Министр образования признала "липовые" зарплаты в вузах и школах. Забайкальский учитель оспорил заявление министра васильевой о высокой зарплате педагога

Традиционное ежегодное Всероссийское педагогическое совещание. На этот раз оно отличалось от обычной рутины двумя важнейшими моментами - представлением нового министра образования Ольги Васильевой и выступлением премьер-министра страны Дмитрия Медведева по актуальным темам, волнующим учителей.

Одним из важнейших для педагогов, как несложно предположить, является вопрос оплаты труда. Именно эта тема стала одной центральных в субботу, широко освещённых в российских средствах массовой информации.

“Мы готовы сделать так, как вам удобно, как удобно педагогам. Давайте это все обсудим и примем решение. Можем вернуться к некоторым прежним принципам исчисления заработной платы, имею ввиду базовую часть, оклад, надбавки и так далее. Можем сохранить те принципы, которые существуют сегодня, когда основной набор решений принимается на уровне школы”, - заявил глава российского правительства.

Медведев Дмитрий Анатольевич

Разумеется, и другие моменты, поднятые премьером, например, насчёт необходимости строительства новых школ на 6,5 млн мест до 2025 года, а также закупки 1800 школьных автобусов в нынешнем году, также актуальны. Действительно, если детям не будет где учиться и на чём добираться до школы, о чём тогда можно вообще говорить?

Тем не менее, доселе подавляющее большинство российских ребятишек положенное образование получают. А дают им его именно учителя. Что, увы, обеспечить с каждым годом становится всё сложнее. Главная причина чего - непрестижность учительского труда. Да и как иначе, если при регулярно фигурирующих в отчётах высоких правительственных чиновников "средних зарплатах в отрасли" на уровне 35 тысяч рублей в месяц, многие педагоги получают на руки реально тысяч 10-20 тысяч, причем, не только в регионах, но нередко и в богатой во всех отношениях Москве. Да и то, чтобы получить эти деньги, им нужно буквально "пахать" на две, а то и больше ставок.

Желающих идти работать в школы с каждым годом становится всё меньше. Причем, среди них, грубо говоря, в основном либо настоящие фанаты своего дела, искренне любящие детей, либо неудачники, которые после окончания педагогических вузов не смогли найти себе более высокооплачиваемой работы где-нибудь в бизнесе или даже в госадминистрациях, где "педагоги по диплому" тоже могут иметь немалый карьерный рост.

Соответственно, если уделять максимальное внимание лишь "зданиям и оборудованию", растет вероятность повторения ситуации в российской медицине. Когда во многих больницах дорогостоящее оборудование элементарно простаивает, поскольку желающих работать на нём докторов просто нет. В первую очередь потому, что "врачи-инструменталисты", как правило, получают "голый оклад", в отличии от своих коллег-клиницистов, обычно имеющих и неплохие "презенты" от благодарных пациентов.

Но ведь учителя, в отличии от большинства докторов, возможности получения таких "презентов" лишены в принципе! Разве что классному руководителю после выпускного бала раз в 7 лет подарят что-то памятное. А в остальные дни, месяцы и годы российские "макаренки" и "сухомлинские" могут рассчитывать только на зарплату от школьной бухгалтерии.

После реформы оплаты педагогического труда, введённой в бытность Дмитрия Медведева президентом, расчёты прозрачностью и предсказуемостью не отличаются. Что там говорить, если на том же упомянутом в начале этой статьи совещании он признал, что базисный оклад учителя составляет не больше 10% от его реального дохода, всё остальное - надбавки.


Фото: reuters

Но вся беда в том, что их назначение находится исключительно в руках администрации школы, на которую могут "давить" региональные чиновники, с целью добиться экономии бюджетных расходов. Вот и получается, что многим учителям приходится работать на две с лишним ставки, чтобы получить хотя бы 20 с хвостиком тысяч рублей.

Можно заметить, что данную систему оплаты труда учительское сообщество критикует практически с момента ее введения. Да только до недавнего времени чиновники на это недовольство почти не обращали внимания. Даже тот же премьер еще 3 августа, выступая перед педагогами на форуме “Территория смыслов”, отвечая на вопрос преподавателя из Дагестана, почему в правоохранительной сфере сотрудники получают 50 тысяч, а молодые учителя - всего 15, посоветовал тем, кто хочет иметь высокие зарплаты " идти в бизнес ". Заодно напомнив, что, дескать, правоохранители рискуют жизнью, борясь с преступниками, а потому закономерно имеют большие оклады.

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю, ну вот», — заявил премьер.

Медведев Дмитрий Анатольевич

На самом деле, вклад педагогов и в борьбу с преступностью, и в общую обороноспособность государства, ничуть не меньше, чем у людей в форме. Бисмарку не зря приписывают фразу: "Битву при Садовой (где прусская армия разбила армию Австро-Венгерской империи) выиграл прусский учитель". Воспитание - огромная сила. Над сталинским выражением "учителя - это инженеры человеческих душ " ныне принято иронизировать, но, тем не менее, воспитанные в советских школах люди в тяжелейших условиях победили в Великой Отечественной войне , а потом за считанные годы отстроили мощнейшую экономику.

Обратный пример - успешное проведение украинским Минобразованием националистических идей в местных школах позволило антироссийским элитам за четверть века вырастить поколение "онижедетей", готовых бросать в тех же правоохранителей "коктейли Молотова" на Майдане , а потом идти в каратели, убивать мирных жителей на Донбассе . Правда, настоящих патриотов на шкурном эгоизме и желании "халявы в Евросоюзе" воспитать невозможно. Оттого число беглецов от призыва в "вийско" уже заставило Киев перейти к комплектованию войск "контрактниками".

Тем не менее, такой "разрушительный успех" прозападных властителей Украины стал возможен именно потому, что учителя сразу после обретения "незалежности" стали откровенно "привилегированной кастой". Их оклады были самыми высокими среди "бюджетников". Превышая таковые в здравоохранении в полтора-два раза - и будучи вполне сравнимыми с теми, что получали рядовые милиционеры. Кстати говоря, разница между зарплатой начинающего учителя на "голой ставке" и доходами его опытного коллеги, с массой надбавок, могла отличаться на 50-80%, но отнюдь не в разы, как после реформы 2008 года в России.

Риторический вопрос - что более предпочтительно (да и просто дешевле) для российского общества: не допустить появления в "час Х", назначенный в далеком Вашингтоне, на гипотетическом московском Майдане толп доморощенных "онижедетей", или решать уже возникшую проблему с помощью Росгвардии и других силовых подразделений? Ответ, думается, очевиден…

Так что намерение главы российского правительства обсудить изменения вызывающую очень большие нарекания систему оплаты учительского труда заслуживает лишь одобрения. Правда, при этом вызывает некоторое беспокойство нечёткость со стороны премьера на этот счет.

“Что бы мы ни делали — и система оплаты труда педагогов, и с профессиональными стандартами, вот эти любые новеллы не должны приводить к ухудшению экономического положения учителя, это абсолютно недопустимо, давайте из этого будем исходить”, - заявил он.

Ну так ведь просто "не понижать" уже мало, их повышать надо, и так, чтобы самый низкооплачиваемый педагог задумывался не о куске хлеба насущного, а о лучшем обучении и воспитании своих питомцев!

И самое главное - не заглохнет ли эта более, чем своевременная инициатива после завершения думских выборов? Хочется надеяться, что со знаковым назначением нового министра образования, патриотки и государственницы Ольги Васильевой , процесс радикального улучшения условий труда российских "сеятелей разумного, доброго, вечного" однозначно сдвинется с мертвой точки.

Публикую пост Дарьи Корольковой, прогремевший на весь Фейсбук. Автор, мать девочки-подростка, решила «расставить все точки над i», заранее обрисовать дочери свою позицию по поводу её взросления и дальнейшей самостоятельной жизни. Орфография сохранена.
1. Через 3 года я могу выгнать тебя из дома. Страшно звучит, да? Но, тем не менее. В 18 у тебя будет 2 варианта действий: ты поступаешь в ВУЗ, и я тебя поддерживаю, как могу, до окончания, или до нахождения работы. Либо ты кладешь на ВУЗ болт (и я никогда не осужу тебя за это) и идешь работать. И обеспечиваешь свои потребности сама. Содержать не учащуюся девочку 18+ лет от роду я не буду, потому, что я считаю это неправильным. У тебя есть 3 года, чтобы выбрать…
Да, мы уже придумали перепланировку квартиры. В твоей комнате будет наша спальня.
2. Ты прекрасна. Ты красива. Ты очень умна. Ты гораздо лучше, чем я. Ты - замечательная. Я знаю тебя 15 лет, и ты гораздо лучше, чем я могла себе представить в самых смелых мечтах. Если кто-то этого не понимает, это его проблемы. Ну, и еще немного папины, но он-то шустро с лестницы спускает, тут я не беспокоюсь.
3. Я тебе не пример. Ты совершенно другая, отдельная личность, ты не должна любить то, что люблю я, ты имеешь полное право попирать мои авторитеты и класть болт на мои ценности. Один нюанс: нести ответственность за свой выбор ты тоже будешь сама.
4. Ты свободна. Я ничего от тебя не жду. Ты можешь пойти в дворники, маникюрши, слесари, токари, домохозяйки, бизнес-аналитики, офис-менеджеры и стать кассиром в Ашане. Я не считаю возможным вмешиваться в твой выбор жизненного пути. Но не забывай перечитывать первый пункт.
5. Ты не должна мне ничего. Я растила тебя не в долг. Я не жду стакана воды, будь он неладен, я не рассчитываю, что ты обеспечишь мне безбедную старость, я не грежу твоими нобелевками. Ты вправе выбрать то, что для тебя важно и ценно. Или пустить все на самотек. Это твоя жизнь и твой выбор.
6. У тебя есть дом. Что бы ни случилось в твоей жизни, я буду рядом, если тебе это нужно. Я поддержу и пожалею, я посочувствую и попробую помочь, если ты попросишь. Но я не буду вмешиваться самопроизвольно.
7. У меня своя жизнь. Я не обязана помогать по свистку, бросать свои дела ради тебя. жертвовать своим комфортом ради твоего. Я МОГУ. Но я НЕ ДОЛЖНА.
8. У тебя своя жизнь. За кого выходить замуж, рожать ли детей, становиться ли лесбиянкой, вступать ли в Единую Россию, ты всегда будешь решать сама. Мои взгляды, политические пристрастия, жизненные убеждения не должны никак на тебя влиять. Ты можешь поступать так, как велит тебе сердце, совесть и корысть. От этого ты не потеряешь меня, не перестанешь быть моей дочерью, не станешь персоной нон-грата.
9. Никто не намерен тебе вредить. Это непросто понять, но правда: все думают только о себе. И я. да. Любой человек в любых обстоятельствах ведет себя так, как считает правильным. Никто (психически здоровый) не ухудшает свою жизнь сознательно. Он (или она) действуют так. как (с их точки зрения) будет лучше им. Не более. Просто ваши картины мира не совпадают.
10. Мир несправедлив. Нет гарантированных способов добиться успеха и гарантированных способов избежать неудачи. Ты не контролируешь этот мир. Ты можешь делать все правильно и оказаться в жопе. Ты можешь нарушать все на свете и оказаться на коне. Единственное, о чем ты должна беспокоиться - это о честности. Не ври себе. Учись себя понимать. Осознавай свои истинные потребности и чувства. И думай, как тебе будет лучше.
11. Твое «хорошо» почти всегда будет означать чье-то «плохо». Ты займешь чье-то место в институте или у кассы Ашана. Ты будешь встречаться с чьей-то любовью всей жизни или сидеть на чьем-то любимом месте в кинотеатре. Не парься. Твое «плохо» всегда будет означать чье-то «Хорошо», так, что вы квиты.
12. На 100% ты можешь верить только себе. Нет, даже не мне, я же не могу пролезть в твою голову. Ты обязательно недосказываешь, скрываешь и утаиваешь. Я знаю, я тоже так делаю. У меня тоже есть мама. Только ты сама знаешь ВСЕ о себе. Только ты знаешь, на, что способна.
13. Не перекладывай ответственность. За твою жизнь с 18 лет отвечаешь ты. И никакие Онасука и Онкозел тут ни при чем. Рожай детей, если сможешь вырастить их одна. Берись за проект, если вытянешь его без коллег. Эмигрируй, если способна оказаться одна в чужой стране. ОДНА. Если повезет и будут помощники, родные, близкие - тебе будет легче. Но они тебе НЕ ДОЛЖНЫ. Не рассчитывай.
14. Просчитывай. У каждого действия есть последствия. Может быть, ты не предвидишь все. Но пробуй просчитать максимум. Чем лучше ты себе представляешь варианты - тем разумнее твое поведение.
15. Не слушай меня. Я накатала 14 пунктов, которые, на мой взгляд, сделают твою жизнь лучше моей. Но ты - не я (и об этом, кстати, был отдельный пункт). Не сравнивай. Не равняйся. Иди и живи. Я родила тебя не для того, чтобы ты была моей дочерью. Я хотела выпустить в мир человека, который проживет в нем свою собственную жизнь. Иди и живи ее.

Министр образования и науки Ольга Васильева предупредила ректоров о личной ответственности за повышение зарплат своим подчиненным.

По данным статистики, средняя зарплата преподавателей вузов сегодня 44 тысячи 600 рублей.

Повышение зарплат должно быть реальным, а не выполнением отчетности в министерство. У тебя зарплата 20 тысяч в месяц, у меня 120, а в среднем 70. Мы знаем эти вузы. Все схемы нам известны. Реакция на них будет жесткой, - подчеркнула министр, выступая на семинаре-совещании, посвященном финансовой политике министерства. - Понятно, что учитывая загруженность ректоров, их зарплата должна быть выше, чем у преподавателей. Но должны же быть нравственные ориентиры! У вас люди получают скромные деньги, вы просите начислить вам 700 тысяч рублей, а у вас сотрудники по 35 - 45 тысяч получают.

Ольга Васильева пообещала: схемы отчетности по зарплатам будут ужесточаться. А модель начисления ректорской зарплаты станет прозрачной.

Напомним, по планам минобрнауки доходы преподавателей вузов и сотрудников научных организаций к 2018 году должны вырасти вдвое. Иными словами, на 200 процентов. Сейчас по вузам, подведомственным минобрнауки, этот рост составил 193 процента.

На одного преподавателя приходится 12 студентов, а доля доходов от внебюджетной деятельности в вузах составила 41 процент, - рассказала министр.

По ее словам, в ближайшее время будут пересмотрены механизмы финансирования науки, строительства общежитий, ремонта, закупки лабораторного оборудования. "И каждый вуз должен планировать свою работу не менее чем на три года вперед", - заметила министр.

У тебя зарплата 20 тысяч в месяц, у меня 120, а в среднем - 70. Мы знаем эти вузы и такие схемы

Одна из самых расходных статей всех вузов - содержание имущества. Никто не говорит о его передаче, "но надо искать эффективные способы его использования", подчеркнула министр.

Ольга Васильева рассказала, что с 1 сентября на 4 процента вырастут студенческие стипендии. В 2018 году размер стипендиального фонда в итоге составит 69 млрд 190 млн рублей.

На восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов выделено 3 млрд

900 млн рублей, что на 20 процентов больше, чем в этом году.

Будет расширена практика проведения конкурсов, а с комиссиями, очными и заочными, придется расстаться, - предупредила Ольга Васильева ректоров, вузовских финансистов и региональных руководителей министерств и департаментов образования и науки.

Она подчеркнула, что министерство обеими руками за расширение автономий вузов и научных организаций. Но взамен требует прозрачности в финансах. Пока что в рейтинге качества финансового менеджмента (когда все нужные документы и сведения можно найти на сайте вуза, не запрашивая никаких справок) практически нет крупных столичных вузов. Лучшими в этом рейтинге признаны Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна, Чувашский, Кубанский и Ингушский госуниверситеты.

Ирина Канторович, педагог

Проблема растущей бедности учителей, воспитателей детских садов и преподавателей вузов много раз поднималась в печати и на ТВ, например, на федеральном телеканале Общественного телевидения России .

Мы неоднократно пытались донести до Министерства образования тревожную тенденции растущей бедности педработников. Однако неизменно получали в ответ отписки о том, что, согласно средним показателям, зарплаты, наоборот, растут. В качестве примера такой позиции министерства можно вспомнить майскую «Новых известий» "Минобр ответил, почему ректор получает 20 миллионов, а преподаватель 20 тысяч".

Итак, в течение нескольких лет Минобр неизменно отвечал мантрами о том, что все с зарплатами педработников хорошо и будет еще лучше.

Но 29 ноября 2017 года произошла настоящая революция в этом вопросе. На официальном сайте Минобра можно прочесть долгожданную информацию:

"Глава Минобрнауки России Ольга Васильева заявила о недопустимости «гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей».

Я понимаю, что зарплата ректора, принимая во внимание степень его ответственности и загруженности, должна быть выше зарплаты педагогов, и, как вы знаете, мы это учитываем при её определении. Но должны быть какие-то нравственные ориентиры, когда у вас люди получают скоромные деньги, а вы приносите справки о высокой средней заработной плате в вузе и просите начислить 700 тысяч рублей, когда люди по 35-45 тысяч получают. Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышают зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70".

На случай, если названный Ольгой Васильевой департамент ещё не выявил схемы выплат педработникам зарплат ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), назовём две такие законные схемы:

1) Перевод бюджетника локальным актом на неполную ставку при сохранении того же объёма работ – это позволяет платить зарплату ниже МРОТ. Это широко осуществлено, например, в МИФИ.

2) Можно и при полной ставке платить ниже МРОТ, хоть две тысячи: по закону такой оклад допустим . Способы борьбы с проверками у начальства отработаны. Даже если оно выплачивает работнику зарплату ниже МРОТ, поймать его и привлечь к ответственности практически невозможно. Как только в школу или больницу сообщается о проверке, администрация издаёт приказ о выплате стимулирующих и премий сотрудникам за «проверочный» период, и их суммарные доходы законно становятся выше МРОТ. А если они выше МРОТ, даже если это нищенские 8 тысяч, – у правоохранительных органов уже нет поводов возбуждать уголовные дела: выплаты выше порога, установленного законом, и все выплачивается по Положению об оплате труда, утвержденному самим коллективом. Нарушений нет.

Конечно, заявление Ольги Васильевой – настоящий информационный прорыв: ранее тема нищеты педработников официально не существовала. Но, как всегда, хочется, большего. Хочется, чтобы не забыли и про параллельную важнейшую тему. Верится, что Ольга Васильева и все министры социальной сферы обратят внимание на то, что сейчас по закону "экономию" на предоставленных услугах населению также просто некуда деть, как перевести в стимулирующую часть зарплаты сотрудников - на практике близких к руководству сотрудникам. Это порождает всемерное сокращение функций государства на всех уровнях, постепенно разрушающее государство.

Стимулирующие выплаты на практике самоуправно формируются директорами бюджетных организаций и региональными управленцами и могут превышать оклады в десятки раз. Пример: постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить ежемесячно просто должностной оклад, а кому тридцать восемь таких окладов, решает руководитель. И все по закону., которую просим подписать.

Информация о деятельности министра образования Ольги Васильевой

КТО ЗАЩИТИТ УЧИТЕЛЯ?

КТО ЗАЩИТИТ УЧИТЕЛЯ?

Текст с сайта «ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Дополнение от 19.11.2018. Что же было из математики в этом тесте по математике?

Об эксперименте по оценке учителей тестами ЕФОМ сказано много (см. https://vk.com/wall-62604527_20697), но широкое распространение скандальной «сенсации» новостными агентствами и «патриотическими аналитиками» заставляет вновь вернуться к этой теме.

«Инициаторов отмены пятибалльной системы оценок надо судить за развал российского образования»

«Инициаторов отмены пятибалльной системы оценок надо судить за развал российского образования»

Демонтаж традиционного российского образования происходит с калейдоскопической скоростью. Министерство просвещения фактически превратилось в придаток Высшей школы экономики, «эксперты-модернизаторы» которой, не боясь ни Бога, ни народных протестов, внедряют толпо-элитарную кастовую систему обучения в российских школах.

Разделение Минобрнауки требует «упразднения» ЕГЭ: Госдуме предложили изменить закон об образовании


Разделение Минобрнауки требует «упразднения» ЕГЭ: Госдуме предложили изменить закон об образовании

Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнауки?


Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнауки?

Министерства образования и науки больше нет. Владимир Путин по рекомендации Дмитрия Медведева разделил главное образовательное ведомство страны на две части: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования . Первое будет отвечать за школы и среднее образование, второе – за развитие науки, инноваций и деятельность вузов. Этим же указом президента упраздняется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) , его функции перейдут Министерству науки, а Агентство по надзору за образованием станет подведомственным Правительству. Кому понадобилось деление Минобрнауки и принесет ли оно пользу – читайте в материале Накануне.RU .

Что не поделили ректор Кузьминов и министр Ольга Васильева?


Что не поделили ректор Кузьминов и министр Ольга Васильева?

Монополизация в образовании проводится под брендом «вариативности» и влиянием одной лоббистской группы

Недавно увидел свет доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования». Документ вышел в свет на фоне беспрецедентной информационной кампании против нынешнего министра образования Ольги Васильевой. Её «вина», с точки зрения противников, состоит в том, что министр посягнула на устои образовательной реформы, вот уже 20 лет продвигающей «вариативность», «компетенции», образовательный бизнес-заказ и движение к платности «образовательных услуг». Между тем, как результат такого реформирования – катастрофическое падение уровня знаний и даже элементарной грамотности граждан, проходивших обучение за последние 20 лет.

Педагоги бьются за русскую классическую литературу Учителя выступили против Гильдии словесников, критиковавшей новые федеральные госстандарты


Педагоги бьются за русскую классическую литературу Учителя выступили против Гильдии словесников, критиковавшей новые федеральные госстандарты

Продолжается история с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС). В ответ на демарш учителей литературы (Гильдия словесников), восставших против новых ФГОС по своему предмету, педагоги средней и высшей школы начали сбор подписей в поддержку документа. Собрано уже более 13 тыс. подписей.

«На Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией»

«На Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией»

Союз писателей России направил обращение Владимиру Путину в защиту министра образования …



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!