Место целеполагания в системе планирования деятельности организации. 8

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание - это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание - это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание - это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач - это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении - основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание - это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе - создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке - это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль - цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль - цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль - цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание - это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности, в том числе и классного руководителя . Цели определяют принципы, содержание, формы и методы его деятельности. Эффективность его работы оценивается, прежде всего, с позиции достижения поставленных целей. Неверно понимаемая, неосознаваемая цель – причина многих ошибок и неудач.

В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Он часто ставит цели перед собой, детьми, родителями. Эти цели могут быть глобальными и частными, близкими, средними и далекими, стратегическими и тактическими. Как координатор воспитательного процесса, он стремиться учитывать цели детей, родителей, работающих в классе учителей; привлекает их к определению общих целей.

Глобальная цель отвечает на вопрос: каким должен быть воспитан современный молодой человек, для того чтобы он мог прожить свою жизнь счастливо, максимально развить свои способности, самореализоваться и способствовать дальнейшему развитию общества.

Ответ на него может быть таким: это здоровый, разносторонне развитый и широкообразованный человек, усвоивший достижения современной культуры; человек, для мировоззрения которого характерны гуманизм, демократические убеждения, толерантность, чувства собственного достоинства, ответственности; развиты способности к творчеству, самоорганизации и взаимодействию.

Достижение этой цели возможно лишь при условии создания в классе гуманных отношений, психологического комфорта, что невозможно без высокого уровня развития класса как социальной группы.

Следовательно, глобальная цель работы с классом – воспитание коллектива – группы с высоким уровнем самоорганизации, создающим оптимальные условия для самоорганизации каждого ребенка в микросоциуме.

Эти глобальные цели реализуются в воспитательной работе через призму более конкретных целей и задач. Цели и задачи соотносятся между собой как целое и частное: задачи возникают в ходе достижения целей. Задачи можно определить как пути достижения цели или конкретизацию цели в определенных условиях. Например, цель «подготовить учащихся к сознательному выбору профессии» можно конкретизировать в следующих задачах:

– изучить профессиональные интересы и склонности учащихся;

– расширить представления школьников об интересующих их профессиях, организовать встречи со специалистами;

– способствовать формированию адекватной самооценки;

– организовать практическую «пробу сил» в сфере интересующей профессии и деятельности.

К целеполаганию предъявляется ряд требований , которые должен знать начинающий классный руководитель:

– диагностичность целей, т. е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса;

– реальность цели, т. е. выдвижение, обоснование цели с учетом возможностей конкретной ситуации (необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями);

– преемственность целей, которая означает осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;

– согласованность и непротиворечивость целей, достигаемые включением в процесс целеполагания всех участников деятельности;

– конкретность формулировки цели, направленность ее на достижение результата, который можно «измерить».

Кроме того, есть требования к целям воспитания ():

– наличие основания, на котором строится вся система воспитания (мораль, моральные ценности – справедливость, честность, человечности и др.);

– объективность (цели отражают исторические закономерности, учитывают научно-технические достижения человека; цели не могут быть конъюнктурными в угоду каких-либо идей);

– системность (выход целей на все группы отношений к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному);

1. План воспитательной работы с классом на год.

2. План реализации направления («Здоровье», «Интеллект», «Досуг», «Гражданин» и др.)

3. План-сетка работы с классом на четверть, полугодие, каникулы.

4. План индивидуальной работы с учащимся.

5. План воспитательного мероприятия.

Технология создания плана:

1. Ознакомление с нормативными документами в области образования, определяющими задачи воспитания на современном этапе развития российского общества.

2. Изучение детей и классного коллектива, анализ воспитательной работы за предшествующий период.

3. Ознакомление с планом работы школы.

4. Определение целей и задач на основе проведенного анализа работы, результатов изучения учащихся и класса и с учетом возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов.

5. Коллективное планирование (мозговой штурм, письменный опрос учащихся, классный час «Перспективы нашей жизни», организационно-деятельностная игра «Прогноз», ящик предложений и др.)

6. Составление плана работы, который включает такие разделы:

А) Характеристика класса.

Б) Воспитательные цели и задачи.

В) Мероприятия.

Г) Сроки и ответственные.

7. Индивидуальная работа с отдельными учащимися (неуспевающими, педагогически запущенными, прогульщиками, одаренными и др.)

План станет рабочим при наличии удобной для использования формы – таблицы.

Задача

Мероприятие

Дата

Ответственные

Работа с учащимися

Отметка о выполнении

Примерная схема перспективного плана

Направления и содержание

деятельности

Педагогические цели

Сроки

Ответственные

Результаты и их анализ

Примерная схема текущего (недельного) плана

Сроки

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1 неделя

(2.09 – 7.09)

2 неделя

(9.09 – 14.09)

3 неделя

(16.09 – 21.09)

4 неделя

(30.09 – 5.10)

5 неделя

(7.10 – 12.10)

Замечания

Прогнозирование и планирование – основа практики управления классным коллективом. Без этих двух видов деятельности классное руководство будет бессмысленным и бессистемным и не принесет никаких результатов.

Целеполагание как компонент и основа планирования

Успешность планирования и организации воспитательного процесса зависит от того, как педагоги владеют теорией и методикой целеполагания, без которого не может происходить верное и корректное составление плана. В то же время анализ опыта организаторов воспитательной работы показал, что педагоги-практики часто либо не придают большого значения формулировке целей и задач воспитательного процесса, либо вообще упускают этот момент при планировании деятельности, либо допускают серьёзные ошибки и испытывают большие сложности при выработке целей воспитательной работы.

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому, очень важно её определить.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса. Это достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание – непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутого результата становится основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведёт к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия, формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учётом следующих требований:

    Диагностичность, то есть выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

    Реальность , то есть выдвижение и обоснование целей с учётом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

    Преемственность, которая означает:

а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе;

б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4. Идентификация целей, которая достигается через включённость в процесс целеполагания всех участников деятельности.

Образовательное учреждение – это многоуровневая система, которая одновременно реализует комплекс целей и задач, важных для её существования. Между всеми целями существует тесная взаимосвязь, что позволяет рассматривать систему целей в школе и первичных коллективах.

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели учреждения, выступающей основой для всей его деятельности. Для определения этой цели используют понятие «миссия организации», выражающее смысл её существования. В ней определяется статус, принципы работы и важнейшие характеристики организации.

Миссия (предназначение) образует фундамент для установления целей образовательного учреждения в целом, её подразделений и подсистем, каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели школы.

Одним из параметров системы целей является их иерархичность, т. е. общие цели должны быть конкретизированы в целевых ориентирах основных структурных подразделений вплоть до уровня отдельного члена учреждения, деятельность которого также должна иметь чёткую цель. Целевые ориентиры должны быть так же разнообразны, как и сама работа. Педагогу важно дать характеристику любой поставленной цели, чтобы обоснованно организовывать тот или иной воспитательный процесс.

Цель может быть задана подчиненным или детям извне, может быть выработана всеми участниками планирования, или она формируется в единстве внешнего задания и внутренней инициативы. По-разному также может идти определение способов достижения целей. Выделяются следующие типы целеполагания: «свободное», «жёсткое», «интегрированное», сочетающее элементы первых двух.

Кратко охарактеризуем эти типы. Свободное целеполагание даёт многообразие целей по содержанию для личности и для учреждения. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого. При жёстком целеполагании цели однотипны, но для них они могут оказаться заниженными, для других – недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне руководителем, педагогом. Но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учётом интересов и потребностей участников планирования.

Для конкретных коллективов и условий их деятельности реальны все три типа целеполагания.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, руководитель или педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, общие и частые, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция – это расчленение, разъединение цели на составные части подцели. Согласованность целей – это показатель успешного целеполагания участников педагогического процесса.

Два процесса – композиция и декомпозиция целей – тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно на встречу друг другу.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед руководителем и педагогами, - определение не только целей, но и задач воспитательной работы. Цель и задачи соотносятся как целое и части. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей. Воспитательная задача включает в себя три компонента: цель, условие, действие.

Например:

    развитие познавательных интересов учащихся через создание системы дополнительных занятий по выбору;

    развитие познавательных интересов учащихся во внеучебное время в процессе проведения коллективных познавательных дел;

    развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

Общие цели, задачи, выработанные в процесс взаимодействия участников воспитательного процесса, становятся основой для объединения усилий в дальнейшей совместной работе.

Следовательно, целеполагание – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий на каждом этапе планирования, в каждом звене воспитательного процесса.

Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование организаторами, педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учётом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Этап диагностики позволяет выявить наиболее значимые педагогические средства, соотнести оценки эффективности работы. На втором этапе целеполагание направлено на выработку целей и задач, определение главных путей их достижения. На третьем этапе сущность целеполагания заключается в том, чтобы воспитательные задачи конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности. На четвёртом этапе педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось намеченное.

Выделение этапов целеполагания условно, так как они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

В заключение следует отметить, что целеполагание связано с анализом воспитательной работы, является исходным и основным этапом планирования, системообразующим элементом воспитательного воспитательного процесса. Многообразие, многоуровневость целей определяет и многоаспектность процесса планирования, а также разнообразие и взаимосвязь планов воспитательной работы.

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.


Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).


Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в .

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
    — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
    — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
    — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:


Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Функция педагогического анализа закладывает основу для осуществления второго важнейшего вида управленческой деятельности - целеполагания.

Цель - это заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения и является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности. Ясность цели помогает найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия. Всякая единичная цель должна обладать полнотой содержания. Цель должна быть операциональной (контролируемой, диагностируемой) в части определения ожидаемого результата.

Любая образовательная система создается для достижения определенной цели и является целеустремленной системой.

Целеполагание - это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. В представлении Ю.А. Конаржевского, целеполагание - это ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться по следующему алгоритму: «анализ обстановки - учет соответствующих нормативных документов - установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению, - выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов, сил и возможностей - выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при данных затратах сил и средств дает наибольший эффект, - формулировка цели».

За процессом целеполагания следует процесс целеосуществления, в ходе которого сформулированная, осознанная цель образовательной системы трансформируется в свое следствие - в реализацию деятельности, в ходе которой и формируется тот или иной конечный ее результат.

Относительно частные цели в итоге подчиняются основной цели, хотя и она достигается через реализацию целей элементов и подсистем, а не сама по себе.

«Генеральные» цели сложных систем имеют непростой характер, они проектируются в общем виде, в весьма абстрактных понятиях. Для того чтобы они были достигнуты, их необходимо разукрупнить, декомпозировать на цели более частные и конкретные, но менее сложные и общие. Единая цель системы выражается в виде развернутых построений, конструкции целей ее подсистем и элементов, которые, будучи связанными между собой, образуют так называемое «древо целей». Вершиной этого «древа» является «генеральная» цель.

Виды педагогических цел ей многообразны. В педагогической литературе выделяются нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.



Нормативные государственные цели образования являются примером «генеральной цели» системы. Это наиболее общие цели, определенные в правительственных документах, Государственных образовательных стандартах.

Общественные цели - это цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы в образовании.

Инициативные цели - это непосредственные цели, разработанные педагогом-практиком и его учениками с учетом типа образовательного учреждения, учебного предмета, уровня развития ученика, подготовленности педагога. На основе представлений о предмете инициативной цели ее декомпозируют на три группы целей:

Группу А - цели формирования знаний, умений, навыков;

Группу В.- цели формирования отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.п.;

Группу С - цели формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков, интересов учащихся.

В структуре основных функций управления цель выполняет роль системообразующего фактора.

Планирование. Управление образовательными системами нуждается в определении ожидаемых в будущем результатов, в анализе возможностей, существующих для их достижения, в определении состава и структуры будущих действий, в предвидении и оценке их последствий. Все эти задачи решаются в процессе планирования.

Цель планирования – выработка единства действий управленцев (руководителей образовательного учреждения, учителей, воспитателей и т.д.) и исполнителей в определении основных видов деятельности.

План - это документ, в котором отражены мероприятия по выполнению определенных видов деятельности, указаны сроки исполнения и ответственные за исполнение.

Планомерность - это основа управления как в социально-экономической, так и в педагогической сферах деятельности. Разработка и реализация плана представляют собой два основных этапа управленческого цикла. Подготовка плана работы образовательного учреждения - это, по существу, принятие самого главного управленческого решения. В плане отражается вся управляющая система школы.

Планировать работу школы можно по целям, объектам управления, субъектам управления, времени и т.д.

Качество планирования во многом определяет уровень внутришкольного руководства. Обилие мероприятий без учета реальных возможностей исполнителей и фактора имеющегося у них времени так же неэффективно, как и поверхностные, малоемкие и неконкретные планы. Нарушение условия оптимальности является основной причиной формализма при составлении плана, и как следствие - формализма при его реализации в практической деятельности руководителей и педагогических коллективов школ.

Опыт управленческой деятельности показывает, что планирование эффективно, если в нем учтены специфические особенности:

Конкретного педагогического коллектива;

Конкретного образовательного учреждения;

Реальных обстановки и условий;

Индивидуальные особенности тех, кто будет осуществлять на практике мероприятия.

Опыт практической деятельности позволяет сформулировать следующие основные требования к планированию:

Единства целевой установки и результатов реализации; -единства долгосрочного и краткосрочного планирования;

Осуществления принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов;

Обеспечения комплексного характера прогнозирования и планирования;

Стабильности и гибкости планирования на основе прогнозов.

К школьной документации, отражающей планирование, относятся годовой план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения; месячный план работы образовательного учреждения; недельный план работы директора (заведующего) и его заместителей; план работы классного руководителя; календарно-тематическое планирование учителя; тематический план учителя; поурочный план учителя; план проводимого воспитательного мероприятия; план коллективного дела, план работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения и т.д.

План не может обеспечить целостного видения проблемы, он только пошагово отражает процесс ее решения. Анализ различных планов показывает, что «шаги» плана (отдельные мероприятия), как правило, не связаны друг с другом.

Вопрос 10. Организация.

Организация означает структура, строение и сочетание, а также хорошее, планомерное, обдуманное устройство чего-либо. Поэтому в социологии термин «организация» принято рассматривать в трех различных смыслах: как объект (явление); как процесс управления; как воздействие или действие (налаживание чего либо). Охарактеризуем кратко все три понятия.

Организация как объект представляет собой искусственную коалицию людей, являющуюся элементом или частью общественной структуры и выполняющую определенные функции. Например, это предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы, созданные по профессиональному или иному другому признаку.

Организация как процесс является совокупностью операций, обеспечивающих взаимосвязь между составляющими системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами данного коллектива, обеспечение взаимодействия между участниками, осуществление контроля за исполнением указаний и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом значении организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей.

Организационная структура управления (ОСУ).Составляющие компоненты(ОСУ).Классификация ОСУ.

ОСУ – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации. Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления.

ОСУ выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).

Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.

Звенья включают несколько элементов.

Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:

* горизонтальные и вертикальные;

* линейные и функциональные;

* формальные и неформальные;

* прямые и косвенные.

Виды ОСУ:

Иерархическая структура управления. Иерархическая структура управления - организационная структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Инновационно-производственная структура управления. Инновационно-производственная структура управления - структура управления, предусматривающая разделение: - руководства подразделениями, осуществляющими инновационные функции: стратегическое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции; и - повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий.

Линейная структура управления. Линейная структура управления - отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.

Линейно-функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура управления - структура органов управления, состоящая из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; и обслуживающих функциональных подразделений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения. Элементами структуры управления выступают звенья управления и связи между ними.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!