Можно ли преодолеть конфликт поколений. Конфликты поколений в семье

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Понятия «возраст» и «поколение»

2. Исторический аспект развития межпоколенных конфликтов

3. Причины возникновения межпоколенных конфликтов

4. Конфликт поколений в семейной сфере

5. Последствия конфликтов между поколениями

Заключение

Список литературы

В ведение

В ХХ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном российском обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идет об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.

В таких условиях пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны младших членов общества. Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.

Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения.

В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «отцов и детей» (межпоколенных конфликтов).

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

Определить значение понятий «возраст» и «поколение»;

Рассмотреть исторический аспект развития межпоколенных конфликтов;

Выявить причины возникновения конфликтов;

Изучить конфликты поколений в семейной сфере;

Описать последствия межпоколенных конфликтов.

1. Понятия «возраст» и поколение

Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени.

Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

Индивидуальное развитие.

Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.

Возрастной символизм.

Временные аспекты индивидуального человека реализуются в его временных характеристиках. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в терминах возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений.

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. Поколение - понятие обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.

Во-первых, поколение - это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка; это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками».

Во-вторых, понятием поколение обозначают однородную по возрасту группу людей - когорту. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это, например, юноши, прошедшие инициацию, или более широкое понятие - молодежь, пенсионеры.

В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный промежуток времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства до старости.

В-четвертых, понятие «поколение» употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана какими-либо важными историческими событиями, пронизана «духом времени», единством идейных нравственных позиций (например, «комсомольцы 20-х годов», «поколение Великой Отечественной войны»).

А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами». Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

Степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);

Сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время;

Современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста;

Отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность- это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости - когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться).

Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности (удельная доля старости составляет ј часть жизни). В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители.

Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования. Биологическим и социальным аспектом, «социальной старостью». Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Как таковая она представлена соответствующей возрастной социально демографической группой («поколением») стариков. В понимании сущностной природы и, соответственно поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два отличных подхода, функциональный и хронологический.

Функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

Хронологический подход, складывается в условиях индустриально-развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института: пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введение строго формализованного возрастного порога старости. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») - характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Реальная старость характеризуется наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего «порог старости» человека. Причем характер этих сдвигов зависит от того, какой образ жизни имел место в предшествующие годы.

2. Исторический аспект развития межпоколенных конфликтов

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако - это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытной орде. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, существовавшими за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате. Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду.

В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы - воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. В соответствии с этим он делил две первые эпохи, то есть эпоху дикости и эпоху варварства, на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший уровень. Уничтожение стариков прекращается на среднем уровне эпохи дикости.

Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения.

Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости - в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.

В Древнем Риме воспитанием детей в основном занималась семья. Пока ребенок был маленьким, его воспитывала мать, затем отец, позже, когда подросток начинал участвовать в общественной жизни, им обычно руководил личный друг или патрон семьи. В эпоху возрождения функции семьи ограничивались воспроизводством нового поколения, передачей нажитого имущества и фамильного имени. Общество, в Средневековье, будущее не связывало с детьми. В эпоху Просвещения семье вновь вменяется в обязанности заботиться и воспитывать своих детей.

Технический прогресс XVIII в. обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Долго сохранявшийся престиж старости начал рушиться с развитием индустрии. В XIX веке в результате двух революций - промышленной и демографической - ряды людей преклонного возраста стали увеличиваться, но одновременно позиции их начали слабеть. Погоня за максимальной прибылью становиться целью всех начинаний и решений деловых людей и промышленников. Их идеология приговаривает еще нестарых людей к потере работы и нужде. Промышленная революция отдала бразды правления молодым, то есть возникает роль молодежи в обществе. Научно-технический прогресс, создав новые, почти безграничные источники материального богатства и комфорта, лишил большую массу людей нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущем, уважения к труду, традиционным нормам общественной морали. Научно-технический прогресс «подогревает собственнические инстинкты», но он к тому же подрывает авторитет старшинства. Новые техника и технологии, информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков. По словам С.Н. Паркинсона, технический прогресс не учитывает старшинства. Если раньше знаний и навыков полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, а социальный статус и специальность чаще всего передавалось по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется.

Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. Старики остались на обочине общественной жизни в силу возрастного консерватизма, не в силах адаптироваться к быстро меняющимся реалиям. Неодинаковое положение различных возрастных когорт в общественной жизни, в свою очередь чревато возникновением между ними социального конфликта. В периоды революционных перемен в общественной жизни эти противоречия значительно обостряются. Пожилые люди утратили былую экономическую власть, а всеобщее избирательное право лишило их политического главенства.

В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

В разные исторические периоды существовали различные модели отношения к старым людям. Уважение к седой старине - характерная черта русской национальной традиции. В.В. Колесов отмечает, что: «Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту. Согласно летописи, в Древней Руси старцы говорили от лица племени, в городе также обычно выступали вперед «старцы градстии». Возрастная и социальные характеристики лица в смысловом отношении при этом полностью совпадали». Передаваемый из поколения в поколение социальный опыт, постоянно обогащавшийся и развивающийся, имел огромное значение. Приверженность традициям отражалось на повседневной жизни молодого поколения, включая и способы ведения хозяйства, и формы поселений, и навыки мысли, и способы специального обучения и наставления. Жизнь сыновей мало, чем отличалась от жизни отцов и даже дедов. Темп социальных изменений был незначительный.

Традиции - это господствовавшие представления, связанные с культом предков. В соответствии с ними старшие обладали мистической властью, используя которую они могли определить судьбу младших родственников. Существовали запреты, которые четко разграничивали поведение старших и младших. Например, табу (запреты) часто принимали форму избегания. Они ограничивали обрядовые контакты между старшими и младшими и жестко регламентировали поведение одних относительно других. Например, племяннику могло быть запрещено даже прикасаться к дяде (брату матери). Регламентация касалась и вербального поведения. В частности, младший не имел права заговаривать первым. Ему также нередко запрещалось жевать, курить, плевать, а в разговоре со старшими он обязан был использовать только наиболее вежливые обращения и выражения.

Укоренившееся уважение к старым людям связано и с особенностями эволюции семьи у славян. В Древней Руси, а позже в России очень долго сохранялись многопоколенные семьи. Это способствовало сохранению иерархических отношений, при которых старшие оказывались доминирующей фигурой над домочадцами. Отец семейства был главой семьи, и сохранял обычаи и традиции своих предков, что приносило ему уважение и создавало, установку на повиновение ему. Младшие члены семьи проявляли чуткость и отзывчивость к старикам, это обуславливалось особенностями реализуемой ими социализирующей роли. Обычно старики, больше чем кто-либо из окружения родственников, удовлетворяли духовные потребности детей: рассказывали им сказки, притчи, мифологические предания. Они заботились о детях, выполняя каждодневную работу по дому, поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь окружающих взрослых, практически не прибегая к наказаниям.

Есть интересные сведения о доминировании молодежи в русской традиционной культуре, в частности при решении важных «мирских» дел. Например, в середине ХIХ в. молодые крестьяне более решительно боролись за общекрестьянские интересы. Вес, который имела молодежь в традиционной общине, объясняется, по-видимому, военизированным характером русского государства, в котором верховная власть всегда опиралась, прежде всего, на армию, состоявшую из молодежи. Если сказать иначе, то власть издавна старалась вырвать молодежь из-под влияния традиционного сектора, привлечь на свою сторону и с помощью этой военной молодежи воздействовать на народные массы. Исторические данные свидетельствуют о том, что молодежь, призванная на военную службу, игнорировала традиционные нормы поведения, предписывающие подчинение старшим.

История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает желание оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством. И в большинстве случаев желает жить раздельно со своими родственниками.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций, историческими прецедентами. Существование различных моделей отношения к старым людям в разные исторические периоды, у разных народов не исключает восприятие старика как иного, другого со всей амбивалентностью, которую содержит это понятие: он одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

3. Причины возникновения межпоколенных конфликтов

Конфликт поколений - это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей.

В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следствен-ных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

В общем смысле причина конфликта -- это то явление, которое предопределяет его появление. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей», от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).

Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности:

1. Научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства, но не будем останавливаться на этой, хотя и очень важной, причине возникновения конфликта «отцов» и «детей», так ранее она (причина) была рассмотрена нами.

2. Пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. К сожалению, представители более молодых поколений не всегда стремятся прислушиваться к «рецептам» стареющей цивилизации и учитывать ее опыт, порой они абсолютно отвергают уже существующий жизненный опыт и не хотят учиться на прошлых ошибках. Другими словами, молодежь стремится показать свою самостоятельность и способность «творить» свою собственную историю без оглядки па прошлое.

3. Тип воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры «баловня», «наследника», которого кроме самого себя и удовлетворения своих собственных желаний и потребностей не интересует ничего. Свой умственный и нравственный уровень он считает более чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, а о том, чтобы заботиться, о ком-то, тем более представители старшего поколения не может идти и речи.

4. Отсюда вытекает еще одна причина межпоколенных трений - изменение отношений к старшим (старикам) и непочтение к возрасту. Однако нужно отметить, что эта причина возникла не так давно и является, пожалуй, наиболее характерной для современного общества, в котором абсолютно, как нам кажется, утрачено чувство сплоченности и коллективизма, а на первый план выходит личная выгода.

О причинах возникновения межпоколенных конфликтов, можно говорить бесконечно, так как их огромное множество. Так, помимо тех причин, о которых мы говорили выше можно выделить еще целый ряд, например, различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений, причем эта причина находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности людей (семья, работа, обучение и т.д.); социально-экономические изменения в стране, которые, как мы прекрасно знаем, оказывают не последнее и весьма значительное влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин (проблем).

4. Конфликт поколений в семейной сфере

Межпоколенные конфликты, подобно социальным конфликтам, представляют собой процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт), причем конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей.

Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку в отличие от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматривается как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотношений и межличностных коммуникаций имели работы И.С. Кона, А.Г. Харчева.

Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с наследованием традиционных культурных норм.

Э. Берн, Р. Ричардсон, Т. Харис рассматривали возрастные периоды, наиболее благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также становление и развитие эмоциональной связи родителей и детей. Именно семья выступает мощным институтом социального проектирования, закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового поколения.

Родительские аттитюды представляют собой многомерный феномен, отражающий, с одной стороны, индивидуальные представления каждого человека, базирующиеся на его личном опыте, формируемом социальной реальностью, с другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный путем наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей. Родительские аттитюды транслируются из поколения в поколение, детерминируются той социальной группой, в поле которой они формируются. Глубина опознавания родительских аттитюдов находиться в прямой зависимости с возможностью социального использования накопленного предыдущими поколениями опыта, осознания и анализа наследуемых родительских аттитюдов, обеспечивает гибкость и эффективность адаптации индивидов в социуме.

Семья обеспечивает решение проблем, связанных с индивидуальной безопасностью и эмоциональной поддержкой, защитой прав каждого в семье, обеспечивает физическую, психологическую, духовную основу жизнедеятельности всех ее членов, является межпоколенческой системой наследования социокультурных конструктов и родительских аттитюдов.

Семья всегда играла важную роль на всех стадиях жизни человека.

В семье он вырастал, в семье формировалась его личность, в семье он воспитывал своих детей, обогащал свой мир чувств, самые яркие из них связывались с семейными делами. Таким образом, семья представала натуральной средой обитания и для человека в пожилом возрасте, от семьи он надеялся получить материальную, физическую и духовную поддержку.

Как следствие преображения семьи под воздействием промышленного развития, урбанизации и растущей мобильности населения связи между поколениями внутри семьи, а также между братьями и сестрами становятся все более слабыми и неглубокими.

В этих условиях уменьшаются возможности, а временами и желание среднего поколения оказывать помощь старым родителям.

В пожилом возрасте круг социальных связей человека сужается до отношений с семьей, главным образом с супругой, детьми и внуками и, возможно, также с братьями и сестрами, и отношения эти оказывают огромное воздействие на качество жизни и ее оценку. Возможность принимать участие в жизни семьи, хотя бы регулярно встречаться с ней, оказывает взаимную помощь и разного рода услуги вызывают у старого отца или матери не только естественное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и чувство безопасности и признания своей роли в семье и обществе. Широко распространено мнение, что все это могла обеспечить традиционная большая семья, особенно крестьянская, и в значительной мере также ремесленная, объединяемая общим источником существования, каким является семейная мастерская. Сопутствующий промышленному развитию индивидуализм разорвал характерную для традиционной семьи общность производства и потребления. По мнению многих, именно это привело к отдалению между родителями и детьми, к потере пожилыми людьми поддержки молодых, на которую они всегда могли рассчитывать в случае нужды.

Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль. Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека, способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой социальной роли.

Можно также отметить, что наиболее сильным фактором, связывающим старшее и среднее поколения, являются внуки. Желание принести именно им максимальную пользу нередко заставляет пенсионеров идти на известный компромисс, жертвуя другими потребностями и беря на себя излишние обязанности по дому. Многие пенсионеры сталкиваются с непониманием со стороны среднего поколения, считающего, что семья должна составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и воспринимающего вклад последнего, как нечто само собой разумеющееся.

Семья - уникальная, ничем не заменимая система поддержки для пожилых и старых людей и основной элемент в системе взаимоотношений между поколениями, по крайней мере, так должно быть. Однако в настоящее время в семейно-бытовой сфере пожилой человек оказывается беспомощнее ребенка, так как он не может пользоваться компьютером, не может научиться водить автомобиль, не умеет пользоваться сложной бытовой техникой, не может помочь внуку сделать уроки. Его умение запрягать лошадь или штопать белье и одежду не понадобится внукам, которые лошадь видели только на картинке, а что касается белья, то цивилизованный мир переходит на одноразовое.

В семье, состоящей из нескольких поколений, пожилым людям (чаще бабушкам) уготована участь домашней прислуги, но даже здесь возникают конфликты, скажем между взрослой дочерью и ее матерью. Последняя не так стирает, не то покупает, не так готовит. Проблема ухода за детьми, воспитания внуков - также обширное поле конфликта трех поколений: попытки бабушки воспитывать внука добрым, милосердным, отзывчивым встречаются в штыки родителями, которые хотели бы видеть ребенка индивидуалистом, жестким, работающим локтями, конкурентоспособным в мире бизнеса.

Старшее поколение осуществляет важную социальную функцию связи поколений, являясь необходимым звеном цепи, уходящей в далекое прошлое. Но память о прошлом сегодня больше накоплена в книгах, кино-, фотодокументах, на компакт дисках, нежели в ненадежной памяти стариков. Даже в семейном кругу передача семейных традиций от старшего поколения к младшим, память о предках, как правило, не реализуется. Сегодня при опросах старшеклассников становится нормой, когда многие молодые люди не могут назвать места работы и должности отца или матери, не говоря уже о биографии родителей, тем более - бабушек и дедушек. Что касается более дальних предков, то они должны быть совершенно выдающимися людьми, чтобы правнуки могли что-то знать об их жизнедеятельности (и не просто из семейных преданий, а из книг и СМИ).

Причины наиболее частых конфликтов в семьях из трех поколений - распределение ролей, борьба за главенство. У старших опыт, молодым бы слушаться, а они почему-то не хотят.

Распад, дробление большой семьи - процесс объективный. На Западе он начался раньше, у нас позже. Нуклеарная семья, родители - дети, становится преобладающей. Это связано со многими сложными процессами - индустриализацией, урбанизацией, научно-технической революцией. Но нельзя тут, наверное, недооценивать и факторов субъективных, психологических. Легко ли жилось детям, где командовали старшие, порой довольно деспотично? Уход из под диктата можно считать явлением общественно-прогрессивным и необходимым. Молодых людей уводили из дому тяга к самоутверждению, поиск возможностей для этого. И сегодня, хотя от прежней родительской власти почти ничего не осталось, они жаждут автономии, особенно после вступления в брак. Мудрые родители понимают это желание и идут ему на встречу, если могут пойти. Но, увы, не каждые родители могут обеспечить молодоженов отдельным жильем, а совместное проживание бывает очень сложным, даже при обоюдном стремлении понять друг друга и чем-то поступиться. Родителям кажется, что они творят благое дело, учат уму-разуму, а молодые иногда из-за этого "блага" разводятся. Излишне опекая взрослых детей, освобождая от решения многих жизненных проблем, родители в то же время жалуются на их несамостоятельность. Особенно трудно складываются отношения в семьях, где у старших нет своих интересов, личных целей, и они полностью отождествляют свою жизненную перспективу с жизнью детей.

Зачастую конфликты возникают из-за того, что молодым легко все в доме менять, перестраивать, обновлять, спешить за модой, а пожилые люди больше ценят то, к чему привыкли. В этом скорее не старомодность вкусов, а особая мудрость. К сожаленью, дети, видя в своих родителях опору, не всегда вовремя замечают, что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они должны заботиться о своих родителях.

Таким образом, пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций и занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким образом, они служили молодежи положительными образцами для подражания. Такие отношения между поколениями были закономерны, так как они удовлетворяли основные потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобретаются через социальные институты и устаревают несколько раз в течение жизни одного поколения. Таким образом, старики превращаются в «носителей прошлого» - отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненужных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения, в силу этого, возникают разного рода разногласия (противоречия), которые перерастают конфликты.

5. Последствия конфликтов между поколениями

К основным негативным последствиям межпоколенного конфликта можно отнести следующие:

Усиление непонимания.

Стресс и ухудшение эмоционального состояния.

Нарастание социальной напряженности.

Усиление непонимания.

Одно из негативных последствий конфликта «отцов» и «детей», как правило, связано с нежеланием представителей разных поколений понять и принять мнения (позицию) оппонента. Это характерно в большей степени для представителей современной молодежи, которые стремятся во всем быть самостоятельными и не желают прислушиваться к мнению старшего поколения, в результате чего существующее непонимание между поколениями еще более усиливается и осложняет и так не простую ситуацию взаимоотношений «отцов» и «детей».

Стресс и ухудшение эмоционального состояния. Любое столкновение, спор, а тем более конфликт, так или иначе, влияет на эмоциональное состояние его участников, причем чаще всего это влияние отнюдь не позитивно. Изменение эмоционального состояния человека ведет не только к ухудшению его настроения, но и к возникновению стресса, который в свою очередь может перерасти в более глубокие формы, в результате чего могут произойти сбои в здоровье людей.

Нарастание социальной напряженности. В случаях, когда конфликт долго не может быть урегулирован или хотя бы сглажен, по причине нежелания противоборствующих сторон идти на уступки в отношении друг друга, происходит нарастание социальной напряженности, которая может вылиться в новый более серьезный и масштабный конфликт, нежели уже существующий. Хорошо, если нарастание напряженности происходит, открыто, тогда существует вероятность, пусть не большая, разрешить ее мирным путем, возможно даже так, что обе стороны останутся, довольны результатами. Если же нарастание напряжения происходит в скрытой форме, то есть представители разных поколений (оппоненты внутри одного поколения) держат свое недовольство внутри, то с таким конфликтом достаточно сложно справится, потому что он приобретает свойства «бомбы замедленного действия», которая в любой момент может взорваться и последствия «взрыва» будут негативны не только для участников данного столкновения, но и для общества в целом.

Кроме негативных последствий выделяют так же и некоторые позитивные последствия межпоколенных конфликтов, однако все они связаны с его удачным завершением.

Среди позитивных последствий конфликта «отцов» и «детей» можно выделить:

Изменения в ценностно-нормативной системе его участников.

Решение насущных проблем.

Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил.

Изменения в ценностно-нормативной системе участников конфликта.

В случае благоприятного завершения конфликта, если все его участникам удалось найти компромиссное решение, и они остались довольны результатами, то возможна переоценка своей ценностной системы каждым участником. Они, осмыслив все, что произошло, начинают адекватно смотреть на те идеи, которые выдвигала сторона-оппонент, находят плюсы в ее предложениях и минусы в своих убеждениях, в результате чего происходит переоценка своих нормативной и ценностных систем, в которые иногда вносятся какие-либо корректировки, а иногда они (системы) могут меняться координально.

Решение насущных проблем. Урегулирование конфликта ведет не только к изменению мнений и взглядов участников конфликта, на его причину или самих себя, но и позволяет решить целый ряд проблем. Во-первых, завершение конфликта уже само собой предполагает решение проблемы, которая лежала в основе этого столкновения. Во-вторых, в ходе конфликта оппоненты (представители разных поколений), сами того не замечая, помимо основной проблемы, явившейся причиной возникновения конфликта, решают целый ряд более мелких проблем.

Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил. Конфликт, который был улажен, всегда не только позволяет решить множество различных проблем и повлиять на взгляды его участников, но и сгладить социальную напряженность между ними, причем это возможно не только в случае полного урегулирования спора, но и тогда, когда уже намечены первые шаги к принятию обоюдно устаревающего решения.

Тем не менее, не стоит забывать о том, что конфликт никогда не будет разрешен, а, следовательно, даже снятие социального напряжения по одной проблеме не может предотвратить появления трений по другим, а, следовательно, и сам конфликт.

Подводя итог выше изложенному, нужно отметить, что конфликт поколений проявляется в разных аспектах жизни людей, то есть, определяет положение поколений в обществе, отражает различные жизненные условия различных поколений, показывает отношения между поколениями в процессе общения, повседневной жизни и прочие. В его основе лежит множество различных причин (в том числе на него оказывают влияния и процессы, происходящие в обществе), а, следовательно, и последствий, которые наиболее четко проявляются после его урегулирования.

З аключение

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение не определен. Он передает, прежде всего, сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл, которых высвечивается отношением к традиции.

В условиях резких социальных переломов, разумеется, четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений, и определенные механизмы передачи культуры во времени.

В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется «образ» каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.

Анализ ценностных аспектов взаимосвязей и взаимоотношений поколений тоже очень важен, так как изменилась система ценностей. Меняются и механизмы «социального наследования», и способы самоутверждения новых поколений. Сейчас молодежь обрела большую самостоятельность, в том числе и в выборе того, что она воспринимает из прошлого, и, вместе с тем, усилилось в детерминации ее поведения влияние материальных соображений и экономических факторов. Ломается прежний, преимущественный традиционалистский механизм социального наследования, а новый механизм, способный ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настроений, поступков, еще не сформировался.

Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идет процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идет в двух направлениях: с одной стороны экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодежь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, культурные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз.

Дистанцированность поколений повлияла на изменение отношения молодежи к пожилым людям. Так как молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых, оно склонно драматизировать их социальное положение. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистического характера. Пожилых людей воспринимают как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое.

В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем в западных странах, вступивших в эпоху модернизации, формируется отношение к пожилым людям, как ненужным обществу. Наш европейский менталитет смягчает это утилитарное отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков, эволюционирует в сторону культуры достоинства.

Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы.

В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.

С писок литературы

1. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. - В кн.: Преемственность поколений как социологическая проблема. М. 1973.

2. Вдовина М.В. Межпоколенный конфликт в современной российской семье // Социологические исследования 2005. №1.

3. Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.

4. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социологические исследования. 2001. №4.

5. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. №4.

6. Саралиева З.Н., Балабанова С.С. Пожилой человек в центральной России // Социологические исследования. 1999. № 12.

7. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.:, 1983.

Подобные документы

    Понятия "возраст" и "поколение". Причины возникновения и обострений противоречий между представителями разных поколений. Межпоколенные конфликты в современной российской семье. Методы их исследования. Негативные и позитивные последствия конфликтов.

    реферат , добавлен 14.01.2015

    Происхождение конфликтов. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Движущие силы и мотивация конфликта. Аналитическая схема исследования конфликтов. Конфликт потребностей. Конфликт интересов. Ценностный конфликт. Динамика социальных конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2002

    Конфликт как ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Причины развития конфликтов внутри семьи между родителями и детьми, методы их разрешения и избегания.

    эссе , добавлен 31.01.2014

    Природа конфликта. Происхождение конфликтов. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Движущие силы и мотивация конфликта. Аналитическая схема исследования конфликтов. Конфликт потребностей. Конфликт интересов. Ценностный конфликт.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2006

    Конфликт как сложный и многоплановый социальный феномен, его участники и их внутреннее взаимодействие. Особенности протекания, позитивные и негативные последствия конфликтов. Виды конфликтов по характеру влияния, причинам, содержанию и природе.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Теории конфликтов. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация. Причины социальных конфликтов: личностные и социальные. Личностные побудительные мотивы конфликта. Объект агрессии. Конфликт индивидов и небольших групп.

    реферат , добавлен 22.02.2007

    Основные аспекты социальных конфликтов. Классификация конфликтов. Характеристика конфликтов. Причины конфликтов. Последствия социального конфликта. Разрешение конфликта. Социальные конфликты в современном обществе.

    реферат , добавлен 30.09.2006

    Причины межнациональных конфликтов. Теория "межэтнического реконструирования жизненного мира". Специфическая особенность конфликтов между "мирами". Действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников, структурирование конкурирующих групп.

    реферат , добавлен 14.01.2014

    Характеристика понятия конфликта и определение его роли в современном обществе. Типология конфликтов и основные причины их возникновения в социальной работе. Поведенческие реакции личности на конфликт. Анализ конфликта между руководителем и сотрудниками.

    реферат , добавлен 06.12.2013

    Понятие социально-психологического конфликта, его природа, виды и причины. Исследование социально-психологических аспектов возникновения конфликтов в современных организациях на примере МТК "Тверское представительство". Пути разрешения данных конфликтов.

Конфликты поколений: определение, классификация, способы разрешения, положительные стороны.

Конфликт поколений – это появление разногласий между людьми разного возраста. Самыми яркими примерами могут послужить ситуации общения между детьми и родителями, бабушками, дедушками.

Однако главные роли здесь могут играть не только подростки и их взаимоотношения со старшим поколением, но и их родители в общении со своими отцами и матерями. Часто разногласия поколений так и называют – конфликты отцов и детей.

Причин, которые провоцируют такие конфликты, достаточно много. Но из всех можно выделить наиболее часто встречаемые. К ним относятся разные взгляды на следующие нюансы:

  • особенности мировоззрения (отношение к учебе, карьере, семье, положительных и отрицательных чертах людей, роль современности и пр.);
  • воспитание детей;
  • зона отдыха;
  • зона комфорта (одежда, техника, еда и пр.);
  • здоровье;
  • финансы и многое другое.

Конфликт поколений

Однозначно ответить на вопрос, как проявляются конфликты поколений, невозможно. Большую роль играет множество факторов: от степени важности сути обсуждаемого до особенностей нервной системы собеседников. Однако, наверное, самую большую роль играет то, где они происходят.

В семье

Такие конфликты происходят наиболее часто. Иногда даже каждый день. Но все они имеют разные масштабы:

  • Так, можно поставить в пример ситуацию, когда родители запрещают несовершеннолетней дочери гулять до ночи, она обижается, не понимает старшего поколения, так и тая на них обиду. Это относится к серьезным конфликтам, которые способны оставить большой отпечаток на семейных взаимоотношениях.
  • И вот, к примеру, такая ситуация: бабушка каждый раз «подбивает» внука на то, чтобы он больше ел, на что тот говорит, что итак наелся. Это тоже своего рода конфликт, но он не оставляет серьезных отпечатков на взаимоуважении, взаимопонимании, поддержке и пр.

Стоит также учитывать, что именно семейные разногласия поколений часто вызывают более острую реакцию, желание быть понятым. Поэтому они нередко считаются сравнительно опаснее для человека, чем те, что происходят в обществе между малознакомыми или даже незнакомыми людьми.

В обществе

К ним относят все те конфликты, которые произошли вне семьи: с соседями, в магазине, в поликлинике и т.д. Очень часто они происходят из-за каких-либо человеческих факторов: тот, кто спорит или затевает ссору не выспался/понервничал до этого/болен и т.д., поэтому он не в состоянии себя проконтролировать, чтобы не сорваться на постороннем человеке.

Однако некоторые личности специально провоцируют ссоры, из-за того, что хотят «оторваться» на незнакомом человеке, чтобы не сделать это при столкновении с близким или родным.

Опасность таких конфликтов заключается в том, что нередко собеседник впадает в ярость, когда посторонний человек, не зная всей жизненной ситуации оппонента, начинает ему говорить, что тот делает неправильно, неразумно и пр. Избежать всяческих разногласий вне дома удается при помощи равнодушия к происходящему за пределами «своей территории».

Способы разрешения

Для многих наверняка наиболее значимым вопросом считается не то, в чем заключается разногласие, а то, как его исчерпать. Здесь можно выделить три наиболее адекватных способа:

  1. Аргументирование своей позиции . Для доказательства правоты недостаточно просто стоять на своем. Можно попробовать убедить собеседника в том, что сказанное – это не просто мнение, а мнение, основанное на чем-то: на опыте, вычитки из достоверного источника, примере и пр. Но при этом важно выслушивать и собеседника, который придерживается другой точки зрения. В некоторых ситуациях верны оба мнения, поэтому при выяснении обстоятельств конфликт старшего и младшего поколений может быть быстро исчерпан.
  2. Компромисс . Особенно легко к нему приходят сдержанные люди, умеющие слушать и анализировать. Практика доказывает, что в ситуациях, где присутствуют два различных мнения, можно найти «золотую середину», суть и исход которой удовлетворит обе стороны. Компромисс иногда заключается и в том, что оппоненты следуют сначала одному мнению, затем – другому. Возможно, кто-то один из них наглядно убедиться в полезности/здравомыслии/целесообразности решения того, чья точка зрения сначала никак не принималась.
  3. Уступка . Если одна из сторон хочет прекратить конфликт, ей лучше просто отказаться от победы. Дело в том, что, вступая в прения, разные поколения могут долго спорить о том, кто прав, и каков исход будет. Это также может привести к самым различным последствиям, которые нередко негативно сказываются на взаимоотношении этих людей. Здесь есть три варианта решения ситуации:
  • каждый остается при своем мнении (то есть обе стороны прекращают доказывать свою правоту);
  • одна из сторон соглашается («Хорошо, может, ты и прав»);
  • конфликт не начинается изначально благодаря тому, что один из собеседников, имеющих противоположную точку зрения, попросту решает промолчать (этот способ особенно актуален при незначительных разногласиях).

Есть ли положительные стороны?

Казалось бы, какие могут быть положительные стороны в том, что происходят конфликты между двумя поколениями: родными, близкими или совершенно незнакомыми людьми?

Тем не менее плюсы в таких конфликтах есть:

  1. Общество шагает вперед большими шагами . Этого в большей степени получается добиться благодаря взглядам молодежи, которая стремится к развитию во всех сферах. Открывая все новые грани этого мира, удается достичь больших успехов во многих ситуациях, которые раннее казались проблемными или даже неразрешимыми. В большей степени это касается науки, технологий, медицины и пр. Однако стоит учитывать, что не всегда современное развитие положительно сказывается на обществе. Примером могут послужить некоторые модные тенденции, разлагающие моральные принципы, отношение к здоровью, ведомость от СМИ и многое другое.
  2. Обмен опытом . Каждая из конфликтующих сторон всегда аргументирует свою позицию определенными фактами: так будет лучше, полезнее, красивее, удобнее, дешевле и пр. Часто такие объяснения сначала кажутся недостаточными, неубедительными. Но потом, когда ошибка или победа в этом споре очевидна, старшее или младшее поколение перенимает этот опыт.

Видео: Конфликт поколений

Введение

В любом сообществе живых субъектов можно выделить три основных поколения: старшее, зрелое и молодое.

Конфликт между поколениями - нормальная постоянная составляющая взаимоотношений "старших" и "младших". Такие взаимоотношения обусловлены самим устройством биологической жизни. В природе на смену старого приходит новое, и этот процесс не останавливается в пространстве-времени. В человеческом сообществе естественную смену поколений следует рассматривать как постоянное воспроизводство культурных различий. При этом стороны конфликта разделяет способ, с помощью которого то или иное поколение проходит стадии взросления и обретает дееспособность. Современное в культуре может сохранять себя, лишь подвергаясь постоянному риску устаревания. Традиционное в культуре сохраняется благодаря непрерывному обновлению.

Конфликты поколений в семье

Всякий раз говоря о конфликте между поколениями, между "детьми" и "отцами", мы переходим к рассмотрению проблемы на микроуровне. То есть, в конечном счете, исследуем проблемы взаимоотношений в семье. Отношения в любой семье представляют собой актуальную модель конфликта поколений (хотя бы и скрытого). На примере семьи открываются типичные противоречия поколений, существующие в социуме. Взаимоотношения поколений в некотором множестве семей можно типизировать по определенным признакам, именно таким способом социология и конфликтология изучают возрастную и ценностную структуру всего социума. И так, обобщая результаты и делая выводы, мы можем исследовать конфликты каждого нового поколения с предыдущим на макроуровне.

В любом обществе на разных этапах его бытия - развития можно выделить группы, наиболее склонные к различным формам проявлениям конфликтности на разных уровнях. Также можно выделить и наиболее бесконфликтных представителей поколения, условно объединяя их по определенным ценностным, культурным и психологическим признакам. Каждое новое поколение характеризуется особым мировоззрением, духовным обликом, интересами, отношением к статусному положению в обществе.

Взаимоотношения в обществе в ХХ в. (особенно во второй половине) характеризовалось заметной конфликтностью молодых. То есть, доминирующую роль в инициации и развитии перемен в социуме играла молодежная культура (так, впрочем, было и ранее). Основное отличие этого процесса в ХХ в. и в настоящее время состоит в том, что культура "молодых" определяют вовсе не мейнстрим поколения, а различные андеграундные формы, то есть молодежные субкультуры. Вообще, конфликты поколений и молодежные субкультуры - объект постоянного изучения для современной культурологии, конфликтологии, социологии и социальной психологии.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

  • - преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
  • - приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
  • - передача собственности по наследованию;
  • - степень зависимости и ответственности между поколениями;
  • - государственная политика по отношению к разным поколениям;
  • - соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

  • - понижение социального статуса пожилых людей;
  • - изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;
  • - обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
  • - распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60 - средний возраст; 60-75 -пожилой возраст; 75-90 - старческий возраст; свыше 90 - долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что "все великие эпохи прогресса человечества совпадают - более или менее непосредственно - с эпохами расширения источников существования". Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

  • - в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
  • - представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие "отцов и детей". Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Книга «Отцы и дети» была написана в шестидесятые годы девятнадцатого века. Это рассказ о несчастной любви, новых убеждениях и вечной проблеме взаимопонимания разных поколений. Именно последняя тема представлена ​​в романе с различных точек зрения.

Основа разногласий в романе

Тема взаимопонимания родителей и детей - вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» - это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи. Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.

В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть - сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека. Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна. Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.

Столкновение взглядов

Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох. Это встреча убеждений революционера-демократа в и либерала-дворянина Николая Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде. Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их разнообразны.

Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» - это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и - это разговоры людей тех переломных для общества лет.

Расхождения в семье Кирсановых

Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий - лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.

Его отец - заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.

Родство, что сильнее убеждения

Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.

Характеристика романа «Отцы и дети» - анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.

Автор и родители Базарова

Иван Сергеевич Тургенев не скрывает своего отношения к старшему поколению и прививает любовь к этому своему читателю. Его нежные чувства благодарности и уважения можно увидеть в описании Милые, очаровательные супруги с первых строк симпатичны нам теплотой и дружелюбием, которым от них веет.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» не смог бы быть настолько ярким, если бы автор так четко не раскрыл перед читателем образы стариков. Так, он знакомит нас с Ариной Власьевной и Василием Ивановичем. Матушка - милая старушка, равно верит в Бога и народные суеверия. Она - это воплощение гостеприимства, мира и добра. Отец, почтенный человек, который справедливо заслужил уважение знакомых. Он искренний, сердечный и даже пытается приобщиться к новым идеям поколения.

Единственный сын - самая большая радость в их жизни. Зная о его непростом характере, родители как можно больше стараются ему потакать. Ходят вокруг него на цыпочках и проявляют лишь часть чувства к любимому ребенку. Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», раскрывается для нас с другой стороны в родном доме.

Роль всей жизни Базарова

Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.

Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.

Конфликт взглядов

В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину - разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» - очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.

Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он - атеист, они люди первой половины века, он - второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.

Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему - юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» - это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а "дети" при этом будут проявлять большее уважение.

Конфликт поколений - это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей .

Межпоколенный конфликт -- часть человеческих конфликтов, зарождающихся в процессе развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы.

Межпоколенные конфликты в семье -- это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т.п.), а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например, между усыновителями и усыновленными, приемными родителями и детьми.

Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от:

1. Совместимости ценностных ориентаций

2. Основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей»

3. От возможности адекватной, успешной социализации молодежи

4. От условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями

5. От соответствия личности требованиям возрастного социального статуса .

Выделим причины конфликта между молодежью и старшим поколением. Как правило, таких причин несколько, они могут накапливаться годами, зависеть от особенностей личности членов семьи или от специфики семьи и даже ситуации в обществе. Например, это могут быть несовместимость интересов сторон, материальные проблемы, аморальное поведение членов семьи, жилищно-бытовые неурядицы, разница в социальном положении поколений, удаленность проживания «отцов» и «детей», особенности культуры поведения, взросление детей, разные ценности молодого и старшего поколений, борьба за власть и влияние в семье и т.д.

Очень часто конфликты происходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенок повзрослел. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По их мнению, среди молодежи наблюдается падение нравов (например, неуважение к возрасту). Молодежь в свою очередь считает, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет особой роли. Из-за подобного разногласия между сторонами возникает напряжение, и они не могут добраться до самой сути проблемы, возникшей в их отношениях. Вместо этого список взаимных претензий и разногласий пополняется, а пути их разрешения не находятся. Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учесть личные психологические особенности каждого из участников конфликта.

Есть несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения:

1. Положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по образцу своего воспитания.

2. Критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости .

В индивидуально-психологическом плане для молодого поколения характерно не всегда осознанное желание избавиться от внешнего контроля, увеличенная эмоциональность, возбудимость, идеализация отдельных жизненных представлений, максимализм, а также зыбкость нравственных позиций, которая нередко сформирована на восприятии негативных явлений общества. Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, которые складываются не только из деятельности общественных институтов и целенаправленного воспитательного процесса, но и под влиянием таких, как правило, неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, существующие в обществе.

Нельзя сказать, что молодое поколение отказывается от опыта предыдущего, скорее напротив, оно зависит от влияния семейных традиций, преемственности, фамильных ценностей. Также прослеживается зависимость от родителей в процессе построения карьеры, создания семьи и т.п. Жизненные цели молодежи и планируемые средства их осуществления, проявляемая при этом общественная активность стали важными факторами ее социализации.

О причинах возникновения межпоколенных конфликтов, можно говорить бесконечно, так как их огромное множество. Так, помимо тех причин, о которых мы говорили выше можно выделить еще целый ряд, например, различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений, причем эта причина находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности людей (семья, работа, обучение и т.д.); социально-экономические изменения в стране, которые, как мы прекрасно знаем, оказывают не последнее и весьма значительное влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей.

К примеру, проблема межпоколенных конфликтов показана в фильме режиссера Фреда Скеписи «Семейные ценности». Это семейная мелодрама в центре которой преемственность поколений. Фильм повествует о семействе Громберг, члены которого -- очень разные люди (от преуспевающего юриста до юного бунтаря), которые имеют разные понятия жизни и разное отношение к ней, разные ценности, из-за чего собственно и происходят конфликты между поколениями и недопонимания. Громбергам порой бывает очень непросто найти общий язык. Тем не менее, они пытаются это делать. Суть фильма хорошо показана в фразе одного из героев, которая в последствии стала слоганом кинокартины: «Некоторые семьи могут пережить все что угодно. Даже друг с другом» .

В качестве второго примера конфликта между поколениями, может послужить фильм режиссера Карла Франклина «Истинные ценности» - глубочайшая и трогательная драма, которая балансирует между жизнью и смертью, обязанностями и долгом, любовью и амбициями, обидами и прощением, непониманием и принятием. Проблем в фильме поднимается очень много. Кратко это можно описать так: отношения людей с самыми близкими и родными. Когда в семью Гальденов приходит беда, Кэтрин и Джордж просят о помощи дочь Эллен -- амбициозную журналистку престижного нью-йоркского журнала. Мы видим обычную семью, но в каждой семье есть свои маленькие тайны и взаимоотношения между родителями и детьми. Мы видим, что у дочери с мамой нет ничего общего, и с детства дочка хотела быть похожа на своего отца и непохожей на свою мать. Девушке приходится переехать из большого города обратно домой, ведь у ее мамы нашли рак и теперь за ней нужен уход, а отец семейства - человек, который не хочет смириться с болезнью жены, не хочет ничего менять в своей жизни и пытается жить как раньше, «вешая» все проблемы на свою дочь, и ей приходится все эти трудности переносить одной и забыть про свою карьеру.

Изначально, имея свои принципы и идеалы героиня не могла понять мать, почему та, несмотря ни на что продолжает делать все для своей семьи, для мужа. На протяжении всей картины мы видим духовное преображение героини. Она становится добрее, искреннее, порядочней. Ей открываются истинные ценности. Для чего нужна блестящая карьера, если не кому тобой гордится? Для чего тебе много денег, если не с кем будет их потратить? Эллен из амбициозной журналистки превращается в понимающую дочь. После смерти матери вся семья осознает, как нужно правильно расставлять приоритеты, что действительно важно в жизни, а что нет, что может подарить настоящее счастье, а что -- лишь обещание его. Задумывается над тем, что же такое -- истинные ценности и как уберечь их, как сохранить в душе тепло и любовь и успеть подарить их близким, пока не станет слишком поздно. Отец понял, как был не прав по отношению к своей жене, которая посвятила свою жизнь ему и семье: «Она была моей единственной истинной ценностью…». Эллен же сожалеет, что не успела пожить в той настоящей семье, с заботливой матерью, которая у нее была всегда, но она этого не принимала, а когда поняла, было поздно. Она наконец-то понимает и принимает слова матери: «Важно полюбить то, что ты имеешь, а имеешь ты так много…» Этот фильм о жизни, о том, как она коротка и бесценна. Этот фильм о сложных человеческих отношениях, в которых так трудно разобраться .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!