Между соснами и ТЭЦ. Плюсы и минусы района Метрогородок

Первые планы строительства в Москве появились еще в начале XX в. В частности, в 1902 г. инженером Балинским был предложен проект, который Московская городская дума отвергла. Затем появилось еще несколько проектов прокладки линий метрополитена, но они также остались неосуществленными. К ним возвратились лишь после революции.

Сделать это заставила сама жизнь. Рост населения в Москве привел к тому, что его подвижность резко выросла. Если в 1914 г. на каждого москвича в среднем приходилось 152 поездки в год, то в 1924 г. на одного жителя приходилось 167 поездок, в 1928 г. — 309, а к 1932 г. число поездок на одного человека возросло до 520. Рост подвижности населения обозначил со всей остротой проблему городского транспорта. Даже несмотря на увеличение числа трамваев, ввод новых автобусных и троллейбусных линий, городской транспорт столицы не справлялся с перевозками. Достаточно привести несколько цифр. За 1934 г. московский трамвай, являвшийся главным средством передвижения по городу, перевёз в общей сложности около 2 млрд. пассажиров. При этом на долю каждого трамвайного вагона приходилось свыше 700 тыс. пассажиров в год. Для сравнения в тогдашней Вене трамвайный вагон перевозил в год около 180 тыс. человек, а в Берлине — 240 тыс. человек.

Со всей очевидностью встала необходимость создания в Москве . Однако самостоятельно справиться с этой проблемой московские власти не могли: для новой стройки требовались огромные средства — по тогдашним ценам около 800 млн. рублей. Чтобы представить себе размеры этой суммы, укажем, что в это время квалифицированный рабочий в среднем получал около 30—40 рублей в месяц. Неудивительно, что Московский комитет партии и Моссовет обратились за поддержкой наверх. Это предложение было поддержано, и состоявшийся в июне 1931 г. пленум ЦК ВКП(б) принял решение о начале строительства в столице в 1932 г.

В сентябре 1931 г. Московским комитетом партии во исполнение этого решения было организовано управление Метростроя, которое приступило к проектированию линии , длиной около 12 км. Ее было предложено соорудить от Сокольников до Крымской площади, с ответвлением от Охотного ряда до Смоленской площади. На все это ушли конец 1931 и весь 1932 г.

Одновременно с проектированием в декабре 1931 г. начались первые работы по строительству . В начале 1932 г. были выстроены первые городки для строителей. К концу 1932 г. на строительстве было занято 9 тыс. человек. Сама же проходка началась в 1933 г.

Эта дата стала неслучайной. К этому времени уже заканчивались работы по строительству Беломорско-Балтийского канала, построенного во многом благодаря труду заключенных — «раскулаченных» и иных «контрреволюционных элементов». 20 июня 1933 г. Беломорско-Балтийский канал был осмотрен лично И.В. Сталиным вместе с С.М. Кировым и К.Е. Ворошиловым. По мере завершения земляных работ НКВД перебрасывало контингенты заключённых на новые стройки, одной из которых и должно было явиться строительство .

Однако оказалось, что подневольным малоквалифицированным трудом, с одной лопатой и кайлом построить метро невозможно. Несмотря на то что к январю 1934 г. на стройке было занято уже 36 тыс. человек, план работ оказался практически невыполненным. По официальным сведениям, он был выполнен всего на 10%, по другим, более реальным данным лишь на 6%.

Главным тормозом являлись крайне плохие бытовые условия жизни строителей, низкая оплата их труда. Весной 1933 г. МК ВКП(б) и Моссовет принимают специальное постановление о повышении оплаты и улучшении бытовых условий ведущих профессий подземных рабочих. Тем не менее эти меры не дали ожидавшихся результатов.

Затягивание сроков строительства из чисто технической проблемы перерастало в политическую. Сомнению подвергался главный лозунг тех дней: «Нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевики», а это грозило московскому руководству уже соответствующими «оргвыводами». Неудивительно, что первый секретарь Московского комитета партии A.M. Каганович, курировавший стройку, буквально дневал и ночевал на ней. Тем не менее к началу 1934 г. становилось ясно, что, несмотря на все старания, мог быть провален и новый годовой план строительства. В этих условиях МК ВКП(б) принимает отчаянные усилия для выправления дел.

29 декабря 1933 г. созывается специальный пленум Моссовета совместно с ударниками Метростроя и руководством московских заводов. Решением пленума за каждым московским предприятием был закреплён отдельный участок линии . Рабочих московских заводов и фабрик в добровольно-принудительном порядке направляли на многотысячные субботники. Московскому комитету комсомола было поручено послать на строительство 10 тыс. комсомольцев. Все это привело к тому, что на стройке стали нарастать темпы. Кривая выемки грунта росла день ото дня. Строители, по колено утопая в жидком грунте, метр за метром прокладывали пути.

И хотя темпы стройки возросли, серьёзно встала проблема качества работ. В мае 1934 г. МК ВКП(б) и президиум Моссовета вынуждены были принять специальное постановление о безобразном качестве бетонных работ на строительстве. МК партии прикрепил шахты и дистанции строительства к московским райкомам. На постоянную работу в шахты были посланы партработники в качестве секретарей парткомов шахт и т.п. Но главное было в том, что на стройке начали появляться квалифицированные кадры. Были организованы специальные наборы шахтёров Донбасса, тоннельщиков из грузинской Риони-ГЭС, других специалистов. К маю 1934 г. на стройке было занято уже 75 тыс. человек (из них 20 тыс. было снято с других московских заводов). В Англии был заказан и доставлен специальный горно-проходческий щит, по образцу которого на московских заводах был создан второй аналогичный. Все это дало свои результаты. Привлечение техники и квалифицированных рабочих привело к тому, что темпы земляных работ были увеличены в 5 раз, бетонных — в 8—9. В итоге за 1934 г. было выполнено 85% общего объема земляных работ и 90% бетонных.

К началу 1935 г. строительство было в основном завершено. 6 февраля 1935 г. построенные осмотрели члены Политбюро и правительства. В марте началось пробное движение поездов, а 15 мая 1935 г. открылись первые 13 станций .


По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

В Восточном административном округе города Москвы , а также одноимённое муниципальное образование .

Это – крупнейший по площади район Москвы, бо́льшую часть которого занимает федеральный национальный парк «Лосиный Остров ».

Площадь района – 2757 га. Население – 36 993 чел. (2014).

Метрогородок – молодой район по сравнению с близлежащими, которые имеют давнюю историю и образовались на месте старинных деревень и сел, таких как Богородское, Черкизово, Калошино, Абрамцево, Черницыно, Гольяново. Ведь до начала прошлого столетия на месте современного района кроме Лосино-Погонного леса, реки Сосенки с притоками, да нескольких деревянных домиков ничего не было.

Даже после завершения в 1908 году строительства Московской Окружной железной дороги, ничего не изменилось в этих местах. Только возле станций «Черкизово» и «Белокаменная» появились промышленные постройки. Из села Ивантеевское прошли две параллельные дороги: одна – на месте нынешнего Открытого шоссе, другая – чуть южнее в сторону Гольяново. Через железную дорогу перекинулся узкий мостик, в последствии по нему проложили одноколейку. На одноколейном трамвайчике люди стали приезжать в Лосиный Остров, чтобы отдохнуть: погулять в лесу, собирать ягоды, грибы.

Первый городок «Метростроя» вырос в нескольких километрах от Москвы – в Лоси. Скучные одноэтажные дома на деревянном каркасе барачного типа. О красоте тогда не думали, особых удобств не требовали. Стандартные дома возводили в течение нескольких дней. Но прошло очень немного времени и здесь стало уже тесно. Для метростроевцев стали строить дома-общежития в Черкизове, Преображенском, Сокольниках. Для нужд «Метростроя» появилась автобаза возле Окружной железной дороги со стороны Метрогородка.

После того, как были введены в эксплуатацию первые станции метрополитена, встал вопрос о строительстве хорошей дороги и трамвайно-автомобильного моста через Окружную железную дорогу (что и было сделано к началу 40-х годов). Постепенно городок перестраивался. На месте прежних бараков руками пленных немцев началось строительство двух- трехэтажных домов с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией. Квартиры, что вполне естественно, получали работники Метростроя и автобазы. Появились парки и скверы.

В начале 50-х годов в Метрогородок переезжает завод железобетонных изделий (ЖБИ), его продукция широко используется для строительства метро, дорог, путепроводов, мостов (стоит отметить, что это старейшее предприятие Метростроя, основанное в 1932 году и отметившее в прошлом году 75-летний юбилей, активно функционирует и сейчас.). Рабочие завода также стали жителями района.

Набирают обороты темпы строительства: ведется строительство 5-этажных домов с покатыми крышами и высокими потолками, которыми застраивается четная сторона Открытого шоссе. В первой половине 60-х по нечетной стороне Открытого шоссе «вырастают» знаменитые «хрущевки», чуть позже – блочные 9-этажки. Открытое шоссе приобретает современный облик.

В это время появляется улица Николая Химушина, название которой дали к 20-й годовщине Великой Победы. В 1965 году появились Монтажная и Тагильская улицы, два Иртышских проезда. Но самой старой считается улица Лосиноостровская, которая появилась в 1928 году.

В 70-х годах возводятся новые жилые кварталы, к опушке леса переносится трамвайный круг. Метрогородок этих лет был необычайно уютен и зелен: огромные деревья росли даже между трамвайными путями. Практиковалась и искусственная высадка, в результате чего лес «подошел» прямо к домам. Старожилы рассказывают и о многочисленных яблоневых садах, от которых в наше время почти ничего не осталось.

Сегодняшний Метрогородок мало напоминает поселок метростроителей прежних лет.

Метрогородо́к - район в Восточном административном округе города Москвы, а также одноимённое внутригородское муниципальное образование. Крупнейший по площади район Москвы. Бо́льшую часть территории района занимает национальный парк «Лосиный Остров». Площадь района - 2757 га. Население - 37 785 чел. (2016).

Территория нынешнего Метрогородка долгое время была покрыта густыми лесами, среди которых некогда стояли две небольшие деревушки - Александриха и Пантелеиха, но уже в XIX веке на их месте были пустоши. В конце XIX века здесь появляются дачи - район становился ближним пригородом Москвы. В марте 1917 года пределы Москвы распространились до Московской окружной железной дороги, территория нынешнего района Метрогородок в городскую черту ещё не вошла, но стала с ней непосредственно граничить (граница эта совпадала с современной границей Метрогородка и района Богородское). Метрогородок возник в 1930-х гг. с началом строительства Московского метрополитена, тогда по соседству с Окружной железной дорогой появилась автобаза «Метростроя», а рядом с ней - двух- и трёхэтажные дома барачного типа, где жили строители метрополитена. Так появился посёлок, называвшийся «Метрогородок» (или «посёлок Метростроя»). В сторону посёлка из располагавшегося на территории Богородского посёлка имени Подбельского (бывшее село Ивантеевское) вело Открытое шоссе, оно получило своё название ещё в 1922 году - по открытой с одной стороны местности, но в те годы доходило только до Окружной железной дороги, а далее его продолжением служила обычная просёлочная дорога. Застраивалась сначала правая сторона данной дороги, и карта Москвы 1939 года показывает, что эта правая сторона считалась тогда уже частью Москвы (остальная территория района вошла в черту Москвы в 1960 г.). Через железную дорогу перекинули узкий мостик и по нему пустили одноколейный трамвай № 8. Этот трамвай доставлял на автобазу рабочих «Метростроя»; им пользовались и москвичи, желавшие отдохнуть в Лосином Острове: погулять в лесу, пособирать грибы и ягоды. В начале 1940-х гг. был построен надёжный трамвайно-автомобильный мост через Окружную железную дорогу, а просёлочную дорогу сменило продолженное на северо-восток Открытое шоссе. На месте прежних бараков руками немецких военнопленных были возведены двух- и трёхэтажные дома с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией; большинство квартир в них получали работники «Метростроя» и автобазы. Появились площади и скверы. В начале 1950-х годов в Метрогородок переехал завод железобетонных изделий. В 1950-е гг. началась активная жилая застройка района, а в 1960-1970 гг. Открытое шоссе приобретает современный облик, одновременно возникают новые улицы. Метрогородок этих лет необычайно уютен и зелен, причём деревья растут даже между трамвайными путями. В ходе проведённой в Москве административной реформы 1991 года 12 сентября 1991 года образован муниципальный округ Открытое Шоссе, вошедший в состав Восточного административного округа. Постановлением…

Район Метрогородок входит в состав Восточного административного округа Москвы. Этот район входит в число самых больших по площади среди прочих московских районов. Большую часть территории района Метрогородок занимает национальный парк Лосиный остров, благодаря которому здесь сохраняется хорошая экология. Кроме того, плотность населения Метрогородка одна из самых низких в Москве.

В далеком прошлом эта местность была покрыта дремучими местами. Еще 200 лет назад вместо современного района столицы здесь стояло лишь несколько маленьких деревянных изб, принадлежащих селу Черкизову. В этой же местности находились небольшие деревеньки Александриха и Пантелеиха.

В 1908 году была достроена Московская окружная железная дорога, которая прошла по западной границе нынешнего района. Но это ненамного оживило жизнь округи. Москвичи по-прежнему приезжали на Лосиный остров лишь для устройства пикников и в грибной сезон.

Лишь в конце 20-х годов прошлого века, когда было решено строить в Москве метро, нужна была специализированная инфраструктура. В 1928 году на территории района была размещена база Метростроя. В течение следующих десяти лет в округе вырубались леса, строились бараки и заводы. На рубеже 40-50 годов прошлого века бараки стали сменяться постоянными жилыми домами. Большую часть двух- трехэтажных домов строили пленные немцы. В состав Москвы Метрогородок вошел в 1960 году, когда была построена МКАД,

Самая крупная транспортная магистраль Метрогородка – это Открытое шоссе. Несмотря на свое название, шоссе – это тупиковая улица, что несет неудобства для автомобилистов, но хорошо отражается на экологии района. По иронии судьбы собственных станций метро в районе нет, хотя, в непосредственной близости от его границы располагается станция Улица Подбельского, до которой можно доехать на трамвае.

Лес располагается в северной части района Метрогородок, жилая застройка занимает центральную территорию, а на юге и юго-востоке находится обширная промзона, существующая с 30-х годов 20-го столетия. В промышленной зоне Метрогородка функционирует 18 промышленных предприятий, в числе которых ТЭЦ-23.

Социальная инфраструктура района не слишком развита, что обусловлено низкой окупаемостью в связи малочисленным населением. Что касается жилой застройки, то дома представлены в основном панельными зданиями, построенными в 70-90 годах прошлого века и послевоенными пятиэтажками. Главным достоинством данной местности является чистый воздух и возможность отдыха на природе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!