Масштабные архитектурные ошибки, которые забрали человеческие жизни и оставили кровавый след в истории. Ошибки и просчеты архитекторов, которые не остались незамеченными (15 фото)

Скупой Атилий

Мы часто любим повторять: «Вот раньше-то как строили!», разумеется, имея в виду качество, надежность, «на века!» и все такое прочее. Так вот, древние архитекторы тоже, бывает, ошибались, как это случилось с амфитеатром в городе Фидены.

Правда, в данной ситуации виноват вовсе не архитектор, а элементарная жадность. Дело было так: в 27 году нашей эры некий Атилий решил построить в Фиденах, пригороде Рима, амфитеатр для гладиаторских боев и прочих зрелищ.

А так как главной целью Атилия было вовсе не желание развлечь почтенных римлян, а, как в последствии было указано при составлении полицейского протокола – «грязная нажива», то предприниматель постарался максимально сэкономить как на материалах, так и на предварительном исследовании грунта на месте постройки. Проще говоря, он построил из ничего на каком-то болоте нечто с виду грандиозное в форме амфитеатра. Собрал туда гладиаторов и развесил по всему великому городу завлекательные афиши.

Кончилось все очень печально. Когда в постройку Атилия набилось 30 тысяч человек зрителей, амфитеатр рухнул и более 20 тысяч так и остались под обломками.

После этой трагедии римский сенат постановил, что впредь перед любым строительством необходимо проводить исследования почвы там, где планируется фундамент здания. А чтобы исключить экономию средств на постройке зрелищных заведений, был введен запрет на проведение игр теми, чье состояние оценивалось меньше чем в 400 тысяч сестерциев, (это около миллиона долларов по нынешнему курсу).

Постройку Атилия, разумеется, никто восстанавливать не стал. Судьба его самого неизвестна, скорее всего, его казнили и правильно сделали.

Та самая башня

При возведении все в той же Италии знаменитой Пизанской башни, которая, собственно, является колокольней католического собора Санта Мария Ассунта, уроки предков явно были позабыты. Башня начала крениться еще в процессе строительства, а все потому, что ее непомерно маленький фундамент был размещен на крайне заболоченной почве.

Пизанцы долгое время подозревали, что автором неудачного проекта является их земляк – скульптор Боннано Пизано. Сначала Пизано был не против такой славы, а когда увидел башню достроенной и уже кривой до невозможности, то заявил, что во всем виноваты гастарбайтеры и вообще так и было задумано.

Но пизанцы, не осознавая еще своих будущих выгод от потока туристов, требовали, чтобы колокольня стояла прямо, как и положено. Пизано потрогал кладку, прикинул высоту и заявил, что не имеет к этой архитектурной нелепице никакого отношения. После чего, как не старались пизанцы найти ответственного за столь явное нарушение правил строительства – никто в авторстве не признавался.

Помучившись в неизвестности, пизанцы дождались смерти Боннано, списали на него все архитектурные просчеты и похоронили скульптора по соседству с башней, которая так и стоит до сих пор, постоянно окруженная толпами позирующих туристов, принимающих при этом, если судить по их же фотографиям, самые нелепые позы.

Св. Франциск не помог

Дамба св. Франциска входила в целую систему дамб и водохранилищ, призванных обеспечивать водой такой мегаполис как Лос-Анджелес. Ее строили два года – с 1924 по 1926-й. А в марте 1928 года дамба рухнула, выпустив 45 миллиардов литров воды, которая затопила несколько городков и унесла с собой жизни как минимум 600 человек. Позднее трупы находили даже на мексиканской границе. Последние останки жертв этой катастрофы были обнаружены в пустыне в 1992 году.

Проведенное правительственной комиссией расследование показало, что: типоразмеры плотины соответствуют нормам; бетон, который шел на строительство, был качественным; никаких землетрясений в указанный период не происходило; фундамент отличный. А вот место, на котором этот фундамент был размещен, явно подкачало. Оказывается нижний правый край плотины опирался на выход слюды – довольно неустойчивого в плане основания материала. В результате чего постройка и рухнула.

Более поздние исследования показали, что плотина стояла на древнем разломе. Из-за просачивания воды разлом пришел в движение, что и привело к трагедии.

Главного инженера и строителя плотины Вильяма Малхолланда суд наказывать не стал. Ведь никакая техника того времени не смогла бы определить наличие разлома. Однако Малхолланд искренне считал себя виновным, так как сам лично за несколько часов до катастрофы осматривал подозрительные трещины на плотине, но пришел к выводу, что все в норме. После суда инженер отдалился от дел и остаток жизни прожил затворником. Дамбу восстанавливать не стали.

«Галопирующая Герти»

Такомский мост, или висячий мост Такома-Нэрроуз, построенный через пролив с одноименным названием в штате Вашингтон, строители прозвали «Галопирующей Герти» за то, что при сильном ветре дорожное полотно моста начинало опасно раскачиваться.

Мост открыли для движения в июле 1940 года, но уже в ноябре того же года движение закрылось само собой по причине обрушения центрального пролета. Причина аварии, согласно официальной версии: «Явление вынужденного механического резонанса, когда частота колебаний ветрового потока совпадает с собственной частотой колебаний конструкций моста. А главной причиной разрушения является аэроупругий флаттер (динамические крутильные колебания) из-за недоучета динамических ветровых нагрузок при проектировании сооружения». Проще говоря, ветер в тот день был слишком сильным (до 65 километров в час), а мост не был рассчитан на то, что воздушный поток будет выкручивать его стальные конструкции как постиранное белье.

После обрушения Такомского моста (к счастью, обошлось без жертв) были заново пересмотрены все основы проектирования каких бы то ни было сооружений с точки зрения аэродинамики. В 1950 году мост построили заново, уже с учетом новых веяний, и он стал на тот момент третьим самым длинным висячим мостом в мире. С 2002 по 2007 год для увеличения пропускной способности рядом был возведен еще один такой же мост.

Архитектура - отрасль, пожалуй, не менее точная, чем хирургия. Во всяком случае, от качественной работы архитекторов и строителей напрямую зависит не только комфорт, но и жизнь человека. В нашем обзоре собраны 15 случаев, когда архитектурные ошибки стоили людям жизни.

1. Шоссе 19 Overpass, Лаваль, Квебек, 2006 год

Пять человек погибло, шесть получили серьезные травмы в результате обрушения 66-футовой части дорожного полотна.

2. Жилой дом Ronan Point, Лондон, 1968 год

Взрыв в одной из квартир 22-этажного дома Ronan Point в Лондоне, где были выполнены все строительные нормы и правила, повлек за собой прогрессирующее обрушение. Авария произошла из-за того, что схема конструкции была аналогична карточному домику. Эта трагедия унесла жизни четверых человек.

3. Детская площадка Pier One, Бруклин, Нью-Йорк, 2010

Инженеры, проектировавшие эту детскую площадку, сосредоточились на ее футуристическом дизайне и совсем забыли продумать материалы. Большинство конструкций были выполнены из чистой стали, которая нагревалась до 50 градусов в летние месяцы.

4. Кемпер-арена, Канзас-Сити, Миссури, 1979

Крыша Кемпер-арены представляла собой несколько большепролетных покрытий, которые должны были защищать от дождя и ветра, но сила болтов, на которых она держалась, была высчитана неправильно. В 1979 году крыша рухнула. К счастью, никто не пострадал.

5. Концертный зал имени Уолта Диснея, Лос-Анджелес, 2005

Поразительно красивый Концертный зал имени Уолта Диснея стал еще одной достопримечательностью Лос-Анджелеса. Дизайном здания занимался известный архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry), и по его замыслу наружные стены постройки были обшиты стальными панелями. Однако уже в 2005 году строителям пришлось несколько изменить фасад здания, так как металл стал мощным отражателем солнечных лучей и все жители близлежащих домой страдали от непомерно высокой температуры.

6. Мост I-35W, Миннеаполис, Миннесота, 2007

Из-за устаревшей конструкции часть моста автострады разрушилась в час пик, в результате чего несколько машин съехали в реку Миссисипи. 13 человек погибло, еще 145 получили ранения.

7. Мост Сонсу Тегё, Сеул, Южная Корея, 1994

21 октября 1994 года в Сеуле обрушилась часть моста, который незадолго до этого ремонтировался. С 20-метровой высоты в реку обрушились части моста вместе с автобусами и машинами. Трагедия унесла жизни 32 человек, большая часть которых - дети.

8. Торговый центр Sampoong, Сеул, Южная Корея, 1995

9 июля 1995 года в результате грубых нарушений строительных норм обрушилось одно из самых крупных зданий Южной Кореи - торговый центр Sampoong. Под обломками здания погибло 502 человека, 937 получили ранения и тяжелые увечья.

9. Большой Бостонский тоннель, Бостон, 2006

10 июля 2006 года в тоннеле, по которому двигались автомобили, рухнул потолок весом около 25 тонн. Под обломками погибла женщина.

10. Мост через реку Туо - Фэнхуан, Китай, 2007

В августе 2007 года в китайской провинции Ханань рухнул только построенный 268-метровый мост через реку Туо. Катастрофа произошла во время демонтажа строительных лесов. В результате аварии погибло 30 человек, 60 - получили ранения, более 10 - пропали без вести.

11. Тоннель Виль-Мари, Монреаль, Канада, 2011

Из-за устаревшей конструкции в тоннеле Виль-Мари на дорогу рухнула бетонная плита, которая была частью бетонного сооружения, установленного для того, чтобы глаза водителей быстрее адаптировались к темноте в тоннеле. К счастью, в аварии никто не пострадал.

12. Валь-ди-Ставе, Италия, 1985

Прорыв плотины Ставе в 1985 году унес жизни 248 человек и разрушил 62 здания.

3. Отель Hyatt Regency, Канзас-Сити, Миссури, 1981

17 июля 1981 года во время вечеринки в атриуме гостиницы обрушились две подвесные галереи, расположенные друг над другом. В результате этого происшествия 114 человек погибло, 216 получили серьезные ранения.

14. Железнодорожный мост, Джефферсон-сити, Миссури, 1855

Из-за невнимательности строителей первый пассажирский поезд, который проехал по новой железной дороге, спровоцировал ее крушение. Эта трагедия унесла жизни 30 человек.

15. Дамба Баньцяо, провинция Хэнань, Китайская Народная Республика, 1975

Баньцяо - грунтовая дамба, построенная в 1952 году для защиты от наводнений. При строительстве дамбы были допущены грубые ошибки, и она покрылась трещинами, а впоследствии не выдержала напора тропического тайфуна «Нина». В результате затопления погибло 26 000 человек.

В архитектуре, как и в хирургии, все должно быть точным. Ведь от того насколько качественно выполнена работа зависит жизнь человека. В нашем списке представлены 12 ошибок архитекторов и строителей, которые обернулись катастрофой, и от которых погибли люди.

1. Торговый центр Sampoong, Сеул, Южная Корея, 1995

Самый крупный торговый центр Sampoong в Южной Кореи рухнул в 1995 году. Причиной были грубейшие нарушения, которые допустили архитекторы. В результате 502 погибших и 937 раненых.

2. Мост через реку Туо - Фэнхуан, Китай, 2007

В Китае, в провинции Ханань, в 2007 году закончились строительные работы 268-метрового моста. Но сразу после их завершения случилась катастрофа. Мост через реку Туо рухнул, когда проводились работы по демонтажу лесов. Результат – 30 погибших, 60 раненых и свыше 10 пропали без вести.

3. Мост Сонсу Тегё, Сеул, Южная Корея, 1994

В Южной Корее, вскоре после завершения ремонтных работ на мосте Сонсу Тегё случилась авария. Часть его отвалилась, в результате чего автомобили и автобусы, которые в то время проезжали по мосту, рухнули с высоты 20 метров. Эта катастрофа забрала жизни 32 людей, многие из них были дети.

4. Шоссе 19 Overpass, Лаваль, Квебек, 2006 год

В 2006 году в Квебеке, на шоссе 19 Overpass, обрушилась часть дорожного покрытия длинной 20 метров. В результате этой аварии 5 человек погибло и 6 травмированы.

5. Кемпер-арена, Канзас-Сити, Миссури, 1979

В 1979 году в Миссури обрушилась крыша Кемпер-арены. К счастью в этой аварии никто не пострадал.

6. Мост I-35W, Миннеаполис, Миннесота, 2007

Конструкция этого моста была давно устаревшей, но никто не придавал этому значения, до тех пор, пока в 2007 году в час пик часть моста обрушилась. Машины, которые находились на мосту оказались в воде. Тогда погибло 13 людей, ранены – 145.

7. Большой Бостонский тоннель, Бостон, 2006

В этом тоннеле обрушился потолок весом 25 тонн, во время движения автомобилей. Один человек погиб.

8. Детская площадка Pier One, Бруклин, Нью-Йорк, 2010

Неизвестно кто был архитектором данной детской площадки, но он явно просчитался с ее материалами, так как летом в 50-ти градусную жару большинство конструкций из стали сильно нагревались, делая площадку непригодной для детских игр.

9. Концертный зал имени Уолта Диснея, Лос-Анджелес, 2005

Фасад этого невероятно роскошного Концертного зала в Лос-Анджелесе пришлось срочно изменять, так как его архитектор не учел одну важную деталь. Металл был сильным отражателем солнечных лучей, в результате чего люди, проживающие рядом, мучились от высокой температуры.

10. Тоннель Виль-Мари, Монреаль, Канада, 2011

В этом тоннеле была установлена специальная бетонная конструкция, которая помогала водителям адаптироваться к темноте. Но в 2011 году на дорогу обрушилась бетонная плита этой конструкции. К счастью, пострадавших не оказалось.

11. Отель Hyatt Regency, Канзас-Сити, Миссури, 1981

Это происшествие случилось в июле 1981 года, когда в отеле рухнули 2 навесные галереи. Тогда погибло 114 человек и ранены 216.

12. Дамба Баньцяо, провинция Хэнань, Китайская Народная Республика, 1975

В 1952 году была построена дамба под названием Баянцо, которая предназначалась для защиты от наводнений. Но при ее сооружении архитекторы и строители допустили недопустимые ошибки. В 1975 году тропический тайфун «Нина» снес эту дамбу. Результат очень плачевный. Эта катастрофа унесла жизни 26 тысяч человек.

Амфитеатр в Фиденах
Дата: 27 год н.э.
Место: город Фидены
Текущее состояние: Разрушен
Фиденский амфитеатр был разрушен в 27 году н.э. Это деревянное строение обрушилось из-за слишком большого скопления людей, пришедших посмотреть гладиаторские бои. Этот случай убедил архитекторов в необходимости укрепления построек.
Полученный урок: Учёт веса, который сможет выдержать строение.

Александрийский маяк

Дата: 1303 год
Место: Александрия
Текущее состояние: Разрушен
Фаросский маяк в Александрии был одним из семи чудес древнего мира, пока в 1303 не был уничтожен землетрясением. С момента первой постройки (примерно в 280 году до н.э.) это сооружение являло собой пример необычной архитектуры, поскольку в высоту маяк составлял около 384 футов (высота 42-этажного дома), и в то же время был способен выстоять океанские штормы, несколько предшествующих землетрясений и войн.
Полученный урок: К сожалению, некоторые постройки не вечны. Развитие технологий помогает строениям выдерживать самые суровые природные условия.

Пизанская башня

Дата: 1173 год
Место: Пиза
Текущее состояние: Построена
В начале строительства наклонной Пизанской башни в 1173 г. её высота достигала 60 метров. Башня была построена на болотистой местности, в связи с чем вся конструкция начала наклоняться. В конечном итоге, с целью предотвращения падения, башне потребовалось укрепление фундамента.
Полученный урок: Крайне важным является создание прочного фундамента и строительство зданий именно на нём.

Дамба Св. Франциска

Дата: 1928
Место: Лос-Анджелес
Текущее состояние: Разрушена
Дамба Св. Франциска была построена в 1924 и рухнула в 1928, по конструкционным и геологическим причинам. В результате 600 человек погибло при наводнении, вызванном дефектами в фундаменте дамбы.
Полученный урок: Для обеспечения общественной безопасности крайне важны регулярные проверки таких промышленных сооружений, как дамбы, мосты и т.п.

Такомский мост

Дата: 1940 год
Место: Такома
Текущее состояние: Восстановлен
В 1940 году мост через пролив Такома-Нэрроуз обрушился во время бури, став самым большим искусственным рифом, а также самой драматичной ошибкой в истории мостостроения. С того момента проектировка висячих мостов была полностью изменена.
Полученный урок: При строительстве всегда необходимо учитывать такие природные факторы, как ветер и изменения погоды.

Башня Джона Хэнкока

Дата: 1976
Место: Бостон
Текущее состояние: Отремонтирована
Башня Джона Хэнкока – это 60-этажный небоскрёб в Бостоне, который был торжественно открыт в 1976 году. Из-за постоянного термического напряжения, которому подвергались панели здания, его окна вылетали и, пролетев сотни футов, разбивались об асфальт. В конечном итоге было заменено 10 тысяч окон. Общая стоимость починки составила 5 миллионов долларов. Ещё одним просчётом архитекторов была неспособность здания сопротивляться сильным порывам ветра, из-за чего постройка слишком сильно шаталась. Это спровоцировало приступы укачивания у жителей верхних этажей.
Полученный урок: При строительстве таких больших построек, как небоскрёбы, незначительные факторы влекут за собой значительные последствия.

Спа отель «Вдара»

Дата: 2009
Место: Лас-Вегас
Текущее состояние: Отремонтирован
В 2009 году в Лас-Вегасе открылся спа отель «Вдара». Его уникальная изогнутая конструкция способствовала накапливанию солнечных лучей и отражению их в направлении бассейна отеля. Это часто приводило к повышению температуры у бассейна, вызывая солнечные ожоги у людей и плавление предметов.
Полученный урок: Архитекторы должны совмещать несколько обязанностей и опираться на различные области знаний, в том числе и на науку.

«Лотос Риверсайд»

Дата: 2009
Место: Шанхай
Текущее состояние: Разрушен
В 2009 году жилой комплекс «Лотос Риверсайд» в Шанхае состоял из одиннадцати 13-этажных зданий. Выкапывание подземного гаража под одним из зданий привело к обвалу всего дома, поскольку изъятая из-под него земля позже была выброшена на свалку около реки. Из-за большого веса берег реки обрушился, вследствие чего речная вода впиталась в землю, превратив почву под зданием в грязь.
Полученный урок: Даже во время ремонтных работ всегда необходимо проверять фундамент и другие важные элементы конструкции. Прочность конструкции и общественная безопасность являются высшим приоритетом.

Из-за ошибок и просчетов архитекторов и проектировщиков даже самые надежные сооружения порой рушатся или становятся попросту непригодными для нормального использования. 15 подобных ошибок, приведших к различным последствиям, ждут вас далее.

Мост I-35W, Миннеаполис, Миннесота, 2007
Из-за устаревшей конструкции часть моста автострады разрушилась в час пик, в результате чего несколько машин съехали в реку Миссисипи. 13 человек погибло, еще 145 получили ранения.

Шоссе 19 Overpass, Лаваль, Квебек, 2006 год
Пять человек погибло, шесть получили серьезные травмы в результате обрушения 66-фунтовой части дорожного полотна.

Жилой дом Ronan Point, Лондон, 1968 год
Взрыв в одной из квартир 22-этажного дома Ronan Point в Лондоне, где были выполнены все строительные нормы и правила, повлек за собой прогрессирующее обрушение. Авария произошла из-за того, что схема конструкции была аналогична карточному домику. Эта трагедия унесла жизни четверых человек.

Детская площадка Pier One, Бруклин, Нью-Йорк, 2010
Инженеры, проектировавшие эту детскую площадку, сосредоточились на ее футуристическом дизайне и совсем забыли продумать материалы. Большинство конструкций были выполнены из чистой стали, которая нагревалась до 50 градусов в летние месяцы.

Кемпер-арена, Канзас-Сити, Миссури, 1979
Крыша Кемпер-арены представляла собой несколько большепролетных покрытий, которые должны были защищать от дождя и ветра, но сила болтов, на которых она держалась, была высчитана неправильно. В 1979 году крыша рухнула. К счастью, никто не пострадал.

Концертный зал имени Уолта Диснея, Лос-Анджелес, 2005
Поразительно красивый Концертный зал имени Уолта Диснея стал еще одной достопримечательностью Лос-Анджелеса. Дизайном здания занимался известный архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry), и по его замыслу наружные стены постройки были обшиты стальными панелями. Однако уже в 2005 году строителям пришлось несколько изменить фасад здания, так как металл стал мощным отражателем солнечных лучей и все жители близлежащих домов страдали от непомерно высокой температуры.

Мост Сонсу Тегё, Сеул, Южная Корея, 1994
21 октября 1994 года в Сеуле обрушилась часть моста, который незадолго до этого ремонтировался. С 20-метровой высоты в реку обрушились части моста вместе с автобусами и машинами. Трагедия унесла жизни 32 человек, большая часть которых - дети.

Торговый центр Sampoong, Сеул, Южная Корея, 1995
9 июля 1995 года в результате грубых нарушений строительных норм обрушилось одно из самых крупных зданий Южной Кореи - торговый центр Sampoong. Под обломками здания погибло 502 человека, 937 получили ранения и тяжелые увечья.

Большой Бостонский тоннель, Бостон, 2006
10 июля 2006 года в тоннеле, по которому двигались автомобили, рухнул потолок весом около 25 тонн. Под обломками погибла женщина.

Мост через реку Туо - Фэнхуан, Китай, 2007
В августе 2007 года в китайской провинции Ханань рухнул только построенный 268-метровый мост через реку Туо. Катастрофа произошла во время демонтажа строительных лесов. В результате аварии погибло 30 человек, 60 - получили ранения, более 10 - пропали без вести.

Тоннель Виль-Мари, Монреаль, Канада, 2011
Из-за устаревшей конструкции в тоннеле Виль-Мари на дорогу рухнула бетонная плита, которая была частью бетонного сооружения, установленного для того, чтобы глаза водителей быстрее адаптировались к темноте в тоннеле. К счастью, в аварии никто не пострадал.

Валь-ди-Ставе, Италия, 1985
Прорыв плотины Ставе в 1985 году унес жизни 248 человек и разрушил 62 здания.

Отель Hyatt Regency, Канзас-Сити, Миссури, 1981
17 июля 1981 года во время вечеринки в атриуме гостиницы обрушились две подвесные галереи, расположенные друг над другом. В результате этого происшествия 114 человек погибло, 216 получили серьезные ранения.

Железнодорожный мост, Джефферсон-сити, Миссури, 1855
Из-за невнимательности строителей первый пассажирский поезд, который проехал по новой железной дороге, спровоцировал ее крушение. Эта трагедия унесла жизни 30 человек.

Дамба Баньцяо, провинция Хэнань, Китайская Народная Республика, 1975
Баньцяо - грунтовая дамба, построенная в 1952 году для защиты от наводнений. При строительстве дамбы были допущены грубые ошибки, и она покрылась трещинами, а впоследствии не выдержала напора тропического тайфуна «Нина». В результате затопления погибло 26 000 человек.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!