Мцыри в кратком содержании. Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка

Меню статьи:

Написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году романтическая поэма «Мцыри», повествует о мальчике-сироте, взятом в плен и впоследствии ставшим беглым монахом. Основа сюжета взята из кавказской жизни. Мцыри становится воплощением гордого, независимого духа горцев. Его личная трагедия в какой-то мере пересекается с душевным поиском самого автора.

Главные герои

Мцыри – главный и единственный герой поэмы. Угрюмый, одинокий, но в тоже время подверженный сильным внутренним страстям, юноша. С безудержной силой жизни внутри, так и не смогший смириться с вынужденным пребыванием в монастыре и жизнью монаха.
Старый монах – безликий персонаж, о котором известно лишь то, что он спас пленного Мцыри в детском возрасте и стал единственным безмолвным свидетелем его предсмертной исповеди.

Глава первая: живое прошлое.

Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».

Глава вторая: пленный ребёнок.

«Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов».

Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.


Глава третья: без сожаления.

Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.

Глава четвертая: мечта.

И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.

Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»

Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!

Глава шестая: родной Кавказ.

Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.

«Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…»

Глава седьмая: отцовский дом.

Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.


Глава восьмая: он просто жил…

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.»

Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.

Глава девятая: гроза утихла.

Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.

Глава десятая: на краю бездны.

Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.

Глава одиннадцатая: волшебное утро.

Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»

Глава двенадцатая: грузинка.

Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.

Глава тринадцатая: тоска юноши.

Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.


Глава четырнадцатая: судьба.

«Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал».

Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.

Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи.

Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.

Глава шестнадцатая: голос крови.

За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.

Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.

Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка.

Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.

«Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».

Ехавший раз мимо Тифлиса (Тбилиси) русский генерал вёз с собой из гор пленного ребёнка лет шести, который был почти при смерти от трудностей дороги. Этот маленький мальчик проявлял сильный дух и умирал гордо, без жалоб. В стоявшем у слияния Арагвы и Куры монастыре генерал отдал ребёнка одному иноку.

Тот выходил мальчика, который потом рос одиноким и замкнутым, но был окрещён и научился чужому языку. Став юношей, этот послушник (по-грузински, «мцыри») уже готовился принять полный обет монашества, но вдруг исчез из обители. Его нашли лишь через три дня, в степи, раненым и слабым. Было ясно, что смерть его близка. Перед кончиной мцыри поведал некогда спасшему его чернецу историю своей души. (См. Образ Мцыри в поэме Лермонтова .)

Монастырь Джвари. Считается, что Лермонтов упоминает в поэме «Мцыри» именно его

Живя у чужеземцев, почти в плену, он горячо желал вернуться на далёкую родину, в чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы. Лишённый отца и матери, он всю свою короткую жизнь мечтал прижать свою тоскующую грудь к другой родной груди.

В монастырском уединении мцыри вспоминал отцовский дом в горах, гул табунов, шедших по вечерам с пастьбы, смуглых, важных стариков с кинжалами. Он давно мечтал бежать – и отыскать сохранённую в детских грёзах родину.

Когда однажды испуганные монахи попрятались от страшной грозы, ему удалось исполнить план бегства. Выбравшись из обители, мцыри много часов бежал в беззвёздной ночи – и оказался у незнакомого ущелья. Он лежал на его обрыве, слыша лишь вой шакалов, видя лишь скольженье змеи меж камней.

Настало утро, и мцыри увидел вокруг живописные заросли, а сверху – знойную синеву неба. На дне ущелья шумел глухой поток. Он спустился к нему со страшной высоты по скалам, держась за кусты и едва не срываясь. Внизу жадно припал к воде, но вдруг услышал пение молодой грузинки. Держа над головой кувшин, она подошла, не заметив его, стройная, как тополь. Женщина набрала воды и скрылась в одной из двух стоявших поодаль саклей. Вид её возбудил в душе мцыри томительную тоску. Изнурённый, он заснул на земле.

Проснувшись в темноте, он вновь двинулся вдаль, но вскоре зашёл в лес, потерял из виду горы – и сбился с пути. Лес простирался во все стороны, до самого горизонта. Не зная, куда идти, мцыри в отчаянии упал на землю с рыданиями.

Лермонтов. Мцыри. Аудиокнига

Вдруг на поляне рядом с ним мелькнули тень зверя и искры двух светящихся глаз. Это был могучий барс, который играл в траве, догрызая свежую кость. Мцыри схватил рогатый сук и приготовился к битве. Сердце его зажглось жаждой борьбы.

Барс почуял человека, стал беспокойно рыть песок лапой, а потом прыгнул. Но мцыри успел быстрым ударом сука рассечь ему череп. Барс застонал, как человек, и прыгнул опять – из последних сил. В смертельном бою мцыри воткнул сук зверю в горло и дважды повернул там. Сплетясь, как два обнявшихся друга, они повалились на землю. Барс стал изнемогать. Глаза его грозно блеснули – и закрылись навек.

С глубокими следами когтей на груди мцыри едва двинулся дальше. Он вышел из лесу, когда уже занимался день – и увидел перед собой знакомый вид мест рядом с монастырём, откуда он бежал. Весь его трудный побег оказался бесполезным. Раненый, без сил идти дальше, он стоял у ворот своей же тюрьмы и слышал, как в монастыре звонил колокол, как будто ударяя ему железом в грудь.

Его голова закружилась в бреду. Мцыри казалось, что он лежит на дне глубокой реки, что над ним теснятся друг к другу волны и играют стада рыбок. Одна рыбка, с золотой чешуёй и грустными зелёными глазами, ласкалась к нему, а потом запела песню, уговаривая юношу остаться тут, на мягкой постели речного дна.

/ / «Мцыри»

Действие поэмы разворачивается в одном из монастырей древней столицы Грузии - городе Мцхет. В один из дней мимо монастыря проезжал русский генерал, который вез пленного мальчика. Случилось так, что этот ребенок сильно заболел и генерал решил оставить его в монастыре. Один из монахов забрал умирающего ребенка к себе и выходил его. После выздоровления мальчику дали имя Мцыри и он остался жить в монастыре. По натуре Мцыри был замкнутым ребенком, в его глазах читалась грусть по родному краю. Шло время и Мцыри, похоже, свыкся жить среди монахов. Его крестили, он принял чужую веру, ведь другой не знал.

Когда Мцыри исполнилось семнадцать лет, его начали готовить к принятию монашеского обета. В день проведения таинства на город обрушилась страшная гроза. В душе мальчика все перевернулось, и он решает бежать из монастыря. В то время, как другие монахи молились возле алтаря, Мцыри, не боясь ни сверкающих молний, ни диких животных бежит из монастыря. Он решает вернуться к себе на родину. Мцыри знал, что его дом находится на востоке, поэтому и отправился именно в ту сторону.

Позже, обнаружив, что мальчик пропал, монахи бросились на его поиски. Его искали около трех дней, но так и не нашли. Через некоторое время изнеможенное тело Мцыри нашли в окрестностях старого монастыря. Монахи принесли его в монастырь. Мцыри был покрыт глубокими ранами, в которых запеклась кровь. Мальчик отказывался говорить с кем либо. Только старому монаху, который когда-то спас его от смерти он открыл свою душу.

Мцыри долго говорил о своей родине, он вспоминал своего отца в боевой кольчуге, песни своей сестры, говорил о крутых скалах и зеленых равнинах. Оказывается, все это время Мцыри жил словно в тюрьме, не было и дня, чтобы он не думал о возвращении на родину. Именно поэтому он решился на побег во время грозы.

За эти три дня Мцыри чувствовал себя частью природы. Он пытался словить молнию рукой, чувствовал себя змеей, пробираясь между камней. На второй день мальчик проснулся на краю бездны. Он решает спуститься вниз, чтобы утолить жажду в горном ручье. Там он встретил молодую грузинку, которая набирала воду. Красота ее глаз околдовывает Мцыри, и он теряет сознание. Когда он пришел в себя, девушки рядом уже не было. Позже мальчик засыпает и во сне снова видит свою прекрасную незнакомку.

Мцыри просыпается ночью. Ведомый голодом, он решает отыскать дорогу домой. Мцыри бредет густыми лесами и теряет облик гор, что были для него путеводной нитью. На лесной поляне мальчик встречает барса. Мцыри, схватив палку, вступает в неравный бой с диким животным. Ему удается убить не равного соперника, но и сам Мцыри получает тяжелые ранения от острых, как бритва, когтей животного. Мальчик собирает все силы в кулак и снова отправляется в путь. И вот он выходит к аулу. Все кажется ему знакомым и родным, как вдруг Мцыри понимает, что снова вернулся в свою «тюрьму». Мальчик думает, что это все лишь сон, но звон монастырского колокола возвращает его к жизни. И он понимает, что больше ни когда не увидит свою родину. В отчаянье и бреду, Мцыри падает на песок.

Мцыри не чуть не жалеет о своем поступке, его гнетет мысль о том, что умереть ему придется на чужой земле. Он говорит, что если бы была возможность провести несколько дней на родине, он бы обязательно обменял ее на вечность в раю. Его гложет клятва, которую Мцыри дал себе еще в детстве – обязательно вернуться домой.

Понимая, что конец уже близко, Мцыри просит старого монаха похоронить его под акацией в монастырском саду. Именно с того места были видны его родные горы. Мцыри не оставляет мечты попасть домой если не в этой, то следующей жизни.

Поэма "Мцыри" не зря вошла в ряд программных произведений М.Ю. Лермонтова. Она воплотила в себе все принципы романтизма поэта. Поэма "Мцыри", краткое содержание которой мы рассмотрим, стала квинтэссенцией борьбы, гордости и одиночества.

Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича традиционно разделяют на два периода. Первый начинается с 1828 года, продолжается до 1834 года и считается юношеским. Второй, зрелый, период длится с 1835-го по 1841 год. Лермонтов романтик по натуре, его герой всегда противопоставлен окружающему миру, он необычен, с ярко выраженной индивидуальностью. Тема одиночества становится ведущей для поэта. Любовь в стихотворениях всегда несчастна, а друзья не могут проникнуть в сердце лирического героя и понять его.

Впервые в русской литературе Лермонтов прибегнул к использованию символов в своей поэзии. Основой лирического образа становится сравнение чувств героя с явлениями природы. Главные мотивы творчества поэта - воля и свобода, забвение и память, мщение, обман, странствие, изгнание. Давайте рассмотрим краткое содержание «Мцыри» Лермонтова - произведения, в котором присутствуют все эти составляющие. Автор сумел в поэме раскрыть сущность своего творчества и описать типичного лирического героя.

История создания

В 1830 году, во время учебы в пансионе, у М.Ю. Лермонтова возникает замысел написать произведение о монахе, обреченном на томление в монастыре. Тогда же появляются первые наброски поэмы «Исповедь». Именно она станет прототипом «Мцыри», краткое содержание которой мы рассмотрим ниже.

Во время своей службы и одновременно ссылки на Кавказе Михаил Юрьевич проезжает мимо старинного монастыря в Мцхете, который был выстроен над слиянием двух рек: Куры и Арагвы. Именно с описания этого места берет начало поэма «Мцыри». Краткое содержание произведения не может обойти стороной столь значимый момент повествования.

Главный герой

Главный герой поэмы - Мцыри, пленный чеченец, которого отдали в монастырь еще мальчиком. Он свободолюбив и видит смысл жизни в борьбе. Именно борьба за возможность вернуться на родину стала для него основным жизненным стремлением. И монастырь не смирил нрав Мцыри, более того, годы в неволе еще больше распалили стремление к свободе. Юношу гложет одно желание - познать мир, существующий за стенами его тюрьмы: «Я мало жил, и жил в плену./ Таких две жизни за одну,/ Но только полную тревог,/ Я променял бы, если б мог». Именно с этого момента можно было бы начать описывать краткое содержание «Мцыри». Лермонтов с присущим ему мастерством изобразил метущуюся одинокую и свободную душу, которая смело готова броситься навстречу опасностям.

«Мцыри». Краткое содержание

Повествование начинается с описания дней минувших, когда монастырь на месте слияния двух рек был еще обитаем.

Оказавшись в монастыре, главный герой дичился окружающих и тосковал по родине, но постепенно привык к новой жизни, выучил язык и был уже готов стать монахом. Но накануне принятия обета пропал. Его искали три дня и нашли изможденным в степи. Сил в нем почти не осталось и он постепенно начал увядать. На пороге смерти молчавший до этого юноша решает исповедаться и рассказать, что же с ним случилось за эти дни.

Невероятной печалью и трагизмом пронизана вся поэма «Мцыри». Краткое содержание по главам раскрывает стремление и желание человека обрести свободу, которую жестокий мир отнял. Юноша попытался вернуть себе волю и родину, поэтому бежал из монастыря. Оказавшись в неведомом доселе мире, он увидел поля, холмы, скалы, реки и седой Кавказ. И юноше вспомнилась его родина - аул, неудержимые несущиеся табуны, колыбельная над его постелью.

Мцыри застегает буря, но вызывает лишь радость в сердце. Затем его ждала встреча с молодой грузинкой, спустившейся к реке за водой. Ее образ преследовал юношу даже во сне. Но память о клятве вернуться на родину заставляла его двигаться дальше. Не зная дороги, юноша быстро сбился с пути. Это привело его в отчаяние, в попытках найти дорогу он залез на дерево и тут увидел барса. Грозный зверь напал, но герою удалось победить его.

Из последних сил юноша продолжил путь. И вот он выбрался из леса, но тут услышал гул, который означал близость монастыря. Мцыри вернулся обратно. Он лишился сил и лежал в забытьи. Здесь его и нашли монахи.

Недолго осталось жить Мцыри. Краткое содержание поэмы подходит к концу. Юноша прощается с жизнью и просит перенести свое тело в сад, где можно увидеть горы Кавказа.

Вывод

Поэма «Мцыри» наделена всеми чертами романтизма. Ее герой стал воплощением идеального борца, человека, который готов даже умереть ради своей цели. Несомненно, для Лермонтова Мцыри - воплощение свободы, жизненной стойкости и стремления к воле, несмотря ни на что.

Краткое содержание Мцыри

Когда-то на месте слияния рек Кура и Арагва стоял монастырь (Обнявшись, будто две сестры,/ Струи Арагвы и Куры). Теперь там можно найти только развалины и больше не слышно пения иноков, нет благовонного дыма кадильниц. Один только седой старец ходит между могильных плит и сметает с них пыль. Однажды мимо монастыря проезжал один русский генерал, ехавший из гор в сторону Тифлиса. С ним ехал пленный мальчик лет шести. В дороге мальчик заболел и отказывался от пищи (Без жалоб он,/ Томился, даже слабый стон/ Из детских губ не вылетал). Его пожалел один монах и приютил в монастыре.

Мцхетские монахи вылечили его, окрестили и воспитывали в праведном духе. Сначала мальчик был нелюдим, убегал ото всех, бродил одиноко и все смотрел на восток. Вскоре он привык к монастырскому заточению, позабыв родной язык, стал свободно изъясняться по-грузински. Казалось бы, упорный и бескорыстный труд монахов не пропал даром (Уже хотел во цвете лет/ Изречь монашеский обет). Но в канун торжественного дня Мцыри исчез. Он незаметно выскользнул из крепости монастыря именно тогда, когда снаружи бушевала гроза. Его искали всей монастырской ратью три дня к ряду, но все напрасно.

Через некоторое время его все же нашли в окрестностях Мцхета какие-то чужие люди. Юноша лежал на выжженной зноем голой земле, страшно бледен, худ и изранен. В нем опознали монастырского служку и привели в обитель. Придя в себя, он отказался от пищи и расспросов. Он выглядел изнуренным, как после длительной болезни. Догадавшись, что его «конец» близок, монахи позвали того самого старца, который когда-то выходил и окрестил Мцыри. Он был очень привязан к мальчику. Узнав, что Мцыри на роду написано умереть молодым, старец хотел, чтобы тот исполнил свой христианский долг и исповедался.

Как оказалось, юноша вовсе не раскаивался в своем поступке, а наоборот, гордился им. Потому что на воле он понял, что мог жить как все его предки, в согласии с дикой природой. В своей исповеди Мцыри спросил старика, зачем тот спас его. Ведь он не хотел расти в этом монастыре, вдали от родины. Он не хотел расти без детских игр, без матери и без отца. Все это терзало ему душу, и он поклялся хоть когда-нибудь побывать на родине. Увы, его мечтам не суждено было сбыться, он умирал на чужбине рабом и сиротой.

На волю он бежал не за разгульной жизнью, к которой был равнодушен, а затем, чтобы глотнуть хоть каплю свободы. Там ему открылись пышные поля, холмы и скалы, бурлящие потоки и седой Кавказ. Он вспомнил отчий дом, родной язык, родной аул, вспомнил отца, сестёр и братьев. Зная, что его предки были зоркими, как орлы, сильными, как горные барсы и мудрыми, как змеи, Мцыри не побоялся вступить в схватку с царственным зверем. Победив в этой схватке, он доказал себе, что мог бы быть достойным сыном своих предков.

Перед смертью его тяготило лишь одно – клятвопреступление. Ведь он еще отроком поклялся, что найдет тропу в родные края. Когда он сбежал из монастыря, ему казалось, что он на правильно пути. Он бежал, мчался, полз, карабкался на восток. И день, и ночь, двигаясь на восток от Мцхета, он опять же вернулся туда, откуда начал свой побег. И Мцыри понял, что он сделал круг и вернулся снова с монастырь (И страшно было мне, понять/ Не мог я долго, что опять/ Вернулся я к тюрьме моей).

По его мнению, это неслучайно. Мцыри считает, что за годы, проведенные стенах монастыря, он стал не только физически слаб, но и потерял в душе путеводный луч. Он знал, что каждый горец от рождения обладал безошибочным чутьем «своей» тропы. А цивилизация соорудила в его душе «внутреннюю тюрьму», из которой он уже не смог вырваться. Именно это угнетало его душу, гораздо больше рваных ран на груди, нанесенных диким барсом. Именно это убило в юноше инстинкт жизни. Он рожден был свободным, но умирал смиренно, как раб. Никого в этом не винил, кроме себя (Да! Заслужил я жребий свой!/ Могучий конь в степи чужой). Последняя просьбы Мцыри к своим «тюремщикам» была похоронить его в углу, откуда виден был Кавказ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!