«Мена». Русская народная сказка

Конспект урока

Учител ь: Граброва Наталья Васильевна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка»

Предмет : литературное чтение

Класс: 2

УМК : «Гармония»

Учебник: О.В. Кубасова. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 3 ч. – Ч.3- Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012г.

Тема: Русская народная сказка «Мена»

Цель: создать условия для осознанного определения обучающимися главной мысли сказки – не в деньгах счастье - через анализ произведения, и научиться читать сказку выразительно по ролям

Личностные УУД: формирование интереса к чтению, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД: определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные УУД: прочитать текст и понять его фактическое содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами, иллюстрации старика и старухи

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I . Мобилизующее начало.

Начнем урок.

Посмотрите на экран.

Проверяют готовность к уроку

II . Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

Кого видите? (слайд 2)

Что объединяет героев?

Какое произведение читали дома?

О чём оно?

Анализируют рисунки, находят общее.

Э. Мошковская «Жадина»

О жадности.

2.Чтение стихотворения строфами.

Читают, слушают, оценивают чтение одноклассников.

III . Постановка целей.

1.Проблемный диалог .

Чему учит эта история?

Встречались ли в жизни с такими ситуациями?

Как вы себя при этом чувствовали?

Считаете ли вы себя жадиной? Почему?

В каких случаях нельзя быть жадиной?

А, например, вас просят дать списать домашнюю работу, в этом случае вы – жадина?

Как можно поступить, чтобы и своё не потерять, и не оказаться жадиной?

В чём суть обмена?

Кто из вас хоть раз совершал обмен?

Что на что вы меняли?

Виолетта, давай поменяемся: я тебе ручку, а ты мне - телефон? Согласна?

Т.е. главное условие обмена -…? (должен быть равнозначным)

Прочтите название сказки, что оно означает? (Приложение 1)

Подберите родственные слова к слову мена.

Какие задачи поставим перед собой на урок? (прочитать сказку, извлечь из сказки урок) (Приложение 2)

Отвечают на вопросы. Приводят примеры.

Можно поменяться.

Ты даёшь, тебе дают.

Высказывают предположения, аргументируют ответ.

Обмен, менять, обменивать, меняла, разменивать, меняльщик, заменить, выменять, обменщик, променять, заменять и т.д.

Формулируют совместно с учителем цель урока.

IV . Первичное чтение.

1.Чтение учителем. (До момента, когда мужик нашел кусок золота)

Что бы сделали вы, если бы у вас оказался кусок золота размером с конскую голову?

Как вы думаете, как встретила старика старушка?

Высказывают предположения.

2. Чтение подготовленными уч-ся.

Читают диалоги сказки.

3.Чтение цепочкой.

Дочитывают сказку до конца.

4.Словарная работа.

Какие незнакомые слова вам встретились? (мужик-серячок (слайд 3) , купец ( слайд 4 ), барышник (слайд 5) , овчар (слайд 6), коробейник (слайд 7), плетень (слайд 8)

Воспринимают информацию, читают значения незнакомых слов в сносках.

V . Анализ текста.

1. Первичное восприятие.

Какие чувства вызвала у вас сказка: вам стало смешно? Вам стало жаль старика?

Характеризуют свои чувства, выражают своё отношение к персонажу сказки.

2. Работа в группах.

Ответьте на вопросы. (Приложение 3)

1.Кто герой сказки?

2. Почему сказка называется «Мена»?

4. Почему старик остался ни с чем?

6. Почему старик и старуха живут счастливо?

(слайд 9)

Проверка: 6 групп в классе - каждая группа защищает ответ на один вопрос. Остальные соглашаются или спорят.

Работают в группах.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и доказывают свою точку зрения.

3.Физминутка.

Улыбнулись, потянулись, присели, встали, покружились, наклонились вправо, влево, за парты тихо сели.

Выполняют движения вместе с учителем.

4. Беседа.

Это сказка, а что в ней сказочного?

Могла ли такая история произойти на самом деле?

Как вы думаете, как можно охарактеризовать старика: он глупый, добрый, наивный, простодушный?

А можно ли сказать, что он счастливый?

Что на самом деле потерял старик? (Ничего, у него есть старуха, которой он необходим и без денег, в этом его счастье). (Приложение 4)

Чему учит эта сказка?

Кусок золота с конскую голову.

Высказывают и доказывают свою точку зрения.

Счастье не в деньгах.

VI . Повторное чтение.

1. Чтение по ролям в парах.

- Выберите любой отрывок из сказки, прочитайте его по ролям с соседом по парте.

Читают в парах.

2*. Выборочное чтение.

Прочтите отрывки из сказки, подходящие к иллюстрациям. (слайд 10, 11)

Читают отрывки сказки, соответствующие иллюстрациям.

VII . Итог урока. Оценивание.

Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока: прочитать сказку, извлечь из неё урок для себя.

С первой задачей справились?

Какой урок извлекли из сказки?

Не в деньгах счастье, а человеческой доброте, преданности друг другу, любви.

Обобщают, делают выводы. Оценивают свою работу.

VII . Задание на дом.

Записывают в дневник.

Приложение 1

Мена

Приложение 2

Извлечь урок

Вопросы:

1.Кто герой сказки?

3.Как у старика оказался такой большой кусок золота?

5.За что старуха поругала старика?

Приложение 3

Вопросы:

1.Кто герой сказки?

2.Почему сказка называется «Мена»?

3.Как у старика оказался такой большой кусок золота?

4.Почему старик остался ни с чем?

5.За что старуха поругала старика?

6.Почему старик и старуха живут счастливо?

Приложение 4

В русской народной сказке «Мена» речь об обменах разных идёт. И каждый, кто что-то меняет, боится продешевить, опасается промахнуться. Можно ли телегу на козу сменять, выгодно ли? Или, скажем, козу на кошелёк, насколько удачно? А можно ли с помощью этих обменов разбогатеть, да жить припеваючи? Сказка об этом не умалчивает, а мы её читать будем внимательно…

«Мена»
Русская народная сказка

Жил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было. Куда ни соберутся ехать - бежит мужик по деревне искать телеги, и уж худо-худо разов по пяти брал он телегу у каждого хозяина! До того дошло дело, что перестали давать ему; куда ни сунется, всякий срамит его: «Какой ты мужик! Пару волов имеешь, а телеги не справишь!» Соберется мужик в дорогу, а ехать не на чем; посуетится-посуетится да так дома и останется. «Послушай, муженек, - сказывает жена, - поведи волов на ярмарку, продай, да за эти деньги купи телегу; пускай у нас своя будет! Тогда и к нам станут ходить люди да просить телеги, а мы никому не дадим!»
Мужик послушал жену, встал поутру рано, взял пару волов и повел в город. Стал приближаться к городу, глядь - везет старик на ярмарку новые телеги; подбежал к нему: «Здорово, земляк! Продаешь телеги?» - «Продаю». - «Знаешь ли, что я тебе скажу?» - «Как скажешь, так и буду знать». - «А вот что; сделай милость, дай мне телегу, а себе возьми пару волов».

Старик видит, что мена-то выгодная: пара волов худо стоит полтораста рублев, а телега всего-навсего двадцать, и говорит: «Изволь, брат! Выбирай любую».

Мужик выбрал себе самую большую телегу и отдал за нее пару волов. Старик радехонек, поскорей в город; на уме одно держит: как бы этот дурак не одумался да не отобрал назад своих волов. А мужик стоит на дороге да думает: «Слава богу, теперь есть телега! Только как ее домой дотащить? Ведь волов нету, приходится на себе везти». Взял веревку, привязал к телеге и давай тащить; тащил-тащил, с полверсты сделал, а устал как собака: пот так и льет с лица, а рубаху хоть выжми! Остановился, сел отдохнуть и призадумался: до двора далеко, верст с пятнадцать будет! Как теперь с телегой быть?

Увидал пастуха - гонит две козы на ярмарку, и закричал ему: «Здорово, земляк! Куда коз гонишь?» - «В город продавать», - «Чем продавать, променяй-ка лучше мне одну козу вот на эту телегу; вишь, совсем новая!» Пастух усмехнулся: «Как бы, брат, не промахнуться? А то маху дашь, после не поправишься; да, пожалуй, куда кривая не вывезет! Выбирай себе любую». Мужик отдал телегу, взял козу и повел ее домой.

Шел-шел, версты две отхватил, и встречается ему разносчик: на спине коробка, за поясом целая связка кошельков прицеплена. Засмотрелся мужик на те кошельки, крепко понравились: «Послушай, земляк! Куда несешь кошельки?» - «В город продавать». - «Променяй мне один на козу». - «Изволь, брат!» Взял мужик кошелек, положил за голенище и пошел домой. Шел, шел; на пути речка; сел на перевоз и перебрался на другую сторону. Стали перевозчики спрашивать деньги, а у него нет ни гроша, и заплатить нечем. «Тащите, братцы, армяк с плеч, коли денег нет!» - говорят перевозчики. «Постойте, армяк самому надобен; а есть у меня кошелек новый, возьмите его за работу». Вынул кошелек и отдал; перевозчики отпустили его.

Поплелся мужик домой. «Вот, - думает, - ни за́ что, ни про́ что загубил пару волов!» Смотрит: сидят на дороге чумаки да варят кашицу. «Здравствуйте, земляки!» - «Здравствуй, добрый человек!» - «Хлеб-соль вашей милости!» - «Спасибо». - «Славная у вас кашица! Пустите, братцы, похлебать маленько; крепко есть хочется». - «Да ты откудова?» - спрашивает атаман. «А я, дяденька, ходил на ярмарку, пару волов водил продавать». - «Ишь какой! Пару волов продал, а попрошайничаешь…» - «Эх, дяденька, - отвечал мужик, - когда бы ты знал да ведал мое горе!» - «Какое?» - «А вот послушайте!» - и рассказал все, как было.

Атаман засмеялся и говорит мужику: «Ну, брат, теперь ты к своей хозяйке лучше и не показывайся; а то беда будет». - «Нет, дяденька, ничего не будет; даже слова худого не скажет!» - «Врешь, мужик! Если за это да не обругает тебя хозяйка, так вот двенадцать фур с солью - все отдам тебе и с волами!» - «Хорошо, атаман!» - «Ну, а если обругает?» - «В вечную кабалу к тебе пойду!»

Заложились и пошли в деревню. Добрались до двора; атаман стал в сенях и слушает, а мужик вошел в избу: «Здравствуй, жена!» - «Здравствуй, муженек! Что ж, променял волов?» - «Променял». - «Где же телега?» - «За козу отдал». - «А коза где?» - «За кошелек пошла». - «А кошелек где?» - «За перевоз взяли». - «Ну, слава богу, что сам-то назад воротился! Раздевайся скорей да садись за стол, пообедай; чай, давно проголодался? О волах не кручинься; нет волов - и заботы у нас не будет!» Мужик сел за стол и кричит: «Эй, атаман! Ступай в хату; ну что - слышал? Правда моя!» - «Правда, земляк, - сказал атаман, вздохнувши, - бог с тобой, забирай все двенадцать фур - и с солью и с волами». Вот так-то и разбогател мужик и стал себе жить-поживать да добра наживать.

Вопросы сказке «Мена»

Какого транспортного средства, необходимого в деревне, не было у мужика?

Сколько и каких животных отдал за телегу мужик?

Сколько кошельков приобрел мужик, отдав взамен козу?

Мудрая ли жена оказалась у мужика?

Каким стал мужик в конце сказки: бедным или богатым?

Фрагмент урока литературного чтения, проведённого во 2 классе А, учителем начальных классов, Зубаревой Ириной Викторовной

Тема:
К. Д. Ушинский Мена»
Цель:
создать условия для осознанного определения учащимися главной мысли сказки – не нужен клад, коли в семье лад – через анализ художественного произведения
Задачи:
Образовательные: формировать умение выстраивать события по порядку; пересказывать фрагменты с использованием слов из текста; определить основную мысль; создать условия для развития внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора; содействовать формированию умения обосновывать сделанный вывод. Развивающие: развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения. Воспитывающие: воспитывать положительные качества характера на примере героев сказки; воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство уважения к альтернативному мнению, любовь к чтению.
Планируемые результаты образования:
Предметные УУД: формировать умение выстраивать события по порядку; пересказывать фрагменты с использованием слов из текста; определить основную мысль произведения; выявить отношение автора к героям, способы его выражения; объяснить поведение героев; определить своё отношение к персонажам, обосновывать его. Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательно относится к собственным переживаниям, вызванным восприятием собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выражать свои эмоции, сопереживание; оценивать собственную учебную деятельность и выражать положительное отношение к процессу познания; мотивировать свои действия.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, определять цель и план выполнения заданий, прогнозировать развитие событий, понимать цель и смысл выполняемых заданий; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. Познавательные УУД: прочитать текст и понять его фактическое содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами, толковый словарь, иллюстрации к сказке
,
тест

Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся
I. Организационный момент
Добрый день всем! Сегодня на уроке литературного чтения у нас присутствуют гости. Поприветствуем их стоя. Улыбнитесь друг другу, гостям, улыбка располагает к приятному общению.
Слайд 1

II. Введение в тему

Проблемный диалог
. - Ребята, кто из вас хоть раз совершал обмен? -Какие предметы вы меняли? - Никита, давай поменяемся: я тебе ручку, а ты мне - телефон? Согласен? -В чём суть обмена? Какое главное условие обмена -…? (должен быть равнозначным) Из нашей беседы вы можете предположить как будет называться сказка, над которой мы будем работать на уроке? - Сегодня на уроке мы поработаем над авторской сказкой, которая называется… родственным словом к слову «обмен» - «Мена». - Прочтите фамилию, имя, отчество автора сказки. (Чтение с доски) Константин Дмитриевич Ушинский «Мена»
Слайд 2

Ш. Постановка учебной задачи

Проблемный вопрос

Чему учит сказка?
- Зачем люди читают сказки? (чтобы учиться на ошибках других людей, научиться чему - то) -Какие задачи поставим перед собой на урок? (прочитать сказку, извлечь из сказки урок, назвать главных героев, узнать какие поступки они совершали, чему учит сказка). Прочитать... назвать главных героев узнать какие поступки они совершали извлечь из сказки урок
Проблемный вопрос:

чему учит сказка?

Слайд 3

IV. Словарная работа (Работа в группах)
Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе. (Чтение на слайде) Помощником в работе будет учебник литературного чтения. Откройте его на стр. 130. К. Д. Ушинский жил более 100 лет назад. В сказке встретятся слова, которые в настоящее время не употребляются или мы их слышим очень редко. Поэтому цель словарной работы: узнать значение незнакомых слов. Поработаем над их значением.
Слайд 4

Барышник –
торговец лошадьми.
Слайд 5

Коробейник
- мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею (булавки, пуговицы, ленты, перчатки), ткани,

Задание 1 группы

Задание 2 группы

Задание 3 группы

Задание 4 группы

Задание 5 группы
Узнайте у взрослых значение слова, предложенного вашей группе Мужичок – серячок Купец - раскрывает значение слова учитель Проверка результатов. Подводим итоги.Все справились с заданием? Молодцы! книги.
Слайд 6

Овчар
– овечий пастух.
Слайд 7

Плетень -
плетёный забор из прутьев и веток.
Слайд 8

Мужичок-серячок
– обычный, ничем не примечательный человек.
Слайд 9

Купец -
человек, занятый торговлей
.

Слайд 10

V. Чтение сказки
Мы сейчас начнём читать сказку. - Зачем нам нужно знать содержание сказки? - Внимательно слушайте сказку, чтобы определить главных героев. 1.Чтение учителем. (1 абзац - остановка) Продолжение чтения учащимися -Предположите, что будет дальше? -Как вы думаете, как встретила старика старушка? Высказывают предположения. 2.Чтение учащимися. Дочитывают сказку до конца.
Слайд 11

V1. Анализ текста

1. Первичное восприятие.
- Назовите главных героев. - Могла ли такая история произойти на самом деле?
2. Работа в группах.
У каждой группы лист оценивания.
Проверка: Слайд 12

Учитывать вы будете работу группы: активность, правильность ответов, сотрудничество с одноклассниками по предложенному алгоритму. (!, +, ?)
Задание 1 группы
Почему сказка называется «Мена»? Что обменивал старик? Найдите ответ в сказке. Восстановите порядок обмена предметов в сказке
Оценивание:
! - ответили на вопрос, нашли ответ в сказке, восстановили последовательность событий + - ответили на вопрос, нашли ответ в сказке, восстановили последовательность событий, но обращались за помощью, или допустили неточности в ответе? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 2 группы
Ответьте на вопросы. - Кто главный герой сказки? Выберите качества, которыми можно охарактеризовать старика из храбрый жадный хитрый добрый
старик

Слайд 13
скромный
сказки
Старик:
храбрый, жадный, хитрый, добрый, скромный, упрямый, простодушный -Можно ли сказать, что он счастливый?
Оценивание:
! - ответили на вопросы, выбрали качества характера + - ответили на вопросы, выбрали качества характера, но допустили неточности? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 3 группы
Как у старика оказался такой большой кусок золота? Найдите ответ в сказке. Прочитайте по цепочке.
Оценивание:
! - ответили на вопрос, прочитали по цепочке без ошибок + - ответили на вопросы, читали по цепочке, но допустили неточности? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 4 группы

Оценивание:
! - ответили на вопросы, нашли ответ в сказке + - ответили на вопросы, нашли ответ в сказке, но допустили неточности? – испытывали затруднения при выполнении задания упрямый простодушный
Слайд 14

Слайд 15

Задание 5 группы
Прочитайте пословицы. Выберите ту, которая выражает яснее главную мысль сказки. 1. На чужом горе своего счастья не построить 2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3. Не нужен клад, коли в семье лад. 4. Не в деньгах счастье.
Оценивание:
! - Если выбрали 2 пословицы + - Если выбрали 1 пословицу? - Ошиблись
Слайд 16

Физминутка (на 15 минуте урока)
Улыбнулись, потянулись, покружились, наклонились вправо, влево, встали, присели, и за парты тихо сели.
VI. Итог урока.

Тест.

Оценивание.
-Какое произведение сегодня изучали? (авторская сказка «Мена») Нашли мы ответ на поставленный вопрос? Чему учит сказка К. Д. Ушинского? Не в деньгах счастье, а человеческой доброте, преданности друг другу, уважении, любви. Выполните тест, который лежит на ваших столах. Обведите буквы - ответы Выпишите буквы – ответы в строчку. Что у вас получилось? Прочитайте это слово. Какие получили результаты? Обобщают, делают выводы. Оценивают свою работу.
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Приложение 1. Словарная работа.
Задание 1 группы
Найдите в словаре значение слова «Барышник».
Задание 2 группы
Найдите в словаре значение слова «Коробейник».
Задание 3 группы
Найдите в словаре значение слова «Овчар».
Задание 4 группы
Найдите в словаре значение слова «Плетень».
Задание 5 группы
Узнайте у взрослых значение слова, предложенного вашей группе Мужичок – серячок
Приложение 2
Задание 1 группы
Почему сказка называется «Мена»? Что обменивал старик? Найдите ответ в сказке. Восстановите порядок обмена предметов в сказке
Оценивание:
! - ответили на вопрос, нашли ответ в сказке, восстановили последовательность событий + - ответили на вопрос, нашли ответ в сказке, восстановили последовательность событий, но обращались за помощью, или допустили неточности в ответе? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 2 группы
Ответьте на вопросы. - Кто главный герой сказки? Выберите качества, которыми можно охарактеризовать старика из сказки
Старик:
храбрый, жадный, хитрый, добрый, скромный, упрямый, простодушный -Можно ли сказать, что он счастливый?
Оценивание:
! - ответили на вопросы, выбрали качества характера + - ответили на вопросы, выбрали качества характера, но допустили неточности
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 3 группы
Как у старика оказался такой большой кусок золота? Найдите ответ в сказке. Прочитайте по цепочке.
Оценивание:
! - ответили на вопрос, прочитали по цепочке без ошибок + - ответили на вопросы, читали по цепочке, но допустили неточности? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 4 группы
Почему старик остался ни с чем? Объясните своими словами. Определите главную мысль сказки.
Оценивание:
! - ответили на вопросы, нашли ответ в сказке + - ответили на вопросы, нашли ответ в сказке, но допустили неточности? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 5 группы
Прочитайте пословицы. Выберите ту, которая выражает яснее главную мысль сказки. 1. На чужом горе своего счастья не построить 2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3. Не нужен клад, коли в семье лад. 4. Не в деньгах счастье.
Оценивание:
! - Если выбрали 2 пословицы + - Если выбрали 1 пословицу? - Ошиблись Приложение 3
тест 1.Авторскими называют сказки, которые написал: Б. Народ Л. Автор О. Русский народ 2.Сказку «Мена» написал: Ю. А. К. Ушинский Б. Л. Н. Толстой В. Н. И. Сладков 3.Кого спас старик: А. Пастуха В. Свинопаса Б. Богатого купца 4.Найди правильную последовательность обмена: О. Золото, конь, вол, баран, поросёнок, игла Б. Конь, золото, вол, поросёнок, баран, игла В. Золото, вол, конь, поросёнок, игла, баран 5.Как относилась старуха к старику: А. Ненавидела В. Любила Б. Презирала 6.Чему учит эта сказка: А. Жадности Б. Трусости Ь. Любви и уважению Проверка 1. л 2. ю 3. б 4. о 5. в 6. ь Приложение 4


Жил старик со старухой.Нашёл как-то старик грош,а у старухи не было иголки и отправила она его в город,чтобы он купил на этот грош иголку.По дороге старик потерял деньги.

Купался богатый купец в реке, попал на глубокое место и стал тонуть,а мужик мимо шёл, услыхал крик, кинулся и купца из воды вытащил. Купец не знает, как старика благодарить: позвал к себе в город, угостил хорошенько и подарил ему кусок золота величиной с конскую голову.

Взял мужик золото, пошёл домой. Идёт он по широкой дороге, а навстречу ему табунщик – целый табун лошадей гонит.

Что ж тебе богатый купец дал?

На что тебе это золото? Променяй его мне на любого коня.

Отдал старик табунщику золото, выбрал коня и поехал домой. Едет он лугом, а на лугу пастух коров пасёт.


Здравствуй, мужичок. Где ты был?

В городе был. У богатого купца гостил.

Кусок золота с конскую голову.

А где же у тебя это золото?

Променял на коня.

Променяй мне коня на корову.

Отдал старик коня пастуху, выбрал себе корову, привязал его за рога и пошёл дальше. Идёт полем, а на поле пастух овец пасёт. Пастух и спрашивает.

Где ты мужичок был?

В городе был. У богатого купца гостил.

Что ж тебе богатый купец подарил?

Кусок золота с конскую голову.

А где же у тебя это золото?

Променял на коня.

А где же у тебя конь?

Променял на корову.

Поменяй мне корову на барана.

Мужик спорить не стал. Корову отдал, выбрал барана и повёл его за рога. Идёт он дальше, видит – свиней пасут. Говорит ему пастух.

Здравствуй, мужичок. Где ты был?

В городе был. У богатого купца гостил.

Что ж тебе купец подарил?

Кусок золота с конскую голову.

А где же у тебя это золото?

Променял на коня.

А где же у тебя конь?

Променял на корову.

А где корова?

Променял на барана.

Променяй мне барана на поросёночка.

Мужик барана отдал. Поросёночка взял, хворостинкой перед собой погнал. Идёт он мимо пруда. Пасут там стадо курей. Пастухи его и спрашивают.

Здравствуй, мужичок. Где ты был?

В городе был. У богатого купца гостил.

Что ж тебе купец подарил?

Кусок золота с конскую голову.

А где же у тебя это золото?

Променял на коня.

А где же у тебя конь?

Променял на корову.

А где корова?

Променял на барана.

А где же баран?

Променял на поросёночка.

Променяй нам поросёночка на курицу.

Отдал мужик пастухам поросёнка. Взял курицу. Несёт он курицу, а на встречу ему торгаш с коробом.

Здравствуй, мужичок. Где ты был?

В городе был. У богатого купца гостил.

Что ж тебе купец подарил?

Кусок золота с конскую голову.

А где же у тебя это золото?

Променял на коня.

А где же у тебя конь?

Променял на корову.

А где корова?

Променял на барана.

А где же баран?

Променял на поросёнка.

А поросёнок где?

Променял на курицу.

Променяй мне курицу на иголку.

Отдал мужик курицу. Взял иголку. Подошёл он к избе. Стал через плетень перелезать, да и потерял иголку. Вошёл он в избу, старуха его и спрашивает.

-
Где ты старик был?

В городе был. У богатого купца гостил.

Что ж тебе купец подарил?

Кусок золота с конскую голову.

А где золото?

Променял на коня.

А где же у тебя конь?

Променял на корову.

А где корова?

Променял на барана.

А где баран?

Променял на поросёнка.

А где поросёнок?

Променял на курицу.

А курица где?

Променял на иголку.

А иголка где?

Да вот через плетень перелезал и потерял её.

Схватила старуха помело, стала старика бить да приговаривать.

Не меняйся старый дурень бестолку, не меняйся бестолку.


Тема: Основная мысль произведения.

В.Сухомлинский «Вьюга», Ю.Ермолаев «Проговорился».

Цель: донести до детей основную мысль произведений.

Задачи:


  • способствовать формированию у детей правильной читательской деятельности;

  • развивать творческий потенциал учащихся, эмоциональную сферу;

  • совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, расширять словарный запас учащихся;

  • обучать ориентировке в мире нравственных ценностей, анализируя художественные произведения;

  • воспитывать интерес к чтению.
Оборудование : учебник литературного чтения для 2 класса авт. О.В. Кубасовой, презентация «ПРОГОВОРИЛСЯ», фонограммы «Вьюга», мелодия песенки «По секрету всему свету» (для проведения физминутки), фотография В.А. Сухомлинского, словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

1. Оргмомент.

Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторим изученное ранее, порадуемся своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.

2. Начнем урок с игры “Привет, сосед!”.

Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

3. Проверка домашнего задания. Русская народная сказка «Мена».

1. (Дети несколько раз меняющимися составами исполнителей разыгрывают сценки по русской народной сказке «Мена». Важно обратить внимание на передачу характеров основных персонажей. Старика нужно сыграть доверчивым, добрым, вежливым (благодарил каждого), доброжелательным. Старуху – доброй, приветливой, заботливой.

Ролевая игра. Действующие лица:

барышник (торговец лошадьми)

пастух волов

свинопас

коробейник

Исп. элементы костюмов персонажей сказки, картинки с изображением животных, иглы).

– Что говорит о доброте этих персонажей?

– Верите ли вы тому, что старичок со старушкой счастливы?

– Почему они счастливы? (Они добры, не жадные, хорошо относятся друг к другу, потому и живут в покое, согласии.)

Чему учит эта сказка? (Счастье не в богатстве. «НЕ НУЖЕН КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД».)

4. ЗНАКОМСТВО с материалом урока.

Долгожданная радостная весна бурно ворвалась в нашу жизнь. А совсем недавно лежали сугробы, мели метели, даже на каникулах ещё стояла зимняя погода: выпал снег, выл ветер.

1.(Звучит запись фонограммы «вьюга», учитель читает стихотворение.)

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где была ты ночью, ну-ка?
- Я по всем дворам крутила,
Я деревьям шубы шила,
Разодела их в меха.
И мороз им – чепуха!
- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Что творила ночью, ну-ка?
- Вдоль по улицам бродила,
Все заборы побелила.
Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где ты днем кружила, ну-ка?
- Шапки днем с людей срывала,
Снег за воротник бросала…
Чтоб вокруг красиво стало,
Небо я с землей смешала!
- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга
Вечерком где будешь, ну-ка?
- Что за вечер накружу,
Завтра утром расскажу.

Что вы помните об этом замечательном писателе и педагоге?

ВАСИЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ

В. Сухомлинский сочинял для детей притчи. Притчами называются похожие на басни небольшие рассказы или сказки.

Притчу от басни отличает то, что басня содержит открытое поучение – мораль, а притча – завуалированное, ненавязчивое.

Читая притчу, человек знакомится с определенными событиями, из которых он сам делает выводы, постигая смысл притчи.

В этом притча напоминает загадку. Однако смысл притч сложнее и значительнее, чем в загадках и даже в баснях.

3. Знакомство с текстом проводится в форме чтения про себя.

4. Обсуждение прочитанного.

Что вы можете сказать о прочитанном? Какие впечатления, мысли у вас возникли?

5. Повторное чтение и работа с текстом.

(Грозно шумели деревья, вьюга выла, свистела.)

-Как бы вы повели себя во время сильной вьюги?

Что чувствовали Толя и Саша до тех пор, пока не увидели друг друга? (Они боялись идти в школу из-за вьюги.)

Почему исчез их испуг?

(Они встретились, взялись за руки, и им стало не страшно.)

-Что помогло мальчикам победить страх перед вьюгой?

(Ответы детей)

-Подходит ли к рассказу пословица “Робкого и тень страшит”. (Нет, вьюга очень опасна)

-А эта пословица?

ТЫ, ВЬЮГА, ЗЛИСЬ, А МЫ ДРУГ ДРУГА ДЕРЖИСЬ.(Ответы детей)

Какова главная мысль рассказа? (Когда люди вместе – им не страшны непогода, трудности.)

Она направлена на обучение выборочному чтению, а также на формирование умения делить текст на части и озаглавливать его.

Это основные действия при составлении плана прочитанного.

Выполняя первое задание, учащиеся читают два последних абзаца.

Согласно второму заданию они озаглавливают эту часть рассказа, к примеру, так: «Вместе – не страшно», «Нам не страшна вьюга». Учитель записывает заголовок на доске.

При пересказе начала произведения детям важно не выйти из границ первого эпизода, который состоит из трех первых абзацев. Озаглавливая первую часть рассказа, учащиеся предлагают, например, такие заголовки, как «Мальчики испуганы вьюгой», «Толя и Саша боятся вьюги». Один из них записываю на доске, спросив у детей, где лучше его расположить – сверху или снизу от предыдущего. (Сверху, поскольку он относится к началу текста.)

– Если мы с вами пронумеруем эти два заголовка, что у нас получится? (План прочитанного произведения.)

7. Дома учащиеся готовятся к подробному (но не дословному) пересказу произведения.

Желающие могут сделать рисунок «Вьюга».

8. ФИЗМИНУТКА.

9.Знакомство с произведением Ю.И.Ермолаева «Проговорился».

1).БиографияЮ.И.Ермолаева .
Ермолаев Юрий Иванович (1921-1996) - детский писатель, драматург, актер. Окончил театральное училище им. Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Ермолаев Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель . Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась “Почему рассердились бумажные полоски”. С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и “106 пропавших часов”, и “Дом отважных трусишек”, и “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он назвал “ Грустными шутками”, забавность которых таит в себе много важного и поучительного.

2). Речевая разминка (с.25 учеб.)

3). Словарная работа.

-Как вы понимаете смысл слов «проговорился», «тренировка», «дрессировщица», «способная», «предчувствуя восторженные похвалы»?

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.ОЖЕГОВА

Дрессировка- дрессировать-приучать(животных) к выполнению каких-либо действий, вырабатывать нужные человеку навыки.

Восторг- необычайно радостное состояние, чувство восхищения.

-Расскажите о своём любимом животном.

-Как нужно воспитывать зверей? (Лаской, терпеливо)

- Кто из писателей является ещё и великим дрессировщиком? (Владимир Леонидович Дуров)

4). Новая тема.

Сегодня я хочу познакомить вас с девочкой, которая тоже занималась дрессировкой. Она дрессировала птицу с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность у звукоподражанию.

Вы догадались о какой птице идёт речь? (вывешивается рисунок попугая)

Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу.

К чему привела дрессировка попугая,вы узнаете из рассказа Юрия Ивановича Ермолаева. Ю. Ермолаев пишет о весёлых детских историях.

Его произведения заставляют похохотать и глубоко призадуматься. Ведь юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением.

Короткий рассказ – (юмореска) «Проговорился» это не просто забавный случай, но ещё и поучительный. -Откроем страницу 26. (Чтение произведения учителем .)

-Выскажите свои мнения, впечатления о девочке.

Вопросы после чтения. 1)Что вы можете сказать об Ирочке? 2)Смогла ли Ира показать ребятам какая она способная дрессировщица? Почему не удалось? (попугай не слушался)

Чтение по цепочке . 3)Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)

4)С каким настроением Ирочка шла в школу? (улыбалась, ожидала похвалы одноклассников) 5)Найдите описание погоды. (Автор включил описание погоды, чтобы помочь нам представить настоение Ирочки).

Исправь ошибки и прочитай правильно . (СЛАЙД 1)

В школе ребята окрутили Ирочку:

Спроси-ка его о чём-нибудь! Пусть отметит.

Сейчас сброшу. Только вы не шутите, - приказала Ирочка и обратилась к попугаю: - Будь вежлив, Чико...

Очень нужно! Некогда мне! - прорычал попугай и, перегнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.

Выборочное чтение .

6)Как менялось её настроение? (смутилась, чуть не плакала) 7)Как вёл себя попугай? (взъерошился, покосился, отвернулся) 8)Что узнали товарищи об Ирочке? (не слушает бабушку, грубит). Найдите ответы Иры бабушке, покажите интонацией, как Ирочка отвечала бабушке.

9)Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)

Обучение выразительности чтения. (СЛАЙДЫ 2,3)

- Спроси-ка его о чём-нибудь! Пусть ответит.

- Сейчас спрошу. Только вы не шумите. Будь вежлив, Чико, и поздоровайся с ребятами.

- Отстань!

- А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико.

- Вот ещё!

- А как собачка лает? Полай собачкой, Чико!

- Очень нужно!

- Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь.

- Как не хочет? Он нам многое сказал. Молодец, Чико!

-Что хотел сказать нам Ю. Ермолаев этим произведением? (Если учишь хорошему, то и сам будь хорошим.)

Прочитайте пословицы. Подходят ли они к теме урока?

Сделав худо, не жди добра.

Правда что шило – в мешке не утаишь.

Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

-В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира?

-Хочу верить в то, что произведения, которые мы читаем, подскажут вам как правильно поступать в какой – либо момент жизни.

5.Итог .

-Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока?

6. Домашнее задание : по выборус. 23-24 пересказ, близкий к тексту с. 27-28- пересказ отрывка,

Задачи личностного развития, решаемые на уроке:
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных и социальных ценностей.

5. Формирование привычки к рефлексии.

6. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

7. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

8 Развитие мышления, внимания, памяти.

9. Развитие и творческих способностей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!