М монтень опыты 1580 г. Краткая биография мишеля монтеня

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ДЕ - французский пи-са-тель и фи-ло-соф.

Из се-мьи за-жи-точ-но-го бур-жуа, удо-стоен-но-го ари-сто-кра-тического ти-ту-ла. По-лу-чил до-маш-нее гу-ма-ни-стическое вос-пи-та-ние; окон-чил Гюй-ен-ский кол-леж (Бор-до), изу-чал пра-во (воз-мож-но, в Ту-луз-ском или Па-риж-ском университете) в 1546-1553 годы. С 1554 года со-вет-ник счёт-ной па-ла-ты в Пе-ри-гё , в 1557-1570 годы со-вет-ник пар-ла-мен-та Бор-до.

С 1559 года под-дер-жи-вал близ-кие от-но-ше-ния с фи-ло-со-фом Э. де Ла Бо-эси, по-сле кон-чи-ны ко-то-ро-го (1563 год) из-дал ряд его со-чи-не-ний. В 1569 году опуб-ли-ко-вал свой воль-ный пе-ре-вод «Ес-те-ст-вен-но-го бо-го-сло-вия» ка-та-лон-ско-го фи-ло-со-фа XV века Рай-мун-да Са-бунд-ско-го. Ко-ро-лев-ский ка-мер-гер при дво-ре Кар-ла IX (1573 год) и Ген-ри-ха III (1577 год). В ию-не 1580 - но-ябре 1581 годов со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие в Ита-лию (по до-ро-ге по-бы-вал в Швей-ца-рии, Гер-ма-нии, Ав-ст-рии); на ос-но-ве до-рож-ных впе-чат-ле-ний соз-дал не пред-на-зна-чав-ший-ся для пе-ча-ти «Пу-те-вой днев-ник» («Journal de voyage», опубликовал в 1774 году). В 1581-1586 годы мэр Бор-до. Во вре-мя Ре-ли-ги-оз-ных (гу-ге-нот-ских) войн за-ни-мал уме-рен-ную по-зи-цию, стре-мил-ся к при-ми-ре-нию вра-ж-дую-щих сто-рон; 10 июля 1588 года аре-сто-ван ли-ги-ста-ми, про-вёл один день в Бас-ти-лии ; от-пу-щен бла-го-да-ря вме-ша-тель-ст-ву Ека-те-ри-ны Ме-ди-чи. В 1590 году от-кло-нил пред-ло-же-ние Ген-ри-ха IV (с ко-то-рым ра-нее вёл пе-ре-пис-ку) стать его со-вет-ни-ком. С 1590 года до кон-чи-ны жил в ро-до-вом зам-ке; скон-чал-ся во вре-мя мес-сы. 11 марта 1886 года ос-тан-ки М. де Монтень пе-ре-за-хо-ро-не-ны в зда-нии Университета Бор-до.

Сла-ва М. де Монтень свя-за-на с его книгой «Опы-ты» («Essais»; ра-бо-та над кни-гой на-ча-лась около 1571 года; 1-е издание в 2 тт. вы-шло в 1580 году, 2-е издание - в 1582 году, 4-е издание в 3 тт. - в 1588 годы). Де-фи-ни-тив-но-го тек-ста не су-ще-ст-ву-ет; име-ют-ся две тра-ди-ции пуб-ли-ка-ции «Опы-тов» - так называемый бор-до-ский эк-зем-п-ляр (из-дание 1588 года с мно-го-численными ру-ко-пис-ны-ми до-пол-не-ния-ми и кор-рек-ти-ва-ми ав-то-ра; впер-вые опубликованно в 1912 году; по-ло-же-но в ос-но-ву рус.пер., кн. 1-3, 1954-1960 годы) и из-да-ние, по-сле смер-ти М. де Мотень под-го-тов-лен-ное Ма-ри де Гур-не (1595 год).

На-зва-ние кни-ги ос-но-ва-но на рас-про-стра-нён-ном в XVI веке вы-ра-же-нии «coup d’essai» (по от-но-ше-нию к 1-й пуб-ли-ка-ции ав-то-ра) и вби-ра-ет в се-бя раз-но-об-раз-ные от-тен-ки смыс-ла («про-ба», «по-пыт-ка», «де-гу-ста-ция» пи-щи для ума и пр.). В жан-ро-вом от-но-ше-нии «Опы-ты» но-сят но-ва-тор-ский ха-рак-тер (жанр эс-се, на-зван-ный так имен-но в свя-зи с этой кни-гой М. де Мотень, не ис-чер-пы-ва-ет её спе-ци-фи-ки) и лишь в не-ко-то-рой сте-пе-ни со-при-ка-са-ют-ся, с од-ной сто-ро-ны, с ис-по-ве-даль-ны-ми со-чи-не-ния-ми Ав-гу-сти-на, Абе-ля-ра, Ж Ж. Рус-со; с дру-гой - с ком-пи-ля-тив-ны-ми сбор-ни-ка-ми сен-тен-ций ан-тич-ных (Авл Гел-лий, Дио-ген Ла-эр-тий, Сто-бей) и ре-нес-санс-ных (Эразм Рот-тер-дам-ский , Ан-то-нио де Ге-ва-ра) ав-то-ров.

Кни-га М. де Монтень соз-да-на на ос-но-ве со-став-ляв-ших-ся им с 1564 года мно-го-численных мар-ги-на-лий к со-чи-не-ни-ям Плу-тар-ха, Се-не-ки, Лук-ре-ция и других мыс-ли-те-лей и пред-став-ля-ет со-бой чрез-вы-чай-но при-хот-ли-вый по те-че-нию ав-тор-ской мыс-ли, пе-ре-ме-жаю-щий вы-бо-роч-ные ав-то-био-гра-фические све-де-ния с учё-ны-ми вы-клад-ка-ми текст (его внутренние про-ти-во-ре-чи-вость и дез-ор-га-ни-зо-ван-ность, лишь от-час-ти свя-зан-ные с от-хо-дом от пер-во-на-чаль-но за-ду-ман-ной струк-ту-ры, по-зво-ля-ют свя-зы-вать «Опы-ты» с мань-е-риз-мом). Фи-ло-со-фия М. де Монтень эво-лю-цио-ни-ру-ет от стои-циз-ма в сто-ро-ну скеп-ти-циз-ма, про-яв-ляю-ще-го-ся в стрем-ле-нии М. де Монтень под-вер-гать со-мне-нию лю-бые дог-мы, а так-же эпи-ку-рей-ско-го при-ятия зем-ных ра-до-стей, идеа-ла «ес-те-ст-вен-но-го че-ло-ве-ка», жи-ву-ще-го в со-гла-сии с при-ро-дой. Весь-ма не-од-но-знач-на по-зи-ция М. де Монтень (в бы-ту - бла-го-чес-ти-во-го ка-то-ли-ка) по от-но-ше-нию к ре-ли-гии; он об-ви-ня-ет со-вре-мен-ных ему хри-сти-ан в ре-лигиозной не-чес-тии, про-ти-во-пос-тав-ля-ет ре-ли-гию и Цер-ковь (по-след-няя в 1676 году вне-сла «Опы-ты» в «Ин-декс за-пре-щён-ных книг»).

Об-ра-ща-ясь к рас-смот-ре-нию эк-зи-стен-ци-аль-ных про-блем (жизнь и смерть, вос-пи-та-ние, друж-ба, ста-рость), М. де Монтень де-ла-ет внутреним сю-же-том «Опы-тов» ана-лиз сво-его собственного «я» (осо-бен-но в 3-м то-ме). На-сле-дуя тра-ди-ции ре-нес-санс-но-го гу-ма-низ-ма, М. де Монтень в то же вре-мя ве-дёт кри-ти-ку ан-тро-по-цен-триз-ма, ко-то-рая дос-ти-га-ет наи-выс-шей точ-ки в наи-бо-лее про-стран-ной и фи-ло-соф-ски уг-луб-лён-ной гла-ве «Опы-тов» - на-пи-сан-ной, ви-ди-мо, по за-ка-зу Мар-га-ри-ты Ва-луа «Апо-ло-гии Рай-мун-да Са-бунд-ско-го» (со-чи-не-на ме-ж-ду 1575-1580 годы); в ней, на-чав с за-щи-ты по-пыт-ки до-ка-зать по-ло-же-ния хри-сти-ан-ской ре-ли-гии «с по-мо-щью до-во-дов че-ло-ве-че-ско-го ра-зу-ма», М. де Мотень по-сте-пен-но пе-ре-хо-дит к изо-бли-че-нию ог-ра-ни-чен-но-сти ра-зу-ма и при-тя-за-ний че-ло-ве-ка - «ни-чтож-но-го и жал-ко-го соз-да-ния, ко-то-рое не в си-лах да-же управ-лять со-бой», - на вла-ды-че-ст-во Все-лен-ной.

Стиль М.де Монтень от-ме-чен про-сто-той, жи-во-стью и яс-но-стью сло-га, со-че-та-ни-ем ли-риз-ма и иро-нии.

М. де Монтень ока-зал боль-шое влия-ние на дра-матур-гию У. Шек-спи-ра и на Ф. Бэ-ко-на, в под-ра-жа-ние ему вы-пус-тив-ше-го кн. «Опы-ты» (1597 год); пред-вос-хи-тил не-ко-то-рые идеи кри-ти-ко-вав-ше-го его Р. Де-кар-та, Ш.Л. Мон-тес-кьё и ста-ра-тель-но не упо-ми-нав-ше-го его имя Рус-со; за-слу-жил вы-со-кую оцен-ку Б. Пас-ка-ля, Ж. де Лаб-рюй-е-ра, Ж. де Ла-фон-те-на, П. Бей-ля, Воль-те-ра.

В Рос-сии твор-че-ст-вом М. де Монтенье ин-те-ре-со-ва-лись А.С. Пуш-кин, А.И. Гер-цен, Л.Н. Тол-стой, М. Горь-кий.

Пер-вый (час-тич-ный) русский пе-ре-вод «Опы-тов» был вы-пол-нен С.С. Волч-ко-вым в 1762 году.

Сочинения :

Œ uvres compl ̀etes. P., 1924-1941. Vol. 1-12;

Опы-ты. 2-е изд. М., 1979. Т. 1-3;

Journal de voyage. P., 1992;

Les Essais. P., 2007.

Дополнительная литература:

Horkheimer M. Montaigne und die Funk-tion der Skepsis // Horkheimer M. Anf ̈ange der bürgerlichen Geschichtsphilosophie. Fr./M.; Hamb., 1971;

Nakam G. Montaigne et son temps. P., 1982;

Starobinski J. Montaigne en movement. P., 1982;

Tournon A. Montaigne: la glose et l’essai. Lyon, 1983;

Ко-ма-ро-ва В.П. Шек-спир и Мон-тень. Л., 1983;

Frame D.M. Montaigne. N. Y., 1984;

Rigolot F. Les Méta-mor-phoses de Montaigne. P., 1988;

Mathieu- Cas-tellani G. Montaigne: l’écriture de l’essai. P., 1988;

Bonnet P. Bibliographie méthodique et analytique des ouvrages et documents relatifs а̀ Montaigne (jusqu’en 1975). Gen., 1983.

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ

(Montaigne) Мишель (1533-1592) - фр. , писатель, политический деятель эпохи Возрождения; от увлечения стоицизмом (пирронизмом) пришел к греч. скептицизму Лукреция и Эпикура. Выступал против теологического догматизма и схоластического авторитаризма, утверждая, что познавательная человека всегда осуществляется между знанием и незнанием. Говорил о необходимости личной убежденности, вытекающей из индивидуального опыта; подчеркивал роль чувств в приобретении знаний, считая их «нашими господами». Широко трактуя , одновременно отвергал рационального познания Бога и разумного подтверждения религиозных догматов; в понимании Бога вслед за антич. мыслителями утверждал, что боги создаются людьми по своему образу и подобию, вместе с тем стремился освободить божественное существо от большинства антропоморфных характеристик. Взглядам М. свойственна натуралистически-пантеистическая ; в соответствии с ней всемогущество Бога заменяется всемогуществом природы, которая в свою очередь подчиняется некоему единому вселенскому порядку.
Центральное в философии М. принадлежит вопросам этики и вытекающим из нее социальным выводам. Противник и критик традиционной аскетической морали, М. проповедует в согласии с природой и разумом; и удовольствие являются основным двигателем человеческих поступков. В социальном учении М. - сторонник естественного равенства людей, идеализирующий « » человечества. Практически-философские воззрения М. изложены в «Опытах», в которых запечатлены ход и наблюдения и самонаблюдения их автора; благодаря этой работе в философии и литературе стал утверждаться жанр «эссе» - опыта, поставленного человеком на самом себе, являющимся одновременно и наблюдателем, и объектом наблюдения. Философия М. оказала влияние на философию фр. Возрождения, на формирование опытной методологии Нового времени, на Б. Паскаля, Ж.Ж. Руссо, феноменологическо-экзистенциалистскую философию 20 в.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОНТЕНЬ

(Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Перигора,-13.9.1592, там же) , франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в историю философии как сторонник скептицизма; однако его мировоззрению чужд . М. выступал с резкой критикой господствовавшего схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв. , написанного пофранцузски («Опыты», v. 1-2, 1580 ; рус. пер. , кн. 1-3, 1954-60; 19792) , является вопрос: «что я знаю?». Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств. закономерностей природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать - значит сомневаться». В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М. считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал души и посмертное воздаяние. Произв. М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещённых книг.

Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веротерпимость, лояльность, доброжелательность - непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на философию франц. Возрождения и Просвещения.

Oeuvres completes, v. 1-12, P., 1924-41. История философии, т. 2, М., 1941 , с. 38-41; История философии, т. 1, М., 1957 , с. 312-15; Богуславский В. М., «Опыты» М. М., «ВФ», 1956 , № 5; Рыкова H., M. M., в кн. : Писатели Франции, М., 1964 ; Peursen С. A. van, M. de Montaigne, Amst., 1954 ; Moreau P., Montaigne, P., 19584; Joukovsky F., Montaigne et la probleme du temps, P., 1972.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МОНТЕНЬ

MOHTEHЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де ( . 28 февр. 1533, замок Монтень, в Перигоре – . 13 сент. 1592, там же) – франц. юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос: Что я знаю? – Que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. философия вплоть до Бергсона. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого существования (при этом он опирался на идеи Стой). Природа – воспитатель. Большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. Благоразумие в жизни – самая необходимая . Осн. произв.: «Essais», 1580 (рус. пер. «Опыты», 1954).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МОНТЕ́НЬ

(Montaigne), Мишель де (28 февр. 1533 – 13 сент. 1592) – . просветитель, философ-скептик. Выходец из купеческой семьи, мэр Бордо, депутат Генеральных штатов. Друг Генриха IV, политический деятель передовой буржуазии, боровшейся за страны, за прекращение гражд. войны и . В философии M. доминирует эпикурейская, материалистич. тенденция – "жизнерадостное , подготовившее XVIII века" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 4). М. считал, что возникновение, и исчезновение сознания определяются состоянием человеч. тела, над к-рым не властно; люди, как и их братья, животные, – дети "нашей матери-природы"; объективным непреложным законам природы подчинены все вещи, все живые существа, в т.ч. и люди. Волюнтаризм и – вздорные иллюзии. Материальный – это все, что есть; никакого потустороннего мира не существует. Учение о бессмертии и воздаянии – такой же , как рассказы о сверхъестественном, о чудесах и прорицаниях. Все это противоречит здравому смыслу и законам природы. М. смело выступал против охоты за ведьмами, против зверских расправ с жертвами ср.-век. предрассудков. Решительно отвергая христ. этику с ее призывом к умерщвлению плоти и самоуничижению, критикуя этич. взгляды стоиков (влияние к-рых он испытал на себе), М. провозглашает и индивидуализм. По М., взгляд, будто и образ мыслей его соотечественников единственно и естественный, рушится при ознакомлении с античностью и с народом только что открытого Нового Света. М. провозглашал идею естеств. равенства людей и идеализировал "естественное " человечества, где счастливая жизнь и исключительно высокие моральные качества людей обусловлены отсутствием сословного и имуществ. неравенства, гос-ва и религии. Все эти преимущества были утрачены с развитием цивилизации. Общепризнанные политич., этич., эстетич. положения лишены, по М., разумных оснований, навязаны силой авторитетов, воспитания и обычаев. М. требовал отказа от мнений, принятых на веру, призывал представить все вопросы на суд разума. Несмотря на лойяльные декларации М. о том, будто его учение унижает разум и укрепляет веру, на деле проникнуто рационализмом и подрывает религию. Вера, по М., вовсе не нисходит на людей свыше: "... есть не что , как их собственное измышление..." ("Опыты", кн. 2, М.–Л., 1960, с. 292), созданное, "... чтобы налагать узду на и держать его в подчинении" (см. тамже, с. 353). Лежащий в основе всех религий взгляд, приписывающий богу разум, волю и вмешательство в судьбы людей, явно антропоморфный вымысел. М. доказывал, что все религии противоречат здравому смыслу (там же, с. 198). Поэтому "хорошими христианами" являются "простые умы, мало любознательные и мало развитые" (там же, кн. 1, с. 390), те же, кто способен здраво судить о религии, лишь притворяются верующими (см. тамже, кн. 2, с. 132). М. показывал, что религии, в особенности , с момента своего возникновения порождают нетерпимость, бесчеловечные расправы с инакомыслящими, преследование науки, уничтожение культурных ценностей. Бесчинства представителей раннего христианства "... причинили науке гораздо больше вреда, чем все пожары, произведенные варварами" (там же, с. 401). М. показывал огромный вред, наносимый религией обществу. "Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она их покрывает, питает и возбуждает" (там же, с. 134). Борьба против фидеизма и фанатизма средневековья – гл. задача скептицизма. Но, излагая доводы скептиков, М. заходил дальше, чем требовала эта задача; он часто был не в силах справиться со скептич. аргументацией и допускал агностич. утверждения. На деле, однако, его направлен не против науки, а против теологии и схоластики. М. обличал пустоту догматич. учености теологов, призывал свергнуть гнет авторитетов и поставить на место схоластич. умозрения, опирающееся на факты и разумное, естественное их . Ощущения, по М., это "... основа, ... всего здания нашей науки" (там же, с. 302). М. – один из первых в 16 в. выдвинул о важной роли опыта в познании, а также мысль об историч. характере возникающих на пути науки и преодолеваемых преград: "то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем... Поэтому ни трудность исследования, ни мое бессилие не должны приводить меня в отчаяние, ибо это только мое бессилие" (там же, с. 269).

М. выдвинул прогрессивные педагогич. идеи: школа должна не "начинять " учащегося, а развивать его разум; ни одно филос. учение не должно ему преподноситься как – ознакомившись с различными воззрениями "пусть сделает самостоятельно" (кн. первая, там же, кн. 1, с. 195–96). Изучаться должны не только книги, но прежде всего сама жизнь, и люди. При этом интеллекта должно сочетаться с физич. воспитанием.

М. оказал большое влияние на атеизма и материализма во Франции и за ее пределами. Наследниками и продолжателями его идей являлись Гассенди, Декарт, Бейль, "либертены", Р. Бэкон, а позднее Вольтер, Руссо и франц. материалисты 18 в. Для многочисл. трудов совр. бурж. историков философии характерно искажение взглядов М. В работах Г. Янсена "Монтень-фидеист" (H. J. J. Janssen, Montaigne fidéiste, 1930), M. Ситолё "Подлинный Монтень – теолог и солдат" (M. Citoleux, Le vrai Montaigne, théologien et soldat, 1937), К. Склафера "Религиозная душа Монтеня" (С. Sclafert, L"ame religieuse de Montaigne, 1951), а также в работах Ж. Коппена (1925), М. Дреано (1936, 1952), Г. Трюк (1945), Г. Фридриха (1949), Ж. Шевалье (1956) и др. M. изображается активным защитником религии, в особенности католицизма, реакционером в политике. Т. Сюран (1903), Р. Думик (1905), Р. Рихтер (1903–08), Э. Фор (1926), Э. Ауэрбах (1946), А. Крессон (1952), И. Гиршбергер (1955) и мн. др. приписывают М. , агностицизм, политич. .

В. Богуславский. Москва.

Соч.: "Опыты" ("Essais") – осн. соч. М. Издано впервые в Бордо в 1580. При жизни автора вышло еще три издания (Бордо, 1582, Париж, 1587 и 1588, последнее – в 3 книгах, значительно дополненное). Людовик XIV запретил печатание "Опытов" (1670), а Ватикан включил их в 1676 в "Индекс запрещенных книг". В один из экз. тиража 1588 М. внес большое поправок. В первом посмертном издании (Лион, 1593) они не учтены, но начиная с париж. изд. 1595 в какой-то мере принимались во . Текст 1595 многократно переиздавался без особых изменений. Лишь в начале 20 в. выяснилось, что париж. изданием 1595 правка М. учтена неудовлетворительно. В 1912 с пометками автора издан фотомеханич. способом, после чего в печати появляются новые, окончательные версии, в их числе изд. на франц. яз. – 1924–27. Переводы на англ. яз.: первый – 1603, 1685, новый – ; на нем.: первый – 1753–54, 1793–99, новый – 1915; на исп.: 1899, , 1941, 1948, 1947–51; на каталонском: 1930–35; на итал.: в отрывках 1590, полный 1633, новый – 1953; на голл.: 1674; на дат. – 1955; на венг. – 1803; на швед. – 1923; на фин.: 1955; на польском: 1909, . На рус. яз. частично переведено С. Волчковым – "Михайла Монтаниевы ...", СПБ, 1762. Затем вышел неполный перевод В. П. Глебовой ("Пантеон литературы", 1891, март, июнь, 1892, июнь, сент.). Взгляды на воспитание детей, "Женское ", 1891, No 6–7, 9. Мысли о воспитании детей. Избр. места из "Опытов", пер. с франц. Б. Смирнова, в кн.: Раблэ Ф. и Монтэнь М., Мысли о воспитании и обучении, М., 1896. Новое рус. издание: вступ. статьи Ф. А. Коган-Бернштейн и М. П. Баскина, изд. подготовили А. С. Бобович, Ф. А. Коган-Бернштейн, А. А. Смирнов, Н. Я. Рыкова, кн. 1–3, М., 1954–60.

Л. Азарх. Москва.

Oeuvres complètes, вступит. ст., комментарии и примечания Арменго, v. 7–6, Р., 1924–27; Journal du voyage en Italie par la Suisse et l"Allemagne en 1580 et 1581, P., ; Gesammelte Schriften, Bd 1–8, 2 Ausg., 1915.

Лит.: Миллер О., M. и его взгляд на народную словесность, "Отечеств. записки", 1864, т. 155, No 7; Л-кий И., Очерк развития скептич. во Франции в XVI и XVII вв., "Знание", 1873, No 1, 3, 8, 12; Mережковский Д., Монтань, "Рус. мысль", 1893, кн. 2; Пиков В., У истоков эмпиризма, "Под знаменем марксизма", 1933, No 5; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Именной указатель); Коган-Бернштейн Φ. Α., Μ. Монтень и его "Опыты" в кн.: Монтень М., Опыты, кн. 1, М.–Л., 1954; Баскин М. П., M. M. как философ, там же; Богуславский В. М., "Опыты" М. М.,"Вопр. философии", 1956, No 5; Коган-Бернштейн Φ. Α., Филос. воззрения М. М., в кн.: Монтень М., "Опыты", кн. 3, М.–Л., 1960; Кессель Л. M., M. и его "Опыты", "Вестн. истории мировой культуры, 1961, No 1; Воnnefon P., Montaigne, l"homme et l"oeuvre, P., 1893; Gide Α., Essai sur Montaigne, P., 1929; Ρlattard J., Montaigne et son temps, P., ; Villey P., Les sources et l"évolution des Essais de Montaigne, 2 éd., v. 1–2, Ρ., 1933; Strowski F., Montaigne. Sa vie publique et privée, P., ; Brunschvicq L., Descartes et Pascal, lecteurs de Montaigne, N. Y.–P., ; Weiler M., Pour connaitre la pensée de Montaigne, , 1948; Friedrich H., Montaigne, Bern, ; Сallоt Ε., Von Montaigne zu Sartre, Meisenheim, 1953; Schon P. M., Vorformen des Essays in Antike und Humanismus, Wiesbaden, 1954; Моreau P., Montaigne. L"homme et l"oeuvre 4 éd., P., ; Fraure D. M., Montaignes discovery of , N. Y., 1955; Tannenbaum S. Α., Μ. Ε. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.

В. Богуславский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкемде (28 февраля 1533, замок Монтень в Перигоре, Франция - 13 сентября 1592, там же) - французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей “дворянство мантии” в конце 15 в. Окончил Коллеж в Бордо (1546). В 1558-71 - советник бордоского парламента (судебного учреждения), в 1581-85 - мэр Бордо. В 1588 - депутат Генеральных штатов, на короткое был заключен в Бастилию, освобожден благодаря Екатерине Медичи; друг Генриха IV. Как общественный деятель Монтень выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную , единство нации и государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания (осудил Варфоломеевскую ночь и преследование гугенотов).

Главным делом своей жизни Монтень считал написание “Опытов” (“Les Essais”, кн.1-2,1580; рус. пер. 1954-60), над которыми работал до самой смерти и выпустил при жизни еще три издания (1582,1587,1588; последние два - в трех книгах). Владея виртуозной техникой интроспекции, Монтень - через описание самого себя - воссоздал в “Опытах” обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения - мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца.

Провозгласив, что “философствовать - значит сомневаться” (здесь и далее цит. по изд.: Опыты в трех книгах, кн. 2. M., 1980, с. 307), Монтень выступает с критикой схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии, притязаний разума на “всеведение”. Однако этот критический не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность: вместо “неподкупного разума” имеет “инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспособлять ко всем размерам” и благодаря которому легко составить “сто мнений об одном и том же предмете” (кн. 2, с. 498). Вслед за Монтенем Паскаль будет учить о “разуме-флюгере”, который вращается во все стороны под влиянием чувств, воображения, памяти, интереса и вообще всякой выгоды. Схоластическому разуму Монтень противопоставляет “естественный ум” и человека, схоластической науке, “богом которой является Аристотель”, и “колючим хитросплетениям диалектики” - “новое знание” и “новую науку”, опирающиеся на жизненный , фактическое изучение объектов, свободное исследование. Он признает, что “знание и являются уделом только Бога” (кн. 2, с. 389), человек же постепенно продвигается в познании, и то, “что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем” (с. 493); т. о., Монтень занимает гибкую позицию между “чистым неведением” (агностицизмом) и “самомнением всезнания”.

Смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, обличитель эмпирических нравов, бытующих в Церкви, Монтень обвиняет современных ему христиан в религиозном нечестии и сетует на то, что “божественное и небесное учение” находится в “столь порочных руках” (кн. 2, с. 383). В 1676 Церковь внесла “Опыты” в Индекс запрещенных книг. Все последующие вольнодумцы опирались на Монтеня в их оппозиции религии и Церкви. Вместе с тем Монтень считал “чудовищным и противоестественным учением”, обличал “безумие человеческого самомнения”, гордыню “атеистического ума”. Монтень намерен обуздать эти “высокомерные притязания” средствами самого разума, просветленного возвышающей верой в Бога-творца, “великого зодчего” вселенной. Он одобряет замысел испанского богослова Раймунда Сабундского обосновать в “Естественной теологии” (в духе Фомы Аквинского) “все положения христианской религии с помощью естественных доводов и доводов человеческого разума” (кн.2, с. 381).

Монтень видит в философии (не умозрительно-схоластической, а “живой античной мудрости”) “умного наставника”, высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. “Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело” (кн. 1, с. 150). Культ “естественного человека”, счастья и радостей жизни - основа гуманизма Монтеня, заостренного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма (“пугала, устрашающего человеческий”) и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе “мягкий эпикуреизм”, “этика наслаждения”, в которой он видел избавления от страдания и трагизма жизни. Где для человека , там должны быть для него и радость, и здравый . Не “ходульный аскетизм”, а жизнь в соответствии с разумом и простыми требованиями нашей “матери-природы” - такова, по Монтеню, основа человеческого достоинства и “естественной добродетели”. Этой “великой простоте”, малодоступной людям высшего света, вращающимся в “зачумленном мире” сословного лицемерия, суеты показной жизни, следует учиться у простых крестьян или даже у “дикарей” Нового Света, живущих в согласии и гармонии с природой. Несовершенному человеку, “полному лжи и слабости”, Монтень противопоставляет “естественного человека”, считая даже, что “уменье достойно проявить себя в своей природной сущности есть совершенства и почти божественное” (кн. 3, с. 311). Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как “царя природы” и считает его “сыном природы”, как бы “забывая” о его сотворении Богом “по своему образу и подобию”. Отсюда его “естественные размышления” о жизни и смерти (“ни природа, ни разум ничего не говорят нам о бессмертии”), душе и теле и т. д.

“Опыты” оказали влияние на развитие философии и культуры в Европе. Они способствовали развенчанию одностороннего рационализма и утверждению принципов натурализма и эмпиризма (Бэкон , Гассенди, Паскаль , Локкидр.), скептицизма (Декарт , Паскаль), вольнодумства (Паскаль , Бейль, Вольтер , Юм, французские материалисты), гуманизма в педагогике (Локк , Руссо). После Монтеня в Европе был подорван “строгого трактатного философствования” и стал популярным свободный размышлений в форме “опытов”, или “эссе”, получивший наименование “эссеистского стиля философствования”. Этой изящной форме в философии отдали дань Бэкон, Паскаль, Вольтер, Юм, Шопенгауэр, Ницше и многие другие.

Соч.: Oeuvres complètes, ν. 1-6. R, 1924-27; Essais, v. 1-3. P., 1992; в рус. пер. : Опыты в трех книгах. M.-Л„ 1954-60; 2-е изд., М., 1979-80.

Лит.: Богуславский В. М. У истоков французского материализма и атеизма. М., 1964; Он же. Скептицизм в философии. М., 1990; Рыкова Н. Я. Писатели Франции. М., 1964; Michel P. Continuité de la sagesse française (Rabelais, Montaigne, La Fontaine). P., 1965; Clauser A. Montaigne paradoxal. P., 1972; Norton G. Montaigne and the introspective Mind. P., 1975; Montaigne (1580-1980). Actes du Colloque international (USA- France-1980). P., 1983; Screech Μ.Α. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the “Essais”. L., 1983; Konsiantinovic J. Montaigne et Plutarque. Gen., 1989; TortelJ. Montaigne. P., 1990; Montaigne et la révolution philosophique de XVI11 siècle. Brux., 1992.

Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
М. Монтень

Мишель Монтень - французский философ, мыслитель и политик. Он был одним из самых ярких представителей гуманистического направления в философии эпохи Возрождения.

Возвращение к античности

В самом названии эпохи Возрождения заложена ее сущность - это возвращение к Античности, возрождение идей и теорий того времени, в противовес уходящей философии Средних веков. Чем же отличается новая философия? В Средние века главным объектом изучения всех философских направлений был Бог, теперь же его место занял человек, которого стали считать венцом творения. Философов, а также представителей науки и искусства, поставивших человека в центр мироздания, стали называть гуманистами.

Именно гуманисты придумали исторический термин «Новое время». Всю историю человечества они поделили на три периода: Древняя история, Средние века и Новое время. Античность, или Древний период, гуманисты считали утраченным золотым веком, Средние века - периодом застоя, ну а Новое время было названо так потому, что с этого момента начиналась новая эпоха в жизни человечества, когда должны быть возрождены прекрасные идеалы Древней Греции и Рима.

Одним из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения был Мишель де Монтень. В первую очередь он прославился как автор замечательного и абсолютно нового по форме произведения - «Опытов». Это смесь философских размышлений, дневниковых записей, описаний существующих обычаев и традиций и многого другого. «Содержание моей книги - я сам», - писал Монтень в предисловии. По названиям глав этой книги можно судить о том, насколько разные предметы занимали автора: «О лжецах», «О стойкости», «Церемониал при встрече царствующих особ», «О каннибалах», «О ненадежности наших суждений» и т. п.

«Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо» (М. Монтень)

Познай самого себя

Каждый человек - частичка человечества и его отражение, считает Монтень. Поэтому, чтобы познать все человечество, мыслитель решил познать самого себя. Он долгое время изучал движения своей души, свои мысли и чувства и в итоге изложил наблюдения на бумаге, чтобы сделать их общим достоянием.

Из «Опытов» мы узнаём, что Монтень считал себя скептиком. В чем же заключался скептицизм философа? Прежде всего, он не уверен, что человек в принципе способен познать мир. Если абсолютная истина и существует, человеку она недоступна. Все истины, провозглашаемые людьми, относительны и справедливы только для своего времени. Например, некоторые из античных философов были уверены, что душа человека после его смерти переселяется в другое тело. Средневековые богословы утверждали, что душа попадает либо в ад, либо в рай. Возможно, позже появятся другие теории, но какая из них истинна, человек знать не может.

Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое - в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», - повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека - изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.

Мишель Монтень ввел в литературу новый жанр - эссе, что по-французски означает «опыт». Это сочинение, написанное в свободной манере, без особых ограничений по композиции и стилю

Воспитание человека

Взгляды Монтеня на воспитание кардинально отличались от средневековых, где главными принципами были повиновение, страх наказания и бездумное послушание. Как же философ предлагал воспитывать людей Нового времени? В первую очередь необходимо обеспечить детям всестороннее развитие, они должны изучать разные науки, искусства, ремесла, тренировать тело упражнениями. Самое важное, чтобы человек стал личностью, научился понимать самого себя, получать удовольствие от жизни и преодолевать неприятности, не теряя присутствия духа.

Многие педагогические принципы Монтень взял из собственного детства. Его отец, высокообразованный человек, долгое время бывший мэром Бордо, воспитывал сына по новаторской системе. Его учителя говорили с ним только на латыни, он изучал античных авторов, его не наказывали и ни к чему не принуждали, а старались пробудить интерес. Такое воспитание дало свои плоды, Мишель Монтень стал выдающимся человеком.

Развивающее воспитание невозможно без гуманного отношения к ребенку, считал Монтень. Любое насилие должно быть исключено, дети сами должны выбирать, что им интересно, а что нет. Многое, конечно, зависит от умения педагога заинтересовать своих подопечных, показать им увлекательность наук. «Пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов», - призывал он.

«В природе нет ничего бесполезного» (М. Монтень)

Мишель де Монтень (полное имя - Мишель Экем де Монтень) - французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты». Появился на свет 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в г. Сен-Мишель-де-Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственного педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6-летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80-ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг , идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38-летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.

До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.

После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.

1588-ой подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60-летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 13 сентября, находясь в собственном замке, скончался.


. Биографии философов
. Знаменитые люди по имени Мишель

Мишель де Монтень (Montaigne) (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.


Жизненный путь. Образование.


Родился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 века. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е годах два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии "политиков", которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV). Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями.


Творчество.


К труду своей жизни, "Опытам" ("Essais"), Монтень приступил в начале 1570-х годов, удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 году в Бордо вышли из печати две первые книги "Опытов". В том же 1580 году Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 веке "Путевой дневник" ("Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581", 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы "Опытов". Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 году в Париже. Монтень продолжал трудиться над "Опытами" до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595 года).


Жанр "Опытов".


"Опыты" непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа "Заметок", "Рассуждений", "Записок", "Памяток", повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего "Опыты" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 веков. Своими "Опытами" Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.


Философия.


Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма, непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола , Эразма Роттердамского , Вивеса, Агриппы Неттесгеймского. Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12-я глава 2-й книги "Опытов" - своего рода трактат в трактате, - названная "Апология Раймунда Сабундского"; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его "Естественного богословия", которое по просьбе отца он перевел в 1569 году на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - "заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума". По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием. Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с "Опытами" слышна в "Гамлете", а также в поздних пьесах Шекспира , у которого был экземпляр "Опытов" в английском переводе 1603 года. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон.


О. Ф. Кудрявцев
Комментарии к статье:

Монтень родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать - Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца - его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В 1565 году Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 году он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 году, возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 году). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580-1581 годах писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 году. В «Опытах» (Книга третья, Глава X - «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо. По-видимому, это было после путешествия 1580-1581 годах («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»). Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы.

У Мишеля де Монтеня есть такое изречение: Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!