Материал на тему: Этический кодекс психолога. Этика и принципы проведения консультации психолога

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения на базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т. е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения. В отличие от этого юридический кодекс опирается на нормы права , разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в её структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения.

Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это - философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется – «этика». В нём даётся научное определение морали, рассматриваются её истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определённые нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально-психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально - или национально-специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идёт речь. В настоящее время в различных странах, где развёрнута и давно функционирует психологическая служба в системе образования, выработаны свои этические кодексы практического психолога. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования Российской Федерации…

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это - позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребёнка кем-либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребёнку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях касающихся разглашения данных психодиагностических; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребёнка.

Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в системе образования в различных ситуациях:

1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

2. В случае, когда личные интересы ребёнка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделённая соответствующими властными полномочиями.

5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несёт персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.

7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребёнка.

8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребёнка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребёнка перед обществом, всеми людьми.

10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребёнка, его человеческую свободу, Физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребёнку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежат суду.

12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинён, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребёнка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребёнка.

14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях.

16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокорекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствии третьих лиц, включая учителей, родителей или других людей.

19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребёнка по его желанию проводилось в присутствии третьих лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы , определённых законом.

20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребёнок имеет право знать, что и кому о нём говорится или предаётся.

21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребёнку.

23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в те виды деятельности , где его роль и функции будут бессмысленными, способными нанести ущерб детям.

24. Психолог не должен давать таких обещаний которые он не в состоянии выполнить.

25. Если обследование ребёнка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

26. Психолог несёт персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

27. При приёме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться.

Приложение 1

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГОВ

Психолог придаёт большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или животного, который может быть объектом изучения. Он не только сам не использует своё профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда с целью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщение данных психодиагностического обследования и внимания к интересам своих коллег и общества.

Основные принципы.

Пинцип 1. Ответственность. Психолог, принявши на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека с человеком, придаёт большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы.

А) Как учёный, психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вёл свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчёт о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.

Б) В руководствах указываются группы, для которых создан данный тест, и цели, с которыми рекомендуют его использовать. Указываются также ограничения его надежности и те стороны валидности, исследования по которым отсутствуют или являются недостаточными. В частности, руководство содержит предупреждение относительно интерпретаций, которые могут быть сделаны, но не являются еще достаточно обоснованными.

В) Каталог и руководство указывают степень тренировки и профессиональную квалификацию, необходимые для правильной интерпретации теста.

Г) Руководство и сопровождающие документы принимают во внимание принципы, сформулированные в «Стандартах для учебных и психологических тестов».

Д) Объявления о тестах являются скорее реалистическими и описательными, чем эмоциональными и убеждающими.

Принцип 16. Меры предосторожности в исследованиях . Психолог принимает на себя обязанности, касающиеся благополучия своих испытуемых – как животных, так и людей.

Решение провести исследование должно опираться на продуманные представления конкретного психолога относительно того, как наилучшим образом содействовать психологической науке и человеческому благополучию. Ответственный психолог взвешивает альтернативные способы, которыми можно оценить энергию и ресурсы личности. Принимая решение провести исследование, психологи должны выполнить эти исследования с уважение к тем людям, которые принимают в них участие, и заботясь об их достоинстве и благополучии. Принципы, которым следует руководствоваться, точно определяют этическую ответственность исследователя по отношению к участникам на протяжении всего хода исследования, от первоначального решения провести его до тех шагов, которые необходимы для обеспечения конфиденциальности полученных результатов.

Эти принципы следует интерпретировать в контексте законченного документа «Этические принципы проведения исследований на людях», выдаваемого по запросу Американской психологической ассоциации.

А) При планировании работы исследователь несет личную ответственность за тщательную оценку своей этической приемлемости исходя из этих принципов при исследовании на людях. В той мере, в которой эта оценка, рассмотренная с точки зрения научной и человеческой значимости, предлагает отклониться от принципов, исследователь берет на себя серьезную обязанность получить консультацию по этическим вопросам и соблюдать более строго меры предосторожности, обеспечивающие права участвующих в исследовании людей.

Б) Ответственность за установление и поддержание приемлемой этической практики в исследованиях всегда лежит на конкретном исследователе. Исследователь отвечает за этическое обращение с участниками исследования всех сотрудников, ассистентов, студентов и технического персонала, всех, кто впрочем, также имеет соответствующие обязанности.

В) Этическая практика требует, чтобы исследователь информировал участников обо всех особенностях исследования, которые, как предполагается, могут влиять на готовность человека принять в нем участие, а также объяснял все прочие стороны исследования, о которых расспрашивает участник. Отказ дать полное объяснение испытуемому налагает еще большую ответственность на исследователя за обеспечение благополучия и достоинства участника исследования.

Г) Откровенность и честность являются существенными характеристиками отношений между исследователем и участником исследования. Если методические требования исследования делают необходимыми скрытность или обман, исследователю нужно обеспечить понимание участником причин этого и восстановить прежние взаимоотношения между ними.

Д) Этическая практика требует, чтобы исследователь уважал право индивида отказаться от участия в исследовании или прервать это участие в любое время. Обязанность обеспечить осуществление этого права требует особой бдительности, если положение исследователя выше, чем положение участника. Решение ограничить это налагает еще большую ответственность на исследователя за обеспечение достоинства и благополучия участников исследований.

Е) Допустимое с этической точки зрения исследование начинается с установления ясного и справедливого соглашения между исследователем и участником исследования, которое разъясняет ответственность каждого. Исследователь обязан уважать все обещания и обязательства, включенные в это соглашение.

Ж) Исследователь, выполняющий этические стандарты, предохраняет участников исследования от физического и психического дискомфорта, вреда и опасности. Если существует риск таких последствий, исследователь должен проинформировать об этом участников, получить их согласие до начала работы и принять все возможные меры, чтобы уменьшить вредные последствия. Нельзя использовать те методы исследования, которые могут причинить серьезный и длительный ущерб его участникам.

З) После того как данные собраны, этическая практика требует, чтобы исследователь дал участнику полное объяснение характера исследования и устранил те неверные представления о нем, которые могли возникнуть. Если научная или человеческая ценность исследования оправдывает задержку объяснения или утаивание данных, на исследователя налагается особая ответственность убедить испытуемых, что им никаких вредных последствий исследование не принесло.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.02.2007

    Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Понятие "профессионализм практического психолога". Правовые и профессионально-этические нормы деятельности психологов. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда. Этические принципы деятельности психолога.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Этические проблемы в работе психолога. Знаменитые последователи З.Фрейда. Шандор Ференци. Эрих Фромм. Анна Фрейд. Преподавательская деятельность психолога. Деятельность психолога направлена к достижению гуманитарных и социальных целей. Статус психолога.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Идеология, принципы, направления и особенности деятельности клиники. Задачи профессиональной деятельности психолога. Этические принципы и правила работы практического психолога. Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными подростками.

    отчет по практике , добавлен 04.07.2012

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ
В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Этический Кодекс психологов-консультантов в области индивидуального и семейного психологического консультирования (далее по тексту “психолог-консультант”) призван:

– оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний;

– защитить психологов-консультантов и психологию от дискредитации и манипуляций.

Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога-консультанта. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Данный Этический Кодекс распространяется только на тот вид психологической деятельности, который относится к индивидуальному и семейному психологическому консультированию.

Под индивидуальным психологическим консультированием понимается оказание профессиональной психологической помощи человеку (семье) посредством организации такого взаимодействия консультанта и клиента, построенного на базе научно-обоснованных концептуальных и процессуальных моделях, при котором происходит трансформация страдания клиента в усиление его способности к развитию и осознанному выбору, а также разрешению личностных проблем и преодолению жизненных кризисов.

При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи-консультанты должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи-консультанты в профессиональной деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам.

За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата СПбПО, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание и исключение из членов СПбПО. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса СПбПО может ходатайствовать о привлечении психолога-консультанта к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними СПбПО может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Общие нормы

1.1. Границы компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

(d) Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

(е) Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.

(в) Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

1.3. Уважение права других оставаться другими

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

1.4. Недискриминация

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов

Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

1.6. Отношение к личным проблемам

(а) Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

(в) Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

(с) Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

1.7. Ненанесение вреда

Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

1.8. Неправильное использование психологических знаний

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

1.9. Неправильное использование психологов-консультантов результатов их работы

(а) Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

(в) Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

1.11. Денежное вознаграждение

Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

1.12. Ведение профессиональном и научной документации Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

2. Публичные выступления и публикации

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).

2.1. Избегание ложных или неверных утверждений

(а) Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,

(в) Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

2.2. Свидетельства и подтверждения

Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

3. Тестирование, оценка и вмешательство

3.1. Оценка и диагноз

(а) Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

(в) Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.

33. Использование психологического инструментария

(а) Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

(в) Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.

(c) Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

(d) Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,

(e) Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

3.4. Интерпретация данных

При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.

3.5. Создание тестовых оценок и интерпретаций

Психологи-консультанты, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизировано.

3.6. Объяснение полученных результатов

Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование - психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.

3.7. Обеспечение безопасности психологического инструментария

Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического кодекса.

4.Процедурные нормы

4.1. Информирование клиента

(а) При установлении профессиональных отношений между психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

(в) Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.

(с) Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании.

4.2. Осознанное согласие

(а) Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:

(1) способен дать согласие; (2) получил значимую информацию относительно всех процедур; (3) дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны; (4) данное согласие правильно оформлено.

(в) В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

(с) Дополнительно, психологи-консультанты: (1) информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями; (2) стараются получить их одобрение и (3) учитывают личностные пристрастия и интересы.

4.3. Взаимоотношения с парой и с семьей

(а) В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить: (1) кто из них является клиентом и (2) какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

(в) Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.

4.4. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами

При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.

4.5. Консультации и взаимодействие с коллегами

Психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

4.6. Прерывание помощи

(а) Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

(в) Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.

4.7. Окончание профессиональных отношений

(а) Психологи-консультанты не бросают клиентов.

(в) Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

(с) Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5. Неформальные отношения

5.1. Внепрофессиональные отношения с клиентами

(а) В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны н внимательны и учитывать силу своего влияния.

(в) Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

(с) Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с Этическим кодексом.

5.2. Сексуальные отношения

(а) Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать се нарушения.

(б) Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.

5.3. Консультирование бывших сексуальных партнеров

Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

6. Конфиденциальность

6.1. Обсуждение ограничений конфиденциальности

(а) Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/или организациями. с которыми они устанавливают профессиональные отношения:

(1) вопросы конфиденциальности; (2) необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.

(в) Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.

(с) Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

6.2. Сохранение конфиденциальности

Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир

(а) Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.

(в) Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

6.4. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации

Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим Кодексом.

6.5. Разглашение информации

(а) Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на: (1) обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам; (2) проведение необходимых профессиональных консультаций; (3) защиту клиентов.

(в) Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

(с) При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

6.6. Конфиденциальная информация базе данных

(а) При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

(в) Предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.

(с) Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог-консультант должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

6.7. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях и публичных выступлеинях

(а) В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.

(в) Во время научного или профессионального общения психологи-консультанты должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

6.8. Защита записей и данных

Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

7. Решение этических вопросов

7.1. Знание Этического Кодекса

Психологи-консультанты должны быть знакомы с данным Этическим Кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.

7.2. Возникновение этических вопросов

В тех случаях, когда психолог-консультант самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

7.3. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями

Если служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с Этическим Кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

7.4. Неформальное устранение этических нарушений

В тех случаях, когда психологам-консультантам становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.

7.5. Сообщение об этических нарушениях

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.

7.6. Сотрудничество в решении этических вопросов

В решении этических вопросов психологи-консультанты сотрудничают прежде всего с Сертификационным Советом в области индивидуального и семейного психологического консультирования Санкт-Петербургского Психологического общества.

7.7. Необоснованные претензии

Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.

Понятие о

профессиональном этическом кодексе. Необходимость его введения и

использования в психологической службе системы образования. Источники

норм и правил, включаемых в этический кодекс практического психолога.

Сферы деятельности психолога, регламентируемые нормами этического

кодекса. Конкретные нравственные нормы, регулирующие действия

практического психолога в различных социальных ситуациях.

ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА

И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся

научно-психологических знаний, в системе образования создается и

функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются

профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших

учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в

решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания,

начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя

юность). На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до

окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны

профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в

среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за

психологическим развитием ребенка. В ходе его проводят регулярные

психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы

воспитанию, контролируют их реализацию.

Психологическая служба является органическим компонентом

современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление

и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их

интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков,

способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное

выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в



обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от

большинства других детей, то задача практического психолога сводится к тому,

чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии.

Если дело касается одаренных детей, то аналогичная задача, связанная с

ускорением психического развития, трансформируется в проблему, которую мы

уже обсуждали в предыдущей главе: обеспечения раннего выявления задатков

и их превращения в высокоразвитые способности.

Еще одна сложная задача психологической службы в системе

образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать

под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения

качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения

этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и

социальными законами психического развития детей, с основными

положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая

цель работы психолога здесь сводится к тому, чтобы с позиций этой науки

совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного

возраста.

Важный аспект в работе практического психолога связан с

психопрофилактикой. Он касается своевременного выявления и устранения

факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического -

интеллектуального или нравственного - развития ребенка. Подразделения

психологической службы, занятые решением этой задачи, опираются в своей

работе на знание законов психического развития ребенка, в первую очередь,

тех, которые представлены в патопсихологии и в дефектологии как областях

теоретических и практических знаний, пограничных между психологией и

медициной.

Следующая существенная задача, которую решает психологическая

служба в системе образования, состоит в практическом воздействии

психологов на непосредственных участников педагогического процесса: детей,

учителей, родителей и руководителей образования. Данная задача

предполагает оказание прямой психологической помощи всем этим людям в

обучении и воспитании. Здесь психолог ^выступает в роли педагога,

психотерапевта, консультанта, корректора. Психогенное происхождение

многих заболеваний, связанных с работой сердечно-сосудистой системы и

желудочно-кишечного тракта, в настоящее время можно считать доказанным.

То же самое касается эндокринной системы человека и тем более его

психологии и поведения. Занимаясь практической работой в этой области,

психолог старается предупредить возникновение и обострение подобного рода

заболеваний, использует специальные методы воздействия на психологию и

поведение людей с целью вызвать благоприятные для лечения болезни

органические реакции.

Работники управленческих структур системы образования помимо общей

психологической помощи, о которой только что шла речь, нуждаются и в

особой управленческой психологической поддержке, касающейся руководства

людьми в группах и коллективах. Руководящим работникам системы

образования необходимы знания из области психологии управления,

психологии человеческих взаимоотношений, психологии эффективности

групповой деятельности. Все взрослые люди, включенные в обучение и

воспитание детей, нуждаются в психологических знаниях, позволяющих им

глубже понимать развитие детей и управлять им. Эти знания в минимально

необходимом объеме даются в высших педагогических учебных заведениях, но

со временем они частично или полностью устаревают, утрачиваются и,

следовательно, нуждаются в дополнении и обновлении. Их коррекцию также

обеспечивает психологическая служба на протяжении всего периода

профессиональной работы того или иного педагога.

Специальная задача психологической службы состоит в решении

совместно с представителями других областей знаний - педагогами,

дефектологами, социологами, врачами, юристами - различных вопросов,

касающихся судьбы детей, существенно отличающихся от своих сверстников

и требующих к себе особого внимания, специфического отношения, необычных

форм и методов педагогической работы. Речь прежде всего идет о детях,

отстающих в своем развитии, и об одаренных детях. Первые нуждаются в

обучении и воспитании по упрощенным, менее напряженным программам,

соответствующим их возможностям усвоения, а вторые, напротив,- в

обучении по более сложным и насыщенным программам, чем обычные дети.

Программы, предлагаемые для отстающих и одаренных детей, обязательно

должны проходить предварительную психолого-педагогическую экспертизу с

участием специалистов-педагогов различного профиля, каждый из которых

независимо от других и со своей профессиональной стороны оценивает эти

программы с точки зрения того, обеспечивают ли они оптимальные условия для

развития детей соответствующей категории. Хотя дети, отстающие в своем

развитии, физически и психологически ослабленные, требуют облегченных

учебно-воспитательных программ, но такие программы не должны приводить к

углублению их отставания от нормальных детей. Напротив, эти программы

должны обеспечивать ускоренное развитие отстающих детей, рассчитанное на

сокращение разрыва между ними и обычными детьми в психологическом

отношении. Создание облегченной, но ускоренно развивающей программы -

дело более сложное, чем, например, разработка усложненной развивающей

программы для одаренных детей. Поэтому на практике творческий потенциал

психологов больше задействован в области работы с детьми, имеющими

задержки в своем психическом развитии, чем с теми, кто опережает своих

сверстников.

Иногда в работе с детьми возникают проблемы, от решения которых

напрямую зависит дальнейшая жизненная судьба ребенка. Это вопросы,

касающиеся возможности или невозможности продолжения обучения ребенка в

обычной школе из-за серьезных психолого-педагогически некомпенсируемых

умственных дефектов, а также вопросы, связанные с другими случаями

проведения медико-психологической экспертизы детей. Здесь основная задача

практического психолога сводится к тому, чтобы дать ответственное и

квалифицированное экспертное заключение по ребенку, которое при

определении его судьбы принимается в расчет наряду с мнением других

специалистов: педагогов, врачей, дефектологов, юристов и др.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру,

она пронизывает систему образования сверху донизу, от высших органов

управления ею - министерств и ведомств - до низших ее звеньев - детских

групп, существующих в дошкольных и школьных учреждениях68. На уровне

министерств и ведомств могут вводиться должности главных психологов или

выделяться специальные отделы, ведающие работой психологической службы.

Решение вопросов, касающихся различных сторон работы психологической

службы, ее кадрового, программного, методического и другого

общегосударственного обеспечения, может быть сосредоточено в таком отделе

или подразделении. На данный момент времени он имеется, например, в

составе Министерства образования Российской Федерации.

Органами

управления,

непосредственно

подчиненными

государственным, являются научно-методические центры психологической

службы, создаваемые в республиках, в краях, областях, крупных городах,

районах этих городов. Данные центры обеспечивают научно-методическое

руководство психологической службой в масштабах соответствующего региона

и создаются при местных органах управления образованием. Они занимаются

сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также научно-

методическим обеспечением, проверкой деятельности и повышением

квалификации практических психологов на местах. Работой этих центров могут

руководить высококвалифицированные специалисты-психологи, имеющие

высшее психологическое образование университетского уровня или ученую

степень по психологии. Возглавлять такие центры могут также имеющие

достаточный опыт практической работы выпускники спецфакультетов

практических психологов, открытых при некоторых высших педагогических

учебных заведениях. Государственные и региональные органы управления

психологической службы сами, как правило, непосредственно практической

работой с детьми не занимаются, а имеют дело лишь с практическими

психологами, работающими на местах.

Нижестоящие структурные подразделения психологической службы

заняты уже непосредственной работой с детьми и взрослыми людьми,

включенными в образовательную систему в качестве учителей, воспитателей,

родителей и т. п. Это могут быть центры, оказывающие практическую

психологическую помощь населению, психологические консультации,

негосударственные подразделения психологической службы, а также

отдельные практические психологи, работающие в штатах низовых учреждений

психологической службы системы образования. Такие подразделения могут

создаваться при городских и районных исполнительных комитетах, при

городских и районных органах управления образованием, существовать как

независимые коммерческие структуры: кооперативы, малые и частные

предприятия. В вузах, школах, лицеях, гимназиях, колледжах, в иных

дошкольных и внешкольных учреждениях могут создаваться свои

подразделения психологической службы и трудиться практические психологи,

которые обслуживают нужды данного образовательного учреждения.

Отдельные психологи, наконец, могут заниматься частной психологической

практикой, работать вполне самостоятельно и быть юридически независимыми

от органов управления образованием и психологической службой.

По отношению к подчиненным структурам органы управления

психологической службой наделены определенными властными

полномочиями. Их деятельность в свою очередь может быть также подчинена

некоторым стоящим над ними подразделениям более высокого уровня

управления, так что каждая из подструктур психологической службы, за

исключением частных, одновременно выступает и как законодательная по

отношению к подчиненным ей структурам, и как исполнительная в отношении

к вышестоящим органам управления. Все сказанное относится и к отдельным

практическим психологам. Будучи административно включенными в

определенные структуры системы образования и подчиненными органам их

управления, практические психологи свои профессиональные обязанности

реализуют независимо и за добросовестное исполнение своих обязанностей

несут полную персональную ответственность.

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих

специализацию в работе практического психолога: психодиагностика,

психологическое консультирование, психопрофилактика и психокоррекция.

Психодиагностика предполагает профессиональное владение методами

психологического исследования ребенка, в том числе тестами. Основная задача

практического психолога, специализирующегося по психодиагностике,

сводится к тому, чтобы оценивать психологию и поведение детей и взрослых

людей в системе образования, давать им квалифицированную психологическую

характеристику, опираясь на достоверные и надежные данные, полученные в

процессе психологического обследования. Психолог, занимающийся этим

видом профессиональной деятельности, должен знать не только технику

применения на практике той или иной психодиагностической методики, но и

теорию, в рамках которой она первоначально появилась и в дальнейшем

совершенствовалась. Психолог - специалист по диагностике - должен сам

уметь при необходимости создавать и проверять, в частности адаптировать,

методики, владеть способами научной оценки их валидности и надежности. От

психолога требуется научно обоснованная и корректная интерпретация

результатов проводимых психодиагностических обследований, не

допускающая произвола и непоследовательности в их интерпретации.

Второе направление специализации в работе практического психолога

представлено психологическим консультированием. Оно включает в себя

следующие частные виды работ: 1. Выработку и точную формулировку

проведенного психодиагностического обследования, причем соответствующие

доступной для практической реализации. 2. Ведение бесед с теми, кто

нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением

детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических

советов. 3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках

психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Третье направление работы - психопрофилактическое - связано с

решением задач предупредительного характера, предотвращающих

наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка,

например отставания, задержек в развитии, обучении или воспитании,

появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей.

Психолог, занятый профилактической работой, должен знать возможные

причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя

заметить и устранить. Этой цели, в частности, служит психологическая

подготовка учителей, воспитателей и родителей, в ходе которой их обучают

внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может

привести к отклонениям в психическом развитии.

Четвертое направление работы, обозначенное как психологическая

коррекция, предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка

или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их

психологии или поведения. Здесь психолог должен профессионально владеть

методами психокоррекции: психотерапией, социально-психологическим

тренингом, аутотренингом, определенными приемами, применяемыми в

технике гипнотического внушения, а также быть способным оказывать

внушающее воздействие на клиента.

На практике психолог, как правило, в той или иной степени занимается

работой, связанной со всеми четырьмя направлениями, однако каждое из них

требует достаточно большой специальной подготовки, времени и

значительного профессионального опыта, поэтому развитие и

совершенствование работы практического психолога и психологической

службы в целом предполагает специализацию в одном или двух из четырех

рассмотренных направлений работы. Это, соответственно, ставит задачу

включения в психологическую службу специалистов четырех различных

профилей: психодиагностов, консультантов, психопрофилактиков и

психокорректоров.

Взаимодействие органов управления психологической службы и

практических психологов осуществляется следующим образом. Проводя свою

работу на местах в детских учебно-воспитательных учреждениях, психологи

обобщают полученные ими результаты и в систематизированном виде

представляют их в вышестоящие органы управления, которым они

административно подчиняются; эти органы в свою очередь сами оказывают

необходимую организационную и научно-методическую помощь психологам,

работающим на местах, в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Практический психолог в основном работает по программе,

утверждаемой центральным или вышестоящим органом управления

психологической службы. В этой программе обычно определяются те виды

работ, которые за определенный срок должны быть выполнены практическим

психологом, их содержание и объем, а также требуемые затраты времени.

Существуют нормативы, устанавливающие режим работы практического

психолога, нормы и правила организации его делового взаимодействия с

другими участниками образовательного процесса. В них устанавливается

взаимная ответственность, взаимные обязательства практических психологов и

органов управления психологической службы.

Определенные отношения складываются между работниками

психологической службы и другими подструктурами системы образования. Эти

отношения регулируются положениями о психологической службе,

утверждаемыми органами образования. Такие положения определяют задачи,

которые возлагаются на психологическую службу соответствующего

государства.

Перспективы развития психологической службы связаны с более

глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс

обучения и воспитания, с интеграцией подразделений психологической службы

в систему и ее включением в качестве неотъемлемого, обязательного звена в

систему образования, которое будет сопровождаться прояснением и

установлением четких деловых отношений между практическими психологами

и другими участниками образовательного процесса, кооперацией и

специализацией в работе самих практических психологов.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

К человеку, претендующему на должность практического психолога в

системе образования, предъявляются определенные квалификационные

требования. Основное из них состоит в том, что такой человек должен иметь

диплом о высшем психологическом специальном образовании. Такой диплом

выдается или лицам, окончившим полный курс обучения в университете по

специальности «Психология», или тем, кто прошел обучение на

спецфакультетах по специальности «Практический психолог в системе

образования», которые могут создаваться при различных, в основном

педагогических, высших учебных заведениях. Кроме глубокого знания

психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу,

практическому психологу необходимы знания, умения и навыки в области

психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии,

дефектологии, психологического консультирования и ряда других,

пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также

необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми,

поэтому на спецфакультеты по переподготовке по специальности

«Практический психолог в системе образования» в основном принимают лиц,

уже имеющих высшее педагогическое образование и опыт работы в школе или

в дошкольном учебно-воспитательном учреждении.

Все то, о чем говорилось выше, составляет общие требования,

предъявляемые к практическому психологу. Среди множества других

требований есть и специальные, относящиеся к практическим психологам,

занятым в специфических видах деятельности психологической службы, таких,

например, как психодиагностика, психологическое консультирование,

психокоррекция, работа с трудными детьми, отстающими в развитии,

отклоняющимися в поведении. Специалист по психодиагностике должен в

совершенстве владеть соответствующими методами, причем быть способным

давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике.

Кроме знания психологических методик и правил их конструирования или

проверки, такому специалисту необходимы достаточные знания в области

математической статистики, программирования на ЭВМ, пользования ими.

Профессиональная специализация практического психолога в области

консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии

психотерапевтического человеческого общения, проведения бесед, интервью,

способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их.

Для этого психолог-консультант должен правильно воспринимать и хорошо

понимать людей, вызвать к себе доверие и быть убедительным в

психологических воздействиях на людей. Следовательно, при подготовке

практических психологов-консультантов особое внимание должно быть

обращено на усвоение ими знаний, умений и навыков, касающихся

межличностного общения.

Психокоррекция- это особо сложная сфера прикладной работы, которая

рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента.

Поэтому психолог, специализирующийся в этой области, должен хорошо

владеть техникой организации и проведения социально-психологических

тренингов в их различных формах, приемами психоанализа и другими

психотерапевтическими техниками. Подготовка высококвалифицированного

специалиста в этой области требует гораздо больше усилий и времени, чем,

например, подготовка психодиагноста или консультанта.

Особые квалификационные задачи возникают тогда, когда речь идет о

подготовке практического психолога, которому предстоит работа с трудными

детьми. Если это дети с отклоняющимся поведением, то практический

психолог, занятый в учреждениях, где они содержатся, должен знать законы и

правила, действующие в учреждениях подобного рода, а главное-иметь

личную склонность к работе с такими детьми в соответствующих учреждениях.

Те же требования предъявляются к практическому психологу, имеющему дело

с детьми, отстающими в своем развитии.

Менее строгие, но специфические требования предъявляются к

практическим психологам, которым предстоит работа в учреждениях

интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей: домах ребенка,

детских домах, специализированных школах-интернатах. Воспитатели в этих

учреждениях должны по-возможности заменять детям отсутствующих

родителей, и это в первую очередь относится к работающим в таких

учреждениях практическим психологам. У детей, содержащихся в учреждениях

подобного типа, нередко отмечается повышенная по сравнению с обычными

детьми потребность во внимании к себе со стороны окружающих взрослых

людей, в эмоционально-положительных контактах и общении с ними, в

доброжелательности, в человеческом тепле и ласке. Кроме того, у детей,

развитии, как интеллектуальном, так и моральном, а также отклонения в сфере

межличностных отношений.

Особое положение практического психолога среди работников

образования, которое делает его главным лицом в защите интересов ребенка,

порождает несколько иное соотношение его прав и обязанностей по сравнению

с тем, которое имеется у большинства других педагогов или у человека иной

профессии. Если во многих случаях жизни в профессиональной работе людей

на первом месте находятся права, а на втором обязанности, то для

практического психолога характерен (как, впрочем, и для врача) приоритет

обязанностей перед правами, долга перед претензиями, связанными с личными

интересами. Многие из прав, которыми обладает практический психолог, тесно

связаны с его обязанностями, вытекают из них и без них реализоваться не

могут. Психолог, в частности, обязан (и имеет право):

Активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-либо

из лиц, ответственныхза его обучение и воспитание;

Принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах

своей компетенции;

Вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не

способствуют развитию ребенка и тем более наносят ему вред;

Добиваться от лиц, обладающих соответствующими полномочиями

(администрация учебно-воспитательных и других учреждений, руководители

органов народного образования, учителя, воспитатели, родители), всяческого

содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений,

касающихся судьбы ребенка;

Лично участвовать в проведении медико-психологических,

дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований

детей, а также тех лиц, которые связаны с их обучением и воспитанием.

Свои обязанности практический психолог реализует в собственной

профессиональной деятельности, основные направления которой нами были

рассмотрены выше. Его права могут быть защищены юридически, социально и

морально. Юридическая защита предполагает существование законов, в

соответствии с которыми психолог строит свою работу и отношения с другими

лицами, занятыми обучением и воспитанием детей. Такие законы могут

существовать, приниматься и иметь силу на государственном и местном

уровнях. В настоящее время защита прав практических психологов в нашей

стране обеспечивается теми документами, которые принимаются

правительством, Министерством образования, республиканскими, краевыми,

областными, городскими и районными органами власти, осуществляющими на

подвластных им территориях законотворческие функции. Основным таким

базовым документом является Положение о, психологической службе.

Социальная защита прав практических психологов обеспечивается

организациями, деятельность которых затрагивает сферу образования. Это -

ассоциации практических психологов, педагогов, детские и образовательные

фонды, центры обучения и воспитания детей, средства массовой информации.

Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования

состоит в их поддержке общественным мнением.

Часть вопросов в своей практической работе психолог решает полностью

самостоятельно, часть-во взаимодействии с другими специалистами,

имеющими отношение к обучению и воспитанию детей. К числу тех проблем,

которые психолог должен ставить и решать самостоятельно, относятся

проявление инициативы в поиске и исследовании вопросов психолого-

педагогического характера, возникающих в учебно-воспитательном процессе,

выбор методов исследования, проведение обследования, интерпретация его

Сюда же можно отнести своевременное выявление, предупреждение и

устранение доступными практическому психологу средствами отклонений или

нарушений в психическом развитии детей и проведение занятий с детьми по

курсам человековедения, этики и психологии семейной жизни, ряду других, где

используются психологические знания. Совместно решаемые проблемы

включают в себя формирование у педагогов, родителей, заменяющих их лиц

общей психологической культуры, минимума знаний, необходимых для

правильного обучения и воспитания детей в современных условиях, а также

желания и готовности педагогов использовать эти знания в работе с детьми с

целью их ускоренного интеллектуального и личностного развития. Вместе с

педагогами, врачами и социологами практический психолог участвует в

создании условий для полноценного психического развития ребенка на каждом

возрастном этапе, начиная с младенчества и до окончания школы. Совместная

работа многих специалистов требует своевременного определения у детей

таких качеств и свойств, которые свидетельствуют о наличии у ребенка особых

обучению и воспитанию таких детей, включая разработку и экспертизу

специально предназначенных для них программ развивающего обучения. В

сотрудничестве с администрацией учебно-воспитательных учреждений

практический психолог решает задачи по оптимизации управления

педагогическим коллективом, улучшению существующей в нем морально-

психологической атмосферы.

Вместе с учителями и воспитателями психолог занимается

комплектованием классов и учебных групп, проводит систематические медико-

психологические и социально-педагогические обследования детей на

протяжении всего детства, участвует в анализе результатов таких

обследований, в проведении установленной законом медико-психологической

экспертизы детей с нарушениями в психическом развитии и аномалиями

поведенческого характера. В сотрудничестве с администрацией учебно-

воспитательных учреждений, учителями и воспитателями практический

психолог оказывает воздействие на ребенка с целью исправления его

поведения, ускорения интеллектуального и морального развития.

Спорные вопросы, которые возникают в работе практического психолога,

в зависимости от их характера решаются компетентной комиссией, состоящей

из независимых профессиональных психологов, или комиссией, включающей в

свой состав специалистов разного профиля. Если речь идет о проблемах,

относящихся к тем перечисленным выше видам работ, которые психолог

выполняет самостоятельно, то такие проблемы, как правило, решаются

специальной комиссией, включающей высококвалифицированных

профессиональных психологов. Такая комиссия может создаваться и

функционировать, например, при одном из вышестоящих научно-методических

центров психологической службы в системе образования. Если дело касается

проблем, связанных с принятием ответственных решений относительно

жизненной судьбы ребенка, то они рассматриваются с обязательным участием

самих детей (если они достаточно взрослые), родителей или заменяющих их

лиц, а также психологов, медиков, дефектологов и педагогов, причем каждый

из членов таких комиссий обладает правом решающего голоса при обсуждении

подобного рода проблем и принятии по ним ответственных решений. Это

означает, что любое из принимаемых решений признается недействительным,

если хотя бы один из членов комиссии с ним не согласен, за исключением

некоторых случаев медико-психологического или судебно-психологического

характера, процедура решений которых строго определена в соответствии с

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на

базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной

сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы,

выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование

которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их

счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом,

ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это

означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в

соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее

применение к нему мер принуждения. В отличие от этого юридический кодекс

опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в

отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в

отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью

практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится

потому, что далеко не все проблемы, с, которыми в жизни сталкивается

практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и

точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме

юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной

социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения

на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике.

Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее

правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого,

преждевременного и потенциально ошибочного решения.

Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются

нормы этического кодекса практического психолога. Это - философия,

религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как

сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные

принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В

философии, например, существует и давно разрабатывается специальный

раздел, который так и называется - «этика». В нем дается научное

определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные

цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе

определенные нравственные принципы, которые для верующих являются

императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура

включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в

обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях

людей. Составляющими социально-психологической человеческой культуры

Вступление. Психологи занимаются разработкой надежного и достоверного научного знания, основанного на исследованиях. Они могут использовать это знание в разных контекстах человеческого поведения. В этой деятельности они выполняют несколько ролей, например, исследователя, преподавателя, диагноста, терапевта, супервизора, консультанта, администратора, человека, вмешивающегося в социальные процессы, и эксперта. В их задачи входит расширение знания о поведении и, где это возможно, применение этого знания для улучшения условий жизни общества и индивида.

Психологи уделяют большое внимание свободе выражения в исследованиях, обучении и публикациях. Психологи прилагают все усилия для развития в обществе компетентных суждений о поведении. Этот Этический Кодекс ставит своей целью создание системы ценностей, которой психологи должны руководствоваться в профессиональной и научной работе.

Данный Кодекс преследует задачи внедрения как общих принципов, так и путей решения большинства проблем, с которыми сталкиваются психологи. Основной задачей этого кодекса является благополучие и защита индивидов и групп с которыми работают психологи. Личной ответственностью каждого психолога является поддержание как можно более высоких стандартов своей работы. Психологи уважают и защищают права человека и общества и не участвуют в любых дискриминационных акциях или действиях.

Развитие динамической системы этических стандартов в психологической работе требует постоянной личной ответственности за этичное поведение в профессиональной деятельности. Этичное поведение предполагает обучение этическим принципам студентов, супервизоров, работодателей и распространение этих принципов среди коллег для решения этических проблем.

Принцип А. Компетентность . Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

Принцип В. Порядочность . Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях я обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений.
Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

Принцип С. Профессиональная и научная ответственность . Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцированно, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов их служб. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие к психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

Принцип D. Уважение к правам человека . Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культуральные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.



Принцип Е. Забота о благополучии других . Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других вовлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь непричинением вреда. Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которую реально дает психология или которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

Принцип F. Социальная ответственность. Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризировать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследования, они заботятся прежде всего о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!