«Людям свойственно ошибаться»: происхождение и значение афоризма.

Многие из нас, людей, зачастую совершенно неосознанно, как по научению, по сценарной программе , совершают различные ошибки в жизни, порой приводящие к негативным, комическим, драматическим, а иногда и трагическим финалам.
Основа многих психологических и эмоциональных проблем человека — это логические ошибки , ошибки мышления и восприятия, не только внешнего мира, но и внутреннего, восприятие и интерпретирование собственных часто автоматических мыслей и представлений.

Конечно, каждому (Errare humanum est), («…но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке» -Цицерон- ), однако практически каждый, при желании, может обнаружить, проанализировать и исправить свои логические ошибки . Тем самым, избавив себя не только от психологических проблем и эмоциональных (иногда и соматических) страданий, связанных с ошибками мышления, но и сделать свою жизнь и судьбу управляемыми своими осознанными, логически осмысленными, желаниями и потребностями, а не пустить их на фатальный самотек («…не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки»)

Подсознательные логические ошибки — примеры; ошибки мышления, приводящие к фатальным ошибкам в жизни человека

Логические ошибки (ниже мы рассмотрим примеры ошибок мышления) - это необоснованные суждения, которые зачастую произносятся с такой убежденностью, что начинают звучать как доказанные факты. Некоторые из этих логических ошибок исходят от извращенного восприятия человека (например, сверхобобщение), иные - от психологических заблуждений (например, катастрофизирование), в то время как остальные являются просто логическими искажениями (априорное мышление). Иногда ошибки происходят из-за установления ложных логических связей между случайными событиями в жизни.

Каким бы ни был их источник, ошибки мышления, популяризованные средствами массовой информации, могут начать жить собственной, особой жизнью и стать частью национального кредо. Достигнув таких масштабов, они становятся привлекательными для тех, кто ищет одобрения других, прибегая к помощи этих общеупотребительных заблуждений.

Лучший способ понять о логических ошибках - это обратить свое внимание на подобные высказывания в тот момент, как они произносятся, и незамедлительно заметить, что они ничего не дают нам в оценке истинности или ложности убеждения. Если положить на одну чашу весов все логические ошибки, какие вы сможете собрать, а на другую - одно неопровержимое доказательство, и оно всегда будет перевешивать.

Виды логических ошибок: Как человеку свойственно ошибаться в жизни

Логика — довольно сложная наука, но человеку свойственно ошибаться не потому что он не знает законов логики, а потому что большей частью человеком и его жизнью управляет подсознание, а оно — часто алогично и иррационально.
Итак, виды логических ошибок мышления человека:

Чувствительность
Простые, невинные эмоции, которые бывают у каждого, превращаются в ужасающие, всеохватывающие, психиатрические крайности.
— «Я должен быть подавлен, потому что мне грустно после отпуска».
— «Нервничать опасно».

Сверхобобщение
Отдельные примеры, относящиеся к какой-либо категории, считаются представляющими всю категорию в целом.
— «Я хуже Миши, потому что он всегда побеждает меня в бадминтон».
— «Тот, кто не может писать без ошибок, - дурак».

Персонализация
Случайные события воспринимаются как персональная угроза.
— «Я сломал ногу, потому что Бог наказывает меня за мои прошлые грехи».
— «Всему, что происходит с человеком, есть свои причины».

Антропоморфизм
Приписывание человеческих характеристик неодушевленным объектам.
— «Машина отказывалась двигаться с места».
— «Гром гневно грохотал».
— «Госпожа удача была против меня».

Увековечивание
Превращение кратковременных явлений в долговременные.
— «Я всегда буду бояться».
— «Я никогда не буду счастлив».

Поиск виновного
Поиск того, кого можно обвинить, когда что-то не ладится (других или себя).
— «В том, что наш брак длился недолго, виноват мой супруг (или я)».
— «Все преступники обязаны плохим родителям».

Патологизирование
Выученная реакция называется людьми заболеванием.
-«Тот, кто все время тревожится, действительно болен».
— «Гиперагрессивность - это патология».

Перфекционизм
Подбор для себя и других высших из теоретически возможных стандартов, даже если никто не в состоянии их достичь, и последующее использование их в качестве общей мерки для определения ценности личности.
— «Я не должен делать ошибок вообще».
— «Я должен быть во всем лучше всех».

Дихотомическое мышление
Оценка понятий, которые в действительности располагаются на континууме, как одного из двух взаимоисключающих вариантов (также называется мышлением по типу «все или ничего» «или плохо, или хорошо»).
— «Аборт - это либо правильно, либо неправильно».
— «Если это стоящая затея, то она стоит того, чтобы быть сделанной лучшим образом».
— «В этом мире ты или победитель, или проигравший».
— «У некоторых это есть, а у некоторых нет».

«Ужастификация»
Для каждого события предвидится наихудший из возможных исходов.
— «Эта боль в моей ноге означает, что у меня рак».
— «Муж задерживается, наверное, завел интрижку».
— «Если я не получу по этому предмету «5», я никогда не поступлю в медицинский вуз».

Долженствование
Превращение «хочу» в «должен», «обязан», «надо».
— «Я должен ее вернуть».
— «Чтобы стать счастливой, я обязана стать великой актрисой».
— «Чтобы принять решение, мне нужно быть уверенным».

Претензии на титул
Притязания на исключительные привилегии, которых не существует («синдром непризнанного принца»).
— «Я не должен мириться со всеми мелочными вещами, которыми меня вынуждают заниматься на работе».
— «Это несправедливо, что я должен показывать свой паспорт, чтобы обналичить чек».
— «Почему я должен стоять в очереди в аэропорту, как все остальные?»

Психологизирование
Для всех событий подыскиваются психологические причины, а все другие игнорируются.
— «Я ударился о стол, потому что пытался навредить себе».
— «Больное плечо, должно быть, вызвало мою подсознательную тревогу».
— «Вы забыли мое имя, потому что вытесняете его».
— «Вы одиноки, потому что боитесь жениться».
— «Вы не добились успеха, потому что боитесь его».
— «Вы потерпели крах, потому что хотели этого».

Неэкономные рассуждения
Предпочтение простым объяснениям более сложных.
— «Тебе не нравится, когда я тебя критикую, потому что с отцом у тебя были отношения типа «любовь-ненависть», а все мужчины представляют для тебя фигуру отца».
— «Ты просто переносишь на меня свою подавленную детскую жестокость».
— «Люди становятся психически больными, потому что они регрессируют на более примитивные стадии своего психосексуального развития».

Материализация абстрактного
Предположение о том, что та или иная абстракция (например, личностные черты, коэффициент умственного развития, шизофрения) обозначает реальную, конкретную сущность.
— «Ему не хватает смелости».
— «Он по сути ленив».
— «Справедливость, красота и добродетель - это первичные формы реальности» (греческие философы).
— «У нее меньше силы воли, чем у других».
— «У меня расшатались нервы».

Гомоцентрическая ошибка
Предположение о том, что человеческая раса - божьи любимцы.
— «Бог создал эту планету для людей».
— «Солнце вращается вокруг Земли».

Эгоцентрическая ошибка
Вывод о том, что, раз ты являешься центром собственного мира, то ты центр всех других миров.
— «Все должны любезно со мной обращаться».
— «Я должен получить от жизни все, что я хочу».
— «Мир должен быть справедливым».

Субъективная ошибка
Вера в то, что ты являешься причиной поведения и эмоций других людей.
— «Я сожалею о том, что вызвал твою депрессию».
— «Я делаю своего мужа несчастным».

Скользкий скат
Предположение о том, что то, что верно в одном случае, будет верно и во всех последующих.
— «Если мы позволим им наложить запрет на штурмовые орудия, то вскоре они запретят наши винтовки».

Априорное мышление
Выведение фактов из принципов (дедукция) вместо выведения принципов из фактов (индукция).
— «У женщин меньше зубов, чем у мужчин, потому что у них меньше челюсти» (Аристотель).
— «Таяние снега не вызовет поднятие вод Нила, так как в районе экватора слишком жарко для снега» (Платон).
— «Когда люди любезны с тобой, значит, они пытаются что-то получить».

Преувеличение силы
Попытки разрешить все проблемы, разровняв их, как бульдозером.
— «Когда путь становится трудным, тверже становится шаг».
— «Алкоголизм можно победить одной только силой воли».
— «Все, что тебе нужно, - это сердце».

Возможности, равные вероятностям
Если событие возможно, значит, оно вероятно.
— «Если что-то плохое может произойти, то оно неизбежно».
— «Я должен побеспокоиться, чтобы не заработать болезнь от растений».
— «Опасно летать на самолетах».

Эпизодическое доказательство
Мнение о том, что один бесконтрольный случай может служить доказательством более широкой закономерности.
— «Я знаю одного человека, который…»

Аргументация ad hominem («Аргумент к человеку» (лат.) - о доводах, которые, в противоположность объективным доводам, имеют целью не доказательство правильности выдвинутого положения, а воздействие на чувства собеседника, побуждение у него сочувственного и отрицательного отношения к рассматриваемому положению.
Нападение на оппонента, а не на его аргументы, «критика источников» или «указание на чужие ошибки».
— «Чтобы давать мне советы, вам нужно было быть там и делать это».
— «Вы не можете понимать то, о чем говорите, потому что у вас нет высшего образования».
— «Чтобы помочь наркоману, вам самим нужно быть наркоманом».

Ipse dixit («Сам сказал» (лат.) - выражение, характеризующее бездумное преклонение перед чьим-либо авторитетом.)
Утверждение истинности чего-либо только на том основании, что так говорит авторитетное лицо, апелляция к авторитетам. «Фрейд говорил… Скиннер говорил… Эллис говорит… Бек говорит… Мак-Маллан говорит…»
— «Известный профессор колледжа Айви Лиг уверен в том, что…»
— «Четверо из пяти наших докторов утверждают…»

Конкуренция
Суждение о собственной ценности исключительно путем сравнения себя с другими людьми.
— «Я не искусен в этом, потому что есть множество людей, которые делают это лучше меня».
— «Победа - это все».

Мистификация
Объяснение физических явлений метафизическим или эзотерическим образом.
— «Воспоминания о прошлых жизнях, полученные при гипнозе возрастной регрессии, являются доказательством предшествующей жизни».
— «Многие события, зафиксированные в Ветхом Завете относительно исхода евреев из Египта, были вызваны кометой, которая позднее стала планетой Венерой».
— «Внетелесные переживания доказывают то, что жизнь продолжается после смерти».
— «Металлический сплав нитинол может быть получен при помощи психической энергии».
— «Люди могут обозревать объекты на больших расстояниях, даже если они не могут их видеть непосредственно (дальнее видение)».
— «Полосы в Перу были взлетными площадками космических кораблей, переносивших древних астронавтов».
— «Голубизна неба, мерцание звезд, северное сияние и солнечная активность вызваны энергией оргона, основной жизненной движущей силой».
— «Переживания матери после самого дня зачатия оставят свой отпечаток на подсознании плода».

Корреляции, равные причинным связям
Предположение о том, что если две переменные коррелируют, то одна является причиной другой.
— «Подсознательный гнев на себя является причиной любой депрессии».
— «Самолеты порождают страх, потому что страх появляется у меня только в самолетах».
— «Гром вызывает молнию».

Игнорирование опровергающих доводов
Предположение о том, что все, что нужно для доказательства теории, - это подтверждающие ее доводы. (Этого недостаточно, необходимо показать, что аргументы в пользу теории сильнее аргументов против нее.)
— «Поскольку в психологических исследованиях некоторые субъекты показали высокий коэффициент успешности поиска, экстрасенсорное восприятие можно считать доказанным».
— «Поскольку ингибиторы моноамина оксидазы, трициклики и алпразолам снижают некоторые панические реакции эмоционально страдающих людей, все панические расстройства имеют исключительно биологическую основу, и психотерапия любого рода оказывается ненужной».

Сверхсоциализированное мышление
Излишне конформные по отношению к своей культуре люди бездумно и некритично принимают превалирующие социальные установки и основные убеждения, характерные для их культуры. Этот вид ошибок называется «аргументация ad populum» и подразумевает вынесение суждений, апеллирующих к распространенным общественным предрассудкам.
— «Место женщины - в доме».
— «Моя страна или права, или не права».
— «Брак должен длиться до тех пор, пока смерть не разлучит нас».
— «Ты можешь доверять любому, кто старше 30».
— «Пожалеешь розгу - испортишь ребенка».
— «Низкое самоуважение лежит в основе всех психологических проблем».

Уверенность в своей праведности
Убежденность в том, что хорошие намерения важнее конечных результатов.
— «Но я всего лишь хотел вам помочь».
— «Экстремизм в борьбе за свободу не порок».
— «Жестокость добродетельна, если она нацелена на искоренение несправедливости».
— «Это справедливо, потому что у меня были добрые намерения».

Уход в сторону
Замена предмета обсуждения на неуместный, не относящийся к делу разговор с целью маскировки слабости собственной позиции. Эти стратегии больше известны как «отвлекающие маневры».

1. Нечестные вопросы. Внезапно задать серию вопросов, так что оппонент вынужден отвечать на них, и прекратить аргументацию. «Почему вы критикуете меня за опоздание? У вас был трудный день? Почему это так важно для вас? У вас опять проблемы из-за ПМС? Вы обращались к доктору по этому поводу? Что еще вас на самом деле сердит?»

2. Указание на чужие недостатки.
«Если вы обвиняете меня в том, что я толстая, то что делает этот утягивающий пояс вокруг вашей талии?»

3. Археологические обвинения. Раскапывание прошлых грехов. «Вы сказали, что я был груб на прошлой вечеринке. А что вы скажете о том прошлогоднем новогоднем празднике, когда вы чуть не заставили меня умереть со стыда?»

4. Эмоциональный язык. Попытки вывести другого человека из себя при помощи эмоционально перегруженных фраз.
«Ты такой дурак, урод и тупица, что вряд ли имеешь хоть малейшее представление о чем-либо, черт возьми!»

5. Подход «дзюдо». Излишнее соглашательство с недовольством другого человека, так что тот вынужден забрать его обратно. «Ты права! Я был недобр с тобой и жесток. И ты имеешь полное право так сердиться. У меня действительно трудный характер. Я не представляю, как ты со мной уживаешься».

6. Приступ ярости. Попытка увести людей в сторону, рассердившись на них. Большинство людей отреагируют на гнев и бросят свои позиции.
«Да как ты смеешь меня критиковать! У тебя нет никакого права на это!»

7. Невинное неведение. Полное отрицание того, что вообще есть какие-либо проблемы.
«Не имею понятия, о чем ты говоришь. Я ничего не пил весь вечер».

Предупрежденное несогласие
Перефразирование чьей-либо точки зрения таким образом, что не согласиться с ней было бы сложно или стыдно.
— «Каждый должен знать, что…»
— «Любой дурак может понять…»
— «Это очевидно для всех, у кого есть мозги, что…»
— «Поскольку ты ничего об этом не знаешь, понятно, что…»

Испытанное и верное
Утверждение о том, что убеждение верно просто потому, что представляет традиционные взгляды (похоже на сверхсоциализированное мышление, но апеллирует к традиции, а не к тому, что популярно на данный момент). — «Что было хорошо для моего отца, то хорошо и для меня».
— «Не меняй лошадей на середине реки».
— «Это наша политика».
— «Так делали всегда».

Впечатлить большими цифрами
Предположение о том, что мысль верна, если многие люди в нее верят.
— «Пятьдесят миллионов россиян не могут ошибаться!»
— «Консультации не помогают, потому что я могу назвать десять человек, которые ходили к психотерапевту и ни одному не стало лучше».
— «Согласно последнему исследованию, сотни врачей рекомендуют…»
— «Иди в ногу со временем! Все, кто хоть что-нибудь собой представляют, верят в это».

Решенный вопрос
Предложение, которое звучит так, как будто оно утверждает причинно-следственные связи, но на самом деле просто перефразирует суждение в другой форме (вид тавтологии, при которой любой вопрос понимается как само собой разумеющееся).
— «Я не летаю самолетами, потому что я трус» (в определение «труса» входит избегание тех или иных вещей без особой необходимости).
— «Все, кто так сильно тревожится, должно быть, сумасшедшие» (в определение индивидом сумасшедшего попадал любой человек, которым владели неконтролируемые эмоции).
— «Нарциссическая личность обусловлена эгоцентризмом».

Общаться в чатах, оставлять комменты… так просто в интернете. И быстро, если не надо регистрироваться.

Раз или два писала на эмоциях, и при этом от ярости перед глазами краснело и темнело. Иногда случайно нажимала ввод и текст отправлялся прежде, чем проверяла на ошибки. Себя я хорошо знаю: если текст большой, то мне приходится перечитывать его трижды, чтобы эти ошибки найти - я часто отвлекаюсь на содержание. А уж что касается особо глупых ошибок, то это всё из-за рассеянности.

Но вот, это всё-таки случилось. Да, я отправила текст с ошибкой или несколькими, отредактировать не могу и бью себя ушами по щекам. А что теперь делать? Правильно, зайду на какую-нибудь страничку и буду гневно осуждать ошибающихся. Я же с репетитором по русскому занималась! Он же меня до пятёрок дотянул! Я же… да плевать уже кто я, какая я и кто они, эти доставшие высокомерием поборники грамотности. Ничего, что раздражают все эти наши совершенные. Нет, пусть живут, ладно.

Но так ругаться на чужие ошибки… Это очередной способ возвыситься над другими? За счёт правописания?! Это было бы глупо. Но это было всегда, даже в библии есть про высматривающих соринки в чужих глазках. Хотя нет, это правда слишком глупо. Наверное, вся эта злоба от того, что у бедолаг отняли значительную часть детства. Бедняжкам очень хотелось играть в куклы/машинки/приставку/гаджеты, а родители учиться заставляли. И ругались потом ещё, изверги, что по русскому в тетрадке 4, а не 5. Так что ли? Нет, не думаю. Это слишком по Фрейду. Куда интереснее считать адской несправедливостью то, что они тратят время на проверку своих текстов на предмет недочётов, гуглят или быстренько шерстят справочник Розенталя, а основная масса наполняющих интернет своим мнением, судя по всему, этого не делает. Можно понять наших письменно идеальных, если они считают ошибки в тексте своеобразным признаком неуважения или невежливости. Наверное, эти люди не ругаются матом. Я тоже. Просто мне свойственно ошибаться. Представьте себе, грамотеи, всем живым существам свойственно ошибаться!

Истину открыла, тоже мне.

И я проверяю на ошибки свои тексты. Если очень «многа буков», то проверяю с вордом, справочником и образами светлых лиц учителей в памяти. Однако… случается. Я могу обнаружить, что забыла правило, которое читала для коррекции предыдущего текста. Мой семилетний сын может десять раз за пятнадцать минут подбежать со своими восторгами или выпросить литр чая вовсе не разово в графине, кстати, и я могу не обратить внимания на ошибку. Могу, бывает. Случаются и очепятки))

А вот мама пишет без ошибок в русском языке. При этом она не русская. Она говорит, что перечитала всё, что было в деревенской библиотеке ещё в детстве и уверена, что её грамотность именно от этого. Я тоже читала очень много. Книга была первым, за что я бралась проснувшись, и последним, что я видела перед сном, но на мне фишка не сработала. Что я делала и буду делать? Конечно же работать над собой. Но устану в какой-то момент. Потому что из-за своей особенной памяти я, взрослая женщина, открываю одни и те же правила каждый год, чтобы как будто бы заново с ними познакомиться. Представьте, как весело учить одно и то же. Нет, я ни чем таким не больна. Таблицу Менделеева и законы генетики я помню даже при условии, что в работе они мне не нужны, а по образованию и вовсе экономист. Но вот этот кошмар с родной речью… из памяти вымывается начисто сам по себе. Каждый раз. Да, так тоже бывает.

От лица всех нормальных живых людей готова извиниться за ошибки, мне не сложно. Но это как-то странно. Ведь есть люди, которым просто даётся всё, за что бы они не брались. И есть те, кому всё даётся с большим трудом. Есть уставшие, не высыпающиеся, болеющие, переработавшие. Мне и за них извиниться?

Короче, хватит уже обличать. В жизни нет и не будет ничего идеального! Всё изменчиво, даже сам благословенный русский язык со всем его шлейфом правил.

Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент Душенко Константин Васильевич

Человеку свойственно ошибаться

Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), римский политик, оратор

Человеку свойственно ошибаться, но еще более свойственно сваливать вину на других.

«Закон Джекобса»

Человеку свойственно ошибаться, но лучше подыскать себе какое-нибудь другое оправдание.

Билл Деттл (США)

Человеку свойственно ошибаться, но нашей фирме не свойственно прощать.

Американское изречение

Человеку свойственно ошибаться, но если ваш ластик стирается быстрее карандаша, вы ошибаетесь чересчур часто.

Человеку свойственно ошибаться, но для нечеловеческих ляпов нужен компьютер.

Пол Эрлих (США)

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора Жаворонков В.

7. 10. КАКОВО ЧЕЛОВЕКУ С КОМПЬЮТЕРОМ? Вокруг каждого компьютера возникает своеобразная аура, в которую попадает человек. Каково ему там? Специалисты лаборатории электромагнитных излучений НИИ медицины труда утверждают, что рентгеновское излучение у современных

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Человек человеку См. также «Мы и другие», «Нравственность. Этика. Мораль» Человек человеку бог, если знает свои обязанности. Цецилий Стаций Человек человеку волк. Плавт Человек человеку друг, товарищ и брат. Программа КПСС Человек человеку Друг, Товарищ и Брут. Анатолий

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Зачем человеку фамилия Рассказывают, что во время Великой французской революции произошел такой эпизод.Судят некоего гражданина за принадлежность к врагам революции.Председатель суда просит подсудимого назвать свою фамилию.– Де Сен Сир, – отвечает тот.– Но

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

Человек человеку – партнер Как уже было сказано, институт совместного, партнерского ведения бизнеса на паритетных или паевых началах был знаком евреям с давних времен, и потому нет ничего удивительного, что и сама культура взаимоотношений между деловыми партнерами

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

На службе человеку А теперь пришло время поговорить о «рубине на службе человека». Заметим только, что в связи с созданием синтетических рубинов «Календарь камней» был пересмотрен: теперь камень, символизирующий собой самый жаркий летний месяц, - не только натуральный

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Каким млекопитающим не свойственно живорождение? Большинству млекопитающих свойственно живорождение – способ воспроизведения потомства, при котором зародыш развивается в материнском организме, питается непосредственно от него обычно через плаценту и рождается в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что человеку нужно для счастья? Опросы, проведенные в 15 странах мира – от самых богатых до самых бедных, – показали, что людям независимо от того, где они живут, для счастья нужны очень простые условия. Профессор психологии из Эдинбургского университета (Великобритания)

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Каждому человеку свойственно ошибаться, но только дураки повторяют свои ошибки С латинского: Cujusvis hominis est errare, nullius, nisi insipientis, in errore perseverare [куюсвис хоминис эст эррарэ, нуллиюс, ниси инсипиен-тис, ин эррорэ пэрсэвэрарэ]. Буквально: Каждому человеку свойственно ошибаться, но

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Человек человеку волк С латинского: Homo homini lupus est [хомо хомини люпус эст].Из пьесы «Asinaria» («Ослиная комедия») римского писателя и драматурга Плавта (Тит Макций Плавт, ок. 250 - 184 до н. з.).Выражение обрело вторую жизнь и стало популярным благодаря английскому философу и

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Чем бактерии полезны человеку? Когда говорят о бактериях, многие сразу представляют вредные организмы, разносящие болезни. Но дело в том, что существует более двух тысяч различных видов бактерий и большинство из них полезно живым организмам, включая человека. Бактерии

Из книги Убийцы и маньяки [Сексуальные маньяки, серийные преступления] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Темнокожему человеку на солнце жарче или прохладнее, чем человеку со светлой кожей? (Спрашивает Ян Смит, Дунсайд, Новый Южный Уэльс, Австралия)Нет никакой разницы в том, темная или светлая кожа у человека. Хотя темная кожа поглощает больше солнечного света, механизм

Из книги Мототуризм: спорт и отдых автора Захарин Владимир Сергеевич

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ - СУП Жив? Раз мелькнула такая мысль, значит, жив. А вообще-то нет, это еще ничего не значит. Вот если бы что-нибудь этакое сотворить… Например, перевернуться на живот. Славин подогнул правую ногу, левую, обе вместе, но остался лежать на спине. Фу ты, черт, как

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КОЛЕСО ЖИТЬ, ЧТОБЫ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ Вопрос о том, как лучше жить - спокойно или в вечном движении, - спорный. Но скажите, много ли песен вы слышали о пижаме, ковре, телевизоре или диване? Часто ли упоминаются в них любители поспать и поесть? Ответ может быть

Из книги Я познаю мир. Ботаника автора Касаткина Юлия Николаевна

ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ДОРОГА? Мототуризм стоит на стыке туризма и мотоспорта, синтезирует их особенности. Он воспитывает физически крепких, закаленных, подготовленных к преодолению трудностей людей. Общение с мотоциклом дает им технические знания, а преодоление трудных

Из книги автора

Из книги автора

Грибы на службе человеку Человек с древнейших времен использует некоторые свойства грибов. Применение дрожжей для приготовления вина из соков фруктов и ягод и пива из зерен злаков уходит корнями в доисторические времена. Остатки пивоварен и хлебопекарен, которые были

Человеку свойственно ошибаться

С латинского: Errare humnnum est [эррарэ хумапум эст].

Слова римского ритора (оратора) Марка Аннея Сенеки Старшего (ок 55 до н. э. - ок. 37 н. э.). Не путать с более известным Сенекой - философом-стоиком Луцием Аннеем Сенекой Младшим, ок. 4 до н. э. - - 65 н. э.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Человеку свойственно ошибаться

Прообраз этого выражения встречается у греческого поэта Феогнида, жившего за 500 лед до н. э.; он высказал мысль, что невозможно сохранить ни с кум тесных дружеских отношений, если сердиться на всякую ошибку друзей, "так как ошибки неизбежны между смертными" . В дальнейшем эта мысль повторялась у греческого поэта Еврепида (480-406 г. до н.э.) в трагедии "Ипполит" – "всем людям свойственно ошибаться"; у Цицерона ("Филиппики", 12, 5) – "Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке". Римский ритор Марк Анней Сенека (ок. 55 г. до н.э. – ок. 37 г. до д.н.) говорит: "человеку свойственно ошибаться". Именно эта формулировка ("Errare humanum est" – "Человеку свойственно ошибаться") и получила широкое распространение.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Человеку свойственно ошибаться" в других словарях:

    Ошибаться человеческое дело. Ср. Человеку свойственно ошибаться. Тургенев. Рудин. 3. Рудин. Ср. Я человек и, как человек, могу ошибаться. Салтыков. Помпадуры. 6, 2. Ср. Es irrt der Mensch, so lang er strebt. Göthe. Faust. Prolog. Ср. Irren ist… …

    Человеку свойственно ошибаться - крыл. сл. Прообраз этого выражения встречается у греческого поэта Феогнида, жившего за 500 лед до н. э.; он высказал мысль, что невозможно сохранить ни с кум тесных дружеских отношений, если сердиться на всякую ошибку друзей, «так как ошибки… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Человѣку свойственно ошибаться. Ошибаться человѣческое дѣло. Ср. Человѣку свойственно ошибаться. Тургеневъ. Рудинъ. 3. Рудинъ. Ср. Я человѣкъ и, какъ человѣкъ, могу ошибаться. Салтыковъ. Помпадуры. 6, 2. Ср. Es irrt der Mensch, so lang er strebt … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    С латинского: Cujusvis hominis est errare, nullius, nisi insipientis, in errore perseverare (куюсвис хоминис эст эррарэ, нуллиюс, ниси инсипиен тис, ин эррорэ пэрсэвэрарэ). Буквально: Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме… … Словарь крылатых слов и выражений

    Ошибайся, да сознавайся. Ср. Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого. Гр. Л. Толстой. Война и мир. 2, 1, 4 (Дуэль). Ср. Мудрость состоит не в том, чтобы никогда не делать ошибок, а в том, чтобы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    свойственно - см. свойственный; в функц. сказ. Человеку сво/йственно ошибаться … Словарь многих выражений

    В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия

    Ошибки нередко входят в привычку. Есть люди, которые не совершают ошибок. Это те, за кого думают другие. Хенрик Ягодзиньский Давайте учиться на чужих ошибках репертуар своих слишком однообразен. Лешек Кумор Он учился на ошибках, но его обошли те …

    - (384 322 гг. до н.э.) ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков, из Стагиры (п ов Халкидика) Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные. Добродетель… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Во многих языках мира, в том числе в русском, используются различные фразы и выражения на латинском языке, описывающие разнообразные жизненные случаи. Как правило, значение в первую очередь имеет контекст, в котором фраза применяется, а её… … Википедия

Книги

  • От Дарвина до Эйнштейна: Величайшие ошибки гениальных ученых, которые изменили наше понимание жизни и вселенной
  • От Дарвина до Эйнштейна. Величайшие ошибки гениальных ученых, которые изменили наше понимание жизни и вселенной , Ливио М.. Эта книга - блестящее подтверждение вечной истины «не ошибается только тот, кто ничего не делает»! Человеку свойственно ошибаться, а великие умы совершают подлинно великие ошибки.…

"Управление персоналом", 2013, N 1

Умение ставить четкие практические цели и задачи - это одна из основных базовых компетенций эффективного топ-менеджера, но, как показывает практика, этап постановки целей вызывает сложность у многих руководителей.

И прежде чем говорить об ошибках, хотелось бы еще раз уделить внимание одному из самых распространенных, простых и действенных способов постановки целей - использованию системы S.M.A.R.T. В соответствии с данной системой цели должны быть:

S (Specific) - конкретные

M (Measurable) - измеримые

A (Achivable) - достижимые

R (Result-oriented) - ориентированные на результат

T (Timed) - ограниченные по времени.

Конкретные цели (S) - цель должна быть четко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Измеримые цели (M) - если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то невозможно определить, достигнут ли результат.

Достижимые цели (A) - цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Не нужно ставить таких целей, которые, наоборот, приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Достаточно ставить сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.

Ориентированные на результат цели (R) - цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый результат, то данный час можно провести, попивая кофе или просто болтая.

Ограниченные по времени (T) - любая цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Еще римский оратор Марк Анней Сенека (ок. 55 г. до н. э. - ок. 37 г. до н. э.) говорил: "Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке". Как это ни странно, но руководители совершают в основном одни и те же ошибки, что переходит в определенный момент в чрезмерную зависимость от системы. Чтобы избежать такой систематической зависимости, выделим основные ошибки руководителей при постановке целей и задач.

Эффективное выполнение начинается с постановки четких целей. Давно замечено, что при передаче информации смысл ее часто искажается, поскольку один и тот же набор сведений воспринимается разными людьми по-разному.

Корень непонимания (когда, казалось бы, совершенно очевидное не выполняется или игнорируется) между руководителем и подчиненными кроется именно в неспособности людей одинаково оценивать одну и ту же ситуацию. Это приводит к существенному искажению конечного результата по сравнению с желаемым. Стоит также обратить внимание, что корректно поставленная цель должна отражать движение к желаемому результату, а не стремление убежать от проблемы. Например , если поставленная цель имеет формулировку "уменьшить численность рекламаций", то здесь возникает большое количество запретов, что зачастую сковывает инициативу сотрудников. В итоге они боятся действовать, чтобы не навлечь на себя гнев руководителя. Поэтому желательно перефразировать цель следующим образом: "улучшить качество выпускаемой продукции". В данной интерпретации цель более понятна, доступна подчиненным и подразумевает активные действия.

Одной из основных компетенций руководителя является способность делегировать полномочия. Однако некоторые руководители вместо того, чтобы поставить задачу перед подчиненным, выполняют ее сами, обосновывая это тем, что слишком долго объяснять, все равно ошибутся, это слишком ответственно и сложно и т.п. Подобные топ-менеджеры либо не умеют, либо не хотят делегировать полномочия своим подчиненным, что приводит к тому, что руководитель буквально тонет в рутинной работе, становится "слепым" и не имеет возможности посмотреть на себя и подчиненных со стороны, правильно организовать рабочий процесс. Проект, который на первый взгляд кажется подавляющим, вполне управляем, если распределяется между различными сотрудниками. Кроме того, при распределении работы создается возможность для развития лидерских навыков.

Выбор исполнителей. Задачи не должны ставиться перед сотрудниками, которые ввиду низкой квалификации, недостаточного опыта либо большой загрузки на данный момент другой работой не могут выполнить это задание.

Каждый должен отвечать за свою работу. Прежде всего, необходимо навести элементарный порядок, разграничить функции, определить полномочия и сферу ответственности сотрудников. Если два и более исполнителя будут вместе делать одно и то же - ждите провала, понадеются друг на друга и не сделают.

При выборе исполнителей также необходимо уделять внимание взаимоотношениям между сотрудниками и руководителями, они могут быть слишком субъективными и мешать выбору. Из-за каких-то предубеждений выбор может пасть "не на того". Предубеждения могут оказать положительное или отрицательное влияние. Или какой-то из сотрудников может быть "святым". Здесь же имеют место контрасты, сравнения сотрудников или их достижений, стереотипы, сложившиеся по отношению к сотрудникам или, наоборот, первое впечатление о сотруднике. Как правило, первое впечатление складывается при подборе персонала. Руководитель должен обладать способностью отсеивать "ненужные" кадры при собеседовании. Каждый сотрудник должен соответствовать занимаемой должности. Французская пословица гласит: "Если кто глуп, то это надолго". Профессионалы должны работать у нас, а все остальные пусть идут к конкурентам!

Сроки имеют большое значение в постановке задачи , сотрудник должен четко понимать, к какому времени задача должна быть выполнена. Сроки должны быть достаточными для выполнения задачи, но не более того, так как у сотрудника может сложиться мнение, что время еще есть и он может приступить к ее выполнению позже.

Отсутствие контроля и обратной связи между руководителем и подчиненными. Дело подобно автомобилю: само по себе оно будет двигаться только под гору. (Заповедь американских менеджеров.)

Отсутствие контроля, несомненно, приведет к отрицательному результату, поскольку даже те сотрудники, которые никогда не ошибались, могут допустить ошибку в связи с чрезмерной самоуверенностью. Что касается обратной связи, то подчиненному нужно дать возможность сообщить руководителю о тех или иных проблемах, возникающих на этапах выполнения задачи. Как показывает практика, подчиненные редко сообщают заранее о возможной проблеме, а ставят перед фактом, когда ничего уже исправить нельзя. Причины могут быть разные: недостаточная ответственность, недальновидность либо просто страх перед руководителем. Довольно часто руководитель настолько вселяет страх в подчиненных, что их бросает в дрожь только при мысли, что руководитель на них косо посмотрит, а уж про то, что будет их ругать и наказывать, и говорить нечего... Поэтому стоит давать подчиненным возможность сообщать о возникающих проблемах.

Если замечено, что сотрудник при выполнении работы отклоняется от намеченного пути, руководитель должен вмешаться и сделать замечание, соблюдая при этом следующие правила:

  • реагировать на ошибку подчиненного сразу же, как только она замечена;
  • делать замечание наедине;
  • за одну ошибку критиковать только один раз;
  • давать возможность сотруднику в ходе беседы объясниться;
  • делать замечание или выговор, только проверив факты.

Ошибки возникают, когда работник только приобретает опыт руководства. Когда вы рядовой сотрудник, у вас есть работа, за которую в конечном итоге отвечаете только вы. Когда становитесь менеджером, все меняется. Теперь вы несете ответственность за результаты группы людей, а не только за себя.

Должность топ-менеджера требует разработки целого ряда новых бизнес-навыков - навыков общения, управления. Некоторые из наиболее талантливых сотрудников, с технической точки зрения, стали худшими менеджерами, потому что они не в состоянии были сделать переход от рабочего до руководителя.

И наоборот, большинство руководителей со стажем привыкли к успеху, и первоначально они узнали достаточно, чтобы далее приобретать навыки. Успешные менеджеры должны уметь найти лучшие способы выполнения задач и достижения своих целей. Бизнес-среда имеет свойство меняться, если менеджер не реагирует, не адаптируется к переменам и не использует изменения в своих интересах, то есть не учится, в результате страдает бизнес-процесс.

Один из известных римских историков, Тит Ливии, говорил: "Исход крупных дел часто зависит от мелочей". Поэтому при постановке целей и задач необходимо учитывать уровень руководителя и исполнителя. От этого зависит, насколько стоит конкретизировать задачи на подзадачи. Если перед нами недавно принятый сотрудник без опыта работы, конечно, до него в отличие от квалифицированного сотрудника придется более подробно довести алгоритм действий, чтобы он в начале своей трудовой деятельности не наломал дров. Но если речь идет об опытном исполнителе, то излишняя детализация постановки целей не нужна, так как мы рискуем впоследствии получить не думающий и безынициативный персонал. Самый лучший способ создать условия - когда сотрудники сами находят решения, вовлекаясь в процесс. Менеджеру, заинтересованному в повышении эффективности работы своих подчиненных, стоит обратить на это внимание. Главное здесь - установить обратную связь и контролировать процесс . Контролировать подчиненных необходимо, но не все подчиненные понимают это правильно. Многие сотрудники видят контроль как сомнение руководителя в их профессионализме. Как быть в такой ситуации? Если при постановке задачи руководитель сразу устанавливает сроки контрольных точек и формат отчета, например с 9.00 до 9.20, каждый рабочий день сотрудник в кабинете руководителя докладывает о проделанной работе, то в данном случае сотрудник воспримет это гораздо спокойнее, чем регулярное выдергивание из рабочего процесса или просто неоднократные расспросы при встрече в коридоре между кабинетами, по нескольку раз в день. В такой ситуации даже самый выдержанный сотрудник начнет нервничать, что непременно скажется на его работе и, скорее всего, далеко не в лучшую сторону.

Достижение целей и задач компании неразрывно связано с взаимодействием сотрудников, которые зачастую находятся в разных подразделениях и, вполне вероятно, что и в подчинении разных структурных топ-менеджеров. В результате мы, например, получаем такую ситуацию.

Генеральный менеджер (директор) ставит ту или иную задачу перед топ-менеджерами по направлениям (заместителями), разделив ее на подзадачи, исходя из направленности (производство, финансы и т.п.), менеджеры по направлениям, соответственно, ставят подзадачи своим подчиненным и т.п. Такие взаимодействия приводят к необходимости общения сотрудников и подразделений. Современные организации слишком зависят от широкого распространения информации по всей организации. Неспособность установить контакт сотрудников разных подразделений также влияет на конечный результат поставленной задачи или цели. Во многих организациях большинство сотрудников не имеет ни малейшего понятия о том, что происходит. Подразделения существуют изолированно друг от друга. Некоторые руководители уклоняются от социальных ситуаций и, естественно, избегают общения со своими работниками, особенно когда сообщение является в некотором роде отрицательным. Другие просто не прилагают усилий для передачи информации на постоянной основе, позволяя себе выборочно "забыть" сообщить что-либо своим сотрудникам. Так вот наиболее "знающие" являются самыми ценными сотрудниками в организации.

Стивен Джобс увольнял тех, кто сомневался в том, что задача реальна. Возможно, метод Джобса довольно бездушен, но все же достоин внимания, поскольку Джобсу все же удалось собрать под крышей Apple команду талантливых дизайнеров и менеджеров. И в итоге у нас есть компьютер, мышка, iPhone и прочее. Как только сотрудник начинает говорить, что задача нереальна, или пытается найти способ не выполнять ее, необходимо вовремя понять, что он сдался. Продолжать работать с людьми, которые не верят в то, что делают, также будет мешать выполнению поставленных глобальных задач.

В постановке целей мотивация персонала - это всегда кропотливая, ориентированная на сотрудника работа. Ответственность сотрудника неразрывно связана с его мотивацией к выполняемой работе. Ответственность редко появляется, если сотруднику не интересны задания руководителя. Навыки руководителя вызывать желание у сотрудника выполнять поручения или, другими словами, мотивировать ответственность, - это то, чем должен обладать каждый руководитель. И только если руководитель способен добиться нужной мотивации, можно говорить об его умении сформировать ответственность сотрудника. Вредно, когда хвалят слишком часто, это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, это снижает побуждение к делу.

В мире существует достаточное количество компаний, которые не наказывают своих сотрудников, а только мотивируют, но данная система становится весьма сомнительной, если работа сотрудника привязана к конкретному плану, где за невыполнение плана должно следовать то или иное взыскание. Или наоборот, в компании только наказывают, а не поощряют. Каждый сотрудник в таком случае будет стремиться выполнить свои обязанности на 100%, а не на 110% или 115%. Зачем? Это же все равно никто не оценит. В любом случае наказание должно быть адекватным и справедливым. При трудоустройстве любой человек берет на себя обязанность надлежащим образом исполнять свои функции, соблюдать график работы, следовать корпоративной культуре и т.д. Лучше всего сразу оповещать работника о системе штрафов за те или иные провинности, чтобы наказание не стало для него неожиданностью. Следует также помнить, что необдуманными штрафами или резкими замечаниями можно напрочь отбить желание работать качественно и честно зарабатывать деньги. Отрицательная обстановка в коллективе, где каждый боится гнева начальника, способствует возникновению ошибок, за которыми следует новое наказание.

Поэтому правильнее будет выстроить систему мотивации сотрудников, где каждый работник будет знать, за что ему дадут премию, а за что накажут. Повысить эффективность работы коллектива работодатель может с помощью наград, благодарностей и поощрений. Человек должен держаться за должность и бояться потерять свое место работы. Боязнь в один момент лишиться всего этого будет действеннее любого штрафа. За все время, наверное, никто еще не придумал ничего более эффективного, чем метод кнута и пряника.

Есть еще очень важный момент в рабочем процессе, о котором многие и не задумываются, но он имеет огромное значение. Независимо от тяжести ответственности, которую топ-менеджеры несут на своих плечах, они должны сохранять чувство юмора и способность создать творческую, рабочую обстановку. Работа для сотрудников любого уровня должна быть источником удовольствия, радости и оптимизма.

Мы всегда говорим, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, но тем не менее из своих ошибок мы чаще делаем правильные выводы и лучше их запоминаем. Безусловно, большинство из того, о чем было сказано выше, проверено на личном опыте. Нет людей, которые родились великими специалистами и руководителями, они стали такими путем длительного труда, проб и ошибок. Все приходит со временем, и все время приходится учиться. Развитие компании и выход на другой уровень начинаются с управления персоналом, потому что любые изменения создают люди.

Однажды Томас Алва Эдисон сказал: "Я не терпел поражений. Я просто нашел 1000 способов, которые не работают".

Д.Семикашев

Начальник службы

управления персоналом

Беседовала



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!