Мой ребенок – непоседа.

Малыш - непоседа

Педагогам очень хорошо известно такое понятие, как гиперактивный ребенок. В последнее время, с этой проблемой, мы встречаем все большее количество детей. У них выявляется нарушение в работе центральной нервной системы.

Таких детей легко обнаружить даже в большом количестве детей. Они не просто подвижны, а необычно активны. Ребенок постоянно находиться в движении: прыгает, приплясывает, бегает, кричит.

Конечно все дети, время от времени позволяют себе бурные проявления эмоций. Но гиперактивные дети особенно часто теряют контроль над собою, тем самым, приводя взрослых в растерянность.

Такой малыш не может длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии, будь то рисование, прослушивание сказки или даже игра на компьютере. Именно из-за дефицита внимания детки с синдромом гиперактивности, зачастую испытывают затруднения с обучением в школе.

Когда же начинает проявлять себя непоседа? Новорожденный малыш плохо спит, много плачет, а во время бодрствования он очень подвижен. По мере подрастание ребенок напоминает стихийное бедствие – он «выпрыгивает» из кроватки, бьет посуду, ломает игрушки. Подросший кроха ни минуты не может посидеть на одном месте, передвигается только бегом.

Напрасно родители считают, что у таких детей много энергии.

Синдром гиперактивности является достаточно серьезной патологией. Такого ребенка необходимо начинать лечить как можно раньше. Нужно обратиться за помощью к врачу невропатологу или детскому психологу. Таких детей нельзя наказывать, по мере роста ребенка проблема будет только усугубляться.

У малыша возникает серьезные трудности сначала в детском саду, а потом и в школе. Он не только сам не может воспринимать и запоминать информацию, а еще постоянно крутиться и вертится, тем самым отвлекает остальных детей. Ребенок излишне резок в поступках. И из-за особенности своего темперамента, постоянно конфликтует со своими сверстниками.

Синдром гиперактивности не возникает на пустом месте. Если будущая мама страдала пагубными привычками, т.е. принимала наркотики, алкоголь, курила во время беременности, так же, если ее работа связанна с тяжелыми металлами, лакокрасочными материалами, если у мамаши есть склонность к повышенному давлению - все это может повлиять на нарушение развития у ребенка центральной нервной системы. Что является минимальной мозговой дисфункцией.

К сожалению, очень часто родители не хотят, тратит время не лечение, ошибочно полагая, что с возрастом проблема исчезнет сама собой. Однако импульсивность и дефицит внимания будут прогрессировать. В школе ребенок будет испытывать сложность с письмом и речью.

Какие же особенности общения с гиперактивными детьми? Нельзя сказать однозначно, какая тактика поведения является более правильной. Нужен индивидуальный подход. Для кого-то «ежовые рукавицы» - единственный способ удержать ребенка в рамках, а для кого-то каждое грубое слово является психологической травмой. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе, надо чаще хвалить его. Самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Игры должны быть спокойны, требующие концентрации внимания, нужно ограничит ребенка одним партнером, избегая беспокойных шумных приятелей. Использование эмоциональных воздействий, содержащихся в интонации голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого, поможет в общении с капризулей. Надо внимательно наблюдать за ребенком и тогда станет ясно для кого, что нужно. Свою работу необходимо тесно связывать с работой детского психолога, четко выполнять его рекомендации. В общении с родителями, решать совместно возникшие трудности.

Особенности развития детей с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четкие задачи. Предложения должны быть короткими, не несущими излишней смысловой нагрузки.

Нельзя сразу давать несколько заданий, например: «заканчивай работу, убери рабочие место и иди одеваться на улицу». Воспринимать все информацию сразу ребенку будет сложно, и он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что–то другое. Надо давать указания в логической последовательности.

У таких малышей смутное представление о чувстве времени, поэтому нужно следить за временем, отведенным на выполнение каждого поручения.

Запрещая что-либо непоседе, нужно строить свои предложения так, чтобы в нем не присутствовали отрицания. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по лужам, не стоит ему говорить: «Не бегай по лужам!» Гораздо действеннее будет фраза: «Иди на травку». Во всех конфликтных ситуациях надо сохранять спокойствие.

Если малыш чрезмерно возбудился, нужно сменить обстановку на спокойную, например, включить спокойную музыку, дать попить, предложить книжку с яркими картинками.

К подростковому возрасту чаще всего гиперактивность проходит. Общая двигательная активность с возрастом уменьшается. В мозгу, по наблюдениям врачей, связи, которых не было или они были нарушены, появляются. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

«Норовистые» дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мери Ш.Курчинка).


Снова и снова вы просите своего ребенка убрать за собой игрушки, аккуратно есть, внимательно слушать, посидеть на месте хоть пять минут, не раскидывать вещи, быть послушным, не отвлекаться? Вновь и вновь порядок в доме разрушен до самого основания, причем, вместе с вашей нервной системой? Вы просите, требуете, приказываете, наказываете? Поздравляем, в вашем доме растете ребенок-непоседа!

Какие они, непоседы?

Давайте заглянем внутрь проблемы слишком активного, на ваш взгляд, ребенка. Непоседа очень любознателен, потому что ему все интересно. Он совершенно искренне любит этот мир, открытий полный. И также искренне недоумевает, почему родителей это так сердит. Это же так интересно – исследовать предмет на ощупь и на вкус. Посмотреть, что с ним будет, если его кинуть вот так вот. А мама что делает при этом? Снова возвращает. Потрясающе! Полный восторг! А теперь вот так кинем. А теперь постучим. А после сломаем. А затем…. А затем начинается все самое интересное. Ладошки хлопают. Ножки ходят. Вокруг красота и лепота. Ему все интересно и все ново. Он занимается исследованиями, свершает открытия, а родители ему препятствуют.

Родители, вы такие смешные!

Малышу так увлекательно наблюдать за эмоциями мамы и папы. А какая у них будет реакция, если я сделаю вот так? Ого! Здорово! А если повторить? Ух-ты! А если еще и вот это вдобавок? Вот это фейерверк эмоций! Весело! Ну, все – теперь меня не остановить. Я готов на все, лишь бы вновь и вновь играть виртуозную симфонию на нервах родителей. Пусть ругаются. Пусть по попе шлепают. Пусть я не посмотрю сегодня мультфильм. И даже останусь без сладкого…

Подумайте, а был бы ребенок таким активным и непоседливым, если бы родители позволяли ему, искренне, от всего сердца, познавать мир в таких количествах и столько, сколько ему необходимо? Может быть, и был бы, но родительское отношение к его открытиям было бы другим. Ребенку в этом случае вряд ли пришлась бы по вкусу та шалость, на которую реакция со стороны родителей не была бы столь бурной. А пока его «развлечения» не знают границ.

Он − бунтует. Он − требует своего. Он отказывается ходить на горшок и есть самостоятельно. Он плохо спит. Он рыдает на улице по любому поводу. Он делает все вопреки просьбам и требованиям. Чего он требует? Что и все дети в кризисе двух-трех лет. И даже больше того. Ему нужна не только любовь. Не только понимание. Ему нужны вы. Целиком и полностью!!! И он перейдет снова все границы: предусмотренные природой и дозволенного вами.

Непоседам – особый подход

Если ваш ребенок оказался живым сверх всякой меры в полном здравии, то просто радуйтесь, что он у вас здоров, и цените его неуемную жажду жизни, его личность, то, что он у вас есть. Примите его таким с благодарностью. И помните, что только вы можете ему помочь. И только любовью и терпением. Помните, любой ребенок, развивающийся в нормальных условиях, будет заниматься исследованием окружающего пространства и человеческих эмоций. Хорошо, если ваш любознательный малыш исследует мир в пределах досягаемости. Да еще при этом отличается усидчивостью и сосредоточенным вниманием. А если горизонты интересного для него гораздо шире его возможностей – физических и интеллектуальных?

В первую очередь, не попустительствуйте хулиганству ребенка. Очертите рамки того, что ему дозволено делать в доме. Обычно ограничения – это то, что угрожает жизни и здоровью ребенка и окружающих его людей и живой природы. Терпеливо объясняйте малышу, почему этого делать нельзя. Не старайтесь объяснить ему это обычным языком. Сделайте все возможное, чтобы ребенок услышал и понял. Всегда говорите с ним на понятном ему языке. Не требуйте от него того, что он не может сделать на данном этапе развития.

Стоит ли наказывать непоседу?

Общих рекомендаций в этом вопросе не существует. Ищите свой индивидуальный подход. Интуиция и материнское чутье обязательно приведут вас к правильному решению. Главное, успокойтесь. И слушайте себя. Первым делом сделайте глубокий вдох. Очень глубокий. Остановитесь. Выдохните из себя весь негатив. Стали спокойны? Нет? Еще раз то же самое. Пока не почувствуете, что в данный момент вы любящий родитель своего малыша. Действительно ли он сделал то, за что требуется наказание? Или все же вы чуть было не сорвали на него свое зло? Очень важно ответить на этот вопрос. И ответить честно. Если наказание необходимо, то вы это сделаете так, что не придется потом жалеть о своей горячности. Наказывайте в спокойном расположении духа, но наказывайте сразу. Чем меньше малыш, тем дороже каждое мгновение. Пока он не отвлекся на другой объект и уже не в состоянии вспомнить то, о чем вы сейчас с ним говорите.

Бить ребенка нельзя!

Запомните это. Берегите своих родных деток. Не переходите сами границы, когда будете их поведение корректировать под ваши рамки. Но самый лучший способ – эти рамки не дать перейти ребенку. Сдерживайте эти порывы малыша. Включайте всю свою мудрость, чтобы не травмировать кроху. Никогда не унижайте и не обижайте своего ребенка. Если чувствуете, что перестарались, не оставляйте это без внимания. Попросите прощения у ребенка. И обязательно объясните ему, почему вы так поступили.

Не бойтесь говорить о своих чувствах

Если сердитесь – так и скажите. Если он сделал вам больно – не скрывайте этого от него. Он еще только знакомиться с миром. Не пугайте его своими эмоциями. Не ленитесь объяснять своим детям все-все-все-все-все. То, что для вас элементарные вещи − для него удивительная диковина, невидаль из мира непознаваемого. Если дадите ему волю самому все изучать, его детство будет очень увлекательным, но очень травмоопасным. К тому же, из ребенка, которого ни в чем не ограничивают в детстве, скорее всего, получится личность, не знающая меры ни в чем и в зрелые годы.

Родительская любовь творит чудеса!

Внимание, проявленное с заботой и любовью, не бывает лишним. Что может быть чудеснее для ребенка, как знать, что мама его всегда любит, всегда ему рада, всегда найдет для него время, всегда его пожалеет и поймет. Не бойтесь лишний раз присесть, и глядя на равных прямо в глаза, сказать малышу, что вы его очень любите. Не стоит бояться лишний раз погладить ребенка по головушке и похвалить за самое маломальское достижение. Не бойтесь его обнимать и радовать подарками. Бойтесь постоянно критиковать, делать замечания, отгонять от себя, игнорировать его вопросы или поиск контакта с вами. Старайтесь объяснять ему его чувства, свои чувства, чувства других людей или персонажей мультфильмов и сказочных героев. Играйте с ним, повторяйте его действия, пытайтесь находиться с ним на одной волне, вплоть до того, что орите как он и беситесь вместе с ним, если по-другому понять его не получается.

Ребенку не нужно позволять все

Нужно просто уметь показать, что вы и таким его любите. И у него не возникнет желание вновь и вновь проверять вас на наличие к нему любви. Необходимо обладать высочайшим искусством управлять желаниями ребенка. Вы можете спокойно прекратить его попытки как следует похулиганить, но при этом у него не возникнет сомнений в том, что вы делаете это с любовью, учитывая его интересы, уважая его как личность. И он будет тянуться к вам. Ему приятно будет находиться в родных объятиях при чтении книжки с интересными картинками. Он с удовольствием будет засыпать, прижавшись всей душой и телом. Он в полном восторге будет утром залезать в постель к родителям, чтобы успеть первым пожелать доброго утра и поцеловать. И в конце концов, у него будет желание делать вашу жизнь радостной и счастливой. Он очень будет стараться. Стараться так, как вы сейчас стараетесь для него.

Наталья Кудрявцева

О гиперактивности сейчас говорят очень много. «У вас чересчур гиперактивный ребенок» - примерно такие слова слышат родители от воспитателей и учителей в адрес своего ребёнка, который не знает, что такое быть спокойным.

Ему всё время нужно куда-то бежать. Он не может усидеть на одном месте, носится, как заведённый, из комнаты в комнату по квартире, умудряясь при этом создать вокруг себя настоящий беспорядок.

Игрушки разбросаны, одежда скомкана, замечания взрослых пропускает мимо ушей. При этом егоза задаёт кучу вопросов, но полученные ответы его не интересуют. К книжкам он тоже равнодушен. Пока малыш ходит в детский сад, папа и мама не особенно обеспокоены таким поведением. «Ну, подумаешь, невнимателен, значит, не дорос ещё! Вот пойдёт в школу, и всё наладится» - так рассуждают родители маленького непоседы.

Увы, когда ребёнок с подобными особенностями в поведении приходит в первый класс, вот тут и начинаются настоящие проблемы. Очень быстро новоиспечённый первоклассник начинает ненавидеть школу. Мало того что он невнимателен и несобран на уроке, он ещё и не может наладить отношения со сверстниками. Всё это очень быстро приводит к снижению школьной успеваемости, даже несмотря на неплохие интеллектуальные способности. Что делать родителям в данной ситуации? К какому специалисту обратиться?

Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является едва ли не самым распространённым психоневрологическим расстройством у детей, и встречается он чаще у мальчиков, чем у девочек. Данный диагноз может поставить только врач-психоневролог или невропатолог.

Причины появления СДВГ различны. Например, для кого-то основным фактором в возникновении патологии стала генетическая предрасположенность, у других ведущую роль в появлении заболевания сыграло органическое поражение головного мозга во время беременности или родов, токсикоз, различные внутриутробные инфекции, стрессовое состояние матери в период вынашивания плода.

Порой причиной возникновения синдрома дефицита внимания вкупе с расторможенным поведением может стать алкоголизм родителей и неудовлетворительные условия проживания ребёнка. Иногда неправильное воспитание. Чересчур требовательные родители или, напротив, всёразрешающие и всёпрощающие, могут спровоцировать и закрепить неправильное поведение ребёнка.

Особые признаки гиперактивного ребенка

Для того чтобы определить, есть ли у вашего ребёнка СДВГ, нужно обратить внимание на особые признаки. Ребёнок не может сосредоточиться на определённых деталях, небрежен, допускает дурацкие» ошибки, при выполнении заданий не способен работать по инструкции без руководства взрослого.

Сам организовать свою деятельность не умеет, испытывает трудности даже при укладывании школьных принадлежностей в портфель и выкладывания их на рабочий стол. В повседневных ситуациях забывчив.

Например, часто оставляет дома ручку, карандаши, учебники и т.д. Кроме этого теряет сменную обувь, способен оставить сотовый телефон на подоконнике, забыть выключить воду в ванной и устроить потоп на кухне. На уроках дождаться своей очереди он не может, зачастую отвечает невпопад, даже не дослушав до конца вопрос учителя.

Беспорядочная двигательная активность бывает настолько интенсивной, что ребёнку порой трудно удержать руки и ноги в состоянии покоя при выполнении упражнений, требующих максимальной усидчивости и концентрации внимания. Как правило, у гиперактивных детей недостаточно хорошо сформирована мелкая моторика. Они испытывают значительные трудности при завязывании шнурков, застёгивании пуговиц, работе с ножницами, не всегда «дружат» с карандашом при прорисовывании линий на бумаге.

Дети с СДВГ частенько зарабатывают двойки на уроках физической культуры, так как не выполняют требования учителя и имеют повышенный риск травматизма. Хуже всего эти малыши справляются с теми заданиями, которые кажутся им неинтересными и скучными, за которые они не могут получить немедленное поощрение. Гиперактивный ребёнок в классе выбирает для себя роль шута, пытаясь таким образом привлечь внимание к собственной персоне и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Что делать с гиперактивностью?

Можно сколько угодно раз делать замечания маленькому живчику и наказывать его ремнём за «злодеяния», но, к сожалению, все эти действия к желаемому результату не приведут. Если вы заметили, что вышеописанные симптомы есть у вашего малыша, то для начала покажите его специалисту.

После того как врач его обследует, ребёнку наверняка будет назначено симптоматическое лечение, которое будет направлено на повышение эффективности работы головного мозга и, как следствие, улучшение всех высших психических функций. Особое внимание должно быть уделено режиму дня.

Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нуждается в том, чтобы его деятельность в течение суток была расписана буквально по часам. Если малыш уже умеет читать и писать, пропишите с ним все пункты на большом листе и повесьте на видное место. Все указания, которые вы даёте своему отпрыску, повторите несколько раз, потому как человек с синдромом гиперактивности нуждается в напоминаниях. У ребёнка с СДВГ должны быть обязанности по дому, которые ни при каких обстоятельствах не должны выполняться другими членами семьи.

Научите себя поддерживать с малышом так называемый «визуальный контакт». Оказывается, взгляд взрослого, обращённый на непоседу, может вернуть его к реальности и даже успокоить в момент чрезмерного возбуждения. Отмечайте самые маленькие положительные результаты, которых смог добиться ваш ребёнок. Не сравнивайте его со сверстниками, более успешными братьями и сёстрами. Длинные задания разбивайте на более короткие. Маленький человечек, испытывающий трудности с распределением и устойчивостью внимания, теряется перед большим объёмом работы и информации. А раздробив текст или задачу на маленькие частички, вы разгрузите ребёнка и поможете ему поверить в собственные силы.

Не забывайте об эффекте новизны. Дети с СДВГ намного лучше усваивают информацию, которая подана им необычно и даже экстравагантно. Заведите дневник наблюдения. Отмечайте в нём специальными значками (например, звёздочками) все успехи ребёнка дома и в школе. Предоставьте малышу расходовать избыточное количество энергии, которая скапливается у него в течение суток.

Телевизор и компьютер должны занимать минимальное время в жизни непоседы. Агрессия, насилие и демонстрация неправильного поведения с экрана телевизора и монитора очень быстро впитывается детьми, имеющими проблемы с вниманием и двигательной расторможенностью.

Иногда приходится слышать от мам: «Он совсем на месте не сидит»; «За ним глаз да глаз»; «У него – шило в одном месте» и т.д. «Нам нужна такая , чтобы не только успевала за ним, но и смогла бы его чему-нибудь научить».

И часто спрашивают: «Нормально ли это? Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что мне с ним делать? Потакать ему или запрещать? Как правильно себя с ним вести?»; «Какую ему нужно ?»

Давайте сначала попробуем разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом «непоседа»?

Сразу же нужно оговориться, что непоседа – это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок. Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга. Невооруженному родительскому глазу, как правило, сложно разграничить эти проявления, для этого лучше обратиться к специалисту, который проанализирует все этапы взросления Вашего ребенка и поможет Вам выбрать оптимальный стиль воспитания.

Не стоит пугаться того факта, что термин гиперактивный ребенок встречается в медицинской практике, а слово «непоседа» только в разговорной речи. Если ребенок не может усидеть на одном месте и трех минут, от интеллектуальных нагрузок быстро истощается, не умеет ни на чем сосредоточиться, двигательно расторможен, то в этом случае можно предположить у ребенка расстройство внимания, так называемый синдром дефицита внимания (СДВ), который очень часто сопровождается нарушением движения – гиперактивностью. Став очевидным к пяти годам (именно в этом возрасте родители могут путать СДВ с непоседливостью), дефицит внимания остро заявит о себе, когда ребенок начнет учиться в школе. И если время упущено, то ребенку очень сложно будет адаптироваться к требованиям школы и успешно учиться. Прежде всего, следует разобраться в ситуации спокойно, чтобы был найден адекватный выход из сложившихся обстоятельств.

А кто же такой «непоседа»? Во-первых, это всегда тот, кто доставляет взрослым много хлопот. Существует страх, что этот малыш куда-нибудь залезет, что-нибудь сломает, повредит себе или что-то вокруг себя. Можно сказать, что родители с таким ребенком чувствуют себя в постоянном напряжении. Во-вторых, плюс ко всему этому, про такого юркого малыша практически всегда говорят, что он совсем не слушается.

Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. А если иногда, не выдержав, срываемся на любимое чадо, то потом страдаем от чувства вины по поводу своей реакции. Но когда чаша терпения вновь переполняется, как бы мы себя не настраивали до этого, в более-менее спокойный промежуток времени, наши нервы снова дают о себе знать, вызывая затем очередную порцию чувства вины. И перед нами встанет вопрос: как выбраться из этого замкнутого круга?

Давайте все по порядку. В отличие от гиперактивности, непоседливость, если можно так выразиться, не постоянна, т.е. ребенок-непоседа может, хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т.е. не все время находиться в движении. Также, на возникший к чему то интерес, егоза отвечает своим вниманием. И может, хотя бы иногда, без особого возбуждения дожидаться своей очереди в игре и т.д.

Если же Ваш ребенок не «слышит», когда к нему обращаются взрослые, часто «витает в облаках», легко отвлекается, то такого рода невнимательность можно корректировать (лучше в игровой форме), тренируя внимание также как мышцы. Существуют специальные игры эффективные при направленном развитии внимания.

Непоседа – это образ жизни, состояние души Вашего ребенка, если хотите. Но существует и возрастная динамика этого состояния.

Начавшись, в соответствии с возрастным развитием, как острое желание исследования окружающей среды это может перерасти и в стойкую черту характера растущей личности ребенка, если наткнется на наше с вами непонимание. И попав в школу, ребенка могут ждать неприятности: двойки, замечания из-за «плохого» поведения, а еще хуже ярлыки двоечника и хулигана.

Чтобы нам с вами научиться разбираться в поведении любимого малыша не стоит ждать пяти – семи лет, а уже сразу после рождения учиться понимать друг друга.

Встав на ноги, в буквальном смысле слова (примерно в возрасте 12 месяцев) ребенку интересно все, что теперь попадает в его расширившееся поле зрения. Ведь он уже давно умеет у нас все хватать, переворачивать, тащить в рот и т.д., а теперь открываются такие просторы и появляются новые физические возможности, что не использовать все это для того, чтобы удовлетворять свой интерес изучения всего того, что его окружает, очень сложно. В этот сенситивный (чувствительный) период психического развития ребенка, нам, родителям, необходимо удовлетворять эту жизненно важную потребность ребенка, без опаски предоставляя ему определенную долю самостоятельности (но находясь рядом, для соблюдения необходимых мер безопасности). С помощью родителей, в первую очередь мамы, или лица ее замещающего, для дальнейшего психического развития ребенку очень важно убедиться в безопасности мира и в своей все более утверждающейся компетенции. Это, конечно же, очень сложно осуществлять при каждодневном общении с ребенком, но лучше запастись недюжим терпением на этот сложный, но очень важный период для того, чтобы впоследствии не пришлось ломать всей семьей голову, что же делать с таким беспокойным характером Вашего уже подросшего наследника.

Чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что «нельзя», узнать то, что «еще рано», проникнуть туда, куда «запрещено». Конечно же, мы не имеем в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность – это, в свою очередь, также имеет свои нежелательные последствия. Мы говорим о необходимых условиях развития ребенка, которые создаем мы с Вами, взрослые. Удовлетворяя познавательную активность ребенка в том объеме, который он сам нам определяет, мы с вами закладываем фундамент прочных, доверительных отношений с нашим ребенком. Затраченное терпение окупится плодотворным общением и станет залогом нашего с Вами спокойствия в дальнейшем.

Исходя из вышесказанного, для нашего непоседы должна быть физически активной, творческой, образованной женщиной (хотя и не обязательно молодой). Она должна, обеспечивая полную безопасность ребенку, предоставлять ему возможность познавать мир, отвечая на все его многочисленные вопросы, залезая во все интересующие юного исследователя места и ни в коем случае не делать за него то, что согласно возрасту, он может, а главное, хочет делать САМ. Это особенно важно в возрасте от 2 до 3 лет, когда ребенок про себя начинает говорить «Я» и экспериментирует со своей самостоятельностью. Просто нужно быть всегда рядом для того, чтобы в нужную секунду оказать необходимую помощь, подсказать, объяснить, поддержать. Доверяя миру, испытывая удовлетворение от своей нужности, малыш будет радовать Вас своим развитием.

Татьяна Реброва
психолог кадрового агентства «Вторая мама»

Иногда приходиться слышать от мам: «Он совсем на месте не сидит»; «За ним глаз да глаз»; «У него - шило в одном месте» и т.д.

У психологов часто спрашивают: «Нормально ли это?; Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что мне с ним делать? Потакать ему или запрещать?; Как правильно себя с ним вести?». Давайте сначала попробуем разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом «непоседа»?

Сразу же нужно оговориться, что непоседа - это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок. Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга. Невооруженному родительскому глазу, как правило, сложно разграничить эти проявления, для этого лучше обратиться к специалисту, который проанализирует все этапы взросления Вашего ребенка и поможет Вам выбрать оптимальный стиль воспитания.

Не стоит пугаться того факта, что термин гиперактивный ребенок встречается в медицинской практике, а слово «непоседа» только в разговорной речи. Если ребенок не может усидеть на одном месте и трех минут, от интеллектуальных нагрузок быстро истощается, не умеет ни на чем сосредоточиться, двигательно расторможен, то в этом случае можно предположить у ребенка расстройство внимания, так называемый синдром дефицита внимания (СДВ), который очень часто сопровождается нарушением движения - гиперактивностью. Став очевидным к пяти годам (именно в этом возрасте родители могут путать СДВ с непоседливостью), дефицит внимания остро заявит о себе, когда ребенок начнет учиться в школе. И если время упущено, то ребенку очень сложно будет адаптироваться к требованиям школы и успешно учиться. Прежде всего, следует разобраться в ситуации спокойно, чтобы был найден адекватный выход из сложившихся обстоятельств. А кто же такой «непоседа»? Во-первых, это всегда тот, кто доставляет взрослым много хлопот. Существует страх, что этот малыш куда-нибудь залезет, что-нибудь сломает, повредит себе или что-то вокруг себя. Можно сказать, что родители с таким ребенком чувствуют себя в постоянном напряжении. Во-вторых, плюс ко всему этому, про такого юркого малыша практически всегда говорят, что он совсем не слушается. Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. А если иногда, не выдержав, срываемся на любимое чадо, то потом страдаем от чувства вины по поводу своей реакции. Но когда чаша терпения вновь переполняется, как бы мы себя не настраивали до этого, в более-менее спокойный промежуток времени, наши нервы снова дают о себе знать, вызывая затем очередную порцию чувства вины. И перед нами встанет вопрос: как выбраться из этого замкнутого круга?

Давайте все по порядку. В отличие от гиперактивности, непоседливость, если можно так выразиться, не постоянна, т.е. ребенок-непоседа может, хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т.е. не все время находиться в движении. Также, на возникший к чему - то интерес, егоза отвечает своим вниманием.

Если же Ваш ребенок не «слышит», когда к нему обращаются взрослые, часто «витает в облаках», легко отвлекается, то такого рода невнимательность можно корректировать (лучше в игровой форме), тренируя внимание также как мышцы. Существуют специальные игры эффективные при направленном развитии внимания.

Непоседа - это образ жизни, состояние души Вашего ребенка, если хотите. Но существует и возрастная динамика этого состояния. Начавшись, в соответствии с возрастным развитием, как острое желание исследования окружающей среды это может перерасти и в стойкую черту характера растущей личности ребенка, если наткнется на наше с вами непонимание. И попав в школу, ребенка могут ждать неприятности: двойки, замечания из-за «плохого» поведения, а еще хуже ярлыки двоечника и хулигана.

Чтобы нам с вами научиться разбираться в поведении любимого малыша не стоит ждать пяти - семи лет, а уже сразу после рождения учиться понимать друг друга.

Встав на ноги, в буквальном смысле слова (примерно в возрасте 12 месяцев) ребенку интересно все, что теперь попадает в его расширившееся поле зрения. Ведь он уже давно умеет у нас все хватать, переворачивать, тащить в рот и т.д., а теперь открываются такие просторы и появляются новые физические возможности, что не использовать все это для того, чтобы удовлетворять свой интерес изучения всего того, что его окружает, очень сложно. В этот сенситивный (чувствительный) период психического развития ребенка, нам, родителям, необходимо удовлетворять эту жизненно важную потребность ребенка, без опаски предоставляя ему определенную долю самостоятельности (но находясь рядом, для соблюдения необходимых мер безопасности). С помощью родителей, в первую очередь мамы, или лица ее замещающего, для дальнейшего психического развития ребенку очень важно убедиться в безопасности мира и в своей все более утверждающейся компетенции. Это, конечно же, очень сложно осуществлять при каждодневном общении с ребенком, но лучше запастись терпением на этот сложный, но очень важный период для того, чтобы впоследствии не пришлось ломать всей семьей голову, что же делать с таким беспокойным характером Вашего малыша.

Чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что «нельзя», узнать то, что «еще рано», проникнуть туда, куда «запрещено». Конечно же, мы не имеем в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность - это, в свою очередь, также имеет свои нежелательные последствия. Мы говорим о необходимых условиях развития ребенка, которые создаем мы с Вами, взрослые. Удовлетворяя познавательную активность ребенка в том объеме, который он сам нам определяет, мы с вами закладываем фундамент прочных, доверительных отношений с нашим ребенком. Затраченное терпение окупится плодотворным общением и станет залогом нашего с Вами спокойствия в дальнейшем.

Это особенно важно в возрасте от 3 до 4 лет, когда ребенок про себя начинает говорить «Я» и экспериментирует со своей самостоятельностью. Просто нужно быть всегда рядом для того, чтобы в нужную секунду оказать необходимую помощь, подсказать, объяснить, поддержать. Доверяя миру, испытывая удовлетворение от своей нужности, малыш будет радовать Вас своим развитием.

Воспитатель Ермакова М.А.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!