Максим богданович биография. Любимая игрушка в детстве - Ванька-встанька

на фото: Сергей Вакар, памятник Максиму Богдановчиу

Михаил Стрельцов в своей «Загадке Богдановича» писал: «Богданович, рядом с Купалой и Коласом, - то третье измерение, без которого невозможна перспектива. С Богдановичем нам стало далеко видно во все концы мира. (...) Если бы прожил он больше, кто знает, чем могли бы мы быть сегодня (...) Где сегодня были бы его взмыленные, вскинутые над родной страной кони? Его нет, но летит его "Погоня"».

К сожалению, Поэт прожил лишь 25 лет, но даже за это время успел на века оставить свой след в истории родной страны.

Толькi ў сэрцы трывожным пачую

За краiну радзiмую жах, -

Ўспомню Вострую Браму сьвятую

I ваякаў на грозных канях.

Ў белай пене праносяцца конi, -

Рвуцца, мкнуцца i цяжка хрыпяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

У бязьмерную даль вы ляцiце,

А за вамi, прад вамi - гады.

Вы за кiм у пагоню сьпяшiце?

Дзе шляхi вашы йдуць i куды?

Мо яны, Беларусь, панясьлiся

За тваiмi дзяцьмi уздагон,

Што забылi цябе, адраклiся,

Прадалi i аддалi ў палон?

Бiйце ў сэрцы iх - бiйце мячамi,

Не давайце чужынцамi быць!

Хай пачуюць, як сэрца начамi

Аб радзiмай старонцы балiць...

Мацi родная, Мацi-Краiна!

Не усьцiшыцца гэтакi боль...

Ты прабач, ты прыймi свайго сына,

За Цябе яму ўмерцi дазволь!

Ўсё лятуць i лятуць тыя конi,

Срэбнай збруяй далёка грымяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

Не разьбiць, не спынiць, не стрымаць.

По случаю 125-летия со дня рождения Поэта 9 декабря в Минске пройдет ряд мероприятий. В частности, в крипте Храма-памятника Всех Святых в белорусской столице состоится церемония "Возвращение" - будет заложена капсула с землей с могилы поэта в Ялте.

Церемония начнется в 11.30 и продлится до 13.00. В Белом зале храма будут звучать стихи Богдановича.

Около памятника Максиму Богдановичу в столице пройдет литературная акция "Растем вместе с Максимом". Стихи поэта прозвучат в исполнении чтецов разного возраста, что "символизирует преемственность поколений и актуальность его поэзии". Начало - в 14.00.

В реконструированном Литературном музее Максима Богдановича состоится торжественное открытие новой экспозиции, начало в 16.00. А в 17.30 возле памятника состоится митинг "Поклонись Максиму".

В связи со 125-летием со дня рождения Поэта радио "Свабода " собрало малоизвестные факты из жизни Максима Богдановича.

1) Мать расстраивалась, когда Максим и его братья говорили по-белорусски

В письме к мужу Адама Богдановича (29-го мая 1895 Г.) Мария Богданович писала о своих детях: «... Вот только плохо, что стали говорить по-белорусски и иногда такое словечко влупят, что хоть под землю провались».

2) Младенцем засыпал только тогда, когда с ним танцевали

Как вспоминал отец («Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича», 1923): «... он иначе не засыпал, как под колыхание на руках, а вскоре стал требовать, чтобы с ним танцевали (...), и бедная мать (как и отец) просто выбивалась из сил от этой его ранней склонности к ритму. Довольно долго продолжались эти скачки с частушками».

3) Его едва не покалечила родная тетка

Адам Богданович рассказывал: «В два месяца он почувствовал сильную боль. Мать, искупав его, хотела посыпать, где надо, детской присыпкой. - Посвети, - сказала она сестре. Та подошла с лампой. Цилиндрическое стекло треснуло (...), раскаленный цилиндр падает прямо Максиму на животик. Ужасный крик ребенка. Мать остолбенела от ужаса. Я бросился на крик, схватил стекло с тельца, которое извивалось от боли. Появился нарыв величиной с ладонь».

4) Любимая игрушка в детстве - Ванька-встанька

Максим Богданович писал: «Помню, в детстве он очень развлекал меня. Сколько раз я опрокидывал его с одной стороны на другую, клал на спину и, отнимая руку, весело выкрикивал: - Ванька! Встань-ка!

(...) Помню и то, как (...), охваченный желанием понять, в чем тут дело, не выдержал и в конце концов разобрал «Ваньку-встаньку».

5) В детстве чуть не откусил себе язык

По воспоминаниям отца: «... в 1897 г. с Максимом случилось маленькая катастрофа: он откусил себе зубами кончик языка. Бегал (...), поскользнулся и упал, ударившись бородой о пол, кончик языка повис. Полный рот крови. (...) Хирург стал пришивать (...) Ни звука, ни стона. (...) Через неделю (...) кончик прирос, а нить Максим съел».

6) С охотой бросался в споры

Максим Богданович спорил с родными, друзьями, учителями (особенно с одним батюшкой, которому сказал, что Бога нет). По воспоминаниям отца: «В патетических местах, чтобы подчеркнуть свою мысль, он [Максим Богданович] бьет кулаком по столу, а если нет аргументов, оба кулака прижимает к груди или плечам, будто оттуда хочет выжать больше силы. Жесты пламенные, неуклюжие, (...) слова недостаточно выражают то, что за ними скрывается. Каждый аргумент он высказывал в коротеньких, отрывочных словах, сопровождал вопросительно: «Да?» И, не дождавшись вашего согласия, вываливает новые аргументы, неизменно сопровождая их теми же: «Да?», «Да?».

7) Был непослушным учеником

В воспоминаниях отца: «Максим редко внимательно слушал преподавателей (...). По натуре живой, подвижный, он так же вел себя и в классе: двигался, разговаривал с соседями, шутил, смеялся (...), играл в шашки (...), опаздывал или уходил с уроков (...), бегал по классу. (...) Спасский [преподаватель], истерически крикнул: - Богданович, идите вон!

Максим заявил протест против такого некорректного отношения и отказался подчиниться».

8) Заводил романы по переписке, а потомчувствовал себя виноватым, когда видел девушку наяву

По воспоминаниям Зоськи Верас, Богданович ей говорил: «Имею только одно неприятное переживание, которое отбирает мой покой. Может, вы слышали, что я уже долгое время переписывался с одним лицом из Минска (назовем ее N). Завязалась дружба, искренность. Вот, приехав и познакомившись лично, вся моя дружбе к ней развеялась. Не могу ей ответить тем самым, не могу... и это так мучит!»

9) В юности был анархистом и подозревался в терроризме

В воспоминаниях отца: «... старший сын Вадим (...) стал одним из организаторов (...) гимназического кружка эсеров, а младший Максим, чтобы показать, что и он не хуже, (...) уже в четвертом классе создает кружок анархистов. (...) Он не только забросил учебу, но и свою любимую белорусистику».

Его друг Дмитрий Крылов взорвал в гимназии лестницу. Адам Богданович вспоминает: «Он [Максим] стремился убрать из квартиры все, что могло компрометировать его товарища, поэтому с класса убежал к нему на квартиру сразу после взрыва. (...) На допросе вел себя (...) смело и нагло, спорил, свое участие в подготовке взрыва отрицал (...) ».

10) Редактор «Нашей нивы» Александр Власов отказывался печатать его первые стихи

По воспоминаниям Ластовского: «В начале мая месяца (...) Максим Богданович (...) прислал в "Нашу ниву" маленькую тетрадку (...) произведений (...). Покойный Ядвигин [Ядвигин Ш.] окрестил эту тетрадку "декаденщиной". (...) Тетрадь вернулась с пересмотра (...), перечеркнутая синим карандашом с надписью рукой А. Власова "В архив". (...) Через несколько недель (...) Максим Богданович прислал (...) новые стихи (...), но стихи были снова "декадентскими" и ради этого попали в ту же папку (...) "В архив". Там они пролежали до конца августа, когда их вытащил на свет С. Полуян, который, прочитав стихи, с чрезвычайным увлечением стал защищать их...».

11) Огорчался, что Россия мало интересуется Украиной

В газете «Голос» (1916, №12) писал: «Ход событий показал, что украинский вопрос имеет очень заметное место среди проблем международной политики (...). Приходится признать, что слабый интерес, который уделяет российское общество украинскому вопросу, вряд ли нормален».

12) Выражал надежду, что российская интеллигенция поддержит белорусов в их стремлении к самостоятельности

В статье «Белорусы» (журнал «Национальные проблемы», 1915, № 2) отмечал: «Думается, что российская интеллигенция может встретить эти надежды и стремления с абсолютным сочувствием. (...) Она может предложить свою руку белорусской интеллигенции. Они не чужие друг другу. Ведь последняя делает именно то, что составляет смысл существования всякой интеллигенции: она развивает народную культуру. Эта культура в крае была национальной белорусского культурой. Отсюда возникло белорусское национальное движение».

Родился Максим Богданович в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители.

Биография

Максим Адамович Богданович (белор. Максім Адамавіч Багдановіч ; 27 ноября (9 декабря) 1891, Минск - 13 (25) мая 1917, Ялта) - белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.

Происхождение

Прапрадед Максима по отцовской линии крепостной Сте¬пан был первым в роду, кто стал носить фамилию Богданович, по его отчиму Никифору Богдановичу, как вошедший в состав его «двора» податной единицей; по отцу же он был Скокличем. Прадед Лукьян Степанович был дворовым, садовником; женой его была Арина Ивановна Юневич. Дед Юрий Лукьянович был дворовым, поваром, принадлежал к Косаричскому сельскому обществу Лясковичской волости Бобруйского уезда; к этому обществу и отец Максима, Адам Егорович, был приписан вплоть до увольнения для поступления на государственную службу.

Дед Юрий Лукьянович ещё молодым человеком был привезён своим помещиком, паном Лаппо, на службу в купленное имение при местечках Холопеничах Борисовского уезда, где он и обосновался, вступив в брак с бабушкой поэта Анэлей (Анной) Фоминой Осьмак. По воспоминаниям Адама Богдановича, она была «человеком удивительно кроткой и возвышенной души, с тонким чувством такта, вместе с тем обладала замечательными матема¬тическими способностями ». Кроме того она была прекрасной рассказчицей народных сказок, унаследовав этот дар частично от своей матери Рузали Казимировны Осьмак. Передача сказочного сюжета для последней была творческим актом; каждый раз она вносила в обработку сюжета новые черты; говорила сильно и нараспев, придавая повествованию заметную ритмичность, которую Адам Богданович старался сохранить в записях её сказок. По этим сказкам Максим впервые познакомился с бело¬русской речью. Знала она также множество белорусских песен и вообще была носительницей и хранительницей народной старины: обрядов, обычаев, гаданий, преданий, пословиц, поговорок, загадок, народных лекарственных средств и пр. Она была известна в Холопеничском округе как ворожбитка-знахарка и блюстительница народного обряда в выдающиеся моменты жизни («радзшы, хрэсьбшы, вяселлі, хаутуры, сеубы, зажыши, дажыню, талака, улазшы » и пр. и пр.); к ней приходили за советом и руководством и во всех торжественных случаях приглашали распорядительницей - «парадак даваць ». Многое из огромного запаса её знаний Адам Богданович использовал в своих этнографических работах, через них она оказала влияние и на правнука, который своеобразно переработал полученный материал в своём творчестве. Например, «Змяшы цар » из цикла «У зачараваным царстве », представляет собой поэтическую переработку народного поверья, помещённого в труде отца «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов » (1895 год).

Мать Максима Мария Афанасьевна, по отцу Мякота, по матери, Татьяне Осиповне, - Малевич. Татьяна Осиповна была поповной. Отец её был мелкий чиновник (губернский секретарь), служил смотрителем игуменской уездной больницы. Уже в зрелом возрасте он женился второй раз на молодой попадьянке Татьяне Осиповне Малевич 17-ти лет и имел от неё четырёх дочерей и сына. Тяжёлая болезнь отца, получавшего грошовое жалованье, привела к тяжёлому материальному положению и дети ещё перед смертью отца были отвезены в детский приют. Мальчик вскоре умер в больнице, а девочки оставались до 14 лет в приюте, условия жизни в котором были плохими.

Мать Максима, будучи живым талантливым ребёнком с роскошными волосами, обратила на себя внимание попечительницы приюта губернаторши Петровой, которая взяла её к себе в дом и послала учиться в женское Александровское училище, а по окончании обучения в нём отправила её в Петербург в женскую учительскую школу, поселив на квартире у своих родственников Петровых.

Мария Афанасьевна много читала. Как отмечал Адам Богданович, «её письма поражали и меткостью наблюдений, и живостью, и картинностью языка ». Ей даже был написан рассказ, который, по мнению мужа, показывал, что она имела «изобразительность » и могла стать хорошей писательницей. Адам Богданович также особо отмечал её «мучительную живость воображения ».

Необыкновенная живость восприятия, чувства и движений была основной, выдающейся чертой её натуры. Подвижная, всегда весёлая, с искристыми глазами, с косой чудовищной величины, она вдобавок обладала грацией котёнка и той неотразимо чарующей прелестью, которую принято называть женственностью. Её карточки не дают никакого понятия не только об её духовном облике, но даже и о внешнем. Это - маска, лишённая жизни; а она была вся сверкающая, поющая жизнь, вся движение, радость, восторг.

Детство

На момент свадьбы Адаму Богдановичу было 26, а Марии - 19 лет. Он вспоминал о супружестве как об одном из счастливейших. Учитель 1-ого городского училища Минска Адам Егорович Богданович (1862-1940) и его жена Мария Афанасьевна (1869-1896) были материально обеспечены: Адам зарабатывал до 1500 рублей в год при готовой квартире с отоплением и освещением, располагавшейся на Троицкой горе на улице Александровской в доме Коркозовича, что во дворе, во втором этаже, в то время в нём помещалось 1-е приходское училище и учительские квартиры, позднее это был дом 25 (ныне здесь участок улицы М. Богдановича (белор.)русск. напротив сквера возле Театра оперы и балета. Первенец Вадим родился 6 (18) марта 1890 года, Максим - 27 ноября (9 декабря) 1891 года в 9 часов вечера.

В 1892 году семья перебралась в Гродно, где Адам Богданович получил работу в Крестьянском банке. Жили на окраине города, на Новом Свете 15 по Садовой. Здесь 14 (26) ноября 1894 года родился третий сын Лев, а в мае 1896 года - дочь Нина. Условия были хорошими для воспитания детей: мягкий климат, во дворе сад, а кругом сады, поля, недалеко лес и Неман. Мать пыталась применить к детям фребелевскую систему для воспитания чувств, но те развивающим игрушкам предпочитали живое общение.

Как в Гродно, так и в Минске, у Богдановичей собиралось много людей. В Минске было много революционно настроенной интеллигенции - народовольцы и сочувствующие им, но после «лопатинского провала », в связи с арестами и зародившимся страхом, круг их постепенно редел и разлагался. В Гродно же собирались преимущественно культурные работники: врачи, лучшие офицеры, учителя. Много, особенно в Минске, приходило молодёжи. Звучали декламации литературных произведений, песнопения, велись дискуссии. «Разнообразно, красочно-заманчиво, интересно жилось », - вспоминал Адам Богданович.

Через месяц после родов дочери у Марии Богданович была обнаружена чахотка (туберкулёз лёгких). Лечение («деревня, кефир, кваякол, кодеин ») не помогли и 4 (16) октября 1896 года мать будущего поэта умерла. Похоронена она была на Гродненском православном кладбище перед церковью, вправо от главных ворот и дороги в церковь; под дубовым крестом с табличкой.

По мнению отца, Максим на него походил более внешними чертами: походкой, манерой себя держать, жестами, речью и т. п., напротив, по складу своего характера, мягкого и женственного, по весёлости своего нрава, живос¬ти, отзывчивости и впечатлительности, по полноте и мягкости наблюдений, по силе воображения, пластичности и вместе живописности продуктов его творчества всего более напоминал свою мать, особенно в детстве.

По его мнению, поэтический дар, в ней самой дремавший, Максим также унаследовал от матери, или быть может, от его прабабушки Рузали.

В ноябре 1896 года Адам Богданович с детьми переехал по службе в Нижний Новгород. Здесь у него завязались дружеские отношения с Максимом Горьким, с которым они вскоре породнились, женившись на сёстрах Е. П. и А. П. Волжиных. Горький часто бывал у них дома, он оказал влияние на любовь мальчика к литературе.

Адам Богданович был учёным, занимался исследованием истории, этнографии и фольклора белорусского народа. Максим любил читать его записи.

В одном из писем к другу Максим отмечал: Меня воспитывал отец. Тогда я показывал вам его библиотеку. В ней есть всё существенное, что появляется в литературе всего мира. Мы с детства проходили эту мировую школу… Разумеется, главное внимание обращалось на славянские литературы…

Гимназист

В 1902 году Максим поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. Во время Революции 1905 года принимает участие в ученических и студенческих демонстрациях, за что получает аттестацию «неблагонадёжного ученика ». В 1906 году крестная мать Максима В. Сёмова выписывает для него газету «Наша доля», а потом и «Нашу ниву ». В конце года Богданович присылает белорусские книги и газеты в Нижегородскую тюрьму революционеру белорусского происхождения Степану Зенченко.

1907 год считается началом литературной деятельности Максима Богдановича. Его первым значительным художественным произведением был рассказ «Музыка » на белорусском языке, который сразу же напечатала «Наша нива ». В нём рассказывается легенда о Музыке, который «много ходил по земле и всё играл на скрипке ». Необычные были его скрипка, и музыка. Когда плакала скрипка в руках музыканта, то каждый «плакал по своей доле », когда грозно гудели струны, «люди поднимали опущенные головы, и гневом великим блестели их глаза ». За его творчество «злые и сильные люди » бросили Музыку в тюрьму, где тот и погиб. Но не погибла память о нём. В этом аллегорическом произведении молодой автор рассказывает о на протяжении столетий многострадальной судьбе Белоруссии и выражает надежду на скорые перемены к лучшему.

В июне 1908 года Богдановичи вновь переезжают по причине изменения места службы отца - на этот раз в Ярославль. Там Максим Богданович пишет первые лирические стихотворения: «Над могилой », «Придёт весна », «На чужбине », которые были опубликованы в «Нашей ниве ». Там же печатается стихотворение «Края мой родной! Как заклятых богом… », в котором чётко прозвучала тема социального угнетения и национального возрождения белорусов; краткий стихотворный лирический рассказ «Из песен белорусского мужика » - реалистичная импрессия, полная веры в творческие силы народа; стихи «Тьма », «Пугач », «Разрыта могила », а также переводы с Генриха Гейне, Фридриха Шиллера.

Первым из переводов присланных в редакцию «Нашей нивы » был стих С. Ю. Святогора «Две песни », вышедший в печать со стилистическими поправками Янки Купалы, но с другой подписью: корректор Ядвигин Ш. подписал стихотворение придуманным им для Максима Богдановича псевдонимом Максим Криница. Он писал: Каждый своим псевдонимом определяет своё кредо, своё направление, а что за душой этого юноши, лицеиста, эстета? Ему эти Бядули да Гаруны не подойдут. Ему нужен чистый-чистый псевдоним, ясный, как юность. Да будет Криница! Это будет псевдоним-подсказка: из народных источников ему нужно черпать свои стихи!

В последующих письмах к редакции газеты поэт протестовал, что его переделали в Максима Криницу.

В 1909 году Максим заболел туберкулёзом.

Окончив в 1911 году гимназию, он посещает Вильну, знакомится с Вацлавом Ластовским, Антоном и Иваном Луцкевичами и другими деятелями белорусского Возрождения. Будучи в Вильне, молодой поэт ознакомился в частном музее братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов, и под их впечатлением написал стихотворение «Слуцкие ткачихи ». В этом произведении автор рассказывает печальную историю крепостных ткачих, поэтизируя умельство мастериц ткать золотые пояса, куда они добавляют «вместо персидского образца цветок родины василька ».

Там же Богданович знакомится с патриархом белорусского национального возрождения Брониславом Эпимах-Шипило русск., с которым он потом будет вести переписку. В ноябре 1911 года, будучи уже в Ярославле, Богданович напишет в редакцию альманаха «Молодая Беларусь » письмо с просьбой напечатать два его стихотворения вместе с небольшим литературоведческим очерком о сонетной форме присланных стихотворений.

Лицеист

В том же году Максим Богданович намеревался поступить на Филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль, поступив в Демидовский юридический лицей.

По словам отца, «внутренняя сторона » жизни Максима Богдановича чуть ли не целиком поглощалась его учением как под¬готовкой к общественной и литературной работе, его писательством, его творчеством; на всё остальное и времени, и сил оставалось очень мало.

Много времени уходило на изучение западно-европейских и славянских языков и литератур, особенно на изучение белорусского языка истории, этнографии, литературы.

Во время учёбы сотрудничает в ярославской газете «Голос»; много пишет, печатается в различных российских и белорусских изданиях, приобретает известность.

В тот период были написаны стихотворные лирические рассказы «В деревне » и «Вероника ». Оба - дань восхищению поэта женщиной. Поэтическое описание глубоких чувств женщины к ребёнку, присущих даже маленькой девочке - идейный замысел произведения «В деревне ». Фабула «Вероники » - воспоминание о девочке, которая незаметно для автора, «в красе своей весны » выросла, разбудив в душе поэта первую любовь, а с ней - тягу к идеальному, прекрасному, к поэзии. Музой для Максима Богдановича послужила Анна Кокуева, сестра его одноклассника, талантливая пианистка. В этот же период пишутся стихи «Вчера счастье только глянуло несмело », «Больше всего на свете хочу я » и знаменитое произведение лирики любовных переживаний - стихотворение «Романс ». Тогда же были созданы стихи, которые потом составили цикл «Старая Беларусь », «Город », «Звуки Отечества », «Старое наследие ». Основным содержанием произведений была борьба за гуманистические идеалы, на первый план выходила тема подневольной жизни белорусского народа, сильно звучали идеи национально-освободительной борьбы против царской империи.

В период 1909-1913 годов поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия. Это нашло отражение в статьях «Глубины и слои » (напечатана в «Нашей ниве »), «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия », «За сто лет. Очерк истории белорусского письменности » и «Новый период в истории белорусской литературы ».

В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Магдалены Радзивилл русск. тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок » (на титуле обозначен 1913 год). Посвящение - «Венок на могилу С. А. Полуяна русск. (умер 8 апреля 1910) » - сделал Вацлав Ластовский без разрешения автора, но после Богданович одобрил его инициативу. Сборник содержал 92 стихотворения и 2 поэмки, расположенные на 120 страницах, разделён на циклы: «Рисунки и песнопения », «Думы » и «Мадонны ». В письмах к издателю были предложения включить в «Мадонны » «Любовь и смерть » (13 стихотворений) и до 5 переводов из «Старого наследия », добавить 22 перевода из Поля Верлена и образовать раздел «С чужой почвы ». Однако книга вышла без дополнений и без послесловия «Опять увидел я хутора » к поэме «Вероника ». В полном собрании стихотворений Максима Богдановича 1992-1995 годов издатели вставили всё вышеперечисленное.

В своих «Воспоминаниях о М. Богдановиче » Вацлав Ластовский рассказывал историю создания «Венка »:

За несколько месяцев после выезда из Вильнюса Максим Богданович отослал в редакцию «Нашей нивы » рукопись, в котором были собраны его стихи… под заголовком «Книжка избранных стихов » с просьбой выпустить отдельной книжечкой. Рукопись эта пролежала в редакции более полугода, поскольку не было денег, чтобы напечатать её. И только в 1913 году были добыты деньги на издание рукописи.

По словам Ластовского, на издание «Венка » Иван Луцкевич выделил 150 рублей, а во время набора Вацлав Ивановский и Иван Луцкевич нашли «ещё некую сумму » денег от Магдалены Радзивилл. В благодарность к княгине на титульном листе книги было постановлено поместить знак лебедя - отсылка к гербу Завишей русск., к которым принадлежала Магдалена Радзивилл.

Рисунок на акладку дал я из своего собрания. Этот рисунок в 1905 году сделал один из учеников Штыглицавскай школы. Рисунок напоминает немного венок, ради этого я и постановил, используя права издателя, поместить на книжке до авторского ещё и свой заголовок - «Венок ». Выходила надпись: «Венок, книжка избранных стихов ».

В 1914 году в «Нашей ниве » № 8 была помещена заметка под названием «Певец красоты ». Это была первая рецензия на сборник «Венок », написал её Антон Луцкевич: «… не общественные темы занимают главным образом поэта: он прежде всего ищет красоты ».

Тема смерти у Максима прошла через всю его творческую жизнь. «Амур и грустный и красивый стоит с повязкой на глазах у склепа… » Поэт верил в вечную жизнь. Стихотворение «На кладбище » имеет могучую силу, как сама смерть. Стихотворения «Думы », «Свободные думы » Максима Богдановича насыщены христианским спокойствием, чувством божественного бессмертия. Он постоянно общается со звёздами, с небом, глядит ввысь, не под ноги. Самый сильный стих по силе воздействия «Прыйдзецца, бачу, пазайздросьціць бяздольнаму Марку ».

В 1914-1916 годы поэт пишет цикл стихов «На тихом Дунае », поэму «Максим и Магдалена », другие произведения. Писал Максим Богданович стихи и на русском языке, например, «Зачем грустна она была », «Я вспоминаю Вас такой прекрасной, стройной », «Зелёная любовь », «Осенью ». К этому времени относятся и переводы на белорусский произведений А. Пушкина и Э. Верхарна. Кроме того, в печати появляются публицистические статьи Максима Богдановича на русском языке, посвящённые вопросам истории литературы, национальным и общественно-политическим проблемам; выходят исторические и краеведческие-этнографические брошюры, а также литературоведческие рецензии, фельетоны.

В декабре 1915 года Богданович поехал в Москву, чтобы посетить белорусского историка Владимира Пичету. Исследователь повлиял на взгляды поэта, которые он высказал в статье «Белорусское возрождение ».

Максим Богданович поддерживал тесную связь с Ярославской белорусской радой, объединявшей беженцев-белорусов Первой мировой войны, оказывал землякам всяческую помощь; очень тяжело переболел, заразившись тифом, но выздоровел и продолжил работу.

Последний год

Летом 1916 года, закончив лицей, Максим Богданович вернулся в Минск (он уже давно мечтал о возвращении на родную землю), где жил на квартире Змитрока Бядули. Хотя он был уже тяжело болен, но много работал в Минской губернском продовольственном комитете и в Белорусском комитете помощи жертвам войны, а свободное время отдавал литературному творчеству. Организует кружки молодёжи, которым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер.

В это время Максим Богданович написал такие знаменитые произведения, как «Потерянный лебедь » и «Погоня ».

«Потерянный лебедь » - это поэтизация библейского мифа о лебеде, согласно которой один только лебедь отказался от Ноева ковчега, сам вступил в единоборство со стихией потопа, однако трагически погиб. Хотя сам лебедь погиб, но дал жизнь другим птицам. В мифе осуждается непокорность, Богданович же её восславил.

«Погоня » - один из самых темпераментных и драматических произведений поэта. Автор обращается к героическим страницам белорусского прошлого, призывает защищать свою Мать-Страну. Слова поэта были положены на музыку белорусского музыкального ансамбля «Песняры », белорусского мужского хора под управлением Николая Равенского, камерного мужского хора «Уния » и др..

В феврале 1917 года друзья поэта собрали деньги, чтобы он мог ехать в Крым лечиться от туберкулёза. Но лечение не помогло. Умер Максим Богданович на рассвете 13 (25) мая 1917 года в возрасте 25 лет.

Судьба творческого наследия

Архив поэта хранился у Адама Богдановича, оставшегося в Ярославле. Чтобы сохранить рукописи, он убрал их в сундук, отнёс его в погреб и спрятал под лёд. Во время подавления Ярославского восстания в 1918 году дом Богдановичей на Сенной площади был сожжён, лёд растаял, сундук обгорел, в него проникла вода. После Адам Богданович просушил и разгладил пострадавшие, но всё же сохранившиеся рукописи. Когда ими заинтересовался Институт белорусской культуры, он передал их приехавшему за ними сотруднику института. В 1923 году отцом были написаны «Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича ».

Литературное наследство Богдановича значительно: кроме сборника «Венок », изданного при его жизни (1913), пятидесяти с лишним стихотворений и значительного количества критических и публицистических статей, напечатанных в разных периодических изданиях («Наша нива », «Вольная Беларусь », «Гомон » и другие), в переданных Институту белорусской культуры отцом покойного поэта рукописях сохранилось свыше 150 стихотворений и ряд прозаических статей и заметок.

Произведения поэта переведены на два десятка языков мира, публиковались в Великобритании, Германии, Польше, России, Франции, Югославии и других странах.

Ещё в 1950-е годы в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов.

В 1991-1995 годах издано полное собрание сочинений поэта в трёх томах.

Творчество

По мнению литературоведа И. И. Замотина (1873-1942), в творчестве Богдановича находили отражение литературные искания и предреволюционные настроения начала века, белорусское возрождение и старина, личные переживания; на многих его стихотворениях и повестях лежит общий грустный колорит, вызванный противоречивой эпохой, а также обусловленный болезнью поэта и предчувствием близкого конца; но Богданович верит в обновление жизни и ждёт его с надеждою.

Максим Богданович создал много прекрасных образцов гражданской, пейзажной, философской лирики; написал ряд любовных стихов, посвящённых Анне Кокуевой (ярославская знакомая поэта, в которую он был влюблён).

Лирика Богдановича тесно связана с устной народной поэзией, национально-освободительными идеями, проникнута любовью к трудовому народу. В некоторых стихах звучит протест против мира насилия и социальной несправедливости: «Пан и мужик » (1912), «Двинемся, братья, скорей! » (1910), «Межи ».

Несмотря на то, что Богданович владел белорусским языком не безупречно, он сознательно приобщал его к достижениям стихотворной формы (особенно в области строфики) и художественного стиля, осуществлённым в античной и западно-европейской литературах, в чём имел большой успех. Кроме того он оставил немало подражаний и переводов.

На поэзию Богдановича повлияли произведения французских символистов, российских акмеистов. Однако он стремился к созданию собственной белорусской поэзии, органического слияния белорусских и зарубежных традиций, призывал в своих статьях «держаться народной песни, как слепой держится забора ». Богданович создал прекрасные пейзажи родной Белоруссии и внёс большой вклад в развитие поэтической культуры белорусского народа.

Богданович впервые в белорусском литературе применил такие формы как сонет, триолет, рондо, верлибр и другие классические стихотворные формы. Стихотворение «В Вильнюсе » стало первым примером жанра городской поэзии в новой белорусской литературе.

По мнению отца поэта, в творчестве сына отразилась лучшая сторона его души, «а может быть, и вся она целиком. Его лирика есть история его душевных переживаний, живописно рассказанных им самим, а его другие писания свидетельствуют о его взглядах и убеждениях, о его общественных интересах. »

Память

В 1927 году, через 10 лет после смерти поэта, Валентином Волковым был создан «Портрет Максима Богдановича », который сейчас хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Работают музеи Богдановича в Минске, Гродно, Ярославле; имя поэта носят улицы во всех областных центрах Белоруссии, в Нижнем Новгороде, Ярославле и Ялте, школы и библиотеки в различных белорусских городах. Ему посвящена оперы «Звезда Венера » (Юрий Семеняко - Алесь Бачило) и «Максим » (Игорь Паливода - Леонид Прончак). В 1991 году имя Максима Богдановича внесено в календарный список ЮНЕСКО «Годовщины выдающихся лиц и событий »

В апреле 2008 года московский Государственный исторический музей согласился передать 6 полноценных поясов Слуцкой мануфактуры, которые вдохновили Максима Богдановича на создание стихотворения «Слуцкие ткачихи » в частный белорусском музей братьев Луцкевичей. Договор об экспозиции слуцких поясов в Национальном художественном музее был подписан лишь на год.

С 1986 года открыт музей в Гродно, в котором, по некоторым данным, с 1892 по 1896 год жила семья Богдановичей. Мемориальная вывеска на доме была установлена ещё в 1965 году. Но по другим сведениям Богдановичи жили в одном из соседних домов.

К созданию музейных коллекции в Гродно приложила руку и известная белорусская поэтесса Лариса Гениюш. Были переданы даже её вышивки, на которых васильки - цветы, что так нравились Максиму. Но раритетный сборник стихов Богдановича «Венок » 1913 года издания Лариса решила оставить в наследство своему сыну Юрку, что жил за границей. После смерти поэтессы её сын собирался перевезти «Венок » в Польшу, но под угрозой конфискации сборника на польской границе, решил оставить в наследство музея и его.

Залы экспозиции: портретная галерея знаменитых людей; литературно-общественное движение конца XIX - начала ХХ веков; гродненский период жизни семьи Богдановичей. Есть четыре мемориальные комнаты: кабинет отца, комната матери, детская, гостевая, а также отдел «Гродненская литературная: прошлое и настоящее ».

Максим Адамович Богданович - белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.
Родился в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители.
В ноябре 1896 года Адам Богданович с детьми переехал по службе в Нижний Новгород.
В 1902 году Максим поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. Во время Революции 1905 года принимает участие в ученических и студенческих демонстрациях, за что получает аттестацию «неблагонадёжного ученика». В 1906 году крестная мать Максима В. Сёмова выписывает для него газету «Наша доля», а потом и «Нашу ниву».
1907 год считается началом литературной деятельности Максима Богдановича. Его первым значительным художественным произведением был рассказ «Музыка» на белорусском языке, который сразу же напечатала «Наша нива».
В июне 1908 года Богдановичи вновь переезжают по причине изменения места службы отца - на этот раз в Ярославль. Там Максим Богданович пишет первые лирические стихотворения: «Над могилой», «Придёт весна», «На чужбине», которые были опубликованы в «Нашей ниве». Там же печатается стихотворение «Края мой родной! Как заклятых богом…», в котором чётко прозвучала тема социального угнетения и национального возрождения белорусов; краткий стихотворный лирический рассказ «Из песен белорусского мужика» - реалистичная импрессия, полная веры в творческие силы народа; стихи «Тьма», «Пугач», «Разрыта могила», а также переводы с Генриха Гейне, Фридриха Шиллера.
В 1909 году Максим заболел туберкулёзом.

Окончив в 1911 году гимназию, он посещает Вильну, знакомится с Вацлавом Ластовским, Антоном и Иваном Луцкевичами и другими деятелями белорусского Возрождения. Будучи в Вильне, молодой поэт ознакомился в частном музее братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов, и под их впечатлением написал стихотворение «Слуцкие ткачихи». В этом произведении автор рассказывает печальную историю крепостных ткачих, поэтизируя умения мастериц ткать золотые пояса, куда они добавляют «вместо персидского образца цветок родины василька».
В том же году Максим Богданович намеревался поступить на Филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль, поступив в Демидовский юридический лицей.
Во время учёбы сотрудничает в ярославской газете «Голос»; много пишет, печатается в различных российских и белорусских изданиях, приобретает известность.
В период 1909-1913 годов поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия. Это нашло отражение в статьях «Глубины и слои» (напечатана в «Нашей ниве»), «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусского письменности» и «Новый период в истории белорусской литературы».
В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок» (на титуле обозначен 1913 год). Сборник содержал 92 стихотворения и 2 поэмы.
В 1914-1916 годы поэт пишет цикл стихов «На тихом Дунае», поэму «Максим и Магдалена», другие произведения. Писал Максим Богданович стихи и на русском языке, например, «Зачем грустна она была», «Я вспоминаю Вас такой прекрасной, стройной», «Зелёная любовь», «Осенью». К этому времени относятся и переводы на белорусский произведений А. Пушкина и Э. Верхарна. Кроме того, в печати появляются публицистические статьи Максима Богдановича на русском языке, посвящённые вопросам истории литературы, национальным и общественно-политическим проблемам; выходят исторические и краеведческие-этнографические брошюры, а также литературоведческие рецензии, фельетоны.
Летом 1916 года, закончив лицей, Максим Богданович вернулся в Минск (он уже давно мечтал о возвращении на родную землю), где жил на квартире Змитрока Бядули. Хотя он был уже тяжело болен, но много работал в Минской губернском продовольственном комитете и в Белорусском комитете помощи жертвам войны, а свободное время отдавал литературному творчеству. Организует кружки молодёжи, которым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер.
В феврале 1917 года друзья поэта собрали деньги, чтобы он мог ехать в Крым лечиться от туберкулёза. Но лечение не помогло. Умер Максим Богданович 25 мая 1917 года в возрасте 25 лет.

Максим Богданович - известный белорусский поэт. Его значение для литературы этой страны трудно переоценить, ведь именно он создал ее современный художественный язык. Деятельность этого талантливого автора была чрезвычайно многообразной: он не только поэт, но и публицист, литературовед, переводчик. Несмотря на свою короткую жизнь, он успел создать значительное количество стихотворных произведений, которые являются классикой белорусской литературы.

Семья

День рождения Максима Богдановича - 9 декабря 1891 года. Он происходил из простой крестьянской семьи. Богатое воображение мальчик, вероятно, унаследовал от своей прабабушки, которая была прекрасной рассказчицей, знала много народных сказок.

При этом она умела каждый раз придать знакомой истории новое звучание благодаря особому способу повествования: она говорила нараспев, как будто пела песню. Ее сказания записал дед будущего поэта. По этим записям мальчик впервые и познакомился с белорусской речью. Максим Богданович благодаря ей узнал не только устный фольклор, но также обряды и обычаи. Кроме того, любовь к литературе он унаследовал от своей матери, которая много читала, училась, владела художественным языком. Она даже пробовала себя на литературном поприще, сочинив рассказ, который отличался необыкновенной живостью повествования.

Ранние годы поэта

Максим Богданович рос в материально обеспеченной семье. Его отец был преподавателем в училище - профессия, которая хорошо оплачивалась. Через некоторое время молодая чета перебралась в Гродно, где глава семейства получил должность в банке. Будущий знаменитый поэт воспитывался в творческой атмосфере: в доме его родителей часто бывали представители интеллигенции, здесь велись дискуссии на общественно-политические, культурные темы. В то время в моде были революционные движения, отголоски которых впоследствии отразятся в поэзии автора. Вскоре семью постигла тяжелая утрата: от туберкулеза скончалась мать будущего поэта. По характеру маленький Максим Богданович был похож именно на нее: он был так же весел, жизнерадостен, непосредственен, впечатлителен. В 1896 году отец семейства принял решение переехать в Нижний Новгород.

Годы учебы

Здесь Адам Богданович подружился с М. Горьким, с которым даже впоследствии породнился, когда оба женились на девушках-сестрах. Известный писатель оказал большое влияние на мальчика, укрепив в нем любовь к литературным занятиям. Большое влияние на него оказал и отец, который был ученым-фольклористом, активно занимался славянскими языками, изучал историю Белоруссии. Максим Богданович, биография которого была неразрывно связана с белорусской поэзией, вспоминал, что родитель оказал влияние на формирование его мировоззрения. 1902 год стал знаковым в жизни мальчика: он поступил в Нижегородскую гимназию.

Здесь он увлекся революционными идеями и даже принимал участие в студенческих демонстрациях и выступлениях. Но вместе с тем он начал серьезно заниматься литературой. В 1907 году был опубликован его первый рассказ «Музы́ка», в котором молодой автор в аллегорической форме представил судьбу своей страны.

Ранняя лирика

Максим Богданович, стихи которого посвящены, как правило, теме белорусской истории и природы, начал сочинять лирику в 1908 году, когда его семья переехала в Ярославль. В них прозвучала идея национально-освободительной борьбы белорусского народа, тема его угнетения и необходимости возрождения. После окончания гимназии он вошел в круг молодых белорусских писателей. В этот период поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи», в которых описал тяжелую судьбу крепостных портних, вынужденных все время работать на чужбине. Также он сочиняет небольшой очерк о сонетной форме написания стихотворений.

Годы учебы в лицее

Максим Адамович Богданович в 1911 году уехал в Ярославль, где поступил в лицей. Вообще, в планах молодого человека было отравиться на учебу в Петербург, однако из-за недостатка средств, а также сырого климата столицы (у молодого поэта открылась чахотка) он изменил решение. В Ярославле он много занимается изучением западноевропейских и славянских языков, исследует историю Белоруссии, ее этнографию, что находит отражение в его произведениях.

Проза и стихи о Белоруссии

Максим Богданович, фото которого представлено в настоящей статье, писал не только лирику, но и прозаические произведения. В ярославский период своего творчества он сочинил два проникновенных рассказа, посвященных женщине. Произведение «В деревне» посвящено раскрытию внутреннего мира маленькой девочки, в которой уже заложено чувство материнской любви к ребенку. Другое сочинение «Вероника» повествует о первой любви поэта.

Известно, что музой для молодого писателя стала Анна Кокуева, талантливая пианистка, к которой он был неравнодушен. Также он создает целый цикл стихотворений, посвященных родной стране. В них вновь прозвучали мотивы освободительной борьбы белорусского народа.

Научная работа и сборник стихов

Поэт исследовал историю белорусской литературы, много переводил иностранных авторов, писал статьи. 1914 год стал знаковым в творческой биографии поэта: в Вильно был выпущен сборник его стихов «Венок» (единственное прижизненное издание). В книгу вошли более 90 стихотворений и две небольшие поэмы.

Все произведения были разделены по смыслу на несколько циклов. Сборник получил одобрение в рецензиях, в которых указывалось, что поэта волнуют не общественно-политические проблемы, а тема красоты. Критики отмечают, что стихотворения Максима Богдановича проникнуты идеей смерти и бессмертия. Это проявлялось в картинах природы, философских размышлениях поэта о судьбе. Он писал также и на русском языке, переводил на белорусский язык А. Пушкина. Также его перу принадлежат фельетоны, этнографические и исторические очерки, брошюры, посвященные краеведческой тематике.

Особенности и тематика произведений

По мнению критиков, в творчестве поэта преобладали грустные мотивы, что было связано с ощущением близкой смерти. Вместе с тем он верил в будущую жизнь, что и нашло отражение в его лирике. Большой отпечаток на его творчество наложили идеи белорусского Возрождения, идеологические искания интеллигенции. Поэтому многие его стихотворения проникнуты пафосом борьбы, темой национально-освободительного движения. Однако в них было и много личного: так, поэт создал прекрасные образцы любовной лирики. Важное место в его стихах занимает тема природы и Родины. В его сочинениях можно найти размышления о судьбе своей страны, которые представлены как в аллегорических образах, так и в описаниях конкретных явлений социальной действительности.

Несмотря на то что Богданович не в совершенстве владел белорусским языком, он считал своей главной целью создать для него идеальную стихотворную форму, и это ему удалось. Во-первых, Максим Адамович много изучал фольклор своей страны, ее историю, что и отразилось на его лирике. Во-вторых, он удачно применил свои знания русской и западноевропейской литературы применительно к белорусской поэзии. Поэтому все произведения проникнуты духом любви к Родине и ее природе. Во многом благодаря ему сформировалась поэтическая культура данной страны. Поэт использовал самые разные стихотворные формы - от сонета до рондо. Кроме того, ему принадлежит заслуга создания городской поэзии в литературе Белоруссии.

Последние годы жизни

Богданович занимался и общественной деятельностью. Так, он поддерживал белорусскую Раду в Ярославле, оказывал землякам помощь, помогал беженцам. Во время этой деятельности он заразился тифом, тяжело болел, но выздоровел и продолжил заниматься благотворительностью. Поэт окончил лицей в 1916 году и приехал в Минск, где продолжил помогать пострадавшим в результате Первой мировой войны. К этому времени его страшная болезнь сильно развилась, однако он продолжал заниматься общественной работой, организовывал молодежные кружки просветительского и революционного характера. Автор пишет знаковое произведение «Погоня». Эта поэма была посвящена национальной борьбе белорусского народа. Книга считается одной из самых драматичных в его библиографии. Итак, в самых разных жанрах писал Максим Богданович. Интересные факты из его творчества связаны с его необыкновенной впечатлительностью. Например, на написание знаменитого стихотворения «Слуцкие ткачихи» его вдохновили слуцкие пояса. Поэт много работал, несмотря на то что болезнь подтачивала его силы. На деньги друзей он отправился лечиться в Крым, где скончался в 1917 году.

Признание и память

Через десять лет после смерти поэта художник В. Волков написал его портрет. Музеи, посвященные творчеству Богдановича, открыты в нескольких городах Беларуси.

Его именем названы улицы не только этой страны, но и России. Также поэту посвящены некоторые белорусские школы, библиотеки и две оперы. В Минске открыт памятник поэту, где он изображен с букетом васильков, которые воспевал в своих произведениях. Памятник Максиму Богдановичу установлен также и в Ярославле, где он жил и учился некоторое время.

Богданович Maksim Bogdanovich Карьера: Поэт
Рождение: Беларусь» Минск, 27.11.1891
Максим Богданович - белорусский поэт, публицист, переводчик и литературовед. Родился 27 ноября 1891 года.Лирика Богдановича была всегда связана с народной поэзией, проникнута любовью к трудовому народу. Максим Богданович считается одним из основателей белоруской литературы и языка.

Богданович Максим Адамович родился 27 ноября (9 декабря) 1891 года. Поэт, переводчик, писательский критик и публицист, классик белорусской литературы. Родился в семье известного этнографа и историка, одного из руководителей местной организации Народная воля А. Е. Богдановича. Окончил Ярославский юридический лицей. В возрасте 25 лет умер от туберкулеза легких.

Впервые выступил в печати в 1907 со стихотворением в прозе Музыкант в газ. Наша нива, издаваемой в Вильно. Единственный прижизненный сборник стихотворений Венок вышел в Вильно в 1913 на белорусском яsыке в типографии Мартина Кухты.

Литературное наследие Богдановича было в первый раз всецело собрано и издано АН БССР в 192729 при участии отца поэта.

Богданович известен как переводчик на белорусский язык поэтических произведений с русского, украинского, польского, французского, других европейских языков. Писал вирши по-белорусски и по-русски, при всем при том последние существенно меньше.

Увлечение славянской народной поэзией побудило Богдановича сотворить стихотворное переложение отрывка из "Слово о полку Игореве" Песню про князя Изяслава Полоцкого. "Слово о полку Игореве", по свидетельству отца поэта, Богданович читал ещё в детстве (в оригинале и в переводе А. Майкова). Переложение впервой опубликовано в календаре Нашей нивы на 1911. Богданович воспринимал "Слово о полку Игореве" как произведение, одинаково принадлежащее трем славянским культурам: русской, украинской и белорусской и узко связанное с устной народной традицией. Богданович обратил внимательность на социально-эстетические основы поэтической образности памятника: Многие места в Слове переполнены образами и сравнениями... взятыми из быта народа-земледельца. Богданович писал о интонационном и ритмическом богатстве текста "Слово о полку Игореве". В прочий статье (Червонная Русь. Австрийские украинцы) Богданович назвал "Слово" старинной песней-былиной. Поэтическое переложение Богдановича, которое И. П. Еремин считал вольным переводом, воспроизводит фрагмент о князе Изяславе Васильковиче (Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ... Трубы трубятъ городеньскіи). Можно допустить, что Богданович выбрал аккурат Песню из-за последних ее строк. Переведенный отрывок из Слова приобретал для самого поэта нюанс лирического напоминания о древнем городе, видавшем тевтонских рыцарей и монголов, шведов и Наполеона, бережно хранившем память о великом белорусском революционере Кастусе Калиновском и его друзьях. В комментарии к Песне в издании Белорусские поэты отмечено, что у Богдановича речь идет не о Гродно, а о Городне. Перевод фрагмента у Богдановича в целом близок древнему тексту. Однако в его начале опущено словечко единъ же, тем самым не передано противопоставление Изяслава другим князьям, развлекуха глаголом притрепати у Богдановича не воспроизведена. Фраза и с хотию на койка..., являющаяся одним из темных мест "Слова", не вошла в переложение. Говоря о том, как Изяслав изрони душу, Богданович опустил эпитет жемчужную, сняв при этом важную для поэтики "Слова" ориентацию на христианское представление о душе-жемчужине. Эпитет храбрый (о теле Изяслава) Богданович заменил на удалая (душа). Переложение фрагмента "Слова" у Богдановича это первое поэтическое воспроизведение текста памятника на белорусский язык. Полный перевод на белорусский язык был опубликован только в 1921 Янкой Купалой. На российский язык Песню про князя Изяслава Полоцкого Богдановича перевел Н. В. Банников.

Так же читайте биографии известных людей:
Максим Рыльский Maksim Rylskiy

Поэт, академик АН СССР (1958), дважды лауреат Сталинской премии (1943, 1950). Воспитывался в семье украинского композитора Н. Лысенко.

Максим Горький Maxim Gorkiy

В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них..

Максим Суханов Maksim Suhanov

Ему сорок. Кто-то называет его великим актером, а кто-то считает, что ему выдано слишком много авансов. Им восхищаются, и его не принимают. Однако..

Максим Штраух Maksim Shtrauh

23 февраля 2005 года исполняется 105 лет со дня рождения Максима Максимовича Штрауха. Вряд ли многие узнают его без грима, ведь Максим Штраух вошел..



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!