Кроме того, он «выносил приговоры» ворам и разбойникам и мог на месте привести их в исполнение. Четкого размера повинности не было, и при попытках увеличении дани, народ сопротивлялся и даже иногда устраивал всяческие козни против своих угнетателей.

Непокорные древляне

Так был убит князь Игорь. В летописи на эту тему сказано: «Когда же шел он (Игорь) назад...отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова...послали к нему, говоря: „Зачем идешь опять? Забрал уже свою дань“. И не послушался их Игорь...» (П.в.л.) Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадился волк к овцам, то перетаскает всё, если его не убить». Древляне вооружились под предводительством князя своего — Мала и перебили дружину, а самого Игоря казнили.«... погребен был Игорь, и есть его могила у Искоротеня в в Деревской земле и до сего времени...»

Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Со своей дружиной она осадила город Искоростень, сожгла его, жителей покорила и заставила их платить еще более неподъемную дань. Позже княгиня установила фиксированный размер повинностей. Были определены места сбора податей: становища и погосты.

Постепенно была установлена новая форма получения повинностей «повоз», т.е. доставка дани населением в специально отведенные места. Крестьянское земледельческое хозяйство было в качестве единицы обложения, например — дань от плуга, рало. Собранная дань являлась экспортом. В Византии, например, дань продавалась или обменивалась на нужные товары: дорогие ткани, вино, золотые монеты, фрукты.

Статья подготовлена на основе материалов сайта http://rus-biography.ru

Поиск родственников

Пошаговая инструкция

Генеалогия и генетика

  • На вопрос, есть ли в нашей стране праздник, история которого была бы непосредственной частью ее прошлого, настоящего и будущего, можно смело отвечать, что это праздник — двадцать третье февраля. Родовое Дерево поздравляет всех мужчин с праздником!

  • Если используются архивные материалы, то их, как наиболее достоверные документы, следует выделить в отдельную группу со своим подзаголовком — Архивные материалы, расположив этот раздел перед литературными источниками, В этот разделе номере фондов надо приводить в порядке возрастания отдельно для каждого архива, названия архивов помещать в алфавитном порядке, при этом общероссийские архивы должны быть впереди местных, семейные архивы относятся к этому же разделу, но указываются после местных. Названия каждого фонда, также как и наименование дела, необходимо приводить полностью.

  • Графическое оформление может быть различным, однако удобнее, особенно при больших схемах, каждое имя заключить в квадратную рамку, в неё же желательно внести и даты жизни. Кроме того, имена необходимо снабдить порядковыми номерами, что сделает удобным пользование схемой (таблицей) при чтении текста родословной, в котором также должны быть приведены эти номера. Начиная со второго колена, рядом с порядковым номером в скобках помещается номер имени родителя (отца), что особенно важно для облегчения восприятия текста родословной. С левой стороны схемы римскими цифрами нужно пронумеровать колена, отнеся к первому основателя рода.

  • Хотим познакомить вас с удивительным человеком, автором интересной и полезной статьи для начинающих и опытных генеалогов.
    Благово Никита Владимирович, 1932 г.р., окончил Ленинградский электротехнический институт, инженер-электрик, мастер спорта СССР по туризму, совершил 14 туристских сложных походов, в том числе 4 похода по Южному, Северному и Полярному Уралу, основатель и заведующий Музея истории гимназии и реального училища К. Мая, консультант-преподаватель генеалогии школьникам во Дворце творчества юных Санкт-Петербурга, член совета РГО, автор более 40 публикаций, в том числе более 15 генеалогических.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!