Методы криминологии. Общенаучные и частнонаучные методы, используемые в криминологии

«Метод» - ϶ᴛᴏ прием, способ исследования. «Методика» - совокупность методов исследования. «Методология» - учение о путях, методах научного исследования чего-либо.

Криминология - социально-правовая наука - для ее методики характерно сочетание как юридического, так и социологического подхода к изучению ϲʙᴏих объектов.

Социологический подход. Преступность рассматривается как следствие комплекса негативных социальных явлений в экономике, политике, духовной сфере, психологии, праве и т. д., а личность преступника - как совокупность негативных ϲʙᴏйств и качеств индивида, образовавшихся в нем в результате много аспектных взаимодействий с факторами реальной действительности. Материал опубликован на http://сайт

Поведение человека в обществе рассматривается в единстве объективных (негативные явления, обусловливающие совершение преступления) и субъективных (черты самой личности, совершившей преступление, кᴏᴛᴏᴩые образовались в ней под влиянием объективного) факторов.

Базовый метод криминологии - метод диалектического познания. Всеобщий метод диалектического познания дает общее направление всему исследованию. Преступность, ее детерминанты, личность преступника изучаются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законами диалектики: перехода количественных изменений в качественные и наоборот, отрицание отрицания. Категории необходимого и случайного, причины и следствия, возможности и действительности, содержания и формы, сущности и явления имеют большое значение для познания закономерностей появления и существования преступности, ее детерминанты, путей борьбы с ней.

Вся преступность - общее, отдельные ее виды и группы - особенное, конкретное преступление - единичное.

Наряду со всеобщим методом в криминологии применяются общенаучные методы: формальная логика, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.

Методы сбора социально-правовой информации: опрос (в различных формах), изучение документов, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, библиографический и др.

В наибольшей степени распространенным методом криминологических исследований будет статистический метод (обобщение количественных данных о преступности, преступлениях, причинах и условиях, выявление закономерностей)


б) гипотеза;
г) исторический метод;
д) сравнение;

Применение конкретно-социологических методов:

а) изучение документов;
б) опросы в форме анкетирования и интервью;
в) наблюдение;
г) эксперимент.

Общенаучные методы познания в криминологии

В криминологии могут быть использованы следующие общенаучные методы познания:

а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) гипотеза;
в) системно-структурный анализ;
г) исторический метод;
д) сравнение;
е) динамический и статистический методы.

1. Восхождение от абстрактного к конкретному.

Этот метод предполагает теоретическую подготовленность, абстрактное мышление. При применении метода крайне важно уметь эффективно использовать данные, полученные предшественниками.

2. Гипотеза дает направление исследованию, требуется проводить оценку уже имеющихся данных.

3. Системный метод. Изучаемый объект рассматривается как организованная система, состоящая из элементов, например преступность как множество взаимодействующих преступлений и их совершающих лиц.

4. Исторический метод - изучение преступности в историческом развитии.

5. Сравнительный метод - сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения.

6. Динамический и статистический методы. Динамические закономерности применяются для обнаружения причинных зависимостей.

С помощью статистического метода исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей. Этот метод позволяет:

а) дать всестороннюю числовую характеристику состояния преступности в целом по стране, ее регионам, в отдельном населенном пункте или на отдельном объекте;
б) выявить закономерности развития преступности в стране (регионах), ее динамику;
в) охарактеризовать состав преступников по социально-демографическим и другим признакам, имеющим уголовно-правовое и криминологическое значение (пол, возраст, число совершенных преступлений и т. п.);
г) определить в числовом выражении наиболее характерные, устойчивые и закономерные связи между преступностью и другими социальными явлениями;
д) собрать данные, необходимые для выявления причин и условий, способствующих преступности.

При статистическом анализе применяются методы аппроксимации и экстраполяции.

Аппроксимация (приближение) - замена одних математических объектов другими, более простыми, но близкими по сути к исходным, например замена кривых линий близкими к ним ломаными. Применяется при исследовании динамики преступности.

Экстраполяция - распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть. Используется для кратковременных прогнозов преступности.

Слово «криминология» (лат. crimen — преступление , греч. logos — учение) означает «наука о преступлении». Преступление является предметом изучения и других наук — уголовного права , криминалистики .

Но эти науки создают теоретическую базу для правоприменительной деятельности по раскрытию преступлений и наказанию виновных, что является реакцией на уже совершившееся преступление.

Криминология же разрабатывает теоретические основы деятельности по предупреждению преступлений. В настоящее время криминология рассматривается как наука о преступности в целом.

Первый научный труд под названием «Криминология» был опубликован в 1884 г. Р. Гарофало. До этого для обозначения науки о преступлении использовались другие термины — криминальная антропология, уголовная социология.

Объект и предмет криминологии

Для понимания сущности и особенностей конкретной науки в науковедении различают объект и предмет науки. Объект науки — это те явления и процессы, которые изучает данная наука и которые существуют независимо от того, познают их люди или нет (горы, растения). Предмет науки является частью, отдельной стороной объекта (строение горных пород, лекарственные свойства растений).

Один объект может изучаться несколькими науками, в одном объекте можно выделить несколько предметов (предмет, следовательно, не может быть шире объекта). Применяя для изучения, например, человека биологические методы, мы можем вычленить предмет биологии — клетки, органы, организм в целом; применяя психологические методы — предмет психологии: интеллект, память, эмоции и т.д. В человеке как объекте познания можно выделить даже предмет механики: рассматривая человека как материальное тело и подвергнув его процедуре измерения, мы получим размеры, массу, скорость. Но для механики нет качественных различий между человеком и, например, камнем.

Предмет науки — это не просто некоторая часть, сторона объекта (некоторые свойства и отношения), а такая его сторона, которая выявлена в процессе познания посредством метода и зафиксирована в определенной знаковой форме (в некоторых представлениях, понятиях, гипотезах и т.д.). Следовательно, предмет науки есть в определенной мере уже познанный объект. Принципиальное различие между предметом и объектом состоит и в том, что предмет науки исторически изменчив. Появляются новые методы исследования, совершенствуются приборы (например, лупу сменил микроскоп). Выявляются новые свойства объекта, более полно исследуются уже известные, процесс познания идет от явления к сущности. Вследствие этого предмет науки развивается как интенсивно (вглубь), так и экстенсивно (вширь). Так, понятие «преступность » появилось не сразу, а было выработано в процессе познания. И, как у любого научного понятия, его содержание менялось: преступность как свойство личности — преступность как сумма преступлений — преступность как социальное явление. Объект же познания остается неизменным. Конечно, объект, как и все в природе и обществе , изменяется, но изменяется не в результате познания, а независимо от него.

В широком смысле слова объектом криминологии являются человек и социальные общности. Разные науки могут различаться объектами (у физики — неживая природа, у социологии — общество).

Но несколько наук могут иметь один общий объект, различаясь в то же время предметами. Спецификой криминологии как науки является ее комплексный характер: объекты познания криминологии относятся к разным уровням социальной реальности — человек, социальная группа, общество. Криминология использует методы и подходы разных наук, а криминологические исследования чаще всего носят межотраслевой и междисциплинарный характер.

Таким образом, объект криминологии совпадает с объектом познания других социальных наук (психологии, социологии), но предметы у них различны. Следовательно, специфику и особенности конкретной науки характеризует не объект, а предмет.

В широком смысле предметом криминологии являются природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению (искоренению).

В предмете криминологии обычно выделяют четыре основных элемента: 1) преступность; 2) причины и условия преступности (преступлений); 3) личность преступника; 4) предупреждение преступлений.

В последнее время стали выделять еще один элемент — жертву преступления, что иллюстрирует историческую изменчивость (эволюцию) предмета криминологии. Раздел криминологии, изучающий жертву преступления, называется «виктимология».

Проблема существования личности преступника в криминологии относится к разряду дискуссионных, по ней высказываются полярные точки зрения. Так, под личностью преступника понимается определенная совокупность свойств субъекта преступления, которые обусловливают вместе с иными (внешними) обстоятельствами совершение преступления. Во множестве всех свойств, характеризующих личность, криминологию интересуют только криминологически значимые свойства.

Личность преступника не следует отождествлять с понятием «преступная личность», т.е. считать, что существуют какие-то особые люди, всегда готовые совершить преступление.

Изучение всех элементов предмета криминологии в конечном счете имеет целью создать научную основу социальной деятельности по предупреждению преступлений. Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, которая включает в себя: основные направления, формы и методы предупредительной деятельности; социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления; систему субъектов предупредительной деятельности.

Научная обоснованность теории предупреждения и практическая осуществимость рекомендуемых мер профилактики являются показателями социальной эффективности криминологии как науки.

Определив предмет, т.е. указав вопросы, изучаемые данной наукой, мы фактически даем и определение этой науки. Но более полное представление о науке дает не предмет, а ее содержание. Так, в содержание криминологии наряду с изучением предмета входят методология и методика исследований, изучение истории криминологии, разработка практических мер по предупреждению преступлений.

Методы криминологии

Наряду с объектом и предметом еще одной существенной характеристикой науки являются применяемые ею методы. Метод — это исследовательская процедура, с помощью которой изучается объект познания с целью получения информации о его свойствах. В общем плане все научные методы разграничиваются по области применения и по широте применения.

По области применения различают два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции), и эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди). Соответственно объектам и применяемым методам науки классифицируются на абстрактные, теоретические (логика, математика) и эмпирические, опытные, экспериментальные (химия, биология, криминология).

Существенное отличие этих типов наук состоит также в том, что истинность положений и выводов абстрактных наук устанавливается не опытным путем, а следует из значения теоретических терминов и смысла логических отношений. Истинность же утверждений эмпирических наук устанавливается путем соотнесения этих утверждений с действительностью. Конечно, и в эмпирических науках используются понятия, не имеющие прямых аналогов в объективном мире, и могут применяться некоторые теоретические методы, например, методы символизации, формализации.

По широте применения методы разделяются на общенаучные, которые применяются если не во всех, то во многих науках; частно- научные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки (в криминологии специальных методов нет).

Кроме того, различают методы получения информации о свойствах объекта (наблюдение, опрос) и методы обработки полученной информации (вторичная группировка, факторный анализ).

Продуктом научного познания должно быть объективное знание, т.е. знание о свойствах объекта — как они есть, вне и независимо от познающего субъекта. Основное требование к научному методу — его нейтральность по отношению к объекту познания, принципиальная неспособность изменять свойства объекта в процессе исследования.

Этим орудие познания (прибор) отличается от орудия труда.

Так, микроскопом можно забивать гвозди (и тогда он будет орудием труда), а можно изучать инфузорию туфельку (тогда он есть орудие познания).

Методологическое требование нейтральности метода было выработано в науке Нового времени и представляется вполне очевидным.

Как показало дальнейшее развитие науки, это требование не всегда выполнимо. Вовлечение в сферу научного познания микрообъектов, возникновение квантовой механики показало, что нельзя полностью исключить влияние субъекта познания, что существует так называемый эффект возмущающего влияния прибора.

Проблема нейтральности метода актуальна не только для квантовой механики. Эта проблема, осознается она исследователем или нет, стоит и перед социологией, и перед психологией. А поскольку криминология использует методы этих наук, она актуальна и для нее.

Проводя эксперимент, опрос или тестирование, исследователь должен учитывать, что само применение этих методов может существенно повлиять на объект познания (человека). В этом случае применение метода дает нам знание о свойствах объекта познания не в естественных условиях, а взаимодействия с субъектом познания, в условиях вмешательства исследователя. В психологии и социологии эта проблема формулируется как проблема валидности (обоснованности) используемых методик.

Нейтральность метода по отношению к объекту не следует трактовать как полную независимость метода от объекта. Требование нейтральности метода по отношению к объекту — всего лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что метод должен быть адекватен объекту: качественно различные объекты требуют применения различных методов. Так, коэффициент интеллекта нельзя измерить путем взвешивания мозга.

В криминологии примером игнорирования специфики объекта была попытка Ч. Ломброзо применить для изучения особенностей личности преступника методы антропометрии. Из требования адек- ватности метода объекту следует невозможность существования единого универсального метода, применимого к объектам любой природы.

В криминологии как эмпирической науке применяются такие общенаучные методы, как наблюдение и эксперимент. Д. Милль отмечал, что наблюдение ставит задачу — отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент — создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств. Использование в криминологии методов наблюдения и эксперимента имеет свою специфику и пределы.

Наблюдение — это чувственное целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и их фиксация (описание). Наблюдение является исторически наиболее ранней и исходной формой эмпирического исследования, оно структурно включено и в экспериментальные, и в измерительные процедуры.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдении наблюдается не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах в данный момент ненаблюдаемого объекта судят по наблюдаемым его проявлениям (нет дыма без огня). В криминологии прямое наблюдение затруднено: ведь криминолог непосредственно наблюдает не событие преступления , а его последствия.

Эксперимент — это изучение свойств объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в криминологии также весьма затруднено. И не только вследствие сложности объекта исследования, а прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступлений. Но эксперименты по стимулированию правопослушного поведения, по проверке эффективности мер профилактики не только возможны, но и регулярно проводятся.

Кроме того, допустимо использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом — возможность зафиксировать начальное и конечное состояния объекта и выделить экспериментальный (воздействующий) и производные (зависимые) факторы. Кроме того, исследователь должен убедиться в том, что квазиэксперимент отвечает требованиям внутренней (именно экспериментальный фактор является причиной наблюдаемых изменений) и внешней (выявленная зависимость является закономерной, она может быть распространена и на неэкспериментальную ситуацию) валидности. Так, известную антиалкогольную кампанию в середине 80-х гг. прошлого столетия можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации, которая показала, как сокращение государственного производства и продажи алкоголя (экспериментальный фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности , уровне смертности, росте самогоноварения и т.п. (зависимые факторы). Другой пример: известная катастрофа с электроснабжением Нью-Йорка позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения уличной преступности.

К общенаучным можно отнести и такой быстро развивающийся метод, как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными (например, испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование атомного взрыва и др.). В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как прямое экспериментирование сталкивается со значительными трудностями. Наиболее часто используются математические модели, особенно при прогнозировании преступности.

В криминологической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что наряду с наблюдением и экспериментом к общенаучным эмпирическим методам, применяемым в криминологии, относятся дедукция и индукция. Вообще дедукция и индукция являются не эмпирическими методами познания, а способами логического рассуждения и доказательства (разными формами связи посылок и заключения). Механизм дедукции состоит в распространении общего положения на отдельный случай, подведении частного случая под общее правило. Механизм индукции состоит в распространении частного случая на общее, в переходе от знания части предметов определенного класса к знанию обо всем классе предметов.

Эмпирические методы дают новую информацию о свойствах объекта, а дедукция и индукция как методы — новые выводы из знания, уже полученного с помощью эмпирических методов. Это относится и к так называемым методам научной индукции: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и т.д.

Поскольку объект криминологии частично совпадает с объектом других социальных наук, то в криминологии могут применяться методы этих наук, которые относятся к разряду частнонаучных:

  • социологические — анализ первичной документации (изучение уголовных дел), опрос (осужденных, потерпевших , сотрудников правоохранительных органов), экспертные оценки, социометрический метод (анализ внутригрупповых отношений);
  • психологические — биографический, тестирование;
  • статистические — статистическое наблюдение, статистический анализ (группировка, факторный и регрессионный анализ).

В криминологии как эмпирической науке одним из основных способов доказательства (опровержения) теоретических положений является гипотетико-дедуктивный метод. Из какого-либо утверждения или предположения (гипотезы), не поддающегося прямой проверке, логическим (дедуктивным) путем выводятся эмпирически проверяемые (верифицируемые) следствия. Если следствия, вытекающие из гипотезы, подтверждаются на практике, то гипотеза получает статус истинного утверждения.

Естественно, в криминологии применяются и всеобщие методы научного познания — системный, исторический, сравнительный и т.д.

Место криминологии в системе наук

Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения: 1) криминология — часть уголовного права ; 2) криминология — часть социологии; 3) криминология — самостоятельная наука.

Первой точки зрения придерживались русские криминологи дореволюционного периода, а также такие известные советские юристы, как А.А. Герцензон и А.А. Пионтковский. Эта позиция не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у криминологии и уголовного права разные объекты изучения (а если у каких-то наук разные объекты, то это заведомо разные науки).

Объектом науки уголовного права являются уголовное право (отрасль права) как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты; объектом криминологии — социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер, и, соответственно, различаются их предметы Но в общем такая позиция вполне объяснима как исторически (криминология «вышла» из уголовного права, большинство криминологов — юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного). По традиции до сих пор во многих учебниках курс криминологии структурируется аналогично курсу уголовного права — на Общую и Особенную части.

Вторая точка зрения доминирует в американской криминологии.

У социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы. Но их предметы все же разли- чаются. Криминология — комплексная наука, предметом ее изучения являются и социально-психологические аспекты преступности , и индивидуально-психологические особенности личности преступника.

Поэтому предмет криминологии не может быть включен в предмет социологии.

В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология — самостоятельная наука. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.

Хотя криминология и не является юридической наукой, она тесно связана с уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и т.д. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что при всех различиях методов и характера решаемых задач они имеют общую цель — научно обеспечить борьбу с преступностью.

Особая связь криминологии с уголовным правом объясняется и тем, что именно уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, и тем самым очерчивает границы преступности как явления. А преступность и является основным элементом предмета криминологии. В то же время именно криминологические исследования дают необходимый материал для выработки уголовной политики, научного обоснования криминализации (декриминализации) деяний.

С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает то, что наказание является одним из факторов предупреждения преступлений .

Криминология, изучая причины пенитенциарной и рецидивной преступности, эффективность разных видов наказаний, предоставляет уголовно-исполнительному праву информацию, необходимую для совершенствования процесса исполнения наказания и исправления осужденных.

Связь криминологии с социологией, психологией, социальной психологией обусловлена сходством объекта и применяемых методов.

Как криминология может использовать материалы этих наук, так и криминологические данные могут служить более глубокому изучению проблем соответствующих наук. Социология исследует закономерности отклоняющегося поведения (пьянство, бродяжничество и т.д.). Криминологию также интересуют эти явления, но не сами по себе, а в их связи с преступностью. Во многих случаях такое поведение является условием для совершения преступлений. Социологические и криминологические исследования взаимно обогащают друг друга.

Криминология связана и с другими науками. Связь со статистикой обусловлена тем, что преступность как массовое явление может быть представлена как статистическая совокупность. Связь с педагогикой — тем, что криминология изучает процесс формирования личности преступника, а формирование личности — проблема педагогическая.

Такие связи можно проследить практически со всеми социальными (да и не только) науками.

К предмету криминологии относится определенный круг проблем, которые взаимосвязаны между собой. При этом одни из них выступают как главные и центральные, а другие - вспомогательные и производные, но есть имеющими существенное значение для глубокого и всестороннего познания этой науки.

К главным проблемам, которые образуют основу предмета криминологии, относятся:

Преступность как социально-правовое явление;

Лицо преступника;

Причины и условия преступности;

Противодействие преступности вообще и отдельным преступлениям в частности.

Рассмотрим подробнее каждый из главных элементов предмета криминологии отдельно.

Главным элементом предмета криминологии является сама преступность как исторически изменчивое, социальное явление, которое представляет собой систему предусмотренных уголовными законами деяний, совершаемых на определенной территории или среди членов определенных социальных групп в течение определенного промежутка времени.

Преступление - отдельный акт преступного поведения, который рассматривается в криминологии как форма проявления преступности. Соотношение между преступностью и преступлением можно рассматривать как соотношение общего и отдельного.

В свою очередь необходимо разграничивать понимание преступления в уголовно-правовом аспекте и понимание преступления криминологии. Уголовное право изучает преступление как явление объективной действительности в его юридическом понимании. Между тем преступление как социальное явление, а так его определяет криминология, гораздо сложнее, чем его абстрактный выражение в законе. Поэтому криминология от юридико догматического представления о преступлении, содержится в статьях уголовного закона, переходит к изучению реальной действительности. Иными словами, криминология изучает определенные явления, которые закреплены в юридической норме в виде совокупности отдельных признаков. Конечно между криминологии и уголовному праву является соответствующий связь, но что касается предмета исследования этих наук он отличается. То есть, эти науки изучают один и тот же предмет, а именно - преступление, с разных точек зрения.

Другой важной составляющей предмета криминологии является особо преступника, которая с криминологической точки зрения выступает как целостная система своеобразных свойств (демографические, социально-ролевые, психологические, уголовно правовые), качеств и состояний человека, которые в сочетании с определенными обстоятельствами объективной действительности обусловливают выбор ней, то есть лицом, преступного варианта поведения.

Причины и условия преступности (детерминанты) представляет собой совокупность экономических, социальных, идеологических, политических, психологических, правовых, организационно-управленческих и других факторов, которые обусловливают (детерминируют) преступность. Данные факторы призваны дать ответ на вопрос о том, что порождает, обусловливает преступность вообще и ее конкретные проявления, то есть преступления. Детерминанты изучаются на разных уровнях: преступности в целом, отдельных видов преступлений, конкретного преступления.

Противодействие преступности - это особая отрасль социально-правового регулирования, специфический вид управления обществом, ориентированный прямо или косвенно на преодоление преступности. Данное понятие охватывает определенную систему государственных и общественных форм и мероприятий, направленных повлиять как на преступность, так и на ее элементы.

Компонентами предмета криминологии рядом с ее главными есть и такие производные от них, как:

- "Фоновые" явления преступности;

Виктимности поведение людей;

Прогнозирование преступности и планирования мер противодействия преступности;

Уголовно-правовая статистика;

Методика изучения преступности.

К "фоновых" явлений преступности относятся некоторые формы преступному антиобщественной поведения (систематическое пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, отсутствие определенных занятий, беспризорность и т.д.), которые по своей

сущностью являются питательными почвой преступности. Необходимо отметить, что под "фоновыми" явлениями понимаются не любые проявления антиобщественного поведения, а только те, что наиболее вероятно могут привести к совершению преступления.

Во виктимного поведения лица криминология понимает вероятность стать жертвой преступления. Имеется в виду "способность" лица стать жертвой преступления в обстановке, когда такое негативное последствие мог быть реально отвлеченный. Как правило, к такому положению вещей приводит образ жизни человека, его профессиональная деятельность, беспомощной состояние лица и тому подобное.

Прогнозирование преступности и планирования мер противодействия преступности. Применение эффективных мер борьбы с преступностью невозможно без соответствующего прогнозирования и планирования этого процесса. Поэтому эта проблематика должна быть включена в предмет криминологии.

Уголовно-правовая статистика является основой анализа состояния преступности, помогает правоохранительным органам и обществу правильно организовать работу в деле борьбы с преступностью.

Методика изучения преступности. При проведении криминологических исследований используют методы из других наук - социологические, статистические, математические, психологические, приспосабливая их к изучаемой. Это позволяет глубже проникнуть в суть изучаемых явлений и успешно решать поставленные задачи.

Исследовать предмет любой науки позволяет соответствующая совокупность способов и приемов. Не отличается в этом вопросе от другого научной общественности и криминология. При этом она, то есть криминология, активно использует в процессе своих исследований терминологию, наработана другими науками, а именно философией. Под методом (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - понимают прием, путь исследования; под методике - совокупность методов исследования; а под методологией - учение о пути и методы исследования чего либо.

Центральное место в любой научной методологии, в том числе методологии криминологической науки, занимают методы научного познания, а именно - исторический метод и диалектический метод.

Исторический метод ориентирует исследователя на необходимость рассматривать преступность и другие криминологические явления в сравнительно-историческом аспекте - в развитии и изменении их социальных связей и обусловленности, предостерегает от субъективизма и одностороннего подхода, обеспечивает системность исследования.

Диалектический метод лежит в основе методологии любой науки, поскольку составляет основы теории познания. Необходимо отметить, что научное познание проходит три фазы: от изучения начального целого, то есть развития предмета во всей его сложности, как непосредственно данного, через рассмотрение различных аспектов предмета путем создания соответствующей абстракции к их связи между собой для воспроизведения начального предмета в его целостности и конкретности. Невозможно познать целое иначе, как сначала разложив его на отдельные элементы, выяснить их функции и взаимосвязи, в свою очередь обусловлены функционированием системы в целом. В этом суть диалектики, которая учитывает противоречие познания и опирается на принцип развития, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Философское понимание методологии указывает на ее неразрывную связь с методами. На ее основе разрабатываются общенаучные и специальные методы криминологии.

Общенаучные методы понимаются как общие способы и пути исследования процессов и явлений, определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания.

К общенаучным методам криминологических исследований относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстракция и тому подобное.

Специальные методы криминологического исследования определяются как способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального его регулирования. К ним относятся: опрос, интервьюирование, анкетирование, документальный метод, статистические методы, метод экспертных оценок, метод моделирования, метод экспертных оценок.

Метод криминологии - это система способов (приемов, средств) наиболее эффективного познания предмета.

В криминологии используется комплекс различных методов, поскольку объекты криминологического исследования, как правило, многоаспектные, требующие комплексного, междисциплинарного подхода.

Сам метод должен быть нейтрален, следует применять такие научные инструменты и приборы, которые в процессе исследования не могут изменять этот объект.

В общем плане все научные методы можно разграничить по области применения, это:

Теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числе, функций, переменных величин);

Эмпирические, применяемые для изучения реальных объектов (растений, планет и т.д.).

По ширине применения:

Общенаучные, которые применяются во всех науках;

Частнонаучные, применяемые в нескольких науках;

Специальные, применяемые только для одной науки.

Криминология не использует специальные методы. В криминологических исследования используются:

1. Основные философские законы - единства и борьбы противоположностей, который служит методологической базой для изучения личности преступника, в которой сочетаются позитивные и негативные качества и черты, а также для раскрытия причин конкретного преступления закон перехода количества в качество - объясняет новые качественные изменения преступности, их характеристику, динамику и существенные изменения в их структуре и т.д. Имеют место быть использованы и философские категории, как: причины и следствия; общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, возможности и действительности, содержания и формы, сущности и явления, которые дают возможность исследовать и классифицировать причины преступности, преступников, мотивов преступлений, прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения, способствуют раскрытию содержания одноименных понятий в криминологии.

2. Общенаучные методы: историзма, обобщения, аналогии, системного анализа, анализа и синтеза, абстрагирования и др.

3. Частнонаучные методы: анкетный опрос, интервьюирование, анализа документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, экспертная оценка, статистические, математические, правовые криминалистической экспертизы и др.

Кроме того, в процесс изучения преступности широко используются методы социологии, статистики, психологии, педагогики, прикладной математики и других наук. Применение тех или иных методов в криминологических исследованиях обуславливается прежде всего предметом, целями и задачами изучения объекта.

В криминологии как эмпирической науке широко применяются такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение- это прямое восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования и их фиксация (описание). Наблюдение может быть прямым, то есть непосредственным, и косвенным, опосредованным, по вторичным признакам. В криминологии прямое наблюдение затруднено, так как многие важные факты часто не лежат на поверхности. Например, оценивать распространенность фактов телесных повреждений можно не только прямо, по количеству уголовных дел, но и косвенно, по соответствующей статистике медицинских учреждений.

Эксперимент - это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение эксперимента в криминологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, но и прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступления.

К общенаучным можно отнести и такой быстроразвивающийся метод как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными, например, проводят испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование ядерного взрыва и др. В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как Экспериментирование прямое сталкивается со значительными трудностями.

Поскольку объект криминологии, как мы уже говорили, частично совпадает с объектами других социальных наук, то в криминологии могут применяться конкретные методы этих наук. Социологические методы, анализ первичной документации, опрос в форме беседы, интервью, анкетирование.

Социометрический метод - анализ внутригрупповых отношении;

Психологические методы - биографический, тестирование;

Статистические методы - статистическое наблюдение, методы выборки;

Статистический анализ - группировка, факторный анализ.

Криминологию принято разделять на ОБЩУЮ и ОСОБЕННУЮ части с последующим вычленением нескольких основных блоков и проблем, составляющих ее предмет. Одной из особенностей научных знаний является их логически упорядоченный, систематизированный характер. Имеет свою систему и криминология. Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам.

В общей части криминологии рассматривается преступность, причины преступности в целом и конкретного преступления, личность преступника, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии.

Особенная часть криминологии складывается из блоков более или менее узких проблем преступности. Это так называемые частные криминологические теории, описывающие и объясняющие закономерности отдельных видов преступности и противодействия им: корыстная, насильственная, профессиональная, экономическая преступность, обусловленные алкоголизмом, наркоманией, проституцией, коррупцией и т. д.

В особенную часть криминологии также входят теории, освещающие влияние на преступность каких-либо конкретных факторов (круга факторов): поведения потерпевшего (виктимология), семьи (семейная криминология), состояния экономики.

Виктимология - наука о жертве. Потерпевший от преступления исследуется криминологией с точки зрения его предрасположенности стать жертвой преступного посягательства. Криминология выясняет психологические, социальные, профессиональные и другие особенности потерпевших от различных видов преступлений. Она изучает также жизненные ситуации, повышающие опасность стать жертвой преступления. Полученные результаты используются для выработки рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений, а также на оказание социальной помощи потерпевшим.

Семья с криминологической точки зрения изучается в рамках семейной криминологии. При этом исследуется специфика преступлений, совершаемых на почве семейных конфликтов (внутрисемейные насилия), а также семейные факторы, способствующие различным видам преступности: насильственной, корыстной, рецидивной, преступности несовершеннолетних и молодежи.

Экономика в последнее время также стала изучаться криминологией. Анализируются различные стороны экономики, кризисные явления, которые обуславливают определенный круг преступлений, прежде всего корыстных.

Так называемые фоновые или сопутствующие преступности негативные общественные явления (наркомания, пьянство, алкоголизм, бродяжничество, проституция и т. д.) криминология рассматривает в той мере, в какой эти явления взаимосвязаны с процессом воспроизводства обществом преступлений.

Методология и методики криминологии

С учетом вышеуказанных задач, целей, функций и проблем необходимо разобраться с криминологической методологией. Это - один из самых сложных вопросов.

Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.

Методика и методология – два разных определения.

Методологическая база криминологии – это система принципов и способов организации и построения ее деятельности, которая определяет научную достоверность исследований и их результатов. Методология – это глубокое, всестороннее, верное познание социальных явлений.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования - закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Методология современной отечественной криминологии, определяющая методы криминологических исследований, общую принципиальную тенденцию в подходе к оценке тех или иных фактов социальной действительности, базируется "на материалистической сущности и диалектическом характере взаимодействия явлений".

Подметодикой понимается – совокупность конкретных приемов, способов, методов, средств (инструментов) сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней. Несмотря на их частный характер, они также имеют общенаучное значение, так как могут быть использованы в смежных с криминологией науках для изучения пограничных с криминологией проблем (например, проблемы отклоняющегося поведения и т.п.

Конечным результатом исследований должны быть практические выводы с предложениями, рекомендациями о совершенствовании практики борьбы с преступностью, улучшении деятельности правоохранительных органов и других субъектов профилактики. Поэтому в понятие методики следует включать и методы разработки таких выводов, предложений, рекомендаций.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Из общенаучных методов криминология использует:

Описание,

Наблюдение,

Эксперимент,

Восхождение от абстрактного к конкретному,

Гипотеза,

Системно-структурный анализ,

Исторический метод,

Сравнение,

Динамические и статистические методы.

Описание. Это систематическое изложение сведений, характеризующих изучаемый объект в совокупности или какой-нибудь один из специально заданных его параметров. Например, описание феномена преступности несовершеннолетних, описание признаков, характеризующих преступный профессионализм и т.п.

Наблюдение. Это изучение предмета исследования непосредственно в процессе жизни. В криминологических исследованиях этот метод отличается своеобразием. Он используется при обследовании условий жизни лиц, совершивших преступления, при изучении процесса исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, при анализе эффективности профилактических мер и т.п.

Различают три вида наблюдения: включенное, наблюдение-участие и самонаблюдение. Разница между ними состоит в степени активности наблюдающего лица.

Особенно интересен, но имеет ограниченное применение метод включенного наблюдения, при котором наблюдатель выполняет роль участника наблюдаемой группы, являясь ее полноправным членом.

Самонаблюдение может осуществляться по заданию исследователя конкретной проблемы работником правоохранительных органов, судьей, адвокатом и т.п., приглашенными к участию в исследовании этой проблемы.

Эксперимент. Планируемое в научных целях воспроизведение какого-либо явления или события применимо в криминологии в весьма ограниченных масштабах. Нельзя, например, экспериментально воспроизвести преступное деяние. В то же время иногда сама жизнь ставит эксперименты, изучить которые обязан криминолог. Например, в ряде регионов РК в настоящее время будет вводиться суд присяжных. Изучение эффективности его деятельности, воздействия его практики на состояние преступности - задача криминологии.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Научная абстракция означает отвлечение в процессе познания от несущественных сторон изучаемого явления с целью сосредоточения на его основных, существенных чертах. Научная абстракция - необходимая ступень в познании объективного мира. При этом важно и практически выявить, изучить, как научная абстракция соотносится с конкретными фактами, как она воплощается в действительности.

Гипотеза. Любому научному исследованию предшествует построение гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, определяющего общее направление исследования.

Системный подход. Такой подход предполагает "рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов". Использование этого метода означает, что преступность рассматривается как социальное явление, которое анализируется во взаимодействии с социальной системой и ее структурными элементами (политикой, экономикой, культурой и др.).

Исторический метод. Этот метод используется для изучения преступности в развитии, с его помощью прослеживаются особенности развития преступности за определенный период времени.

Разновидностью исторического метода является сравнительно - исторический , в ходе использования которого можно сравнить состояние преступности в целом или одних и тех же ее видов (например, корыстной, корыстно-насильственной, насильственной) в разные исторические периоды.

Динамический (длящийся, лонгитюдный) метод. Этот метод заключается в изучении одного и того же объекта в разные периоды. Временные интервалы изучения могут быть различны - 3-5, 10-15 лет и т.д., важно лишь, чтобы исследование велось по одному и тому же объекту и по одной и той же методике.

Статистический метод. Он находит широкое применение в криминологических исследованиях, что вполне понятно. Преступность - это социальное явление, которое может быть представлено через ряд количественных показателей (число зарегистрированных за год преступлений, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, число раскрытых преступлений всего и по отдельным видам - убийства, кражи и т.п..



Также в криминологии имеются свои собственные "инструменты" , определяемые выборочно для изучения конкретных проблем. Их, как уже было сказано ранее, называют методиками .

Для решения конкретной научной проблемы используются следующие методики конкретного криминологического исследования:

Экспертные опросы,

Анкетирование документов,

Методики психологического анализа личности и др.

Опросы. В зависимости от цели исследования могут опрашиваться представители различных групп населения - преступники (рецидивисты, несовершеннолетние и т.д.), работники правоохранительных органов и т.п. Модификации опросов - это беседы, интервью. Чаще всего опросы проводятся по заранее разработанной анкете, содержащей перечень вопросов, ответы на которые хотел бы получить исследователь.

Экспертные опросы. Такие опросы требуют для своего проведения выбора высококвалифицированной группы опрашиваемых, жизненный и профессиональный опыт которых позволяет считать их мнение своеобразным эталоном при решении тех или иных проблем. В качестве таковых обычно приглашаются работники правоохранительных органов, научные сотрудники и т.п.

Анкетирование документов. Это способ получения информации из документов. Как правило, анкетированию подвергаются уголовные дела, личные дела осужденных, содержащихся в ИУ. Однако возможно получение информации и из других документов: актов различного рода экспертиз, надзорных и наблюдательных производств и т.п. Для изучения документов целесообразно составлять анкету, программу. Это позволяет строго формализовать полученную информацию, а в дальнейшем использовать вычислительную и компьютерную технику.

Методика психологического анализа личности. Это тестирование определенного круга лиц для выявления способности к определенному виду деятельности, изучения интеллектуальных возможностей, направленности к агрессии и т.п.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!