М. Горький

ВАРИАНТ № 4

I. Отметьте случаи раздельного написания:

1) перейти вброд, 2) действовать втайне, 3) хранить в тайне, 4)сделать назло, 5) склониться набок, 6) повернуться на бок, 7)накрениться набок, 8) стоять насмерть, 9) идти на смерть, 10) не видеть отроду, 11) 30 лет отроду, 12) вдали прозрачной синели горы, 13) он мрачно смотрел в бок, 14) мы пришли вовремя, 15) вначале дорога шла недалеко от берега, 16) памятник расположен в начале площади, 17) вышел навстречу гостям, 18) вышел на встречу с гостями, 19) живет наподобие отшельника, 20) в течение пяти лет, 21)в течении реки, 22) вследствие опоздания, 23) встретиться впоследствии, 24) постройка вроде башни, 25) в виду обстоятельств, 26) пребывать за границей, 27) уехать за границу, 28) иметь в виду, 29) ввиду обстоятельств, 30) кулон в виде сердечка.

II. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте в тексте обращения и вводные конструкции.

Бледная поганка - яд.

Конечно, отравиться можно и нормальным грибом, если это перестарок. Утверждают, что в старости каждый гриб немного ядовит. Но по-настоящему ядовит и беспощаден в наших лесах один только гриб. Называется он бледная поганка. Бледную поганку можно сравнить только с гюрзой или коброй. Пожалуй, она даже страшнее потому что бывали случаи, когда после укуса этих змей человека вылечивали с помощью специальных сывороток. Такие случаи редки, но они вероятно были. Зато по данным медицины не удалось еще спасти ни одного человека, съевшего бледную поганку.

Легче всего, мне кажется , ее спутать с лесным шампиньоном. Она ведь по принадлежности и есть ложный шампиньон. Но, во-первых, и шампиньоны в наших местах почти не собирают, а во-вторых, те кто собирает шампиньоны, знают его признак, на сто процентов исключающий роковую ошибку. Дело в том, что у шампиньонов нижняя сторона шляпки, то есть его пластинки, непременно розовые в молодости, даже сиреневатые, а потом вовсе черные. У бледной поганки они всегда белые, без малейшего оттенка розового.

Чаще всего отравляются бледной поганкой в местах более южных, где меньше лесов, а значит, и грибов, например, в орловских или воронежских, где собирают грибы зонтики и поплавки, очень похожие на бледные поганки. Вероятно, нужно исходить из рассуждения, что лучше не съесть в своей жизни десяток- другой поплавков, нежели съесть одну бледную поганку.

Все ядовитые грибы, как известно, называются в народе поганками. Но часто под это название попадают, страдая невинно, все грибы, которые почему-либо не берут. В нашем селе поганками зовут и шампиньоны - одни из самых без сомнения прекрасных грибов.

У меня, например , никогда не было ощущения, что красный мухомор - гриб поганый. Напротив , я всегда любовался им и любуюсь до сих пор, когда увижу.

III. Укажите номера предложений, где следует поставить тире.

1.История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над собой (Л).

2. Сердца - такие же моторы. Душа - такой же двигатель (Маяк.).

3. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн (А. Н. Т.)

4. Старость - не радость.

5. Пятью пять - двадцать пять.

6. Сердце не камень.

7. Славные люди - наши соседи.

8. Великое дело - новость.

9. Человек - вот правда жизни (М. Г.).

10. Ложь - религия рабов и хозяев (М. Г.).

11. Южная летняя ночь таинственна и прекрасна.

12. Практичность, по-моему, очень похвальное свойство.

13. Татьяна не дитя (Бел.).

14. Чувствовать себя выше людей - удовольствие все-таки.

15. Дело художника - рождать радость. Дело художника - противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Пауст.).

Ответ: 1,2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15.

IV. Выберите правильные варианты.

(а)занимается, б) занимаются) в спортзале. 2, Собака Кинг (а) пропала, б) пропал) два дня назад. 3. (а) Прошло, б) прошли) (а) уделяет, б) уделяют) решению социальных проблем. 5. (а) Построено, б) построены) (а) подготовлены, б) подготовлено) к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей (а) подписало, б) подписали) протокол. 8. В Москву (а) было свезено, б) были свезены)

Группа студентов-первокурсников занимается в спортзале. 2, Собака Кинг пропала два дня назад. 3. Прошло четыре дня, обусловленные контрактом. 4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени уделяют решению социальных проблем. 5. Построено три новых дома для переселенцев. 6. Абсолютное большинство хорошо подготовлено к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей подписали протокол. 8. В Москву были свезены девяносто тысяч пудов колокольной меди.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Конспект

урока русского языка

8 класс

по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование главных членов предложения».

(по программе М. М. Разумовской)

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №3

села Шедок

Казеева Н. В.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Согласование главных членов

предложения

Цели:

1. Закрепление умения употреблять тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формирование умения конструировать предложения по схемам.

3. Формирование умения согласовывать главные члены предложения.

О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: таблица «Тире между подлежащим и сказуемым», раздаточный материал (карточки 1 и 2).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выборочное чтение .

Задание: прочитайте из упр. 74 сначала предложения с тире, потом без него; объяснение дается лишь в том случае, если ошиблись.

III. Закрепление изученного.

1. Выборочный диктант с самопроверкой .

Задание: записать номера предложений в два столбика: с тире и без тире.

1) Знание – это сила .

2) Умный смех как прекрасный источник энергии .

3) Эти равнины словно бескрайнее море .

4) Бедность не порок .

5) Наша Волга – самая красивая река .

6) Я всем чужой .

7) Жизнь прожить – не поле перейти .

Самопроверка по схемам на доске, подготовленным заранее. Особо сказать о 7-м предложении: не относится к дополнению, а не к сказуемому.

2. Деловая игра «Я учитель».

Задание: проверьте «работы учеников», найдите неправильный вариант, объясните, в чём их ошибка.

1) Уметь слушать это великое искусство .

2) Дежурный сегодня Семёнов .

3) Это против нашего закона поминать старое .

4) Первый долг человека – передавать другим своё ремесло .

5) Стать художником – моя мечта .

Неправильно определена основа в 5-м предложении, поменяли места подлежащее и сказуемое.

3. Исследование языкового материала .

Объясните употребление тире в отрывке стихотворения М. Цветаевой, посвящённом А. Блоку (запись на доске или через проектор ).

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Роль тире – создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза; речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. (Объяснить, что в слове «Блок » до революции 1917 года было 5 букв «Блокъ ».)

4. Проверочная работа .

Учитель: На карточках раздаточного материала поставьте, где надо, тире между подлежащим и сказуемым; где не надо, обведите номер предложения в кружок.

Карточка 1

1) Сердца такие же моторы, душа такой же двигатель.

2) Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра .

3) Старость не радость.

4) Пятью пять двадцать пять.

5) Славные люди наши соседи.

6) Великое дело новость.

7) Человек вот правда жизни .

8) Южная ночь таинственна и прекрасна .

9) Чувствовать себя выше людей удовольствие всё-таки .

10) Дело художника рождать радость .

Карточка 2

1) Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений .

2) Самые счастливые люди невежды, а слава удача .

3) Лень и есть лень, слабость и есть слабость .

4) Моя солдатская шинель как печать отвержения .

5) Но объяснение не оправдание .

6) Фёдор знал, что Артём свой парень .

7) Природа не храм, а мастерская .

8) Море чудесное, синее, нежное .

9) Твои речи будто острый нож .

10) Все неудачники лгуны .

11) Преодолеть препятствие вот наша задача .

IV. Исследование языкового материала.

1. С. 49, правило согласования главных членов предложения.

2. Карандашом выполнить упр. 80.

V. Домашнее задание. Упр. 77 или 78 и 79; 81 или 82, основываясь на теоретическом материале на с. 49.

1.История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она следствие наблюдений ума зрелого над собой (Л).

2. Сердца такие же моторы. Душа такой же двигатель (Маяк.).

3. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн (А. Н. Т.)

4. Старость не радость.

5. Пятью пять двадцать пять.

6. Сердце не камень.

7. Славные люди наши соседи.

8. Великое дело новость.

9. Человек вот правда жизни (М. Г.).

10. Ложь религия рабов и хозяев (М. Г.).

11. Южная летняя ночь таинственна и прекрасна.

12. Практичность, по-моему, очень похвальное свойство.

13. Татьяна не дитя (Бел.).

14. Чувствовать себя выше людей удовольствие все-таки.

15. Дело художника рождать радость. Дело художника про-i и постоять страданию всеми силами, всем талантом (Пауст.).

IV. Выберите правильные варианты.

Группа студентов-первокурсников (а)занимается, б) занимаются) в спортзале. 2, Собака Кинг (а) пропала, б) пропал) два дня назад. 3. (а) Прошло, б) прошли) четыре дня, обусловленные контрактом. 4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени (а) уделяет, б) уделяют) решению социальных проблем. 5. (а) Построено, б) построены) три новых дома для переселенцев. 6. Абсолютное большинство хорошо (а) подготовлены, б) подготовлено) к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей (а) подписало, б) подписали) протокол. 8. В Москву (а) было свезено, б) были свезены) девяносто тысяч пудов колокольной меди.

V. Исправьте предложения.

1.Подсудимый Ковров в нетрезвом состоянии совершил злостное хулиганство, грубо нарушающий общественный порядок, проявил явное неуважение к обществу, отличающееся по своему содержанию особой дерзостью, выразившуюся в уничтожении имущества.

2. Совершив кражу вещей, Смирнов привлекается к уголовной ответственности.

3.Подойдя к перрону, Грачевым был обнаружен узел с крадеными вещами.

4. Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их.

5.Выговор с последним предупреждением воспринят истцом не был, будучи до него не доведенным.

VI. Составьте докладную записку

ВАРИАНТ № 8

I. Вставьте пропущенные орфограммы:

1. Алюми_вый, льст_вый, фланел_вый, правд_вый, натри_вый,
цел_вой, кали_вый, щел_вой, никел_вый, милост_вый, стил_вой,
бол_вой, спес_вый, гост_вой, нул_вой, пить_вой, гречн_вый, сол_
вой, эмал_вый, незлоб_вый, тен_вой, марл_вый, игр..вый, каракул_
вый, крас_вый, гуттаперч_вый, брон_вой, горноста_вый, юрод_вый,
учт_вый, со_вый, коричн_вый, стержн_вой, корн_вой.

Опрометч_вый, придирч_вый, заносч_вый, привередл_вый, при-чудл_вый, прожорл_вый, кокетл_вый, расчетл_вый, разговорч_вый, предприимч_вый, навязч_вый, находч_вый, обидч_вый, отзывч_вый, жалостл_вый, совестл_вый, уживч_вый, забывч_вый.

2. Бесед_вать, подгляд_вать, допыт_ваться, навед_ваться, со-
вет_вать, запрят_вать, команд_вать, обусловл_вать, провед_вать,
треб_вать, расстег_вать, экзамен_вать, разве_вать, отвед_вать, гор_
вать, навьюч_вать, танц_вать, исповед_вать, потч_вать, завед_вать,
буш_вать, вывед_вать.

Обв_вать, усп_вать, одол_вать, изд_вать, расш_вать, зап_вать, разб_вать, обв_вать, выс_вать, намер_ваться, расп_вать, увещ_вать, забол_вать, одол_вать, вызр_вать, согр_вать, затм_вать, застр_вать, растл_ вать.

Обид_л, се_л, завис_л, послыш_лся, наде_лся, кле_л, слыш_л, высме_л, вид_л, выздоров_л, ненавид_л, выровн_л, леле__л, та_л, бле_л, приумнож_л, ла_л.

3. Сначал_, справ_, изредк_, довольн_, издавн_, искос_, направ_, вправ_, снов_, занов_, нанов_, досух_, насух_, дочист_, наглух_, воедин_, набел_, наскор_, надолг_, слев_, налев_, влев_, зажив_, заведом_, запрост_.

II. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках

Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент - абонемент).

У девушки были влажные, (чувствительные - чувственные) губы.

В этот день я услышала много (обидных - обидчивых) слов.

Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.

Все вокруг привлекательно: и (близкие - ближние) и (далекие - дальние) холмы.

Студент быстро (усвоил - освоил) материал.

Молодой рабочий (усвоил - освоил) профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым - виновным) видом.

Мать приготовила (сытый - сытный) завтрак.

В новых кварталах города находятся самые (высокие - высотные) дома.

(Болотистый - болотный) ил является отличным удобрением.

Один берег реки был луговой, а другой - (глинистый - глиняный).

(Соседний - соседский) кот важно прошел на кухню.

После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное - искусственное) вскармливание.

Мы живем в одном доме, но на (разных - различных) этажах.

В жаркий день приятно походить по (теневым - тенистым) аллеям.

В квартире нужно было (провести - произвести) ремонт

На поляне мы увидели высокий (земельный - земляной) холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная - бережливая).

Давайте найдем в себе (скрытые - скрытные) резервы и доберемся до вершины.

Мой брат - человек очень (практический - практичный), он не выбрасывает старые вещи.

С (особым - особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученики.

Ему была (предоставлена представлена) возможность поехать на юг.

Знаток во всем, он все же был (невежей - невеждой) в живописи.

Помещики жестоко обращались со своими (придворными - дворовыми).


Работу выполнили: Тарасцова Людмила Николаевна Тарасцова Людмила Николаевна, зам.директора по УВР, высшая квалификационная категория. Лагунова Тамара Николаевна Лагунова Тамара Николаевна, зам.директора по УВР, высшая квалификационная категория, МОУ- средняя общеобразовательная школа 8 г. Искитима Новосибирской области.


Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тире ставится: Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже. Если подлежащее и сказуемое выражены числительным. Если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола. Если один главный член предложения неопределенная форма глагола, а другой- имя существительное. Перед указательными словами это, вот, это значит.


Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тире не ставится: Если подлежащее выражено личным местоимением. Если в роли связки выступают союзы словно, будто, точно, как. Перед сказуемым стоит частица не. Если сказуемое выражено именем прилагательным.



Исследование синтаксического материала. Творческий диктант. Задание: Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Что для этого нужно сделать? Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением. Основу полвести составляют картины восстания Пугачева. Маша Миронова стала любимым женским образом автора.


Исследование синтаксического материала. Деловая игра «Я учитель». Задание: Проверьте «работы учеников», найдите неправильный ответ, объясните, в чем ошибка. Умение слушать – это великое искусство. Дежурный сегодня Семенов. Это против нашего закона – поминать старое. Первый долг человека – передавать другим свое ремесло. Стать художником – моя мечта.


Проверочная работа. Карточка 1 Задание: Поставьте, где надо, тире между подлежащим и сказуемым; где не надо, обведите номер предложения в кружок. Сердца такие же моторы, душа такой же двигатель. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра. Старость не радость. Пятью пять двадцать пять. Славные люди наши соседи. Великое дело новость. Человек вот правда жизни. Южная ночь таинственна и прекрасна. Чувствовать себя выше людей удовольствие все-таки.


Проверочная работа. Карточка 2. Ученье вот чума, ученость вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений. Самые счастливые люди невежды, а слава удача. Лень и есть лень, слабость и есть слабость. Моя солдатская шинель как печать отвержения. Но объяснение не оправдание. Федор знал, что Артем свой парень. Природа не храм, а мастерская. Море чудесное, синее, нежное. Твои речи будто острый нож.


Подведение итогов урока. Итак, вы узнали, что тире – это знак препинания. Он может ставиться между подлежащим и сказуемым. Познакомились с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Научились применять теоретические знания на практическом материале.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!