Микены на карте греции. Микенская культура и их города-крепости

Потомки мифического Персея правили Микенами в течение многих поколений, пока их не сменила могущественная династия Атрея, с которой связано много героических и трагических событий. Сын Атрея, легендарный Агамемнон, возглавивший поход на Трою, по совету оракула принёс в жертву богам собственную родную дочь Ифигению. После триумфального возвращения с троянской войны Агамемнон был убит в ванной своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерть дочери. Клитемнестру в свою очередь убивает обезумевший от ярости сын Орест, подстрекаемый сестрой Электрой. Что тут сказать? Жестокие времена, жестокие нравы. Но по истечении тысячелетий имя Клитеменестра стало в Греции нарицательным для жен - мужеубийц.

Эти легенды и предположения нашли историческое подтверждение, когда немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман в поисках Трои случайно наткнулся на один из шахтных могильников. Рядом обнаружились ещё несколько захоронений того же типа, и тут-то стало ясно, почему Гомер называл Микены златообильными. В процессе раскопок было найдено невероятное количество золотых и удивительно красивых вещей (около 30 кг!): украшений, кубков, пуговиц, военного снаряжения и бронзового оружия, отделанного золотом. Пораженный Шлиман писал: «Все музеи мира не обладают и пятой частью этих богатств». Но самой значимой находкой стала золотая посмертная маска, которая по версии Шлимана принадлежала самому Агамемнону. Но возраст могильников не подтвердил эту версию, захоронения были сделаны намного раньше, до царствия Агамемнона. Интересным фактом, подтверждающим могущество и богатство древних Микен, является то, что не было найдено предметов из железа. Основные материалы, из которых изготовлены обнаруженные предметы, - серебро, бронза и золото. Найденные в шахтных могильниках артефакты, хранятся в Археологическом музее Афин и в Археологическом музее Микен.



Древний город занимал стратегически удобное положение на вершине холма, защищенный массивными стенами акрополя. Кладка оборонительных стен проводилась без использования какого-либо связующего раствора. Камни подгонялись так плотно, что стены производят впечатление монолитных. В акрополь вели знаменитые «Львиные ворота» - циклопическое сооружение из камней, украшенные барельефом с двумя львицами - символом могущества царской династии. Ворота - самая знаменитая постройка Микен, а барельеф считается одним из самых значимых геральдических памятников мира.



В цитадели находились жилые дома знати и бытовые постройки, причем многие здания были двух и трёхэтажными. Недалеко от входа сохранились остатки погребального круга А, где располагаются шахтовые гробницы датируемые 1600 г. до н.э. Найденные в них предметы указывают на то, что здесь находились захоронения царских семей.



Со внутреннего двора у «Львиных ворот» начиналась большая лестница, ведущая в царский дворец. Центром дворца был Мегарон - большое помещение с очагом на полу. Царский Мегарон был центральным строением, своеобразным административным центром. Здесь проводились заседания, вершились суды. От королевских покоев остался только фундамент. Можно различить и фрагменты фундамента красной ванной комнаты, в которой был убит Агамемнон.



На небольшом расстоянии от стен акрополя был обнаружен погребальный круг В, включающий в себя купольные гробницы (толосы) - ещё один образец микенской архитектуры. Самая впечатляющая и хорошо сохранившаяся из них, так называемая «Сокровищница Атрея» или «Гробница Агамемнона». Когда захоронение было найдено Шлиманом, оно оказалось разграбленным. Поэтому не удалось установить, кому принадлежала гробница, но размеры и архитектурные особенности позволяют предположить, что внутри находилась царская усыпальница. Круглые подземные сооружения пришли на смену шахтовым захоронениям. К высокому узкому входу ведёт выложенный камнями наклонный коридор. Внутри гробница представляет собой внушительный купол высотой 13,5 м и диаметром 14,5 м, выложенный горизонтальными рядами камней. Каждый ряд немного выступает над предыдущим. До постройки Римского Пантеона гробница являлась самым высоким сооружением такого типа.


Свои поселения греки-ахейцы устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен — их строительство стало острой необходимостью. Таким примером являются Микены. Микены - это древний город-крепость, которую окружали крепостные стены, сложенные из монолитных глыб. Впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь » - «верхний город», Пространство между глыбами было заполнено грунтом и глиной. Это так называемая «циклопическая кладка». Длина стены Микен — 900 м, толщина — от 6 до 10 м. Внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Крепость располагает двумя воротами – у северо-западного угла находятся главные ворота, известные, как Львиные, тогда, как на северной стороне расположены ворота второстепенного значения. К Львиным воротам вела основная дорога. Знаменитые «» — венчает монолитный фронтон с изображением двух львов, опирающихся на небольшой двойной алтарь.


Львы, головы которых не сохранились, охраняют колонну — символ дворца микенских правителей. Потолок и притолока весят предположительно более 20 тонн. Ширина ворот 3 метра. Раньше ворота закрывались деревянными створками. Мы поднимаемся до них, и фотографируемся в их проёме на память. Под вратами дует хороший сквознячок. От ворот дорога поднимается на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. Поднимаемся ещё выше. Внутри крепостной стены, справа от главного входа, находится знаменитое захоронение, которое окружено круговыми оградами, образуя знаменитые могильные круги.


Здесь ведутся археологические раскопки, и туда проходить нельзя, мы можем смотреть на них только сверху. Одной из его самых выдающихся находок в каменном круге были царские захоронения 1600-1500 гг. до н.э., то есть относящимися к раннему периоду микенской культуры. Поднимаемся выше по склону горы. Здесь уже хорошо жарит солнце, +24 C’ в тени. Подниматься не просто.


Акрополь стоит на холме треугольной формы, высота которого около 40 м. На вершине акрополя находятся развалины царского дворца 13-го в. до н.э. Это место огорожено. В центре дворца когда-то было парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине - мегарон.

Здесь наверху можно присесть на камни и отдохнуть, после крутого подъёма. Далее обходим скалу с другой стороны, и спускаемся по окружной дороге. Северо-восточный выступ был пристоен в 12 веке до н. э. с целью обеспечения его водой, для чего была сооружена подземная цистерна в естественном углублении скалы. К цистерне подходил терракотовый водопровод. Тайные резервуары обеспечивали дворцу постоянную подачу воды, даже в случае осады. Мы обнаружили вход в цистерну, которая представляет собой скрытый ступенчатый спуск, который проходит через всю толщу крепостной стены, и далее.

Здесь было уже темновато, и можно воспользоваться светом своего телефона. Далеко идти жутковато.

Внизу под склоном горы есть археологический музей. Под стеклом экспозиции древних предметов: гребни, бусы, керамические изделия.

Родовой склеп царя Агамемнона

Начиная примерно с 1500 г. до н.э. царей-полководцев Микен и других греческих городов-государств хоронили в гробницах, известных под названием толос. Толос, раскопанный в Микенах, был назван сокровищницей Артея, так как поначалу решили, что это захоронение отца Агамемнона — Артея.

Мы проходим через узкий проход в гробницу под курганом. Тело царя вместе с его оружием и сокровищами помещали в склеп, напоминающий по форме пчелиный улей. Это огромный купольный зал высотой 12 м и шириной 14 м., построенный без использования кладочного раствора в 1250 г. до н.э. Гробница была сооружена в 13-м веке до н.э. и состоит из длинного (36 метров) коридора, круглого помещения, накрытого куполом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Зал пустой здесь ничего нет. Акустика здесь восхитительная. Следов захоронения в гробнице обнаружено не было, возможно она разграблена в более ранние времена.

Это золотая погребальная маска одного из первых микенских царей.

Сначала считалось, что она была сделана с легендарного царя Агамемнона, воевавшего против Трои в знаменитой Троянской войне, но теперь известно, что маска относится к гораздо более древнему периоду. Но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царём и так и называется: «Маска Агамемнона». Маска находится в музее, но естественно это копия. Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу лица. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.



Микены – древний город, упомянутый во многих греческих легендах. Он был родиной знаменитого Агамемнона, одержавшего победу над неприступной Троей. Здесь же жили многочисленные персонажи произведений античных поэтов и мифические герои. Город являлся крупнейшим культурным центром. Он даже дал название целой эпохе, названной «микенской цивилизацией». Микены отличались огромным богатством, следы которого были обнаружены при археологических раскопках несколько веков спустя.

Микены в мифологии

Согласно мифам Древней Греции, город построил сын Данаи и Зевса Персей. Именно ему принадлежит победа над ужасной Медузой Горгоной. Для защиты города могучие циклопы установили крепостную стену длиной 900 м. Она изготовлена из огромных каменных плит. Их высота местами достигает 7,5 м, а вес равен 10 тоннам. Никакому человеку не под силу выполнить такую работу.

Управление Микенами от Персея перешло к его потомкам, которые несколько поколений поддерживали процветание города. Постепенно власть перешла к династии Атрея, что не приуменьшило влияния города.

Схема древнего города

Агамемнон – достойный правитель и наследник династии – сумел собрать войско и в длительной борьбе победил Трою. Однако в это время произошли трагические события, имевшие влияние на всю его жизнь. Они описаны в мифах и произведениях поэтов.

Во время похода попутные ветры прекратились и дальнейшее продвижение было под вопросом. По велению Оракула, Агамемнон принес в жертву богам собственную дочь. Жертва была не напрасной, боги помогли Агамемнону одержать победу, но разбили сердце матери девушки и жене царя. Вернувшись домой лишь через 10 лет, царь застал свою жену Климнестру убитой горем. Она не простила мужа и вступив в сговор со своим любовником, убила его в ванной. Спустя почти три тысячелетия греки продолжают называть женщин-мужеубийц именем древней царицы.

Микены в истории Греции

Микены являлись крупнейшим городом всего Эгейского побережья и древней Эллады. К сожалению, сохранилось очень мало документальных подтверждений с того периода. Большинство информации приходится черпать из археологических находок и поэтических работ Гомера, Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Историки предполагают, что основан город был в 2000 г. до н.э. За свою историю ему пришлось дважды пережить расцвет и упадок. Первый период приходится на доантичную эпоху и завершается во время извержения вулкана на острове Санторини.












Во второй расцвет Микены стали наибольшим городом нынешней Европы, которому принадлежали практически все земли Пелопоннеса. Здесь же располагалась резиденция правителей. К началу христианской эпохи роль Микен значительно уменьшилась, а полное запустение настигло его ко II в. уже нашей эры.

Описание и достопримечательности

Благодаря работе археологов XIX в. удалось обнаружить древний город и изучить его историю. Настоящую революцию в изучении Микен совершил Генрих Шлиман – бизнесмен и археолог-любитель, одержимый идеей найти великую Трою. Во время раскопок было обнаружено множество предметов быта и глиняных табличек, а также драгоценностей, включая золотую маску Агамемнона.

Внутри крепостных стен, местами достигавших 17 м в толщину, обустраивали галереи и казематы. От основания холма к крепости проходили многочисленные тропинки для жителей окрестностей. Знатные особы добирались в город по мощеной дороге. Главными воротами города были Львиные ворота, сделанные из трех обтесанных глыб и украшенные фигурами львиц.

В центральной части Микен находились помещения для царя и царицы (мегароны). Это просторные залы с троном для владыки. На полу и стенах до наших дней сохранились элементы прекрасных фресок и остатки очага в центральной части. Здесь проходили все важные собрания и суды. Среди других помещений уцелел красноватый пол ванной комнаты, где и был убит знаменитый Агамемнон.

Для хранения праха венценосных особ использовались усыпальницы в виде шахт. Наибольший интерес представляет сокровищница Атрея, к которой ведет коридор длиной 36 м. Сама же сокровищница имеет цилиндрическую форму и накрыта огромной монолитной плитой. Ученым до сих пор не понятно, как древние строители смогли установить плиту весом более 120 тонн.

Недалеко от гробниц можно увидеть остатки других строений, таких как дома Сфинкса, торговца маслом или виноторговца. Также на территории работает музей, в котором представлены ценные археологические находки.

Как добраться?

Чтобы добраться к руинам древнего города, следует приехать в небольшую деревушку Микинес, которая находится в 90 км от Афин. Экскурсионные автобусы регулярно отправляются в Микены со столичного терминала КТЕЛ Афинон. Посетить развалины можно самостоятельно, купив билет за 8 евро, но больше впечатлений оставит экскурсия в компании опытного гида, который поделится массой полезных и интересных фактов.

Руины города Микены находятся недалеко от деревни Микнес в 90 км от Афин. Древние Микены были одним из центров Микенской культуры и переживали свой расцвет в XV - XI веках до н. э. Слава «златообильных Микен» была подтверждена археологом Генрихом Шлиманом, обнаружившим в 1876 году дворцовый комплекс с шахтовыми гробницами, в которых находились золотые изделия. Микенское золото находится в Национальном археологическом музее. О великолепии царского дворца, стоявшего на вершине холма, сегодня напоминают лишь полы. Камни по сей день хранят следы пожара, стершего с лица Земли это великолепное творение. Дворцовые комплексы строились не только для правящей элиты. Под защитой крепостных стен жили ремесленники и купцы. Легенда рассказывает, что крепостные стены шириной в 14 метров возводили циклопы, потому и называются эти стены «циклопическими».

В XIII веке до н. э. были сооружены Львиные ворота, ведущие к акрополю. Названием ворота обязаны барельефу с изображением львов, венчающих дверной проем. На территории акрополя были найдены царские гробницы с богатыми погребальными дарами.

За городскими стенами также есть несколько гробниц, среди которых до наших дней хорошо сохранилась сокровищница Атрея (XIV век до н. э.), и гробница Клитемнестры. До сих пор неизвестно, как смогли древние мастера установить над входом в сокровищницу огромную каменную плиту, весившую 120 тонн.

Упадок древнего города пришелся на период греко-персидских войн. Город был разрушен в войне с аргосцами.

(G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
Археологические памятники Микен и Тиринфа *
Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

Микенские гробницы

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Взлёт и упадок

    The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

    Микенский акрополь. 2001 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Микены"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микены

Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!