Монтекки и капулетти. Местные «Монтекки» и «Капулетти» встретились в зале суда

В Новой опере проходит традиционный оперный фестиваль Крещенский (название странноватое, ранее он назывался более понятно - "Крещенская неделя", но давно вырос за пределы одной недели, но и новый вариант названия, помоему, не лучший). В рамках фестиваля сегодня и прозвучала очень и очень редкая опера Винченцо Беллини "Капулети и Монтекки" .

Когда я еще в ноябре покупала билеты, то необычный выбор исполняемого произведения мне показался данью памяти отцу-основателю театра Евгению Колобову, тем более нынешний год юбилейный. "Пират" Беллини - одно из самых ярких произведений в музыкальном наследии Колобова-дирижера, одно из самых памятных. Возможно сегодня сложно соперничать с известной записью, поэтому, как мне показалось, театр и обратился к близкому и столь же редкому произведению того же композитора.
Однако я ошибалась, концепция нынешнего фестиваля - спектакли-двойники. То есть разные оперы разных композиторов на один и тот же сюжет. Идея неплохая, к тому же театр выкрутился изящно, найдя пары к уже существующим спектаклям. Так, получилось:
«Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и «Капулетти и Монтекки» В. Беллини
«Иродиада» Ж. Массне и «Саломея» Р. Штрауса
«Цыганы» Р. Леонкавалло и «Алеко» С.В. Рахманинова

Тут, правда, есть некая натяжка:
в основе оперы Гуно действительно лежит трагедия Шекспира, а вот в основе оперы Беллини - малоизвестная итальянская новелла, которую с Шекспиром роднят только имена героев, а также двойное самоубийство в финале. Главное различие - Ромео здесь явно не 16 лет, это не шекспировский шалопай-плейбой-наследник, от скуки ввязывающийся в различные авантюры, такие как, например, посещение бала у кровных врагов - все помним итог этого бала.
У Беллини же Ромео к началу увертюры уже успел: прикончить наследника Капулетти, возглавить всех окрестных гибеллинов, получить назначение у императора и готовить захват Вероны. Даже взаимная любовь с Джульеттой у них началась еще где-то до... Надо отметить, что либретто здесь крайне слабое даже в сравнении с прочими операми композитора (а ситуация там похуже, чем у Верди).

Также одна из особенностей оперы в том, что партия Ромео написана для женского голоса (не смотря на столь героический образ). Причем даже при первом показе партия исполнялась меццо-сопрано, то есть это не писалось под кастратов. О причинах такого выбора спорят, я читала минимум три варианта объяснений. Но звучит в сочетании с сопрано Джульетты и тенором Тебальдо (в этом варианте это объединенный вариант шекспировских Тебальдо и Париса) очень интересно и необычно.

У меня при всей любви к Беллини странное отношение к музыке композитора в общем. Если при выборе записей Верди я практически всеядна, то с Беллини мне нравится крайне ограченный список, прочее же не то, что оставляет равнодушной, а скорее даже раздражает. Его музыка красива, очень красива, иногда даже чересчур. Это некая сладость, но не пышная, не торжественная, а чистая и легкая. При этом там всегда чувствуется некая горчинка - обреченность. Красота в музыке Беллини - это обреченная красота, красота на изломе, на надрыве - чуть-чуть и все порвется. Иногда даже кажется красота разрушения. Герои Верди, не смотря на неизбежную смерть в финале, пытаются сражаться, бороться. А герои Беллини начинают умирать прямо в увертюре, но, надо отдать должное, красиво умирать.

Поэтому мне так важно при исполнении та самая тонкость, прозрачность, вот эта самая горчинка обреченности, надлома, пронзительности. И вот этой чистоты я сегодня не услышала: оркестр отыграл энергично, смачно, временами заставляя вспоминать летки-енки из Ломбардцев, при этом небрежно и нечисто, как-то очень разухабисто. Не понравился и хор, хотя для театра в подобных разовых работах, это была всегда палочка-выручалочка. Ачто понравлось, так это солисты. Согласно нынешней экономической ситуации обошлись без приглашенных звезд, практически своими силами. Основная тройка (Ромео, Джульетта, Тебальд) - молодежь. Не могу сказать, что безукоризненно, но так старались, так выкладывались, что очень многое прощалось и принималось.

В любом случае театру огромное спасибо за такой подарок, Беллини слишком редкая птица на сцене наших театров. Скорее всего попробую сходить второй раз в феврале.

Но все же очень хотелось заметить: может театр вспомнит своего отца-основателя и вернет на сцену хоть в концертном исполнении "Пирата" Беллини в интерпретации Евгения Колобова. Это была бы самая лучшая память.

19 января
В. Беллини
«Капулетти и Монтекки»

Опера в концертном исполнении
Крещенский фестиваль в Новой Опере
Дирижер Дмитрий Волосников
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Капеллио Михаил Первушин
Джульетта Ирина Костина
Ромео Агунда Кулаева
Тебальдо Алексей Татаринцев
Лоренцо Алексей Тихомиров

На прошлой неделе в Торонто открылся Летний оперный фестиваль – возможность для молодых исполнителей продемонстрировать свои таланты. Фестиваль этот организуется директором Торонтской оперетты , соответственно наиболее интересные певцы потом появляются там.
С учетом летнего “безрыбья” и небольшого зала в университете Торонто какую-то публику фестиваль собирает.

В субботу слушали замечательную, но редко исполняемую оперу Винченцо Беллини “Монтекки и Капулетти “.

Капеллио – глава клана Капулетти и отец Джульетты, – обсуждает с Тибальдом прием посланника от Ромео. Тибальд собирается отомстить Ромео за убийство сына Капеллио (ага, это Вам не Шекспир!) и жениться на Джульете. Капеллио согласен и хочет играть свадьбу немедленно. Брат Лоренцо говорит, что Джульетта больна, но его не слушают.

Приходит переодетый собственным посланником Ромео и предлагает мир между семьями, коли его хозяину – Ромео, – отдадут в жены Джульетту. Мол, Ромео не виноват в смерти на дуэли, но очень сожалеет о гибели сына Капеллио и готов стать его сыном – с смысле зятем. Ему говорят, что уже договорились о другой свадьбе и никакие предложения о мире не принимаются. Ромео готов к войне.

Ромео пробирается в комнату Джульетты и уговаривает ее бежать с ним. Она цепляется за семейные ценности, родовую гордость и честь, потому не может убежать, мол, и папа не переживет без меня, и я – без папы.

Капулетти готовятся к свадьбе, но приготовления нарушает вооруженное вторжение Монтекки. Причем Капулетти представлены, как гвельфы, а Монтекки, как гибеллины.

Поединок между Тибальдом и переодетым Ромео останавливает вмешательство Джульетты, но битва продолжается.

Брат Лоренцо сообщает Джульетте, что Ромео жив, но ее саму скоро увезут в замок Тибальда. Но он может дать ей сонные пилюли, чтобы ее посчитали мертвой.
Приняв таблетки, она, “умирая”, молит отца о прощении.

Ромео ждет новостей от Лоренцо, но его обнаруживает Тибальд. Поединок возобновляется… Вдруг они слышат звуки похоронной процессии. Джульетта умерла! Каждый из противников хочет, чтобы другой убил его.

Ромео пробирается в склеп, где лежит Джульетта, плачет и принимает яд. Тут просыпается девушка, финальный дуэт и ей не остается ничего, как заколоться кинжалом любимого.

Фактически в опере 5 партий: 2 баса, тенор (Тибальд ), сопрано (Джульетта ) и меццо-сопрано (Ромео ). Вообще-то еще нужен хор/массовка, но, как я подозреваю, камерность оперы послужила одной из причин, почему ее решили поставить.

Вторая причина – совершенно дивная музыка и волшебные арии, наполенные эмоциями под завязку!

Сайан Хорробин исполнял небольшие роли в , но с большой – для него – ролью Тибальда он справился хорошо. У Сары Хикс (Ромео ) пока творческая биография скромна, но потенциал у нее отличный. И откровенно восхитила Джульетта – Дженнифер Энн Салливан (Jennifer Ann Sullivan ). Мы слышали в Торонтской оперетте в совсем недавно, а тут – всего за пару месяцев, – она дошла до настоящей колоратуры! Ее голос заполнял зал, и словно бы переполнял слушателей – заполнял душу, сердце и изливался наружу, не находя достаточно места…

Лично мне меццо в качестве Ромео не мешала. Возможно, контр-тенор подошел бы больше, но в переодетой мужчиной даме есть некий шарм. Во всяком случае так мог считать композитор 🙂

В принципе поведение влюбленных подростков не требует ни малейшей логики. Однако решение либреттиста Феличе Романи заставить девушку из благородного рода запляться за честь семьи, вынудить ее терзаться между любовью и остальными ценностями, кои формировали в ней в течение всех тринадцати лет ее предшествующей жизни, кажется куда убедительнее, чем стандартные разговоры про грех двоемужия или дешевые угрозы покончить жизнь самоубийством.

Да и Ромео, проникающий в дом врагов, под видом собственного посланника – идея не сложная, но психологически обоснованная и усиливающая вокальный драматизм.

Кстати, привязка шекспировских страстей к реалиям итальянской истории совсем не так нарочита: “дом Ромео” в Вероне имеет характерные для замков гибеллинов зубцы . Ну, и смысл непримиримого противостояния у семей появляется.

Выпусница Бакинской консерватории Нармина Афандиева с успевала не только играть на рояле, но и дирижировать певцами. Она большая молодец!

Все постановки оперного фестиваля идут по два раза в двух составах (т.е. 4 раза каждая опера из трех ). С точки зрения биографий второй состав слабее. Да и не слышал я их.

А те же самые, что в прошлую субботу, хороший тенор, отличная меццо и фантастическая сопрано (плюс два слабых баса ) в драматической опере прозвучат еще в пятницу, второго августа. Билеты по смешной цене в $26 . Пять минут пешком от метро “Queen’s Park”.

Тем, кому не повезет, могут в качестве утешения послушать Анну Нетребко в постановке Парижской оперы (вторая часть ) 🙂

- (иноск.) двѣ враждебныя партіи, семьи. Поясн. Въ трагедіи, Ромео и Юлія, дѣйствующія лица Ромео и Юлія принадлежатъ къ этимъ двумъ партіямъ. Ср. Shakesp. Romeo and Juliet … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книжн. Неодобр. О двух враждующих семействах, партиях. /i>

КАПУЛЕТТИ И МОНТЕККИ две враждующие фамилии в драме Шекспира «Ромео и Юлия». Вошли в поговорку и стали нарицательн. именами. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ В… …

И МОНТЕККИ две враждующие фамилии в драме Шекспира «Ромео и Юлия». Вошли в поговорку и стали нарицательн. именами. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ В шекспировской… … Словарь иностранных слов русского языка

И Капулетти. Книжн. Неодобр. О двух враждующих семействах, партиях. /i> Восходит к драме У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595 г.). БМС 1998, 387 … Большой словарь русских поговорок

Ромео и Джульетта Romeo and Juliet издание 1599 года Жанр: Трагедия

Ромео и Джульетта Romeo and Juliet издание 1599 года Жанр: Трагедия

- (итал. Romeo Montecchi) главный герой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Имя Ромео стало нарицательным для влюблённого юноши, а также символом несчастной любви. Содержание 1 Истоки образа … Википедия

Книги

  • , Глинка Михаил Иванович. Репринтное нотное издание Glinka, Mikhail`Variations on a Theme from Bellini`s Opera`I Capuletti ed i Montecchi``. Жанры: Variations; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы…
  • , Глинка Михаил Иванович. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Glinka, Mikhail "Variations on a Theme from Bellini"s Opera"I Capuletti ed…

Действие оперы разворачивается в 13 веке в Вероне. Два родовых клана – Капулетти и Монтекк и – враждуют из-за политических разногласий. Глава первой фамилии, принадлежащей партии гельфов – Капеллио, у которого имеется сестра Джульетта. Предводителем же клана Монтекки, поборника гибеллинов, является Ромео. Он в баталиях участия не принимает, поскольку находится во власти нежного чувства к Розалине. Однако на балу в доме Капулетти юноша встречает 13-летнюю Джульетту, и между молодыми людьми вспыхивает любовь, несмотря на то, что у неё есть жених, гельф Тебальдо. Положение осложняется тем, что вражда между кланами вот-вот перерастёт в войну, а героиня по приказу отца вынуждена отправиться в замок к жениху. Она в отчаянии, страдает от любви и безысходности.

Лекарь Лоренцо предлагает Джульетте выпить снадобье, после которого она впадёт в состояние, похожее на смерть. Но на самом деле это – лишь сон, очнувшись от которого, она вместе с любимым сможет тайно покинуть Верону. Раздаётся похоронное песнопение, поскольку обе семьи решили, что Джульетта умерла. Потрясённые семьи над её ложем бросают оружие и мирятся. Ромео же, уверовав, что возлюбленной больше нет, принимает яд. Когда девушка просыпается и видит умирающего юношу, от горя и отчаяния она кончает с собой.

История создания
В венецианском театре «Ла Фениче » 11 марта 1830 года состоялась премьера трагической мелодрамы «Капулетти и Монтекки». Либретто написал известный в то время драматург Феличе Романи. Современники обратили внимание на акцентированные в опере политические разногласия, обусловившие вражду между гельфами и гибеллинами. Такие настроения соответствовали умозрениям граждан Италии 19 века. В контракте на написание «Капулетти и Монтекки» Беллини обязался закончить работу в течение полутора месяцев, однако считал такую спешку рискованной и способной отрицательно сказаться на качестве произведения. Чтобы «опасный эксперимент» завершился к сроку, ему пришлось работать ежедневно по десяти и более часов. «Эта пытка способна довести меня до безумия, до болезни », - говорил композитор. По счастью, опасения оказались напрасными: публика восторженно приняла оперу, которая ставилась на сцене Ла Фениче много раз подряд. Уже после третьего спектакля зрители, вооружившись факелами, проводили Беллини от театра к гостинице. В процессии принимал участие и оркестр, исполняющий понравившиеся мелодии.

Интересные факты

  • Поразительной особенностью оперы можно считать исполнение партии Ромео женщиной. Меццо-сопрано Джудитты Гризи пришлось как нельзя более подходящим для роли травести. Два молодых голоса несчастных влюблённых имеют практически одинаковый тембр и регистр, что символизирует похожесть их судеб.
  • Ходили слухи, что композитор специально сделал партию молодого влюблённого женской. Дело в том, что Джудитта Гризи состояла с Беллини в романтических отношениях, и он якобы хотел таким образом сделать ей приятное, вызвав интерес публики к начинающей певице.
  • Тенор, исполнитель роли Тебальдо, проявил недовольство доставшейся ему партией, полагая, что достоин более значимой роли. Во время репетиций он ругал и выходную каватину, и самого композитора, употребляя нелицеприятные выражения. Между мужчинами разразился скандал, едва не приведший к дуэли. Но уже на премьере, а тем более, на последующих спектаклях тенор имел даже не успех, а настоящий триумф, подобного которому в его карьере не было ни до, ни после.
  • Завоевав мировую известность на подмостках ведущих театров Германии, Австрии и Америки, Анна Нетребко выступила в Парижской опере, исполняя партию Джульетты. В этом не было бы ничего особенного, если бы певица не находилась в «интересном» положении. Эта роль оказалась последней перед рождением ребёнка.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!