Моббинг среди сотрудников: последствия и факторы риска. Моббинг на предприятии


Моральное насилие на работе – то, с чем сталкивается практически каждый человек, который работает в офисном коллективе под начальством кого-либо.

Большинство людей могут быть жестокими и беспринципными без видимой на то причины, а некоторые преследуют свои цели (например, желание повышения, чтобы их «заметили» и так далее).

Существуют два типа морального насилия на работе: и .

Что такое моббинг на работе?

Моббинг – это интеллектуальное насилие, которое оказывает над каким-либо работником группа людей. Моббинг на работе – это довольно-таки целенаправленное действие. Как правило, заключается в высмеивании, критике, в распускании нелепых и ложных слухов, криках. Такое моральное насилие может убить в человеке личность, а также спровоцировать увольнение сотрудника (например, если до начальника дойдёт какой-либо порочащий его репутацию слух).

К сожалению, подобные случаи нередки в офисных коллективах. Людям, столкнувшимся с таким видом насилия, очень трудно работать в условиях постоянного гнёта и унижений. Как правило, длиться моббинг может довольно долго: неделями, а порой и годами, пока не произойдёт два варианта развития событий – не уйдут те, кто занимался психологическим насилием, либо они не добьются увольнения сотрудника.

После подобного опыта очень трудно прийти в себя и адаптироваться в дальнейшем к иной работе. Те люди, которые подверглись такому психологическому воздействию, как правило, обретают хронические болезни, например, мигрень, неврозы и другие.

Ещё один вид психологического насилия на работе – буллинг.

Что такое буллинг на работе?

Буллинг – это тип насилия, при котором на жертву воздействует только один человек, а не целая группа людей, в отличие от моббинга.

В известной книге «Насилие на работе» эти два вида психологического воздействия приравниваются к настоящему преступлению, сродни убийству.

Возможно, кому-то это покажется странным и несправедливым, но статистика ужасает: ежегодно несколько тысяч людей по всему миру заканчивают жизнь самоубийством из-за издевательств на рабочем месте.

Моббинг на работе и буллинг на работе – одни из тех причин, по котором люди, уйдя с предыдущего места работы, не могут трудоустроиться, потому что они абсолютно в себе не уверены, опасаются повтора ситуации и, как уже было сказано выше, в некоторых случаях не видят смысла жить дальше и двигаться вперёд.

Нет практически никакой закономерности в том, как выбирают жертву для моббинга или буллинга на работе. На месте человека, на которого оказывают психологическое воздействие, может оказаться каждый.

Для начала морального насилия достаточно одной небольшой ссоры или случайной фразы, чтобы вы оказались персоной нон-грата и вас невзлюбили коллеги/коллега. Некоторые люди по своей природе очень мстительны и обидчивы (тут, к слову, имеют место быть различные психологические проблемы, но это совершенно другая история), и они таким образом хотят поставить обидчика на место.

Существует и другая причина, почему может произойти буллинг на работе или мобинг на работе: например, новый сотрудник ведёт себя нестандартно. Он не ходит со всеми на обеды, предпочитает быть обособленно и отдалённо от коллектива, просто выполняя свою работу.

Третья причина – трудные времена в компании и напряжённые отношения в коллективе.

Что важно делать руководителю, чтобы избежать подобных ситуаций?

Быть внимательным к обстановке
Пристально следить за своими сотрудниками, особенно, если пришёл новый работник
Сохранять дружескую атмосферу и своим примером показывать, как надо себя вести

Зачастую жертва не рассказывает своему начальству о моббинге или буллинге. Тем не менее, для людей, столкнувшихся с моральным насилием на работе, существуют специальные организации и горячие линии, которые помогут жертвам справиться с ситуацией.

Если вы столкнулись с неприемлемым поведением коллег на работе, то необходимо как можно скорее поставить в известность руководителя, по возможности предоставив доказательства. Учтите, борьба с моббингом невозможна без «холодной головы» . Постарайтесь не впадать в панику.

В случае, если обращение к руководству не помогло или начальник пропустил вашу просьбу мимо ушей, меняйте место работы. В противном случае очень скоро вы будете не в состоянии находиться в каком-либо коллективе, и ни одни деньги мира не вернут вам потраченные нервы и здоровье.

Родительские интернет-форумы кричат о беспрецедентном распространении случаев насилия в школах. Средства массовой информации не отстают. Ютуб переполнен роликами, демонстрирующими насилие в школе, что делать, никто не знает. Там можно увидеть все – от избиения учителей до изнасилований несовершеннолетних.

Родители возмущены, на интернет-форумах советуют друг другу отдавать своих детей в карате, учиться драться, чтобы «давить гадов поодиночке». Кое-где, правда, пробиваются робкие возражения на тему «мой ребенок не сможет ударить», на которые идет волна комментариев по типу «если ты сопля и не защитишь себя сам – никто тебя не защитит!»

Кто и что может защитить наших детей от школьного насилия? Куда обращаться?

Школьные психологи?

Школьные психологи проводят тесты. Много тестов. Как будто тесты от чего-то спасают. Тесты показывают то, что и так все прекрасно видят.

Вопрос в другом, что с этим делать, как бороться с проблемой насилия в школе? Но психологи, похоже, сами толком не знают.

Правда, придумали классификацию. Есть, например, буллинг, а есть моббинг.

Буллинг – это когда один или несколько «бычков» обижают слабых и тех, кто не может противостоять. Это как дедовщина в армии.

Моббинг – это когда весь класс «травит» одного ребенка, как в фильме «Чучело» Ролана Быкова.

Есть троллинг, когда дети преследуют и позорят друг друга в соцсетях, дело может дойти до того, что жертва, не вынеся эмоционального прессинга, накладывает на себя руки. И такие последствия уже были.

Но классификации явно уже не хватает, так как есть еще просто жестокое обращение детей друг к другу, когда скучно, когда делать нечего, или просто на спор. Как это случилось в Нижегородской области, когда 15-летняя девочка просто на спор задушила 7-летнюю девочку подушкой. Ни за что.

Школьные психологи, к сожалению, пока не могут это ни диагностировать заранее, ни предупредить.

Знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана могут реально помочь преодолеть проблему школьного насилия, если подойти к этому вопросу комплексно, понимая происходящее на уровне причин.

Родители?

Среди родителей распространено заблуждение, что ребенка необходимо научить давать сдачи. В массовом порядке родители отдают своих детей в секции карате, где их учат махать руками и ногами. Но парадокс в том, что от школьного насилия умение драться, как правило, не спасает. Так, если обидчиков несколько или они старше, то «замочить» могут любого каратиста.


Да и обижать дети могут не в открытую, а анонимно, например, спрятать вещи какого-то одного ребенка и всем классом с удовольствием наблюдать, как тот мечется в поисках пропавших тетрадок или физкультурной формы в страхе получить нагоняй от учителя. Да и не из каждого ребенка можно вырастить хорошего каратиста. Вот цитата мамы с одного родительского форума на тему насилие в школах:

«Я сама работала пять лет тренером по каратэ, мой муж имел черный пояс по каратэ, и когда я была беременна, то думала, что у ребенка это будет уже в крови. Сейчас сыну 12 лет и его все обижают в школе, сердце кровью обливается. Столько раз ему и говорила, и показывала, как себя защитить, но все зря. Он боится, если он ударит, то они соберутся толпой и побьют».

С точки зрения системно-векторной психологии, все понятно! Ведь если (о чем мама, к сожалению, не знает), то он никогда не станет на «путь воина», его предназначение совершенно иное – это развитие культуры. Такого мальчика бесполезно учить драться, он все равно будет бояться постоять за себя. В нем жизненно необходимо развивать чувства, для этого нужно вести его не в секцию борьбы, а в музыкальную школу и в театральную студию. Там, раскрывая свои таланты, он постепенно выведет свой страх наружу и перестанет бояться. А это значит, он перестанет быть жертвой насилия в школе.

Козлом отпущения в классе может стать практически любой ребенок, это может быть, например, новенький. Мальчики и девочки со тоже могут стать предметом высмеивания, насилия в школе, что особо травматично для их чувствительной психики. Предметом насмешек может стать и звуковой ребенок. Он умный, тихий, задумчивый, не любит шума и грубых шуток и часто сторонится общения на перемене.

Учителя?

От учителя во многом зависит психологическая атмосфера в классе и отношение к определенному ученику. Но основной критерий оценки школы сейчас это успеваемость. Родителям нужны хорошие оценки, детям нужны хорошие оценки, учителям для отчета тоже нужны хорошие оценки.

Поэтому учителя заняты подготовкой детей к очередным тестам. Если ученик хорошо учится, к нему нет претензий.

Учитель задерган, завален бумажками, замучен бытовыми и личными проблемами. Он не обращает внимания на вопрос воспитания, ему не до этого. А иногда и сам не прочь «оторваться» на детях. Правда, дети платят ему тем же. Получается замкнутый круг школьного насилия.

По факту, у ребенка в школе есть только три роли: агрессор, жертва или пассивный наблюдатель насилия. Правда, пассивный наблюдатель не такой уж пассивный, он тоже находится в постоянном напряжении, потому что он видит все эти проявления физического насилия и тоже боится, так как не хочет стать жертвой. Предлагая научиться ребенку драться, мы по сути ничего не меняем в общем раскладе, круг насилия остается все тот же, взаимоотношения в школе так и остаются на уровне бандитских разборок.

Любого ребенка, прежде всего, надо учить не приемам рукопашного боя, а умению понимать людей, находить с ними общий язык, знать себя, свои особенности и сильные стороны. Но самое важное, необходимо понимать, что психика ребенка развивается, только если от родителей он получает , а также благодаря развитию его уникальных врожденных векторальных психических свойств. Если из кожно-зрительного мальчика пытаться делать «настоящего мужика», он просто не разовьется и, естественно, не впишется в жизнь. А если он будет лучше всех играть на гитаре или станет звездой школьного театра, то вместо ненависти ребята будут испытывать к нему симпатию и восхищение.

Чувство защищенности и безопасности и развитие согласно природным свойствам ребенка – это лучшая профилактика любых психологических проблем. Это то, что дает ребенку комфортное внутреннее состояние, в котором он, с одной стороны, не способен испытывать жгучую неприязнь, приводящую к насилию в школе, а с другой, не является слабым звеном, провоцирующим агрессию.


Только вместе, только всем миром

Без влияния взрослых дети могут взаимодействовать только по принципу , объединившись на базе неприязни к кому-то другому, будь то учитель, другой ребенок или еще кто-то. Предотвращение и профилактика насилия в школе не могут происходить посредством системы запретительных мер, усиления охраны и увеличения количества видеокамер. Это все внешние «примочки», которые при желании можно легко обойти.

Победить насилие в школе можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: учителей, родителей и самих детей.

Не только пытаться защитить своего ребенка от насилия, а убрать проблему насилия в школе вовсе – вот какую задачу необходимо ставить всем нам. Иначе просто ничего не получится! Найдется очередной , который придет в школу с оружием для того, чтобы расстрелять своих одноклассников.

Что можно сделать? Как помочь?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет распознавать психику каждого ребенка, его желания, психологические потребности, стремления и страхи. Современному родителю, педагогу и психологу уже не обойтись без этих знаний. и почему? Почему ребенок ворует? Почему становится жертвой и как это предотвратить? Как нейтрализовать школьного шута? Как распознать потенциального убийцу или самоубийцу? (К сожалению, даже такие темы актуальны в современной школе!) Ответы на эти и многие другие вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Конечно, подкованные взрослые сумеют в доступной форме передать эти знания своим детям, чтобы они тоже лучше понимали себя и других, знали, чего можно ожидать от того или иного ребенка или взрослого, и как с ними правильно взаимодействовать.

Еще одна важнейшая совместная задача по предупреждению насилия в школах – создание школьного коллектива. Помните девиз школы молодых чертей из старого советского мультика? «Люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждет тебя успех!» Наслушавшись западной пропаганды, мы стали учить этому наших детей, не понимая, что это в корне ошибочно и противоречит нашему уретрально-мышечному менталитету. Для нас больше подходит девиз мушкетеров: «Один за всех и все за одного!»


Если вы учитель или родитель, не упустите шанс, приходите на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, и вы получите знания, которые станут реальным инструментом по предотвращению насилия в школе, в семье, на работе. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Психологическая травля не является редкостью в наше время. Прессинг со стороны недоброжелателей, завистников или же просто моральных абьюзеров и неглектов ставит под вопрос благополучное пребывание в этом мире. Так что же делать, если вы стали жертвой морального давления и психологического прессинга?.

Моббинг и буллинг: сущность и способы противостояния

Моббинг - это психологическая травля в коллективе. Самым распространенным способом моббинга является психологическое насилие, а целью моббинга является последующее увольнение сотрудника, хотя вернее было бы сказать - самоувольнение, или увольнение по собственному желанию вследствие психологического прессинга или травли.

Что такое моббинг со стороны абьюзера и морального насильника? Психологический моббинг это специфическое и заранее спланированное поведение, как правило - группы людей, в виде психологического террора и травли в отношении какого-либо работника со стороны начальства, подчиненных и коллег, целью которого является провокация этого человека на последующее увольнение.


Чем моббинг отличается от буллинга?

По сути, моббинг и буллинг - довольно схожие понятия, буллинг означает преследование и травлю "тет-а-тет" (один на один), когда психологический моббинг, в свою очередь, означает преследование кого-либо из подчиненных со стороны начальника, руководителя или коллег, которое последовательно вовлекает других сотрудников в психологию и практику травли жертвы моббинга. Также стоит отменить, что когда мы говорим о моббинге, как правило, в этот процесс негласно вовлечено руководство, именно поэтому помощь жертве получить в такой ситуации крайне сложно.

Моббинг: способы противостояния

Жертва моббинга, как правило, начинает испытывать серьезный психологический дискомфорт. Стоит признать, что моббинг является одним из самых изощренный способов спровоцировать человека уйти с работы, ведь методы моббинга завуалированы и скрыты, в отличие от прямого конфликта, когда обе стороны открыто выражают свой негатив и претензии в адрес друг друга.

Методы психологической травли на работе (методы и способы моббинга) включают в себя запугивание, распространение слухов, социальная изоляция, игнорирование сотрудниками на работе. Последствия такого отношения не заставят себя ждать человека, который впервые столкнулся с моббингом: враждебное отношение, а что самое главное - скрытое враждебное отношение и завуалированное, приводит к ухудшению состояния физического и психического здоровья человека, который стал жертвой преследования.


Как правило, чтобы избавиться от моббинга и травли на работе, достаточно обратиться к психологу или HR-психологу, который есть во многих офисах и предприятиях. Тем не менее, если Вы столкнулись с травлей на работе, а психолога на месте Вашей работы нет, мы настоятельно рекомендуем Вам получить помощь психолога или психотерапевта нашего Центра - позвоните нам, и администратор подберет Вам психолога-конфликтолога, а также запишет на прием в любое удобное для Вас время, либо организует выезд к Вам на работу, либо встречу в кафе г. Москвы, комфортное для Вашего посещения. Также напоминаем, что Вы можете получить консультацию психолога-конфликтолога, а также HR-психолога в удаленной форме посредством Skype-консультации, а также имеете возможность вызвать психолога-конфликтолога или HR-психолога на дом.

Наверное, в каждом школьном классе есть свой «козел отпущения». Как правило, им становится не похожий на других ученик. Причем не всегда коллективу нужна веская причина для издевательств. В моем классе, к примеру, травили девочку с большим размером ноги.
Офис - та же школа, только в условиях психологического давления находятся взрослые люди. Впервые исследование этого явления провел в Швеции в начале 1980-х психолог доктор Ханц Лейман. Он назвал такое поведение моббингом (от англ. mob - толпа) и охарактеризовал его как «психологический террор» на рабочем месте.

Мгновения, проведенные штатным «козлом отпущения» в офисе, «свистят, как пули у виска». Жертва моббинга каждую минуту ждет подвоха, подставы, нападения: со стороны руководителя компании, непосредственного начальника (вертикальный моббинг) или со стороны коллег (горизонтальный моббинг).

Рано или поздно в травлю, начатую одним человеком, втягиваются даже лояльно настроенные по отношению к жертве сотрудники: ведь ситуации, в которые ставят «чужого» изощренные мобберы, бывают действительно забавные. Усмешку не сдерживают даже добрые и порядочные: «Конечно, грех смеяться, но это действительно смешно».

Из-за моббинга снижается производительность: многие сотрудники начинают ходить на работу в первую очередь затем, чтобы узнать, что еще отмочит этот чудак-коллега, как он будет реагировать на новые каверзы и выбираться из свежевыкопанных ям. Моббинг сплачивает не трудовой коллектив, а офисную толпу, помогает людям почувствовать себя в безопасности.
Объектом моббинга может стать каждый, утверждают исследователи. Но пока офисные «остроумы» направляют огонь своих эмоций на изгоя, остальным травля не грозит. Неудивительно, что защищать изгоя никто не спешит. Работают принципы «моя хата с краю» и «от коллектива не отбивайся». Чаще всего закрывает глаза на на происходящее в коллективе и руководители. А некоторые даже поддерживают мобберов. Видела, как начальник в одном издательском доме в общем порядке отбивал воздушный шар от лица унижаемого подчиненного. Тот пытался улыбаться, стараясь показать, что дискомфорта не испытывает. В итоге его перевели на более низкую должность, и он все же уволился.



Однако не все предпочитают уход. Моббинг - это подлость и грязь, но испытание им нужно выдержать с достоинством, полагают многие. Люди не хотят признать себя побежденными, стремятся выстоять во что бы то ни стало. Сдаваться не в их правилах - так они ответят вам, если вы спросите их, почему они не уволились сразу. Другие же не уходят потому, что боятся не найти работу.
Понятно, что в последнем случае самооценка у человека близка к нулю. Но она опустится «ниже плинтуса», если тянуть с увольнением. Порочный круг иногда разрывают руководители: «выживаемого» сотрудника увольняют по какому-либо поводу, часто надуманному. «И не говорите мне, что файл с отчетом был удален из компьютера. Вы его просто не подготовили», - отчеканит начальник.

А псы-мобберы погрустят немного по поводу ускользнувшего «лакомства» и начнут озираться окрест в поисках новой жертвы. «По-моему, новичок ведет себя как-то странно? Да он просто презирает нас, поставим-ка его на место!» Вирус моббинга, однажды активизировавшись, будет проявлять себя снова и снова, добиваясь полного разложения коллектива.
Источники заражения
Чаще всего моббинг зарождается в коллективах при следующих условиях:
1. В коллективе имеются родственные/интимные связи.
2. Работают пожилые сотрудники, которые боятся потерять свое место.
3. Дублируются должности.
4. Попустительски относятся к интриганам и сплетникам.
5. Границы ответственности и служебных обязанностей - расплывачаты.
6. Неравномерно разделена работа (одни вкалывают, у других вечный обеденный перерыв).
7. Отсутствуют возможности карьерного роста.
8. Начальник - трус и слабак, которому раздоры в коллективе на руку: ему кажется, что так проще им управлять.

Жертвами моббинга может быть кто угодно, однако наибольшие шансы у нескольких групп:
1. Неординарные личности, те, кто выделяется из толпы.
2. Эмоционально открытые простаки.
3. Высокомерные индивидуалисты.
4. Новичок, воспринимаемый ветеранами как конкурент.
5. Те, к кому особо благосклонно относится начальство.
6. Сотрудник, назначенный начальником над своими бывшими сослуживцами.
7. Сотрудник, резко пониженный в должности.
8. Новый босс, скорым ходом внедряющий нововведения. Его задания могут единодушно саботировать, итог - увольнение как не справившегося с руководством.
9. Сотрудник, которого хотят «слить» из компании.
10. Коллега, с которым вдруг приходится делить работу.
11. «Удачливый» провинциал, представитель иной национальности.
12. Сотрудницы, противостоящие сексуальному преследованию шефа/коллеги.

Мобберы могут преследовать самые разные цели. Так, для некоторых это возможность «разрядиться», скрасить скучные трудовые будни, поупражняться в остроумии. Другие хотят отомстить сослуживцу за успешность, непохожесть. А третьи считают моббинг хорошим способом наказать коллегу, отвергнувшую ухаживания. Кстати, отсутствие личной жизни у сотрудников - очень значимый фактор для появления моббинга.
Некоторые особенности могут усилить и без того негативный эффект моббинга на жертву. Ключевая из них - отсутствие интересов вне работы, зацикленность на офисе. Кроме того, серьезно усугубляет положение склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям.
Понятие «моббинг» синонимично понятию «буллинг» (от англ. bully – хулиган). Буллинг подразумевает также открытую агрессию со стороны гонителя. Иногда под этим термином подразумевают только вертикальный моббинг – то есть давление со стороны начальника.

Как бороться…
Если вы стали жертвой моббинга, нужно наблюдать за тем, что происходит в коллективе, замечать изменения в отношении к вам, анализировать причины. Не удивляйтесь, если объективных причин не обнаружится.
Важно найти тех, кто от моббинга воздержался, кому вы симпатичны, и попытаться переманить на свою сторону, не замыкаться, поддерживать дружеские отношения с теми, с кем это возможно. Можно отследить «вождя» мобберов, постараться поговорить, попросить о помощи (если, конечно, с ним вообще можно о чем-то говорить). Лучше также сразу обратиться за помощью в отдел по работе с персоналом.
Будьте скромным, спокойным и доброжелательным, но так, чтобы ваш высокий профессиональный уровень был очевиден. Избегайте открытых склок, истерик: это только вдохновляет мобберов. Но если моббинг находится на начальной стадии, можно разок дать агрессии выйти наружу.
Если ситуация запущена и ее переломить сложно, поберегите нервы - увольняйтесь.

22 БИЛЕТ:

1.Технология регулирования трудноразрешимых и неразрешимых конфликтов.

Регулирование - применяется в трудноразрешимых и не разрешимых конфликтах.Этот способ относится к управлению зрелых конфликтов(нормативные конфликты,в основе которого лежат ценности,мнения,убеждения)

В рез-те разрешения снижается острота предмета и структуры конфликта

Этапы регулирования:

1)Признание конфликта всеми сторонами

2)Объективное объяснение конфликта сторонам.

Объяснить,что конфликт,если его не решать,может привести к еще более ужасным последствиям.

Оппоненты должны признать,что надо решить конфликт и есть фактор психологической несовместимости.

3)Во взаимном обсуждении вырабатывается копромиссные нормы и правила конфликтного взаимодействия.Просить не в одностороннем порядке,а уступать что-то в ответ.

Институциализация - выработка норм и правил.

Легитимизация - возврат к обсуждению норм и правил для их закрепления и для превращения конфликта в организованный.

4)В некоторых ситуациях возможно разрешение:

а)Объединение сторон под влиянием внешней угрозы

б)Перевод конфликта на другой уровень.

Дополнение:Если в трудноразрешимом конфликте участвует группа,необходимо произвести структурирование(выделить лидера и попросить его провести переговоры)

2.Особенность и техника административных воздействий как способа управления конфликтом.

Улаживание деловых конфликтов может производиться при помощи сугубо административных способов, которые может применить руководитель коллектива.

Разъяснение требований. Руководитель стремится как можно более четко сформулировать условия выполнения задания: что конкретно необходимо сделать и кто персонально является ответственным за работу (эффективно в случаях, когда подчиненные обладают высокой квалификацией и большим опытом работы).

Выдача задания. При выдаче производственного задания необходимо учитывать, что подчиненные - люди с разными характерами, уровнями знаний и опыта с разным отношением к работе и руководителю.

«Прошу Вас». Руководитель формулирует задание в виде просьбы и пожелания, основываясь на объективной необходимости его выполнения (эффективно с высококлассными специалистами, добросовестно относящимися к своей работе).

«Я бы советовал поступить таким образом». Здесь применяется мягкая форма личного влияния на подчиненного (эффективна только у опытного руководителя, имеющего в коллективе непререкаемый авторитет). Так следует взаимодействовать с исполнительными подчиненными, имеющими недостаток опыта и профессиональных знаний.

«Вам поручается выполнить». В такой форме следует выдавать задание в ситуации высокой ответственности, ограничениях во времени выполнения задания.

«Я приказываю Вам...» (административное давление). Предполагается тщательный контроль (эффективно для необязательных работников, не склонных к соблюдению строгой дисциплины).

«Я категорически приказываю Вам выполнить данное задание. В случае невыполнения в отношении Вас будут приняты следующие меры...». Данная форма выдачи задания применяется для нарушителей трудовой дисциплины. Предусматривает жесткий регулярный контроль.

Система наказания и вознаграждения . В сфере деловых взаимодействий особенно эффективны распоряжения и приказы руководителя о лишении премии провинившегося сотрудника. А в качестве вознаграждения за успешную работу – благодарность, различные способы материального поощрения, повышение по службе.

Руководитель должен принимать во внимание, чтобы сотрудник получал адекватную оценку своего труда: поощрение и похвалу за успехи и конструктивную критику за ошибки и промахи.

Формула отрицательной оценки. С тем, чтобы отрицательная оценка действий подчиненного была эффективной, руководитель должен учитывать тот факт, что его высказывание должно содержать четыре основные части.

Первая часть: фиксация общей положительной оценки сотрудника как работника и человека.

Вторая часть: формулирование критической оценки.

Третья часть: признание того, что сотрудник является хорошим профессионалом, несмотря на то, что он допустил ошибку.

Четвертая часть: выстраивание позитивной перспективы на будущее.

Иерархия подчинения. Регулирование конфликта в деловых взаимоотношениях может быть эффективным при использовании реальной власти, соответствующей должному статусу руководителя. Подчиненные должны знать, чье распоряжение выполняют и кому должны отчитываться.

Принуждение относится к властным мерам управления. Подчинение и принуждение эффективны в тех случаях, если руководитель управляет сотрудниками, имеющими невысокий уровень квалификации и нарушающими дисциплину труда.

Выделяются три основных типа подчинения:

1.Подчинение при внутреннем протесте . Работник настроен против распоряжений руководителя. Подчинение как таковое ему неприятно и вызывает у него внутренний протест и раздражение. К подчиненным такого типа руководителю необходимо предъявлять требования, не подчеркивая своего вышестоящего положения.

2.Подчинение без самостоятельности. («Пусть думает начальство»). С целью развития у такого работника личной инициативы, желательно формулировать для него задание в виде проблемы и не предлагать ее готового решения.

3.Осознание объективной необходимости подчинения. Работник такого типа – наиболее ценный и надежный. Чувство подчинения не вызывает у него болезненных реакций, а рассматривается как необходимое условие во взаимодействиях с руководителем.

Приветствую вас, дорогие читатели! Мы с вами затронем такую болезненную для многих детей и родителей тему, как буллинг: что это такое, знают не все. Если вы впервые слышите слово «буллинг», это еще не означает, что вы или ваш ребенок не сталкивались с этим явлением в реальности. Разберемся, что подразумевается под необычным иностранным названием.

Удивительно, но аналогов слову «буллинг» в русском языке нет. Так собирательно называют сознательный террор, направленный против ребенка со стороны одного или нескольких детей из его окружения. Само английское слово означает «хулиган, драчун, забияка» и т.д. Иными словами, это моральные или физические издевательства, которым может подвергнуться любой школьник.

Впервые буллинг как социальное явление заметили в Англии в 1905 году, хотя нельзя сказать, что травля отдельно выбранного человека в детских и подростковых коллективах не существовала до этого времени. С тех пор разговоры о нем не утихают в среде педагогов и психологов. По статистике, от 4 до 50% детей сталкиваются с травлей. Это могут быть единичные случаи или регулярная тактика.


Последнее время буллинг имеет место не только в начальной школе, но даже в детских садах. Дети по своей природе жестоки и пока не умеют сдерживать эмоции и находить компромиссы. Если они кого-то невзлюбили, жертву ожидают нападки и даже побои.

Подростковый буллинг может быть еще более жестоким, поскольку в этот период дети подвергаются меньшему контролю со стороны родителей. В то же время идет становление отношений между полами, и для некоторых детей этот процесс проходит болезненно.

Существует несколько видов травли в рамках одного коллектива:

  • Физический . Он может колебаться от побоев до серьезного членовредительства.
  • Поведенческий . С ребенком сознательно не вступают в контакт, не разговаривают, распускают сплетни, крадут или портят личные вещи, наговаривают.
  • Вербальный . Выражается в подколах, кличках, обзывательствах, оскорблениях.
  • Кибербуллинг . Это атака в соц. сетях, выкладывание в интернет неприглядных видео, фото, текстов.

Причиной буллинга может стать что угодно: внешний вид жертвы, особенности поведения, манера говорить и т.д. Слабые в моральном или физическом отношении дети, не умеющие себя защищать, тоже могут стать предметом травли.

В качестве агрессоров, как принято считать, выступают дети из неблагополучных семей. Но сегодня ситуация изменилась. Ситуацию буллинга могут создать и малыши из богатых семей, где родители ощущают собственную вседозволенность и одновременно мало занимаются детьми и не уделяют им внимание.


Вопрос о том, как бороться с буллингом, довольно сложный, ведь диагностика явления затруднена. Одно дело, если ситуация закончилась побоями (в качестве доказательства их можно представить в детской комнате милиции), и совсем другое дело, если травля происходит по интернету или в разговорах.

В последнем случае требуется очное разбирательство в присутствии родителей обидчика и жертвы, педагогов, психологов. Если факт буллинга будет признан большинством, в том числе специалистами, необходима срочная профилактика в группе.

Работа должна проводиться педагогами, психологами, иногда требуется вмешательство других специалистов, в частности медиков. Буллинг – проблема не одного человека, а группы. Если ваш ребенок стал жертвой, ни в коем случае не обвиняйте его. Виновата группа, а не отдельный человек.

Ситуация ухудшается еще и тем, что родители и педагоги сами потакают агрессорам. Если в семье родители страдают нарциссизмом, считают себя успешными и лучшими во всем, или занимаются рукоприкладством, их стиль поведения будет копировать ребенок.

Наоборот, чересчур интеллигентные родители, которые не умеют за себя постоять, не стремятся решать конфликты, а предпочитают их обходить стороной, потенциально воспитывают жертву.

Масла в огонь подливают и педагоги, выделяя в классе лучших учеников или показывая мимикой, поведением, что какой-то ребенок их не устраивает. Так потенциально детская группа делится на агрессоров и жертв.

Канистерапия, как профилактика буллинга


В последнее время популярность набирает технологии канистерапия как средство профилактики буллинга. Это психотерапия, где лечение проводят собаки под руководством тренеров. Чтобы заслужить уважение животного, человек должен уважать себя и других, но при этом не ощущать себя жертвой.

Общаясь с собаками, дети учатся равноправию и признанию прав других людей. Методика уже получила негласное признание, хотя официально как метод психотерапии в России пока не утверждена.

О себе и буллинге

От себя хочу сказать, что испытала это явление на себе в школе. Со стороны одноклассницы я слышала издевательства в свою сторону, а последней каплей стало то, что она повытирала ноги об мою одежду. В прямом смысле этого слова. Конечно, у меня была паника и что делать я не знала.

Я приходила домой и плакала. И тогда мама отправила меня в секцию карате. Вы знаете, там нашлись люди, тренеры, которые показали, что я сильная, многое могу, меня уважают и это прибавило мне уверенности на 1000%.

Как сейчас помню, последнее ее издевательство было в спортивном зале на уроке физкультуры. Я треснула ее, захватила и сказала что-то очень грозное. Слов не помню. Помню что мальчишки нас разнимали, а после этого все прекратилось. И отношения в классе стали на много лучше.

Я была другая, уверенная. Я уже ничего не боялась.

Прошло уже много лет, вспоминая все это, могу сказать, что такие ситуации очень закаляют. В жизни такого на много больше и этот первый жизненный урок я прошла уже в школе на «отлично».

Моббинг и буллинг

Моббинг – понятие, очень похожее на буллинг. Их часто путают, поскольку суть их действительно тяжело различить. Проводя границу между понятиями, психологи говорят о том, что моббинг – это коллективная травля, а буллинг осуществляется один на один.

В чем отличие, сможет сказать только специалист, поскольку сегодня в употреблении понятия часто путают и вместо моббинга употребляют буллинг как более популярное и распространенное.


Говоря о моббинге, чаще подразумевают травлю коллег по работе. Но явление встречается и в ученическом коллективе. Есть и другое обозначение. Моббинг – противостояние, направленное против группы, пользующейся преимуществом, более слабой или имеющей отличительные черты. Встречается и расовый моббинг, если в школе учатся дети разных национальностей.

Причины и технологии предупреждения явления тесно взаимосвязаны. В школьном коллективе должны регулярно проводиться беседы с родителями и детьми, в которых участвуют профессиональные психологи.

Сами педагоги должны исключить всяческое выделение отдельных учеников в классе и способствовать живой, непосредственной атмосфере общения.

Родители должны позаботиться о теплой атмосфере воспитания в семье, исключить издевки и телесные наказания. Только здоровым, доброжелательным отношением в коллективе можно исключить моббинг и буллинг как социальные явления.

Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели, какие последствия может иметь травля человека в коллективе. Не стоит терпеть это, нужно всегда искать выход и никогда не чувствовать себя жертвой. Если у вас есть комментарии, оставляйте их на сайте или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!