Машков в н дифференциальная психология. Психология управления: Учебное пособие

«Коррупция» - Формы взяточничества в России. По данным Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Борьба с коррупцией - дело каждого!

«Коррупция в России» - Коррупция в сфере государственного управления. Стратегия. Различают верхушечную и низовую коррупцию. Формы проявления. Исследование фонда ИНДЕМ. Искренность. Риск возникновения коррупции. Формирование в обществе «двойного стандарта». Коррупционно-опасные сферы деятельности. Коррупция должна быть не просто незаконной.

«Государство и общество» - 2.Руки-Воины. Идеальное государственное устройство. Государство обеспечивает защиту населения от врагов и поддерживает порядок внутри страны. 1.Уста-Брахманы. Легенда о происхождении каст. Несовершенные: правление по произволу правящих. Формы правления по Платону. Справедливость – то, что хорошо для государства, хорошо и для гражданина.

«Управление государством» - А)-адвокат Б)- беспредел В)- выборы Г)- гражданство Д)- депутат Е)- евросоюз Ж) – жалоба З)- закон И) – инаугурация К)- конституция Л) – ЛДПР М)- милиция Н)- налог. Повторение темы «Управление государством» Право 10 класс.

«Органы государства» - Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». 5. Совет Федерации. Конституционный Суд имеет широкие полномочия. Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. 8. Судебные органы. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации. Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации.

«Государство в политической системе» - Вставьте пропущенное слово в схеме. Тип политического режима. Роль посредника между гражданским обществом и государством. Устройство государства. Политические отношения и политическая система общества. Найдите в приведенном списке функции государства. Политические отношения. Политическая система. Избирательная система.

Текущая страница: 1 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Валерий Николаевич Машков
Дифференциальная психология человека

Предисловие

Дифференциальная психология имеет уже столетнюю историю и сегодня занимает одно из ведущих мест в современной системе челове-кознания. Интерес к рассматриваемой дисциплине не ослабевает, но при этом в нашей стране совсем немного актуальных изданий, посвященных вопросам и проблемам дифференциальной психологии, содержащих данные исследований в этой области.

В настоящем учебном пособии излагаются методологические основы дифференциальной психологии, ее предмета и методов. Основой предлагаемого нового учебного пособия стало подготовленное в 1998 году и востребованное среди исследователей и обучающихся пособие «Основы дифференциальной психологии», что во многом определило содержательную и композиционную составляющие данной книги. Однако представленные материалы существенно переработаны и расширены, особенно это касается раздела об общих, основополагающих понятиях дифференциальной психологии. Кроме того, отражая эволюцию воззрений автора, не в последнюю очередь произошедшую под влиянием конструктивной и доброжелательной критики, в настоящее издание вошли разделы о психологических проявлениях различных биологических и социальных типологий и классификаций, о психологических особенностях индивидуализации человека.

Введение

Одна из характерных отличительных особенностей психологии определяется тем, что она одновременно является теоретической и практической научной дисциплиной. Ее интересует не только абстрактный человек вообще, но и психологические особенности конкретного индивидуума. И часто бывает, что общие психологические закономерности не находят своего безусловного подтверждения на конкретном уровне. В результате возникают проблемы с приложением психологических знаний при решении комплексных задач человекознания. С одной стороны, им отказывают в самостоятельности, а с другой, ссылаясь на их адекватность только для одного отдельного индивидуума, отказывают в возможности их обобщения, необходимого для реального, а не декларируемого использования. Таким образом возникают проблемы групповых и индивидуальных различий, проблемы дифференциальной психологии.

Но у самой дифференциальной психологии оказываются нерешенными собственные основополагающие проблемы. Это проблемы предмета, методов, взаимоотношений с другими областями психологии. Достаточное распространение получило мнение, что дифференциальная психология исчерпывается общей, возрастной психологией или психодиагностикой.

Вероятно, такие проявления имеют достаточно глубокие предпосылки, в том числе методологического уровня, они рассматриваются в первой главе настоящего издания. Это рассмотрение не позволяет снять разночтения в понимании предмета дифференциальной психологии, но обосновывает его эклектичность. Такая изначальная эклектичность, по-видимому, и является отличительной характерологической особенностью, определяющей своеобразие предмета дифференциальной психологии.

Во второй главе пособия излагаются основные положения типологического подхода в дифференциальной психологии, который подразумевает первичность существования немногочисленных психологических типов, свойственных всем людям. Принадлежность к тому или иному типу решающим образом определяет психологические особенности человека. Отдельно рассматриваются общие, «сквозные» психологические типологии, способные проявляться во всех областях жизнедеятельности, патопсихологические типологии, которые можно трактовать и как общие, а также прикладные психологические типологии. К ним относятся типологии, появление которых в первую очередь определяется спецификой той или иной области человеческого существования. Прикладное значение таких типологий ограничивается областью их возникновения.

В третьей главе излагаются особенности другого методологического подхода в дифференциальной психологии, названного индивидуально-метрическим. Здесь за первичную реальность принимается существование отдельного человека во всей его индивидуальной неповторимости. Объединение людей в общности, типы производится на основе приложения общих математических закономерностей. Рассматриваются возможности таких объединений как по отдельным психологическим параметрам, так и на основе разработки корреляционно-факторных моделей личности и способностей. С учетом большого значения психодиагностики для дифференциальной психологии ей также уделено внимание: излагаются специфика определения характеристик методик, их метрические показатели. На основе сравнительного анализа отдельных психодиагностических методик определяется предметная область дифференциальной психодиагностики.

Рассмотрение психологических проявлений биологических и социальных типологий и классификаций в четвертой главе включает изучение их взаимоотношений средствами генетической психологии.

В пятой главе представлены объяснения психологических механизмов индивидуализации и отличительные особенности персоналистического направления.

В заключительной части книги рассматривается одна из возможных форм объединения достоинств отдельных подходов для решения проблем, стоящих перед дифференциальной психологией.

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Теоретико-методологические предпосылки

В самом общем виде можно определить дифференциальную (от лат. differentia – различие) психологию как отрасль психологии, изучающую индивидуальные и групповые психологические различия людей.

Уже в самом этом определении заключено некое противоречие. Ведь если за точку отсчета принимаются индивидуальные отличия, то групповые становятся вторичными, производными. Если на первый план выходят групповые, то индивидуальные предполагаются гораздо менее значимыми. Но так как группы состоят из людей, а, в свою очередь, отдельный человек может быть представителем разных групп, то в общем случае индивидуальные и групповые различия не могут быть одноуровневыми исходными понятиями какого-либо единого научного подхода.

Поэтому в конкретных исследованиях за исходное положение принимается что-то одно. Так, заметна тенденция ставить знак равенства между дифференциальной психологией и психологией индивидуальных различий. В связи с чем знаменательно, что сам В. Штерн, введший в 1900 г. в научный оборот термин «дифференциальная психология», опубликовал работу под названием «О психологии индивидуальных различий: сущность, задачи и методы дифференциальной психологии». Он считал, что исследования должны быть прежде всего направлены даже не на различия между индивидуальностями, а на отдельные «личностные особенности», по которым различаются люди. Но такая позиция не является единственной. В частности, продолжительное время существует устойчивое мнение, что в поведении отдельного человека преобладают особенности, соответствующие определенному психологическому типу людей. Такие типы принимаются за первичную реальность и объект изучения.

Чем объяснить внутреннюю противоречивость определения дифференциальной психологии? Возможно, отсутствием у нее полноценной теоретической основы? Это важно проверить, так как взгляд на дифференциальную психологию как на чисто прикладную, практическую научную дисциплину сводится, в конце концов, к полному отрицанию возможности планомерного и систематического изучения ею психики людей. При этих условиях существование дифференциальной психологии в виде самостоятельной науки, имеющей свои определенные задачи и свои определенные методы, представляется совершенно бесперспективным (такое утверждение почти дословно воспроизводит мнение А. Ф. Лазурского в отношении развиваемой им характерологии). Поэтому становится понятной необходимость исследования теоретико-методологических предпосылок дифференциальной психологии. Можно предположить, что они находятся в русле традиционных исследований мотивации и личности.

Сравнивая и обобщая различные исследовательские подходы, целесообразно обратиться к существующим объяснениям механизмов целенаправленной активности человека, т. е. того специфического, что отличает человека. По мнению А. Н. Леонтьева, эта направленность определяется и как «необходимость разрядки напряжения» в одних теориях, и как «потребность в конструктивной активности, ведущей к новым целям и ценностям» – в других .

Одним из ярких представителей первого направления является З. Фрейд, согласно которому «психический аппарат» предназначен для реализации внутренних влечений, потребностей. Он выделяет в качестве основополагающих два вида влечений: сексуальное и влечение к смерти. Смешиваясь в различных пропорциях, основные влеченияобразуют множество производных.

З. Фрейд выделяет в личности три образования: Оно, Я, Сверх-Я. Потребности, их энергия, сосредоточены в бессознательном Оно, которое, благодаря своей связи с системой восприятия, располагает душевные явления по времени и подвергает их контролю реальности. Я хочет быть посредником между миром и Оно, сделать Оно приемлемым для мира и посредством своих действий привести мир в соответствие с желанием Оно. Я подвержено воздействию влечений, подобно Оно, так как Я является, в сущности, только модифицированной частью последнего. Сверх-Я, или идеальное Я, являясь сосредоточением запретов, норм, правил, осуществляет в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на отождествлении с другими людьми на основе единства Я.

На процессуальном уровне Фрейд следующим образом описывает функционирование психики: «Внутреннее восприятие дает ощущение процессов, происходящих в различных, несомненно также в глубочайших, слоях душевного аппарата. Они малоизвестны, и лучшим их образцом может служить ряд „удовольствие-неудовольствие“. Они первичнее, элементарнее, чем ощущения, возникающие извне, и могут появляться в состояниях смутного сознания. <…> Эти ощущения локализованы в различных местах, как и внешние восприятия, они могут протекать с разных сторон одновременно и иметь при этом различные, даже противоположные качества. Ощущения, сопровождающиеся чувством удовольствия, не содержат в себе ничего побуждающего к действию, наоборот, ощущения неудовольствия обладают этим свойством в высокой степени. Они побуждают к изменению, к совершенствованию движения, и поэтому мы рассматриваем неудовольствие как повышение энергии, а удовольствие – как понижение ее» .

Источником человеческой активности, как считают представители второго теоретико-методологического направления, служат не внутренние потребности, а сама активность как форма существования живого организма. Так, Дж. Уотсон особо подчеркивал, что считает доказательным «только наличие постоянно расширяющегося потока поведения» . Немногочисленные врожденные реакции существуют исключительно как специфические формы, алгоритмы активности. Важнее всего то, что новообразовавшиеся условные реакции всегда непосредственно надстраиваются на основе врожденных. Направление реакций определяется внешней средой. По Уотсону, образование условных связей начинается в жизни ребенка очень рано. Это процесс, который в короткий срок усложняет реакцию: ребенок 2-3 лет уже располагает тысячами реакций, воспитанных в нем окружающей его средой. Все ассоциации приобретены в опыте. Это показывает, как растет сложность воздействующих стимулов по мере жизненного развития. Дж. Уотсон не находит данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Он считает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех людей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.

В ходе развития чувство удовольствия связывается со способами поведения, приводящими к успеху в столкновениях с окружающим миром, т.е. способствующими выживанию. Чувство удовольствия (по психологическим представлениям того времени) делает нервные пути более проходимыми и сопряжено с внутренним состоянием возбуждения, а значит, успешные действия должны лучше запечатлеться и затем лучше производиться. Таким образом, удовольствие и неудовольствие не являются целевыми состояниями, к которым стремятся или которых избегают ради них самих. Скорее, эти состояния – сопутствующие условия, влияющие на обучение новым способам поведения тем, что увеличивают вероятность повторного появления успешного действия. В результате получается, что личность, по определению Г. Салливана, есть «относительно устойчивая конфигурация периодически повторяющихся межличностных ситуаций, которые характеризуют человеческую жизнь» [Цит. по: 11, с. 285].

Оба направления заметны и в отечественной психологии: одни исследователи подчеркивают дискретный, предметно-вещественный характер целенаправленной активности человека, а другие выделяют значение процессуальных моментов в детерминации поведения. Это можно проиллюстрировать на примере концепций Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева.

Общий для всех людей набор содержательных психических характеристик присутствует и в теории развития индивидуальности Б. Г. Ананьева, согласно которой психика человека включает структуры человека как «индивида, личности и субъекта деятельности» . Индивидные свойства человека состоят из возрастно-половых и индивидуально-типических первичных свойств. Возрастные свойства последовательно развертываются в процессе становления, роста индивида, а существуют в форме полового деморфизма, интенсивность которого изменяется с возрастом. Индивидуально-типические свойства образуют конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии-асимметрии функционирования парных рецепторов и эффекторов). Первичность индивидных свойств заключается в том, что они существуют на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный (за исключением некоторых нейродинамических и билатеральных свойств). Взаимодействие первичных индивидных свойств определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т. д.) и структуру органических потребностей. Эти производные от первичных свойства названы вторичными. Собственно психическая интеграция индивидных свойств представляется в темпераменте и задатках. Основной формой развития индивидных свойств является онтогенез, осуществляющийся по определенной филогенетической, видовой программе, но постоянно модифицирующийся под влиянием социальных факторов. Поэтому «по мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими источниками» [Там же, с. 210].

Исходным моментом свойств личности является ее статус в обществе (экономическое, политическое, правовое, идеологическое и т. д. положения в обществе), а также статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статусаивпо-стоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций-ролей, а также целей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичные личностные свойства, определяющие вторичные свойства, – особенности мотивации поведения и структуру общественного поведения. Интегративным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, результатом этого взаимодействия становится характер человека и его склонности. Основной формой развития личностных свойств человека является его жизненный путь в обществе, его социальная биография, в которой «выделяются моменты старта и финиша основной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны» . Следует дополнительно указать также на ключевое значение в определении личностных свойств, характера, склонностей человека, изменения его семейного положения, его статуса в системе своего ближайшего окружения.

Человек как субъект деятельности преимущественно рассматривается как субъект труда, познания и общения. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Исходными характеристиками человека как субъекта являются сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Человек «как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами» . Учитывая, что творчество принято рассматривать «не только как высшую, наиболее активную и продуктивную форму деятельности человека, преобразующую действительность, но и как сложную конвергенцию основных ее видов – труда, познания и общения» , оно определяется в качестве высшей интеграции субъектных свойств, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) – способности и талант. Основной формой развития субъектных свойств является история производственной деятельности человека в обществе.

Человек как индивидуальность понимается Ананьевым как «единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [Там же, с. 280]. Начало индивидуальности определяет индивид с его комплексом природных свойств. В частности, изначально в структуру психических процессов восприятия включены мотивационные образования. Мотивация «является фактором индивидуального развития в четырех направлениях: органическом, гностическом, этическом и эстетическом. Органическое направление связано с обслуживанием основных безусловных рефлексов на сохранение постоянства вещества и внутренней среды, оборонительно-защитных, размножения и родительских функций, рефлексов на экологические стимулы и т. д. Благодаря историческому развитию познания (в единстве его чувственной и логической сторон) потребность в знании и методах, с помощью которых оно образуется, является одной из основных духовных потребностей индивида: эта гностическая мотивация влияет на различные уровни жизни человека и его перцептивные свойства. <…> Этическая мотивация выражает потребность человека в людях и социальных связях. <… > Эстетическая мотивация, вероятно, строится на основе взаимодействия гностических и этических мотивов и представляет собой наиболее сложный вид восприятия как наслаждения эстетическими свойствами объективной действительности» .

В качестве примера конкретного средства изучения психологии человека, в целом находящегося в русле взглядов Ананьева, можно привести методику «Карта личности» К. К. Платонова. Она основывается на концепции динамической функциональной структуры личности, предполагающей гетерогенность и изначальную иерархию составляющих психики человека. Эти составляющие включают:

1. Проявление способностей.

2. Общие черты характера.

3. Подструктуру направленности.

4. Подструктуру опыта (профпригодность, музыкальная, художественная и другая культура человека).

5. Подструктуру индивидуальных особенностей психических процессов.

6. Биологически обусловленную подструктуру (темперамент, патологические изменения).

Каждая составляющая имеет одинаковый для всех людей набор характеристик, выделенных в результате структурного анализа примерно 1500 понятий, относящихся к психологии человека. Основным критерием выделения подструктур явилась их «объективно существующая иерархическая зависимость» , при которой свойства личности третьей подструктуры каузально зависят от свойств четвертой подструктуры, а те – от свойств пятой, а все они вместе – от шестой подструктуры. Такая иерархия определена преимущественно генетически. Любое свойство личности, «входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность или как элемент структуры сложных способностей к определенной деятельности» [Там же, с. 155]. Характер определяется как часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности. Таким образом, способности и характер образуют структуры более высокого уровня. С помощью экспертов можно оценить выраженность выделенных свойств для конкретного лица по 5-балльной шкале (Приложение 1).

Центральное место в объяснении психического у А. Н. Леонтьева занимает категория деятельности. Деятельность выступает как процесс, а порождается психическое отражение мира в голове человека, т. е. происходит переход в психическое отражение, а с другой стороны – как процесс, который сам в свою очередь управляет психическим отражением. Субъективный образ внешнего мира «есть продукт деятельности субъекта в этом мире» . Механизм поведения человека объясняется следующим образом: «Дело в том, что ни степень близости к биологическим потребностям, ни степень побудительности и аффектогенности тех или иных мотивов еще не определяют иерархических отношений между ними. Эти отношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредованиями и поэтому являются релятивными» [Там же, с. 203]. Деятельность, в ее психологическом понимании, это чувственная практическая деятельность, в которой человек вступает в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывает их сопротивление и воздействует на них, подчиняясь их объективным свойствам. По Леонтьеву, деятельность есть единица бытия человека. Основной, конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. Предметность – это объективная обусловленность психики. Отражение органами чувств объектов внешнего мира предполагает активное воздействие на них со стороны субъекта. Предмет – это главное, что отличает одну деятельность от другой, что побуждает деятельность, т. е. является ее мотивом. Основными составляющими каждой деятельности считаются осуществляющие ее действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, – продукт, который должен быть получен, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Трудовая деятельность существует в действиях;учебная деятельность – в учебных действиях;игровая деятельность – в игровых и т. д. Если деятельность подчиняется мотиву, то действие – цели, которая может не совпадать с мотивом. Так, для удовлетворения пищевой потребности человек может выполнять действия, которые непосредственно на овладение пищей не направлены, например изготовлять орудия лова, работать ради получения материального вознаграждения с целью приобретения продуктов и т. п. Кроме того, в деятельности принято выделять операции, под которыми понимаются способы осуществления действий. Если цель действия остается неизменной, а условия его выполнения изменяются, то меняется и операционный состав действия. Подобно тому как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, а понятие цели – с понятием действия, понятие операции соотносится с понятием условий.

Отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия осознается человеком в виде личностного смысла. Таким образом, отношения между мотивом и целью, между различными мотивами, система личностных смыслов формируют сознание человека, формируют личность. В этом проявляется смыслообразующая функция мотива. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, следовательно, развитие действий человека. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают круг деятельностей, которые они реализуют, вступая в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности.

Установление предметной составляющей деятельности в качестве ее ведущей характеристики предопределяет выделение внешней, чувственно-практической деятельности как образующей основы для деятельности внутренней, включающей собственно психические действия и операции. Это осуществляется посредством интериоризации, в результате которой внешние по своей форме процессы, действия, с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы психические, специфически при этом трансформируясь, обобщаясь, вербализуясь, сокращаясь, что способствует их возможностям в преодолении ограничений внешней деятельности. Но в целом внешняя и внутренняя деятельность сохраняют одинаковое строение.

В центре внимания психологии человека у Леонтьева становится личность «как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности» [Там же, с. 172]. Выделяются три основных параметра личности: широта, объем связей человека с миром, степень иерархизированности этих связей и их общая структура. Широта, богатство связей отличает человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразных деятельностей, их смыслообразующих мотивов. Тогда и иерархия, соподчиненность связей проявляется как иерархия деятельностей, их мотивов, степень которой может быть очень разной, независимо от того, узко или широко основание личности, образуемое ее связями с окружением. Исходя из понимания того, что линия жизни у человека не может оставаться единственной, общая структура связей личности определяется соотношением главных мотивационных линий деятельностей человека, образуя как бы общий «психологический профиль» личности.

Исходя из позиции, что приобретение вербальных навыков в ходе взаимодействия со средой образует систему личностных смыслов, Дж. Келли была также предложена методика выявления таких личностных конструктов . Эту методику, носящую название «Репертуарные решетки» (Приложение 2), можно предложить в качестве средства изучения психологии человека, адекватного подходу Леонтьева.

Сравнительный анализ подходов разрядки напряжения и конструктивной активности удобно провести на основе сопоставления их обобщенных характеристик (табл. 1.1).

Эти положения различных теорий дают основания отнести к подходу разрядки напряжения рассмотренные взгляды З. Фрейда, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, а к подходу конструктивной активности – Дж. Уотсона, А. Н. Леонтьева, Дж. Келли.

Таблица 1.1. Характерные особенности различных подходов к целенаправленной активности человека

В итоге можно сделать следующие выводы. Так, при подходе, объясняющем целенаправленную активность разрядкой напряжения, изначально существующего, одинакового для всех людей набора первичных потребностей, объявляется примат всеобщего, одинакового (номотетическая парадигма научного познания). При другом подходе оказывается, что разнообразие факторов среды, направляющих развитие отдельного человека, формирует его неповторимый индивидуальный облик, рассматриваемый как предмет психологического изучения (идеографическая парадигма).

Сравнение особенностей обоих подходов, сам факт их параллельного длительного существования показывает, что, во-первых, являясь адекватными для объяснения многих психологических особенностей, они не способны по отдельности полноценно охватывать все проблемы мотивации и психологии личности, во-вторых, в силу наличия принципиальных различий они не могут быть механически объединены в какой-то один подход. Но кроме рассмотрения ограниченности существующих теоретических интерпретаций всего многообразия проявлений поведения человека следует обратить внимание на наличие схожих противоречий при трактовке важнейших экспериментально выявленных психологических закономерностей с позиций одного подхода, в частности с единообразия подхода разрядки напряжения.

УДК 159.9

ББК 88.37

Машков В.Н. М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003 г. - 380 с. ISBN 5-8016-0194-5 Пособие представляет собой изложение содержания учебного курса, предназначенного для специалистов, дея-тельность которых связана с решением общих и частных психологический проблем, то есть как проблем определе-ния места психологии среди других наук, так и проблем от-дельного конкретного человека. Отличительной особенно-стью представленного в пособии материала является диф-ференциально-психологический контекст его изложения и трактовки. Значительное место в пособии занимает изло-жение хорошо себя зарекомендовавших в практике мето-дик психологической диагностики и процедур психологи-ческого воздействия, а также условий их корректного при-менения. ISBN 5-8016-0194-5 © Машков В. Н. © Издательство Михайлова В.А.
ПРЕДИСЛОВИЕ 5 ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА -
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАУЧНОГО
ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ 6 1.1. Психология человека как наука 6 1.2. Историческое развитие представлений о предмете психологии человека 24 1.3. Основные направления психологии человека как пауки 42 ЧАСТЬ 2. ОБЩАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 61 2.1. Психологические особенности человека как субъекта познания и деятельности.
Познавательные психические процессы 61 2.2. Психологические особенности человека как субъекта познания и деятельности.
Психические состояния как регулятор
активности 79 2.3. Психология личности. Психические свойства человека 96 2.4. Психология личности. Черты личности, патологические и возрастные психологические
изменения личности 114 ЧАСТЬ 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 136

    Психологическая оценка развития индивида 136 Психологические средства социального
формирования личности 155 3.3. Психологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека 168

3.4. Научно-практические методы
психологии человека:
общая характеристика и предназначение 185 ПОСЛЕСЛОВИЕ 206 ПРИЛОЖЕНИЯ 207 Приложение 1. Методика «Репертуарные решетки» Келли 208 Приложение 2. Методика «Карта личности» Платонова 212 Приложение 3. Методики оценки направленности на достижение успеха или избегание неудачи 219 Приложение 4. Психогеометрический тест 222 Приложение 5. Опросник Кэттела 223 Приложение 6. Опросник Айзенка 233 Приложение 7. Методика Равена (тест «Прогрессивные матрицы») 236 Приложение 8. Опросник Мини-мульт 297 Приложение 9. Методика «Прогноз» 301 Приложение 10. Методика Шмишека 305 Приложение 11. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) 311 Приложение 12. Методика экспертного выявления профессионально важных качеств 314 Приложение 13. Методика КОС-2 319 Приложение 14. Инструкция для игрового упражнения «Аварийная посадка в пустыне» 322 Приложение 15. Приемы эффективного общения 323 Приложение 16. Методика оценки поведения в конфликте (опросник Томаса) 327 Приложение 17. Методика Амтхауэра (тест структуры интеллекта) 331 Приложение 18. Методика «Ориентировочная анкета» 370 Приложение 19. Методика «Карта интересов» 374

Моим учителям,

преподававшим на факультете психологии ЛГУ

в 1974-1979 годах, посвящаю

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время наблюдается увеличивающийся поток литературы по психологической проблематике, что, вероятно, свидетельствует как о сохраняющейся необхо-димости решения практических психологических задач, так и о неослабевающем интересе к определению общеме-тодологических основ психологии, вере в возможность их четкого обозначения. Ведь до сих пор очень многие вполне образованные люди либо видят в психологии некую недо-ступную для непосвященных область таинств и неограни-ченных возможностей, либо практически малозначимую, не имеющую собственных методических средств науко-образную отрасль псевдознаний. Однако, у психологии есть достаточно оснований и заслуг, чтобы ее считали од-ной из неотъемлемых и незаменимых частей общего на-учного человекознания наряду с другими всеми уважае-мыми и признанными научными дисциплинами. Кроме того, произошедшие в последнее время измене-ния дают большую возможность именно психологам, а не представителям других авторитетных научных отраслей (например философии или физиологии), самостоятельно трактовать, объяснять и определять основополагающие положения психологии, ее предмет, связь с другими наука-ми, перспективу развития и область применения. При этом понятна необходимость обоснованности и корректности материалов, используемых для реализации этих новых воз-можностей самоопределения психологии. Приведенные доводы определили основную направ-ленность данного учебного пособия, отражающего содер-жание учебного курса для лиц, работающих с людьми и не имеющих базового психологического образования.

ЧАСТЬ 1 ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА -

СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАУЧНОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ Место психологии человека среди других наук, ее пробле- матика, объект и предмет. Основные методические сред - ства психологии человека. Структура современной пси- хологии человека. В самом общем виде психология (от греч. psyche - ды-хание, душа и logos - наука) человека - это наука о чело-веческой психике, закономерностях ее строения, функцио-нирования/развития и изменения. При этом, психологию интересует не только абстрактный человек вообще, но и психические особенности конкретного индивидуума, что составляет основную проблематику практической психо-логии. Человек - объект изучения многих наук: философии, биологии, истории, социологии и др. В чем заключается специфика его психологического изучения? Из определения вытекает, что предметное содержание психологии человека составляет его психика. Под человеческой психикой приня-то понимать свойство человека отражать окружающий мир в идеальной форме и регулировать свое поведение. При этом понимается, что психические явления в соответствую-щем виде присущи также и животным, и определенным сообществам людей. При обращении к психике как предмету изучения не-минуемо приходится сталкиваться с так называемой «пси-хофизической проблемой», то есть определением отноше-

1.1. Психология человека как наука

Ния между объектами и психическими явлениями. Суть проблемы легче представить при попытке ответить на во-прос о местонахождении образа, воспринимаемого в дан-ный момент объекта. Если в голове, а объект крупный по размерам, то как они переносятся в голову? Как при этом локализуется истинное пространственное положение объекта? С одной стороны, образ объекта находится в том же самом месте, что и сам объект, то есть образ простран-ственно не отделим от объекта. Но, с другой стороны, об-раз воспринимаемого объекта существенно связан и с вос-принимающим, он находится в том месте, где находится воспринимающий. Получается, что образ не имеет точной пространственной характеристики, не имеет протяженно-сти и массы. В результате возникает проблема соответ-ствия субъективного образа своему объекту, их причин-но-следственного соотнесения. Один способ решения психофизической проблемы заключается в ее трактовке как псевдопроблемы. В этом случае психические и материальные явления не рассмат-риваются в контексте выявления причинно-следственных отношений между ними, а принимаются как рядополож-ные, то есть реализуется феноменологический подход. В этом случае специфические особенности носителей пси-хики, отличающие их от других материальных объектов, обычно видят в изначально присущей им имманентной активности. Главным становится выявление закономер-ностей проявления этой активности в наличной обстанов-ке, во взаимодействии с другими феноменологически представленными ее элементами. Объективно человеческая активность проявляется в форме поведения, то есть совокупности внешне наблюдае-мых взаимодействий со средой, событиях жизнедеятельно-сти человека. Тогда в центре внимания психологии оказы-ваются «прежде всего конкретные факты психической жиз-ни, характеризуемые качественно и количественно» 1 . Если Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М, 1976. - С. 6.

8 Часть 1, Психология человека - часть научного человеколиашя

Обратиться к специфической для человека форме активно-сти, то объективно в ее качестве будет выступать взаимо-действие человека с себе подобными, с другими людьми. Прежде всего такое взаимодействие осуществляется в виде общения и совместной предметной деятельности. Поэто-му вторым объектом психологического изучения оказы-вается малая группа, под которой принято понимать со-вокупность людей, объединенных совместным общением, а в психологии выделяется отдельная большая отрасль - социальная психология. Наряду с общением, предметная орудийная деятель-ность людей выделяется в качестве определителя предме-та психологии. В этом случае деятельность «принимает-ся как исходная реа1ьность, с которой имеет дело психо-логия, а психика рассматривается как ее производная и одновременно как ее неотъемлемая сторона» 2 . Дальней-шая спецификация предмета психологии в этом направ-лении приводит к выделению в этой роли отдельных ви-дов деятельности, например, психология определяется наукой, «которая изучает формирование, строение и ди-намику ориентировочной деятельности, от которых непо-средственно зависит ее основное качество» 3 . При этом пси-хология «изучает не поведение, а только активную ори-ентировку поведения; но именно в ориентировке и заключается психологическая сторона поведения» 4 . Такое обращение к субъектным составляющим психи-ческой реальности способствует более четкому разделе-нию ее предмета с предметной областью кибернетики, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и культурологии. Выделение субъектного начала в таком контексте - это прежде всего подчеркивание изначальной активности человека, которая ставит в зависимость от него все его окружение, а психология человека - «это данность 2 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М, 1988. - С. 127. 3 Гальперин II. Я. Введение в психологию. - М., 1976. - С. 99-100. Там же. - -С. 102.

1.1. Психология человека как наука

9 осознания наших качеств, которые мы проявляем в своей активной деятельности и в поведении, направленных на объекты внешнего мира и на самих себя. Психология че-ловека - это результат его индивидуального развития как субъекта познания, общения, отдыха, учения, игры» 5 . Источник субъективности связывается с саморазвитием, «с изменением жизнедеятельности человека и самое глав-ное - с возникновением у него способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практическо-го преобразования» 6 . В этом проявляется становление субъективного духа человека, его индивидуализация, обретение личной независимости и свободы. Таким об-разом реализуется потенциальная энергия субъекта, а ре-гулирующая роль психики определяется уровнем этого потенциала. Акцент на активности субъекта в определении пред-мета психологии в целом не устанавливает принципиаль-ных различий между психическим и физическим. При другом подходе к решению психофизической проблемы принимается существование материального и идеально-го, принципиально различающихся между собой по сво-ей природе, когда принимается, что идеальные образы лишены протяженности и массы - обязательных атрибу-тов материального. Так как существование психического связывается с деятельностью мозга, то проблема соотно-шения материального и идеального образует психофизио-логическую проблему. вэтоу случае становится непонят-ным значение психического, если все его содержание оп-ределяется материальным субстратом. Особенно трудно объяснить возможность воздействия бестелесных психи-ческих образов на нервную ткань. Поэтому попытка ре-шения психофизиологической проблемы приводит к по-ниманию психических образов как конечного продукта функционирования материальных структур. Но само это 5 Панферов В. Н. Психология человека. - СПб., 2000. - С. 10. 6 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология четовека, - М., 1995. - С. 77,

10 Часть 1. Психология человека - часть научного человекояиишя

Функционирование должно определяться не материаль-ной субстанцией, не имеющей предметного характера, что позволяет ей оставаться максимально обобщенной и уни-версальной. Следовательно, посредством психики проис-ходит узнавание этой первоначальной субстанции, а ма-териальные структуры играют промежуточную роль в этом процессе, так как с их помощью опредмечиваются, становятся наглядными исходные абстрактные категории. Таким образом, на первый план выдвигается отражатель-ное, познавательное значение психики, а предметом пси-хологии становятся понятия, «раскрывающие закономер-ности психики как формы психического отражения дей-ствительности» 7 . Для человека познание окружающей действительности раскрывается в осознании им объективных законов миро-здания. Тогда именно человеческое сознание оказывается в центре внимания психологии, если «психика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание - это осознанное бытие» 8 . Но в отличие от философии, для психологического изучения становится важным не содержание сознания, а психичес-кие механизмы, обеспечивающие его адекватность. С позиций психологии важнейшей особенностью со-знательного отражения считается выделение субъектом себя из окружающей действительности. Достижение та-кого эффекта может объясняться трактовкой со-знания как знания, приобретенного совместно с другими, в ходе и в результате общения я 1 взаимодействия. Это обеспечи-вает речевую, вербальную составляющую сознания, оце-ночный, смысловой аспект его предметно-образного со-держания. В языковых значениях «происходит объекти-визация внутреннего мира человека» 9 . Но, в такой трактовке сознание оказывается производным от обще- 7 Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М, 1977. - С. 9. 8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т1., М., 1989. - С. 13. 9 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека - М, 1995. - С. 39.

1.1. Психология человека как наука И

Ния, деятельности, а поэтому она более свойственна ра-нее рассмотренным подходам с выделением человеческой активности в качестве предметной области психологии. При выделении в психике функции отражения в ка-честве основной, со-знание трактуется в большей степе-ни как то, что сопровождает любое знание, ему сопутству-ет. Кроме знания, которое предметно, всегда знание о чем-то отражает объект, сознание включает переживания, в которых проявляется отношение субъекта к отражаемо-му объекту, что даже определяет избирательность от-ражения. Поэтому сознание конкретного реального чело-века- «это единство переживания и знания» 10 . Пережи-вание выражает специфический аспект сознания, который может быть более или менее выражен, но всегда присут-ствует. Осознание переживаний - это всегда выяснение отношения к причинам его вызвавшим, выяснения зна-чения объектов переживания для субъекта. Таким обра-зом образуется эффект рефлексивного сознания, то есть знания о своем сознании, проявляется самосознание. При таком подходе оказывается, что «психологические знания в существенной своей части - это знания о сознании» 11 . Исходя из установленной структуры сознания, мож-но выделить основные психические механизмы, его орга-низующие. Чаще всего в их число включают психические процессы, психические состояния и психические свойства. Так, адекватность знаний об окружающей среде обеспе-чивается познавательными психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, мышлением, вообра-жением. В переживаниях проявляются психические со-стояния, которые более статичны, чем процессы, и явля-ются своеобразным фоном психических образов, обеспе-чивающим их оценку и регулирование. Все многообразие психических состояний можно разделить наэмоциональ- 10 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т1., М., 1989. - С. 17. 1 " Гинецинекий В. И. Пропедевтический курс общей психологии. - СПб., 1997. - С. 32.

12 Часть 1. Психология человека - часть научного человекознания

Ные, функциональные и волевые состояния. Психические свойства составляют наиболее устойчивые, повторяющи-еся особенности психики человека, опредатяющие с этой стороны протекание его психических процессов и типич-ные психические состояния. Чаще других выделяют та-кие психические свойства, как темперамент, способности, направленность и характер. Понятно, что в явном виде психические свойства не представлены в актуальном со-знании, но в виде влечений, склонностей, привычек и т.п. они образуют область подсознательного, оказывающего существенное влияние на сознание. Достаточно очевидно, что познавательные психичес-кие процессы, состояния и свойства составляют психику не только человека, но в той или иной мере образуют и психику животных. Поэтому животные оказываются тре-тьим, наряду с человеком и малой группой, объектом пси-хологии, образуя ее отдельную отрасль - зоопсихологию. Субъектность, духовность могут оказаться в качестве предмета психологического изучения и в рамках подхода, подчеркивающего в первую очередь отражательные функ-ции психики. При этом представляется, что есть основа-ния считать духовность не источником активности, ин-дивидуализации и самосовершенствования, а относиться к ней «как особой форме психического, производной от коллективного бессознательного и психического отраже-ния действительности» 12 . Итак, обобщая сказанное о предметной области пси-хологии человека, следует констатировать, что ее могут образовывать специфические формы человеческой актив-ности, в том числе в форме деятельности, а также психи-ческие механизмы, обеспечивающие отражательную функ-цию психического. Существование различных направле-ний в определении предмета психологии человека можно рассматривать как проявление многообразия психологи-ческих знаний, возникающего за счет того, «что в разных 12 Психология / Под ред. А. А. Крылова. - М., 1998. - С. 20.

1.1. Психология человека как наука

13 направлениях приоритетное значение придается разным источникам получения эмпирических данных, разным процедурам (методам) их извлечения, разным способам истолкования данных» 13 . Такое положение предопределя-ет важность значения рассмотрения методических средств психологии. Широкое применение в психологии нашли оба основ-ных метода получения научной информации: наблюдение и эксперимент. Метод психологического наблюдения со-стоит в преднамеренном, систематическом и целенаправ-ленном восприятии психических явлений для изучения их специфических особенностей в определенных услови-ях. Обычное неструктурированное наблюдение отличают от стандартизированного наблюдения, способствующего преодолению субъективизма наблюдателя и концентра-ции его внимания на каких-то отдельных сторонах изуча-емого явления посредством использования специально разработанного плана наблюдения, различных формали-зованных шкал оценки. Характерной особенностью на-блюдения как метода психологического исследования психологии человека является активное его исполь-зование в форме самонаблюдения, под которым понима-ется наблюдение человека за протеканием собственной психической жизни, переживаниями, мыслями чувствами и др. Если фиксация результатов наблюдения осуществ-ляется не в процессе протекания изучаемого явления, что приводит к.раздвоению внимания, а после его заверше-ния, на основе воспоминания, то такой методический при-ем определяется как самоотчет. Когда человек должен сам определить, обладает или не обладает он определенными качествами, то реализуется метод самооценки. Форма са-монаблюдения, самоотчета, самооценки, при которой вы-ясняются не объективные данные (например об образе жизни, тех или иных занятиях, обстоятельствах личной 13 Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. - СПб., 1997. - С. 44.


14 Часть 1. Психология человека - часть научного человекознания

Жизни и т.п.), а субъективные действия и переживания (например, о мечтах и идеалах, особенностях мыслитель-ного процесса, переживаемых эмоциях и т.п.), то такая форма исследования получила в психологии наименова-ние «интроспекции». Эксперимент отличается от наблюдения тем, что осо-бенности изучаемой переменной определяются по ее зави-симости от целенаправленного изменения других перемен-ных, контролируемых экспериментатором. При проведе-нии эксперимента важно соблюсти требование устранения влияния на изучаемую переменную каких-либо неконтро-лируемых факторов, что лучше всего достигается в лабо-раторных условиях. При корректном проведении экспери-мент позволяет выявлять причинно-следственные связи и отношения исследуемого явления. В психологическом экс-перименте в качестве контролируемой переменной может использоваться физическая интенсивность внешнего сти-мула, а в качестве исследуемой переменной - величина возникающего при этом субъективного ощущения. Таким образом организованы психофизические эксперименты. Но возможно и обратное сочетание, когда определяется про-дуктивность тех или иных действий в зависимости от пси-хических состояний субъекта. Часто такие эксперименты осуществляются в сфере психофизиологии. Возможно также экспериментальное психологическое изучение отношений как между субъективными переменными, так и наблюдаемыми поведенческими реакциями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!