Малая сухаревская площадь 3 история. Сухаревская площадь.Историческое описание

Большая и Малая Колхозные площади находятся между 3-й Мещанской и Большой Спасской улицами. Они названы так потому, что на Большой Колхозной площади в 1934 г. была поставлена «Доска почета», на которую заносились названия лучших колхозов Московской области. Позднее доска была перенесена на Самотечную площадь, а название площади - Колхозная - осталось.

Самым замечательным зданием на площади в настоящее время является здание Научно-исследовательского института скорой помощи им. Склифосовского, построенное в 1792-1807 гг. графом Шереметевым для странноприимного дома (богадельни), с 1810 г. превращенного в Шереметевскую больницу. Здание строили крепостные архитекторы графа - П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов и Г. Е. Дикугпин под наблюдением архитектора Е. С. Назарова, по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги. Это один из замечательных архитектурных памятников Москвы. Построенное в виде мощной дуги, здание института по существу решает оформление всей площади. Хорошего рисунка решетка соединяет его крылья, украшенные по улице монументальной колоннадой. Очень эффектен центральный вход в парадном дворе, обрамленный полукружием великолепной колоннады, спроектированной Кваренги.

Предполагают, что в проектировании здания принимал участие и архитектор В. И. Баженов. Горельефы в интерьерах сделаны Г. Замараевым и Т. Тимофеевым, живопись в куполе бывшей церкви - Д. Скотти.

Сохранились: главный корпус, два боковых флигеля во дворе, ворота и ограда, частично парк. Здесь жил крепостной Шереметева - композитор С. А. Дегтярев.

В 1954 г. при реконструкции главного здания Института скорой помощи рабочие обнаружили в стене каменную нишу, закрытую медной доской, на которой написано: «1792 год, июня 28 дня. Соорудитель сего граф Николай Шереметев». Это - закладочная доска, точно определяющая начало строительства здания.

До 1925 г. на площади собирался, главным образом по воскресеньям, большой рынок. Здесь наряду со съестными продуктами, одеждой, обувью, мебелью, посудой и прочими вещами продавали антикварные предметы: редкие картины, книги, скульптуры и ювелирные изделия.

Тут, как и на всяком рынке старого времени, можно было купить искусно подделанные под золото медные брошки, кольца, часы. Но знатоки, завсегдатаи «Сухаревки» находили здесь иногда замечательные вещи. Организатор Театрального музея в Москве А. А. Бахрушин многие экспонаты приобрел на «Сухаревке», о чем сам интересно рассказывал. Ее посещал также И. Е. Забелин и другие любители старины.

Здесь продавались и краденые вещи, и пострадавшие москвичи прежде всего искали их на «Сухаревке». В своих «Записках москвича» Н. М. Ежов рисует интересную картинку, как московские миллионеры покупали на «Сухаревке» у антикваров предметы для своих коллекций: «"Сухаревка" собиралась по воскресеньям с 5 часов утра до 5 часов вечера.

Из московских коллекционеров тут всех чаще ходил покойный А. П. Бахрушин, человек толщины и скупости невероятной. Раз я рассматривал витрину с миниатюрами. Мне очень понравился митрополит Филарет, артистически нарисованный. Я спросил о цене - двадцать пять рублей. Для меня это было несколько дорого, и я положил вещичку обратно. Вдруг я увидел круглую, как маленький аэростат, фигуру Бахрушина, медленно шагающую в нашу сторону.

Вот,- сказал я торговцу,- вот кому предложите. У него музей редкостей и масса миниатюр...
- Бахрушин-то?- с явным пренебрежением спросил, поглядев, торговец.- Я ему и показывать ничего не стану.
- Почему же?
- Дело известное. Ему надо на грош пятаков купить. Он у меня этого митрополита Филарета года два торгует. С полтинника начал и теперь до десяти рублей дошел. Да еще старается меня в ловушку поймать. "Это, - говорит,- не настоящая миниатюра - подписи нет"...»

Когда появилась «Сухаревка»? Писатель В. А. Гиляровский относит ее начало к 1812 г., когда главнокомандующий Москвы граф Ф. В. Ростопчин после изгнания французов разрешил продавать здесь всякие вещи. На самом деле рынок здесь был гораздо раньше...

У деревянной башни «Сретенских ворот Земляного города» в 1613 г. встречали москвичи избранного на царство Михаила Федоровича. С 1683 по 1722 г. земляной вал был таможенной границей, и в воротах его нес до 1699 г. дозорную службу расположенный по Сретенке и в переулках стрелецкий полк полковника Л. П. Сухарева, от которого вся местность и называлась «в Сухареве».

В 1692-1695 гг. Петр I построил здесь вместо деревянных каменные ворота-башню по голландскому образцу, как въездные ворота в город на шедшей от Архангельска большой торговой дороге. По обеим сторонам ворот были каменные караульни, а над ними - второй этаж «палат», с середины которого поднимался еще трехъярусный каменный столб с государственным гербом.

В 1698-1701 гг., возвратясь из-за границы, Петр I надстроил башню третьим этажом, а ее столб - еще двумя ярусами и поместил здесь «Школу навигацких и математических наук» - первое в России высшее светское специальное учебное заведение, давшее стране первых ученых-мореплавателей, инженеров, архитекторов, геодезистов, учителей и пр. В башне, столб которой поднимался над уровнем реки Москвы на 100 м, в это же время работала под руководством известного Я. В. Брюса астрономическая обсерватория. В 1706 г. в ней впервые в России научно наблюдалось солнечное затмение.

«Сухаревой» башня стала называться не ранее 1730-х годов - по урочищу, где она находилась.
В 1715 г. «Школа навигацких и математических наук» была переведена в Петербург, и из нее позднее возникла Морская академия. В Москве же в башне находились подготовительные училища - «цифирные школы», ликвидированные в 1753 г. Позднее башня использовалась Адмиралтейством. Когда же в 1828 г. в ней были устроены чугунные резервуары Мытищинского водопровода, она до 1893 г. служила его водонапорной башней, дававшей воду в городские фонтаны.

В XVIII в. возле башни, за земляным валом, была площадь, на которой крестьяне продавали свои продукты. Сюда же в 1789 г. были переведены со Сретенки мясные ряды, и этот год надо считать началом возникновения здесь рынка, на котором вскоре стали продавать и разные старые вещи. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» указывает, что Пьер Безухов в 1812 г. купил себе на этом рынке пистолет.

В 1881-1887 гг. площадь была расширена за счет сноса палисадников перед домами до Большой Спасской улицы. Теснота здесь с каждым годом увеличивалась, так что конки, а с 1904 г.- заменивший их трамвай буквально ползли по площади, все время гремя предупредительными звонками.

Сухарева башня в 1920-1925 гг. была отремонтирована, и в ней разместился Московский коммунальный музей. Но в 1930-х годах она стала мешать усилившемуся движению через площадь и в 1934 г. была снесена.

Переименование площади в Колхозную уничтожило и саму память о старой «Сухаревке».

    • Сухаревская Большая пл. (XVIII век).
      Названа по находившейся в этой местности с конца XVII века Сухаревой башне (уничтожена в 1934 году). И 1936-1990 годы называлась: Большая Колхозная площадь, в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников. На пересечении Мира просп., Садовая-Спасская ул. и Сретенка ул.

      Пилоны при въезде на проспект Мира
      Пилоны, пристроенные к существовавшим зданиям, рассматривались как первый, центральный въезд на ВСХВ (Большая Сухаревская пл., 1; Малая Сухаревская пл., 7). Это нашло отражение в их форме: квадратные в плане башенки увенчаны пространственным изображением стилизованных снопов

      Жилой дом Наркомтяжпрома
      В начале 30-х годов постройка на Большой Сухаревской площади, 14 была выполнена из монолитного теплого бетона и носила сугубо утилитарный характер. При переделке уже готовой коробки Д. Булгаков расчленил монотонный безрадостный объем, используя живописные, «супрематические»

      Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева
      Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева расположен на Большой Сухаревской, 3. Задуманный как бесплатная богадельня и больница на 100 чел., комплекс был существенно переосмыслен владельцем (1803 г.)

      Сухаревская пл., 9. Дом на Сухаревской площади (конец XVIII века)
      Сухаревская пл., 9. Дом на Сухаревской площади (конец XVIII века) «Безордерный классицизм» показался не интересным для руководства столицы в 90-е годы. Наряду с другими памятниками архитектуры, которые специалисты относят к этому стилю, здание было снесено к 1998 году

      От Воронцова Поля до Трехпрудного переулка. Прогулки в стиле модерн
      Доходный дом М.Н. Миансаровой был построено в 1908-1912 гг. Архитектором проекта выступил С.К. Родионов. Дом располагается по адресу Сухаревская пл., 12 Здание очень привлекательное. Оно было воздвигнуто в начале XX столетия в неорусском стиле, под большим влиянием модерна

      Институт скорой помощи имени Николая Склифосовского
      В 1923 году Шереметьевская больница, размещалась по адресу Сухаревская пл., 3, стала называться Институтом травматологии и неотложной помощи им. Н.В. Склифосовского, позднее институт получил статус

Описание

Движение транспорта

Большая Сухаревская площадь - одна из центральных площадей Москвы, часть Садового кольца, расположена в Мещанском и Красносельском районах между проспектом Мира, Сретенкой и Садовой-Спасской улицами. На площадь выходит парадным фасадом Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи Склифосовского). На пересечении со Сретенкой находится станция метро «Сухаревская».

История

Название возникло в XVIII веке по Сухаревой башне, возведённой здесь в конце XVII - начале XVIII веков и снесённой в 1934 году. В XVII веке здесь была стрелецкая слобода, в которой стоял полк Л. П. Сухарева, охранявший ворота Земляного города. На площади и в примыкающих к ней переулках был знаменитый Сухаревский рынок - в московском просторечье и рынок, и площадь называли Сухаревка. С 1939 - по 1994 год - Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников» (в 1934-1939 годах - Колхозная площадь, вместе с бывшей Малой Колхозной, ныне Малой Сухаревской площадью). При возвращении исторического названия поначалу обе Колхозные площади были объединены под единым названием Сухаревская, но это требовало перенумерации зданий, особо недопустимой в данном случае (менялся адрес Института скорой помощи им. Склифосовского). Поэтому в результате оставили старое деление Сухаревской площади на Большую и Малую. Первоначальные названия возвращены площадям в 1994 году.

Описание

Большая Сухаревская площадь расположена на Садовом кольце между Малой Сухаревской площадью и Садовой-Спасской улицей. Начинается от пересечения Садового кольца со Сретенкой и проспектом Мира, проходит на восток, направо от неё отходит Панкратьевский переулок, затем Ананьевский переулок (справа) и 1-й Коптельский переулок (слева), заканчивается на пересечении Садового кольца с Большой Спасской улицей и дальше продолжается как Садовая-Спасская. Северную сторону площади занимает Странноприимный дом, где расположен Институт скорой помощи.

Движение транспорта

Автомобильное движение по площади - двустороннее 8-полосное на каждой стороне, на внешнем кольце перед Институтом скорой помощи есть дополнительная территория для выезда автомобилей скорой помощи.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № 1/2 - Жилой дом (1891, архитектор Г. П. Воронин), сейчас - «Медицинская газета»;
  • № 3 - Странноприимный дом (1792-1810 гг., архитекторы Е. С. Назаров, Д. Кваренги (В. И. Баженов), А.Миронов, Г. Дикушин; горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева. Живопись в куполе церкви художник Д. Скотти), объект культурного наследия федерального значения. Ныне - Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
  • № 3, стр. 1 - Главный корпус. Центральный корпус Шереметьевской больницы.
  • № 3, стр. 6 - Российское научно-медицинское общество терапевтов;
  • № 3, стр. 7 - Московский городской центр острых отравлений при НИИ скорой помощи им. Склифосовского;
  • № 3, стр. 9 - Судебно-медицинский морг № 3;
  • № 5 - Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве ФГУ филиал № 48;
  • № 9 - Жилой дом (конец XVIII в.), объект культурного наследия федерального значения.

По чётной стороне:

  • № 12 - Доходный дом М. Н. Миансаровой (1908-1911, 1913, архитектор С. К. Родионов)
  • № 14/7 - Жилой дом «Заводстроя» (Наркомтяжпрома) (нач. XX в., первоначальный проект - архитектор Г. Ремеле; 1934-1936 - реконструкция и завершение строительства по проекту архитектора Д. Д. Булгакова). Ныне в здании размещаются Мособлспецстрой, кафе «Виллаж».
  • № 16/18, стр. 1 - Жилой дом. Здесь жил кинооператор и режиссёр Александр Гинцбург. Ранее на этом месте стоял доходный дом В. И. Канановой (1894, архитектор А. Ф. Мейснер).
  • № 16/18, стр. 2 - Жилой дом. В здании находится Стромынское отделение Сбербанка РФ № 5281/08.

Если внимательно почитать историю Сухаревской площади, то выяснится, что она возникла в конце XVII - начале XVIII веков, и ей дала название Здесь в те давние времена стоял стрелецкий полк полковника Л. П. Сухарева. Он охранял Земляной город, которым была обнесена часть Москвы. Перед башней раскинулась Сухаревская площадь, на которой устроили бойкое торжище.

Примечательное место

Сухаревская башня была высоким монументальным зданием. Ее верхушка со шпилем просматривалась с дальнего расстояния. Она напоминала ратуши в западных городах, которые царь видел во время своего Великого посольства.

На ней были даже часы. В ней Петр I устроил математическую и навигационную школы. Это было первое в России техническое учебное заведение, которое готовило инженеров. Здесь же оборудовали обсерваторию, а народ продолжал обживать свободное пространство перед ней, называя его «Сухаревская площадь».

Популярный рынок

В 1780 году на площади бойко шла торговля различными продуктами, которые привозили крестьяне. Позже на ней можно было купить старые вещи, очень часто - антиквариат, а также потрепанные, иногда очень ценные рукописи и книги. Этот рынок посетил Пьер Безухов, чтобы купить пистолет и застрелить из него Наполеона. Лет сто сорок назад его часто навещали любители старины. Сухаревская площадь с ее рынком была популярным местом.

Перенесемся в первую треть XX века

По решению Моссовета сначала закрыли рынок. Потом решили, что башня мешает движению, и это красивое и древнее сооружение, несмотря на протесты, снесли. Две площади назвали Большая и Малая Колхозные. Там, конечно, никто не торговал, но название закрепилось с 1936 по 1990 годы. Им вернули историческое название, но оставили старое деление на две площади и старое название, хотя они фактически объединились.

Большая площадь

Отличается одной удивительной достопримечательностью Сухаревская площадь. Фотография показывает парадный вход в Институт скорой помощи им. Склифосовского.

До революции это был Странноприимный дом, или Шереметьевская больница, рассчитанная на двести человек. Она украшена двойной колоннадой и большим куполом. Это величественное здание в стиле классицизма похоже на дворец и построено в 1810 году. Оно находится в глубине двора и полукругом его охватывает. По преданию, граф Шереметьев построил его по просьбе любимой актрисы Параши Жемчуговой. Укоры совести не давали им, невенчанным, спокойно жить, и они как-то пытались смягчить свои грехи благотворительностью. Они обвенчались за год до смерти Параши. Она умерла, по одним сведениям, от чахотки, по другим - в родах. В 1812 году французы не тронули великолепное здание, а размещали своих раненых. Принимал раненых Странноприимный дом во время русско-турецкой, русско-японской и мировой войны.

Большая Сухаревская площадь отличается еще одним красивым зданием. Это бывший доходный дом, который построил архитектор С. К. Родионов для торговца обувью Гутмана.

Он похож на русские хоромы семнадцатого века. Крыши у него четырехскатные с коньком, с башенкой, на которой имеется флюгер. Дом очень наряден, так как украшен белыми и ярко-зелеными изразцами.

Где находятся площади

Не очень сложно ответить, где расположена большая Сухаревская площадь. Какой это? Она органично вписалась в Мещанский и Красносельский районы. Вторая, Малая площадь, расположена только в На ней жил певец и актер М. Бернес. На нее есть выход из м. «Сухаревская». У этих площадей имеется небольшой парадокс: малая площадь больше большой на двадцать метров.

Как мы уже говорили, практически две площади слились в одну. Когда быстро проезжаешь мимо, то уже не отличаешь, как одна переходит в другую. Совсем иное дело - пешая прогулка.

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!