Маршал авиации красовский. Маршал красовский степан акимович

Красовский Степан Акимович

Аннотация издательства: Воспоминания С. А. Красовского охватывают полувековой период и представляет собой волнующий рассказ о многих событиях из истории отечественного Воздушного флота. Начав службу в 1916 году, С. А. Красовский прошел большой путь от солдата до маршала авиации В книге рассказывается, с каким мужеством сражались летчики на фронтах империалистической и гражданской войн, как первое в мире социалистическое государство создавало свой Военно-воздушный флот в годы первых пятилеток. Большая часть воспоминаний посвящена боевым делам во время Великой Отечественной войны. Автор, один из видных советских военачальников, дает оценку действиям нашей авиации в крупнейших сражениях. Заключительные главы повествуют о ее послевоенных буднях.

Биографическая справка: КРАСОВСКИЙ Степан Акимович, родился 20.8.1897 в деревне Глухи, ныне Быховского района Могилевской области. Русский. Член КПСС. Участник гражданской войны, летчик-наблюдатель, комиссар авиационного отряда. В последующем командовал авиационной бригадой. Окончил курсы усовершенствования начсостава ВВС в 1926, Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского в 1936. Во время советско-финляндской войны 1939 - 40 помощник командующего ВВС 14-й армии, в 1941 командующий ВВС округа. В годы Великой Отечественной войны - командующий ВВС 56-й армии Брянского фронта, затем 2-й и 17-й воздушными армиями. За умелое командование воздушными армиями, личное мужество и героизм 29.5.45 генерал-полковнику Красовскому присвоено звание Героя Советского Союза. После войны командовал ВВС ряда военных округов. Маршал авиации (1959). В 1956 - 1970 - начальник Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. С 1970 - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1961 - 66. Награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1 степени, Кутузова 1 степени, Богдана Хмельницкого 1 степени, Суворова 2 степени, Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медалями, иностранными орденами и медалями. Умер 21.4.1983. Именем Героя названа улица в Воронеже. (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Воениздат. 1988. Том. 1. Стр. 774-775).

Октябрьские зори

До свиданья, родные Глухи

Дорога в большую жизнь

За власть Советов

В Закавказье

Крепнущие крылья

"Трудовой народ, строй Воздушный флот!"

Имени Ивановских рабочих

Соколы мужают в полете

Начало лихолетья

Крушение мира

Ради жизни на земле

Глубинка России

Сражение в междуречье

Решающий год

Накануне поединка

Провал операции "Цитадель"

Каждый вылет - легенда

Над Киевом снова солнце

Хозяева неба

Под крылом - Заднепровье

Курс на Львов и Сандомир

Дружба, рожденная в огне

От Вислы - к Одеру и Нейсе

Конец фашистской Германии

После войны

Заботы мирных дней

На Дальнем Востоке

Кузница крылатых кадров

Примечания

Октябрьские зори

До свиданья, родные Глухи

Улетают годы. Улетают, словно осенние журавли. Но журавли возвращаются и приносят на крыльях своих теплые зори, полные трубных песен и вешнего очарования. А годы уходят безвозвратно, и с каждой весной их становится все меньше и меньше. И тогда человеку хочется вспомнить: а какие же они, те самые годы, что навсегда остались за горизонтом твоей жизни? Вспомнить и рассказать о них тем, кто стоит у светлого истока бытия. И если эта память сердца зажжет пламень в других сердцах, человек тихо скажет себе: "Я счастлив!"

Полвека назад, когда до философского рассуждения о смысле жизни мне было так же далеко, как двадцатой весне до семидесятой, я произнес эти два слова. Но тогда они звучали по-другому, да и содержание их было совсем иным. Я был просто по-юношески счастлив ощущением первого взлета.

Это произошло ранней весной 1917 года на полевом аэродроме 25-го корпусного авиаотряда. Приземлившись на своем "вуазене", летчик Микутский выключил мотор и, подмигнув, спросил меня:

Ну как, понравилось, Икар?

По-видимому, лицо мое выражало смешанное чувство еще не улегшегося страха - земля кругом шла под крылом, - восторженности зеленой панорамой небольшого городка Вилейки и нарастающего удивления: вот они какие, земля и небо России!

Весело улыбнувшись, пилот пожал мне руку и, словно имениннику, сказал:

Поздравляю, Степан! Верю: ты еще много будешь летать.

Радостное волнение охватило меня. Я отошел от аэроплана - тогда так и говорили: "аэроплан", "летательный аппарат" - и стал мысленно воспроизводить пленительную картину полета. Сослуживцы и незнакомые ребята хлынули ко мне толпой и буквально засыпали вопросами:

Страшно было?

Земля-то сверху круглая?

О чем думал в небе, Степан?

Невысокий солдатик лет девятнадцати, курносый и веснушчатый, полюбопытствовал:

Деревню свою разглядел? Все рассмеялись.

Да нешто мало сел на Руси?..

Эх ты, армяк.

Его родина небось далеко...

А где оно, твое село? - не унимался веснушчатый солдатик.

Верст двести отсюда, в Быховском уезде, Могилевской губернии.

Далече, - разочарованно промолвил дотошный собеседник.

За густыми лесами и топкими болотами остались мои родные Глухи, где я провел детство, четыре года учебы и познал цену нелегкого крестьянского труда. Оттуда, из Глух, и повела меня, новобранца, дорога в авиацию.

На втором году империалистической войны деревня вконец обнищала мужиками. В поле работали глубокие старики да женщины с подростками. Я пахал землю на своем скудном наделе, когда подъехал вестовой и объявил, что меня и других парней моего возраста вызывают в Быхов, в уездное управление воинского начальника.

Наутро волостной старшина собрал мобилизованных. Погрузили котомки на телегу, и процессия, гульливая и скорбная, двинулась в путь. Позади остались вереница убогих изб, крытых соломой, церковь, "монополка", волостное управление и четырехклассное народное училище.

За околицей показалась речка Грезля, неторопливо бегущая из озера Стоячего в Друть. Летом тут раздолье - плавай, ныряй, рыбу лови! Искупаются ребятишки и в сосновый бор, что на другой стороне села. А там на полянках и вырубках цветы и ягоды, в чащобе - грибы. Только все это было не для меня и моих друзей из бедняцких семей. С восьми-девяти лет у нас уже почти не оставалось времени для безмятежных забав и отдыха: приходилось постигать извечную науку землеробов.

В нашей семье все дела вершил "патриарх" - дед Ермолай. Четверо сыновей, в том числе и старший - мой отец Аким, беспрекословно повиновались ему. Земли было мало, и о разделе даже речи не могло идти. Невысокого роста, кряжистый и сильный, дед обладал большой крестьянской мудростью, учил сыновей и внуков стойко переносить невзгоды и тяготы жизни.

Несмотря на нужду, по настоянию деда Ермолая осенью 1910 года отец отвез меня в Быхов.

Пусть учится грамоте, - говорил "патриарх", - без нее тошно жить на белом свете...

Воспоминания о детстве прервали женщины, заголосившие в последний раз по новобранцам. Мать ласково тронула меня за плечо:

Давай попрощаемся, Степа! Люди обратно собрались идти, сеять надо.

Она заплакала. Заплакала потому, что война еще не кончилась и меня могли убить на фронте, как убивали сотни тысяч крестьянских парней "за веру, царя и отечество"...

Служи честно, сынок, не позорь имени русского воина...

Слезы матери жгли душу. И когда она вместе с другими глухинскими женщинами, утираясь платком, пошла назад, может быть, впервые за свою жизнь я подумал о своем неоплатном долге перед ней. Как ни старалась она скрыть своей привязанности ко мне, старшему ее сыну, как ни пыталась поровну делить тепло сердца между семью детьми, мне казалось, что она любит меня больше других. Смелая и бойкая, она заступалась за меня, защищая от обидчиков, не боялась спорить с самим дедом Ермолаем.


Маршал авиации, Герой Советского Союза был начальником Краснознамённой военно–воздушной академии с 1956 по 1968 годы. Участник трёх войн (гражданской, войны с Финляндией, Великой Отечественной) ежегодно, в день Победы нашего народа над немецко–фашистскими захватчиками, в десять часов девятого мая, в большом зале дома офицеров гарнизона Монино начинал выступления с воспоминаниями о подвигах, о труде и о жертвах, принесённых во имя Величайшей Победы. На его ежегодные откровения, несмотря на полное отсутствие каких–либо объявлений, собиралось все население посёлка городского типа. Громадный киноконцертный зал набивался полностью. Знали: такого и в настолько простой форме не услышать и не прочесть нигде.
Посчастливилось и мне четырежды побывать на исповеди прославленного военачальника. Недавно, описывая моё прибытие в полк, который выполнял задание на аэродроме Бауцен Германской демократической республики в 1953 году, я вспомнил о солдатском подвиге генерала на этом аэродроме, рассказанном Степаном Акимовичем в одном из посвящённых Победе выступлений.

После воспоминаний Степан Акимович отвечал на многочисленные вопросы зала, не ограничивая ни временем, ни тематикой. Миловидная дама попросила рассказать, за какой подвиг ему присвоено звание Героя Советского Союза. Совсем скромный маршал ответил так:
– Я подвигов не совершал, я исполнял свой долг перед Родиной и народом. После Победы всем командующим армиями, проявившими себя умелыми военачальниками, было присвоено это почётное звание. Впрочем, и в боевой жизни командующих случались поступки, которые можно назвать героическими.
И маршал Красовский рассказал о том, как он, будучи один и на земле, «сбил фашистский истребитель» и взял в плен вражеского лётчика.

Командующему Второй воздушной армией генералу Красовскому, ехавшему по служебным делам весной 1945 года на машине в сопровождении взвода охраны (по лесам бродили группы фашистов различного состава, пытающиеся из–за боязни попасть в русский плен, пробиться к наступающим войскам союзников), один из офицеров доложил: «Мы проезжаем мимо освобождённого нашими войсками аэродрома Бауцен». Генерал решил посмотреть на этот аэродром.
Рассказ Степана Акимовича Красовского.
Я увидел очень большое лётное поле, окружённое лесом. Искусственных полос нет. На западной окраине поля несколько ангаров, тесно уставленных самолётами. И маленькими связными, и транспортными, и новенькими транспортными планерами. Особенно много было транспортных планеров.* Очень интересно построены весьма объёмные ангары, несущая конструкция которых выполнена из деревянных деталей. «Можно будет использовать этот аэродром. Пусть тыловики его проверят и подготовят». Решил ехать дальше по своему плану. Вдруг из–за горизонта появился самолёт. Мессершмит–109! Немецкий истребитель! Моему сопровождению команду «Маскируйся! Воздух! » давать не нужно: народ обстрелянный, сами знают. Они тут же укрылись в лесу и кустах. Остался на поле я один. Фашист сразу стал пикировать на меня. Уворачиваться от него не имело смысла – я знал: немцы отлично стреляли по точечным мишеням. Хоть и нелепо было погибать в самом конце войны, но слишком много было бы чести для немецкого истребителя, если б от него убегал советский генерал. В то же время, фашист, я чувствовал, целился в меня, нужно было что–то делать. И ещё не сообразив, как действовать дальше, я снял с головы шапку и стал ею призывно размахивать. Вражеский летун не пустил по мне очередь крупнокалиберного пулемёта, а прошёл на бреющей высоте возле меня, видимо рассматривая машущего ему шапкой. А одет я был в полушубок. То есть по мне не было видно, к какой воюющей стороне принадлежу. Я уверенно не двигался с места, продолжал усиленно размахивать шапкой, которую получил ещё на финской войне. Мессершмит опять набрал высоту и опять стал прицельно пикировать на меня. Я всё так же, только с ещё большим остервенением, размахивал старенькой шапкой, которая неожиданно спасла мне жизнь и помогла совершить солдатский подвиг. Опять летун не стал по мне стрелять. Более того, он, снова пройдя возле меня, подпрыгнул на небольшую высоту и выпустил шасси. Своей команде я громко крикнул «Ни с места!» Приземлив самолёт, лётчик подрулил к лесу и, не развернувшись в сторону лётного поля, выключил мотор.
Эти его две ошибки (не развернулся в сторону внезапной необходимости взлететь и выключение мотора) стоили ему свободы. Только открылся фонарь кабины, мелькнули привязные ремни и показалась голова лётчика, как мои солдаты набросились на вражеского «короля воздуха». Привели его ко мне. Как «язык», он не представлял ничего ценного: обстановка была такой, что немцы и сами не знали ничего о своих войсках. Они чувствовали крах и занимались только спасением каждый себя, за исключением редких фанатиков и вконец одураченной молодёжи. «Мой немец» был совсем молод, пытался угрожать каким–то сверх оружием, неплохо говорил по–русски. Совсем интереса не представлял никакого. А мой Василий (многолетний шофер) вдруг стал почему–то интересоваться временем и часто поглядывать на появившиеся у него новенькие красивые наручные часы.

* Грузовые планеры. И в Рабочее–Крестьянской Красной Армии и в фашистской Германии были произведены такие «самолёты без моторов», на которых, составив из них «поезд», ведомый самолётом–буксировщиком, планировалось перебрасывать в тыл противника и десант, и боевую технику.


Красовский Степан Акимович - командующий 2-й воздушной армией - генерал-полковник. Родился 20 (8 ст.с.) августа 1897 в деревне Глухи ныне Быховского района Могилевской области (Белоруссия). Русский. В армии с 1916. Участник 1-й мировой войны, унтер-офицер. Был начальником радиостанции. Участник гражданской войны; авиамоторист, начальник связи авиаотряда (Восточный фронт), летчик-наблюдатель, комиссар авиационного отряда (Кавказский фронт). В 1927 окончил курсы усовершенствования начсостава ВВС, в 1936 - Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. Был на руководящих должностях в строевых частях ВВС.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в должностях командующего ВВС 13-й армии и командира Мурманской авиабригады.

С 1940 - начальник Краснодарского военного авиационного училища, с 1941 - помощник командующего ВВС Северо-Кавказского ВО по военно-учебным заведениям. С июня 1941 - командующий ВВС Северо-Кавказского ВО.

Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 в должности командующего ВВС 56-й армии. С января 1942 командовал ВВС Брянского фронта. В мае-октябре 1942 - командующий 2-й воздушной армией. В ноябре 1942 назначен командующим 17-й воздушной армией. С марта 1943 вновь командовал 2-й воздушной армией. Соединения под его командованием сражались на Южном, Брянском, Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах; участвовали в боях за Ростов и Сталинград, в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Киева, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Нижнесилезской и Берлинской операциях.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Степану Акимовичу Красовскому присвоено 29 мая 1945 года за умелое руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм.

С 1947 - командующий ВВС Дальневосточного ВО. В 1950-1952 - заместитель, главный военный советник в Китае. С 1952 - командующий ВВС Московского ВО, с 1953 - Северо-Кавказского ВО. В 1956-1968 - начальник Военно-воздушной академии (ныне - имени Ю.А.Гагарина). В 1968-1970 - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1961 ? 66.

Маршал авиации (1959). Награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Красной Звезды, ?За службу Родине в ВС СССР¦ 3-й степени, медалями, иностранными наградами. Его именем названа улица в Воронеже.

(1897–1983 гг.), Маршал авиации (1959 г.), Герой Советского Союза. Участник 1-й Мировой войны, унтер-офицер. В Красной Гвардии с октября 1917 г. В декабре 1917 г. в составе авиаотряда переведён в г. Ефремов Тульской губернии, где в феврале 1918 г. добровольцем зачислен в Красную Армию. Участник Гражданской войны. После войны продолжил службу в ВВС на комиссарских должностях. С 1923 г. – комиссар 47-го сводного авиаотряда (г. Баку). С 1924 г. военком 14-го авиационного отряда (г. Москва), вскоре переформированного в 30-ю авиационную эскадрилью имени Красной Москвы. В 1926 г. окончил курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военно-воздушной Академии им. Н.Е. Жуковского (г. Ленинград). С 1926 г. – начальник авиапарка (г. Москва). С ноября 1927 г. командир-военком 3-го авиаотряда Московского военного округа (г. Иваново), с марта 1934 г. командир 253-й штурмовой авиабригады Ленинградского военного округа. С 1935 г. направлен на учёбу. В 1936 г. окончил Военно-воздушную Академию им. Н.Е. Жуковского. С декабря 1936 г. командир 147-й скоростной авиационной бригады (г. Ленинград). С ноября 1937 г. командовал авиакорпусом в Ленинградском военном округе, с октября 1939 г. начальник района авиационного базирования (г. Мурманск). Участник Советско-финляндской войны 1939–1940 гг. в должностях командующего ВВС 14-й армии и одновременно – командира Мурманской авиабригады, с января 1940 г. – заместителя командующего ВВС 14-й армии по бомбардировочной авиации. С марта 1940 г. начальник Краснодарского военного авиационного училища, с января 1941 г. помощник командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа по военно-учебным заведениям. С июня 1941 г. командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа. Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 г. в должности командующего ВВС 56-й армии Южного фронта. С января 1942 г. командовал ВВС Брянского фронта. В мае-октябре 1942 г. командующий 2-й воздушной армией на Брянском и Воронежском фронтах. В ноябре 1942 г. назначен командующим 17-й воздушной армией на Сталинградском и Юго-Западном фронтах. С марта 1943 г. до конца войны вновь командовал 2-й воздушной армией. Соединения этой армии под его командованием сражались на Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах, участвовали в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Киева, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской и Берлинской операциях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 г. генерал-полковнику авиации С.А.Красовскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны до мая 1947 г. продолжал командовать 2-й воздушной армией (в Австрии). С мая 1947 г. командующий ВВС Дальнего Востока. С сентября 1951 по август 1952 г. был главным военным советником по ВВС в Китае. В августе 1952 – июне 1953 гг. – командующий ВВС Московского военного округа, в июне 1953 – апреле 1955 гг. командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа. В апреле 1955 – апреле 1956 гг. командующий 26-й воздушной армией (Белорусский военный округ). В апреле 1956 – мае 1968 гг. начальник Военно-воздушной Академии (ныне – им. Ю.А. Гагарина). С октября 1968 г. Маршал авиации С.А. Красовский – в отставке. В июле 1970 г. решением Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР восстановлен в кадрах Вооружённых Сил, назначен военным инспектором-советником в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1961–1966 гг. Профессор (1960 г.). Награждён 6-ю орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4-мя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, иностранными наградами, в том числе орденами «За воинскую доблесть» (Польша), Белого Льва «За Победу» 1-й степени (Чехословакия, 1969), медалями Польши.

    Красовский Степан Акимович Энциклопедия «Авиация»

    Красовский Степан Акимович - С. А. Красовский Красовский Степан Акимович (1897—1983) — советский военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945), профессор (1966). В Советской Армии с 1918. Окончил курсы усовершенствования начальников состава ВВС … Энциклопедия «Авиация»

    - (1897 1983), советский военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945). Участник Гражданской (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России), Советско финляндской (см. СОВЕТСКО ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА) и Великой Отечественной войн (см. ВЕЛИКАЯ… … Энциклопедический словарь

    - (1897 1983) военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945). Участник Гражданской, Советско финляндской и Великой Отечественной войн. В 1941 45 командовал ВВС армии, фронта, воздушной армией. После войны на командных должностях … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 8(20).8.1897, село Глухи, ныне Быховского района Могилёвской области], советский военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (29.5.1945), профессор (1966). Член КПСС с 1918. В армии с 1916 рядовой и унтер офицер. В Советской… …

    - (1897 1983) советский военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945), профессор (1966). В Советской Армии с 1918. Окончил курсы усовершенствования начальников состава ВВС (1927), Военно воздушную академию Рабоче крестьянской… … Энциклопедия техники

    - (20.08.1897 21.04.1983 Советский военачальник, Герой Советского Союза (1945), маршал авиации (1959), профессор (1966). Участник 1 й мировой войны с 1916 г. В 1917 г. вступил в Красную Гвардию. Во время Гражданской войны был летчиком наблюдателем … Большая биографическая энциклопедия

    Степан Акимович (p. 7(19). VIII.1897) сов. воен. деятель, Герой Сов. Союза (29.V.1945), маршал авиации (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1918. Род. в с. Глухи Быховского р на Могилевской обл. в семье крестьянина. В Сов. Армии с 1918, участник… … Советская историческая энциклопедия

    I Красовский Александр Аркадьевич (р. 10.4.1921, Кировград Свердловской области), советский учёный в области систем автоматического управления, член корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1947. После окончания Военно воздушной… … Большая советская энциклопедия

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!