Муж марины мнишек 10 букв. Марина Мнишек

8 (18) мая 1606 - 17 (27) мая 1606.

Чуть более недели на Московском престоле блистала польская красавица Марина Мнишек (Maryna Mniszchówna). Жена Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II), она, похоже, навсегда останется яркой но неоднозначной фигурой в истории Польши и России. Неоднозначной тем более, что период её короткого царствования пришёлся на самое дискуссионное время во всей историографии – на Смутное время.

Смутным оно оказалось не только для Руси, но и для пятнадцатилетней дочери Ежи Мнишека – воеводы сандомирского, имевшего не только шляхетское происхождение, но и большие финансовые проблемы. Появившийся в жизни её отца незнакомец, согласно источникам, воспылал к ней любовью и обещал семье, в случае если Марина станет его женой, выплату долгов. Да что уж долгов – обещал миллион польских злотых, земли Северщины и Смоленщины, а самой Марине земли Пскова и Новгорода. Этим человеком и был Лжедмитрий I. Остаётся загадкой, как и многие вопросы в истории, откуда у самозванца (которого за настоящего своего сына, а значит, и за правомочного наследника русского престола, публично признала мать – вдова Ивана Грозного – Мария Фёдоровна Нагая) было столько уверенности в исполнении своих обещаний, но их с отцом Марины 26 мая 1604 года он скрепил договором. По-видимому, Дмитрий был действительно влюблён в Марину, поскольку брак этот под любым углом зрения не сулил ему никаких выгод. Более того, он подтолкнул его к краху. Став 21 июля 1605 года царём Дмитрием Ивановичем, Лжедмитрий ждал Марину к себе в объятия.

Судьбу Марины Мнишек трудно назвать простой. 3 мая 1606 года она в сопровождении отца прибыла в Москву. Будучи уже обручёнными рer procura в Кракове, Дмитрию и Марине оставалось связать свой союз на московской земле по православному обряду. С момента её венчания в Успенском соборе Кремля до момента трагического поворота событий прошло всего девять дней, большинство из которых продолжалось празднование их свадьбы. Как это ни удивительно, но одним из факторов, «подливших масло в огонь» недовольства окружения царя, послужила вилка, привезённая Мариной с собой из Польши. Молодожёны на свадебном пиру использовали предмет, совершенно незнакомый тогда на Руси, где принято было кушать всё ложкой. Вилка, без которой сегодня мы не можем представить себе сервировку даже простейшего стола европейца, повергла бояр в смущение. Они также заметили, что царица, как ранее и её супруг, не посещают бани. В то время это было сродни ереси. На Руси все ходили в баню. Эти факты только упрочили сомнения придворных в том, что царь ненастоящий. В итоге в Москве развернулись события, которые до сих пор являются предметом пристального изучения историков и их же споров. Лжедмитрий был убит 17 мая, тело его было выставлено на всеобщее поругание.

Марине удалось спастись и бежать. В этом же году Василий Шуйский помещает всех Мнишеков в Ярославле, чтобы затем отправить Марину к отцу в Польшу, с тем, чтобы она не называлась царицей Руси. По пути она была перехвачена и отправлена под Москву в Тушино. Здесь начинается новый виток Дмитриады. Марина становится женой Лжедмитрия II, в котором признаёт своего чудом выжившего мужа Лжедмитрия I. После бегства Лжедмитрия II в 1609 году из Тушино она какое-то время предпринимала попытки справиться с многочисленным войском мужа, в котором к тому моменту уже царило брожение. Начинается финальный этап борьбы Мнишек за московский престол. В какой-то момент взамен его ей было предложено ограничиться Гродно, но гордость не позволила ей согласиться. В 1610 Лжедмитрий II был убит, и с новым фаворитом и защитником Иваном Заруцким и сыном Иваном Дмитриевичем они находились неподалёку от Москвы. После неудачно организованного Мариной Мнишек покушения на Пожарского ей пришлось спасаться от приближающегося ополчения, но она была поймана и доставлена в Москву в 1614 году. Её трёхлетнего сына Ивана повесили на стене Кремля боровшиеся за власть Романовы, Заруцкого посадили на кол. О судьбе самой царицы Марины Мнишек русские послы сообщили польскому правительству, что мол «умерла с тоски по своей воле». Хотя, учитывая политическую обстановку и опасность, которую она представляла для предложенной Земским Собором на царствование семьи Романовых, есть основания полагать, что умерла Мнишек не совсем по своей воле. Источники предлагают нам несколько версий об исходе жизни Мнишек. По одной – она была убита, по другой – умерла в заточении в башне Коломенского кремля. Двадцатигранная Круглая башня, в которой, по преданию, провела в темнице свои последние дни Марина, до сих пор носит неофициальное имя – Маринкина башня. Есть и более сказочная версия - будто красавица Марина обратилась сорокой и выпорхнула в одну из бойниц Круглой башни.

  • Марина (Марианна) Мнишек родилась около 1588 года в Самборе (Польша).
  • Отец Марины, Юрий (Ежи) Мнишек, был Самборским воеводой.
  • Мать Марины звали Ядвига Тарло.
  • Семья Марины была богатой и влиятельной, и девочка даже получала образование. По крайней мере, умела читать и писать, на что в те времена был способен не каждый мужчина.
  • 1602 год – Юрий Мнишек помогает русскому самозванцу Лжедмитрию I. За победу над русским царем Борисом Годуновым Лжедмитрию обещана рука Марины Мнишек. Амбициозная и мечтавшая стать русской царицей девушка соглашается.
  • Примерно 1604 год – помолвка Лжедмитрия и Марины. Самозванец обещает ей не только деньги и драгоценности, но и Новгород с Псковом, а также право исповедовать католичество. Особым условием становится право повторно выйти замуж в случае неудачи Лжедмитрия.
  • Ноябрь 1605 года – Марина венчается с дьяком Власьевым, представлявшим жениха.
  • 2 мая 1606 года – Марина приезжает к жениху в Москву в сопровождении отца и многочисленной польской свиты. Вопреки запретам католических священников, она принимает православное причастие.
  • 8 мая 1606 года – свадьба Марины Мнишек и Лжедмитрия I. После венчания полячку коронуют на царство. (Марина Мнишек была единственной женщиной, коронованной в России до Екатерины I) Женитьба на католичке и ее коронация становятся последней каплей в чаше терпения москвичей и провоцируют заговор в боярской среде, во главе которого становится Василий Шуйский.
  • Ночь с 16 на 17 мая 1606 года – в Москве вспыхивает восстание. Люди Шуйского врываются в Кремль и разыскивают самозванца. Марина не убита только потому, что ее не находят; существует история о том, что несостоявшаяся царица скрылась под юбками своей гофмейстерины. Спустя некоторое время Марину все же находят. Шуйский отправляет всех Мнишеков в Ярославль. От русского народа царица получает прозвища «Маринка безбожница», «колдунья», «еретица».
  • 1608 год – Россия заключает перемирие с Польшей, и Марина Мнишек получает разрешение на выезд на родину.
  • По дороге Марину перехватывают люди «Тушинского вора» и привозят в свой лагерь. Возможно, Шуйский, отправляя полячку из России, рассчитывал именно на это.
  • 5 сентября 1608 года – Марина венчается с Лжедмитрием II, несмотря на свое к нему отвращение (описанное в ее дневнике).
  • В Тушинском воре Марина публично признает «спасшегося» первого мужа.
  • 1609 год – Марина рожает сына Ивана. Ее сторонники называют ребенка Иваном Димитриевичем, официальное же правительство – «воренком».
  • 1610 год – Шуйский низвержен. Москвичи присягают на верность сыну польского короля Владиславу Сигизмундовичу. Марине предлагают ее родной Самбор или Гродно, на что она отвечает отказом – ей хочется быть исключительно русской царицей.
  • Декабрь 1610 года – Лжедмитрий убит. Марина с сыном живут в Калуге под покровительством казачьего атамана И.М. Заруцкого, который давно мечтал быть «при царице Марине».
  • Июль 1613 года – на престол восходят Романовы. Растеряв всех сторонников, Марина с мужем и сыном бежит сначала в Астрахань, а потом на реку Яик. Их выдают правительству яицкие казаки.
  • Заруцкий и четырехлетний Иван Дмитриевич казнены. Марина Мнишек помещена в монастырь.
  • Примерно 1614 год – Марина Мнишек умирает в заточении, хотя некоторые историки утверждают, что она была повешена или утоплена.

Польская авантюристка. Дочь польского магната Ежи Мнишека. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Была выдана яицкими казаками русским правителям. Умерла, по-видимому, в заточении.

Марине было около шестнадцати, когда в феврале 1604 года в прикарпатский городок Самбор к ее отцу, сандомирскому воеводе Ежи (Юрию) Мнише ку, прибыл человек, которому по прихоти истории суждено было на миг вознестись на российский престол. Известно, что претендент на престол впервые "открылся" православным украинским магнатам князьям Вишневецким: сперва Адаму, а затем его брату Константину, зятю Мнишека. Сандомирский воевода стал организатором экспедиции "царевича Димитрия", добившись от него многочисленных обещаний, и прежде всего свадебного контракта. Документ, подписанный в Самборе 25 мая 1604 года, гласил, что после вступления на московский престол "царевич" женится на Марине; по обычаю ей полагалось обеспечение - "оправа". Марина должна была получить в личное владение Новгород и Псков; ее батюшке был обещан миллион польских злотых.

Экспедицию первого самозванца долгое время было принято изображать как попытку польского правительства и римской курии подчинить себе Русь. И хотя щедрые обещания "царевича" папскому нунцию и иезуитам помогли его будущему тестю получить разрешение короля Сигизмунда III на вербовку войск для похода, вся эта авантюра была делом рук прежде всего самого Мнишека, его ближайших родственников и союзников. Почему же 56-летний сенатор, владелец великолепных резиденций, влиятельный вельможа решился, подобно Кортесу, покорить с горсточкой наемников огромную державу? Причины просты: во-первых, жадность, отягощенная изрядными долгами; во-вторых, все та же фамильная гордыня, мечта о возвышении любой ценой.

Марина вряд ли была осведомлена обо всех интригах, предварявших московскую экспедицию ее отца и жениха. По всей вероятности, она приняла предложение "царевича" вполне добровольно. Отзывы современников о первом Лжедмитрии, надо сказать, весьма благосклонны. Даже осуждая "расстригу", русские летописи отмечали, что был он "остроумен и научений книжном доволен, дерзостен и велеречив вельми, конское ристание любляше вельми, на враги свои ополчителен, смел вельми, храбрость имея и силу велию". В Речи Посполитой он освоил местные обычаи, в частности охотно танцевал. Ростом "царевич" был невысок, но, по отзывам современников, хорошо сложен. Хотя он не отличался красотой, ум и уверенность в себе придавали ему особое обаяние. Все эти качества, помноженные на титул наследника московского престола, делали его женихом более чем завидным. Судя по всему, в этом сватовстве присутствовал не только простой расчет. Поддержка Мнишека нужна была "Димитрию" лишь до вступления на престол; после этого настаивать на свадьбе, торопить Марину и ее отца с приездом в Москву его могло заставить, пожалуй, лишь искреннее чувство.

В ноябре 1605 года в Краков прибыл посол нового царя дьяк Афанасий Власьев. По обычаю династических браков, ему было поручено представлять государя на заочном венчании. Церемония состоялась 12 ноября. Обряд исполнил родственник Мнишеков краковский архиепископ кардинал Бернард Мацеевский.

Очевидцы рассказывали, что в этот вечер Марина была дивно хороша: в короне из драгоценных камней, в белом серебристом платье, усыпанном самоцветами и жемчугом. Московский посол отказался с ней танцевать, заявив, что недостоин даже прикоснуться к жене своего государя, но внимательно следил за всеми церемониями. В частности, он выразил недовольство тем, что старый Мнишек велел дочери поклониться королю Сигизмунду III, благодаря его за "великие благодеяния", - такое поведение совсем не подобало русской царице.

Марина получила от мужа богатые дары. Ожидалось, что вскоре она отправится в Москву, но отъезд несколько раз откладывался: пан Юрий жаловался зятю на недостаток средств и долги. Тем временем необычная карьера Марины стала известна не только всей Польше, но и за ее пределами. В далекой Испании Лопе де Вега написал драму "Великий князь Московский и император", где под именем Маргариты выведена Марина.

Избранница московского царя с огромным удовольствием играла роль царицы: восседала в церкви под балдахином в окружении свиты, посетила Краковский университет и оставила свой автограф в книге почетных посетителей. В декабре, в день приезда австрийской принцессы, невесты польского короля, она демонстративно покинула Краков, чтобы не уступить первенства во время придворных церемоний. Осыпанная драгоценностями, Марина наслаждалась ролью царственной особы, и почести явно кружили ей голову.

Тем временем Мнишек получил от московского царя 300 тысяч злотых. 2 марта 1606 года Марина наконец выехала из родного Самбора, окруженная огромной свитой (по разным данным, ее численность составляла от 1269 до 3619 человек).

Путешествие Марины продолжалось долго - мешали плохие дорога и чрезмерное гостеприимство литовских и белорусских магнатов, устраивавших пиры в честь молодой русской царицы. Наконец 18 апреля Марина и ее свита пересекли русскую границу. Торжественно встречали ее в Смоленске, других русских городах на пути к Москве. Навстречу ей был отправлен воевода Басманов. Царь прислал очередные подарки, в том числе огромную карету с позолоченными колесами, обитую внутри красным бархатом и украшенную серебряными царскими гербами.

Въезд в столицу состоялся утром 2 мая. Эта церемония описана многими очевидцами, пораженными ее пышностью, великолепием, роскошью. Малиновый звон бесчисленных колоколов, длинное шествие придворных в раззолоченных нарядах, сияющие панцири кавалерии, толпы москвичей, пришедших увидеть свою новую государыню...

У Спасских ворот Кремля их ожидали еще 50 барабанщиков и 50 трубачей, которые, по словам голландца Паерле, "производили шум несносный, более похожий на собачий лай, нежели на музыку, оттого, что барабанили и трубили без всякого такта, как кто умел".

После краткого свидания с супругом в Кремле Марину привезли в Благовещенский монастырь, где ее встретила (как говорят, ласково) "мать" царя - вдова Ивана Грозного Марфа Нагая. Здесь полагалось несколько дней ждать венчания. Пребывание в монастыре слегка тяготило Марину. Она жаловалась на слишком грубую русскую пищу, и царь приказал кушанье для нее готовить польским поварам. Для развлечения Марины он послал в монастырь музыкантов, что шокировало москвичей и тотчас вызвало в народе толки.

Венчание назначили на четверг 8 мая. И здесь Дмитрий нарушил русский обычай (хотя и не закрепленный в церковном праве): не заключать браки перед постным днем - пятницей. Перед самым заключением брака в Успенском соборе патриарх Игнатий помазал Марину на царство и венчал царским венцом (шапкой Мономаха). Это также не соответствовало русской традиции, но, похоже, Дмитрий хотел сделать приятное жене и тестю, подчеркнув особое положение Марины. Царица приняла причастие по православному обряду - вкусив хлеба и вина, что осуждалось католической церковью и могло восприниматься как принятие Мариной православия. В действительности Дмитрий не хотел принуждать жену к смене веры и желал лишь исполнения ею - для спокойствия подданных - православных обрядов во время торжественных церемоний. Царь и царица восседали в соборе на золотом и серебряном тронах, облаченные в русский наряд. Бархатное, с длинными рукавами платье царицы было так густо усыпано драгоценными камнями, что даже было трудно определить его цвет. На следующий день новобрачные, по словам одного иностранного сочинителя, встали очень поздно. Празднества продолжались. Облачившись в польское платье, царь танцевал с женой "по-гусарски", а его тесть, преисполненный гордости, прислуживал на пиру своей дочери. А в городе тем временем становилось тревожно. Царь Дмитрий все еще был популярен среди москвичей, но их раздражали иноземцы, прибывшие в столицу в свите Мнишеков.

Возникшим недовольством решили воспользоваться мятежные бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским (уже однажды изобличенным в интригах против Дмитрия, но неосмотрительно прощенным). Слухи о заговоре дошли до царя, но он лишь отмахнулся. Торжества не прекратились. На воскресенье был назначен штурм специально построенного деревянного замка, окруженного земляным валом, и другие потехи.

Возможно, открытое выступление против Дмитрия было бы обречено на неудачу. Но Шуйские пошли на хитрость.

В ночь на 17 мая в столице вновь зазвонили колокола. Разбуженные жители побежали на Красную площадь и обнаружили там всадников во главе с Шуйскими, кричавших, что поляки хотят извести государя. Толпа бросилась штурмовать дворы, занимаемые польскими вельможами и послами, в том числе и Юрием Мнишеком. Уцелели те, кто сопротивлялся до конца.

Стрельцы сперва хотели было защищать царя (обещавшего им награду), но заговорщики пригрозили им разорением стрелецкой слободы, и те в испуге отступились. Тело убитого было выставлено на Красной площади; Шуйские объявили о его самозванстве, несколькими днями позже князь Василий был избран царем, осуществив (себе же на горе) свою давнишнюю мечту.

Марина спаслась буквально чудом. Выбежав из спальни, она наткнулась на лестнице на заговорщиков, но, по счастью, не была узнана. Царица бросилась в покои своих придворных дам и, как рассказывали, спряталась под юбкой гофмейстерины Барбары Казановской (своей дальней родственницы). Вскоре в комнату вломились заговорщики. Единственный защитник Марины- ее паж Матвей Осмольский - пал под пулями, истекая кровью. Была смертельно ранена одна из женщин. Толпа вела себя крайне непристойно и с бранными словами требовала сказать, где находится царь и его "еретица" жена. Лишь через несколько дней пан Юрий узнал, что дочь его осталась в живых. Но бояре забрали у нее все: подарки мужа, деньги и драгоценности, четки и крест с мощами. Марина, однако, не слишком жалела о потерянном. По слухам, она заявила, что предпочла бы, чтобы ей вернули негритенка, которого у нее отняли, нежели все драгоценности и уборы. Марину ослепил блеск короны, а не блеск золота. И тогда, и позже она искала не богатства и даже не власти как таковой, а почета, блеска. Но во всей истории с первым самозванцем Марина Мнишек была, пожалуй, единственной, кого трудно в чем-либо уп-рекнуть. Она вышла замуж за сына Ивана Грозного - не ее вина, что русский царевич оказался ненастоящим.

Вскоре Мнишеки, их родственники и слуги (всего 375 человек) были сосланы Шуйским в Ярославль. Местные жители неплохо относились к Марине и ее спутникам. Старый Мнишек, желая завоевать симпатии русских, отрастил окладистую бороду и длинные волосы, облачился в русское платье. Стража приглядывала за пленниками не слишком рьяно и даже помогала им пересылать письма в Польшу.

Смерть первого самозванца не обескуражила его сторонников. Один из приближенных убитого царя, Михаил Молчанов, в майские дни 1606 года бежал из Москвы в Речь Посполитую, рассказывая по дороге о чудесном спасении покойника. Поверили многие (тем более что растерзанный труп, выставленный Шуйскими на Красной площади в скоморошьей маске, был неузнаваемым). Этим новостям было выгодно верить и Мнишеку. Этому верила и Марина. Лжедмитрий II объявился в Стародубе в середине 1607 года.

В мае 1608 года войска самозванца, состоявшие из поляков, украинцев, белорусов и русских, одержали победу над Шуйским под Волховом.

Известия об успехах "царя Дмитрия" достигли Ярославля почти одновременно с новостями из Москвы. По перемирию с Польшей, подписанному 13(23) июля 1608 года, царь Василий обязался освободить всех задержанных поляков.

Предполагалось, что Юрий Мнишек и Марина отправятся в Польшу, предварительно пообещав не примыкать к новому самозванцу, а Марина не станет титуловаться царицей. 16 августа воевода с дочерью и частью свиты отправился в путь. Их сопровождал русский отряд во главе с князем Владимиром Долгоруковым. Путь пролегал через Углич, Тверь и Белую к литовской границе. Весьма вероятно, что сведения об этом путешествии достигли Тушина не без помощи пана Юрия. У Белой путешественников поджидал сильный тушинский отряд во главе с ротмистрами Зборовским и Стадницким. Воины Шуйского быстро разбежались. Марине было объявлено, что она едет в Тушино к своему мужу. Очевидцы вспоминали, что молодая женщина искренне радовалась предстоящей встрече и даже напевала веселые песенки. Впрочем, по дороге в Тушино Марине открылась тщательно скрываемая от нее правда (ее поведал то ли князь Масальский, то ли некий польский солдат). Известие это по-настоящему потрясло Марину.

Тем временем неутомимый Мнишек торговался с очередным "зятем". Лжедмитрий не жалел обещаний. Мнишеку было обещано 300 тысяч злотых (но только при условии взятия Москвы), а в придачу вся Северская земля и большая часть Смоленской. 14 сентября договор был заключен. Помимо щедрых посулов, "тесть" не получил практически ничего. Но мечта о будущем удельном княжестве и московском золоте заставила пана Юрия пожертвовать дочерью (17 января 1609 года он выехал в Польшу и с тех пор отвечал далеко не на все ее письма).

20 сентября 1608 года один из предводителей тушинцев - литовский магнат Ян Петр Сапега - торжественно проводил Марину в лагерь Лжедмитрия II. По-видимому, несколькими днями позже католический священник тайно обвенчал Марину с "царем". Будучи до этого всего лишь статистом исторической драмы, она попыталась - на несчастье свое - вмешаться в большую политику. Что двигало ею? Вряд ли желание реальной власти. Скорее другое - оскорбленное самолюбие, память о считанных днях царственного величия.

Марина пыталась найти помощь у папского нунция в Польше Франциски Симагетти, но безуспешно. Опасаясь, что его выдадут королю, в конце декабря 1609 года самозванец бежал из Тушина в Калугу. Марина осталась в лагере одна. 5(15) января 1610 года она обратилась к королю с просьбой об опеке и помощи. "Уж если кем счастье своевольно играло, - писала Марина, - так это мною; ибо оно возвело меня из шляхетного сословия на высоту Московского царства, с которого столкнуло в ужасную тюрьму, а оттуда вывело меня на мнимую свободу, из которой повергло меня в более свободную, но и более опасную неволю... Всего лишила меня превратная фортуна, одно лишь законное право на московский престол осталось при мне, скрепленное венчанием на царство, утвержденное признанием меня наследницей и двукратной присягой всех государственных московских чинов". Подчеркивая свои (именно свои, а не Лжедмитрия) права на московский престол, она говорила, что возвращение ей власти "будет служить несомненным залогом овладения Московским государством и прикрепления его обеспеченным союзом".

Сигизмунд всячески затягивал переговоры с тушинцами. Тогда Марина попыталась воздействовать на войско.

Объезжая лагерь, она сумела поднять значительную часть донских казаков и некоторые другие отряды. Но Ружинскому удалось подавить это выступление. Опасаясь наказания и, вероятно, выдачи королю, Марина в ночь на 24 февраля бежала из Тушина, облачившись в мужской наряд. Чего ради она рисковала собой, спеша к ненавистному прежде мужу, заброшенному на фальшивый трон? Вела ее все та же гордыня. Марина не могла, не желала признать себя побежденной. В послании к войску, оставленном в своем шатре, она писала: "Я уезжаю для защиты доброго имени, добродетели самой,- ибо, будучи владычицей народов, царицей московской, возвращаться в сословие польской шляхтянки и становиться опять подданной не могу..." Нет, не была способна Марина, вкусив царской власти, превратиться опять в "воеводянку" (недаром так возмутилась она однажды, когда кто-то из польских родственников назвал ее "ясновельможной пани"). Блеск царской короны был мимолетным, как солнечный зайчик, но дороги назад уже не было.

Сбившись с пути, Марина попала в Дмитров, занятый войсками Яна Петра Сапеги. Тушинский "гетман" советовал ей вернуться, и вновь в ответ прозвучало: "Мне ли, царице всероссийской, в таком презренном виде явиться к родным моим? Я готова разделить с царем все, что Бог ниспошлет ему". Отправляясь в Калугу, Марина решила идти до конца. Но прежде Дмитров был осажден войсками князя Михаила Скопина-Шуйского. Штурм был недолгим (по причине отсутствия припасов), осажденные вели себя не слишком отважно. Рассказывали, что Марина сама поднялась на стену крепости и стыдила солдат, приводя себя в пример: "Что делаете, трусы, я женщина, а не растерялась".

Окружение Лжедмитрия II в Калуге было еще более пестрым, чем в Туши-не: уменьшилось число знатных бояр; как и прежде, были здесь поляки, ка-заки, татары, беглые холопы и прочие люди, "родства не помнящие".

Тем временем армия Сигизмунда III продолжала безуспешно осаждать Смоленск, а молодой полководец Скопин-Шуйский сумел снять осаду с Тро-ице-Сергиевой лавры. Но Скопин-Шуйский неожиданно умер, по слухам, отравленный женой одного из царских братьев, князя Дмитрия. Последний был наначен командующим армией, отправленной на подмогу Смоленску. Под Клушином, в 150 километрах от Москвы, 24 июня 1610 года войско Шуйского было разгромлено поляками под началом коронного гетмана Станислава Жулкевского. Путь на Москву был открыт. Жулкевский подступал к ней с запада, самозванец - с юга. Лжедмитрий взял Серпухов, Боровск, Пафнутьев монастырь и дошел до самой Москвы. Марина остановилась в Николо-Угрешском монастыре, а самозванец - в селе Коломенское. Вновь, как в тушинские времена, до Кремля было рукой подать и царский престол был пуст (Шуйский 17 июля был "сведен" с трона, а затем насильно пострижен в монахи).

Московские бояре, выбирая из двух зол меньшее, заключили договор с Жулкевским, и Москва присягнула на верность Владиславу Жигмонтовичу, сыну Сигизмунда III. В город вошел польский гарнизон. Марине с Лжедмитрием пришлось бежать в Калугу. Их сопровождали 500 казаков атамана Ивана Мартыновича Заруцкого.

12 декабря 1610 года Лжедмитрий II был убит крещеным татарином князем Петром Урусовым (мстившим за тайно казненного самозванцем касимовского царя).

Марина была потрясена вестью о гибели мужа. Она оказалась едва ли не единственной, кто оплакивал его искренне. Беременная, на последних месяцах, царица "выбежала из замка, рвала на себе волосы и, не желая жить без друга, просила, чтобы и ее тоже убили". Говорят, что она даже нанесла себе раны (к счастью, неопасные). Жители Калуги сперва отнеслись к ней с сочувствием. Но бояре, желавшие присягнуть королевичу Владиславу, отправили ее в заключение. В начале января 1611 года у нее родился сын, крещенный по православному обряду и в честь "деда" названный Иваном.

В этот момент на стороне Марины выступили донские казаки атамана Заруцкого. Заруцкий намеревался посадить на престол новорожденного сына Марины, надеясь, по-видимому, стать при нем регентом. Как бы там ни было, с января 1611 года казачий атаман оставался единственным союзником Марины (пытаясь использовать в своих интересах потускневшее, но все еще популярное в народе имя Дмитрия). Другие ополченцы не всегда относились к планам Заруцкого с энтузиазмом. Патриарх Гермоген, находившийся в Москве фактически под арестом, в тайных грамотах заклинал не принимать на престол королевича, а также "чтобы они отнюдь на царство проклятого Маринка Панина сына не благословляли, так как отнюдь Маринкин на царство не надобен, проклят от святого Собора и от нас". Впрочем, вопрос о престолонаследии не мешал сотрудничеству этих разнородных сил. Трубецкой и Заруцкий признали Марину царицей, а ее сына - царевичем, но уход из-под Москвы большинства дворян резко уменьшил их шансы на успех. Тем временем Минин и Пожарский сформировали второе ополчение. В августе 1612 года при известии о приближении Пожарского к Москве Заруцкий вновь отступил к Калуге. Марина с сыном находилась в то время в Коломне. Как сообщает "Летопись о многих мятежах", "Заруцкий из-под Москвы побежо и пришеше на Коломну, Маринку взя, и с воренком с сыном, и Коломну град вгромив, пойде в Рязанские места, и там многую пакость делаше".

Тем временем в Москве собрался Земский собор, избравший на престол 7 февраля 1613 Михаила Федоровича Романова. Участники собора присягну ли "на Московское государство иных государей и Маринку с сыном не обирати и им ни в чем не доброхотати, и с ними ни в чем не ссыпатися".

Некоторое время Марина с сыном и Заруцкий находились на Украине. Казаки, прибывавшие в Москву, рассказывали, что "Заруцкий с польскими и литовскими людьми на всякое зло Московскому государстве ссылался, и хотел с Маринкой в Польшу и Литву к королю бежати, и его не пустили и удержали атаманы и казаки, которые в те поры были с ним". По-видимому, отчаявшись, Марина и атаман хотели выйти из игры и найти убежище в Речи Посполитой, но казаки все еще нуждались в "знамени". Позже в Москве узнали, что "Заруцкий хочет идти в Казилбаши [Персию], а Маринка де с ним итти не хочет, а зовет его с собою в Литву". Затем стало известно, что он собирается идти на Астрахань.

Казакам Заруцкого удалось захватить город и убить астраханского воеводу князя Хворостинина. Заруцкий завязал отношения с татарами, с персидским шахом Аббасом, надеясь, по-видимому, выкроить для себя, Марины и ее сына собственное государство на юге России. Марина с сыном расположилась в Астраханском кремле.

А Заруцкий продолжал рассылать наказы и грамоты от имени "государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича Всея Руси, и от государыни царицы и великой княгини Марины Юрьевны Всея Руси, и от государя царевича и великого князя Ивана Дмитриевича Всея Руси". В "ответных" грамотах Московское правительство именовало ее "еретицею, богомерзкия, латынские веры люторкою (!), прежних воров женою, от которой все зло Российского государства учинилось". Казаков уговаривали отступиться от Заруцкого, атаману обещали прощение, если он покинет Марину. Так прошла зима 1614 года.

Астраханцам тем временем казацкая власть весьма надоела. Когда начались мятежи, Заруцкий заперся в Астраханском кремле и принялся стрелять из пушек по городу. На подходе были царские отряды. 12 мая 1614 года Заруцкий с Мариной, "воренком" и горсткой верных казаков бежали из Астрахани. 29 мая они взяли курс на реку Яик. Уже 7 июня воевода князь Иван Одоевский выслал на Яик отряд под началом стрелецких голов Пальчикова и Онучина. 24 июня преследователи подошли к месту последней стоянки отряда Заруцкого - Медвежьему острову. Шестьюстами оставшимися казаками командовал уже не Заруцкий, а атаман Треня Ус (как стало известно, "Ивашке Заруцко-му и Маринке ни в чем воли нет, а Маринкин сын у Трени Уса с товарищи"). Целый день казаки отбивали атаки стрельцов, а на следующее утро связали Заруцкого, Марину и ее сына и присягнули Михаилу Романову. 6 июля пленников доставили в Астрахань, а 13 июля скованными отправили в Москву (стрельцам было приказано убить их в случае попытки освобождения).

Четырехлетний сын Марины вскоре был всенародно повешен за Серпуховскими воротами, став одной из последних жертв Смуты (и его невинная кровь, увы, пала на новую династию). Но "царевичу Ивану", как и его отцу, суждена была не одна жизнь: его имя носил польский шляхтич Иван Дмитриевич Луба, а уже в царствование Алексея Михайловича в Москве был повешен некий безымянный бродяга, также выдававший себя за сына царя Дмитрия и Марины. Атамана Заруцкого также казнили (очевидно, посадили на кол).

Смерть же самой Марины, последовавшая вскоре, в том же 1614 году, загадочна. В Коломне показывали в тамошнем кремле "Маринкину башню", где якобы умерла заключении бывшая царица. Но летопись скупо отметила, что Маринка умре на Москве". Может быть, ее смерть ускорили - уморить человека в тюрьме нетрудно... Пушкин как-то сказал, что Марина Мнишек "была самая странная из всех хорощеньких женщин, ослепленная только одною страстью - честолюбием, но в степени энергии, бешенства, какую трудно и представить себе".

Марина Мнишек

Марина родилась приблизительно в 1588 г. в семье знатного польского вельможи Юрия Мнишека. Ее мать из рода Тарло умерла, когда девочка была в детском возрасте.

Отец женился вновь и вскоре стал испытывать материальные затруднения. Поэтому сестра Марины Урсула была выдана замуж за престарелого, но богатого князя Константина Вишневецкого. Такого же жениха подыскивали и для Марины. В это время в Речи Посполитой появился некий молодой человек, который стал называть себя сыном царя Ивана IV Дмитрием. Юрий Мнишек решил, что лучшего жениха для юной Марины не сыскать, и пригласил «царевича» в свой дом. Самозванец сразу же влюбился в польскую панночку и предложил ей стать его женой. Но Юрий заявил, что брак будет возможен только при условии, что жених получит «отчий» престол. Можно предположить, что в личных беседах с Мариной «Дмитрий» открыл ей свое истинное имя, но для нее правда была не важна. Она лишь хотела стать московской царицей. И в мае 1606 г. ей это удалось, но совсем ненадолго. Через несколько дней после свадьбы Лжедмитрий был свергнут и убит. Марину с родственниками арестовали и отправили под конвоем в Ярославль. Все дорогие подарки жениха у нее были отобраны. В 1608 г. Марине с отцом было разрешено вернуться на родину. Но они предпочли отправиться в Тушинский лагерь ко второму Лжедмитрию. Там Марина публично признала в новом самозванце своего прежнего мужа и стала с ним жить. После его тайного бегства в Калугу в декабре 1609 г. она пыталась играть самостоятельную роль, но чуть было не попала в плен к М. В. Скопину-Шуйскому. Поэтому она поехала в Калугу и вновь стала женой самозванца. После его гибели она родила сына Ивана, которого стала прочить на московский престол. Покровителем ее стал бывший казачий атаман и тушинский боярин И. М. Заруцкий. Когда ополченцы отказались признавать права Марины и ее сына на трон, вместе с Заруцким она бежала в Астрахань, где попыталась создать самостоятельное государство. Но в 1614 г. астраханцы подняли против них восстание и вынудили бежать на р. Яик. Там Марина и Заруцкий были арестованы и отправлены в Москву. После боярского суда сын Марины Иван и Заруцкий были казнены, а ее отправили в заточение, где она вскоре умерла.

Официальным послом в Польшу стал думный дворянин Афанасий Власьев. Он выехал в сентябре 1606 г. из Москвы с огромной свитой и множеством подарков и для короля, и для Мнишеков.

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора

Глава 25 Марина Мнишек Женщина, в начале XVII века игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

III. Роман Дмитрия. Марина Мнишек Уже окружив взятого под свое покровительство юношу такой внешней обстановкой, чтобы она соответствовала сану, на который он изъявлял притязания, в блестящем экипаже и в сопровождении многочисленной свиты, вероятно, в конце 1603 года (более

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Юрий и Марина Мнишек Но Соловьев больше верил, что «царевич» не был родом из литовских областей, хотя, вполне вероятно, что часть жизни, позднюю, провел в Польше. По русским летописям же Григорий Отрепьев и самозванец были одним лицом. Якобы Отрепьев увидел при дворе

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

МАРИНА МНИШЕК (около 1588 – не ранее 1614) Царица московская, жена Лжедмитрия I. Мнишки (Мнишеки) – старинный род, берущий начало в чешских землях, в Великих Кончицах, и с XV века осевший в Моравии. Польская ветвь рода появляется в 20-е годы XVI века, когда Николай Мнишек из-за

автора

3. Инокиня Марфа, мать Дмитрия и Марина Мнишек из XVII века, жена Лжедмитрия, описаны Геродотом под одним именем Федимы, жены Лжесмердиса 3.1. Рассказ Геродота: Федима - жена Лжесмердиса Очень интересны следующие два сюжета: об инокине Марфе, матери Дмитрия, и известной

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Русская история начала XVII века: Марфа, Марина Мнишек и два «Лже»-Дмитрия Придя к власти, «Лже»-Дмитрий, - повторим, что, согласно нашей реконструкции, это был подлинный Дмитрий Иванович, - начал серьезные преобразования в государстве. Однако, согласно романовской

Из книги Василий Шуйский автора Козляков Вячеслав Николаевич

Встреча Марины Мнишек Что бы ни планировал сделать царь Дмитрий во время своего короткого царствования, - у него было главное дело, которое занимало русского самодержца больше всего остального: он стремился получить в жены Марину Мнишек, дочь сандомирского воеводы и

Из книги Герои и подлецы Смутного времени автора Манягин Вячеслав Геннадьевич

Глава 5 Марина Мнишек «УЖАС ЧТО ЗА ПОЛЬКА!» Семейство Мнишеков было притчей во языцех у поляков. Отец Ежи Мнишека приехал в Польшу из Чехии. Два его сына, Николай и Ежи-Юрий, служили при дворе короля Сигизмунда-Августа. Юрий был человек образованный (учился в

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Проклятие Марины Мнишек Между тем предводитель волжских казаков Иван Заруцкий с Мариной Мнишек и ее сыном Иваном (от Лжедмитрия II), которому в начале 1613 года исполнилось два года, находились в Астрахани. Там мятежные казаки провозгласили маленького Ивана новым царем.Пока

автора

Юрий Мнишек

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Марина Мнишек

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Приезд Марины Мнишек

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.7.3. Проклятие Марины Мнишек На одной из московских площадей честной народ стал свидетелем необычного зрелища. Казнили четырехлетнего мальчика. Мать его звала Иваном Дмитриевичем и считала законным наследником русского престола. Судьи называли его «Воренком» и

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Юрий Мнишек Юрий Николаевич Мнишек родился приблизительно в 1548 г. Он принадлежал к роду польских магнатов. Отличался склонностью к роскошному образу жизни, но собственные доходы его были невелики. Был воеводой Сандомира, Львова и Самбора. В ходе проверок воеводского

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Марина Мнишек Марина родилась приблизительно в 1588 г. в семье знатного польского вельможи Юрия Мнишека. Ее мать из рода Тарло умерла, когда девочка была в детском возрасте. Отец женился вновь и вскоре стал испытывать материальные затруднения. Поэтому сестра Марины Урсула

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 25 МАРИНА МНИШЕК Женщина, в начале XVII века игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи

Марина Мнишек

Мари́на (Мариа́нна) Ю́рьевна Мни́шек , (польск. Maryna Mniszech , Мнишех ) (ок. - ) - польская графиня, дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло , жена Лжедмитрия I , венчанная с ним в мае , незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена выдававшего себя за него Лжедмитрия II . Авантюристка, активно участвовавшая во всех основных событиях Смутного времени . Изукрашенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женой неизвестного и некрасивого бывшего холопа Марина согласилась вследствие желания стать царицей и уговоров католического духовенства, избравшего её своим орудием для проведения католичества в «Московию». При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого, в случае неудачи Лжедимитрия.

Здесь четырёхлетний её сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле »; по другим источникам, она повешена или утоплена. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля , где и скончалась.

В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем «Маринки безбожницы», «еретицы» и «колдуньи»: «А злая его (Лжедимитрия) жена Маринка безбожница сорокой обернулася // И из палат вон она вылетела». От Марины сохранились многочисленные письма к отцу, королю и папе, и дневник.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!