Н в гоголь вечера на хуторе близ. Вечера на хуторе близ Диканьки Н.Гоголя

7f39f8317fbdb1988ef4c628eba02591

Сорочинская ярмарка

Действие происходит на ярмарке в местечке Сорочинец. На нее собираются жители окрестных деревень. На ярмарку приезжают Солопий Черевик с дочкой Параской. На ярмарке к ней сватается парубок, Черевик дает согласие, но его супруга выступила против такого поспешного решения. На ярмарке замечают красную свитку-символ проклятия. По легенде каждый год черт в свином обличии ищет свитку на ярмарке. Такую историю стал рассказывать Черевик своим гостям, как неожиданно в доме разбилась оконная рама и появилась рожа свиньи. Все перемешалось в доме, гости разбежались.

Вечер накануне ивана купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.

Красавицу дочь козака Коржа полюбил парубок Петрусь. Но Корж прогнал его. А дочку было решено выдать за богатого ляха. Петрусь в шинке знакомится с Басаврюком. Как оказалось, он превращался в человека, чтобы с помощью молодых людей отрывать клады. Петрусь не зная, соглашается помочь ему найти цветок папоротника в ночь на Иван Купала. В итоге Петрусь сталкивается в лесу со всякой нечистью и ведьмами. После этого он начинает сходить с ума. Люди, однажды прибежавшие в дом к Петрусю, обнаруживают лишь пепел вместо него. В ней местный комиссар приказывает дать согласие на женитьбу Левка на Ганне.

Майская ночь, или утопленница

Повествование ведется о двух влюбленных – Ганне и Левке. Против женитьбы выступает его отец. Левко рассказывает девушке историю о панночке, которую не взлюбила мачеха-ведьма. Панночка бросилась в воду и стала главной над утопленницами. Левко прощается с Ганной. Через некоторое время в темноте он слышит разговор его возлюбленной с мужчиной, который ругает Левка. Незнакомцев оказывается его отец. Левко с парубками решает проучить его. В дом к голове влетает камень. Вместо зачинщика поймали по ошибке Каленика. А герой отправляется к дому панночки, поет песню и соглашается сыграть в игру. Он безошибочно отличает ведьму среди утопленниц. В награду от панночки получает записку, адресованную отцу-голове.

Ночь перед рождеством

Ночь перед рождеством традиционное время для колядок. Все молодые парни и девушки выходят на улицы. Кузнец Вакула влюблен в дочь козака Чуба, который достаточно богат. Черт, который ненавидит кузнеца, ворует луну в надежде, что тот по темноте не пойдет к Оксане. Вакула, все таки отправляется в дом к Чубу, где красавица Оксана насмехается над ним. Заявляет, что станет женой кузнеца, если тот принесет ей черевички как у царицы. Случай помогает Вакуле. Ему удается поймать черта. Он приказывает ему везти в Петербург за черевичками. Кузнецу удается добиться приема у царицы, она дарит ему заветные башмачки. Возвращению Вакулы радуется вся деревня, он играет свадьбу с Оксаной.

Страшная месть

На свадьбе сына есаула Горобца собралось много гостей. Среди них Данило Бурульбаш с женой Катериною и маленьким сыном. В разгар свадьбы Горобец вынес две иконы для благословения молодых. В этот момент в толпе показался колдун, но сразу исчез, испугавшись икон. На следующий день, когда герои вернулись домой, Катерина рассказывает мужу о своем сне, будто колдуном был ее отец.. Данило решает проверить тестя и следит за ним в его доме. Опасения подтверждаются, колдуна заковывают в цепи в подвале, а Катерина отрекается от него. Но пожалев, отпускает его. Колдуну помогают ляхи, они жгут окрестности, в битве убит Данило. Затем колдун, придя к Катерине в другом обличии, убивает ее. Колдун отправляется после этого в Карпаты, но и сам по дороге принимает смерть.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван Федорович Шпонька, служивший в пехотном полку получает известие от тетушки, что та уже не в состоянии следить за поместьем. Герой получает отставку и отправляется в Гадяч. По дороге в трактире герой знакомится с Григорием Сторченко. Тетушка, встреча с которой, оказалась очень теплой, отправляет Ивана Федоровича за дарственной в Хортынь. Там он снова встречает своего знакомого Сторченко, у которого и должен быть документ на поместье. Сторченко пытается уверить Шпоньку что никакой дарственной не было. Хлебосольный хозяин пытается увести разговор на другие темы, знакомит Ивана Федоровича с барышнями-сестрами. Вернувшись к тетушке, Шпонька рассказывает ей об изворотливом Сторченко. Родственники решают ехать к нему вместе. На этом повествование завершается.

Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Действие происходит в деревушке. Глава семейства уехал торговать, дома остались жена, малолетние сыновья и дед. Вечером к дому подъехали чумаки, стародавние знакомые деда. Началось застолье. Дед пошел в пляс. Но вдруг, дойдя до определенного места, остановился и не смог сдвинуть ног. Стал оглядываться - не смог узнать где он, все казалось незнакомым. Дед определил в темноте тропинку, вдруг увидел огонек. Подумал что это клад, и решил оставить на этом месте заметку в виде сломанной ветки. На следующий день дед пошел искать то место, но хлынул дождь, и ему пришлось вернуться домой. На следующий день дед обнаружил то место и принялся его копать. Вдруг одолела вокруг нечистая сила, послышались голоса, над головой нависла гора. С выкопанным котлом дед бросился бежать. Но в нем кроме мусора ничего не оказалось. Дед решил, что то место заколдовано и больше туда не ходил.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы.
Сказки Гоголя разнообразны как по своим мотивам, так и по событиям, описываемых в них. Взять хотя бы самые известные: « », « », « », « », « », « », « », « » – у каждой свои герои, свои чудеса и свои события.

Сказки Гоголь Николай Васильевич
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Вечера на хуторе близ Диканьки

Одним из самых мистических и необычных писателей России за всю ее историю был, несомненно, Николай Васильевич Гоголь – насколько изящны, просты и, в то же время, фантастичны и удивительно красивы Сказки Гоголь Николай Васильевич «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, его повести, рассказы, пьесы и комедии…

И действительно, вряд ли можно найти другого такого автора, который умел бы с непревзойденной точностью и мастерством писать не только о вещах обыденных (вроде быта украинского села), но и описывать мистические явления и феномены (вроде нечистой силы, полетов в Петербург на черте, похищения луны и т.д.).

Сказки Гоголя – одни из лучших его работ, в которых проявилась вся любовь автора к Малороссии, к украинскому народу и традициям, к жизни простых крестьян, их верованиях, праздникам, обычаям. Практически все произведения пера Николая Васильевича, посвященные данной тематике, вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написаны они были автором на протяжении трех лет, а увидели свет в 1831 (первый том сказок Гоголя) и в 1832 (второй том) годах.

Своеобразным «географическим центром» сказок Гоголя, собранных в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» , как это видно уже из самого названия, стала та самая Диканька из детства Николая Васильевича – место его рождения и жизни. Еще один примечательный факт – все произведения из сборника связаны так называемым «обрамляющим сюжетом», так как по задумке автора, эти сказки и легенды будто бы были собраны и записаны украинским пасечником Рудым Паньком со слов его деда-запорожца Фомы Григорьевича.

Сказки Гоголя разнообразны как по своим мотивам, так и по событиям, описываемых в них. Взять хотя бы самые известные: « », « », « », « », « », « », « », « » – у каждой свои герои, свои чудеса и свои события. Но все эти сказки объединены одним – в них изображается во всей своей красе славный, добрый, трудолюбивый и честный украинский народ с его поверьями, традициями и даже легендами. Ведь красавицам-девушкам и смелым, чистым сердцем, парубкам в произведении противостоят мистические, полуязыческие потусторонние силы. Впрочем, добро в этих сказках все равно побеждает, справедливость торжествует, а нечисть уходит ни с чем. Так автор противопоставляет духовность, свет и благодать человеческой души тьме потустороннего мира.

Сказки Гоголя и по сей день любят во всех уголках, как России, так и Украины. Их изучают в школе, ими зачитываются дети и взрослые. И причиной тому не только нашумевший мистицизм этих произведений, но и искрометный юмор, харизматические персонажи, талантливое изображение жизни украинского села.

Цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки» - представляет во всей красе живописную картину украинской жизни 17-18 веков. Период, в который Гоголь создавал свой шедевр, был самым счастливым в жизни автора, полного впоследствии воплотившихся грандиозных литературных планов. Наряду с всенародным признанием, цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» получил высокую оценку гениального литератора современности - Александра Сергеевича Пушкина.

История создания

Детство Гоголя прошло в одном из живописнейших мест Украины - на Полтавщине, в селе Диканька. С давних времен об этом месте ходило множество фантастических слухов и легенд. Отголоски детских впечатлений во всей полноте отразились в ряде повестей Гоголя, составивших собою единый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1829 году автор начал работу над произведением, а в 1831-1832 годах цикл был издан и высоко оценен литературным сообществом. Отдельные повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» претерпели множество театральных постановок и экранизаций.

Анализ произведения

Описание произведения

Каждая из частей предваряется ироничным повествованием мнимого автора - пасечника Рудого Панька.

Сорочинская ярмарка. Повесть о смекалистом щеголеватом хлопце Грицке, который завоевал право жениться на богатой панночке Параске своей хитростью и находчивостью. Действие сопровождается красочным описанием ярмарки и отличается особым сатирическим живописанием образов некоторых героев.

Вечер накануне Ивана Купала. Жутковатое повествование, окутанное мистическим колоритом, гласит о том, что неправедно добытое богатство не приносит счастья его обладателю.

Майская ночь или Утопленница. Эта повесть отчасти перекликается сюжетом с «Сорочинской ярмаркой». У молодого козака Левка есть возлюбленная девушка Ганна. Чтобы воссоединиться с будущей невестой, хитрому парубку приходится обращаться к помощи мистической девушки - утопленницы Панночки.

Пропавшая грамота. Повесть пронизана фантастическим колоритом с элементами живого гоголевского юмора. Дед, у которого украли грамоту, деньги, коней и шапку, с помощью крестного знамения выигрывает краденое в карты у ведьмы.

Ночь перед Рождеством. И снова история женитьбы простого и смекалистого хлопца на прекрасной панночке. Кузнец Вакула добивается любви богатой сельской красавицы Оксаны. Свое счастье они обретают не без помощи нечистой силы. Тронутая простодушием кузнеца, царица, дарит вожделенные черевички для будущей невесты кузнеца.

Страшная месть. Рассказ, написанный в эпическо-повествовательном стиле. Жуткая история козацкого атамана Данилы Бурульбаша и его жены Катерины, вынужденной сделать страшный выбор в отношении своего отца-чародея. В финале повести колдун сполна расплачивается за свои страшные злодеяния.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Единственная чисто бытовая сатирическая зарисовка о мелком помещике, пытающемся заполучить свое наследство. Единственная незавершенная повесть гоголевского цикла.

Заколдованное место. Рассказ о злых шутках нечистой силы. Фантасмагорическая история о поисках и обретении «клада» в заколдованном месте.

Главные герои

Герои цикла делятся на несколько групп:

  • молодые парубки, обладающие как простодушием, так хитростью и смекалкой - Грицко, Левко и Вакула;
  • прекрасные панночки, родители которых очень придирчиво относятся их будущим женихам - Параска, Ганна, Оксана;
  • комические персонажи показанные во всей полноте гоголевского юмора - Пацюк, Чуб, Шпонька и др.;
  • нечистая сила, проделки которой часто наказывают героев некоторых рассказов цикла(Петрусь, Дед из последней повести) за их страсть к богатству, а иногда нечисть становится помощником хитрых и смекалистых персонажей в достижении их цели.

Структура произведения

Композиционно произведение представляет собой 8 повестей, расположенных в двух книгах (по 4 повести в каждой). Введением в красочный мир украинской жизни является предисловие мнимого издателя Рудого Панька, которое предваряет каждую из книг.

Подлинная поэзия, увиденная автором в жизни и преданиях украинского народа, разворачивается в самых разнообразных ее проявлениях: бытовые сцены современной жизни, исторические предания и фантастические народные легенды. Обилие фантасмагорических сцен призвано придать большую контрастность добру и злу, борьбе христианского начала и чертовщины.

Итоговый вывод

Творчество Гоголя представляет собой особую ценность - описанная с большой любовью личность простого человека ничуть не умаляется присутствием сатиры. Многие герои описаны с изрядной долей доброго юмора, почерпнутого автором в реальной жизни украинских крестьян того времени. Самобытность стиля, поэтический талант к живописанию природных красот малороссийского села, лиричность и добрый смех делают гениальный цикл молодого писателя подлинным шедевром мировой литературы

«Вечера …» состоят из двух глав по четыре повести в каждой. Ниже приводится краткое содержание вечера на хуторе близ Диканьки. Прочитайте, и, возможно, Вам захочется ознакомиться с полным текстом повестей.

Часть первая

Сорочинская ярмарка.
Однажды семейство, состоящее из Солопия Черевика, его жены и дочки ехало на ярмарку в Сорочинец. Один из парубков попросил руки девушки, но Солопий отказал.
По ярмарке ходили слухи о красной свитке черта. Утром Черевик нашел рукав от красной свитки. А позже обнаружил пропажу лошади. Его схватили, обвинили в том, что он украл у себя кобылу. Грицько освободил Черевика, и тот согласился на свадьбу.

Вечер накануне Ивана Купалы.
Полюбил бедный Петрусь Педорку, дочь Коржа. Черт пообещал помочь, если тот сорвет цветок папоротника. Цветок указал место, где был клад. Чтобы достать его, Петрусь убил мальчика и получил золото.
Корж согласился на свадьбу. Но Петрусь постоянно сидел около золота. Колдунья пришла в дом к Петрусю, он очнулся и увидел перед собой мальчика. Утром нашли вместо Петруся пепел, а вместо мешков с золотом – черепки.

Майская ночь или Утопленница.
Эту историю Левко рассказывает своей Ганне. Была у сотника дочь и жена - ведьма. Выгнал отец дочь из дому, и та утопилась. Однажды утащила она свою мачеху под воду. Но та обернулась утопленницей и теперь панночка не знает, кто из них - ведьма.
Отец Левко положил глаз на Ганну. Как-то Левко увидел в пруду панночку. Он узнал в одной из утопленниц мачеху. В благодарность панночка дала ему записку к голове, в которой приказывалось поженить Левко и Ганну.

Пропавшая грамота.
Дед рассказчика зашил грамоту в шапку и поехал. В дороге он задержался на ярмарке. Там он встретил запорожца. Он попросил деда рассказчика не спать ночью и посторожить, чтобы его не утащил черт. Но дед все равно заснул. Просыпается – шапки с грамотой нет. Пошел он ночью в лес и вышел к костру, за которым сидели ведьмы. Дед стал угрожать перекрестить всех ведьм, и те отдали шапку и коня.

Часть вторая

Ночь перед Рождеством.
Дочка Чуба Оксана сказала, что выйдет за Вакулу, если он принесет ей черевички царицы.
Вакула вынес из дома мешок с чертом, которого туда спрятала его мать, и пошел к Пацюку. Тот посоветовал ему обратиться к черту.
Долетел Вакула на черте до Петербурга и пошел к царице. Он попросил у нее ее черевички, та поручила отдать ему расшитые золотом башмаки. Пошел Вакула к Чубу и тот согласился отдать ему дочь Оксану. Подарил Вакула ей черевички, и они поженились.

Страшная месть.
На свадьбе Данилы и Катерины появился колдун. Стало ей сниться, что он зовет ее замуж. Катерина узнала, что колдун - это ее отец. Решили его казнить, но он убедил Катерину отпустить его.
Спустя время в битве колдун застрелил Данилу. Катерина продолжало сниться, будто колдун убьет ее сына, если она не согласится выйти за него. Появился в селе гость, якобы друг Данилы. Катерина опознала в нем колдуна, бросилась на него с ножом, но тот заколол ее.
Колдуна стал преследовать его чудный рыцарь, пытался он скрыться от него, но не удалось. И умер колдун.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка.
Иван Шпонька уволился со службы и вернулся в свое имение к тетушке. Та уговорила его поехать к соседу искать дарственную на землю. Там познакомился он с 2 его сестрами. Тетушка надумала женить племянника на одной из них. Чем история закончилась, неизвестно, так как рукопись обрывается.

Заколдованное место.
Как-то плясал в огороде дед, да вдруг оказался в другом месте в поле у могилы, понял он, что тут клад, пометил место и решил прийти сюда еще раз. Когда вернулся другой ночью и стал копать, то выкопал котел. Нечистая сила пугала его, но он все равно дотащил котел до дома. Открыл его, а там всякий мусор. С тех пор дед решил не верить черту, огородил то место плетнем и ничего на нем не сажал.

Николай Васильевич Гоголь


Вечера на хуторе близ Диканьки

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Это что за невидаль: «Вечера на хуторе близ Диканьки?» Что это за «Вечера»? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава богу! ещё мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Ещё мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дёрнула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в неё».

Слышало, слышало вещее моё все эти речи ещё за месяц! То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет - батюшки мои! Это всё равно, как, случается, иногда зайдёшь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Ещё бы ничего, пусть уже высшее лакейство, нет, какой-нибудь оборвавшийся мальчишка, посмотреть - дрянь, который копается на заднем дворе, и тот пристанет; и начнут со всех сторон притопывать ногами. «Куда, куда, зачем? пошёл, мужик, пошёл!..» Я вам скажу… Да что говорить! Мне легче два раза в год съездить в Миргород, в котором вот уже пять лет как не видал меня ни подсудок из земского суда, ни почтенный иерей, чем показаться в этот великий свет. А показался - плачь не плачь, давай ответ.

У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), - у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, - тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберётся в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасичника Рудого Панька. За что меня миряне прозвали Рудым Паньком - ей-богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно. Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в пасичникову лачужку, усядутся за стол, - и тогда прошу только слушать. И то сказать, что люди были вовсе не простого десятка, не какие-нибудь мужики хуторянские. Да, может, иному, и повыше пасичника, сделали бы честь посещением. Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! Две из них найдёте в этой книжке. Он никогда не носил пестрядевого халата, какой встретите вы на многих деревенских дьячках; но заходите к нему и в будни, он вас всегда примет в тонком суконном балахоне цвету застуженного картофельного киселя, за которое платил он в Полтаве чуть не по шести рублей за аршин. От сапог его, у нас никто не скажет на целом хуторе, чтобы слышен был запах дёгтя; но всякому известно, что он чистил их самым лучшим смальцем, какого, думаю, с радостью иной мужик положил бы себе в кашу. Никто не скажет также, чтобы он когда-либо утирал нос полою своего балахона, как то делают иные люди его звания; но вынимал из пазухи опрятно сложенный белый платок, вышитый по всем краям красными нитками, и, исправивши что следует, складывал его снова, по обыкновению, в двенадцатую долю и прятал в пазуху. А один из гостей… Ну, тот уже был такой панич, что хоть сейчас нарядить в заседатели или подкомории. Бывало, поставит перед собою палец и, глядя на конец его, пойдёт рассказывать - вычурно да хитро, как в печатных книжках! Иной раз слушаешь, слушаешь, да и раздумье нападёт. Ничего, хоть убей, не понимаешь. Откуда он слов понабрался таких! Фома Григорьевич раз ему насчёт этого славную сплёл присказку: он рассказал ему, как один школьник, учившийся у какого-то дьяка грамоте, приехал к отцу и стал таким латыньщиком, что позабыл даже наш язык православный. Все слова сворачивает на ус. Лопата у него - лопатус, баба - бабус. Вот, случилось раз, пошли они вместе с отцом в поле. Латыныцик увидел грабли и спрашивает отца: «Как это, батьку, по-вашему называется?» Да и наступил, разинувши рот, ногою на зубцы. Тот не успел собраться с ответом, как ручка, размахнувшись, поднялась и - хвать его по лбу. «Проклятые грабли! - закричал школьник, ухватясь рукою за лоб и подскочивши на аршин. - Как же они, чёрт бы спихнул с мосту отца их, больно бьются!» Так вот как! Припомнил и имя, голубчик! Такая присказка не по душе пришлась затейливому рассказчику. Не говоря ни слова, встал он с места, расставил ноги свои посереди комнаты, нагнул голову немного вперёд, засунул руку в задний карман горохового кафтана своего, вытащил круглую под лаком табакерку, щёлкнул пальцем по намалёванной роже какого-то бусурманского генерала и, захвативши немалую порцию табаку, растёртого с золою и листьями любистка, поднёс её коромыслом к носу и вытянул носом на лету всю кучку, не дотронувшись даже до большого пальца, - и всё ни слова; да как полез в другой карман и вынул синий в клетках бумажный платок, тогда только проворчал про себя чуть ли ещё не поговорку: «Не мечите бисера перед свиньями»… «Быть же теперь ссоре», - подумал я, заметив, что пальцы у Фомы Григорьевича так и складывались дать дулю. К счастию, старуха моя догадалась поставить на стол горячий кныш с маслом. Все принялись за дело. Рука Фомы Григорьевича, вместо того чтоб показать шиш, протянулась к кнышу, и, как всегда водится, начали прихваливать мастерицу хозяйку. Ещё был у нас один рассказчик; но тот (нечего бы к ночи и вспоминать о нём) такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове. Я нарочно и не помещал их сюда. Ещё напугаешь добрых людей так, что пасичника, прости господи, как чёрта все станут бояться. Пусть лучше, как доживу, если даст бог, до нового году и выпущу другую книжку, тогда можно будет постращать выходцами с того света и дивами, какие творились в старину в православной стороне нашей. Меж ними, статься может, найдёте побасенки самого пасичника, какие рассказывал он своим внукам. Лишь бы слушали да читали, а у меня, пожалуй, - лень только проклятая рыться, - наберётся и на десять таких книжек.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!