Монархия и демократия. Монархия vs демократия

1) в рамках одной и той же формы правления могут существовать различные политические режимы;


2) демократический режим совместим только с республиканской формой правления и несовместим с монархией;


3) форма государственного устройства непосредственно зависит от характера политического режима: авторитарному режиму соответствует унитарная форма государственного устройства, демократическому - федеративное устройство.

Перед Вами тест повышенной сложности. Его решение предполагает не только наличие определенных знаний, но и умение мыслить, анализировать, сравнивать.


Проще всего можно решить этот тест методом исключения, т. е. исключить неправильные варианты ответов. Из условия теста видно, что первый и третий варианты ответов требуют сложной системы доказательств. Поэтому лучше начать со второго варианта ответа. Он менее сложен, и не требуется особых усилий, чтобы доказать неверность утверждения, будто демократический режим совместим только с республиканской формой правления и несовместим с монархией. Достаточно вспомнить, что монархии могут быть не только абсолютными (и соответственно, недемократическими авторитарными режимами), но и конституционными парламентскими монархиями (классический пример - Великобритания), которые оказываются часто самыми демократическими политическими режимами.


На примере отечественной истории советского периода можно также легко доказать, что отнюдь не всегда республиканская форма правления автоматически означает наличие в данной стране демократической власти. Достаточно вспомнить, что хотя Советское государство с 1917 по 1991 г. являлось республикой, все высшие и местные органы власти (местные советы) которой избирались гражданами, именно советский режим оказался на практике самым недемократичным (сначала авторитарным, а затем и тоталитарным) политическим режимом.


Приведенный пример позволяет не только исключить второй вариант ответа в данном тесте как неправильный, но и логично приводит нас к убеждению в правильности первого утверждения - в рамках одной и той же формы правления (в данном случае республиканской) могут существовать различные политические режимы (например, авторитарный и тоталитарный, как это было в Советской республике).


Неправильность третьего варианта ответа доказывается тем, что сегодня в мире по последним данным насчитывается немногим более 20 федераций, а демократических стран (режимов) более 140. Отсюда следует вывод, что большинству (из этих 140) демократических стран свойственна отнюдь не федеративная (как это утверждается в тесте), а иная, унитарная форма государственного устройства. Так, например, Великобритания как одна из самых демократических стран является унитарным государством. Унитарными, а не федеративными являются и такие демократические страны, как Франция и Италия. В то же время многие недемократические авторитарные режимы (Бразилия, СССР до 1991 г.) формально и де факто являлись федеративными государствами.

В связи с вышеизложенным, правильным вариантом ответа является первый .

Аннотация. Монархия и демократия являются основными управления государством. Это совершенно разные формы правления.Во все времена были приверженцы каждой из этих форм. Для какого- то определнного промежутка времени характерна одна из этих форм. Но отнюдь не всегда эта форма совпадает с желанием всего общества,чаще всего она выгодна лишь наиболее влиятельному и богатому сословию, остальные же должны смирится с этой формой. В своей работе я попытаюсь разобраться какая из этих двух форм была наиболее для нашего государства в XVIII-XIX веках.

Монархия. А.С. Пушкин сказал о монархии Должен быть один человек, стоящий выше всего, выше даже закона Мы знаем, что Россия долгое время оставалась абсолютной монархией. Монархия не является специфическим русским изобретением. Она родилась, можно сказать, биологически из семьи, переросшей в род, из рода в племя, из племени в народ, из народа в нацию так же и тут - от вождей, князьков, царьков до монархии российского масштаба.Монархия от греч.monarchia-единовластие, единодержавие - форма управления государством, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства-монарха власть монарха, как правило, передатся по наследству.

Но не всегда. Так, Польша была республикой Речь Посполита - и возглавлялась королями, которые были выборные. Византия была монархией - из ее 109 царствовавших императоров было убито 74.В 74 случаях из 109 престол переходил к цареубийце по праву захвата.Абсолютная монархия характеризуется полным бесправием народа, отсутствием представительных учреждений и сосредоточенности всей власти в руках монарха.

Абсолютизм от лат.absolutus- неограниченный, безусловный или абсолютная монархия, как тип гос-ва, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца XVIII столетия до февраля 1917 г. В России синонимами слова абсолютизм служили понятия самодержавие, самодержавная монархия.Известный теоретик русского монархизма Иван Солоневич писал Монархия есть единоличная власть, подчиненная традициям нашей страны, ее вере и ее интересам, иначе говоря, власть одного лица. Более трех веков складывались основные черты российского абсолютизмасамим самодержцем, от его имени или по его поручению издавали законы, творился суд, пополнялась и расходовалась государственная казна.

В стране установилась единая налоговая система. Монарх опирался на административный аппарат, состоявший из профессиональных чиновников.Другими чертами российского абсолютизма стали полное закрепощение крестьянства, наличие постоянной армии и полиции, регламентация всей жизни общества и гос-ва. Абсолютизм рассматривался многими политическими мыслителями как наиболее современная форма правления, из-за неделимости верховной власти, ее постоянства, применимости к большим по размеру странам.

Иногда путают абсолютизм европейского типа с российским самодержавием.Это не одно и тоже. Абсолютизм утверждает, что монарх стоит выше всякого права и закона, что ему все дозволено, вплоть до уголовного преступления.

Самодержавие указывает на правовую, законную природу власти монарха. Монарх часть правовой системы, его полномочия устанавливаются законом, и он отвечает за свои действия только перед законом, Богом и своей совестью. А смысл понятия самодержавие заключается в независимости монарха от чужой воли от армии, гвардии, народного голосования, иностранных держав, финансовых кругов. Монархия это единовластие.Но, оказывается, существуют два совершенно разных типа единовластия.

Если единовластие религиозно, т.е. изначально нравственно, если оно отстаивает национальные интересы, демонстрирует чувство чести, верности, то это монархия. Если же единовластие безбожно, бессовестно, бесчестно, антинационально, если оно оставляет за своей колесницей горы трупов врагов народа, это не монархия, а тирания. Аристотель давал такое определение тирании Тирания это искажение монархии.Это власть одного самолюбца, монарха, руководствующегося собственными интересами или интересами небольшого сообщества.

Крестьянские бунты, восстания и войны потрясали Россию на протяжении более чем трех веков. Крестьяне боролись против своего бедственного положения и часто жестоко, беспощадно расправлялись с притеснителями. Казалось бы, борьба крестьян за освобождение не могла не быть направлена против самого государственного устройства, которое закрепило их рабское положение, а, значит, и против самодержавного монарха.Однако крестьянское сознание не поднималось до такого обобщения, никогда крестьянство не объединяло помещика и царя в единого врага.

Крестьяне стремились освободиться только от своего властителя. А в царе они всегда видели заступника, от которого можно ждать помощи и заботы. Если их нет, то означает это лишь одно государь не знает о бедственном положении крестьян, а злые бояре скрывают от него всю правду.Царскую власть крестьяне понимают как данную Богом. Даже само слово царь, полагали они, создано Богом. Ведь и в церковных текстах Бог часто именуется царем Царь небесный,Царь нетленный.

Один на небе, другой на земле. Уже само миропомазанье во время церемонии поставления на царство царя напоминало Христа от греч. hristos помазанник, а потому и царя можно назвать Христом.Монархия бывает 1.Дуалистическая законодательная власть у парламента, подчиняющегося монарху, который осуществляет исполнительную власть. 2.Парламентная монархия власть монарха существенно ограничена, а иногда и сведена к нулю законодательной властью парламента, избирающего и исполнительную власть. 3.Неограниченная монархия царь вобрал в себя законодательную и исполнительную власти.

Принцип неограниченной монархии таков что благоугодно государю, то имеет силу законов. Самый серьезный вклад в развитие абсолютизма, как системы, внес Петр I. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, и Россия стала называться империей.Петр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха, и Боярскую думу, которые теперь не могли противодействовать единовластию царя. В воинском уставе 1716 г. один из артикулов гласил Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет своими землями и государством, яко христьянский государь, управлять.

А в духовном регламенте 1721 года для церкви было сказаноИмператор всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный.

Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть, сам бог велел. Русская монархия отличалась от западной тем, что ее не ограничивали никакие права сословий, никакие привилегии областей, и на широком просторе Руси она хозяйничала как хотела. Еще один вид монархии деспотия.Король Франции Людовик XVI,которому принадлежит знаменитая фраза Государство это я, утверждал, что тот, кто даровал королей, желал, чтобы их чтили, как Его наместников, и Одному ему предоставляется право судить об их поступках.

Его воля заключалась в том, чтобы всякий рожденный подданный повиновался без рассуждений. Монтескье пытался отделить монархию от деспотии.Принцип взаимоотношений основывался на чести, которая заменяет политическую добродетель.Честь писал Монтескье приводит в движение все части политического организмасамим действием своим она связывает их, и каждый, думает преследовать свои личные интересы, но следуя чести стремится в то же время к общему благу.

В монархии источником всякой политической и гражданской власти является государь, и власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, т.е. такого, где правит одно лицо посредством основных законов. Самой естественной из них была власть дворянства.Она по мнению Монтескье содержиться в самой сущности монархии, основное правило которой нет монархии, нет и дворянства нет дворянства, нет и монарха.В монархии, где нет дворянства, монархия становиться деспотией, а монарх деспотом.

Монтескье считал, что положение и размер государства серьезно влияют на форму правления. Напрочь отрицая деспотию, как форму правления, Монтескье полагал, что монархия управляемая по твердым законам, пригодна для стран с большой территорией Россия, а республика где с наибольшей полнотой обеспечивается свобода и равноправие народа, возможна только в странах с малой территорией.Опираясь на Монтескье, Екатерина II утверждала, что в России нет деспотизма, а Государь есть источник всякие государственные и гражданские власти писала она. Она утверждала, что существующий в России порядок закономерен и единственно возможен.

Всякое другое правление, не только было бы вредно России, но и вконец разорительно. В этом Екатерина полностью права. В России того времени монархия являлась наиболее справедливой формой правления.Это видно по нескольким причинам 1.Монархия опирается на дворянство, а дворянство было самым влиятельным сословием того времени. 2. В России XVII века не было мощной политической силы, которая могла бы свергнуть монарха. 3. В XVII веке не было человека или группы людей, которые могли бы встать у руля программы по свержению монархии. 4. Не существовало даже самой программы.

Демократия. Демократия от греч. Demokratia власть народа форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод.Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства. Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями.

В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало правление всех, в отличие от аристократии правление избранных и монархии правлении одного. Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из бичей, угрожающих человечеству демократию.Древнегреческий драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам скорее мы сами служим примером для других.

И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствии бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам, особеннотем из них которые созданы в интересах обиженных.

Богаством мы пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для хвастовства что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно для человека позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее. Существует несколько видов демократии 1. Первобытная демократия естественная форма самоуправления в условиях низкого уровня развития производства, преобладание коллективного труда, совместимого владения землей, уравнительного распределения средств существования внутри общины. 2. Рабовладельческая это демократия типа Афин или республиканского Рима рабы автоматически исключаются из всей системы гражданских отношений, их приравнивали к говорящим орудиям труда.

Только свободные граждане пользовались правом избирать государственных чиновников, участвовать в народных собраниях, владеть имуществом, передавать и получать его по наследству, вступать в сделки и т.д. При этом решающий голос во всех государственных делах имела кучка наиболее богатых и влиятельных рабовладельческих семей, от которых в экономическом отношении зависела основная масса свободных граждан. Представители именно этих семей постоянно сменяли друг друга на выборных государственных должностях. 3. Эксплуататорская, где демократия носит ограниченный характер, ее благами пользуется в основном господствующий класс и примыкающие к нему социальные слои. В эпоху феодализма с его иерархической структурой для демократии, по существу, места не было. Элементы демократии начали зарождаться в форме представительных учреждений, ограничивавших абсолютную власть королей парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, дума в России.

Включая представителей двух, а затем трех сословий дворянства, духовенства, зарождавшейся буржуазии крепостные крестьяне были лишены права участия в работе этих органов, они поначалу были призваны контролировать государственные расходы, а позднее превратились в законодательные учреждения, выступающие от имени нации.

Вместе с тем в феодальную эпоху в купеческих республиках и вольных городах, типа Генуи и Венеции в Италии, демократические традиции античности были сохранены и приспособлены к новым социально-экономическим отношениям.

Демократия делится на политическую и неполитическую.

Ярким примером неполитической демократии является демократия первобытная, когда отсутствовали классы и классовые противоречия. Неполитическая демократия воплощалась в учреждениях родового и племенного самоуправления.С возникновением экономического неравенства, частной собственности и эксплуатации появляется политическая демократия, развитие которого в классовом обществе неразрывно связано с господством одного из классов.

В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса.Отличиями демократии от других форм управления государством являются официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству, равноправие граждан, выборность основных органов государства, наличие прав и политических свобод граждан, верховность закона, разделение властей, независимое судопроизводство. Различают институты непосредственной и представительной демократии первые предполагают принятие основных решений непосредственно самими избирателями например, в порядке референдума, полномочными выборными учреждениями парламентом и др Существует и буржуазная демократия наиболее развитый исторический тип демократии в эксплуататорском обществе.

Буржуазная демократия является формой диктатуры капиталистов над пролетариатом.

Она характеризуется явным противоречием между обьявленной властью народа и действительным господством эксплуататоров. Функции институтов буржуазной демократии состояли в обеспечении классового господства, гарантирующего привилегии эксплуататоров, и в маскировки их господства.Буржуазная демократия, возникнув как политическое выражение экономической системы капитализма, явилась большим прогрессом по сравнению с феодальным политическим строем, она создала значительно более широкие возможности для развития пролетариата.

Теперь я хочу обратиться к вопросу возможна ли была демократия в России в XIX Любой политический режим должен иметь какую-то платформу, чтобы закрепиться в данном государстве.Демократический режим должен иметь следующие основания 1. Признание народа высшим источником власти. 2. Выборность основных органов государства. 3. Равноправие граждан прежде всего равенство избирательных прав. 4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений. Если все эти признаки в государстве присутствуют, значит в данном государстве демократия вполне возможна.

Теперь посмотрим, какие из этих признаков были возможны в России 1. В России народ высшим источником власти не являлся, ввиду того, что в нашем государстве XIX политическим режимом была монархия. 2. Государственные органы были выборными, но право голоса было далеко не у каждого. 3. В России XIX равноправия не было. Все решал имущественный ценз. И если у человека не было достаточного капитала, право голоса ему не давали. 4. Как я уже сказал, Россия того времени была монархией, а, следовательно, власть принадлежала монарху.

Вся страна подчинялась воле императора. Таким образом, в России XIX века не было оснований для демократии.Так что монархия было единственно возможной формой управления Российским государством как в XIX, так и в XVII веке. Используемая литература. 1.Энциклопедия для детей Том 2 Лариса Бадя Абсолютизм в России. 2.Поиски пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII века. О государстве и обществе - В. И. Моряков. 3.Краткий философский словарь Демократия стр.130-132 В. Викторова. 4.Политика и право Монархия - стр. 29-31- А. Ф. Никитин. 5.Краткий философский словарь - Монархия стр. 361-362. В. Викторова. 6.Политика и право Демократия стр.37-39. А. Ф. Никитин. 7.Юридический энциклопедический словарь - Демократия стр.103-104, Монархия стр.226-227. А. Я. Сухарев.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

1. Понятия «политическая система» и «система государственного управления» - это понятия:

а) Одного смыслового ряда, т.е. синонимы

+б) Второе относится к первому, как часть целого

в) Наоборот. Первое – часть второго

2. Говоря о политической системе как о наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду:

а) Структурно-функциональную организацию государственной власти

б) Систему участвующих в процессах формирования и отправления власти политических партий

В) Совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

г) Инфраструктуру массово организованных групп интересов и групп давления

3. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое, наряду с территориальным измерением, имеет измерение:

+а) Функциональное

б) Социальное

в) Культурное

г) Конфессиональное

4. Будучи сверхсложной системой, политическая система включает в качестве структурирующих элементов ряд подсистем, в том числе такую подсистему, как:

а) Представительная

б) Интегративная

+в) Коммуникативная

г) Распределительная

5. В качестве структурных элементов в институциональную подсистему политической системы входит:

+а) Система представительных органов власти

б) Политическая профессиональная этика

в) Система политических коммуникаций

г) Банковская система

6. Из перечисленных ниже структур к разряду теневых относится:

а) Кабинет министров

+б) Государственная служба безопасности

в) Парламентское лобби

г) Легальная оппозиция

7. Доминирующее влияние бюрократических аппаратов управления присуще политической системе на уровне:

а) Мегавласти

+б) Мезовласти

в) Микровласти

8. Не является форой поддержки политической системы со стороны граждан:

а) Своевременная уплата налогов

б) Труд на общественных началах

в) Законопослушание

+г) Создание неформальных организаций и союзов

8. Требование к политической системе, связанное с удовлетворением первичных человеческих нужд:

+а) Повышение заработной платы и пенсий

б) Расширение прав и свобод личности

в) Борьба с коррупцией

г) Роспуск и запрет ультрарадикальных партий

9. Перегрузка системы, связанная со сложностью предъявляемых к ней требований, относится к разряду:

а) Функциональной

б) Технической

в) Количественной

+г) Качественной

10. Одной из важнейших функций политической системы является нормотворчество. Эта функция:

а) Всецело сводится к законодательству

+б) Включает в качестве составляющей производство подзаконных актов

в) Реализуется также посредством политических традиций

11. Структурная дифференциация политических систем предполагает:

+а) Высокую степень расслоения между властными институтами по функциональному признаку

б) Политико-правовую подотчетность органов законодательной власти президенту

в) Сосредоточение всех регулятивных функций в руках исполнительной власти

г) Автономия и независимость местных органов власти от центральных государственных инстанций

12. Эффективность политической системы определяется ее «способностями-возможностями »:

А) Черпать из среды необходимые для своего функционирования ресурсы (как материальные, таки социально-демографические)

б) Подтверждать себя средствами нелегитимного принуждения и вооруженного насилия

в) Не допускать изменений в сложившемся порядке вещей

г) Стимулировать центробежные тенденции в обществе с тем, чтобы «разделять и властвовать»

13. Система оказывается нежизнеспособной и разрушается в ситуации, когда:

а Активно вмешивается в процессы распределения материальных и нематериальных благ

+б) Не обладает интеграционным потенциалом – постоянно порождает прямолинейные расколы и размежевания

в) Адекватно реагирует на требования времени - инициирует перемены, которые объективно назрели

г) Принимает превентивные (упреждающие) меры с тем, что бы купировать неблагоприятные для социальной стабильности тенденции

14. Движение политической системы любого государства к демократии исключает:

+а) Прогрессирующую централизацию власти и властных полномочий

б) Усложнение системы и ее отдельных элементов

в) Развитие ассоциативных форм политической жизни

г) Определение системы суверенитетов субъектов политического процесса

15. Понятием «политический режим» как функциональной стороне любой политической системы охватывается:

а) Форма государственного устройства

б) Форма правления

+в) Способ правления

г) Принцип организации публичной власти

16. «Всепоглощающее властвование» как способ правления характерно для режимов:

+б) Тоталитарных

в) Демократических

г) Либеральных

17. Первым, кто ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм», был:

а) А.Гитлер

+б) Б.Муссолини

в) И.Сталин

г) Ф.Франко

18. Верховная власть при тоталитарном режиме принадлежит:

а) Народу

б) Правительству

+в) Единовластно правящей партии

г) Репрессивным органам

19. Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к тоталитарному типу относится:

а) Принудительная деполитизация масс

+б) «Единовластие» официальной идеологии

в) Разделение властей

г) Свободная рыночная экономика

20. Только в условиях тоталитаризма граждане:

а) Обязаны платить налоги

б) Могут участвовать в работе любой из политических партий

+в) Должны придерживаться единой и обязательной для всех идеологии

г) Имеют право открыто выражать свой протест против действий правительства

а) Принудительный тип политической активности

б) Существование легальной политической оппозиции

в) Правовая и социальная государственность

+г) Апелляция к национальной идее и государственному патриотизму

а) Коммунистические режимы

+б) Военные диктатуры

в) Фашистские режимы

г) Парламентские монархии

23. «Демократия» и «монархия» как понятия:

а) Вообще не совместимы друг с другом

+б) Они не совместимы, когда речь идет об абсолютной монархии

в) Они не совместимы, когда речь идет о парламентской монархии

24. Организация и функционирование демократического режима, построенного на свободном волеизъявлении народа, предполагает подчинение:

а) Большинства меньшинству

б) Всего населения власти одного лица или небольшой группе лиц

+в) Меньшинства большинству

г) Всего населения власти одной партии

25. Исходные принципы демократии, без которых эта форма человеческого общежития практически неосуществима, исключают:

а) Народный суверенитет

б) Политический плюрализм

+в) Цензовые выборы

г) Правовую государственность

26. Демократический режим не предполагает:

а) Легального существования леворадикальных партий

+б) Сращивания различных ветвей власти

в) Независимости судебной системы

г) Наличия системной оппозиции

27. Свобода как высшая общечеловеческая ценность - это право личности:

а) На поведение, неподвластное каким бы то ни было внешним ограничениям и табу

+б) На поведение, не выходящее за рамки того, что предписывает закон и нормы нравственности

в) На поведение, ориентированное на достижение поставленной цели любой ценой

г) На поведение по принципу: «поступай в отношении другого так, как он поступает в отношении тебя»

28. Право граждан на справедливый, независимый и публичный суд относится к разряду прав:

а) Политических

+б) Гражданских

в) Социальных

г) Экономических

29. Переход России от социализма к рыночной экономике и демократии принял в стране форму:

+а) Радикальной реформы сверху – своего рода «революции верхов»

б) Постепенной реформы, согласованной между властью и оппозицией

в) Капитуляции старого режима как результат массового антикоммунистического движения протеста, наподобие того, которое имело место в Польше

г) Бескровной революции по типу «бархатной революции» в Чехословакии, «революции роз» в Грузии, «оранжевой революции» в Украине

30. Облик нынешнего политического режима в России детерминирует множество факторов, в том числе такой как:

а) Разделение власти и собственности – власть находится в руках государства, собственность в руках частных предпринимателей

б) Консенсус (согласие) общества по вопросу о базовых ценностях и приоритетах развития

в) Формирование исполнительной власти по итогам выборов в парламент на партийной основе – победившая партия формирует правительство

+г) Мафиозное сращивание организованной преступности с политико-властными структурами

31. Президент РФ аккумулирует в своих руках функции:

а) Главы государства и главы правительства

+б) Только главы государства с правом председательствовать на заседании правительства

в) Только главы правительства с правом представительства страны на международной арене

г) Председателя Конституционного суда

32. Год избрания первого Президента РФ в лице Б.Ельцина:

+б) 1991 г.

33. Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в случае:

а) Выдвижения Думой обвинения против президента в государственной измене

+б) Отказа в доверии правительству

в) Введения в стране чрезвычайного положения

г) Острого конфликта между партиями, представленными в Думе

34. Олицетворяя собой представительную ветвь власти, и работая на профессиональной основе, депутаты Государственной Думы вправе:

а) Совмещать депутатский мандат с работой в правительстве

+б) Заниматься преподавательской и иной творческой деятельностью

в) Создавать собственные фирмы и получать прибыль

г) Лоббировать интересы тех или иных бизнес - структур

35. Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего:

а) Конституционного суда РФ

б) Органов внутренних дел

в) Министерства Юстиции РФ

+г) Органов прокуратуры

36. Действительно свободные соревновательные выборы предполагают:

+а) Свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам

б) Ранжирование кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании

г) Полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм

37. Через механизм всеобщих свободных и прямых выборов в РФ выбирают:

а) Губернаторов

б) Министров

+в) Парламентариев

38. Выборы в порядке ротации части депутатов одной из палат представительного органа государственной власти - это выборы:

а) Всеобщие

б) Косвенные

+в) Частичные

г) Дополнительные

39. Относится к характеристике последствий применения пропорциональной системы:

а) Порождает диспропорции между количеством получаемых партией депутатских мест и числом проголосовавших за нее избирателей

Б) Дает возможность максимально точно определить долю представительства каждого участника предвыборной гонки и объем симпатий к нему со стороны электората

в) Стимулирует тенденцию к предвыборным союзам, блокированию и даже слиянию мелких партий

г) Позволяет создавать сильные правительства, опирающиеся на прочное парламентское большинство

40. Из перечисленных ниже источников избирательных фондов законом о выборах в РФ запрещены:

а) Пожертвования от смешанных предприятий и фирм, в которых доля иностранного капитала не превышает 30%

б) Собственные средства избирательного объединения и кандидата

+в) Перечисления со стороны государственных и муниципальных предприятий и компаний

г) Добровольные пожертвования физических и юридических лиц

Введение

Монархия и демократия являются основными управления государством. Это совершенно разные формы правления. Во все времена были приверженцы каждой из этих форм. Для какого- то определённого промежутка времени характерна одна из этих форм. Но отнюдь не всегда эта форма совпадает с желанием всего общества, чаще всего она выгодна лишь наиболее влиятельному и богатому сословию, остальные же должны смирится с этой формой. В своей работе я попытаюсь разобраться: какая из этих двух форм была наиболее для нашего государства в XVIII-XIX веках.

Монархия

А.С. Пушкин сказал о монархии:

“Должен быть один человек, стоящий выше всего, выше даже закона”

Мы знаем, что Россия долгое время оставалась абсолютной монархией. Монархия не является специфическим русским изобретением. Она родилась, можно сказать, биологически: из семьи, переросшей в род, из рода в племя, из племени в народ, из народа в нацию; так же и тут - от вождей, князьков, царьков –до монархии российского масштаба.

Монархия (от греч.”monarchia”-единовластие, единодержавие) - форма управления государством, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства-монарха; власть монарха, как правило, передаётся по наследству. Но не всегда. Так, Польша была республикой –‘Речь Посполита” - и возглавлялась королями, которые были выборные. Византия была монархией - из ее 109 царствовавших императоров было убито 74.В 74 случаях из 109 престол переходил к цареубийце по праву захвата. Абсолютная монархия характеризуется полным бесправием народа, отсутствием представительных учреждений и сосредоточенности всей власти в руках монарха.

Абсолютизм (от лат.”absolutus”- неограниченный, безусловный) или абсолютная монархия, как тип гос-ва, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца XVIII столетия до февраля 1917 г.

В России синонимами слова “абсолютизм” служили понятия “самодержавие”, ”самодержавная монархия”. Известный теоретик русского монархизма Иван Солоневич писал: ”Монархия есть единоличная власть, подчиненная традициям нашей страны, ее вере и ее интересам, иначе говоря, власть одного лица.” Более трех веков складывались основные черты российского абсолютизма:самим самодержцем, от его имени или по его поручению издавали законы, творился суд, пополнялась и расходовалась государственная казна. В стране установилась единая налоговая система. Монарх опирался на административный аппарат, состоявший из профессиональных чиновников. Другими чертами российского абсолютизма стали: полное закрепощение крестьянства, наличие постоянной армии и полиции, регламентация всей жизни общества и гос-ва.

Абсолютизм рассматривался многими политическими мыслителями как наиболее современная форма правления, из-за неделимости верховной власти, ее постоянства, применимости к большим по размеру странам. Иногда путают абсолютизм европейского типа с российским самодержавием. Это не одно и тоже.

Абсолютизм утверждает, что монарх стоит выше всякого права и закона, что ему все дозволено, вплоть до уголовного преступления. Самодержавие указывает на правовую, законную природу власти монарха. Монарх – часть правовой системы, его полномочия устанавливаются законом, и он отвечает за свои действия только перед законом, Богом и своей совестью. А смысл понятия “самодержавие” заключается в независимости монарха от чужой воли (от армии, гвардии, народного голосования, иностранных держав, финансовых кругов.)

Монархия – это единовластие. Но, оказывается, существуют два совершенно разных типа единовластия.

Если единовластие религиозно, т.е. изначально нравственно, если оно отстаивает национальные интересы, демонстрирует чувство чести, верности, то это монархия.

Если же единовластие безбожно, бессовестно, бесчестно, антинационально, если оно оставляет за своей колесницей горы трупов” врагов народа”, это не монархия, а – тирания. Аристотель давал такое определение тирании: ”Тирания – это искажение монархии. Это власть одного самолюбца, монарха, руководствующегося собственными интересами или интересами небольшого сообщества.”

Крестьянские бунты, восстания и войны потрясали Россию на протяжении более чем трех веков. Крестьяне боролись против своего бедственного положения и часто жестоко, беспощадно расправлялись с притеснителями. Казалось бы, борьба крестьян за освобождение не могла не быть направлена против самого государственного устройства, которое закрепило их рабское положение, а, значит, и против самодержавного монарха. Однако крестьянское сознание не поднималось до такого обобщения, никогда крестьянство не объединяло помещика и царя в единого врага. Крестьяне стремились освободиться только от своего властителя. А в царе они всегда видели заступника, от которого можно ждать помощи и заботы. Если их нет, то означает это лишь одно – государь не знает о бедственном положении крестьян, а “злые” бояре скрывают от него всю правду. Царскую власть крестьяне понимают как данную Богом. Даже само слово “царь”, полагали они, создано Богом. Ведь и в церковных текстах Бог часто именуется царем: ”Царь небесный”,”Царь нетленный”. Один – на небе, другой – на земле. Уже само миропомазанье во время церемонии поставления на царство царя напоминало Христа (от греч. “hristos” – помазанник), а потому и царя можно назвать Христом.

Монархия бывает:

1.Дуалистическая (законодательная власть у парламента, подчиняющегося монарху, который осуществляет исполнительную власть.)

2.Парламентная монархия (власть монарха существенно ограничена, а иногда и сведена к нулю законодательной властью парламента, избирающего и исполнительную власть.)

3.Неограниченная монархия (царь вобрал в себя законодательную и исполнительную власти. Принцип неограниченной монархии таков: что благоугодно государю, то имеет силу законов.)

Самый серьезный вклад в развитие абсолютизма, как системы, внес Петр I. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, и Россия стала называться империей. Петр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха, и Боярскую думу, которые теперь не могли противодействовать единовластию царя. В воинском уставе 1716 г. один из артикулов гласил: “Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет своими землями и государством, яко христьянский государь, управлять.” А в духовном регламенте 1721 года для церкви было сказано:”Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть, сам бог велел. Русская монархия отличалась от западной тем, что ее не ограничивали никакие права сословий, никакие привилегии областей, и на широком просторе Руси она хозяйничала как хотела.

Еще один вид монархии – деспотия. Король Франции Людовик XVI,которому принадлежит знаменитая фраза: ” Государство – это я!”, утверждал, что “тот, кто даровал королей, желал, чтобы их чтили, как Его наместников, и Одному ему предоставляется право судить об их поступках. Его воля заключалась в том, чтобы всякий рожденный подданный повиновался без рассуждений”.

Монтескье пытался отделить монархию от деспотии. Принцип взаимоотношений основывался на чести, которая заменяет политическую добродетель.”Честь, - писал Монтескье, - приводит в движение все части политического организма;самим действием своим она связывает их, и каждый, думает преследовать свои личные интересы, но следуя чести стремится в то же время к общему благу. В монархии источником всякой политической и гражданской власти является государь, и "власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, т.е. такого, где правит одно лицо посредством основных законов”. Самой естественной из них была власть дворянства. ”Она, - по мнению Монтескье, - содержиться в самой сущности монархии, основное правило которой:”нет монархии, нет и дворянства; нет дворянства, нет и монарха”.”В монархии, где нет дворянства, монархия становиться деспотией, а монарх – деспотом.”

Монтескье считал, что положение и размер государства серьезно влияют на форму правления. Напрочь отрицая деспотию, как форму правления, Монтескье полагал, что монархия управляемая по твердым законам, пригодна для стран с большой территорией (Россия), а республика где с наибольшей полнотой обеспечивается свобода и равноправие народа, возможна только в странах с малой территорией.

Опираясь на Монтескье, Екатерина II утверждала, что в России нет деспотизма, а “Государь – есть источник всякие государственные и гражданские власти” – писала она. Она утверждала, что “ существующий в России порядок закономерен и единственно возможен. Всякое другое правление, не только было бы вредно России, но и вконец разорительно”. В этом Екатерина полностью права. В России того времени монархия являлась наиболее справедливой формой правления. Это видно по нескольким причинам:

1.Монархия опирается на дворянство, а дворянство было самым влиятельным сословием того времени.

2. В России XVII века не было мощной политической силы, которая могла бы свергнуть монарха.

3. В XVII веке не было человека или группы людей, которые могли бы встать у руля программы по свержению монархии.

4. Не существовало даже самой программы.

Демократия.

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствии бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам, особеннотем из них которые созданы в интересах обиженных. Богаством мы пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.”

Существует несколько видов демократии:

Первобытная демократия – естественная форма самоуправления в условиях низкого уровня развития производства, преобладание коллективного труда, совместимого владения землей, уравнительного распределения средств существования внутри общины.

Рабовладельческая – это демократия типа Афин или республиканского Рима: рабы автоматически исключаются из всей системы гражданских отношений, их приравнивали к говорящим орудиям труда. Только свободные граждане пользовались правом избирать государственных чиновников, участвовать в народных собраниях, владеть имуществом, передавать и получать его по наследству, вступать в сделки и т.д. При этом решающий голос во всех государственных делах имела кучка наиболее богатых и влиятельных рабовладельческих семей, от которых в экономическом отношении зависела основная масса свободных граждан. Представители именно этих семей постоянно сменяли друг друга на выборных государственных должностях.

Эксплуататорская, где демократия носит ограниченный характер, ее благами пользуется в основном господствующий класс и примыкающие к нему социальные слои.

В эпоху феодализма с его иерархической структурой для демократии, по существу, места не было. Элементы демократии начали зарождаться в форме представительных учреждений, ограничивавших абсолютную власть королей, - парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, дума в России. Включая представителей двух, а затем трех сословий – дворянства, духовенства, зарождавшейся буржуазии (крепостные крестьяне были лишены права участия в работе этих органов), они поначалу были призваны контролировать государственные расходы, а позднее превратились в законодательные учреждения, выступающие от имени нации. Вместе с тем в феодальную эпоху в купеческих республиках и вольных городах, типа Генуи и Венеции в Италии, демократические традиции античности были сохранены и приспособлены к новым социально-экономическим отношениям.

Демократия делится на политическую и неполитическую. Ярким примером неполитической демократии является демократия первобытная, когда отсутствовали классы и классовые противоречия. Неполитическая демократия воплощалась в учреждениях родового и племенного самоуправления.

С возникновением экономического неравенства, частной собственности и эксплуатации появляется политическая демократия, развитие которого в классовом обществе неразрывно связано с господством одного из классов.

В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса. Отличиями демократии от других форм управления государством являются: официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству, равноправие граждан, выборность основных органов государства, наличие прав и политических свобод граждан, верховность закона, разделение властей, независимое судопроизводство. Различают институты непосредственной и представительной демократии: первые предполагают принятие основных решений непосредственно самими избирателями (например, в порядке референдума), полномочными выборными учреждениями (парламентом и др.).

Существует и буржуазная демократия _ наиболее развитый исторический тип демократии в эксплуататорском обществе. Буржуазная демократия является формой диктатуры капиталистов над пролетариатом. Она характеризуется явным противоречием между обьявленной “властью народа” и действительным господством эксплуататоров. Функции институтов буржуазной демократии состояли в обеспечении классового господства, гарантирующего привилегии эксплуататоров, и в маскировки их господства. Буржуазная демократия, возникнув как политическое выражение экономической системы капитализма, явилась большим прогрессом по сравнению с феодальным политическим строем, она создала значительно более широкие возможности для развития пролетариата.

Теперь я хочу обратиться к вопросу: возможна ли была демократия в России в XIX?

Любой политический режим должен иметь какую-то платформу, чтобы закрепиться в данном государстве.

Демократический режим должен иметь следующие основания:

Признание народа высшим источником власти.

Выборность основных органов государства.

Равноправие граждан (прежде всего равенство избирательных прав).

Подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

Если все эти признаки в государстве присутствуют, значит в данном государстве демократия вполне возможна.

Теперь посмотрим, какие из этих признаков были возможны в России?

В России народ высшим источником власти не являлся, ввиду того, что в нашем государстве XIX политическим режимом была монархия.

Государственные органы были выборными, но право голоса было далеко не у каждого.

В России XIX равноправия не было. Все решал имущественный ценз. И если у человека не было достаточного капитала, право голоса ему не давали.

Как я уже сказал, Россия того времени была монархией, а, следовательно, власть принадлежала монарху. Вся страна подчинялась воле императора.

Таким образом, в России XIX века не было оснований для демократии. Так что монархия было единственно возможной формой управления Российским государством как в XIX, так и в XVII веке.

Список литературы

1. «Энциклопедия для детей» – Том 2 – Лариса Бадя «Абсолютизм в России».

2. Поиски пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII века. О государстве и обществе» - В. И. Моряков.

3. «Краткий философский словарь» – «Демократия» – стр.130-132 – В. Викторова.

4. «Политика и право» – «Монархия» - стр. 29-31-А. Ф. Никитин.

5. «Краткий философский словарь» - «Монархия» – стр. 361-362. – В. Викторова.

6. «Политика и право» – «Демократия» –стр.37-39. – А. Ф. Никитин.

7. «Юридический энциклопедический словарь» - «Демократия» – стр.103-104, «Монархия» – стр.226-227. – А. Я. Сухарев.

Введение Монархия и демократия являются основными управления государством. Это совершенно разные формы правления. Во все времена были приверженцы каждой из этих форм. Для какого- то определённого промежутка времени характерна одна из этих форм

а) они вообще не совместимы друг с другом; б) они не совместимы,когда речь идет об абсолютной монархии;

в) онинесовместимы, когдаречь идетопарламентской монархии.

24.Организация и функционирование демократического режима,построенного на свободном волеизъявлении народа, предпола-гает подчинение:

а) большинства меньшинству; б) всего населения власти одного лица или небольшой группы

в) меньшинства большинству; г) всего населения власти одной партии.

25.Исходными принципами демократии, без которых эта форма человеческого общежития практически неосуществима, вы-ступают:

а) народный суверенитет;б) равноправие;

в) запрет леворадикальных партий; г)социальное равенство; д) цензовые выборы;

е) правовая государственность.

26.Правовой принцип демократии «все, что не запрещено, разре-шено»:

а) носит всеобъемлющий характер; б) распространяется только на уровень рядовых граждан;

в) является базовым в деятельности государственных органов.

27.Представительная демократия, построенная на политическом плюрализме:

а) предполагает оппозицию; б) допускает функционирование только системной оппозиции;

в) может функционировать без какой бы то ни было оппозиции.

28.Свобода как высшая общечеловеческая ценность – это право личности на поведение:

а) неподвластное внешним ограничениям и табу; б) не выходящее за рамки того, что предписывает закон и нормы

нравственности; в) исключающее нанесение ущерба и вреда другим;

г) ориентированное на достижение поставленной цели любой ценой.

29.Переход России от социализма назад к капитализму (к рыноч-ной экономике и рыночной политической демократии) при- нял в стране форму:

а) радикальной реформы сверху– своего рода«революции вер-хов»;

б) постепенной реформы, согласованной между властью и оппо-зицией;

в) капитуляции старого режима как результат массового анти-коммунистического движения протеста, наподобие того, кото- рое имело место в Польше;

Политология

г) бескровной революции по типу«бархатной революции» в Че-хословакии, «революции роз» в Грузии, «оранжевой револю- ции»в Украине.



30.Облик нынешнего политического режима в России опреде-ляется:

а) сохраняющейся неразделенностью власти и собственности;б) консенсусом общества по базовым ценностям развития; в)всевластием чиновничьей корпорации; г) коррупцией во всех эшелонах власти;

д) формированием исполнительной власти на партийной основе; е)сращиванием организованной преступности с политико-властными структурами.


Контрольный тест

1.Определение государства и его бюрократических учреждений как классовых инструментов, призванных осуществлять обще-ственную координацию в интересах экономически господ-ствующего класса, принадлежит:

а) либерализму; б)марксизму; в)консерватизму; г)анархизму.

Политология

2 . Государство как главный инструмент реализации политики

предстает в качестве:

а) «особой организации силы»; б) комитета по управлению делами имущих классов;

в) орудия политического господства;г) группы давления; д) общественного распорядителя.

3.Государство – универсальная организация, обладающая моно-полией на:

а) неэкономическое принуждение; б) владение собственностью на средства производства;

в) нормотворчество(производство законов и других норматив- ных актов);

г) эмиссию денежных знаков;д) взимание налогов и сборов;е) ценообразование.

4.В структуру государственных органов входят:

а) представительные учреждения; б)надзорно-контрольныеинстанции;

в) правящие политические партии и блоки; г)вооруженные силы; д) СМИ; е) судебные органы; ж) церковь.

5.Исполнительную (административно-управленческую) ветвь государственной власти олицетворяют:

а) министерства и ведомства; б)парламентские комитеты и комиссии;

в) правящие политические партии; г)организованные группы интересов; д)налоговые органы.

6.Основополагающим принципом и базисным элементом по-строения и функционирования государственной власти в ус-ловиях демократии является принцип:

а) «работающей корпорации», т.е. сращивания исполнительной

и законодательной власти в руках парламента; б) сращивания исполнительной и законодательной власти в ру-

ках президента;

Государство как центральный институт политической системы

в) разделения властей, когда каждая из ветвей власти автономна и независима в отношении другой;

г) взаимозаменяемости властей, когда одна власть при необходи-мости замещает другую.

7.С точки зрения форм правления различают государства в виде:

а) конфедерации;б) республики;

в) абсолютной монархии; г)федерации; д) унитарного государства.

8.Форма правления, при которой глава государства сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной,исполнительной и судебной власти– это:

а) конституционная монархия; б)абсолютная монархия; в)парламентская республика;

г) президентская республика.

9.Все существующие в Западной Европе монархии относятся к типу парламентских монархий. В них монарх– это:

а) царствующая особа;б) верховный судья; в)глава правительства; г)глава государства.

10.Из перечисленных ниже характеристик демократического ре-жима к парламентскому типу относятся:

а) выборы одновременно решают вопрос образования парламен- та и правительства;

б) парламент не обладает правом отправки правительства в от-ставку путем вынесения ему вотума недоверия;

в) парламент имеет такое право; г) президент не обладает правом на роспуск парламента; д) президент имеет такое право;

е) роль президента представительная, а не распорядительная; ж)полномочия главы государства и главы правительства совме-

щаются в одном лице.

11.Досрочное отстранение Президента от должности охватывается понятием:

а) плебисцит; б)импичмент;

Политология

в) инаугурация; г)обструкция.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!