Мотивация поведения. Мотивы поведения и деятельности — система мотивов

«Кирпичиком», «клеткой», «элементарной частицей» деятельности является ее единичный акт - действие. Пространственно-времен­ная последовательность действий образует то, что можно назвать деятельностью данного индивидуального или коллективного субъ­екта. Деятельность животных и людей в экологии, психологии, пе­дагогике, криминологии иногда называют поведением. В этике под поведением подразумевают только сознательную, в условиях сво­боды выбора, деятельность людей, и притом еще в более специфи­ческом и узком смысле - под углом зрения морального качества дей­ствий. Какое это качество? Чтобы конкретно ответить на этот во­прос, нужно подробнее остановиться на понятиях «действие» и «по­ступок».

Любое действие можно рассматривать двояко: действие-опера­цию и действие-поступок. Действие выступает как операция, если оно берется безотносительно к его моральному значению и потому не возбуждает чьего-либо отношения к себе, потребности оценки в виде одобрения или осуждения. В языке такое действие-операция выражается предложением, в котором фиксируется факт свершения действия, а также иногда указание способа его осуществления. «Мальчик влез на дерево и нарвал яблок». В этом предложении нет никакой информации о моральных качествах действия или самого мальчика. Другое дело, если «мальчик нарвал яблок в чужом саду». Единственное добавление «в чужом» намеренно придает действию отрицательное значение, вызывает осуждение, так как мальчик со­вершил кражу, а кража всеми осуждается как аморальное действие. В центре оказывается не факт или способ свершения действия (опе­рация), а именно его моральное качество, когда оно из операции превращается в поступок. Поступок может и не быть действием-опе­рацией. Поступком может быть не действование, а его отсутствие, уклонение от совершения операции. Так, например, отказ от ока­зания помощи терпящему бедствие - морально сомнительный по­ступок. Одна и та же операция может выступать как два разных по­ступка, например, в зависимости от морального качества, побужде­ний. Одиссей, участвовавший в поджоге и разрушении Трои из пат­риотических побуждений, - герой. Герострат, спаливший храм Ар­темиды в Эфесе ради тщеславного желания войти в историю, - антигерой. Действие (операция) одинаковое, а мотивы неравноцен­ны, потому неравноценны по их моральному значению и поступки.

Поступок есть действие, имеющее ценностное значение и потому возбуждающее в себе то или иное, положительное или отрицатель­ное отношение, реакцию одобрения или осуждения.

Это отношение - не обязательно моральное. Оценка может осу­ществляться и по иным, неморальным критериям: разумности, це­лесообразности, эффективности, правильности, правомерности, красоты и т.п. - эти критерии могут разойтись с моральностью и даже вступить с ней в противоречие. Н. Макиавелли это хорошо показал в своем «Государе» по отношению к контраверзе мораль и политика. Бесчисленные факты истории и современной жизни не­опровержимо указывают, что самые грандиозные достижения соци­ально-политической, научной, художественной, религиозной и т.д. деятельности могут оказаться антиценными, если они не оплодо­творены высокой нравственной идеей или чувством, игнорируют их. Следовательно, поступки могут подлежать не только моральной квалификации. Но можно с уверенностью утверждать, что только действия-поступки могут выступать объектами моральной оценки. Существенным свойством поступка также является то, что в отличие от животного, несмышленыша-младенца, а также невменяемого ду­шевнобольного, взрослый нормальный человек в той или иной мере способен сознавать значение поступка для окружающих и вероятное отношение к нему со стороны окружающих. Он также в той или иной степени сознает и может пояснить личные мотивы поступка. Без этих признаков мы будем иметь перед собой не поступок, а опе­рацию, за которую деятель не может нести моральную или правовую ответственность.

Итак, действие выступает как поступок, когда оно рассматрива­ется как сознательно-мотивированное, имеющее значение (цен­ность) и потому вызывающее к себе то или иное отношение (оцен­ку). При этом критерием моральной ценности и оценки поступка выступает различение доброго и злого, морально должного и не­должного.

Поступок - акт индивидуального поведения. Совокупность или последовательность поступков какого-нибудь субъекта деятельности обычно называют поведением. Под последним в этике (а также в пе­дагогике) подразумевают не активность вообще, а именно деятель­ность в ее моральном качестве. Так, «операционные» качества учеб-. ной деятельности школьника обозначают словами «успеваемость», «усердие» и т.п., в отличие от «поведения» на уроках и вне их.

Поступки, широко распространенные, ставшие стереотипами по­ведения в каком-то сообществе, называют «нравами», к примеру: «восточные нравы», «христианские нравы», «мещанские нравы», «нравы Растеряевой улицы» (Г. Успенский) и т.п. Совершая поступ­ки, люди вступают друг с другом в разнообразные отношения, ко­торые могут включать и нравственное содержание - нравственные отношения. Таковы отношения любви и ненависти, дружбы и враж­ды, симпатии и антипатии и т.п., которыми изобилуют в особеннос­ти межличностные связи и которые преимущественно получают вы­ражение и существование на эмоциональном уровне сознания. В сущности всякое межличностное или общественное отношение может интерпретироваться как нравственное, если оно берется под знаком его моральной ценности и антиценности. Считается, напри­мер, что война есть хотя и крайняя, но при определенных условиях необходимая форма политического отношения. С моральной точки зрения война (т.е. сознательно организованное массовое человеко­убийство) есть отношение безнравственное.

Итак, моральная деятельность, поведение есть совокупность по­ступков, нравов, нравственных отношений. При этом если поступки и нравы составляют, так сказать, зримое «тело» морали, то нравст­венные отношения образуют «сеть» ее функциональных межсубъ­ектных связей.

С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок. Если разбираться подробнее, появляется очень много вопросов относительно того, что же это на самом деле.

На что ориентироваться

Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.

В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.

Загляните внутрь себя

Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.

Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.

Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.

поступков подход к толкованию содержания психологических явлений позволяет построить еще одну объяснительную модель мотивации сложного, синтезированного образования психического мира человека. Исходным в ее построении и есть понимание поступка как специфического способа действия личности, в котором становится действительной, реальной индивидуальная сущность данной личности. Поступок бы выкристаллизовывает неповторимый смысл"Я"человека и делай во его доступным непосредственному наблюдению. Это форма деяния, когда стереотипность, следование устойчивом становятся невозможными, когда содержание действия предстает в неповторимом, индивидуализированного способе учи ния человеком того или иного акта проявления своего отношения к миру или отдельных его элементов. Поступок бы отражает собственно личностное в человеке. Вчинюванню как процесса совершения акта самовиявле ния личности предшествует постижения ней содержания ситуации как такового, что делает необходимым акт самовыражения"Я"Этот акт является результатом развития ситуации действия: все элементы-ситуации выстраиваются в"иерархиз. Ован модель потенцирование"поступка, когда внешние и внутренние, прямые и косвенные, имеющиеся и скрытые условия данной ситуации обуславливают такую??активность"Я"человека, направленная на овладение ситуацией, на утверждение своего образа действия в ней, на обеспечение ожидаемых последствий деяния в данной ситуациитуації.

Если характеризовать ситуацию вчинювання с точки зрения"энер-гомисткости"ее элементов, то необходимо подчеркнуть, что сам поступок потенцируется не собственно содержанием ситуативных влияний, но и их эффективные истю, насыщенностью"эмоциональной энергией", силой индивидуальных значений этих воздействий для личности и т.д.. Таким образом, встает вопрос о побудительную функцию ситуации, приобретает статус"ситуации поступка"только при условии освоения ее"поступков содержания"со стороны самой личности. Следовательно, необходимо раскрыть собственное мотивирующую характеристику ситуации, действия в которой побуждает личность к акту самовыражения индив идуальнои сущности"Я", к поступкамку.

В каждой отдельной ситуации деяния человек предстает как индивид, способный к самостоятельному, предметного, целенаправленного совершение соответствующих по содержанию и способам реализации действий. Как отдельный индивид человек наделена способностью непосредственно и косвенно воспринимать"информационный контекст"ситуации и реагировать на него, исходя из"ценностного контекста"ситуации, которая формируется в процессе постижения инд ивидом содержания данной ситуации. От первоначального момента восприятия ситуации индивидом до момента действия и ответы на воспринят содержание происходит развертывание (как правило, во внутреннем плане псы хологичних явлений"Я")"мотивационного контекста"ситуации, а именно - мотивирование индивидом"действенного контекста"ситуации и инициирование собственно поступков диій.

Мотивировка выступает как более или менее длительный процесс активации побудительных сил поведения и действия личности. Происходит актуализация - переход в актуальное состояние - тех или иных потребностей, влечений, желаний ь, хотений, ожиданий личности и т.д., которые соответствуют содержанию данной ситуации и индивидуальной оценке. ЕЕ со стороны данной личности (ведь каждый человек по-своему реагирует на каждую из ситуаций поведения, д ияння, жизни). Формируется своего рода"активное состояние", или"состояние активации"человека, который на следующем этапе развития ситуации повлечет тот или иной"действенный контекст"данной ситуации, вызывает определенные ди й личности. Указанный"состояние активации"и является сложным комплексом побуждений деяния личности в этой ситуации, то есть соответствующей мотивацией деянияхння.

Таким образом, мотивация выступает как синтезированное образования, основой которого являются природные для человеческого существования побуждения (биологического, социального, морального, духовного характера и т.д.). Необходимо различать процессуальные особенности мотивировки поведения или действия личности *, иногда мотивацией называют сам процесс мотивирования, когда происходит актуализация тех или иных побуждений, их содержательная интеграция иерархизации и формирование мотива деяния. Однако более распространена традиция обозначать понятием"мотивация"сам продукт, результат мотивировки поведения или действия - сложный комплекс мотивов, обра ся результате овладения индивидом учинковою ситуацией. Мотивация может быть осознанной и неосознанной. Иногда мотивировка действий индивида может осуществляться через синтез неосознанных влечений или хотений и осознанных мотивов. В результате образуются так называемые вторичные мотивы, которые выступают осознанными побуждениями выше, чем первичные, порядке и обнаруживают новый,"приобретенный", присвоенный содержание мотивации индивида. Мотив - это осознанное индивидом побуждение его действий и поведения, постигнута через сопоставление предмета потребности (или поезда, стремление, желание), эмоционального или аффективного содержания переживания ния этой потребности и ожидаемого результата ее удовлетворения. Основу формирования первичных мотивов составляет, как правило, та или иная потребность индивида, вторичные же мотивы могут иметь в своей основе первичн и мотивы и формироваться через синтез их с другими побуждениями действия конкретного индивидндивіда.

Поступок как специфическая форма действия и поведения человека всегда сопровождается"борьбой мотивов", следовательно, процесс мотивирования поступка имеет такие существенные признаки: 1) при мотивации поступка индивид актуальным изуе"противоположности"побуждений своих действий в ситуации, и имеет возможность прогнозировать развитие этих противоположностей - к обострению и взрыва противоречий или сглаживания, гармонизации элементов возм ивих противоречий, 2) актуализация противоположностей побудительных импульсов может осуществляться индивидом сознательно, подсознательно, неосознанно т.д., соответственно в каждом из этих случаев процесс актуализации и последовательность развертывания поступков ситуации и действия будет специфические признаки, 3) соответственно осуществляться и процесс принятия решения индивидом и выбор"ведущего мотива"(или комплекса мотиве в), которые обусловят содержание и характер его действий на следующем этапе развертывания поступки.

Борьба мотивов обнаруживает ориентации индивида в выборе тех или иных побудительных импульсов, уровень его готовности к осуществлению целенаправленных и утверждающих его собственное"Я"действий, склонность к тому или иного типа мотивирования поступка. Так, можно говорить о импульсивное или умеренное мотивировки, эмоциональное (аффективное), рационализированное или интуитивное мотивировки поступков активности индивида. Резуль папы противостояния мотивов и осознание индивидуального значения этого противостояния оказываются в принятии решения индивидом относительно всех элементов ситуации поступка (внешних и внутренних, действительных и возможных непосредственных и опосредованных т.д.). Именно момент принятия решения и его содержательный выражение (характер и цель следующего действия) становятся собственно динамическим импульсом дальнейшего развития ситу ции поступковнку.

В процессе онтогенеза существенно меняются характер и последовательность мотивирования поступков индивида. На начальных этапах оно осуществляется по принципу"уторування путей", т.е. каждая поступков ситуа ация требует последовательного и постепенного развертывания каждой отдельной ситуации, а"энергоемкость"ситуации определяется прежде признаками"неизвестного"и"неосвоенного"относительно элементов данной ситуации. На поздних этапах онтогенеза на первый план выходит именно"содержание"учинковои ситуации, а способ реагирования на него избирается индивидом уже с учетом индивидуального опыта мотивирования и приня ття решенииня.

Итак, в онтогенезе происходит формирование опыта развертывания"мотивационного контекста"ситуации поступка. Процесс мотивирования поступков, построение мотивов и образования конкретной мотивации деяния и п поведения приобретают свойственных конкретному индивиду признаков содержательного, структурного, процессуального, аффективного т.п. характера. Через закрепление одних признаков, отвержение других, при условии активного, творческие ого привнесения новых элементов в процесс осуществления индивидом мотивированного действия, происходит процесс формирования индивидуального опыта создания мотивации (в узком плане) и осуществления вчинковог в действие (в широком плане) индивида. Содержание данного опыта всегда конкретен, присущий отдельному индивиду, а потому имеет существенные признаки неповторимого"Я"человекини.

Опыт мотивирования становится основой для формирования более сложных личностных образований - опыта создания ценностей, значений, смыслов своего поведения, действия, жизнь. О психологическом содержание данных явлений идти иметься ниже. Теперь существенным является рассмотрение основных типов мотивации действия человека в соответствии с основных форм деятельности, которые насыщают каждый акт учинювання конкретным содержанием. Существуют различные подходы к классификации форм деятельности человека, у нас будет подан содержательный анализ мотивацииії:

1) феноменологического создания идеи (или подвижничества);

2) теоретического воспроизведения мира в знании;

3) специализированного умения;

4) художественного воспроизведения мира;

5) исследовательской деятельности

В целом представлена??объяснительная модель мотивации может быть отнесена к"процессуальных моделей", которые направлены на выявление причин, целей и механизмов поведения и действия человека. Процессуальные поясн нювальни модели мотивации ориентированы на объяснение закономерностей сочетание различных составляющих ситуации мотивирования, приводит к принятию решения и совершения действия, соответствующей ситуации. К этому тип у моделей относят"поведенческой модель"ДжМак-Грота,"расширенную модель мотивации"ХХекхаузена, теорию мотивации. КЛевина и др.. В отличие от процессуальных моделей,"модели содержания"мотивации нацелены для решения вопроса о типе потребностей, которые мотивируют действия индивида в той или иной ситуации, или вопрос о том, на основе каких целей он действует, отдавая предпочтение одним и отвергая другие. Сочетание указанных моделей возможно в контексте синтезирующего,"динамического подхода"к построению теорий мотивации, в которых поведение и действия индивида должны рассматриваться как сложный, распространенный во времени его индивидуальной истории, процесс приобретения индивидуально-неповторимого опыта мотивирования разноплановой активности в мире: познавательной, преобразующей, нравственной, духовной тощї тощо.

Мотивы чужих поступков

Тебя умиляет разъяренный тигр или лев с окровавленной добычей в зубах? Что ты чувствуешь в этот момент, глядя на животное? Может быть, страх, порицание или отвращение. Тебе жалко жертву. Будь это в твоих силах, ты бы спасла ее, спрятала, отпугнула бы злого хищника.

Но какой мотив был у зверя? Голод. Не поймай он трепетную лань, погиб бы сам. Он набросился на нее не для забавы или из-за чудовищного характера. Утоление своего голода и кормление детенышей – его единственный мотив.

Когда ты понимаешь истинную причину чужих поступков, негативные эмоции отступают. Ты принимаешь животное, как оно есть. Не осуждаешь, не злишься на него, не закидываешь мысленно камнями. Тебе становится даже немного грустно за него. Ведь он вынужден убивать для пропитания.

Как только мотив ясен, сходит волна внутреннего возмущения и несогласия. Также и с другими людьми, если не получается их просто оправдывать, нужно понять истинные мотивы. Негодование исчезнет само собой, и ты снова придешь в равновесие.

Мотив – значит «Зачем?»

Самый легкий способ познать другого человека – заглянуть в себя. Какой мотив был бы у тебя, будь ты на месте этого человека?

Ты можешь видеть его в первый раз в жизни или жить с ним под одной крышей двадцать лет. То, насколько хорошо ты знаешь человека, не имеет значение. Тебе нужно всего лишь предположить, зачем он сказал или сделал то, что привело тебя в бешенство.

Даже незнакомца выдает его внешность, одежда и манера речи, чтобы просчитать, о чем он думает. Не говорю уже о близком человеке, который известен вдоль и поперек. Дело за малым – на несколько секунд влезть в его шкуру.

Но вовсе не из-за благородства души или сострадания. Цель одна, самая что ни на есть эгоистичная – ощутить гармонию с окружающим миром. А медитация, занятия по душе, оправдания и поиск чужих мотивов – лишь средство ее достижения.

Маркетологам всего мира хорошо знакома пирамида потребностей Маслоу. Считается, что потребности человечества не меняются. Меняются лишь способы их удовлетворения.

Для тех, кто никогда не слышал о профессии маркетолога, маленькая справка. Маркетолог – специалист, который определяет, какой товар (или услугу) выпускать, для кого и в каких объемах. Он вырабатывает стратегию продвижения на рынок, исходя из человеческих потребностей.

Для маркетолога пирамида Маслоу – не просто безжизненный треугольник, а настоящее руководство по завоеванию сердец потребителей.

Например, шоколад SNICKERS занял в умах покупателей нишу батончика, который быстро утоляет дикий голод. Это низшая физиологическая потребность, согласно пирамиде Маслоу. Когда человек голоден, а перекусить некогда, он может вспомнить рекламный слоган: «Не тормози, сникерсни!»

Пирамида потребностей Маслоу 3

«Собственно, любая еда удовлетворяет голод!» – думаешь ты. Так, да не так.

Взять хотя бы, как позиционирует себя майонез «Московский провансаль». На голубом экране появляется девушка. Она бережно смахивает пыль с книги рецептов. За кадром добрый голос диктора: «Иногда так хочется прикоснуться к воспоминаниям… Чтобы снова пережить те волнующие моменты».

Девушка мысленно уносится в детство, когда мама заправляла этим майонезом салат оливье. А в школе на уроке труда мальчик, как оказалось, ее будущий муж, вручал ей грамоту за лучший рецепт. «Благодаря ему [майонезу] я познакомилась с вашим папой», – говорит в заключительных кадрах главная героиня. И чувство умиления одолевает телезрителей.

Здесь маркетологи коснулись третьей по иерархии потребности – желании любить и быть любимым, сохранять добрые традиции и жить в семье.

Собственно, это все очень интересно. Но как, любопытствую, эти факты помогут успокоить нервы? Вопрос по существу! Каждый раз, как кто-то будет выводить тебя из равновесия, не просто оправдывай его, но старайся понять зачем он это делает.

Что им движет? Какие человеческие потребности?

Пару дней тренировки и ты будешь щелкать людей, как орешки. Типичный пример. Утро. Давка в транспорте. Залетает тучная женщина и, раздвигая людей локтями, встает возле тебя. Ей явно неудобно, как, впрочем, и всем вокруг. Но почему-то она единственная высказывает недовольство вслух. Поворачивается к тебе и рявкает: «Не ложитесь на меня, девушка! Держитесь за поручень! Я Вам не стенка!»

«Не стенка? – думаешь ты. – А очень похожа». С дамой бок о бок тебе ехать еще полчаса. И мысль об этом съедает тебя изнутри. Твой организм просто отвергает ее тело рядом с твоим.

Стоп! Зачем она это сделала? Какую потребность удовлетворяла? Скорее всего, как ни смешно звучит, высшую потребность в самореализации.

Видимо, в ее жизни очень многое не удается. Она хочет защитить свое «я», перестать чувствовать себя неудачницей. В это мгновение, когда она властно в приказном тоне обращается к незнакомке, она чувствует себя важной и сильной. Другого способа проявить собственную личность она не видит.

Скорее всего, это и следствие того, что не удовлетворены и более низшие потребности – в безопасности, любви и уважении, разнообразии жизни. Поэтому она так остро и среагировала в копеечной ситуации.

Просто внутренне допусти: «Она самореализуется. Пусть, она будет себя лучше чувствовать». Вообще любая грубость в большинстве своем – это потребность в самореализации и уважении. Тот, кто не получает ее в жизни, берет ее напором с ущербом для чувств остальных.

Другой пример. Твой мужчина обиделся, когда услышал, что на выходных ты уйдешь к подруге. На праздник. Без него. Зачем обиделся и нервы трепет, спрашивается?

Чтобы удовлетворить свою потребность в любви! Чтобы ты поняла, что нельзя без него к подруге. Он хочет, быть принятым, чтобы пригласили его с собой, показали, что он не безразличен. Ты не обязана идти вместе с ним, но понять ты его можешь легко. А, значит, не обижаться в ответ, а найти нужные теплые слова.

Достает босс? У него потребность в уважении, самореализации и, возможно, даже безопасности. Его ж уволить могут, если не справится. А там жена, дети, ипотека – все кушать просят.

Подруга отменяет встречу из-за свидания? Сильнейшая потребность в любви. Ох уж, эти девушки…

Новый знакомый настойчиво приглашает в гости? Нижайшая физиологическая потребность – половое влечение. Не виноватый он, она [потребность] сама пришла.

Не можешь вести машину спокойно, когда муж рядом? Он командует и направляет? Либо все дело в безопасности (ну боится он за свою жизнь, когда ты у руля), либо в уважении (жаждет признания своей компетентности). А кто ж ее признает, если не собственная жена? Другие мужчины норовят собственное эго вперед выставить. Так что вдохни поглубже и наполни сердце любовью.

Ребенок повзрослел и стремится уехать из родного города? Потребность в познаниях: знать, уметь, исследовать.

Дочь купила дорогущее платье? Хочет любви, и эстетическая потребность – не без нее.

Это сродни игре. Ты угадываешь, кто есть кто, и какие мотивы ими руководят. А в целом, чтобы облегчить себе жизнь, довольно одной фразы: «Так этому человеку лучше и привычнее!»

Если же тебя печалит ситуация в целом, а не конкретный человек, то говори себе: «Это мой опыт. Кем бы я была сегодня, если бы не те поучительные истории из прошлого. Была бы ребенком наивным и неприспособленным». Так мы оправдываем саму жизнь.

Никто не любит учить уроки. Но результаты превосходят самые смелые ожидания. С каждым препятствием мы становимся такими, как нас и задумала жизнь: добрыми, оптимистичными и счастливыми.

Мы начинаем понимать, то, что мы так долго ищем снаружи, уже давно внутри нас. Это теплое, пушистое ощущение радости. Вне зависимости от людей рядом или погоды за окном.

И всякий раз, как мы полагаемся на внешние обстоятельства, нас бьют по рукам или по голове, напоминая: ты – и есть сама Радость, Покой и Любовь.

Из книги Истинный профессионализм автора Майстер Дэвид

Из книги Брендинг в розничной торговле. Алгоритм построения «с нуля» автора Бадьин Андрей Валерьевич

1.5.1. Базовые мотивы потребителя Все поступки человека определяются соответствующими мотивами. Он ничего не делает без влияния той внутренней побуждающей силы, которая толкает его к поступкам. Разумеется, процесс потребления различных продуктов также попадает под

Из книги Как управлять собой и своей жизнью. 50 простых правил автора Ткачев Павел

Глава 4 Осознайте возможности для своих поступков До этого момента мы рассматривали события со стороны, но когда встает вопрос: «Что мне делать?», становится очевидным, что событие уже начало входить в вашу жизнь. При этом ответ на вопрос: «Что мне делать?» является

Из книги Дейл Карнеги. Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы автора Нарбут Алекс

Из книги 50 упражнений для успешного начала года автора Девьен Эмили

Из книги Жесткие переговоры. Победа любой ценой автора Мельник Людмила Степановна

2. Эмоции – причины и следствия наших поступков Эмоции – это реакция мозга на предметы, явления действительности, других людей и самого себя относительно удовлетворения или неудовлетворения потребностей, целей и намерений.Эмоции не могут быть объективными,

Из книги Как поверить в себя автора Дайер Уэйн

Из книги Различия сексуальныx мотивов мужчин и женщин автора Земша Владимир Валерьевич

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Из книги автора

Первичные мотивы Первичные мотивы поиска «Объекта» у мужчин и женщин разные.Биологически обусловлено для женской особи искать «лучшего» мужчину (лучшего самца). Это необходимо для производства здорового, наиболее конкурентоспособного для эволюции потомства. Таким

Из книги автора

Вторичные мотивы Конечно, вторым мотивом у некоторых женщин может являться «разнообразие». Но, как правило, скрытым, но основным мотивом остаётся неудовлетворённое желание всё же найти своего «лучшего партнёра», найдя которого женщина может остановиться в своём поиске

Мотивация поведения________________________2

Формирование личности______________________7

Мотивация и личность_______________________12

Заключение

Список литературы

Мотивация поведения

На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например требование окружающих.Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определённому поведению. В психологии это называется мотивами, а их система - мотивацией. Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности , потребности, мотивы,цели, намерения, стремления и др.),и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это- поиск ответов на вопросы типа "почему?","зачем?","для какой цели?","ради чего?","какой смысл?".Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Один из универсальных типов мотивации направлен на достижение успеха : деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:

· Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на * отлично*.

· Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить*золото*.

· Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный.

Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется механизм,который будет работать в нашу пользу. Мы самопрограммируемся и получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотиться в жизнь.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называю т особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотив-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму(личности),активизируя и стимулируя его. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть ещё материальные, духовные и социальные(представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Основные характеристики человеческих потребностей -сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе,своей ценности,силы,способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.Эти чувства,в свою очередь,дают начало подавленности (фрустрации) или иным компенсаторным,или невротическим склонностям. Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией. Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта-это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- диспозиции (мотивы),потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость -подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции(мотивы, цели)сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Формирование личности

Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В структуру личности включаем способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация-это соответственно, переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!