Мне всегда казалось, что я знаю её. Значение слова «казаться

казаться

кажусь, кажешься, д. н. не употр., несов.

    (сов. показаться), кому-чему кем-чем. Иметь какой-н. вид, производить впечатление кого-чего-н. Небо, опрокинутое над степью, кажется страшно глубоким и прозрачным. Чехов. Я стараюсь казаться оригиналом. Л. Толстой. Казаться старше своих лет.

    (сов. показаться) безл., кому-чему. Представляться воображению, мысли, предполагаться. Мне кажется, что я вас где-то уже видел.

    в знач. вводн. слова кажется, казалось. Как будто, словно, по-видимому (разг.). Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье. Пушкин. Вы, кажется, из Москвы? Вот-вот, казалось, дождь польет.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

казаться

кажусь, кажешься; казался, казалась; кажись; кажущийся; несов.

    кем-чем. Иметь тот или иной вид, производить то или иное впечатление. К. умным. К. старше своих лет.

    безл. То же, что представляться (в 3 знач.). Мне казалось, что он прав.

    кажется, вводн, сл. -

    1. как будто, по-видимому. Он, кажется, согласен;

      употр. для усиления, подчеркивания с оттенком раздражения. Оставьте меня в покое: я вас не трогаю, кажется. Перестань! Ведь, кажется, русским языкам сказано!

    кажется, частица. Выражает неуверенное подтверждение. Он придет? - Кажется. * На глаза не кажется кто (прост.) - не появляется, не бывает где-н.

    сов. показаться, -ажусь, -ажешься (к 1 и 2 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

казаться

    1. Иметь какой-л. вид, производить какое-л. впечатление.

      Восприниматься, осознаваться кем-л., каким-л. образом.

    1. безл. Представляться в воображении; мерещиться, чудиться.

      Представляться в мыслях (употр. при выражении сомнения, неуверенности, отсутствия убежденности в истинности сообщаемого).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Примеры употребления слова казаться в литературе.

Казалось даже, что без его вмешательства дела шли бы лучше, а вот теперь его не стало, и я почувствовал, что принимать на себя ответственность стало во много раз тяжелее.

Это ведь только из столицы Америка кажется далеко, а с Диксона до нее рукой подать, а уж радиоволной и подавно.

Заменив отличия военного времени из красного гаруса золотыми галунами и переняв у немцев высокомерный тон победителей, прежние скромные лейтенанты и капитаны выглядели полковниками, полковники -- генералами, а уж последние казались неприступными маршалами.

Кто знает, что первично, а что вторично: мне кажется , что всегда справедлива доброта - именно она спасет мир!

Бог знает, сколько этих маленьких монстров живет во владениях Син Кривера, но мне казалось , что на Ааре - только один.

И, удивленный вниманием к себе, Сергей поднял голову и не сразу увидел в полутени абажура, среди молодых возбужденных и смеющихся лиц, чье-то очень знакомое лицо - оно, казалось , ободряло и кивало ему.

Кажется , именно эта суровая старая аббатиса предупредила их о том, что вы - воплощение дьявола.

Деревья и кусты в аббатском саду отбрасывали длинные, расплывчатые тени, отчего изумрудная зелень газонов казалась располосованной мазками гигантской кисти.

На шестой день мы подплыли туда, где в нескольких часах пути находится Абидос, я сошел на берег - как мне кажется , к великой радости гребцов.

Вивоны, когда от абсиды, напрягшей все свои мускулы и приподнятой расстоянием, казалось , сыпались искры -- так она силилась помочь колокольне устремить шпиль прямо в небо, -- словом, колокольня неизменно притягивала взор, она господствовала надо всем, ее неожиданно возникавшая игла собирала вокруг себя дома и поднималась предо мною, точно перст Божий, -- тело Бога могло быть от меня скрыто в толпе людей, но благодаря этому персту я никогда бы не смешал его с толпой.

Парламентский режим казался мне позором рода людского, символом увядания человечества, обескровленного, отказавшегося от страстей и убеждений, утратившего абсолют, лишенного будущего, ограниченного во всех отношениях, неспособного возвыситься до той высшей мудрости, которая учила меня, что целью дискуссии может быть только полное изничтожение оппонента.

Некоторые из сооружений были заселены или использовались для каких-то целей, другие, как казалось , не имели даже входа и являлись по сути абстракционистскими скульптурами.

Этим болванам кажется , что, если абхазец сидит на муле, а не на лошади, он себя унижает.

Видя черноту старого арапа и слыша его абхазскую речь, я все никак не мог их соединить и мне все казалось , что внутри этого арапа сидит белый абхазец и говорит за него.

Мне кажется , что Абэ ревнует к территории, которую Кусакабэ отказывается с ним разделить.

Показаться), кому-чему кем-чем . Иметь какой-нибудь вид, производить впечатление кого-чего-нибудь. «Небо, опрокинутое над степью, кажется страшно глубоким и прозрачным.» Чехов . «Я стараюсь казаться оригиналом.» Л.Толстой . Казаться старше своих лет.

3. в знач. вводного слова кажется, казалось. Как будто, словно, по-видимому (разг.). «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье.» Пушкин . Вы, кажется, из Москвы? Вот-вот, казалось, дождь польет.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "КАЗАТЬСЯ" в других словарях:

    Показываться, появляться, виднеться, красоваться, видеться, представляться, рисоваться, представлять (являть) собой, представлять из себя, иметь вид чего, напоминать что, дышать, отзываться, пахнуть чем, глядеть, смотреть кем. Не слыть, а быть.… … Словарь синонимов

    КАЗАТЬСЯ, кажусь, кажешься; казался, казалась; кажись; кажущийся; несовер. 1. кем (чем). Иметь тот или иной вид, производить то или иное впечатление. К. умным. К. старше своих лет. 2. безл. То же, что представляться (в 3 знач.). Мне казалось, что … Толковый словарь Ожегова

    казаться - КАЗАТЬСЯ, кажусь, кажешься; несов., куда, к кому. Ирон. Приходить; наве щать кого л. Что то ты на работу и не кажешься. Имитируется прост … Словарь русского арго

    казаться - 1 выглядеться, казаться Стр. 0198 Стр. 0199 Стр. 0200 Стр. 0201 Стр. 0202 2 казаться, сдаваться, представляться, думаться Стр. 0456 Стр. 0457 Стр. 0458 Стр. 0459 Стр. 0460 Ст … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    казаться - кажу/сь, ка/жешься; ка/жущийся; нсв. (св. показа/ться) см. тж. казалось, кажется 1) а) Иметь какой л. вид, производить впечатление. Она казалась лет двадцати. Каза/ться моложе … Словарь многих выражений

    I несов. неперех. 1. Иметь какой либо вид, производить какое либо впечатление. 2. Восприниматься, осознаваться кем либо, каким либо образом. II несов. неперех.; безл. 1. Представляться в воображении; мерещиться, чудиться. 2. Представляться в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Казаться, кажусь, кажемся, кажешься, кажетесь, кажется, кажутся, кажась, казался, казалась, казалось, казались, кажись, кажитесь, кажущийся, кажущаяся, кажущееся, кажущиеся, кажущегося, кажущейся, кажущегося, кажущихся, кажущемуся, кажущейся,… … Формы слов

    Глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я кажусь, ты кажешься, он/она/оно кажется, мы кажемся, вы кажетесь, они кажутся, казался, казалась, казалось, казались, кажущийся, казавшийся; св. показаться 1. Если кто либо или что либо кажется каким … Толковый словарь Дмитриева

    Мало не кажется (не покажется). Разг. Сильно, очень. Елистратов 1994, 182 … Большой словарь русских поговорок

    казаться - Искон. Возвратн. форма к общеслав. казать «показывать, говорить». См. сказать … Этимологический словарь русского языка

Книги

  • Быть, а не казаться. Размышления об истинном успехе , Кови Стивен Р.. О книге Неопубликованные ранее мысли и идеи Стивена Кови, автора легендарной книги "7 навыков высокоэффективных людей" . Сколь многие из нас предпочитают выдвигать на первый план то, что на…
  • Быть или казаться. Истоки современного театра и психотехника актера , Н. В. Рождественская. В учебном пособии "Быть или казаться" речь идет о двух разных способах сценического существования, лежащих в основе психологического (Станиславский) и игрового (Мейерхольд) театра. Предметом…

Утрата осознавания эмоционального резонанса переживается пациентами как утрата способности осознавать свои эмоциональные отклики на происходящее вокруг, потеря чувства эмпатии. При этом возникает тягостное чувство разобщения с людьми и окружающим миром. Данное нарушение является в сущности лишь одним из вариантов утраты актов осознавания собственных эмоций и чувств. Тем не менее своеобразие расстройства и та частота, с какой оно встречается, позволяют рассматривать его отдельно.

Вот типичные высказывания пациентов на этот счет: «Чувствую себя одиноко, хоть и знаю, что все остаются со мной... Мир там, а я тут, отдельно от него... Я оказалась как бы в стороне от других людей, не с ними, меня с ними что-то разделяет... Все видится как-то мутно, все люди там, а я здесь, одна. Я по ту сторону света, отдельно от всех. И кажется, что меня никто не видит... Я чувствую себя сторонним наблюдателем за тем, что происходит: жизнь идет сама по себе, люди радуются, страдают, а я будто бы выпал из жизни, нахожусь где-то поодаль. Я все слышу, вижу, понимаю, но при этом не сопереживаю, словно ничто меня не трогает, не касается... Меня нет в том мире, что есть вокруг меня, я существую раздельно с ним, такое ощущение, словно я нахожусь в каком-то другом измерении... Нахожусь точно в другом мире и все воспринимаю как бы издалека, откуда-то сверху... Жизнь идет мимо меня, я не участвую в ней. Мне кажется, будто я стою на обочине дороги или на берегу реки и только смотрю, как все проходит мимо меня... Я нахожусь точно под каким-то прозрачным колпаком или в прозрачном шаре, что-то отделяет меня от происходящего... Я все воспринимаю как бы изнутри себя, как из щели в танке, я отделился от всего... Между мной и окружающим находится какая-то невидимая перегородка, она мешает мне соединиться с происходящим вокруг... Мне кажется, что я нахожусь в прозрачной воде и оттуда наблюдаю за всем... У меня исчезло чувство слитности с миром, я ощущаю себя в какой-то пустоте, оторванно от всего... Я нахожусь как в оболочке, отделилась от людей, вижу их как в телевизоре, меня не касается то, что они делают... Такое ощущение, будто нити, связавшие меня с людьми и миром, оборвались одна за другой, и я оказалась в полной изоляции... Вот я говорю сейчас с вами, все будто понимаю, отвечаю на вопросы, но при этом я чувствую, что меня нет там, где находитесь вы, хотя, конечно же, мы с вами рядом, в одной комнате... Нахожусь в какой-то прострации, я чувствую себя отдельно от мира... После сотрясения головы я сутки не могла говорить, не было голоса, на вопросы я отвечала письменно, слез не было. Не было и никаких чувств, я за всем наблюдала как бы со стороны... Как-то вокруг все изменилось, я оказалась будто в ауре или за аурой. Все знакомое, но как будто не мое, чужое, я вроде давно тут не была. Смотрю на все со стороны, будто издалека, вроде бы я нахожусь за какой-то чертой... Снилось, что я на работе, дома, в транспорте. Вначале мне казалось, что все происходило как на самом деле, затем я продолжала на это смотреть как в кино, будто меня это совершенно не касается, я смотрела на события сна со стороны, без всяких эмоций и понимала, что это сон... три года назад я почувствовал себя в прозрачном шаре. Это была для меня как защита. Я чувствовал себя отдельно от всех и всего и с людьми общался без малейшего страха».

Пациенты, по-разному описывая данное нарушение, обычно единодушны в том, что они чувствуют абсолютную отстраненность себя от внешнего мира, представленного им в текущих наглядных и мысленных образах. Чаще всего, хотя и не всегда, эта оторванность переживается как гнетущая или даже мучительная, во всяком случае, на первых порах. В этом смысле было бы, с одной стороны, вполне логично рассматривать нарушение в рамках расщепления Я на Я-внешнее, аллопсихическое и другое Я, аутопсихическое. С другой стороны, утрата сознания эмоционального резонанса, поскольку она порождает чувство отчуждения аффективно значимых для пациента обстановки, людей и ситуаций, может быть расценена и как одно из проявлений деперсонализации, поскольку утрата сознания собственных эмоций сама по себе не влечет переживания чуждости происходящего. Если это действительно так, то утрата эмоционального резонанса является как бы прелюдией к последующему развитию деперсонализации.

Дереализация - переживание нереальности происходящего как вне, так и (или) внутри себя, с собою, утрата осознавания чувства реальности.

Это переживание может касаться не только текущих впечатлений, но и воспоминаний о том, что было ранее: «После наркоза я отходила двое суток. Душе было неуютно в моем теле, я была как не в себе. Мне хотелось выпрыгнуть из себя. А потом долго еще все кругом было как ненастоящее, как происходившее во сне, как какая-то декорация. Какое-то все хрупкое, точно карточный домик. И было еще чувство, что все вмиг может исчезнуть, как видение... Окружающее мне будто снится, а не существует в действительности... Все окружающее, все то, что происходит на самом деле, мне кажется как не настоящее, оно вроде бы грезится мне или снится... У меня такое чувство, будто я и не жил до этого, мое прошлое мне словно снится... Не могу понять, есть я на самом деле или мне только кажется. что я существую... Все стало каким-то призрачным, чем-то похожим на мираж. Кажется, я отойду немного в сторону и все исчезнет... Все вокруг будто нарисовано как на школьной доске, подойди, махни мокрой тряпкой, и ничего более не останется... Все покрыто какой-то дымкой и колышется, точно мираж или фантом... Мне кажется, что все вокруг - это вовсе не действительность, а только ее тень, отзвук... После того как машина сбила невестку и внучку, я три месяца жила как в нереальном мире. Ощущение себя было реальным... У меня исчезло чувство реальности, ощущение того, что мир материален, мне кажется, что он есть нечто невещественное, эфирное и уж вовсе не есть то, как я себе представлял его прежде... Все плывет передо мною, будто это наваждение какое или что-то несуществующее. Мне кажется, что протри я сейчас свои глаза и все разом исчезнет, как дым или туман... Наблюдаю за собой так, будто бы я себе снюсь, а не есть на самом деле... Все, мне кажется, куда-то уплывает, как будто все не настоящее, а как призрак, какой-то туман. Я стараюсь, как могу, заставить себя почувствовать, что нахожусь в действительности, иногда это получается, и тогда на какое-то время я возвращаюсь в реальность. Но стоит мне отвлечься, задуматься, и я потом не могу сразу понять, где нахожусь и что происходит вокруг, я не могу даже узнать знакомую обстановку».

Дереализация, таким образом, есть такое нарушение осознавания действительности, когда она воспринимается как нечто эфирное, нематериальное, субъективное, воображаемое, как факт сознания, а не что-то реальное, противостоящее индивиду и от него совершенно независимое.

Иногда, указывает И.С.Сумбаев, переживается чувство нереальности времени, как актуального, так и прошлого, а также будущего. Пациенты говорят о том, что нет прошлого, оно как бы затерялось в памяти; исчезло настоящее, пропало будущее или что время остановилось и не сдвигается с места. Одна из его больных сообщает, что испытывает чувство, словно будущее исчезло совершенно и она живет только настоящим днем, который обрывается, не переходя в следующий. Она живет как бы в пределах той обстановки, которую воспринимает, дальше нет ничего, одна пустота.

Ей не верится, что она сделала попытку отравиться и кажется, что такого происшествия не было совсем и что она вообще никогда не была и не работала. О «потере чувства времени» рассказывает другой пациент, упоминая при этом о впечатлениях, которые «теснятся друг на друга». «Передо мною, - говорит он, - только настоящее, в котором бесследно утонули и идея пространства, и идея времени. Моя мысль как бы замкнута только в пределах палаты и никаких других горизонтов у нее уже нет. Но... даже эти скудные чувства настоящего становятся не под силу; ни стен, ни окон, ничего более не существует, остается только безгранично тянущаяся и светящаяся пустота. И, наконец, наступает то странное сковывающее состояние, когда как бы прекращается само существование, когда ни мысли, ни чувства не могут отыскать для себя ясного выражения».

Еще одна больная (с явлениями деперсонализации и дереализации) говорит, будто ей кажется, что утро текущего дня было год тому назад, что время от нее отделяется, а затем исчезает совершенно. Воспоминания ей кажутся тусклыми, наподобие призраков, она ничего не может представить живо и отчетливо. Она как бы потеряла свое прошлое, и хотя она верно оценивает продолжительность прошедшего промежутка времени, но не чувствует его.

Часто пациенты говорят об ощущении замедления актуального времени, особенно если последнее заполнено страданием, предвкушением чего-то приятного и радостного или тягостным переживанием ожидания: «В голове все время вертится мысль, что сейчас наступит припадок, а его все нет и нет. Такое чувство, что случится что-то скверное, произойдет какая-то катастрофа. Время тянется очень медленно, никак не могу дождаться обеда, хотя есть не хочется... Когда мне все противно, когда я сам себе противен, то время как будто стоит, превращается в вечность».

Чувство времени, если оно действительно существует, является сложным феноменом, в том числе и ментальным. Поэтому нарушение восприятия этого чувства бывает связано не только с психологическими факторами, как у двух последних пациентов. Здоровые люди также часто говорят, к примеру, что «и десять минут - это целая жизнь» или «сначала годы идут, потом бегут, а затем летят». Но нередко встречаются пациенты, отмечающие нарушение как бы чувственного компонента восприятия времени. Нередко, например, они почти не замечают, как проходит время: «Ночь пролетает в одно мгновение, кажется, и не спал я вовсе... Кажется, что я только что закрыл глаза и вот уже утро... Такое ощущение, что я ночью несколько раз открывала и закрывала глаза и вот оно, утро... Кажется, я и глаз не закрывала, а ночь прошла... Прошло, кажется, несколько минут, а на самом деле я спал часов восемь». В подобных случаях время не воспринимается вообще, как если бы выпало осознание чувства времени. Это нарушение отличается от утраты чувства сна, когда пациенты не осознают, что они спали, даже если видели сны; обычно о времени они не говорят либо отмечают, что бессонная будто бы ночь тянулась очень долго.

Пациенты с потерей чувства времени сна как бы указывают на то, что исчезают некие связанные со сном ощущения.

У других пациентов с депрессией иногда встречается нарушение в виде ощущения ускоренного течения актуального времени: «Время идет быстрее, я не поспеваю за ним... День проходит быстро, ночь пролетает в один миг. Только закрою глаза и тут же их открываю... Я не дружу со временем. Оно летит быстро, не успеваешь оглянуться, а уже весна или Новый год. Я всегда боюсь не успеть что-нибудь сделать, я постоянно подгоняю себя, мне почему-то все надо быстрее и быстрее. Часто бывает так, что в спешке я не могу что-то найти. Я как бы лихорадочно роюсь, например, в своей сумочке и не могу найти там документ или деньги. Я и так медлительная, но если на меня кто-то смотрит или я думаю, что смотрит, наступает скованность, я делаюсь еще более заторможенной. А вот в детстве время тянулось, кажется, долго, его было более чем достаточно, я насладилась своим детством вполне... Я все время куда-то спешу и постоянно опаздываю, всегда куда-то не поспеваю. И я хочу, чтобы вокруг меня все остановилось бы на время, пока я не догоню его». Течение прошлого времени воспринимается некоторыми депрессивными пациентами как ускоренное.

Р.Х.Газин, И.Ф.Механикова (1958) различают разные варианты дереализации: «с впечатлением нереальности внешнего мира», «с впечатлением чуждости окружающего» и «с впечатлением измененности окружающего». Это показывает, что бывает трудно, подчас невозможно, а иногда и бессмысленно проводить разграничения между дереализацией и некоторыми другими выпадениями актов самовосприятия. Чувство нереальности окружающего и самого себя пациенты, как показывают их самоотчеты, может быть как бы вторичным, то есть связанным с другими нарушениями, такими как сенсорная гипестезия, утрата ясности осознавания своего сознания, утрата чувства эмоционального резонанса и др. Развитие дереализации, тем не менее, определенно доказывает фундаментальный факт существования у человека развитого чувства реальности. Когда это чувство есть, то индивид уверенно и утвердительно отвечает на два вопроса, касающиеся повседневности:

«Реально ли происходящее сейчас?» и «Реально ли то, что было ранее?». Сложные и в чем-то сходные отношения с действительностью складываются у пациентов и с иными нарушениями. Особенно это касается психастеников, аутичных больных и пациентов в остром периоде реакции на стресс. Психастеникам, указывают П.Жане и П.Б.Ганнушкин, свойственна не утрата самого чувства реальности как такового, а чувство беспомощности, связанное с незнанием практических аспектов жизни и вытекающей из этого неспособностью принимать решения в конкретной жизненной ситуации.

Аутичным пациентам присуща неспособность разграничивать реальное и нереальное (т. е. воображаемое, желаемое и возможное) самым непосредственным образом, отчего они легко переходят из реального мира в воображаемый и обратно. Для них одинаково реальными могут быть и то, что происходит в действительности, и то, что разыгрывается в их воображении. Что касается пациентов, остро переживающих стрессовую ситуацию, то у части из них наблюдается эмоциональный паралич Бельца (1901) или «острая деперсонализация» в виде неспособности принять актуальное психотравмирующее событие, отчего оно кажется нереальным, не случившимся в действительности.

Эта реакция отрицания (Кекелидзе, 1992) является, возможно, защитной, помогающей в полной мере осознать происшедшее позднее, когда индивид найдет в себе силы с ним смириться. Отметим тем не менее, что ощущения чуждости, измененности, неестественности, искусственности воспринимаемого в данный момент с большой долей вероятности могут указывать на развивающуюся симптоматику деперсонализации.

По мнению А.В.Снежневского, дереализация является финальным аккордом, эпилогом процесса нарушения самовосприятия. Автор описывает шесть градаций тяжести синдрома деперсонализации - дереализации, указывая при этом, что деперсонализация есть нарушение, которое покрывает собой все проявления расстройства самосознания. Упомянутые градации и, следовательно, этапы развития расстройства , по А.В.Снежневскому, таковы:

  • На первых порах возникает чувство внутренней измененности. Пациент чувствует, что его мысли, чувства, идеи «как будто изменились», стали не похожими на прежние, изменилось и Я, пациент воспринимает себя как бы «другим человеком».
  • Далее пациент ощущает, что все его чувства утрачены, у него нет более переживаний ни радости, ни горя, нет уже ни боли, ни аппетита, ни ощущения сна.
  • С усилением расстройства теряется сознание собственного Я - это чувство утраты сознания своего Я.
  • На очередном этапе развития расстройства преобладают явления отчуждения, то есть различные проявления собственного Я воспринимаются пациентом как посторонние, ему не принадлежащие.
  • На этой стадии доминируют феномены расщепления Я, собственное и прежде единое, целостное Я становится в глазах пациента «двойным», когда одно Я думает, действует и воспринимает так, а другое - по иному.
  • И, наконец, развивается собственно дереализация, когда все окружающее теряет в глазах пациента смысл действительности, наступает утрата сознания действительности окружающего мира, а это часто сопровождается утратой действительности своего самосознания.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции. (2)Дошедшие до наших дней свидетельства их маршрутов и впечатлений часто неточны и непоследовательны. (З)Однако значение их открытий неизвестных ранее земель и народов, _____, велико и бесценно.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Свидетельства маршрутов и впечатлений путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны.

2. Несмотря на то, что свидетельства путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны, значение их открытий велико и бесценно.

3. В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции.

4. Значение открытий путешественников древности и Средневековья неизвестных ранее земель и народов велико и бесценно.

5. Значение открытий путешественников древности и Средневековья, несмотря на их неточность и непоследовательность, велико и бесценно.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. возможно

2. к счастью

3. как правило

4. безусловно

5. впрочем

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВИДЕ ТЕЛЬСТВО, -а, ср.

1. Показание свидетеля. С. очевидцев.

2. То, что подтверждает, удостоверяет какое-н. событие. Исторические свидетельства.

3. Документ, удостоверяющий что-н. Брачное с. С. о рождении.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлить

прИнятый

мЕстностей

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

2. Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

3. Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

4. Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

5. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

для КУХОНЬ

пара ЧУЛОК

СЕМЬЮСТАМИ рублями

быстро ВЫЗДОРОВИТ

СЛАЩЕ мёда

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой.
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других.
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг...рается

предв....щать

укр...титель

к...ндитер

опр...вдать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с...ёмка, в...южный

пр...тензия, пр...ставка

от...гнать, пр...дедушка

раз...грать, от...скать

ра...колоть, ра...бить

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

смущ...нный

холщ...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш...мый

выдерж...шь

провер...вший

расстав...шь

навева...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я н(1)как н(2) могу понять, как можно н(3) восторгаться, н(4) любить, а то и просто н(5) знать истории родной страны.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ВСЮДУ лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне (НА)ВСТРЕЧУ пронеслись звуки колокола.

2. Егор очнулся (ОТ)ТОГО, что КТО(ТО) пытался вывернуть ему руку.

3. ЧТО(БЫ) жить хорошо, (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, надо хорошо работать.

4. Он хотел было выехать со мною к тебе (НА)ВСТРЕЧУ, да ПОЧЕМУ(ТО) раздумал.

5. (ПО)ТОМУ, как человек ведёт спор, можно определить его характер, а ТАК (ЖЕ) его намерения.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой

16

Мелодия замерла на головокружительной высоте (1) будто в последний раз озирая небесную округу (2) сорвалась и помчалась (3) ускоряя и ускоряя темп (4) вздрогнула освобождённо и затихла (5) в изнеможении повиснув где-то на задворках небес.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иными словами (1) романтизм (2) по выражению В. Г. Белинского (3) - это «исключительный характер в исключительных обстоятельствах». Впрочем (4) для многих это и так (5) очевидно.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне казалось (1) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (2) и что (3) если сойти с парохода (4) то тут же пропадёшь.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С этого возраста у цыплёнка начинают выпадать его первоначальные маховые перья, заменяясь новыми, которые несколько отличаются от прежних по своей формулировке: новые, настоящие маховые перья имеют закруглённые концы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

(9)- Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

(12)- Юшка! - кричали дети. (13)- Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. (16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. (ЗЗ) - У нас такого сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался.

Кадр из фильма Sex Doll

2 марта на экраны выходит триллер Sex Doll . Сильви Веред сняла картину о темной стороне Лондона и жизни элитных девушек по вызову. Главная героиня, француженка Виржини, самоотверженно зарабатывает большие деньги. Девушка завоевала уважение в своей среде и стремительно двигалась к успеху, пока не повстречала юного британца Руперта. Бедняга решил спасти Виржини от падения.

Расскажите, как появился фильм Sex Doll ?

После фильма «Исповедь сына века», к которому я впервые написала адаптированный сценарий, мне захотелось вернуться к сценарию оригинальному. Вернуться к близкой мне истории о женщине. Я приступила к работе над Sex Doll практически сразу после «Стеллы». В конце концов, я отложила сценарий «Стеллы» в сторону, чтобы глубже понять Мюссе. Мне нужно было отвлечься.

Какова нынешняя связь между «Стеллой», «Исповедью сына века» и Sex Doll?

Персонажи этих фильмов – потерянные дети, которые, в принципе, не должны иметь права на любовь. Однако, несмотря на затаенные обиды, они решают пуститься на ее поиски. Попытка найти свое место в обществе и приручить любовь – меня интересуют именно эти темы.

Почему?

Любовь, обращенная к себе и своей работе, сейчас представляет собой, скорее, разрушительную силу. Мы запрограммированы на то, чтобы существовать в некоем обличье, казаться, а не быть. Любовь же - единственная ценность, ускользающая от общества потребления. Любовь нельзя купить. Иногда мне кажется, нам хотят внушить, что торговля телом – это один из, в общем-то, «нормальных» способов добиться успеха, то есть заработать деньги на жизнь. Конечно, не мне судить и говорить, хорошо это или плохо. Я могу лишь сказать, что за нигилизмом и одержимостью деньгами всегда скрываются угнетенность и страдания.

Значит, именно эти размышления привели к созданию Sex Doll , фильма, в котором рассказывается история об элитной проститутке из Лондона в исполнении Афсии Эрзи?

«Стелла» – автобиографичный фильм, Sex Doll – тоже очень личная история, но вовсе не потому, что я сама была девушкой по вызову! Дело в том, что моя бабушка со стороны отца в прошлом была проституткой, ей же стала двоюродная сестра, с которой мы вместе росли. В моей семье страх такого будущего всегда витал в воздухе. Мне всегда казалось, что я каким-то образом знала, что значит быть шлюхой, не испытывая при этом каких-либо иллюзий и не окружая эту профессию романтическим флером. Для моей семьи это занятие не было ни романтичным, ни гламурным, проституция воспринималась, как то, что может спасти от нищеты, когда выбирать уже не из чего. Такой путь могут избрать девушки из неблагополучного общества, а юноши, например, становятся преступниками. Если бы в моей жизни не появилась литература, если бы я не училась в одном из парижских лицеев, возможно, меня бы постигла такая же судьба.

Никто не ожидал, что на эту роль будет выбрана Афсия Эрзи. Когда именно вы представили ее в образе девушки по вызову?

Я сразу же о ней подумала. Я встретила ее на вечеринке, мы перекинулись буквально несколькими словами, но что-то в ней меня зацепило. Афсия – идеальная актриса на эту роль, потому что у нее очень богатая палитра сценических навыков. Она постоянно меняется – может быть то нежной, то жесткой, выглядеть, как взрослая женщина, а через секунду напоминать 12-летнюю девчонку, что пришлось очень кстати для фильма, который скорее предполагает чувственный, а не социологический анализ. Красота Афсии неосознанна, а еще она, как стойкий оловянный солдатик, – умеет работать, и это мне в ней нравится. Она родилась на севере Марселя, и ее роль в фильме Алена Гироди «Король побега» в этих кварталах считают скорее неприемлемой, но у нее хватило духу сняться в этом фильме, пусть она и не кичится этим. Она решительно отказывается от навязанных ей рамок поведения, эта смелость чувствуется в ней.

Собирали ли вы специальную информацию для фильма?

Во время работы над сценарием мы с Афсией встретились с двумя девушками по вызову, и их хладнокровный, расчетливый взгляд на мир подтвердил мое интуитивное знание. Такие девушки всегда откладывают жизнь на потом, когда удастся накопить денег, купить квартиру…Их настоящее скомкано, похоже на пустоту, которую нужно чем-то заполнить, уходя от реальности с помощью разговоров, иногда наркотиков. И каждая из них следует одним и тем же правилам – никакой дружбы, любви, настоящих отношений вне этого общества, никаких проявлений чувств. Их тело отделено от души, поэтому они сами себе не принадлежат. Они отрицают свои страдания. Отрицают свое существование, чтобы продолжать жить. Именно это переживает Виржиния.

Кто Виржиния конкретно для Вас?

Виржиния в глубине души – ребенок, который оказался в жестоком мире. У нее есть все: молодость, красота, деньги и власть над мужчинами, то есть все то, что сегодня имеет ценность. Но она очень одинока. Ею движут телесные побуждения, а уж потом разум. Так происходит потому, что она отделила свое тело от души.

Учитывая сюжет, у вас мог получиться достаточно откровенный фильм. Тем не менее, сцены секса Виржиния и ее клиентов в Sex Doll угадываются лишь в зарисовках в духе импрессионизма. В такие моменты в кадр попадают крупные планы лиц мужчин и разукрашенного румянами лица Виржини я , которая смотрит в никуда. Почему вы выбрали такую технику?

Я не хотела потворствовать сексуальности. Sex Doll – это, скорее, сказка, изящное произведение без излишних претензий. Это прежде всего история о любви. Нужно всегда продолжать верить в любовь, даже если вы поставили на ней крест! Когда Виржиния встречает Руперта (Эш Стаймест), в мире проституции происходит встреча двух детей. Между ними пробегает искра. Боль, с которой Виржиния со временем смирилась, дает о себе знать…Она находит любовь, родственную душу. Вот доказательство, тому, что у нее есть душа.

Как появился персонаж Руперта, своего рода ангела-хранителя, который посвятил свою жизнь спасению молодых проституток?

Мне запал в душу документальный фильм о молодых людях, которым поручили поиск пропавших девушек из стран Востока. Их деятельность финансировали семейные и гуманитарные ассоциации.

В 1997 г. в Вашем первом полнометражном фильме «Брат» вы раскрыли талант Эммы де Кон. Сейчас в Sex Doll вы снова открыли миру молодого актера, на этот раз мужчину-модель, англичанина Эша Стайместа. Как вы нашли его?

Я искала определенный типаж. Актера, который воплотил бы в себе прошлую жизнь, как бы будучи ее продолжением, при этом не нуждаясь в объяснениях и психоанализе. Я провела кастинг в Лондоне, потому что надеялась на типичные качества англичан. Это ни к чему не привело. В конце концов, в интернете я нашла информацию об Эше Стайместе, но он был в Лос-Анджелесе. Мы обменялись несколькими фразами через Skype – мне свойствена быстрота мысли, а у него импульсивный темперамент. Он прочитал сценарий и сказал, что смог бы выразить эти эмоции. Уже через неделю Эш вылетел в Лондон!

Как развивалась его карьера?

Его карьера началась, когда ему было 16 лет. В одном из кварталов на окраине Лондона его нашел Эди Слиман и сделал лицом своей мужской линии. Татуированный с ног до головы Эш попал с улиц под свет софитов благодаря своей нестандартной красоте.

Думали ли вы о мадам Клод, когда создавали образ Рафаэль, которую играет несколько раз снявшаяся в ваших фильмах Кароль Рошер?

Когда вместе с Кароль мы искали информацию об англичанке мадам Клод и о других сутенершах, которые добились этого, забравшись на вершину иерархии элитных девушек по вызову, мы поняли, что их жизненный путь одинаков, вплоть до клишированности. Еще мне очень понравился британский сериал «Тайный дневник девушки по вызову», в котором рассказывается о вселенной девушек легкого поведения и о том, как сложно им поддерживать семейные и любовные отношения. Я хотела описать не некую преступную социальную организацию, а отношения между Рафаэль и Виржини, «матерью» и «дочерью». Эти отношения порочны, но отчасти они позволяют дать волю простейшим кратковременным эмоциям.

Полю Ами вы дали роль Кука, подручного Рафаэль.

Мне понравилось, как он играл в «Сюзанне» Кателя Киллевере. Поль хорошо вписывается в дуэт Афсии и Кароль. Не совсем понятно, кто он – большой брат, злодей или добряк. Существует мнение, что в сомнительном обществе клановые и семейные отношения строятся на жесткости, противозаконности. Почему мы приняли решение снимать фильм в Лондоне? Виржини пытается построить новую жизнь вдалеке от севера Франции, где она выросла в большой семье. Во времена Бальзака за новой жизнью ехали в Париж, сегодня - уезжают в Лондон. Я думаю, что столица Великобритании одновременно символизирует классовые отношения, рок и землю обетованную. В Лондоне очень влиятельная французская диаспора. В этом городе больше всего миллиардеров. Для девушек по вызову – это баснословный Эльдорадо.

Как проходили съемки в Лондоне?

Мы оказались в совершенно другой реальности. Работали по-англо-саксонски: везде царила строгая иерархия, порой все подчинялось формальностям. Мне разрешили включить в руководящий состав съемочной группы только двух французов: главного оператора Николя Горена и художницу-гримера, с которыми я привыкла работать. Все остальные члены съемочной группы были британцами. Когда проводишь съемки в Великобритании, понимаешь, что мы, французы, типичные представители романских народов.

Почему, например?

Время приема пищи! Для нас это священный момент единения. В Англии же, наоборот, это не так важно. Пить алкоголь за обедом нельзя, а ужин в четыре часа дня… Но это не главное. Британские актеры невероятно трудолюбивы. Все технические работники – профессионалы своего дела, они ничего не пускают на самотек. Еще в Англии у режиссера совсем другой статус, его функции не так сакрализированы, как у нас.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!