Мое имя. рассказывание на тему стихотворения е

ОСЕНЬ
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья - желтым и красным,
Серым - небо и лужи.

ОКТЯБРЬ
Дождь льет с самого утра,
Льет как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты.

НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
А. Берлова

ОСЕННЕЕ
Жито убрано, скошено сено,
Отошли и страда и жара.
Утопая в листве по колено,
Снова осень стоит у двора.

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат.
М. Исаковский

В ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

СЕНТЯБРЬ
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге
Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?

НОЯБРЬ
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.
Ю. Каспарова


ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

СЕНТЯБРЬ
Кончается лето,
Кончается лето!
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
И. Токмакова

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

ОСЕНЬЮ
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
А. Плещеев

ОСЕНЬ
Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела
М. Садовский

ОСЕНЬ
Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам «спасибо»!
О. Высотская


В ШКОЛУ

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
- Вы идете в первый раз,
В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле.
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
З. Александрова

* * *
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
А. Твардовский

Цели:

1.обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “В багрец и золото одетые леса”

2.учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;

3.продолжить формировать основы читательской деятельности

а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения; б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях) в) обогащение речи учащихся средствами литературы

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс Тема урока: С. Козлов. В сентябре. Е.Трутнева Улетает лето.»

Тема урока: С. Козлов. В сентябре. Е.Трутнева Улетает лето .

Цели:

    обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “В багрец и золото одетые леса”

    учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;

    продолжить формировать основы читательской деятельности

а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях)
в) обогащение речи учащихся средствами литературы

Ход урока

I. Психологический настрой

День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

Стихотворение “Улетает лето”

1 ученик.

Улетает лето.
Ночью ярче звезды.
Среди голых веток
Опустели гнезда.

2 ученик.

В воздухе все время
Вьются паутинки.
Уронили семя,
Отцвели былинки.

3 ученик.

Холодком подуло,
Лес уснул дремучий.
Солнышко зевнуло
И покрылось тучей.

II. Вступительная беседа

К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень.
- Почему? (Мы закончили читать по теме “ В багрец и золото одетые леса ” из раздела “Родные просторы”)
- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.

Интонирование.

Осень.?!...

(Спокойно.
Вопросительно?
Удивленно-вопросительно?!
Радостно!
Восхитительно!!
Таинственно…)

III. Тема, цель.

Сегодня на уроке я предлагаю вспомнить, какие произведения об осени мы читали,
- перечитать понравившиеся строчки,
- полюбоваться красотой, неповторимостью авторского слова,
- обсудить прочитанное

И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас осень станет богаче и выразительней.

Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим праздником читательских удовольствий.

IV. Систематизация читательских знаний.

Какие по жанру произведения мы читали? (рассказы, стихи, сказки, загадки)
- Назовите авторов, чьи произведения мы читали.

Обобщение прочитанного по теме

1. Краски осени

В осеннем лесу.

Осень – долгое время. Она обычно начинается как осень красок.

Вот и осень к нам опять пришла,
Как хозяйка старая вернулась.
Начала по-своему менять
Все кругом, что ей не приглянулось.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью приводила.

Прочитайте о красках осени в стихотворении Пушкина.

Прочитайте стихотворение С. Козлова «В сентябре». Какие краски увидели в этом стихотворении? (Травы в серебре)

2. Листопад – это уже другая пора осени наступает.

Какое настроение у вас вызывает стихотворение Е.Ф. Трутневой “Улетает лето”?

Классу было дано задание – представить себя листочком, попробовать сочинить миниатюру “Думы осеннего листка”. Послушаем, что получилось у ребят.

Летом я сидел на ветке дерева. Пришла осень и она принесла с собой ветер. Он меня сдул, и я полетел. Полетел путешествовать .” (Саша Л.)

Я кленовый листочек. Жил я на самой высокой веточке дерева. Наступила осень. Осенью я поменял свой наряд – теперь у меня желтая рубашка. Начался листопад, ветром сдуло и меня. Долго я кружился над городом и упал на землю в детском саду. Маленькие ребятишки весело бегали по листьям, собирали нас в кучи, а потом брали в руки и подбрасывали нас вверх. Довольные, они стояли под дождем из разноцветных листьев ” (Тарас В.)

Физкультминутка

(Звучит музыка)

Кружатся, кружатся листья
В классе у нас листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят

В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист березовый, лист оранжевый, лист розовый,
Лист багряно-огневой,
Выбирай себе любой.

3. Осенние лужи.

- В каком стихотворении упоминается о лужах? Какие они? (Как серебряные блюдца блещут лужи на заре)

Учитель:

Осень – долгое время.

Начинается она как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь.

Ученик:

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?
Потому что…(дождь идет)

Вывод по уроку.

Какая она – осень? (Разная – и грустная, и радостная, спокойная тревожная, тихая и ветреная)

Наталья Быстрова
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ «Улетает наше лето»

Образовательные области :

«Познание»

«Развитие речи »

«Художественное творчество»

Задачи :

1. Систематизировать знания детей о разных видах отдыха и транспорта;

2. Развивать умение детей участвовать в коллективном разговоре : слушать и слышать сверстников, не перебивать, находить момент для своей реплики в коллективной беседе;

3. Побуждать детей делиться своими новыми впечатлениями, которыми они обогатились во время летного отдыха;

4. Активизировать словарь за счёт названия разных видов транспорта и видов путешествий;

5. Создавать условия для отражения в рисунке летних впечатлений;

6. Развивать художественное восприятие и творческое воображение.

Материалы : географическая карта, атласы, подборка фотографий, буклеты, сувениры, акриловые краски, кисточки, заготовки магнитов, художественное слово Е. Трутнева «Улетает лето » , презентация, музыка луга.

Методы и приемы : беседа с детьми, чтение поэтических произведений, слушание музыки, просмотр презентации, создание проблемной ситуации и её решение, создание сувениров, развивающие вопросы к детям .

Ход занятия:

Дети, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются. Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето :

Всех зовёт купаться.

(Лето ) В тот сезон мы долго спали; Мы купались, загорали,

Путешествовали где-то…

Так бывает только? (летом )

Затем воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето » :

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое,

У березы на плечах…

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Всё летит! Должно быть, это,

Улетает наше лето

Да, действительно наше лето прошло . Но ведь очень приятно вспомнить о лете. Я не знаю, как вы провели это лето . Что вам особенно запомнилось? Я думаю, у вас есть о чём рассказать.

А рассказ ваш будет в виде игры, которая называется «Никто не знает, что летом я отдыхал… Кидаешь мяч. Да вы очень интересно провели это лето , вам много где удалось побывать, а давайте найдём на карте те места, где вы отдыхали и узнаем, далеко ли от дома вы находились. Дети подходят к карте. Находят места отдыха, моделями определяют вид транспорта.

В-ль : Я тоже приглашаю вас, ребята, в полёт. Пройдите на ковёр и встаньте свободно.

Руки ставим мы вразлет : (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два» . (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места)

А сейчас я хочу вам показать, как и где могут отдыхать люди.

Показ презентации.

В каждом городе есть специальный магазин, где продаётся много сувениров. Их можно купить и привезти своим друзьям, знакомым. Я хочу показать вам коллекцию сувениров, которую мне подарили мои друзья. Рассматриваете.

Может у вас и дома есть такие же?

А сейчас я предлагаю вам стать настоящими художниками и изготовить сувениры с видами тех мест, которые вам особенно понравились.

Ребята, пройдите в нашу мастерскую.

Вы много знаете, многое умеете, я уверена, у вас всё получится.

Анализ детских работ.

Мое имя. Рассказывание на тему
стихотворения Е. Трутневой
«Улетает лето»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : снизить уровень тревожности и агрессивности; развивать коммуникативные навыки, устную речь; обогащать словарь на тему «Времена года».

Целевые ориентиры дошкольного образования : знает и называет свое имя, имена своих товарищей по игре; ориентируется в пространстве (определяет правую и левую сторону); может сам или с небольшой помощью воспитателя оценивать свои поступки и поступки сверстников; выражают чувство грусти об уходящем лете при прочтении стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».

Материалы и оборудование : картинки с изображением лета и осени.

Литературно-музыкальное сопровождение : русская народная прибаутка «Андрей-воробей» (обр. Е. Тиличеевой).

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Игры .

«Здравствуйте, меня зовут…»

Сидя в кругу, дети по очереди называют свои имена. В случае затруднения возможно введение сказочного персонажа – игрушки, с которой дети по очереди знакомятся.

«Имена моих соседей».

Стоя в кругу, каждый ребенок называет свое имя и имена своих соседей: «Я Сережа, слева от меня Маша, справа Женя».

2. Интонирование имени.

Стимульный материал – карточки с пиктограммами эмоций «спокойствие», «злость», «радость». С опорой на карточку проговорить свое имя с разными чувствами: ровно (спокойно), сердито, ласково.

3. Беседа об именах.

Воспитатель . Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво – Сашка, Мишка. На скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называют мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя... означает... Но человека можно называть не только именем, а любимым ласковым словом (солнышко, лапушка...). Может быть, кого-то из вас тоже называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Леночка. Вы знаете, что имена дают, когда человек рождается. Когда он маленький, его зовут очень ласково и нежно – Оленька, Олюшка. Как еще можно звать девочку? А когда человек подрастает, его зовут по-другому – Ольга. Как зовут меня? Почему меня так зовут? Назовите имя вашего папы. Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. А как вы обращаетесь друг к другу? И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

4. Усвоение песенных навыков.

Исполнение русской народной прибаутки «Андрей-воробей» (обр. Е. Тиличеевой).

5. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».

Стало вдруг светлее вдвое?

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды.

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

И скрипит в кустах весь вечер

Невидимка-прыгунок.

Это ты, скрипач-кузнечик,

Две пружинки вместо ног?

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Какие изменения происходят в природе осенью?

Что происходит с деревьями, листьями, птицами?

6. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям прочитать любимые стихи в подарок друг другу.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!