Методы психологических исследований. Краткая характеристика методов

Методы психологии - это определенные средства и способы, благодаря которым ученые могут получить надежные и правдивые данные о том или ином психическом явлении. Эти сведение потом используются в процессе разработки научной теории и практических советов.

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию - пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

Ко второй группе принадлежат эмпирические методы психологии. Они представлены наблюдением и самонаблюдением, экспериментом, психодиагностическими средствами (тестами, анкетами, интервью, опросами, беседами, социометрией), анализом продуктов деятельности и биографическим методом.

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Наблюдение

Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него. Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент. Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной - для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

Наблюдение характеризуется соблюдением некоторых условий, а именно отличается целеустремленностью (четкое определение цели и заданий изучения); природностью (преимущественно наблюдаемые лица не знают, что их исследуют); присутствием плана; точным соблюдением объекта и предмета; ограничением элементов, что являются объектом для наблюдения; выработкой стабильных критериев, чтобы оценить признаки; обеспечением четкости и надежности.

Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

Эксперимент

Основные методы психологии включают такой основательный прием, как эксперимент. Достоинствами метода является устранения побочных переменных, которые могут влиять на объект обследования и изменять его. Также экспериментатор может целеустремленно менять условия и смотреть за результатами этих изменений, как они влияют на протекания психических процессов, реакции человека. Эксперимент можно повторить несколько раз в одних и тех же условиях и проводить с большим количеством людей.

Часто методы возрастной психологии тоже включают эксперимент. Он бывает констатирующим, когда выявляют некоторые особенности психики или личностного качества, которое уже существует. Другой вид - формирующий - специальное влияние на респондентов с целью изменить определенный признак.

Анкетирование и социометрия

Эти способы познания реальности не определяются как основные методы психологии, но приносят немало полезной информации. Анкетирование предусматривает ответы испытуемого на запланированные вопросы. Чтобы данные, полученные в результате такого приема, отличались достоверностью и надежностью, следует повторно сделать опрос и контролировать результаты с помощью других методов.

Автором социометрии считается Дж. Л. Морено. Она используется для исследования социальной психологии малых групп. Формулируется несколько вопросов, адекватных той или иной группе, на которые респондент должен ответить. Например, кого из коллектива вы пригласите на свой день рождения? Кого вы не пригласите на свой день рождения? Можно указывать одного, двух, трех людей зависимо от целей исследования.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Другие методы

Психология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.

Ученый зависимо от объекта исследования и целей может подобрать арсенал способов и приемов, чтобы изучить психическое явление в наиболее полной мере.

Для решения поставленных задач в исследовании применялися следующие методы: анализ и изучение научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области ф/к и спорта, психолого педагогические наблюдения, контрольные испытания(тестирования), эксперимент, методы математической статистики. И методы сравнительного и графического анализа

Краткая характеристика методов исследования

1. Анализ и изучение научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области ф/к и спорта

Изучение научно - методической литературы применялось для выявления степени научной разработанности выбранной нами проблемы, определения общих теоретических позиций. Метод анализа литературных данных реализовывался по нескольким аспектам: рассмотрение теоретических аспектов умственной деятельности, технических приемов спортивного ориентирования и физиологических закономерностей утомления.

2. Психолого-педагогические наблюдения

Проводились на тренировочных занятиях

3. Контрольные испытания (тестирования)

Тесты - стандартизированные методики психодиагностики, представляющие собой серию относительно коротких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и т. д.). С помощью таких испытаний с известной вероятностью определяется уровень развития у индивида психологических свойств, необходимых теоретических знаний, практических умений, навыков и других личностных характеристик. Тестирование предполагает чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, последующий качественный анализ их и интерпретацию.

По форме представления тесты можно разделить на два основных типа: стандартизированные и проективные. Стандартизированные в свою очередь делятся на два подтипа: тесты-опросники и тесты-задания.

Стандартизированными называются тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и надёжность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам). Такие тесты ориентированы на оценку и могут служить надёжным средством психодиагностики.

Тесты- опросники содержат серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. В тестах - задания испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт (свойств личности).

Проективные тесты предназначены для изучения психологических особенностей людей и их поведения, - особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен приписывать другим людям. О психологических способностях испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает.

Проективные методики как бы «портретируют» всю индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путем позволяют изучать его эмоциональные особенности и невротические реакции.

Классификация проективных тестов по описанию И. Б. Гришпун:

1. Конститутивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование.

2. Конструктивные тесты, предполагающие создание целого из отдельных частей.

3. Интерпретативные тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений.

4. Катартические тесты, предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях.

5. Экспрессивные тесты, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему.

6. Импрессивные тесты, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.

7. Аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа.

Проективные тесты по предмету психодиагностики можно отнести к личностным тестам - психодиагностическим приемам, направленным на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида .

Выбранные нами тесты позволяют определить уровень развития наиболее значимых свойств умственной деятельности спортсменов - оринтировщиков и проследить их динамику.

Для начального и итогового тестирования были предложены следующие тесты:

1. Корректурный текст

2. НОП (тест, определяющий наглядно-образную память)

3. Тест на запоминание цифр по таблице Шульте(25 цифр однотонного цвета)

Данное тестирование применялось в начале и в конце эксперимента на обеих группах, контрольной и экспериментальной.

Следить за состоянием и динамикой развития внимания можно с помощью «корректурного теста». При помощи него оцениваются:

Интенсивность внимания. На зачет - 1 мин. По сигналу «Марш!» открыть лист с «корректурным текстом» и начать отыскивать и зачеркивать сочетания букв «ВС». Зачеркивать найденные сочетания букв надо одной чертой (сверху - налево - вниз). Текст просматривать последовательно, строчка за строчкой, начиная с верхней. По сигналу «Стоп!» работу сразу же прекратить и вертикальной чертой отметить последнюю букву.

Распределение внимания. На зачет - 2 мин. По сигналу «Марш!» необходимо сочетание «ВС» зачеркивать сверху - налево - вниз, а сочетание «АИ» подчеркивать.

Переключение внимания. На зачет - 2 мин. По сигналу «Марш!» начать отыскивать и зачеркивать наклонной чертой сверху - налево - вниз сочетание «СХ». Через 30 сек. по сигналу «Черта! ВС» поставить на месте окончания вертикальную черту и тотчас же, не останавливаясь, зачеркивать тем же способом сочетание «ВС». Еще через 30 сек. после нового сигнала «Черта! ВС», поставить вертикальную черту и продолжать работу, отыскивая и зачеркивая сочетание «ВС».

Устойчивость внимания. На зачет - 10 мин. Необходимо как можно быстрее и точнее вычеркивать сочетание «ВС», подчеркивать «АИ», а «СХ» обводить кружком.

Показатели интенсивности, переключения, распределения и устойчивости внимания подсчитывают по формуле

где а - общее число букв в просмотренном тексте, б - число сочетаний, которые должны быть вычеркнуты, в - общее число ошибок (сумма пропущенных сочетаний и излишне зачеркнутых) .

Для изучения наглядно-образной памяти (НОП) разработаны пять комплексов условных знаков (каждый комплекс состоит из 15 условных знаков, расположенных в определенной последовательности). Спортсменам предлагается запомнить максимальное и число. Рисунок демонстрируется в течение 30 секунд. Затем условные знаки необходимо воспроизвести по памяти, нарисовав их в такой же последовательности, в какой они были расположены в таблице. НОП ориентировщиков можно изучать до и после тренировок, а также после пробегания трассы ориентирования .

Тест на запоминание цифр заключается в следующем: на перфокартах пишутся цифры, начиная с двузначных и заканчивая девятизначными числами, которые в возрастающем порядке показываются занимающимся. За определенное количество времени надо запомнить цифры и записать их (время может быть различное: от 2 до 15 с) .

4. Естественный педагогический эксперимент

Эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выявления эффективности тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Эксперимент предполагает создание нового опыта, активную роль в котором играет проверяемое нововведение. При обработке показателей, полученных в ходе эксперимента, широко используют математические методы, прежде всего методы математической статистики.

5. Методы математической статистики

Полученные нами данные были обработаны методами математической статистики. Стандартная статистическая обработка результатов экспериментального исследования проведена на персональном компьютере в программе Microsoft Excel.

Среднее значение измеренных величин рассчитывали по формуле:

где - результат измерений, - средний арифметический результат, n - число измерений.

Среднее квадратичное отклонение, которое определяется по формуле

Достоверность различий между двумя сравнительными группами определяли по критерию Стьюдента. Различия сравнительных групп рассчитывали по формуле

где - среднее квадратичное отклонение, - средние величины первой и второй сравнительных групп соответственно, n1, n2 - число измерений.

Критическое значение коэффициента Стьюдента (tst) находили по числу степеней свободы для 0,05%-го уровня значимости (б=0,95). Различия сравнительных групп считали достоверными при Р<0,05.

6. Методы сравнительного и графического анализа

Сравнивались показатели контрольной и экспериментальной групп.

В отечественной психологии выделяют 4 группы методов:

I. Организационные методы:

1. Сравнительный метод –Он заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый "сравнительно-генетический", получил в зоопсихологии и в детской психологии. (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.)

2. Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных ис­следований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности

3. Комплексный метод – в исследовании участвуют представители других наук, при этом один объект изучают разными средствами. Это позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности,

4. Метод поперечных срезов (или срезовых исследовании) психического раз­вития - сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Он состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравнивае­мых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности.

II. Эмипирические методы:

1. Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Виды наблюдения:

Срез (кратковременное наблюдение),

Лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лёт),

Выборочное и

Сплошное

И особый вид ~ включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой груп­пы).

Общая процедура наблюдения складывается из процессов:

1) определение задачи и цели;

2) выбор объекта, предмета и ситуации;

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуе­мый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информа­ции;

4) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи):

5) обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется ми­нимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотноше­ния людей, когда стремятся получить целостную картину происходяще­го

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человеке за собственными пси­хическими явлениями. Два вида: непосредственное либо отсроченное (в воспомина­ниях, дневниках человек анализирует, что он думал).

На­учное наблюдение хотя и соприкасается с житейским, но отличается от него четкой целевой установкой. Основное требование - наличие четкой целевой установки. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и система­тичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Всякое наблюдение носит избирательный, частичный характер. Основное преимущество метода объективного наблюдения заклю­чается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в есте­ственных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами ис­следования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие тре­бования:

2. Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий )

Эксперимент (главный метод) отличается от наблюдения активным вмешатель­ством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное мани­пулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

это исследовательская деятель­ность в целях изучения причинно-следственных связей, которая пред­полагает следующее:

Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при ко­торых протекает явление;

В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроиз­ведения результатов:

В результате эксперимент устанавливает допускающие матема­тическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюде­ния существенные особенности внутреннего психологического процес­са

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как пра­вило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияю­щих факторов. Испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца ис­тинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математи-ко-статистические достоверные закономерности развития психических явлений

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в дея­тельность или общение незаметно для испытуемого,

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирова­ния психического процесса, состояния или качества личности. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно слу­жит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вме­шательство исследователя в изучаемые им психические процессы.

3. Психодиагностические методы (тест и опрос).

Цель современной психологи­ческой диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами лю­дей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач иссле­дования могут входить психологические различия по возрасту, полу, об­разованию и культуре, по психическим состоянием, психофизическим особенностям и т.п.

1) Одним из видов психодиагностического метода являются психоло­гические тесты . Английское слово "тест" означает "проба" или "испыта­ние".Teст - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

Это краткое, стандартизированное испытание, не требую­щее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тес­тов стремятся выявить определенный способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить уровень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта - методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих особенностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств на внешние объекты

2) К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы .

Цель опроса состоит в по­лучении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Виды опроса: 1) очный опрос – беседа, интервью, анамнез; 2) заочный опрос – анкеты.

Анамнез (лат. по памяти) - сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или - при объективном анамнезе - от хорошо знающих его лиц.

Метод беседы - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Он является вспомогательным средством для допол­нительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть все­гда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в оборе информации, лученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их по­следовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью , наоборот, ха­рактеризуется полной гибкостью и варьируется в широких предела. Ис­следователь, который руководствуется лишь общим планом интер­вью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формули­ровать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Анкета - методическое средство для получения первичной социально- психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в срав­нительно небольшой срок.

Метод изучения продуктов деятельности широко использует­ся в исторической психологии, в детской психологии.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности являет­ся биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты творчества, почерки и т.д.

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

III . Методы обработки данных: количественный и качественный методы - это анализ материала - включают в себя» количественный (применение математической статистики, обра­ботка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, психотерапевтическое воздействие, обучение. - Современная психология различными путями оказывает воздейст­вие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только су­ществующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагопо­лучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в стра­дании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психо-коррекционные методы - это довольно обширный набор приемов, про­грамм и методов воздействия на поведение людей, включая аутотренинги, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связы­вают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое рас­пространение прежде всего как метод лечения и профилактики различ­ного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В даль­нейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка - дейст­венное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управле­ния состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тре­нировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

1) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;

2) использование активной роли представлений, чувственных обра­зов;

3) регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

Комплекс упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту ре­зервных способностей человека, но и постоянно совершенствует дея­тельность программирующих механизмов мозга.

Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов со­циально- психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области - групповые дискуссии и игры. Метод группо­вой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение по­лучил метод ролевых игр.

В настоящее время практика группового тренинга представляет со­бой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

Понятие "метод психологического исследования" может быть употреблено и в значении специальной методики решения конкретной психологической проблемы .

В этих конкретных методиках реализуются методологические принципы, общие не только для данной проблемы, но и для многих других способов познания. Однако специфика конкретных методик определяется прежде всего характером той или иной задачи, кото­рая решается с их помощью. Арсенал конкретных психологических ме­тодик, используемых современной психологией, чрезвычайно важен.

Формы, которые они принимают, также весьма разнообразны и опре­деляются своеобразием определенной области психологии.

Вместе с тем можно выделить некоторые общие черты, свойственные большинству конкретных психологических методик.

Исследование, как правило, распадается на четыре этапа:

Первый - подготовительный. В ходе его собираются и изучаются предварительные сведения об объекте исследования. Наблюдение ис­пользуется во время учебных занятий и трудовой деятельности, в бы­ту, в ходе преднамеренно организованных бесед. Может применяться анкетирование, анамнез, т.е. описание условий, предшествующих возникновению исследуемого факта.

Второй этап - собственно эксперимент. Реализует конкретную ме­тодику исследования и, в свою очередь, распадается на ряд после­довательных экспериментальных серий.

Третий - количественная обработка данных исследования. Он пред­полагает использование различных статистических приемов и при­менение основных положений теории вероятности, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов, подтвер­ждающих первоначально выдвинутую гипотезу.

Четвертый этап исследования - интерпретация полученных резуль­татов, их истолкование на основе психологической теории, оконча­тельное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.

Таким образом, использование конкретных методик включает в себя многие характерные черты объективного психологического исследова­ния. Наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы, выяснение анамнестических данных, эксперимент, математическая обработка его результатов, выводы и их интерпретация - все это органически включается в ход исследования.

Научное решение психологических проблем предполагает умение исследователя в случае необходимости применять конкретные ме­тодики.

Тема 2 . ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ (2 часа)

1. Возникновение психики. Сознание и бессознательное. Формы поведения.

2. Психика и мозг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. – М.: Владос, 1994.

2. Общая психология /под ред. Е.И. Рогова., -М.,2001

3. Общая писхология/ под ред. А.В. Петровского. – М., Просвещение, 1976.

4. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. –М.,1968.

5. Вулдридж Д. Механизмы мозга.- М.,1965.

6. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. – М.,1968.

7. Фабри К.Э. Игры животных и игры человека. –Вопросы психологии –1982 -№ 3 – С.26-34

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология и педагогика

Лекционные занятия.. тема психология как наука часа.. план психология ее объект предмет и структура..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

– это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.

Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

Рассказ и объяснение

Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

Объяснение - словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

Беседа и дискуссия

Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция - побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные - комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею - запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

Лекция

Лекция от других словесных методов отличается:

  1. более жесткой структурой;
  2. логикой изложения учебного материала;
  3. изобилием сообщаемой информации;
  4. системным характером освещения материала.

Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.

Работа с книгой

Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.

В психологии существуют различные классификации методов исследования. Рассмотрим классификацию, критерием которой является исследовательская задача.

1) Задачу выявления и описания психологических фактов решают наблюдение, беседа (анкета, опрос, интервью), метод изучения продуктов деятельности (изучение документов, контент-анализ).

2) Более сложную задачу изучения закономерностей, то есть выявления наличия устойчивой повторяющийся связи решает эксперимент (лабораторный и естественный).

3) Задачу выявления механизмов, т.е. причинно-следственных отношений, в психологии решает формирующий эксперимент (преобразующий эксперимент, экспериментально-генетический метод).

Наблюдение – систематическое, целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие психических явлений в естественных условиях повседневной жизни. Данный метод является одним из наиболее доступных и широко применяемых в психологии. При проведении наблюдения необходимо соблюдать определённые условия.

1. Перед любым наблюдением формулируется цель: какое психическое проявление будет изучаться.

2. В зависимости от цели исследования выбирается объект (человек соответствующего пола и возраста) и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение.

3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни объекта исследования. Для этого следует предварительно познакомиться с группой, где будет проводиться наблюдение, адаптироваться в этой среде за 2–3 дня. Тогда наблюдаемые ведут себя раскованно и естественно.

4. С целью сохранения естественных условий исследователь не вмешивается в деятельность объекта изучения, который не знает, что за ним наблюдают.

5. Необходимо помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отношении объекта наблюдения сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать своё внимание на отрицательных фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.



6. Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за объектом исследования наблюдают не менее 2–3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений.

7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных в протоколе. Следует производить «фотографическую» запись всех психологических фактов, не искажая и не изменяя их. Лист протокола, как правило, делится на две части. В первой части записываются наблюдаемые факты, а во второй – их возможная интерпретация (т.е. толкование).

Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:

· не зная о том, что он – объект исследования, человек ведёт себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;

· исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом, каждый факт воспринимает как её часть;

· наблюдение не ограничено возрастом: ведётся за всеми видами деятельности и поведением человека любого возраста.

Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков :

· наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений;

· исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность объектов наблюдения. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;

· с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним человеком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно произойдёт;

· в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;

· при наблюдении и обработке данных возможна некоторая субъективность. Наблюдатель в духе своих ожиданий может приписать человеку несвойственные ему мысли и чувства;

· без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты. Производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации (т.е. в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса). Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для неё. Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать человеку ответ.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задаёт их всем опрашиваемым в строго определённом порядке, добиваясь развёрнутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать объект исследования и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить с ним на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер «выспрашивания». Очень важно, чтобы исследователь показал человеку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон, диктофон). Допускается разделение функций исследователя и протоколиста. Ответы опрашиваемого, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Достоинствами беседы являются:

· возможность одновременно исследовать многие стороны психики человека;

· возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном человеке, так и о группе;

· исследователь более активен, чем в наблюдении, так как задаёт вопросы;

· возможность повторного проведения с целью выяснения изменений (например, возрастных);

· возможность применения на разных стадиях исследования.

Метод беседы имеет и недостатки :

· проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с респондентом, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;

· возрастные ограничения в применении беседы. Ребёнок не всегда может дать отчёт о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.

Опрос – беседа со стандартным набором вопросов . Опрос может проводиться в устной и письменной форме:

1) интервью – способ получения психологической информации с помощью устного опроса ;

2) анкетирование (фр. enquête – список вопросов)получение информации в виде письменных ответов респондентов на заранее сформулированные вопросы.

Метод анализа продуктов деятельности. В качестве продуктов деятельности могут рассматриваться различные документы, сочинения, дневники, рисунки, другие творческие работы и т.п.

Достоинства данного метода:

· возможность за короткое время собрать достаточно большой фактический материал как у одного человека, так и у группы лиц;

· при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики исследуемых;

· возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

· так как результат психической деятельности воплощён в материальном продукте, этот предмет может оценить бесконечное количество людей (экспертная оценка);

· материальный продукт может храниться долго;

· сохранение естественности в проявлении психологических особенностей объекта изучения, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки метода анализа продуктов деятельности:

· его можно применять только тогда, когда ребёнок уже начал овладевать определённым видом деятельности;

· обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

При изучении документов используется особый приём, получивший название «контент-анализ» (буквально – «анализ содержания»). Это достаточно формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы». Затем подсчитывается частота их употребления. Этот метод есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, анализирует многочисленные тексты. На практике контент-анализ в психологии применяется в исследованиях в области массовых коммуникаций.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какая-либо психологическая закономерность . В психологии различают два основных вида эксперимента:

· лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных;

· естественный эксперимент – в этом случае испытуемый не знает, не догадывается , что он участвует в исследовании (испытуемый выполняет привычную деятельность, а экспериментатор для него – знакомый человек).

Для обоих видов существуют некоторые общие правила: экспериментатор планомерно манипулирует одной или несколькими независимыми переменными (это причина) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта, т.е. следит за изменением зависимых переменных (это следствие). Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:

1. Эксперимент, как и все методы исследования, нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта.

2. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике.

3. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование.

4. Необходимо заранее составить и выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения эксперимента. Причём нужно помнить, что инструкция должна быть понятна испытуемым.

5. Перед тем как проводить эксперимент, необходимо выбрать испытуемого и установить с ним дружеские, доверительные отношения. Исследователь должен расположить испытуемого к себе, чему сопутствуют непринуждённый, спокойный разговор, улыбка, одобряющие жесты. Нельзя подчёркивать необычность, исключительность ситуации, занимать позицию проверяющего. Целесообразно придать процедуре эксперимента характер обычного доброжелательного общения. Материалы методики нельзя использовать для установления контакта.

6. На успехи и неудачи испытуемого во время проведения эксперимента необходимо реагировать сдержанно и ровно, если иное не предусмотрено методикой исследования.

7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям испытуемого.

8. Эксперимент, проводимый с ребёнком, не должен быть очень длительным. Как правило, он ограничивается 15 - 20 минутами, если другое время не предусмотрено методикой исследования. Причём, чем младше ребенок, тем короче должно быть исследование.

9. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, например, менять инструкцию. Необходимо добиваться того, чтобы испытуемый понял и принял инструкцию. Она может повторяться 2–3 раза без изменений, но пояснять её нельзя, если это не предусмотрено методикой исследования. Всем испытуемым задания нужно предъявлять строго единообразно, с одинаковой интонацией, силой голоса, не акцентируя какие-либо слова, кроме специально оговорённых случаев.

10. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист. Важно, чтобы последний находился вне поля зрения испытуемого, но сам мог его хорошо видеть и слышать. В протоколе он фиксирует поведение, речь и эмоциональные реакции испытуемого в соответствии с предусмотренными методикой исследования критериями. Особо подчеркнём, что речь детей записывают с сохранением всех её особенностей, без исправления грамматических и других ошибок. Функции протоколиста, таким образом, состоят в том, чтобы точно зафиксировать психологические факты, функции экспериментатора – в том, чтобы провести исследование.

Эксперимент имеет ряд достоинств:

· активная позиция исследователя (он не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путём создания соответствующих условий);

· эксперимент можно повторить, т.е. ещё раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально полученные данные;

· эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;

· эксперимент – более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся чёткие критерии фиксации и обработки данных;

· значительно облегчён способ фиксации данных, поскольку изучаемое явление отделено от целого ряда жизненных обстоятельств;

· анализ протокола эксперимента строится в соответствии с заданной методикой последовательностью. Анализ полученных фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут количественной обработке.

Кнедостаткам эксперимента относятся следующие:

· эксперимент требует длительной и тщательной подготовки. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов;

· исследователь включается в общение с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Мысленная модель может повлиять на полученные факты;

· не создаётся целостное представление о психике испытуемого;

· при проведении лабораторного эксперимента может исчезать естественность в психических проявлениях испытуемого.

Формирующий эксперимент метод прослеживания изменений в психике человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого . Изучив механизмы, мы способны моделировать явление и активно управлять им.

Этапы формирующего эксперимента:

1) констатирующий этап (в нём участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых);

2) формирующий этап (участвует только экспериментальная группа испытуемых);

3) контрольный этап (участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых).

На констатирующем и контрольном этапах используются одни и те же методы исследования, что дает возможность сравнивать результаты этих этапов между собой, на основании чего делать выводы об изменениях исследуемых характеристик в результате формирующих влияний.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!