Мфти физтех. Московский физико-технический институт (государственный университет)

«Общее между великими моралистами можно свести к следующим пунктам: они едины в понимании

1) назначения морали;

2) соотношения между нравственными обязанностями человека и его стремлением к счастью;

3) характера связи личности и общества;

4) принципиальной возможности перспектив нравственного преобразования человека.

1) Назначение морали великие моралисты усматривают в том, чтобы добиться такого общежития, такого согласия между людьми, которое явилось бы выражением и продолжением их права на достойную и счастливую жизнь. Собственно говоря, самой моралью они называют то, что в негативном аспекте противостоит насилию, лжи, всем другим факторам, которые принижают и разъединяют людей, а в позитивном - служит источником их взаимоуважительной солидарности. Устранять вражду и стремиться к гармонии межчеловеческих отношений, в рамках которой развитие одной личности становится условием развития всех остальных, - таково назначение морали. Добиться этого можно в том случае, если в отношениях с другими людьми руководствоваться теми правилами, которые каждый находит наилучшими и хотел бы видеть примененными к самому себе. Первые среди великих моралистов, которые по праву именуются учителями человечества, сводят основное содержание морали к золотому правилу нравственности, а многие из них дают этому правилу ту лаконичную, классически завершённую формулировку, в которой оно дошло до наших дней. Понимание морали в их учениях совпадает с естественной нравственностью, которую каждый человек находит в своём «сердце».

2) Не нужно доискиваться до изощрённых формул морали, она в своём содержании элементарна. Великие моралисты приходят к такому выводу не для того, чтобы профанировать мораль. Совсем напротив: они возвышают её до первоосновы жизни. Они считают, что конфликт между моралью и счастьем может быть снят только в том случае, если второе будет подчинено первому. Существует объективный, единственно истинный порядок благ в мире: духовное выше материального, нравственные обязанности человека выше его стремления к личному благополучию. Выше не в том смысле, что надо прежде позаботиться о теле, чтобы потом можно было совершенствовать душу, подобно тому как мы проходим нижние ступени лестницы, чтобы добраться до верхних. И не в том смысле, что больше времени и сил надо уделять нравственному состоянию души, чем физическому состоянию тела. Великие моралисты придают духовно-нравственным ценностям абсолютное значение (отсюда - свойственное многим из них соединение идеи морали с идеей Бога) и рассматривают их в качестве единственного основания, придающего смысл всем человеческим стремлениям. Свет может иметь разную степень интенсивности, но во всех проявлениях он восходит к солнцу как единственному своему источнику. Точно так же человеческие блага, как бы они ни разнились между собой, восходят к морали и только благодаря этому приобретают качество, позволяющее считать их благими, достойными целями деятельности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы постоянно быть подключённым к этому благотворному источнику. Духовно-нравственные обязанности человека выше его стремления к личному благополучию в том совершенно особом смысле, что только через духовно-нравственные обязанности и в их рамках человек может обрести настоящее личное благополучие. Дилемма морали и счастья снимается благодаря тому, что счастье рассматривается как следствие морали. Кто стремится быть моральным, тот правильно понимает и надежно обеспечивает свою выгоду. Мораль есть высшая реальность в смысле подлинности бытия. И в этом качестве она является единственной аксиологической реальностью. С точки зрения моралистов мораль верховодит в мире человеческих целей,

3) Что касается противоречия между интимностью личностной выраженности марали, в силу которой она выступает в качестве силы, возвышающей индивида до уровня субъекта индивидуально ответственного существования, и её (морали) общезначимостью, универсальностью, в силу которой она оказывается единственно надежной основой всечеловеческой солидарности, то она может получить разрешение только в том случае, если двигаться от личности к обществу. Великие моралисты исходили и своими учениями задавали перспективу, в рамках которой отношения между людьми предстают в качестве вторичного результата их сознательных стремлений к личностному самосовершенствованию, являются формой их духовно-нравственной общности. Они утверждали приоритет личности перед обществом, нравственную автономию индивидов. Это относится и к тем из них, кто вписывал нравственность в религиозный контекст: хотя в учениях Моисея , Иисуса Христа , Мухаммеда мораль и предстает как совокупность безусловных надындивидуальных требований, тем не менее они выражают волю совершенной и единственной в своей совершенности личности - Бога; к тому же считается, что тот, кто сформулировал для людей эти заповеди, одновременно вписал их в сердце каждого из них. Если есть истина, которую свято чтили все великие моралисты, то она состоит в неотъемлемом праве каждой личности говорить от имени морали и быть субъектом морально совершенных отношений между людьми. Человек не может жить вне общества - из этого несомненного факта они делают тот вывод, что общество должно быть человечным, нравственно ориентированным.

4) Мораль задаёт совершенно определённое - критически отрицательное отношение к реальному миру. Степень напряжения между моралью и эмпирическим бытием индивидов в разных этических программах является, конечно, разной. Можно было бы, например, провести разграничение между морально-ригористическими (Будда , Иисус ) и морально-компромиссными (Конфуций , Мухаммед ) программами; в определённых отношениях оно может иметь очень важное значение. Тем не менее в существенном рассматриваемые учения едины: во всех моралистических нормативных программах (потому они и именуются моралистическими) мораль рассматривается в качестве истины человеческого бытия. Все они анализируют жизнь людей в перспективе окончательного торжества добра. Насколько, однако, возможно такое торжество? Великие моралисты создавали определённые, этически значимые жизненные программы. Как программы, они должны мыслиться осуществимыми, в противном случае они бы не отличались от абстрактных интеллектуальных систем. Как этические, они не могут быть замкнуты на обозримую и подконтрольную индивиду перспективу, в противном случае они бы не отличались от какой-нибудь судебной реформы или иных социально-прагматических проектов. Этические программы осуществимы в принципе. Однако их реализация требует таких нечеловеческих усилий и огромного запаса времени, таких кардинальных перемен, включая переустройство космоса и переделку самой человеческой природы, что она оказывается скорее вопросом общей веры, чем конкретной уверенности. Моральное обновление выступает в качестве цели, но цели особого рода, которая не имеет ни рассчитанного срока, ни строгих путей своей реализации, которая призвана объединить, придать смысл и как бы завершить все другие человеческие цели. Оно призвано возвысить все человеческое существование до уровня морального бытия и на этой основе примирить человека с самим собой. Придать жизни моральный смысл - для человека значит стать больше, чем он есть на самом деле. И не просто стать больше, а вообще стать большим. Моральная перспектива бытия задает совершенно особую систему координат, когда жизнь индивидов измеряется не часами, метрами и килограммами - показателями, которые уходят в дурную бесконечность и в любом, сколь угодно большом, своем натуральном выражении только подчеркивают ограниченность человеческих возможностей, - а абсолютными величинами. Мораль, как её понимают великие моралисты, - не просто путь. Это - путь в вечность. В морали и через мораль жизнь человека соразмеряется с Богом. Всё что угодно можно говорить об учениях великих моралистов, можно называть их иллюзорными, жестокими, лицемерными или какими-нибудь еще, более обидными словами, но нельзя отрицать того, что они выражают одну несомненную истину: только в моральной перспективе естественное существование индивидов трансформируется в историческое становление, природность - в культуру. Без морали нет истории, если, конечно, не сводить последнюю к разновидности исторической зоологии, к хронике войн, способов производства, научных открытий и т.д., а понимать как действительную историю людей - процесс совершенствования человека.

Позицию великих моралистов по вопросу о путях и сроках морального обновления мира нельзя оценивать по критериям научного предвидения. Они не отвечают на вопрос, что будет. Они говорят о том, что надо делать. Они подчеркивают: моральное обновление есть задача (программа, цель), которая призвана стать объединяющей основой и фокусом всех усилий человека и степень реальности которой целиком будет зависеть от этих усилий. Каждый из моралистов мог бы сказать про свою этическую программу, что она вполне реальна и осуществима, если люди будут достаточно разумны, чтобы принять её, и достаточно настойчивы, чтобы следовать ей».

Гусейнов А.А., Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней, М., «Вече», 2009 г., с. 369-373.

Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Сам термин "этика" (от древнегреческого ethika, ethos - нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотель, написавший такие работы как "Никомахова этика", "Большая этика" и др.

Ho не его следует считать "первым этиком". Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель - Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона - Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в У веке до н.э. этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следсзвием социально- экономического, духовного развития человечества. B предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве - в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытного общества, в пословицах и поговорках и в котором делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, представить место человека в Мире. Далее, началу процесса становления этики способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до н. э. Bce более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми. B ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика. He случайно многие мыслители древности подчеркивали практическую направленность этики. Как отмечал Аристотель, цель этического учения - "не познание, а поступки". Моральное учение чаще всего понималось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка, меры. Мораль рассматривалась через призму добродетели.

Отсюда вполне логично то внимание, которое уделили рассмотрению добродетелей древнегреческие мыслители. Целый ряд диалогов Платона посвящен анализу различных проявлений добродетелей, постижению сущности добродетели как таковой. Очень многие добродетели всесторонне рассматривались в сочинениях Аристотеля, стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет и др.). A еще раньше, можно сказать, первый европейский моралист Геснод (конец VIII века до н.э.- начало VII вска до н.э.) в поэме "Труды и дни" дает обстоятельную, эмоциональную характеристику добродетелей и пороков. Среди первых он выделяет бережливость, трудолюбие, пунктуальность и др.

Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться. Так, Платон выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность н справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики. Аристотель же считал, что существуют две основные іруппьі добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) - мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) -мужество, уравновешенность, щедрость и др.

При этом древнегреческий философ полагал, что каждая добродетель есть середина между двумя крайностями. Так, скромность есть середина между бесстыдством и стеснительностью. Чувство собственного достоинства есть середина между своенравием и подхалимством. Правдивость - середина между притворством и хвастовством. Подобная же характеристика дается довольно многим добродетелям. Нельзя не отметить, что представления о золотой середине встречаются и в культуре Древней Индии, Древнего Китая.

Уже давно подмечено, что в культуре античности можно обнаружить зачатки едва ли не всех направлений философии, в том числе и нравственной философии, которые получили свое развитие в позднейшее время. Так, софистов Протагора (481-411 гг. до н.э.), Горгия (483-375 гг. до н.э.) и др. можно считать основоположниками этического релятивизма (от лат. relativus - относительный). Предшественники софистов, разделявших во многом представления древней мифологии, полагали, что все мироздание и человек существует по одним и тем же законам. Космос даже в чем-то уподоблялся человеческому организму. Протагор же и его единомышленники фактически первыми заявили о том, что законы природы существенно отличаются от законов общества. Если первые существуют объективно, то вторые устанавливаются самими людьми с учетом их собственных интересов. Софисты нередко указывали на пестроту нравов и делали поспешный вывод об относительности добра и зла. Они нередко утверждали, будто одна добродетель у государственного мужа, другая у ремесленника, третья у воина. Bce это подводило к мысли о неустойчивости, расплывчатости предписаний морали и, естественно, возможности их нарушать.

Оппонентом софистов в целом ряде отношений был Сократ (469-399 гт. До н.э.), которого с полным основанием следует считать одним из основоположников этического рационализма (от лат. rationalis - разумный). Сократ стремился найти надежную основу для нравственных законов. По его мнению,

зло индивид делает только по неведению. По своей же воле человек никогда не совершает неблаговидных поступков. Того, кто познал, что есть плохое, а что доброе, ничто не заставит поступить плохо. Выходило, что Сократ сводил добродетель к познанию о добродетели. Словом, у Сократа все добродетели пронизаны разумностью.

Этический рационализм получил свое логическое завершение в доктрине ученика Сократа - Платона. Последний придал понятиям (идеям) о добродетелях самостоятельное существование, онтологизировал их. По воззрениям Платона, существует особый, сверхчувственный мир идей, который и обладает истинным бытием, а земной мир представляет собой лишь бледную, неточную и несовершенную копию этого высшего мира, в котором центральное место занимает идея блага. Человеческая душа до своего вселения в тело (темницу души) обитала в этом прекрасном мире и непосредственно созерцала идеи блага, справедливости, благородства и др. B земной же жизни душа припоминает то, что было известно, непосредственно созерцалось в сверхчувственном мире идей.

B античности зарождается такое направление, как эвдемонизм (от древнегреческого eudamonia - счастье, блаженство), которое заключалось в стремлении установить гармонию между добродетелью и стремлением к счастью. Позиции эвдемонизма разделяли очень многие мыслители древности - Сократ, Демокрит, Платон и др. Как отмечал Аристотель, "называть счастье высшим благом кажется чем-то общепризнанным". При этом предполагалось, что счастливый человек стремится к справедливым, добрым делам, а в свою очередь добрые поступки ведут к счастью, к хорошему расположению духа.

B сочинениях ряда мыслителей древности эвдемонизм н&^редко переплетался с гедонизмом (от древнегреч. hedone - наслаждение), трактующим, что добродетельное поведение должно сочетаться с переживаниями удовольствия, а порочное - со страданиями. Основателями гедонизма обычно считают Демокрита, Эпикура, Аристиппа (435-356 гг. до н.э.).

Эвдемонизму, гедонизму в определенной мере противостоял аскстизм, который нравственную жизнь человека связывал с самоограничением чувственных стремлений, удовольствий. Разумеется, эти оіраничения не стоит рассматривать как самоцель, а лишь как средство достижения высших нравственных ценностей. Элементы аскетизма нетрудно обнаружить в учениях киников и стоиков. Основателем кинизма считается Антисфен (435-370 гг. до н.э.). Ho, пожалуй, легендарную известность получил его ученик Диоген (404-323 гг. до н.э.).

Основателем стоицизма считается Зенон (336-264 гг. до н.э.). Ho наибольшую известность получили сочинения представителей римского стоицизма - Сенеки (3 г. до н.э.- 65 г. н.э.), Эпиктета (50-138 гг.), Марка Аврелия (121- 180 rr.). Они также проповедовали необходимость отказа от чувственных удовольствий, сгремление к спокойствию духа. Марк Аврелий учил о бренности, зыбкости земного существования. Земные ценности недолговечны, тленны, обманчивы и не могут быть основой человеческого счастья. K тому же человек, по мнению стоиков, не в состоянии что-либо изменить в окружающей действи- тельности,и ему остается только покориться судьбе ("идущего рок влечет, сопротивляющегося - тащит"). Задача философии и состоит в том, чтобы помочь человеку принять удары судьбы.

Таким образом, можно сказать, что мыслители античности рассмо грели очень многие проблемы морали и еоздали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующие столетия.

Непосредственным преемником, хотя и довольно односторонним, античной культуры стала этика средневековья (V-XV вв.), которая воспринимала культуру античности главным образом через призму христианских догматов. B учении христианских мыслителей нетрудно увидеть отголоски целого ряда положений стоицизма, учения Платона и несколько меньше Аристотеля и некоторых других философов древности. Однако культура аіггичности отличалась довольно широким взглядом на человека, допускала сосуществование самых

различных мнений о мире и человеке. Христианский мир, особенно в первые века своего существования, довольно жестко радел о чистоте веры. B этических исследованиях христиан господствовал теоцентризм, т.е. все рассматривалось через призму отношения к Богу, проверялось на предмет соответствия священному писанию, постановлениям соборов. B итоге формировалось заметно новое понимание человека. B Нагорной проповеди Христа утверждается в качестве важнейших добродетелей смирение, терпение, покорность, кротость, милосердие и даже любовь к врагам. Значительное место в христианской этике отводится такой добродетели как любовь к Богу. Само понятие любви онтоло- гизируется: "Бог есть любовь". Стоит, пожалуа, отметить еще одну черту христианского учения - это идея всеобщей греховности и необходимости массового покаяния.

B качестве несомненно позитивного следует указать на усиление личностного начала в моральном учении христианства, которое обращалось к каждой человеческой личности независимо от ее социального статуса и говорило о равенстве всех пред Богом. Усилению личностного начала способствовал и образ Христа - Богочеловека, Сверхличности, который прошел земной путь и пострадал за грехи каждого человека.

Одной из центральных проблем любой нравственной философии является проблема происхождения, природы морали. И здесь надо признать, что в этом вопросе мнения христианских мыслителей самых различных конфессий практически совпадает: все они говорят о божест венной природе морали, исходят из одного из важнейших догматов, согласно которому творцом и Промыслителем мира видимого и невидимого является Бог.

Уже первые христианские мыслители (отцы и учителя церкви) так или иначе утверждали^что моральные убеждения человек получает от Бога двумя путями. Первый: в процессе творения души Бог закладывает в нее определенные нравственные чувства и представления. Выходит, что индивид появляется в этом мире уже с определенными нравственными задатками, по меньшей мере.

Эта нравственная предрасположенность называется естественным нравственным законом. A естественный нравственный закон дополняется богооткровенным нравственным законом, т.е. теми заповедями, предписаниями, которые изложены в Библии.

Отцы и учителя церкви подчеркивали роль веры в нравственной жизни человека, а в своих классификациях добродетелей наиболее важными считали такие, как вера, надежда, любовь.

Таким образом, в средние века, когда существовало тотальное господство религии и церкви, важнейшие нравственные проблемы решались специфическим образом - через призму религиозных догматов, в интересах церкви.

Эпоха Нового времени характеризуется глубокими переменами в духовной, экономической, политической сферах. Хотя позиции религии все еще остаются достаточно прочными, религиозные реформы потрясают такие страны Европы, как Германия, Англия, Франция и др. Появляется новая разновидность христианства - протестантизм, которая с самого начала приняла рационалистический характер; упрощаются церковные обряды, морально возвышается повседневная жизнь человека как форма служения Богу.

Хотя позиции религии в Новое время остаются весьма прочными, все- таки духовная, в т.ч. и религиозная жизнь общества становится более разнообразной. Во-первых, как мы уже отмечали, возникают самые различные направления протестантизма. Во-вторых, в Новое время получают известное распространение различные формы свободомыслия: атеизм, деизм, скептицизм, пантеизм и др. Соответственно несколько иначе трактуются некоторые вопросы моральной теории. Так, скептики M. Монтень, П. Бейль допускали возможность существования морали, независимой от религии и даже заявляли, что атеист может быть существом нравственным.

Заметная часть мыслителей Нового времени пыталась найти истоки морали в разуме человека, в его природе.

B XVII-XVIII вв. получает распространение теория разумиого эгоизма (Спиноза, Гельвеций, Гольбах и др). B XIX в. ее поддерживали Л. Фейербах, H. Чернышевский и др. Согласно этой теории человеку просто невыгодно вести аморальный образ жизни, ибо на его злодеяния люди ответят тем же самым (по пословице: "как аукнется, так и откликнется"). И конечно же, человеку выгодно бороться против всего того, что мешает его собственному счастью и счастью близких. B сравнении со средневековьем этические искания отличаются несравненно большей пестротой, разнонаправленностью, что позволило создать определенный теоретический задел для нравственной философии последующих поколений. B конце XVIII в. усилиями многих мыслителей этика приобрела самостоятельный статус, выявила во многом специфику объекта своего исследования (морали), создала достаточно развитый понятийный аппарат.

Этическая мысль конца XTX и всего XX века представляла собой довольно пеструю картину. Опираясь на достижения своих предшественников, она рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих позиций религиозных и материалистических), с различной мерой использования достижений таких наук, как психология, генетика, социология, история и др. Неодинаково освещаются в свете высших моральных ценностей и те новые ситуации, которые порождаются современной HTP. Обозревая данный период, стоит особо выделить духовные искания Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, C.H. Булгакова, H.A. Бердяева и др. выдающихся русских мыслителей, которые большое внимание уделяли нравственной проблематике. Как писал в начале XX века C.H. Булгаков, в наши дни из всех философских проблем этическая проблема выдвигается на первое место и оказывает решающее влияние на все развитие философской мысли.

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологии) (науку о бытие), гнесеологию (науку о познании) и этику (науку о морали).

Этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или ииых случаях, но и учением теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 09:00 до 18:00

Последние отзывы МФТИ

Никита Мамонтов 12:19 11.07.2013

ЕГЭ я написал блестяще, с информатикой 276, с физикой 269. Оставалось только выбрать ВУЗ. Мой выбор пал на физтех по нескольким причинам. Во-первых, это имя. Открытый после Отечественной войны МФТИ изначально был факультетом МГУ, находящимся в городе Долгопрудный (18 минут от станции Тимирязевская на электричке), но спустя время стал всемирно известным институтом, преподавателями которого были такие ученые как Капица, Сахаров, Ландау!!! Их портреты висят по всему университету) Во-вторых, ...

Общая информация

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Лицензия

№ 02816 действует Бессрочно с 11.04.2019

Аккредитация

№ 03123 дейcтвует с 17.05.2019 по 26.06.2021

Предыдущие названия МФТИ

  • Московский энергетический институт

Результаты мониторинга Минобрнауки для МФТИ

Показатель 18 год 17 год 16 год 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 6 баллов) 5 7 7 6 6
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 93.43 94.45 93.08 92.90 91.99
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 95.13 96.78 96.31 93.83 94.99
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 83.59 83.6 83.02 78.62 79.48
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 73.78 73.3 71.74 72.14 71.46
Количество студентов 6240 6095 5878 5611 5326
Очное отделение 6240 6095 5878 5611 5326
Очно-заочное отделение 0 0 0 0 0
Заочное отделение 0 0 0 0 0
Все данные Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет

Обзоры вуза

Лучшие классические университеты России 2009 года. Рейтинг составлен международной информационной Группой "Интерфакс" и радиостанцией "Эхо Москвы"

Лучшие финансовые вузы России по версии журнала "ФИНАНС". Рейтинг составлен на основании данных об образовании финансовых директоров крупных предприятий.

О МФТИ

Московский физико-технический институт (государственный университет) – один из лучших вузов Российской Федерации, в котором занимаются подготовкой специалистов высокой квалификации в самых разных областях науки и техники.

Миссия и система Физтеха

МФТИ занимаются подготовкой высококлассных специалистов мирового уровня, которые смогут разрабатывать и внедрять новейшую технику и технологию в приоритетные направления развития экономики России. Основательное образование, получаемое студентами в университете, позволяет им после окончания вуза в короткие сроки осваивать новейшие технологии, которые используются на предприятиях, и нестандартно подходить к решению проблем и задач, возникающих на рабочем месте.

Многие студенты-выпускники МФТИ впоследствии занимают лидирующие позиции в мире науки. И это неспроста, ведь в университете существует определенная система, благодаря которой студенты практически с самого начала обучения вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность вуза. Это позволяет студентам получить качественное образование, которое будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

«Система Физтеха» была разработана Петром Леонидовичем Капицей и на данный момент является самой необычной системой обучения студентов в России. Она заключается в том, что:

  • подготовка студентов по выбранной им специальности ведется не только на лекциях, которые читаются преподавателями вуза, но и на практических занятиях, которые проходят в оснащенных новейшей техникой и технологией лабораториях под руководством научных сотрудников;
  • подготовка студентов по специальности ведется в индивидуальном порядке, поэтому каждый студент имеет своего куратора, к которому может обращаться в любое время по любым вопросам;
  • начиная со 2-3 курса, все студенты вовлекаются в научные работы, которые проводятся на территории МФТИ;
  • после окончания вуза каждый студент владеет всеми методами как теоретических, так и экспериментальных исследований и достаточными инженерными знаниями для решения задач, которые могут возникнуть на производстве.

Структура вуза

Дабы обеспечить эффективное функционирование МФТИ, которое позволит студентам вуза получать качественное образование, институт имеет достаточно сложную структуру вуза, каждая составляющая которой играет важную роль в образовательном процессе.

В университете имеется:

  • собственный провайдер МФТИ-телеком, который позволяет студентам и сотрудникам вуза поддерживать постоянную связь с внешним миром, благодаря подключению к интернету. Данный провайдер охватывает всю территорию МФТИ и его студенческого городка;
  • электронная библиотека университета, где находится масса необходимой литературы для студентов вуза, с которой можно ознакомиться онлайн в любое время суток;
  • научный журнал «Труды МФТИ», который выпускается вузом и в котором публикуются научные работы студентов и преподавателей университета;
  • Физтех-полиграф – отдел МФТИ, который занимается выпуском научной и методической литературы вуза;
  • Физтех-центр – отдел, координирующий работу университета со школьниками и способствует развитию и воспитанию талантливых детей, которым нравятся и легко даются естественно-математические науки;
  • заочная физико-техническая школа – союз педагогов МФТИ, работающий с одаренными детьми, которые впоследствии станут студентами вуза;
  • Центр дополнительного профессионального образования – отдел университета, где работающие специалисты могут пройти курсы повышения квалификации или переподготовки, дабы стать более конкурентоспособными на рынке труда;
  • Центр корпоративного предпринимательства – отдел университета, где готовят специалистов, которые смогут открыть, запустить и удачно реализовать собственные предпринимательские проекты;
  • Центр студенческой молодежи – объединение студентов вуза, благодаря силам которых проводятся различные концерты и конкурсы в МФТИ для всестороннего развития студенческой молодежи.

Международная деятельность в МФТИ

Международная деятельность в вузе осуществляется посредством Отдела международных связей. Основными направлениями деятельности отдела является:

  • взаимовыгодное сотрудничество с международными фондами и организациями, благодаря которому ученые МФТИ могут участвовать в международных программах, находить себе зарубежных партнеров, принимать участие в семинарах и способствовать продвижению своей интеллектуальной продукции в мировой рынок, получая гранты за свои исследования;
  • рекламная и маркетинговая деятельность, в процессе которой происходит исследование образовательного процесса в иностранных вузах и внедрение в обучение студентов МФТИ наиболее качественных и эффективных образовательных программ. Также это способствует привлечению к обучению в вузе иностранных студентов посредством разработки английской версии сайта МФТИ и рекламных брошюр для зарубежных абитуриентов на иностранных языках;
  • регистрационная деятельность, благодаря которой происходит регистрация иностранных студентов в МФТИ, а также помощь преподавателям и профессорам из иностранных вузов в получении визы и приглашений для того, чтобы они посетили физтех и прочитали там свои лекции;
  • совместная научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей МФТИ и зарубежных вузов.

Вуз, находящийся постоянно на самых верхних строках отечественных и зарубежных рейтингов, МФТИ, отзывы студентов, аспирантов и работодателей получает очень высокие. Здесь готовят высококвалифицированных специалистов различных областей современной науки.

Переименования

Федеральному государственному образовательному учреждению ВПО "Московский есть чем гордиться. Он создан в ноябре 1946 года как на базе которого в 1951-м образован как МФТИ. В 2009 году вуз стал соответствовать категории национального исследовательского университета. В 2011-м МФТИ, отзывы о котором в среде высшего профессионального образования звучали всё так же громко, снова изменил название.

Теперь студенты и аспиранты гордятся тем, что учатся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении ВПО "Московский физико-технический институт" (государственный университет). В ноябре 2011 изменён тип существующего ФГБО ВПО и создано автономное образовательное учреждение, оставшееся федеральным и государственным Московским физико-техническим институтом (государственным университетом).

История

МФТИ отзывы собирает не ложные, поскольку история этого прекрасного учебного заведения поистине завидна. Основывали его и преподавали тут такие звёзные физики, как лауреаты Нобелевской премии Л. Д. Ландау, Н. Н. Семёнов. Первым ректором стал И. Ф. Петров. И среди выпускников МФТИ (ГУ) тоже достаточно нобелевских лауреатов. Его профессуру составляют ведущие учёные России, более восьмидесяти академиков РАН и членов-корреспондентов.

Разве при таких условиях может МФТИ отзывы получить отрицательные? С его оригинальной системой подготовки высококлассных специалистов, которая используется со дня основания вуза - системой Физтеха - прекрасно сочетаются и отлично дополняются друг другом инженерные дисциплины и классическое фундаментальное образование, плюс студенческие научно-исследовательские работы. История вуза, наполненная знаменательными событиями, придала устойчивости многолетним традициям, за счёт чего и сегодня в стране равного образования в данной области практически нет нигде. Даже эмблема МФТИ (ГУ) символизирует настоящую преданность науке.

Абитуриентам

Бюджетные места, как и во всех государственных вузах теперь, ограничены в количестве, но всё-таки их достаточно много. Прикладным математике и физике отдано 740 мест, а в конкурсной группе "Математика и химия" - ещё 30. Прикладная информатика и математика приглашает 120 абитуриентов, плюс компьютерная безопасность - 10 и системный анализ в двух группах - ещё 10. Основных мест в МФТИ (бюджет) больше, чем с договорной оплатой, что само по себе говорит о качестве и устойчивом положении данного вуза. Отсюда выпускаются либо учёные, либо талантливые практики, но чаще всего - и то и другое вместе.

Предъявивший диплом МФТИ специалист - на вес золота, о чём, конечно же, знают все работодатели. Именно поэтому многие из них участвуют в целевом наборе. Это такие серьёзные компании, как ФМБА РФ, Концерн "Созвездие", ФГУП ЦНИИмаш, АО "Российские космические системы", НПО "Алмаз", НПП "Торий", ЦИАМ имени П. И. Баранова, РКК "Энергия", Корпорация "Комета", ГНЦ "Центр Келдыша", НПО "Орион", ВНИИ ГО ЧС, Росздравнадзор, ЛИИ имени М. М. Громова, АО НИИАО, НИЦ электронно-вычислительной техники, НИИ авиационного оборудования, ОАО "Проектмашприбор", АО Информационные спутниковые системы, МБК "Компас" и некоторые другие. Но в любом случае в МФТИ экзамены сдать очень и очень непросто, даже если абитуриента ведёт одна из таких корпораций.

Документы

Документы принимаются с двадцатого июня по двадцать шестое июля включительно на места, оплачиваемые бюджетом. На платное обучение абитуриент должен поторопиться со сдачей до шестого июля. Тот, кто собирается сдавать вступительные испытания, должен подать документы до одиннадцатого июля. Двадцать восьмого июля, первого и шестого августа проходит зачисление - в три этапа. Приоритетные предметы: математика, физика, информатика, астрономия, химия, русский язык. Все направления подготовки, которые ведёт Московский физико-технический институт (МФТИ), требуют определённого количества баллов по каждому предмету.

Так, по русскому языку - 50 баллов, по информатике, химии, физике и математике - не менее 65, только в этом случае вступительные испытания будут пройдены успешно. В МФТИ проходной балл не может изменяться по ходу приёма и не различается на разных основах обучения. То есть ни лица с особыми правами, ни проходящие по квоте ни поступающие на бюджет, ни приготовившиеся платить за обучение - никто не поступит в этот вуз, не набрав должного количества баллов. А в МФТИ проходной балл очень высок. Даже если у абитуриента многочисленные победы на олимпиадах в выпускном классе, всё равно в результатах ЕГЭ должно быть по каждому соответствующему предмету не менее семидесяти пяти баллов.

Особые права

Есть категории абитуриентов, которые принимаются без вступительных испытаний, поскольку их ценность как будущих студентов уже оценена высоко. Это призёры и победители заключительного тура всероссийской олимпиады, в которой участвовали школьники, по физике, химии, математике и информатике. Кроме того, это призёры и победители четвёртого этапа по этим же дисциплинам всеукраинских олимпиад для школьников, но если эти люди - граждане России, например, жители Крыма, постоянно там проживающие, или жители Севастополя, которые обучались соответственно учебному плану и государственному стандарту общего среднего образования. Без вступительных испытаний принимаются в МФТИ участники международных олимпиад по астрономии, физике, математике, информатике и химии, члены команд России, а также и члены сборных Украины, проживавшие на территории Крыма, которые участвовали в международных олимпиадах.

Особые квоты

Порядком приёма в МФТИ предусмотрено право на обучение в рамках особой квоты детей-инвалидов, а также инвалидов детства, инвалидов первой и второй групп, инвалидов вследствие заболевания или военной травмы, полученных во время прохождения службы в Российской Армии, если медико-социальная экспертиза не найдёт противопоказаний обучению в МФТИ. Также особой квотой пользуются сироты и дети, которые остались без попечения родителей. Ветераны боевых действий тоже могут использовать особую квоту при поступлении в Московский физико-технический институт (государственный университет).

Вступительные испытания для этих категориц лиц МФТИ проводит самостоятельно, в письменной форме и по каждому предмету отдельно - всё в рамках учебной программы средней школы. В МФТИ экзамены сдаются только на русском языке. Проходят они в главном корпусе института. Когда проводятся вступительные испытания для абитуриентов-инвалидов или с ограниченными возможностями здоровья, всегда обеспечивается соблюдение всех требований к проведению вступительных экзаменов, учитывая специальные положения.

Положения для сдачи вступительных испытаний

1. Для вступительных испытаний должна быть приготовлена отдельная аудитория, в которой количество экзаменующихся не должно превышать двенадцати человек. Возможен допуск к сдаче вступительного экзамена и большего количества абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. Разрешено проводить вступительные экзамены для инвалидов совместно с абитуриентами, по здоровью ограничений не имеющими, если, конечно, это не создаст дополнительных трудностей для абитуриентов на вступительных экзаменах.

2. Если абитуриенты не укладываются во время, запланированное для вступительного испытания, то по их желанию оно может быть увеличено, однако не более чем на полтора

3. Во время сдачи вступительного экзамена допускается присутствие постороннего лица - работника МФТИ или привлечённого сотрудника, который будет оказывать абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья чисто техническую помощь с учётом индивидуальных потребностей: передвигаться, занять место, прочитать задание и оформить его, а также при общении с преподавателями, которые проводят вступительное испытание.

4. Все абитуриенты получают инструкцию в печатном виде, где расписан порядок проведения вступительных испытаний.

5. Абитуриенты могут пользоваться необходимыми для них техническими средствами в процессе сдачи вступительных экзаменов, учитывая их индивидуальные особенности.

Поступающие предоставляют сведения об указанных выше данных в отдельном заявлении при подаче документов в МФТИ, приемная комиссия далее будет учитывать необходимость создания специальных условий, соответствующих состоянию здоровья абитуриента. Также при подаче документов необходимо предоставить и документ, который подтверждает ограниченные возможности здоровья. Подлинник этого документа и медицинского заключения о неимении противопоказаний для обучения в вузе останется в МФТИ. Приемная комиссия не принимает документы по электронной почте или в личном кабинете на сайте. Однако уже после подачи абитуриент может вносить некоторые изменения в установленные сроки, отправив сканированное заявление по электронному адресу приёмной комиссии.

Апелляции

После сдачи вступительного экзамена и объявления результатов сам абитуриент или его доверенное лицо может ознакомиться с работой и, если появилась такая необходимость, подать апелляцию в специальную апелляционную комиссию. После детального рассмотрения комиссия принимает определённое решение: изменить оценку или нет. Решение оформляется протоколом и доводится до сведения абитуриента или его доверенного лица под подпись.

Приём документов

Абитуриенты должны заполнить данные на сайте приёмной комиссии МФТИ, где составляется и корректно заполняется заявление. Остальные документы принимаются по графику работы комиссии, для этого нужно приехать в Московский физико-технический институт. Адрес: город Долгопрудный Московской области, Институтский переулок, д. 9.

Где и как живут студенты

Все основные корпуса и общежития МФТИ расположены в этом городе, хотя это от Москвы совсем недалеко - до метро Тимирязевская добираться не более получаса, многие студенты, учащиеся в центре столицы, добираются до места значительно дольше. Хотя, сравнение не так уж нужно: зачем часто посещать Москву студенту МФТИ? Общежитие рядом, вся нужная инфраструктура достаточно хорошо развита. Через дорогу - все учебные корпуса, рядом - поликлиника, стадион и бассейн.

Пары начинаются в девять утра и их много - четыре-пять каждый день, то есть окончание учёбы всегда только вечером. Даже время для отдыха найти трудновато. На обед перерыв обычно не стабильный - "окно" в одну пару. Студенты обедают в столовых, коих многов МФТИ. Общежитие предпочитают любители домашней кухни - они тоже вполне успевают вернуться к следующей паре. И москвичи время от времени в общежитиях поселяются, а иногородние все живут там.

Первое

Поскольку зданий для поселения студентов у этого вуза много, места хватает всем. Здания разные, условия проживания в них - тоже. Несколько блочных домов, коридорного типа, где первокурсники живут в комнате на четверых. В "Единичке" (общежитие № 1) на каждом этаже тридцать пять комнат, два туалета и две комнаты для умывания с сушкой для белья - в каждом крыле по набору. Две кухни на этаж со столом, раковиной и двумя плитами с духовыми шкафами. Также два душа - мужской и женский. Есть прачечное помещение с пятью стиральными машинами, читальный зал как место для учёбы - с настольными лампами, книжными шкафами и маркерной доской.

Здесь же функционирует клуб, где проводятся всевозможные мероприятия - дискотеки, дни рождения, а также собрания студентов по серьёзным поводам. Поддержать спортивную форму можно в "качалке" - там разнообразные тренажёры, настольный теннис. Музыканты могут играть на пианино на первом этаже, а на втором установлен принтер, где каждый студент может распечатать нужные ему документы или информацию. Во всех комнатах общежитий есть интернет с доступом через кабель и вай-фай.

Второе и последние

Факультет инноваций в основном селит своих студентов в общежитии № 2. Отсюда до Нового корпуса МФТИ менее ста метров - удобно. Рядом стадион, несколько столовых, поликлиника, бассейн. в "Двоечке" после капитального ремонта 2012 года появилась качественная сантехника, системы энергоснабжения и пожарной безопасности, современные стеклопакеты. Так же, как в первом общежитии, здесь на каждом этаже расположены две кухни с мощными электроплитами. Есть читальный зал, достаточно просторный клуб и небольшая комната для собраний, тренажёрный зал, интернет и так далее по списку. Студентам здесь достаточно уютно.

Обо всех общежитиях можно не писать, поскольку набор удобств примерно равноценный. Отличается от них семнадцатиэтажное здание с четырьмя подъездами - № 10. Здесь живут молодые сотрудники МФТИ. Двести пятьдесят шесть квартир, сорокаметрове однокомнатные и пятидесяти пяти квадратных метров площадью - двухкомнатные. Это здание у МФТИ появилось в 2014 году. Пятнадцатиэтажное общежитие № 11 тоже квартирного типа - с тремя подъездами. Здсь живут студенты факультета радиотехники и кибернетики и факультета проблем физики и энергетики. Всего 168 квартир.

Московский физико-технический институт - лидер технического образования страны, который входит в самые престижные рейтинги лучших университетов мира. Университет ведет образование в области фундаментальной и прикладной физики, математики, компьютерных наук, химии, биологии и другим.

День открытых дверей в МФТИ онлайн:

МФТИ - единственный российский университет, который входит в 100 лучших университетов мира в области физики по версии международных рейтингов. Также университет входит в 100 самых престижных университетов мира.

Университет ведет набор студентов на более чем 1 700 бюджетных и около 500 платных мест по 17 направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Наибольшее колическтво студентов учится на укрупненных направлениях:

  • Физика и астрономия 82,26%
  • Математика и механика 11,83%
  • Управление в технических системах 3,94%.

Менее 1% студентов обучаются на направлениях: "Информационная безопасность", "Информатика и вычислительная техника", "Промышленная экология и биотехнологии", "Авиационная и ракетно-космическая техника".

В вузе есть Военный учебный центр. МФТИ имеет отличную материально-техническую базу: общежитиями обеспечены 78% студентов, 6 146 кв.м. спортивных сооружений, 92 328 кв.м. учебных и лабораторных корпусов.

МФТИ использует собственную систему подготовки, известную как "Система физтеха". Эта система сочетает фундаментальное образование, участие студентов в научных разработках и работа на предприятиях-партнерах уже в процессе учебы.

Общее количество преподавателей более 1 900 человек, из которых 75% имеют ученые степени.

Средняя зарплата молодых специалистов, учившихся в МФТИ, составляет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!