Марк теренций варрон - биография, информация, личная жизнь. Наука Древнего Рима Учёные Древнего Рима Клавдий

С одной стороны, под римской наукой можно понимать всю науку, которая развивалась в период Римской империи на огромной территории, включавшей в себя и Грецию, и Египет, и Пергам. Захватив Грецию и позаимствовав от нее достижения в области философии и искусства, римляне прошли мимо огромных достижений греческой науки. За пять веков своего существования они не сделали ни одного существенного открытия в области наук о природе. Рим дал миру великих поэтов, юристов, моралистов и историков и ни одного мыслителя в области естественных наук. Однако, игнорируя теоретическую науку, они сделали ряд открытий в прикладных дисциплинах – строительстве, медицине, сельском хозяйстве и военном деле.

Единственным ученым – энциклопедистом Древнего Рима можно считать Тита Лукреция Кара , создавшего поэму «О природе вещей». Однако и этот ученый лишь изложил концепцию греческого атомиста Эпикура практически без всяких дополнений и комментариев со своей стороны. При описании принципов эпикурейской атомистики, он особенно много места уделял анализу принципов движения атомов. Так же как и его учитель, он выделил три вида движения:

  • равномерное,
  • прямолинейное под действием силы тяжести
  • спонтанное внутреннее, вызывающее отклонение от прямой линии.

Лукреций, как и Эпикур, подчеркивал, что каждый атом состоит из нескольких наименьших неделимых частей, а размеры самих атомов ограничены. Отсюда делается вывод, что атомы не могут быть бесконечно разнообразны по своим формам. Неделимые части не могут существовать вне атома. Говоря в терминах современной физики, «наименьшие части» Эпикура и Лукреция – это элементарные частицы.

Достижения римлян в области сельского хозяйства впечатляют . В Древнем Риме земледелие было весьма уважаемым занятием, и знатные граждане сами вникали в дела своих латифундий. Можно выделить две теоретические работы в области сельского хозяйства:

  • трактат Катона Старшего,
  • основательная энциклопедия сельского хозяйства Колумеллы.

В своей книге, написанной в форме наставлений к сыну, Катон описывает способы посева, обработки, уборки и сбыта основных сельскохозяйственных культур, управления поместьями, приводя экономические расчеты эффективности труда работников на плантациях различных культур.

Колумелла дает советы по поводу наиболее рационального устройства имения, по агротехнике виноградников, фруктовых деревьев, зерновых культур. Несколько книг посвящено животноводству, пчеловодству, птицеводству и рыбному хозяйству. В последней книге идет речь об обязанностях управляющего имением. Основная мысль работы - упадок италийского сельского хозяйства связан с невежеством людей, управляющих имениями и работающих на земле. Поэтому его трактат является чем-то вроде учебника для сельских хозяев.

Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм. Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить:

  • Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники,
  • Сорана Эфесского - акушера и педиатра,
  • Клавдия Галена - талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.

Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

На рубеже Античности и Средневековья резко замедлилось накопление естественнонаучных знаний. Резко активизировалась религия, да и сама философия стала принимать все более религиозный характер. Почему это происходило? Во-первых, потому, что на рубеже эпох не нашлось личности, близкой по своему масштабу к Платону и Аристотелю. Поэтому вся научная деятельность сосредоточилась на толковании идей этих двух мыслителей. Кроме того, некоторые постулаты Аристотеля при том уровне науки доказать было просто невозможно. Для этих доказательств не было ни методов, ни технических возможностей. Эта ситуация приводила к обожествлению природы. Этому были не чужды и сами Платон и Аристотель. Но Аристотель, полагая наличие Создателя обязательным, доказывал, что последующие изменения в природе происходят естественным путем. А их популяризаторы и эпигоны были вынуждены прийти к выводу, что Боги, а в последствии единый Бог, действуют с самого начала и постоянно. Разочаровавшись в возможности познания природы, люди стали искать объяснения всему происходящему в сверхъестественных источниках познания – в мистицизме и религии. Началась средневековая эпоха.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили узкоприкладной характер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея, труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален вплотную подошел к открытию значений нервов для двигательных рефлексов и кровообращения. Развивалась строительная техника, позволившая создать Колизей Флавиев, полуторакило-метровый мост через Дунай при Траяне, и т. п. Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений, особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей. Распространилась искусство мозаики: даже в домах на Рейне в окна вставлялись стекла. И Менелай, и Птолемей были греческими учеными, работающими в Риме.

Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые постигали и комментировали греков. «Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже - в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм.

Золотому веку римской науки присуще не столько умножение знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась целая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны в флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собраний граждан, то управление огромной Римской дермы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.

Учёные Древнего Рима Клавдий Птолимей Клавдий Птолемей (примерно 87 – 165 годы н. э.) – математик, астроном, географ. Среди наук, к которым Клавдий Птолемей в биографии проявлял особый интерес, – астрономия, физика (в частности, оптика), география. Главная его астрономическая работа – «Великое построение» (или Альмагест). В ней ученый описал геоцентрическую модель мира. Также за свою краткую биографию Птолемей создал каталог звездного неба из 48 созвездий, которые он мог наблюдать в Александрии.

Большой известностью пользовалось и другие сочинения Птолемея – «Руководство по географии» (8 книг) (с 1475 по 1600 гг. вышло 42 издания этого сочинения). В нём дана полная, хорошо систематизированная сводка географических знаний древних.

Он дал координаты 8000 пунктов (по широте – от Скандинавии до верховьев Нила, а по долготе – от Атлантического океана до Индокитая), основанные, впрочем, почти исключительно на сведениях о маршрутах купцов и путешественников, а не на астрономических определениях. К трактату приложены одна общая и 26 специальных карт земной поверхности.

Астрономические наблюдения датировались в древности годами правления царей. В связи с этим Птолемей составил «Хронологический канон царей» , являющийся важным источником для хронологии. Написанный им пятитомный трактат по оптике считался окончательно утраченным. Но в 1801 г. был найден почти полный латинский перевод его, сделанный с арабского. Наибольший интерес в нём представляют развитая Птолемеем теория зеркал, таблицы углов преломления при переходе светового луча из воздуха в воду и в стекло, а также теория и таблица астрономической рефракции

Марин Тирский -древнегреческий географ, картограф и математик, считается основателем математической картографии Марин родился во второй половине I в. н. э. в городе Тире, принадлежавшем в то время римской провинции Сирия. Труды Марина Тирского до наших дней не дошли, о них известно по ссылкам Птолемея в его работе География

Согласно Птолемею, Марин Тирский пересмотрел подход к составлению морских карт. Его главная заслуга состоит в том, что он первым ввёл понятие широты и долготы для каждой точке на карте. В качестве нулевого меридиана он использовал долготу мифических Островов блаженных; широта острова. Родос служила нулевой широтой, или экватором. Птолемей упоминал несколько работ Марина Тирского датируемых 114 годом н. э. В этих работах Марин оценивал длину экватора в 180 000 стадиев. Если принять, что Марин оперировал греческими стадиями, то длина экватора составит 33 300 км, что примерно на 17% меньше настоящего размера.

На картах Марина впервые для Римской империи появляется изображение Китая. Марин Тирский считается основоположником до сих пор используемой в картах равнопромежуточной проекции. Часть идей Марина приводит Птолемей. Среди них - предположение, что омывающий океан делится тремя континентами: Европой, Азией и. Африкой. Марин считал, что люди населяют Землю на широтах между островом Туле на севере (ассоциируемом с. Шетландскими островами), и Южным тропиком соответственно на Юге; по долготе - от Островов блаженных до Китая. Марин Тирский впервые ввёл термин Антарктика как области противоположной Арктике.

История Римской империи насчитывает немало тайн. Расширившись до небывалых размеров она создала рядовых подданных цезарей, которые на самом деле и были её скрепляющим раствором.

10 января 705 года от основания Рима (49 год до нашей эры) солдаты 13-го легиона, в течение восьми лет следовавшие за правителем Галлии из одного кровавого похода в другой, оказались у настолько непримечательной речушки, что даже ее местоположение оказалось забытым, но которая станет символом решительности и опасного шага. Теперь образованные люди говорят "перейти Рубикон", тогдашние римляне употребляли латинское слово discrimen, означавшее не только "линию раздела", но и употреблявшееся в смысле как мгновение мучительного напряжения, когда на кон поставлена вся жизнь.

Перейдя речку Рубикон, Гай Юлий Цезарь совершал страшное преступление - это было равносильно объявлению гражданской войны Риму. Это событие в конечном итоге повлияло на судьбу не только Вечного города, но и всей истории цивилизации.

Пересекать с оружием в руках pomerium - древнюю границу священного Рима, проходившую по борозде проведенной плугом Ромула и сохранившуюся со времени царей - не дозволялось никому из смертных. Внутри помериума правил Юпитер, хранитель и защитник Города. Первым преступившим черту Рима был Сулла, прозванный "Феликсом", значит Счастливым. Он первым раздвинул границы помериума, чего до него тоже никто не рискнул сделать. Таковы были первые шаги к уничтожению Римской республики.

Свою гипотезу, объясняющую эту метаморфозу, недавно предложил американский историк Уильям Бродхед (William Broadhead), адъюнкт-профессор Массачусетского технологического института (MIT). Как случилось, что Юлий Цезарь смог заставить свои легионы служить одному человеку, а не сенату Рима или римскому народу? "Он имел дело с эффективной наемной армией, лояльной к отдельному полководцу, а не городу-государству, - высказывает свою точку зрения Уильям Бродхед на страницах MITNews. - Как возникла эта ситуация?"

На основе обработки множества самых разных источников, от античных текстов (доцент изучал латынь и древнегреческий в Middlebury College в штате Вермонт) до новейших археологических открытий, Бродхед выдвинул новую гипотезу о том, как Цезарь - так же как Сулла за несколько десятилетий до него, и Август несколько лет спустя - смог повести на Рим свои легионы.

"Моя интерпретация основана на демографических данных, - говорит Броудхэд. - Древняя Италия была страной высокой мобильности населения и, вопреки стереотипным представлениям, не местом заселенным оседлыми крестьянами".

Также и жители многочисленных городов, которых Римская республика тоже традиционно рекрутировала в свою армию, в поисках лучшей доли часто уезжали или в недавно завоеванные окраины римского мира, или в другие области самой Италии.

Набор в римскую армию во времена Республики проводился по строгому принципу formula togatorum (буквально "носящие тогу" - атрибут римских граждан, носивших эту одежду только в мирное время), который четко определял, сколько рекрутов может дать тот или иной город. Римское гражданство (civitas Romana) позволяло среди прочих прав служить легионерами. Военнослужащие вспомогательных войск ауксилиарии (от латинского слова auxilia - "помощь"), которые состояли из чужеземцев, получали права римского гражданства после окончания полного (30 лет) срока службы.

Согласно древнегреческому историку Полибию, "римляне набирают ежегодно четыре легиона, а легион имеет в себе около четырех тысяч пехоты и двести человек конницы. Если же предстоит более важное дело, тогда каждый легион составляют из пяти тысяч пехоты и трехсот человек конницы. Что касается союзников, то пехота их равняется по численности римским легионам, конница же обыкновенно втрое многочисленнее римской". Римские историки Аппиан и Веллей Патеркул также упоминают о подобном вкладе союзников Рима.

Этот принцип, положенный в основу набора в армию, просуществовал много лет. Однако со временем высокая мобильность населения привела к тому, что призыв по географическому принципу потерял былое значение. На свет появилась новая система набора военнослужащих. Полководец обращался с призывом к народу идти к нему на службу, соблазняя будущих ландскнехтов военными трофеями и прочими благами. В итоге между командиром и его солдатами возникали отношения "патронаж-клиентура", а как мы помним, в Древнем Риме клиенты (граждане, находящиеся под покровительством знатного человека) обязаны были во всем поддерживать своего патрона (покровителя). Вот они и поддерживали его во всем - даже в стремлении перейти помериум.

Итак, по мнению ученого, именно то, что солдаты, набранные из мигрантов, стали защищать интересы своего патрона, а не государства, привело к изменению государственного строя Рима. В своей книге "Гегемония и мобильность в Италии римского периода" (Hegemony and Mobility in Roman Italy) доцент Бродхед не только детально изложил свою гипотезу, но и указал, что к такому выводу его подтолкнули не только труды Ливия, Плутарха и Цицерона, но также находки и исследования последнего времени, которые позволили правильно оценить размеры античных городских центров и их изменение со временем, а также проследить географию распространения изделий из керамики с клеймами мастеров, что говорило о месте их происхождения.

В сфере образования римляне также выступали преемниками эллинов. В Риме еще в республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7 – 12 лет, грамматическая школа для юношей 12 – 16 лет и риторическая школа для молодых людей 16 – 20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам. Кроме этого в период империи продолжали действовать Александрийский мусейон, Афинские Академия и Ликей.

Римская наука обычно оценивается как упадочная. Это справедливо только отчасти. Рим стал родиной новой науки – юриспруденции, которая продолжала совершенствоваться в период империи. Отцом юриспруденции называют Гнея Флавия. Он происходил из семьи вольноотпущенника. В 304 году до нашей эры, будучи писцом коллегии понтификов, он опубликовал свитки понтификов и фасты, сделав их объектом свободного обсуждения и толкования. В дальнейшем Гней Флавий избирался трибуном, претором и закончил карьеру сенатором. Он же в 509 году до нашей эры ввел новое летоисчисление от установления республики. Во II веке до нашей эры появляются первые трактаты по праву, например, «De iure civile» Катона Младшего и Юния Брута. В I веке нашей эры возникли правоведческие школы – Сабинианская и Прокулианская, получившие названия по именам самых выдающихся правоведов того времени – Сабина и Прокула. Во II–III веках сформировалось классическое римское право, высшими авторитетами в котором признавались Павел, Папиниан, Гай, Ульпиан, Модестин. Им принадлежит заслуга разработки частного и публичного права, основных правовых категорий и понятий. В IV веке сочинения этих правоведов были наделены нормативной силой, как законы. В 426 году был принят закон о цитировании, согласно которому нормой становятся ссылки на указанные авторитеты.

Получила развитие политическая теория. Здесь наиболее значительными представляются труды Цицерона и Полибия о республике как о смешанной форме правления, обладавшей одновременно разделением властей.
В естественных науках отмечается значительная степень заимствования эллинских знаний. Цельс обобщил достижения греческой медицины. Гален продолжил практику анатомических вскрытий. Основателем собственно римской науки нередко называют Варрона, составившего энциклопедию наук; помимо обширных естественнонаучных познаний он демонстрировал глубокое понимание римских религиозных и бытовых традиций, римских памятников древности, римского театра, латинского языка и пр. Универсальным энциклопедистом выступал Плиний Старший, автор «Естественной истории». Вергилий, пользующийся славой первого поэта Древнего Рима, обнаруживал незаурядные агрономические познания в своем сочинении «Георгики». Создавались теоретико-практические трактаты по архитектуре (Витрувий), об акведуках (Фронтин), по ботанике (Диоскордий), создавались географические сочинения (Помпоний Мела, Клавдий Птолемей), дорожные карты, например, «Таблицы Пейтингера»; геометр Паппа продолжал совершенствовать исчисления площадей и объемов; математик Диофант пользовался буквенными, а не цифровыми значениями при решении уравнений, предвосхитив появление алгебры; астроном Сосиген производил календарные вычисления, заложив основы Юлианской реформы календаря; алхимик Зосима открыл свойства серы, ртути, кислот. Вместе с тем можно отметить отступление римской науки периода империи в область эзотерии: астрономия превращалась в астрологию, медицина – в магию, математика и геометрия – в мистику чисел и фигур, химические познания становились алхимией, то есть особой символической химией.

В гуманитарных науках римляне также отталкивались от греческих идей. Сципион Эмилиан – первый римский философ – говорил и писал по-гречески, придерживался учения греческих стоиков. Лукреций, автор философской поэмы «О природе вещей», развивал доктрину Эпикура; он отвергал идею бога, выдвигал теорию прогресса, вводил трехчленную периодизацию развития человечества – каменный, медный и железный века. Значительна роль Цицерона в разработке латинской философской терминологии. Основателем римского стоицизма был Сенека, воспитатель будущего императора Нерона, которого называют «дядей христианства»; он развивал учение о внутреннем достоинстве человека, которое могло делать раба возвышающимся над свободным; учил о загробном воздаянии. Стоиком был и Марк Аврелий, император-философ; он проповедовал отказ от всего внешнего, покорность судьбе.
В период принципата возникло учение гностиков, основателем которого считается Филон Александрийский; он различал избранных, обладавших духовным знанием (гносис), и чернь, чуждую духовности. Тогда же зародилась и христианская теология, подвергшая резкой критике языческую науку за ложное многознание. Один из первых теологов – Тертуллиан – провозгласил принцип превосходства веры над знанием: «Верю, ибо абсурдно» (credo quia absurdum est). В период домината получил развитие неоплатонизм, виднейшим представителем которого был Плотин – последнее достижение умозрительного знания римской и вообще античной культуры.

Родоначальником римской исторической науки считается Энний (II век до нашей эры). Высшего расцвета римская историография достигла в период империи. Самым блестящим историком был Тит Ливий, оставивший «Историю Рима от основания города». Из представителей греческой интеллигенции, писавших на латинском языке, наибольшей известностью пользовались Дионисий Галикарнасский, написавший книгу «Римская археология» и утверждавший о родстве римлян и греков, и Плутарх, автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний». Вершиной римской исторической мысли стали «История» и «Анналы» Тацита; он резко отрицательно относился к империи и императорам, крайне болезненно воспринимал деградацию римского гражданского общества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!