Мороз, красный нос стихотворение николая некрасова. Некрасов Н - Не ветер бушует над бором (из поэмы Мороз красный нос) В.Горбатов Дозором обходит владенья свои

В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Николай Некрасов.

"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.
http://www.djoa.ru/blog/nekrasov_nikolay/ne_veter_bushuet_nad_borom.html

МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС

Морозно. Равнины белеют под снегом,
Чернеется лес впереди,
Савраска плетётся ни шагом, ни бегом,
Не встретишь души на пути.

Кругом -- поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит...
У Дарьи слезами наполнились очи -
Должно быть, их солнце слепит...

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит седой.
И вдруг очутился пред нею,
Над самой её головой.

Забравшись на сосну большую,
По веточке палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:

«Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И крепче видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли,-
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь замораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабёнки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей,
А пьяных, и конных, и пеших,
Дурачить ещё веселей.

Без мела всю выбелю рожу,
А нос запылает огнём,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Литературное чтение Шалаева Галина Петровна

«Не ветер бушует над бором…»

«Не ветер бушует над бором…»

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Забравшись на со?сну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт:

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-океаны -

Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли, -

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли…

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро».

(Из поэмы «Мороз, Красный Нос»)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Шторм (ветер) Шторм (голл. storm), ветер силой 9 баллов по Бофорта шкале и скоростью 20,8-24,4 м/сек. При силе ветра выше 9 баллов Ш. называется сильным, жестоким ураганом. Ш. нередко вызывает разрушения на суше и сильное волнение моря. Чаще всего Ш. связаны с тропическими и

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

ВЕТЕР Группа была создана в Москве 8 марта 1998 г. Андреем Смирновым (гитара, вокал) и Сергеем Сергеевым (бас, бэк-вокал). Лидер и текстовик коллектива А. Смирнов раннее играл в группе «Бродячий оркестр», а С. Сергеев работал в коллективах «Вишневый сад» и «Дитя ветра». В

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Ветер Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. В народе его называют «Ветровым», «Ветряным мужем» или человеческими именами. Так, в Архангельской губернии ветер называли

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Ветер перемен С английского: Wind of Change.Из речи в Кейптауне (ЮАР, 3 февраля 1960 г.) африканского политического деятеля Гарольда Макмиллана (1894-1986): «Ветер перемен веет над континентом».Этот год мировая печать назвала «годом Африки», поскольку тогда большое число бывших

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги 1000 рецептов на скорую руку автора Михайлова Ирина Анатольевна

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

4. Ветер, ветер! Ты могуч… Особняком среди всевозможных гаданий по природным и погодным явлениям стоит аустромантия - предсказание будущего по изучению ветров. Сегодня, каждый вечер слушая прогноз погоды на следующий день или видя, как разгулялся ветер, мы тоже без труда

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Что такое ветер? Ветер настолько обычное для нас явление природы, что мы редко задумываемся, что это такое и откуда берется ветер. Направление ветров (снимок со спутника)Появление ветра связано с изменениями температуры воздуха. Когда воздух нагревается, он становится

"Мороз, Красный Нос!" Николай Некрасов. 1821-1877

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревне шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой её головой!

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую
Хвастливую песню поёт:

"Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построил народ.

Где быстрые шумные воды
Недавно свободно текли,-
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове ледянить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабёнка, пеняя на леших,
Домой удирает скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить ещё веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнём,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Продолжение следует...

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой..."
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

"Тепло ли тебе, молодица?"
С высокой сосны ей кричит.
"Тепло!" отвечает вдовица,
Сама холодеет, дрожит.

Морозко спустился пониже,
Опять помахал булавой
И шепчет ей ласковей, тише:
"Тепло ли?" - "Тепло, золотой!"

Тепло - а сама коченеет.
Морозко коснулся её:
В лицо ей дыханием веет
И иглы колючие сеет
С седой бороды на неё!

И вот перед ней опустился!
"Тепло ли?" промолвил опять,
И в Проклушку вдруг обратился
И стал он её целовать.

В уста её, в очи и в плечи
Седой чародей целовал
И те же ей сладкие речи,
Что милый о свадьбе, шептал.

Продолжение следует...

И так-то ли любо ей было
Внимать его сладким речам,
Что Дарьюшка очи закрыла,
Топор уронила к ногам.

Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в борвях...

Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти. Стоишь
И чувствуешь, как покоряет
Её эта мёртвая тишь.

Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес,

Влекущий неведомой тайной,
Глубоко-бесстрастный...Но вот
Послышался шорох случайный -
Вершинами белка идёт.

Ком снега она уронила
На Дарью, прыгн"ув по сосне.
А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне...

Отрывок из поэмы "Мороз, Красный Нос"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Н. Некрасов
Мороз – воевода.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
. . . . . . . . . . . . . . .
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
. . . . . . . . . . . . . . .
«Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря–окияны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Урок литературного чтения в 3 классе.
Учебник «Живое слово» Романовская З. И. (Москва, 2003)
Учитель Жданова Н. М.
Тема: Н. Некрасов «Мороз – воевода».
Задачи:
1. формировать умение анализировать художественное произведение
2. учить работать над художественным словом
3. воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы посредством
художественного слова и образа
Цели урока:
1. расширять читательский кругозор
2. развивать способности внимательного отношения к языку художественных
произведений
3. развивать эстетическую восприимчивость детей
4. развивать речь, обогащать словарный запас
5. получать эмоциональное наслаждение от чтения художественных произведений
6. открыть тайну поэзии Некрасова
Оборудование: выставка книг о зиме, детские рисунки, картины и календари о зиме, учебник
«Живое слово», толковый словарь Даля.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем сравнить творчество писателей и художников, а также
попытаемся открыть тайну поэзии Некрасова. А для этого давайте вспомним, что необходимо
сделать на уроке, чтобы он прошел успешно? (нужно быть внимательными, уметь подбирать
синонимы, эпитеты, активно участвовать в беседах, выразительно читать…) Молодцы, а еще
нужно развивать свою память, воображение и речь. Вот сейчас мы над этим и поработаем.
Разминка. (текст записан на доске)
Дети, прочитайте стихотворение вслух выразительно.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Дети хором читают) Прочитайте стихотворение еще раз про себя и выслушайте задание. А
задание такое – я дам минуту времени, вам надо запомнить стихотворение, а потом
воспроизвести­ написать в тетради по чтению. (Дети выполняют задание) Кто из вас желает
прочитать выразительно то, что записал? (опрос 5­7 детей, не только желающих) Молодцы, все
постарались. Но у некоторых еще не очень получается, а это значит, что дома надо
тренироваться читать выразительно не только произведения по чтению, но и по остальным

предметам. Ведь от выразительности зависит и то, как вы понимаете прочитанное. Может,
готовясь дома, вы уделили выразительности больше времени. Давайте это проверим.
Проверка домашнего задания.
Какое же произведение вы готовили дома? (Произведение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…»
на выразительное чтение) Прочитайте выразительно наиболее яркий отрывок, который
произвел на вас неизгладимое впечатление. (5­6 учеников зачитывают отрывки:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, ­
Не мертвец и не живой…
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.)
Кто желает прочитать произведение целиком, выразительно, постараться передать настроение
автора или свое настроение? (Читают 2­3 учащихся)
С каким чувством поэт пишет о зиме? (он удивляется, любуется, радуется, восхищается
картинами природы. Поэт очарован красотой природы.)
Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту природы. А теперь посмотрите,
как фотографы, художники запечатлели на своих полотнах зиму. (показ зимних пейзажей из
календарей и на картинах) Какая же зима у Тютчева и фотографов, художников? (Чародейка,
Кудесница, Волшебница, русская красавица зима, нежная, красивая, белоснежная)
Вы правы, мы видим зиму легкой, изящной, творящей чудеса. Зима предстала перед нами
легкой и приятной. Но всегда ли она бывает такой? (нет, она бывает и суровой, и морозной, и
вьюжной) вспомните загадку, с которой мы уже с вами встречались: «Какой это мастер на
стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?» О ком эта загадка? (о морозе) Как в
загадке назван мороз? (его называют мастером, волшебником) А вот поэт Н. Некрасов решил
назвать его Мороз – воевода. Воевода – это предводитель войска в старое время на Руси.
(из толкового словаря)
Работа над произведением «Мороз – воевода» Н. Некрасова
Сейчас нам с вами предстоит знакомство с этим замечательным произведением. Все встали,
приготовились слушать. (после чтения дети садятся за парты) Чтение учителем. (отдельные
строки перечитываются для того, чтобы показать силу Мороза:
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
Пойду на моря–окияны –
Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет…)
В тексте нам встретились новые незнакомые слова, смысл которых надо уточнить. Для этого
вам необходимо соотнести слова ­ определения с нужными значениями:
Обходить дозором Проверка, ходить осматривать
Косматая борода
Палица
Моря – окияны
Под гнет
Обозы с товаром
Казна
Не скудеет
Непричесанная, свалявшаяся борода
Вид дубины, орудие русских богатырей
Старорусское название, произношение слова океан
Пресс (что­то тяжелое)
Сбор повозок (телег) для перевозки товара
Деньги, звонкие монеты, доход, имущество
Не беднеет, не иссякает
Каким изображен Мороз в этом стихотворении? Прочитайте эти строки – что слышится вам в
них?
(Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,­

Зоркий, внимательный, аккуратный в своей работе
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.­

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет ­

. . . . . . . . . . . . . .
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ. –

Величественный, важный, властный
иногда веселый, озорной, хвастунишка
гордый от выполненной работы
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…­

Прочитайте произведение еще раз про себя. (дети читают) Как же живется Морозу – воеводе в
зимнем царстве? (Чудесно. Он творит всякие волшебства и поет свою хвастливую песню.)
Давайте прочитаем эту песню еще раз. (читают) Как поэт относится к своему герою? (он
любуется им, восхищается).
Домашнее задание.
С. 236­237 выучить отрывок наизусть (до строки: «хвастливую песню поет» или саму песню),
прочитать надо будет так, чтобы выразить свое отношение к воеводе.
Оценивание.
Итог урока.
Что же объединяет стихотворения поэтов о зиме? (любовь к природе, умение видеть ее
красоту и передать ее с помощью волшебных слов­красок). Какую же тайну скрывает поэзия
Некрасова? (без волшебства на свете не прожить. Каждый герой особенный)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!