Музыкальная композиция о родине. Литературно-музыкальная композиция «Родному дому поклонись

Литературно – музыкальный урок

«Край, в котором я живу».

Тема: Край, в котором я живу.

Цели: - пробудить интерес у учащихся к истории возникновения своего города, углубить знания об истории и музыке родного края, побудить к активному исполнительству.

Развитие интереса самообразования, кругозора, внимания, памяти, умение пользоваться дополнительной литературой с целью поиска нужной информации; развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Воспитывать детей нравственно и эстетически, прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотические чувства.

Ход урока:

1. Люблю тебя моя Россия

За ясный свет твоих очей,

(Песня «Расцветай, моя Россия»)

(под музыку Эдварда Грига, с показом фотографий)

Разорвавши Полярный Круг,

Поезд к дому несётся быстрее,

Здравствуй, север, мой верный друг,

Нет на свете тебя роднее.

Смотрят в окна глаза озёр,

Машут радостно лапами ели,

И жемчужные шапочки гор

Уж виднеются еле – еле.

И встаёт в ожерелье огней,

Вновь гостей у ворот встречая,

Кандалакша – цель жизни моей,

Королева Полярного края!

(Т. Фабрициева)

Наш город – частица нашей большой страны. Мест красивых в России немало, но каждый дорожит и любит край, в котором родился и вырос. И даже не надолго покидая свой город, мы вспоминаем его теплыми словами

Русокосая, синеглазая,

Ты стоишь над крутой

Беломорской волной!

Кандалакша моя,

Северянка моя,

Заполярный мой город родной!

ГИМН Кандалакши

Мы живём далеко – далеко на Севере, за Полярным кругом. Вот и мы сегодня поговорим о нашем родном городе и о земле, на которой живём. В этом году наш город – отмечает 500 - летие упоминания в ростовской летописи.

А) - С незапамятных времён люди знали, что где–то в стране северного ветра, есть таинственная страна Лапландия, где живут счастливые люди. Правда, ходят они в звериных шкурах, но дух у них не звериный, а человечий. Полгода в этой стране тёмная ночь, много снега, вьюга да мороз. Люди верили, что в этой стране в обледенелых избушках живут колдуны и злые заклинатели, посылающие снежные бури и зажигающие на небе волны зелёного и малинового огня.

Другие же, например, жители нашего края считали, что в тундре живёт лиса – чародейка. Махнёт она пушистым хвостом: по снегу – искры идут, вверх поднимаются, огнём разгораются.

Что это за явление природы? (Северное сияние – показ фото).

И я приглашаю ………Она расскажет стихотворение о том, как появились самые первые жители в этих краях.
Дмитрий Ушаков Под сполохи полярного сиянья…

Под сполохи полярного сиянья,
Лаптями стёжку протоптав в снегу,
Однажды к морю вышли россияне
И замерли толпясь на берегу.

Они дивились шири необъятной,
Могучим глыбам голубого льда.
И порешили не ходить обратно,
У моря поселиться навсегда.

На нашей земле в те далёкие времена жили люди, которые были меткими охотниками и удачливыми рыбаками. Шили себе одежду из шкур, жили в жилищах, которые представляли собой полуземлянку, полушалаш, покрытый берестой и дерном.

Кто мне скажет, как называется это жилище? (Вежа)

С того вежного времени появилось у саамов любимое животное. Оно кормит, одевает и обувает. Одежда из его шкур тёплая, лёгкая и красивая.

Что это за животное? (олень – показ фото)

Так и жили на нашей земле люди в оленьих шкурах. Не боялись ни комаров, ни гнуса, ни дремучих лесов, а ещё пели весёлые песни и играли в игры.

(игра «Олень»)

Б) Прошло много – много лет. В 11 – 12 веке в наши края стали проникать русские люди – новгородцы, архангело-городцы (16в.). Наш край был очень богат: много пушнины, рыбы, жемчуга. На месте Кандалакши сначала было построено несколько рыбацких домиков. Люди приходили сюда и оставались. Так возникло поселение, которое позднее стало называться – Кандалакша. Уже в 1517 году в ростовской летописи упоминается селение Кандалакша, когда послы с нашего севера пришли в Москву просить освятить церковь и крестить лопарей. Как старинное поморское село Кандалакша – была известна давно, а статус города получила 20 апреля 1938 года.

(фото «Старый город»)

……………… прочитают стихотворение, в нём говорится о том, какой была Кандалакша в далёкие, давние времена.
Кандалакша. А. Хоменко .


Кандалакша – село поморское
Вдоль залива, да под горой,
Избы серые, лодки плоские,
Ветер носится стороной.

Избы серые, лодки плоские,
Но незримо прошли года,
И плывут корабли громоздкие,
И приплывают сюда.

А по улицам светло – каменным,
Путь далек до деревни той,
Что ютилась веками давними
Вдоль залива да над горой.

Кандалакша – откуда произошло это название?

К сожалению, нет однозначного ответа на этот вопрос.

(ответы)

Старожилы нашего города помнят, что часть села Кандалакши, лежащая на левом берегу реки Нива, называлась Зарецкая сторона или Малая сторона, а на правом берегу – Деревня. Селение со временем разрасталось, появились порт, лесозавод, рыбоконсервный завод, а главное построена – железная дорога и край стал меняться.

(звучит отрывок из песни «Священная война»: сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

С первых же дней войны Кандалакша стала прифронтовым городом. Многие кандалакшцы ушли в армию. Они воевали на различных фронтах В. О. войны, в том числе и в Заполярье.

25 июня Советское информбюро сообщило: «24 июня 4 немецких самолёта пытались бомбардировать район Кандалакши». Но границу на Кандалакшском направлении фашистские захватчики перешли 1 июля. Бои были жестокими.

Немецкие войска рвались к нашему городу, имея приказ взять его не позднее 15 июля. В своих планах гитлеровцы особое внимание уделяли выходу к Белому морю. Это дало бы им возможность отрезать незамерзающий порт от центра страны. Много досталось и ж. д. узлу, электровозному и паровозному депо.

Кандалакшу гитлеровские самолёты бомбили по 15 - 16 раз в сутки, сбрасывая крупные фугасы и тысячи зажигательных бомб. В первый же налёт сгорел хлебозавод. На станции пылали вагоны с грузом и цистерны с горючим; повреждена контактная сеть и линия связи.

Промышленность города перешла на производство вооружения, боеприпасов и снаряжения. С первых дней тяжёлых боёв на Кандалакшском направлении в город хлынул поток раненых. Десятки женщин города пошли работать санитарками, медсёстрами и уборщицами в госпитали. Например, в школе № 1 в годы войны располагался эвакогоспиталь.

«Всё для фронта! Всё для победы!» - под этим лозунгом, ставшим главным для всего советского народа, жили и трудились кандалакшане.

82 дня шли тяжёлые, кровопролитные бои, когда мы отступали, но гитлеровцы продвинулись от границы на 75 км, потеряв при этом около 25 тысяч солдат и офицеров. Они не смогли выполнить задачу – выйти к Кандалакшскому заливу.

Сейчас о былых сражениях напоминают лишь скорбные памятники – обелиски. Это – наша вечная память, наша скорбь.

Очень много солдат погибло, защищая нашу Родину, и в память об их подвиге поставили памятники, обелиски. И ………………………… прочитают стихотворение «Обелиски Заполярья».



Стоят, чтобы память о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях!

Здесь, кровь оставляя на взрытом снегу,
Шли воины грудью на доты…
Словами я вряд ли поведать смогу
Про подвиг бессмертный пехоты!

Громили, крушили, сметали врага
На суше, и с неба, и в море!
Победа досталась, скажу не солгав,
Ценою страданий и горя.

Стоят обелиски на Кольской земле,
Как быль о минувших сраженьях.
Стоят, чтобы помнить о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях.

(показ фото – памятники воинам)

Прифронтовой город, на подступах к которому три года находились вражеские войска, выстоял и победил, благодаря мужеству и героизму его защитников. Ценой своих жизней погибшие защитники не пустили гитлеровцев в Кандалакшу, остановили врага на рубеже Верман. Многие улицы нашего города названы их именами.

(презентация «Улицы города»)

(чтение стихотворения

Я люблю этот маленький город,

Я люблю этот северный край,

Хоть здесь стужа господствует, холод,

Ветер воет в кустах разгуляй.

Я люблю здесь скалистые горы,

И леса, и холмы, и поля,

Синеокие реки, озёра,

В белой пене седые моря.

Городок так раскинулся чудно,

Окружён и рекой, и заливом,

Хоть известным назвать его трудно,

Со своим колоритным мотивом.

Летом в зелени он утопает,

В ярких красках рябина цветёт,

И берёза косу заплетает,

И черёмухи запах влечёт.

Хоть и узкие улочки, что ж,

И не так высокИ здесь дома,

В сказку Севера ты попадёшь,

Когда в город приходит зима.

На деревьях серебряный иней,

Белым пухом покрыты просторы,

В ясный день небосвод синий - синий,

В белых шапках красуются горы.

Я люблю этот сказочный город,

Я люблю этот северный край,

Для меня ты всегда будешь молод,

Кандалакша, живи, процветай.

(песня о Кандалакше)

17 октября 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы В. О. войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

(показ книги «Колокола нашей памяти»)

Г) – Ещё не закончилась война, пришлось кандалакшцам всё по сути делать заново: строить и восстанавливать разрушенное.

В 1944году возобновили прерванные работы по строительству Нива ГЭС -3 – ощущался острый недостаток в электроэнергии.

Алюминиевый завод – его строительство возобновилось вскоре после окончания войны, а в 1951 году он выдал первый металл.

Широкое развитие получили культура, народное образование и здравоохранение.

В начале 50-х годов строительство ДК «Металлург».

В 1959 г на территории города и района работало 46 школ, в которых обучалось 9 тысяч учащихся.

(показ фото «строительство»)

Д) Неузнаваемо изменилась Кандалакша за последние десятилетия. На месте пустырей и болот встали современные жилые кварталы, протянулись ленты асфальтированных дорог и тротуаров.

(показ фото «Современный город»)

Есть много людей родившихся в нашем городе, которых знает вся страна.

(презентация)

Художники отмечают удивительную палитру нежнейших красок, характерную для Беломорья. (выставка)

Очень многие люди, побывавшие в Кандалакше, влюбляются в этот край, и их тянет сюда снова и снова.

У Белого моря.

Есть город неброский – моя Кандалакша,

Где добрые, светлые люди живут.

Портовые краны над гладью залива,

Здесь скверы и улицы радуют глаз,

Здесь трубы взметнул в небеса горделиво,

Как славу рабочую, труженик КАЗ.

Здесь белые ночи, как сказка красивы,

И смотрятся сопки в озёрную синь.

Полярным сияньем расцвечены зимы,

И иней искрится на кронах осин.

У Белого моря, где скалы, как башни,

В суровом величье покой стерегут,

Есть город неброский – моя Кандалакша

И сердце навеки оставил я тут.

Сегодня мы совершили путешествие из прошлого в настоящее нашего любимого, юбилейного города.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БЫКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Все о тебе, моя Россия»

подготовила

Кочкина Любовь Александровна

учитель начальных классов

с.Новоникольское 2014г.

Литературно — музыкальная композиция

«Все о тебе, моя Россия»

(внеклассное мероприятие)

Цели: дать представление о героическом прошлом нашей Родины, о великом подвиге русского народа через поэзию, музыку; развивать кругозор, расширить знания об истории страны; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование : картины природы в разное время года, картина с изображением березки, герб Российской федерации, герб Волгоградской области, Быковского района, флаг Российской Федерации, гимн Российской федерации; танцевальные костюмы «Березка»

Звучит торжественная музыка: «Мы дети твои, Россия!» Дети выходят с шарами, флагами (бело-сине-красными)

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ: «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

(Звучит тихо музыка «Как упоительны в России вечера»)

Вед.1. Мы будем о России говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия

(А. Прокофьев)

Вед.2 . Россия, Россия, наша страна.

Очень и очень большая она.

Россия, родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем.

ТАНЕЦ ПТИЦ под музыку «Взмахни крылами Русь»

Вед. 3: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

(В.Гудимов)

Вед.2: Родина…, Россия…Край, где мы родились и живем. Это наш общий большой дом.

ПЕСНЯ «РОССИЯ»

Вед. 1: Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни — наша страна, наша Родина.

Вед. 2: А еще: Родина подобна огромному дереву, на котором каждый листик — это вклад людей в процветание страны.

Вед.3: Но каждое дерево имеет корни. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Ученик

Родина, суровая и милая

Помнит все жестокие бои.

Вырастают рощи над могилами

Славят жизнь по рощам соловьи.

(Л.Новацкая)

ТАНЕЦ «ЗАКАТЫ АЛЫЕ»

Вед. 1: Спасибо хочется сказать всем тем, кто подарил нам мирное небо над головой. Низкий поклон всем ветеранам. Великой Отечественной войны

Ученики

1. Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.

Я бы только одно у судьбы попросил –

Чтобы снова враги не пошли на Россию!

(Ю.Друнина)

2. Победа! Какое крылатое слово!

Оно, как огонь, зажигает сердца!

Оно трепетать заставляет любого!

Оно поднимает на подвиг бойца!

(А Усачев)

3. Победа — и залпы гремят над Москвою,

И трубы играют, и губы поют.

Привет тебе, пахарь!

Салют тебе, воин!

И Родине нашей, трижды салют!

ПЕСНЯ «СЧАСТЬЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»

Вед. 2: Любовь к Родине-России, гордость ее историей воплотились в символах:

Вед. 3: Гимн: Это торжественная песнь России. В ней — восхищение красотой, гордость, ее историей.

Ученики

1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

Вед. 1: Герб: В нем запечатленная история России, ее надежды, гордость.

Ученики

1.Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Герб Российской Федерации представляет собой красный щит. Фон герба – красный не случайно. Это цвет жизни.

2. На щите изображен двугла­вый орел, взгляды которого обращены к двум частям света - Европе и Азии. Орел - символ власти. Над головами орла - три короны, две ма­лые и одна большая; они соединены лентой - это символизирует кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

3. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

4. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

Вед. 2: Флаг: Ему отдают воинские чести и чтят как святыню.

ТАНЕЦ «ТРИ ЦВЕТА ФЛАГА»

Вед. 3: Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.

(О.Шестинский)

Вед.1: Символом России издавна считают березу. Россия и береза – эти понятия неразделимы.

Белая береза

Ты тоже родился в России –

Краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне – береза,

Береза – под каждым окном.

На каждой весенней полянке

Их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде березка:

Увидишь – и сердце замрет .

(М. Агашина)

Вед.2: Россия славится спортсменами, олимпийскими победами и рекордами. Елена Исинбаева, Мария Шарапова, Павел Погребняк, Евгений Плющенко, Александр Легков и многие другие.

СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ «ДАВАЙ РОССИЯ»

Вед. 3: Огромны просторы России. Повсюду расселились народности. У каждого в сердце своя – маленькая родина.

Ученики:

1.Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним — тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один — черкеску носит.

Другой надел халат.

2.Один — рыбак с рожденья,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей – весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна!

(В.Степанов)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТАНЕЦ-ПОПУРРИ РАЗНЫХ НАРОДОВ

/Таджики, корейцы, чеченцы, русские/

Вед.1: Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Вед.2: Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Вед.3: Национальные русские традиции прослеживаются в различных сферах жизни. Русское чаепитие, Русские хлеб-да-соль. Согласно русской традиции, хлебом и солью хозяева привечают дорогих гостей.

Звучит гимн хлебу

О ХЛЕБЕ (2008г. Санкт-Петербург)

1.Налилось зерно дивной силой

От неба, воды и земли.

Как поле пшеницы красиво!

От Солнца в нём цвет желтизны!

2.Оно — наша честь и богатство!

Природы энергия в нём!

В муку превратится однажды —

И хлеб из него испечём.

3.Без хлеба нет жизни на свете!

Хлеб — важность и суть бытия!

Хлеб — Жизни вселенская песня!

И он лишь всему голова!

Под музыку выходят волонтеры

1 Волонтёр Мы – волонтёрское движенье!

Для всех примером быть должны,

2 Волонтёр Развеять страх и все сомненья.

Наградой будет мир земли!

3 Волонтёр Когда смеются рядом дети,

Когда не тужат старики,

4 Волонтёр Когда не будет войн на свете –

Тогда мы будем не нужны!

5 Волонтёр Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

6 Волонтёр Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Нашей гордой судьбой..

Берегите Россию-

Нет России другой.

(Е.Синицин)

Заключительная песня «Вместе мы Россия»

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Стихи о Родине, России — http://www.russlav.ru/aktualno/stikhi-o-rossii.html

2. Песни о России — http://muznarod.net/artist/35687

3. Символы России — http://www.2fj.ru/istoriya/simvoly_rossii.php

4. Русские традиции, обычаи — http://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm

5. Народы России — http://www.opoccuu.com/narody.htm

6. Стихи о хлебе — http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/
7. Волгоградские спортсмены, чемпионы —

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 564

Литературно-музыкальная композиция

с конкурсными заданиями

Воспитатель:

Гладских Елена Павловна

г. Санкт-Петербург

Цель:

воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гражданственности.

Задачи:

  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитание здорового образа жизни.

Оборудование:

  • Символы: герб, гимн и флаг.
  • Музыкальное сопровождение.

Форма проведения:

Литературно-музыкальная композиция с конкурсными заданиями.

  1. Психологический настрой.

1. Под большим шатром

Голубых небес вижу –

Даль степей зеленеется.

2. Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

  1. Мотивация.

Ведущий . С чего начинается Родина… Каждый из нас рано или поздно пытается найти для себя ответ на этот вопрос и каждый решает его по-своему. Для кого-то Родина – это дом, двор, улица в большом городе. Другой назовёт так маленькую, тихую деревушку, где проводил каждое лето своего счастливого детства. Но у нас есть и общая, большая Родина – страна, в которой мы живём, родились и выросли.

Родина подарила нам язык, в котором столько добрых слов, на котором написаны любимые книги и песни. Родная земля влила в нас огромную, буйную силу с воздухом, водой и хлебом, выращенным хлеборобом и испечённым русской женщиной с любовью.

  1. Основная часть.

4. Что такое Родина? Это запах хлеба,

Солнышко лучистое, голубое небо.

Это травы сочные, это реки быстрые,

Это степи пыльные и луга душистые!

5. Что такое Родина? Всё, что людям свято,

И могила павшего за Родину солдата.

Пусть восходит солнце над Отчизной нашей,

Нет любимей Родины, и милей, и краше!

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных!

Что мы Родиной зовём…

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, и дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём…

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём…

Край, где мы с тобой живём

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём!

Песня «Ромашковая Русь»

1. Плывут туманы белые над кружевом дубрав,

И кажется особенным настой медовых трав.

Как сладок воздух Родины – дышу, не надышусь!

А в речке отражается ромашковая Русь!

2. Синицы рады песнями встречать зари восход.

И снова в роще кружится берёзок хоровод!

Горит в полнеба радуга, дивлюсь – не надивлюсь!

Аукну – и откликнется ромашковая Русь!

3. Куда не глянешь – светится хрустальная роса,

В малинниках, в орешниках – всех сказок чудеса.

На эти дали дальние смотрю, не насмотрюсь!

На все четыре стороны – ромашковая Русь!

Слово «Родина» произошло от древнего слова « род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – то старинного рода. А само слово «род» обозначает название древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода. Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её!

Родина – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.

Песня «Малиновый звон»

Сквозь полудрёму и сон

Слышу малиновый звон.

Это рассвета гонцы –

В травах звенят бубенцы.

Это средь русских равнин

Вспыхнули гроздья рябин,

Это в родимой глуши

Что – то коснулось души!

Малиновый звон на заре,

Скажи моей милой земле,

Что я в неё с детства влюблён,

Как в этот малиновый звон.

Этот малиновый звон

От материнских икон,

От той высокой звезды

Да от минувшей беды.

Пыльный затеплится шлях,

Где мы бродили в полях,

Где на заре, как сквозь сон,

Слышен малиновый звон.

Ведущий. Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, географическим положением.

Ведущий . Назовите основные символы государства.

Герб – это государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать. У нас очень красивый герб!

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня, бессмертия.

Правой лапой сжимает орёл скипетр. В его левой лапе – держава, золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него – серебряное копьё, которое помогло победить змея. Он повержен героем. Верный конь топчет копытами дракона.

Наш герб очень древний. Он появился более пятисот лет тому назад, в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Грозный – великий князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

Ведущий. Расскажите о значении цветов российского флага.

Три цвета на флаге России – красный, белый и синий.

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом Россией

Добыты честь и победа!

Синяя полоска – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!

Белый цвет – в нём добро, любовь, чистота,

Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

У каждого государства свой государственный гимн.

Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Прослушивание 1 куплета и припева гимна.

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз!

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы!

На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая берёзка –

Символ Родины моей!

Ведущий. Берёзку, милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии, прозе, музыке, живописи и фольклоре. России и берёза! Эти два понятия неразделимы!

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа!

Хоровод «Белая берёза»

Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

Какое милое и очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений! Где бы ты ни был, всматриваясь в берёзовый лес, разглядывая летящие к небу белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

Молодые берёзы – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, русыми косами.

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд…

Что шепчет тебе ветер?

О чём звенит песок?

Иль хочешь в кудри – ветви

Ты лучший гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум.

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:

«О, любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слёзы лил пастух».

И так вздохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей!»

Песня «Отчего так в России берёзы шумят…»

Отчего белоствольные всё понимают,

У дорог, прислонившись по ветру, стоят

И листву так печально кидают.

А на сердце опять горячо – горячо,

И опять, и опять без ответа.

А листочек с берёзки упал на плечо,

Он, как я, оторвался от ветки.

Я пойду по дороге – простору я рад!

Может быть, это всё, что я в жизни узнаю.

Отчего так печальные листья летят,

Под рубахою душу лаская.

Посидим на дорожку, родная, с тобой.

Ты поверь, я вернусь, не печалься, не стоит.

И старуха махнёт на прощанье рукой

И за мною калитку закроет.

Отчего так в России берёзы шумят,

Отчего хорошо так гармошка играет…

Пальцы строем по кнопочкам в раз пролетят,

А последняя, эх, западает!

Ведущий. Нельзя представить жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала жилища. И всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печи. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки.

Удивительна судьба русской берёзки! В мирное время она – радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. В грозные годы войны берёза стала символом непобедимой России.

За селом, вдали, на перекрёстке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые берёзки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех берёзок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на берёзках

Чёрные, глубокие рубцы.

С той поры с любовью о берёзках

Говорили часто мне бойцы.

Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенёс,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берёз!

Песня «Берёзовый сок»

Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

То плачут берёзы, то плачут берёзы.

Как часто, пьянея, средь белого дня,

Я брёл наугад по весенним протокам.

И Родина щедро поила меня

Где эти туманы родной стороны,

Где ветви берёз, что над заводью гнутся,

Туда мы тобой непременно должны

Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам, Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком.

И так же, как в детстве, меня напои

Берёзовым соком, берёзовым соком.

Ведущий . Россия всегда славилась своими песнями и танцами. В песнях русский человек грустит и радуется, баюкает детей, оберегает дом, воспевает родную природу. Песня – это тоже символ России. Мы должны знать, любить и передавать песню из поколения в поколение.

О России петь, что стремиться в Храм,

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь, что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

Русская песня прославляет родную природу.

«Ой, утушка моя луговая!»

Кто сложил её, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

Русской песней успокаивали и баюкали, оберегали. С русской песней тужили и плакали.

А слова её простые

Душу трогали до слёз.

Столько песен у России,

Сколько в рощице берёз!

С русской песней радовались и веселились.

Ярмарка – «Ой, блины!»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели!

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Сколько песен у России,

Выступление шумового оркестра.

  1. Итог.

Ведущий. Что же такое Родина? Оказывается, очень многое!

Сегодня мы затронули только малую толику того, что называют Родиной.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой!

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию – нет России другой!

Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.

Я бы только одно у судьбы попросил –

Чтобы снова враги не пошли на Россию!

О, России! С нелёгкой судьбою страна.

У меня, ты, Россия, как и сердце одна.

Я и другу скажу, скажу и врагу,

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу!

Почему мы любим все Родину – Россию?

Потому что нет нигде лучше наших пашен.

Лучше наших синих рек и полянок наших!

Мы о Родине своей распеваем песни,

Потому что нет нигде Родины чудесней!

  1. Завершение.

Песня «Солнце»

Один рассвет для всех горстями дарит солнце,

Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.

Не отнимайте солнце у детей,

И жизнь Земли вовеки не прервётся.

Чтоб над Землёй звучало каждый день:

«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет солнце!»

Мы вырастем и всё поможем вам исправить,

И крест ваш понесём, и не нарушим память.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити, страна, чтоб улыбались дети!


Цели урока: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к ее культуре, истории, традициям.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Ход мероприятия

Ведущий: Мы начинаем наш праздник “Россия – Родина моя”, посвященный зарождению Российской Федерации.

Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

Приложение 1. Слайд №1

Ведущий: Россия - страна, занимающая восточную Европу и северную Азию. Россия расположена в Северном полушарии , на севере материка Евразия . Её территория омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов , а также Балтийским , Чёрным , Азовским морями .

Приложение 1. Слайд №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9.

Ведущий: Москва – сердце России, один из самых красивых в мире городов. Ежегодно столицу посещают миллионы туристов, чтобы воочию увидеть Кремль, Красную площадь, Храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, Данилов и Новодевичий монастыри, Большой театр и Третьяковскую галерею.

Приложение 1. Слайд №10

Ведущий: В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Давайте внимательно рассмотрим Герб России.

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник поражает копьем змею. Это победа добра над злом.

Приложение 1. Слайд №11

Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага, любовь.
Но каждое государство имеет не только герб и флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн.

На сцену приглашаются ученики 4“Б” класса.
Прошу всех встать.

Композитор: А.В. Александрова.

Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

На сцену приглашаются ученики 3“А” класса

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.

Ведущий: Стих о Родине: Лучше нет родного края! П. Воронько

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

Композитор: Э.Колмановский.

Ведущий: Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!

Стихотворение о Родине для Вас прочтут ученики 2 “Б” класса

Здравствуй, Родина моя! В.Боков.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Какая наша Родина!

О Родине. В. Орлов.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык. Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом “россияне”.

На сцену приглашаются ученики 4 “Б” класса.

Русский народный танец “Березка”

Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

На сцену приглашается 3 “Б” класс

Композитор: Шаинский В.

Ведущий: Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.

На сцену приглашается 4 “А” класс

Ученик: Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Ученик: Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Ученик: Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Композитор: Островский А.

Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.

На сцену приглашается 2 “А” класс

Композитор: Баснер В.

Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все они живут дружно и стараются помогать друг другу.

Композитор: Тухманов. Д.

Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Литературно-музыкальная композиция

«РОССИЯ МОЯ РОДИНА»

1. Ведущий1:

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.

2. Песня «Гляжу в озёра синие»

3. Диалог ведущих с «Россией»

В.2: - О, светло-светлая и красно украшенная земля русская,

Многими красотами дивишь ты, озёрами многими.

В.1: - Дивишь ты реками и источниками местно-чтимыми,

Горами крутыми, холмами высокими.

В.2: Дубравами частыми, полями дивными,

Зверьми различными, птицами бесчисленными,

В.1: Городами великими, сёлами дивными.

Всего ты исполнена земля русская.

В.2: - Где же ты, Россия, начиналась?

Р.: - На лугу и в поле за страдой.

В.1: - Чем же ты, Россия, умывалась?

Р.: Ладожскою чистою водой.

В.2: - Чем же ты, Россия, красовалась?

Р.: - Что цвело, брала себе в полон.

В.1: - От какого горя отбивалась?

Р: - От того, что шло со всех сторон.

В.2: - Где же ты, Россия, расселилась?

Р.: - На холмах зелёных у воды.

В.1: - Как же ты, Россия, веселилась?

Р: - От веселья плакали лады!

4. Песня «Топни, ножка моя» и танец с шалями

5. Ведущий 1:

Милая Родина, тихая Родина!

Выгон да клён у плетня

Всё ль ещё вьётся за огородами

Тайная тропка моя?

Малая Родина грустью безбрежною

Ты мне навеяла вновь

Синее-синее, нежное-нежное

Детство из радужных снов:

Ведущий 2:

В скромном ли платье,

В шелках ли берёзовых

Видится ли наяву

Поле родное и небо со звёздами

Всё, чем дышу и живу.

Если порою бываю бессильна я,

Если недуги гурьбой

Ты – врачеватель мой, Родина милая,

Я исцеляюсь тобой.

6. Песня «Наш край»

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет поля чистого,

Где б разгул нашла воля смелая.

У тебя ли нет про запас казны,

Для друзей стола, меча недругу.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов.

Перед кем себя ты унизила?

Кому в чёрный день низко кланялась?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недругов.

За тебя в нужде сложить голову.

8. Песня «Вставай, страна огромная»

Сквозь время рвётся.

Год сорок пятый,

Рождённый в суровых боях под Москвой.

Москва! Священный город мой!

Мы связаны одной судьбой.

Мы за тебя уходим в бой,

Чтобы прикрыть тебя собой!

Упал у пашни у высотки

Суровый мальчик из Москвы,

И тихо сдвинулась пилотка

С пробитой пулей головы.

И, уходя в страну иную,

От мест родных невдалеке,

Он землю тёплую, сырую

Зажал в коснеющеё руке.

Я с врагом ненавистным в жестоких боях

За великое светлое дело

Буду драться,

Покуда есть силы в руках,

Беспощадно, упорно и смело.

И мерой нас какой ни мерьте,

Как ни оценивайте нас,

Мы здесь в глаза глядели смерти,

И мы не отводили глаз.

2 ведущий: Осенью 1941 года сотни тысяч девушек, женщин и пожилых мужчин, не подлежащих воинскому призыву, добровольно вступили в народное ополчение. Народ был полон решимости отстоять Москву.

Мы – одно. Мы насмерть будем биться

За Москву, за Родину свою.

Не дадим над нею надругаться

Никакому злому воронью.

Как разглядеть за днями след нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след.

На батарее были сплошь девчонки…

Что мы пережили, расскажет историк.

Был сон наш тревожен,

И хлеб наш был горек.

Да что там! Сравнения век не найти,

Чтоб путь описать,

Где пришлось нам пройти.

На проселках России

У деревни любой

Есть могилы простые

Под фанерной звездой.

Знаем их поимённо

Всех героев бесстрашных,

И склоняем знамёна

Перед памятью павших.

Песня «На Безымянной высоте»

Не надо про доблесть и отвагу,

Слова – всего лишь на всего слова.

Мы здесь стояли. И назад ни шагу.

Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.

1 ведущий: Дорого давалась первая победа. Сотни тысяч убитых, миллионы раненых и пропавших без вести. В битве под Москвой 110 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, более миллиона награждены медалью «За оборону Москвы»

Медаль свидетельствует миру

О нашей доблести в бою.

Солдаты, дети, командиры -

В крови, у смерти на краю,

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву, -

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву.

Победа – и залпы гремят над Москвою,

И трубы играют, и губы поют!

Привет тебе, пахарь!

Салют тебе, воин!

И Родине нашей салют!

Песня «Журавли»

9. Ведущий 1:

Ну, как такой землёй нам не гордиться!

Как не любить ее просторные поля!

Нам повезло на Белгородчине родиться.

Какая щедрая историей земля!

Знавала боль она, огонь и радость,

Не зарастали раны столько лет.

Теперь шумят высокие березы

Там, где в земле живого места нет!

Ведущий 2:

Сильна она по-прежнему народом,

Все также ценит правду и свободу,

Живет трудом, растит своих детей,

Гордится подвигами сыновей и дочерей.

А место подвигу всегда найдем:

Прославим землю белгородскую трудом!

Ее богатства сохраним и приумножим,

Сберечь судьбу великую поможем!

Жива святая Русь! Жива Россия!

Горят её, сияют купола!

От моря и до моря с новой силой

Звонят, звонят её колокола!

И кланяясь малиновому гуду,

«Молись за Русь, пока горит свеча,

Пока звонят колокола повсюду!»

(Колокольный звон)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!