Мотивы поведения. Мотивы, намерения, поступки - анализ и оценка

Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка).

Поступок начинается с мотива , внутренне осознанного побуждения к действию . На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.

Мотив плавно перетекает в намерение желание совершить действие для достижения некой нравственной цели . Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.

Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда».) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад», – гласит библейская мудрость.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель , но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.


Решение акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям , решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь».

Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия . Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов : намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.

Поскольку вся предварительная подготовка к поступку разворачивается в сознании личности, внешняя оценка ее деяний затруднена. Общественное мнение склонно оценивать последствия и может только предполагать мотивацию, которая за ними стоит. Самооценка поступка не менее важна для внутренней жизни, чем похвалы или порицания других, внутренний голос оценит не только действия, но и тебя самого. Конечная самооценка становится основанием для дальнейшей деятельности, ее опыт включается в мотивы следующего поступка.


1. Потребности

Потребности, это что?

Психолог: В жизни любого человека практически не бывает таких моментов, когда бы он не испытывал какой-нибудь потребности. То он хочет есть или пить, то желает приобрести какую-нибудь вещь (новую одежду, современный компьютер). Бывает, что человека угнетает страх перед ворами, и он, чтобы обеспечить свою безопасность, стремится обзавестись крепкой железной дверью. Большинство людей мечтает о дружбе и любви. Многие хотят добиться уважения в кругу своих знакомых или развить свои способности. Все это примеры многочисленных человеческих потребностей.
Потребность – это испытываемая человеком нужда или недостаток в чём-либо необходимом.

Бывает так, что человек не испытывает никаких потребностей?

Психолог: Потребности никогда не исчезают. Стоит исполнить одни желания, как немедленно возникают другие. Стремление удовлетворить свои потребности заставляет человека действовать, побуждает его к тем или иным поступкам.

А если испытываешь сразу несколько потребностей?

Психолог: Хотя в любой момент своей жизни человек испытывает не одну, а несколько потребностей, не все они равноценны. Какая-то потребность кажется более необходимой, более «насущной», удовлетворение другой потребности можно немного отложить, а третья вообще «может подождать» своего удовлетворения до лучших времён.

И какие потребности важнее?

Психолог: Уже давно отмечено, что на первом месте в «очереди» обычно стоят, так называемые, физиологические потребности. Каждый человек должен дышать, есть, пить, спать, согревать и укрывать от непогоды своё тело, где-то жить. Поэтому потребности в пище, воде, воздухе, сне, одежде, жилище являются самыми насущными из всех нужд. Ведь для человека, испытывающего чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи.

Что происходит с желаниями человека, когда физиологические потребности удовлетворены?

Психолог: Их место тотчас занимают другие, менее насущные. Считается, что это потребности в безопасности и защите. Подобно тому как сытый человек не испытывает голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает беспокойства.

А потом?

Психолог: Когда человек сыт, здоров, обеспечен одеждой, имеет кров над головой и чувствует себя в безопасности, приходит время других, более возвышенных духовных потребностей, составляющих основу его внутренней жизни. Это потребности в общении с людьми, в дружбе, любви, потребность в уважении других людей и самоуважении.
Самую высокую группу потребностей составляют те, которые направлены на развитие своих способностей и талантов.

2. Интересы
Что такое интерес?

Психолог: Довольно часто какая-то из потребностей человека перерастает в устойчивое стремление, которое волнует и увлекает его. Тогда речь идёт уже не просто о потребности, а об интересе. Это слово переводится с латинского как «важность», что совсем не случайно! Ведь фраза «Мне это интересно» почти всегда равнозначна фразе «Мне это важно».
Интересы у разных людей не совпадают. Кого-то увлекает наука, кого-то спорт, кого-то музыка или литература. Но можно сказать, что в самом общем смысле любой интерес – это желание узнать что-то новое в определённой области.

Откуда появляются интересы?

Психолог: Не всегда это можно понять. Порой интерес пробуждается неожиданно, словно сам по себе. Человек не знает, почему его заинтересовало именно это занятие, именно этот предмет. Бывает, что свою роль играет элемент новизны, но случается и так, что человек долгое время занимается чем-нибудь без интереса, по необходимости, а потом начинает испытывать к этому малопривлекательному делу интерес. Однако, как правило, интересы пробуждаются благодаря влиянию других людей. Тут может сыграть свою роль пример друзей, учителей или родителей.

Интересы одного человека как-то различаются?

Психолог: Несомненно. Если интерес проявился однажды, ещё не значит, что он будет длительным и стойким. Человек может увлекаться сегодня одним, а завтра – другим. Важное значение имеют устойчивые интересы, которые не угасают на протяжении многих лет, влияют на образ жизни человека, на его отношения с другими людьми. Подобные интересы, наряду с характером человека и его способностями, определяют его индивидуальность.
Надо так же различать глубокие и поверхностные интересы. Глубокий интерес – всегда интерес сознательный и продуманный.
Интересы могут быть широкими и узкими. Кто-то, к примеру, увлекается музыкой вообще, а кто-то является «фанатом» только одной определённой группы, а до другой музыки ему вообще нет никакого дела.

Интересы могут быть «хорошими» и «плохими»?

Психолог: Для многих людей их интересы становятся смыслом жизни. Длительные, широкие, глубокие интересы формируют характер человека, делают его ярче, способствуют развитию его способностей. Но порой какой-нибудь интерес (например, безудержное пристрастие к компьютерным играм) берёт над человеком такую власть, что его жизнь становится тусклой, однообразной, отнимает все его силы и не дает развиться индивидуальности.

Испытывать интерес это важно?

Психолог: Любое дело спорится в руках, если оно делается с интересом. Это всем известно. Учёба не является здесь исключением. Вероятно, вы согласитесь с тем, что учебный предмет, к которому вы проявляете больший интерес, вам даётся гораздо легче, чем тот, к которому интереса нет. Учёба без интереса превращается в принудительный труд, в надсадную повинность.

3. Выбор. Поступок и поведение

Когда у человека много потребностей и интересов, приходится выбирать.

Психолог: Без этого не обойтись. Каждый день человеку постоянно приходится делать тот или иной выбор. Пойти в школу пешком или поехать на трамвае? Купить в буфете салат или сладкий пирожок? После школы лучше сесть за уроки или за игровую приставку? И т.д. и т.п.

Кому-то выбор даётся легко, а кому-то с трудом!

Психолог: Верно подмечено. Некоторые люди испытывают трудности, принимая даже очень простые решения, например при покупке подарка. Они сомневаются, бесконечно взвешивают разнообразные варианты. Их постоянно тяготит груз прошлых неудач, о которых они никак не могут забыть. Если такие люди заняты каким-нибудь делом, их не перестают отвлекать мысли, вроде: «Кому всё это нужно?», «Зачем я это делаю?», «Имеет ли это смысл?». В результате они не могут сконцентрироваться на работе, окунуться в неё с головой, увлечься.
Другие люди, напротив, принимают решения быстро, не задумываясь. Взявшись за что-то, они не тратят времени на размышления о смысле, необходимости и ценности занятия.

И что лучше?

Психолог: Наверно, не следует слепо подражать ни тем, ни другим. Прежде чем заняться чем-нибудь, надо хорошо подумать, проанализировать прошлые ошибки, взвесить все «за» и «против», понять смысл предстоящей работы. Но когда решение принято, нужно уметь отвлечься от сомнений и перейти непосредственно к делу.

Сделав выбор, человек начинает действовать?

Психолог: Да. А выполняя какое-нибудь сознательное действие, мы совершаем поступок.
Поступок всегда связан с выбором и всегда имеет какие-то последствия. Если вы делаете осознанный выбор, то тем самым вы совершаете поступок и принимаете на себя ответственность за него.

Психолог: Один поступок обычно влечёт за собой другой. Эта связанная между собой последовательность действий и поступков называется поведением.

Каждый ведёт себя по-своему?

Психолог: Конечно. В поведении проявляются индивидуальность человека - особенности его характера, темперамента, его потребности и вкусы.

4. Мотивы

Почему человек ведёт себя так, а не иначе?

Психолог: Каждый, кто хочет понять поступки другого человека или свое собственное поведение, начинает с поиска их причин. Эти причины называются мотивами.
Мотив (слово происходит от латинского «мовео» - «двигаю», «толкаю») - это осознание человеком какой-то своей потребности.

Значит, причиной поступков являются мотивы, а мотивы создаются потребностями?

Психолог: Обычно так и происходит. Если у человека есть потребности, значит, он испытывает нужду в чем-то или в ком-то - во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем, как уже говорилось, потребности человека являются исходными побуждениями к каким-то поступкам. Например, желая перекусить, мы отправляемся на кухню, достаем из холодильника продукты, ставим на плиту чайник, что-то разогреваем, что-то режем и т.п. Мотивом всех этих действий является чувство голода. Если у нас возникает потребность пообщаться с товарищем, мы звоним ему по телефону, договариваемся о встрече и т.п.

А бывает так, что человек действует без всяких мотивов?

Психолог: Все наши поступки, мысли, эмоции, чувства имеют свои мотивы. Правда порой мы не замечаем этого, потому что не имеем привычки обдумывать каждое своё действие или чувство. Но если ваше поведение вызывает нарекания окружающих, и не устраивает нас самих, очень полезно по нескольку раз в день задаваться вопросом: «Что двигало мной, когда я совершал тот или иной поступок? Что было его мотивом?» Попробуйте избегать ответа «не знаю». Тогда вы обязательно заметите, что мотивы ваших действий очень многообразны. Какие-то из них существенные и глубокие: сразу и не понять, что за этим стоит, другие – простые и поверхностные. Кроме того, вы увидите, что одно и то же действие может объясняться разными причинами. Бывает, что окружающие не замечают скрытых мотивов ваших поступков и объясняют их совсем не так, как объясняете вы.

В психологии, педагогике, криминологии в структуре поступка выделяют следующие элементы: причину, цель, условия, побуждения, борьбу мотивов, принятие решения, действия, последствия и другие. В этическом анализе, думается, необходимо и достаточно принять во внимание лишь три структурных элемента и их взаимосвязь: мотив, результат, а также условия, при которых мотив переходит в результат. Мотив всегда субъективен, результат - объективен, условия же могут быть и субъективными, и объективными. В целом поступок есть единство объективного и субъективного в поведении. Ближайшие результаты поступка большей частью наблюдаемы, лежат на поверхности.
Сложнее с выявлением истинного мотива. Психологически он может представляться в виде комплекса побуждений, сложно переплетенных между собою. Часто сам деятель затрудняется определить мотив своего поступка: "Сам не знаю, почему это сделал". Возникает необходимость отыскания первичного или доминирующего мотива. Часто мотив поступка смешивают с близкими, но иными понятиями: причиной, побуждением, стимулом, намерением (умыслом). Побуждение - любая причина (внутренняя, внешняя) поступка. Оно всегда предшествует по времени действию и его результату. Внешнее побуждение (принуждение, уговоры, ссылка на авторитет, обещание награды и т.п.) обычно называют стимулом. Поэтому выражение "материальные стимулы" корректно, но "моральные стимулы" некорректно, так как моральные побуждения - всегда внутренние.
Намерения (умыслы) - хотя и внутренний элемент сознания, но не мотив поступка. Намерение - образ того действия, которое собираются совершить. Намерение нередко не совпадает с мотивом. Так, кто-то намерен взять слово на собрании, мотивы при этом могут быть разными: желание доказать истину, свести счеты с противником, а может быть - просто покрасоваться перед публикой, прослыть златоустом, записным оратором. Намерение предшествует поступку, мотив же может выдвигаться и после, скажем для оправдания уже совершенного поступка, его обоснования. Например, кто-то полез в драку по присущей ему агрессивности характера, на суде же "мотивирует" свое неприглядное поведение апелляцией к более высокому морально-правовому принципу "права на самооборону", на "защиту своей чести и достоинства".
Еще Гегель убедительно доказывал, что мотив всегда внутреннее, субъективное побуждение, и притом осознанное побуждение1. Этим мотив коренным образом отличается от всех других побуждений: внешних причин и обстоятельств, инстинктивных психических реакций.
Процесс осознания и выбора мотива, а также его обоснования для себя или перед другими принято называть мотивацией. Анализ мотивации может привести к осознанию главного, доминирующего побуждения - исходного или первичного. Многие психологи и этики считают (очевидно, правильно), что в основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы.
В структуре поступка важное значение имеют условия его совершения, как внешние объективные ("социальный фон", на котором совершается поступок), так и внутренние субъективные (черты характера, состояние психики, тип мировоззрения и т.п.). В зависимости от конкретных обстоятельств могут существенно меняться характер ожидания от человека той или иной "линии поведения", а также мера ответственности за нее.

Цель: помощь в осознании мотивов своих поступков, осознании собственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров между членами группы.

1. Ритуал приветствия

2. Светский прием

– На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы проведем в виде светского приема. Свободно передвигаясь по комнате, вы должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е. подчеркивать то, что цените больше всего именно в этом человеке.

Поблагодарите каждого за то, что он был на занятиях группы, помогал вам лучше понять себя, за то, что он думал о вас, выполняя домашнее задание, и т. д.

Найдите для каждого несколько теплых слов.

Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы.

3. Осознание мотива

– Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае.

Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или по-другому, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе – все тот же страх.

Вспомните два случая – один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете.

Дети, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем психолог просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованных стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».

Обсуждение.

Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т. д.

4. Особые дары

Психолог предлагает детям вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и др.) такого, что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. При этом может получиться примерно такая таблица:


Когда дети заполнили листок, психолог просит рассказать их о каком-нибудь из перечисленных ими даров – любом, на выбор. Затем он просит детей рассказать, нет ли по отношению к кому-то из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности.

5. Мотив своего собственного поведения

– Правила поведения нужно знать, но воспитанным, культурным человеком ты станешь тогда, когда будешь поступать правильно не только потому, что знаешь, как надо поступить, а потому, что не сможешь поступить иначе. Разобраться в самом себе и в мотивах своего собственного поведения бывает очень непросто. Например, ты уступил место в автобусе пожилому человеку. Почему?

Возможны различные варианты ответа:

а) ты знаешь, что существует общепринятое правило – уступать место пожилому человеку;

б) видишь, что он устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему приятное;

в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек или маленький ребенок.

Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае все равно, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характеризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий – что ты культурный, нравственно воспитанный человек.

Таким образом, воспитанность – это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» – внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.

А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки… Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках… Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: “Меня не понимают!”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия – добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия постольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.

Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправдать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем обстоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-разному. Все зависит от их нравственной позиции.

Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время Второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например… мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для нашего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят по меньшей мере жалкими, а чаще – преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для потомков веру в человека.

6. Благодарность без слов

Дети разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том:

Что чувствовали, выполняя это упражнение;

Искренно или наиграно выглядело изображение благодарности партнером;

Понятно ли было, какое чувство изображает партнер.

7. Мотив

Психолог предлагает вспомнить два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом – тот же мотив осознавался. На этот раз названы:

Мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);

Мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).

В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испытывали, когда нужно было об этом рассказать.

8. Волшебный магазин

Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в волшебном магазине, где он – продавец и где в обмен на те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых, как считают участники, у них в избытке, или те, от которых они хотели бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.

В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.

С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок. Если разбираться подробнее, появляется очень много вопросов относительно того, что же это на самом деле.

На что ориентироваться

Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.

В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.

Загляните внутрь себя

Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.

Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.

Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!