М и цветаева кто создан из камня. Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…

Марина Ивановна Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средств к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры.

Ирина, младшая дочь поэтессы

В этом произведении поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, отмечая: «А я сребрюсь и сверкаю!». Попытки превозношения себя над другими людьми, которые созданы из камня или же глины, связаны не только с желанием Цветаевой самоутвердиться. Поэтесса обращается к истокам своей жизни, пытаясь найти в них силы для того, чтобы преодолеть многочисленные трудности. Она убеждена, что «гроб и надгробные плиты» являются не ее уделом. Ведь еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром. Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими и утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Действительно, поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи. Цветаева сбрасывает со счетов лишь тот факт, что судьбой ей уготованы тяжелые испытания. Господь смиряет строптивых, и на каждую попытку поэтессы доказать свою значимость будет отвечать весьма сильными и болезненными ударами. Первые из них поэтесса уже смогла ощутить, потеряв дочь и лишившись поддержки супруга, который после революции оказался за границей. Она не знает еще о том, что вскоре и сама станет эмигранткой. Но кажущаяся свобода не принесет ей облегчения, так как за границей творчество Цветаевой окажется еще менее востребованным, чем в советской России. Более того, тоска по родине будет отравлять безбедную и безоблачную жизнь поэтессы. Но все это случится гораздо позже, а пока Цветаева, переборов себя, с уверенностью заявляет: «Дробясь о гранитные ваши колена, я с каждой волной - воскресаю!». Ей невдомек, что после одного из таких ударов она уже не сможет оправиться и примет опрометчивое решение уйти из жизни.

Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины..." Марины Цветаевой, выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состояние через языковые средства: тропы, пунктуацию, аллитерацию. Построено стихотворение от начала до конца на противопоставлении (антитезе). В стихотворении всплывает тема противопоставления творческой личности "толпе"; кто занят более важным делом, делает революцию.Трагедия поэта состоит в том, что он в этот момент не востребован своим народом, но поэт продолжает творить, понимая, что революции не вечны. Придет время и откроется имя поэта в истории и будущие поколения оценят по достоинству "серебро" творца. В этом стихотворении приоткрывается тема назначения поэта и, как у Пушкина, звучит вера в своё предназначение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« На стёкла вечности легло моё дыхание, моё

Тепло…» (Методика анализа стихотворения Марины

Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из

глины…»)

Учитель русского языка и литературы

Мальцева Н.М.

МКОУ СО «Новолисинская школа- интернат» (2018г)

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева


А я серебрюсь и сверкаю!

Я - бренная пена морская.


Тем гроб и надгробные плиты…

Своем - непрестанно разбита!


Пробьется мое своеволье.

Земною не сделаешь солью.




Высокая пена морская!

1920 год... Старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, часть голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит.

Гражданская война в самом разгаре, страна разделена на большевиков и врагов народа. Марина Цветаева – жена белого офицера, жена врага народа, и её поэзия никому в этом враждующем мире не нужна. Оставшись без средств к существованию, она вынуждена отдать в приют своих малолетних дочерей, чтобы спасти их от голода.

Три года нет вестей от мужа, Сергея Эфрона, который сражается где-то на Дону. Переживая о его судьбе, Цветаева пишет и читает стихи на площади, сравнивая белую армию «со стаей белых лебедей…».

Умирает в приюте дочь Ирина…. Забрав Ариадну, старшую дочь из приюта, Марина Цветаева живёт надеждой на чудо. Всё сплелось воедино: боль утраты, голод, предательство, одиночество….

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины» написано 23 мая 1920 года, посвящено художнику Николаю Николаевичу Вы-шеславцеву, единственному другу в то страшное и трагическое время для Марины Цветаевой.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Первая строфа построена на противопоставлении-антитезе. Первая строка открывается вопросительным местоимением КТО. Создают из камня только статуи. Но «камень» здесь - аллегория, из камня созданы вожди, они, словно кремень, твёрдые идейные носители эпохи рево-люции. «Глина» - мягкое, бесформенное, которому можно придать любую форму. За ним стоит народ, из которого и лепят вожди.

«А я серебрюсь» - глагол действия образован от существительного «се-ребро». Есть поговорка: «Молчанье – золото, а слово – серебро». Личное местоимение «я» раскрывает значение строки: «действие словами».

В первой строке стихотворения вожди и народ противопоставлены поэту, жизнь которого состоит в словотворчестве. Народ строит новую жизнь, отвоёвывая его у старого мира и, пока льётся кровь, ему не до стихов.

Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

«Мне дело – измена». Поэт творит для народа, и готов измениться, принять его сторону, чтобы услышали её «серебро». Но всё тщетно. Имя «Марина» - значит «морская»- вечная, бунтующая, мятежная.

Последняя строка сравнивает лирическую героиню с « бренной пеной морскою». Рассмотрим эпитет «бренная пена». «Бренная»-это тленный, преходящий,так говорят о недолговечности человеческой жизни.

Если мы говорим о пене, пене морской, она образуется с каждой следующей волной, беспрерывно. Эти строки говорят о быстротечности человеческой жизни, а «вечная пена» - это творчество поэта, это вдохновение частицы своей души в каждое слово.

Особое значение в этом стихотворении уделено пунктуации и аллитерации. В пронзительных и обрывистых фразах угадывается состояние поэтессы. Как тяжело идет высокая волна и захлёстывает прибрежный песок, также тире и запятые, помогают услышать стон и вздох лирического героя.

Звуки «с - з -д» рисуют картину волн, слизывающих песок и скатываю-щихся к морю. Звук «р» открывает картину рокочущего неспокойного моря. Этот звук подчеркивает образ бунтующей мятежной героини сти-хотворения.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

И вновь повторяющаяся строка второй строфы открывается противопоставлением и вопросительным местоимением КТО. «Кто создан из глины»- народ, безликий и часто безымянный, когда совершаются революции, они гибнут за правое дело сотнями и миллионами, и через века их имён никто и не вспомнит, и им уготованы только гробы. А «надгробные плиты» ставят только вождям и их имена остаются в истории, но также не навсегда!

В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Метафора «купель морская». Слово «купель»- это чашеобразный сосуд, служит для проведения таинства крещения. Лирическая героиня кре-щена в вечной бунтующей стихии, и её предназначение особое. Она ждёт и надеется, что когда стихнет гром орудий, когда наступит мир, придёт её время, но время ещё не пришло и поэтому - «непрестанно разбита!»

Надрыв души и чувство боли выделяются знаками пунктуации. В строфе добавляется аллитерация звуков «б-п», что рисует картину кладбища и тот первый ком земли, который ударяется об деревянную крышку гроба.

В последних двух строках стечение согласных «р» раскрывают гнев, протест лирического героя.

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Первая строка третьей строфы перекликается с пушкинскими строками:

«Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Она по-нимает, что её творчество – это дар для человечества и он обязательно найдет отклик в сердцах людей, пускай не сегодня, ни через год, когда стихнет буря революции.

«Своеволье» - значит, склонный поступать, поступать по своей прихоти.

Она верит в свое предназначение и не опускает руки, продолжает бо-роться, несмотря на невзгоды этой жизни. Она сильнее этих обстоя-тельств. Её назначение нести людям красоту и истинные ценности, что может быть выше.

В следующих строчках – эпитет «беспутные кудри» и скрытая метафора «земною солью». Слово «беспутный» трактуется, «как разгульный, беспорядочный, не имеющий какой-либо цели», но здесь мы можем сопоставить это определение, как «непослушные» волосы, сколько их не приглаживай, они всё равно лягут как им захочется. Слово «земное»-зем-ное поприще, то что принадлежит земле. Здесь « кудри беспутные» ассоциируются с морскими волнами, героиня принадлежит другой стихии и у неё другие цели, открыть мир истинных ценностей. Она не может растрачивать своё время на земные дела,она не может уподобляться им «из плоти», она - другая, её дело – творить для людей пусть даже не этого поколения, а тех, кто придет потом.

В этой строфе строки менее отрывисты, используется только одно тире.

Сквозь последний вздох идет нарастание силы духа, протеста, вызова. Ощутив своё призвание Марина Цветаева сливается воедино с лиричес-кой героиней, забывая о внутренней боли.

Стечение согласных «с-з, ж, д, р ц» продолжают рисовать образ бушующего моря.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Метафора «гранитные колена» ассоциируются с толпой, «волна» – с поэтом, которая способна воскресать вновь и вновь, способная творить и не находить отклика у толпы. Звучит тема одиночества, но не пес-симизм, скорее оптимизм. Вера в то, что вода камни точит, а значит её услышат. Отсюда- радость, радость предвкушения. и оптимизм. Побеждает чувство понимания своего назначения-нести высокое искус-ство народу своему.

Последняя строфа –это уже шторм. Грозно звучат согласные «д.з.0р», и восклицательные знаки подчеркивают торжественность бушующей стихии, гласные звуки в сочетании со знаками тире придают веселое безудержное настроение стихии.

Становится понятной душа «своевольной и переменчивой» героини.

Морская стихия помогает ей возрождаться, как фениксу, в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созида-нию,а также верой в то, что её творчество станет достоянием будущих поколений.0

Размер, которым написано стихотворение,- амфибрахий. Поэтесса использовала перекрёстную рифмовку и женские рифмы, повторы слов.

В каждое из своих стихотворений Марина Цветаева вложила частицу своей души, которая способна и через столетие проникать в нашу жизнь, чувствовать, удивлять и радовать.


«Кто создан из камня, кто создан из глины...»


В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины...» М.И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М.И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена - статичные, приземленные образы.

В стихотворении важную художественную функцию выполняет звукопись. Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллитерации «с», «р»), «Мне дело - измена, мне имя - Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская» (аллитерация «в»)).

Кроме того, в стихотворении довольно много различных повторов.

Основным изобразительно-выразительным средством становится метафора, благодаря которой содержание произведеия воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побережья с ритмичным накатом пенящихся волн. Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, переменчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возрождаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созиданию. Тематически произведение перекликается со стихотворением «Душа и имя», в котором М.И. Цветаева также упоминает о связях имени с морской стихией. Впоследствии она несколько переосмыслила свое отношение к образу моря. В произведении «Мой Пушкин» М.И. Цветаева писала: «...Безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась - прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда»

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» - стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит. Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко. Несмотря на обстоятельства, стихотворение ««Кто создан из камня, кто создан из глины…» проникнуто оптимистическими настроениями, свободолюбием, жаждой жизни и борьбы.

История создания

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» написано 23 мая 1920 года. Оно входит в цикл «Н. Н. В.», посвященный художнику Николаю Николаевичу Вышеславцеву. С ним Цветаева познакомилась в марте 1920 года. Немногим ранее от голода скончалась младшая дочь поэтессы – Ирина. У нового друга Марина Ивановна искала в первую очередь защиты и опоры. Цветаева быстро увлеклась Вышеславцевым и столь же быстро разочаровалась в нем. Благодаря их отношениям на свет появились более 25 стихотворений поэтессы. Что касается Вышеславцева, то он написал портрет Марины Ивановны и оформил ее сборник «Версты», выпущенный в 1922 году.

Тематика и сюжет

Стихотворение бессюжетно. В центре – мысли, эмоции, чувства лирической героини. Содержание произведения раскрывается для читателя через два образных плана. Первый – морской пейзаж с бьющимися о берег волнами. Второй – изображение мятежной души лирической героини, женщины своевольной и с переменчивым настроением.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» перекликается с ранним стихотворением Цветаевой «Душа и имя», вошедшим во второй сборник поэтессы «Волшебный фонарь» (1912). Смысловая оригинальность обоих произведений заключается в том, что в них образ лирической героини раскрывается в первую очередь через ее имя. Правда, в «Душе и имени» оно не называется. Только говорится, что имя героине бог дал морское, как и душу.

Лирический герой

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» лирическая героиня – женщина, которую зовут Марина. Ее характер определен именем. Оно представляет собой аналог древнеримского мужского имени Марин, произошедшего от латинского слова «marīnus», что переводе на русский значит «морской». На протяжении всего стихотворения лирическая героиня противопоставляет себя тем, кто сделан из камня, плоти или глины. В чем же заключается ее особенность? Тем, что ей не уготованы надгробные плиты и гроб. Тем, что она сравнима с древнегреческой богиней красоты и любви Афродитой, рожденной из морской пены. Тем, что у нее есть способность воскресать с каждой волной, противостоя жизненным трудностям и не ломаясь под натиском несчастий. Тем, что ее своеволие способно пробиться сквозь сети и сердца.

Стихотворный размер, рифмы и тропы

Размер, которым написано стихотворение, - амфибрахий . Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении – аллитерация . Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м». Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание. При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средству к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры.

В этом произведении поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, отмечая: «А я сребрюсь и сверкаю!». Попытки превозношения себя над другими людьми, которые созданы из камня или же глины, связаны не только с желанием Цветаевой самоутвердиться. Поэтесса обращается к истокам своей жизни, пытаясь найти в них силы для того, чтобы преодолеть многочисленные трудности. Она убеждена, что «гроб и надгробные плиты» являются не ее уделом. Ведь еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром. Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими и утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Действительно, поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи. Цветаева сбрасывает со счетов лишь тот факт, что судьбой ей уготованы тяжелые испытания. Господь смиряет строптивых, и на каждую попытку поэтессы доказать свою значимость будет отвечать весьма сильными и болезненными ударами. Первые из них поэтесса уже смогла ощутить, потеряв дочь и лишившись поддержки супруга, который после революции оказался за границей. Она не знает еще о том, что вскоре и сама станет эмигранткой. Но кажущаяся свобода не принесет ей облегчения, так как за границей творчество Цветаевой окажется еще менее востребованным, чем в советской России. Более того, тоска по родине будет отравлять безбедную и безоблачную жизнь поэтессы. Но все это случится гораздо позже, а пока Цветаева, переборов себя, с уверенностью заявляет: «Дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной – воскресаю!». Ей невдомек, что после одного из таких ударов она уже не сможет оправиться и примет опрометчивое решение уйти из жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!