Наблюдение сравнение измерение эксперимент. Сравнение и измерение

Тема 4. Занятие 2. Вопрос 2

Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Научные факты и методы их обобщения.

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с

обыденным состоит в его организованности и использовании целого

ряда методов исследования. Под методом при этом понимается сово-

купность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и

практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, прави-

ла в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатыва-

ются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама

действительность. Исследование методов познания и практической де-

ятельности является задачей особой дисциплины - методологии.

При всем различии и многообразии методов они могут быть раз-

делены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых на-

иболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалисти-

ческий метод.

2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти

во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том,

что они находят применение не на всех, а лишь на определенных эта-

пах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на

эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, ана-

лиз преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на

заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах нахо-

дят, как правило, свое проявление и преломление требования всеоб-

щих методов.

3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных

наук или областей практической деятельности. Это методы химии или

физики, биологии или математики, методы металлообработки или стро-

ительного дела.

4. Наконец, особую группу методов образуют методики, предс-

тавляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения ка-

кой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики - важное

условие успеха исследования.

Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных

методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые

находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к

наблюдению и эксперименту.

1Наблюдение - 0 это преднамеренное и целенаправленное восприятие

явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчи-

ненное задачам научного исследования. Основные требования к науч-

ному наблюдению следующие:

1) однозначность цели, замысла;

2) системность в методах наблюдения;

3) объективность;

4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, ли-

бо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство

в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Наблюдение в современной науке связано с широким использова-

нием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а

во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явле-

Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) зани-

мает операция измерения. Измерение - есть определение отношения

одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид

различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и

т.д., постольку важной составляющей исследования является интерп-

ретация полученных данных.

Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках,

где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его

отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различа-

ют простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи на-

ряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).

1Эксперимент 0 в отличие от наблюдения - это метод познания, при

котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или

гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результа-

Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в

том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так

сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия

протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно

повторяться.

Различают несколько видов эксперимента.

1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливаю-

щий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.

2. Вторым, более сложным видом является измерительный или ко-

личественный эксперимент, устанавливающий численные параметры ка-

кого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.

3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных нау-

ках является мысленный эксперимент.

4. Наконец: специфическим видом эксперимента является соци-

альный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм

социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального

эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов,

под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксиру-

ющие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они об-

разуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и

наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирич метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю­дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении живот­ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последовате­ли этого подхода считают его единственно возможным в науках, изу­чающих уникальные объекты, их поведен и историю.

Идиографический подход требует наблюдения и фиксации еди­ничных явлений и событий. Он широко применяется в историчес­ких дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. До­статочно вспомнить такие исследования, как работу А.Р. Лурии "Ма­ленькая книжка о большой памяти" или монографию З.Фрейда "Ле­онардо да Винчи".

Идиографическому подходу противостоит номотетический подход - исследование, выявляющее общие законы развития, существова­ния и взаимодействия объектов.

Наблюдение является методом, на основе которого можно реа­лизовать или номотетический, или идиографический подход к по­знанию реальности.

1.Наблюдение-целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с ис­пользованием технич средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюден и пр.). Одна­ко с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встре­чающиеся в обычных, "норм" условиях, а для познания су­щественных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосред­ственного восприят.Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и от­ветить на вопрос: "Что вызвало изменение в поведении?". Наблю­дение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволи­тельно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенности:

Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

Пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюден;

Сложность (порой-невозможность) повторного наблюден. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодейств наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие иссле­дователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведен.

Ограниченность метода вызвала к жизни др, бо­лее "совершенные" методы эмпирич исследован: экспери­мент и измерение (позволяют объективи­ровать процесс, ибо они проводятся с использованием спец аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в ко­личественной форме).В отличие от наблюден и измерен, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в спец созданных усло­виях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий.

2. Измерение проводится как в естественных, так и искусственно созданных услов. Отличие измерения от эксперимента-исследователь стремится не воздействовать на объект, а ре­гистрирует его характеристики такими, какими они являются "объ­ективно", независимо от исследователя и методики измерен (пос­леднее для ряда наук невыполнимо).

В отличие от наблюден-проводится в ходе приборно-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного ин­струмента: естественное "поведение" объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором. При измерении не­возможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследован.

Измерение определяют как некоторую операцию, с по­мощью котор вещам приписываются числа. С математич точки зрения это "приписывание" требует установления соответст­вия между свойствами чисел и свойствами вещей. С методической -это регистрация состояния объекта (объ­ектов) с помощью состояний др объекта (прибора). При этом должна быть определена функция, связывающая состояния-объ­екта и прибора. Операция приписывания чисел объекту является вто­ричной: числовые значения на шкале прибора мы считаем не пока­зателями прибора, а количественными характеристиками состоян объекта. Специалисты по теории измерений всегда большее внима­ние уделяли второй процедуре - интерпретации показателей , а не первой - описанию взаимодействия прибора и объекта. Операция интерпретации должна точно описывать процесс взаимо­действия объекта и прибора, а именно-влияние характеристик объ­екта на его показания.

Измерение-эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаи­модействия объекта с измерительным прибором, изменения состо­яний котор зависят от изменения состояния объекта . Прибором может быть не только внешний по отношению к исследователю пред­мет. Напр, линейка-прибор для измерения длины. Сам ис­следователь может быть измерительным инструментом: "чел есть мера всех вещей". И действительно, ступня, палец, предплечье слу­жили первичными мерами длины (фут, дюйм, локоть и пр.). Также и с "измерением" чел поведен: особенности поведения др исследователь может оценивать непосредственно-тогда он превращается в эксперта. Такой вид измерения сходен с наблюде­н. Но существует инструментальное измерен, когда психолог применяет какую-нибудь измерительную методику, напр тест на интеллект. В психологии под изме­рением понимают 2 совершенно различных процесса.

1. Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объек­тов реальности, котор производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь "измеряет" особенности субъективной реаль­ности испытуемого. В этом смысле "психологическое измерение" является задачей, данной испытуемому.

2. Психологич измере­ние во втором значении, о котором мы и будем говорить в дальней­шем, проводится исследователем для оценки особенностей поведе­ния испытуемого. Это - задача психолога, а не испытуемого.

Наблюдение условно можно отнести к "пассивным" методам ис­следования. Действительно, наблюдая поведение людей или изме­ряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предостав­ляет природа "здесь-и-теперь". Мы не можем повторно провести на­блюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь "внешние" свойства;

зачастую, чтобы выявить "скрытые" свойства, необходимо "спро­воцировать" изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия.

3. Для установления причинно-следственных связей между явле­ниями и процессами проводится эксперимент. Исследователь ста­рается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучае­мый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается при­чиной, а изменение состояния (поведения) объекта-следствием.

Эксперимент является "активным" методом изучен реальнос­ти. Исследователь не только задает вопросы природе, но и "вынуж­дает" ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют отве­тить на вопросы: "Как? Когда? Каким образом?", а эксперимент отвечает на вопрос "Почему?".

Эксперимент- проведение исследований в спец созданных, управляемых условиях в целях проверки эксперименталь­ной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе экспери­мента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и из­меряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует пла­ново и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называетсяэкспериментальным воздействием. Эксперимент-основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии. В науч ли­т термин "эксперимент" применяется как к целостному экс­периментальному исследованию-серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной эксперименталь­ной пробе-опыту.

Наблюдение явля­ется непосредственным, "пассивным" методом исследования. Из­мерение-пассивный, но опосредованный метод. Эксперимент-активный и опосредованный метод изучения реальности.


Похожая информация.


Сравнение и измерение

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В соответствии с двумя взаимосвязанными уровнями научного познания (эмпирическим и теоретическим) различают эмпирические методы научных исследований (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент, индукция и др.), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая обработка, и теоретические (анализ и синтез, аналогия и моделирование, идеализация, дедукция и др.); с их помощью формируются законы науки, теории.

В процессе научного исследования целесообразно использовать многообразные методы, а не ограничиваться каким-то одним.

Наблюдение

Наблюдение – это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение – это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него. Целенаправленность – важнейшая характеристика наблюдения. Наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в восприятии объекта многократно и в разных условиях, планомерностью, исключающий пробелы в наблюдении, и активностью наблюдателя, его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования.

Непосредственные наблюдения в истории науки постепенно сменились наблюдениями с помощью все более совершенных приборов – телескопов, микроскопов, фотокамер и т.п. Затем появился еще более опосредованный метод наблюдений. Он позволил не только приближать, увеличивать или запечатлевать изучаемый объект, но и преобразовывать информацию, недоступную нашим органам чувств, в доступную для них форму. В этом случае прибор-посредник играет роль не только "посыльного", но и "переводчика". Так, например, радиолокаторы трансформируют улавливаемые радиолучи в световые импульсы, которые могут видеть и наши глаза.

Как метод научного исследования наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования.

Сравнение и измерение

Важную роль в научных исследованиях играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Сравнение – это операция мышления, посредством которой классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание действительности. При сравнении производят попарное сопоставление объектов в целях выявления их отношений, сходственных или отличительных признаков. Сравнение имеет смысл только применительно к совокупности однородных предметов, образующих класс.

Измерение – это нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Целью измерения является получение информации об исследуемом объекте.

Измерение может проводиться в следующих случаях:

– в чисто познавательных задачах, в которых осуществляется всестороннее изучение объекта, без четкого сформулированных идей по применению получаемых результатов в прикладной деятельности;

– в прикладных задачах, связанных с выявлением определенных свойств объекта, существенных для вполне конкретного применения.

Теорией и практикой измерения занимается метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Для точных наук характерна органическая связь наблюдений и экспериментов с нахождением числовых значений характеристик исследуемых объектов. По образному выражению Д. И. Менделеева, «наука начинается с тех пор, как начинают измерять.

Любое измерение может быть осуществлено в том случае, если имеются следующие элементы: объект измерения , свойство или состояние которого характеризует измеряемая величина ; единица измерения ; способ измерения ; технические средства измерения , проградуированные в выбранных единицах; наблюдатель или регистрирующее устройство , воспринимающее результат.

Различают прямое и косвенное измерения. При первом из них результат получают непосредственно из измерения (например, измерение длины линейкой, массы с помощью гирь). Косвенные измерения базируются на использовании известной зависимости между искомым значением величины и значениями непосредственно измеряемых величин.

К средствам измерений относят измерительный инструмент, измерительные приборы и установки. Измерительные средства делят на образцовые и технические.

Образцовые средства являются эталонами. Они предназначены для проверки для проверки технических, т. е. рабочих средств.

Передача размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам осуществляется государственными и ведомственными метрологическими органами, составляющими отечественную метрологическую службу, их деятельность обеспечивает единство измерений и единообразие средств измерений в стране. Основоположником метрологической службы и метрологии как науки в России был великий русский ученый Д. И. Менделеев, создавший в 1893 г. Главную Палату мер и весов, которой проведена, в частности, большая работа по внедрению метрической системы в стране (1918 – 1927).

Одной из важнейших задач при проведении измерений является установление их точности, т е. определение погрешностей (ошибок). Погрешностью или ошибкой измерения называют отклонение результата измерения физической величины от ее истинного значения.

Если погрешность мала, то ею можно пренебречь. Однако при этом неизбежно возникают два вопроса: во-первых, что понимать под малой погрешностью, и, во-вторых, как оценить величину погрешности.

Ошибка измерения обычно неизвестна, как неизвестно и истинное значение измеряемой величины (исключения составляют измерения известных величин, проведенные со специальной целью исследования ошибок измерения, например для определения точности измерительных приборов). Поэтому одной из основных задач математической обработки результатов эксперимента как раз и является оценка истинного значения измеряемой величины по получаемым результатам.

Рассмотрим классификацию погрешностей измерения.

Различают систематическую и случайную погрешности измерения.

Систематическая погрешность остается постоянной (или закономерно изменяющейся) при повторных измерениях одной и той же величины. К постоянно действующим причинам этой погрешности относятся следующие: недоброкачественные материалы, комплектующие изделия, применяемые для изготовления приборов; неудовлетворительная эксплуатации, неточная градуировка датчика, применение измерительных приборов невысокого класса точности, отклонение теплового режима установки от расчетного (обычно стационарного), нарушение допущений, при которых справедливы расчетные уравнения и т. п. Такие ошибки легко устраняются при отладке измерительной аппаратуры или введением специальных поправок к значению измеряемой величины.

Случайная погрешность изменяется случайным образом при повторных измерениях и обусловлена хаотическим действием множества слабых, и поэтому трудно выявляемых причин. Примером одной из этих причин является считывание показаний со шкалы стрелочного прибора – результат непредсказуемым образом зависит от угла зрения оператора. Оценить случайную погрешность измерения можно лишь методами теории вероятности и математической статистики. Если погрешность в эксперименте существенно превышает ожидаемую, то ее называют грубой ошибкой (промахом), результат измерения в этом случае отбрасывается. Грубые ошибки возникают вследствие нарушения основных условий измерения или в результате недосмотра экспериментатора (например, при плохом освещении вместо 3 записывают 8). При обнаружении грубой ошибки результат измерения следует сразу отбросить, а само измерение повторить (если это возможно). Внешним признаком результата, содержащего грубую ошибку, является его резкое отличие по величине от результатов остальных измерений.

Другой классификацией погрешностей является их разделение на методические и инструментальные погрешности. Методические погрешности обусловлены теоретическими ошибками выбранного метода измерений: отклонением теплового режима установки от расчетного (стационарного), нарушением условий, при которых справедливы расчетные уравнения и т.п. Инструментальные погрешности вызваны неточной градуировкой датчиков, погрешностями измерительных приборов и т.д. Если методические погрешности в тщательно поставленном опыте можно свести к нулю или учесть введением поправок, то инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно – замена одного прибора другим, такого же типа, изменяет результат измерений.

Таким образом, наиболее трудно устраняемыми в эксперименте погрешностями являются случайные и систематические инструментальные погрешности.

Если измерения провести многократно в одних и тех же условиях, то результаты отдельных измерений одинаково надежны. Такую совокупность измерений x 1 , x 2 ...x n называют равноточными измерениями.

При многократных (равноточных) измерениях одной и той же величины x случайные погрешности приводят к разбросу получаемых значений x i , которые группируются вблизи истинного значения измеряемой величины Если проанализировать достаточно большую серию равноточных измерений и соответствующих случайных ошибок измерений, то можно выделить четыре свойства случайных ошибок:

1) число положительных ошибок почти равно числу отрицательных;

2) мелкие ошибки встречаются чаще, чем крупные;

3) величина наиболее крупных ошибок не превосходит некоторого определенного предела, зависящего от точности измерения;

4) частное от деления алгебраической суммы всех случайных ошибок на их общее количество близко к нулю, т.е.

На основе перечисленных свойств при учете некоторых допущений математически достаточно строго выводится закон распределения случайных ошибок, описываемый следующей функцией:

Закон распределения случайных ошибок является основным в математической теории погрешностей. Иначе его называют нормальным законом распределения измеряемых данных (распределением Гаусса). Этот закон в виде графика изображен на рис. 2

Рис. 2. Характеристики нормального закона распределения

р(x) – плотность вероятности получения отдельных значений x i (сама вероятность изображается площадью под кривой);

m – математическое ожидание, наиболее вероятное значение измеряемой величины x (соответствующее максимуму графика), стремящееся при бесконечно большом числе измерений к неизвестному истинному значению x; , где n – число измерений. Таким образом, математическое ожидание m определяется как среднее арифметическое от всех значений x i ,

s – среднее квадратическое отклонение измеряемой величины x от значения m; (x i - m) – абсолютное отклонение x i от m,

Площадь под кривой графика в каком-либо интервале значений x представляет собой вероятность получения случайного результата измерения в этом интервале. Для нормального распределения в интервал ±s (относительно m) попадают 0,62 всех проведенных измерений; в более широком интервале ±2s содержатся уже 0,95 всех измерений, а в интервал ±3s укладываются практически все результаты измерений (кроме грубых ошибок).

Среднее квадратическое отклонение s характеризует ширину нормального распределения. Если повысить точность измерения, разброс результатов резко уменьшится за счет уменьшения s (распределение 2 на рис. 4.3 б уже и острее, чем кривая 1).

Конечной целью эксперимента является определение истинной величины x, к которой при наличии случайных погрешностей можно лишь приблизиться, вычисляя математическое ожидание m для все большего числа экспериментов.

Разброс значений математического ожидания m, вычисленных для различного числа измерений n характеризуется величиной s m ; При сравнении с формулой для s видно, что разброс величины m, как средней арифметической, в Ön меньше разброса отдельных измерений x i . Приведенные выражения для s m и s отражают закон возрастания точности при росте числа измерений. Из него следует, что для повышения точности измерений в 2 раза необходимо сделать вместо одного - четыре измерения; чтобы повысить точность в 3 раза, нужно увеличить число измерений в 9 раз и т.д.

Для ограниченного числа измерений значение m все же отличается от истинного значения величины x, поэтому наряду с вычислением m необходимо указать доверительный интервал, в котором с заданной вероятностью находится истинное значение x. Для технических измерений вероятность 0,95 считают достаточной, поэтому доверительный интервал при нормальном распределении составляет ±2s m . Нормальное распределение справедливо для количества измерений n ³ 30.

В реальных условиях технический эксперимент редко проводится более 5 – 7 раз, поэтому недостаток статистической информации должен компенсироваться расширением доверительного интервала. В этом случае при (n < 30) доверительный интервал определяется как ± k s s m , где k s – коэффициент Стьюдента, определяемый по справочным таблицам

С уменьшением числа измерений n коэффициент k s увеличивается, что расширяет доверительный интервал, а при увеличении n значение k s стремится к 2, что соответствует доверительному интервалу нормального распределения ± 2s m .

Конечный результат многократных измерений постоянной величины всегда приводится к виду: m ± k s s m .

Таким образом, для оценки случайных погрешностей необходимо выполнить следующие операции:

1). Записать результаты x 1 , x 2 ...x n многократных измерений n постоянной величины;

2). Вычислить среднее значение из n измерений – математическое ожидание ;

3). Определить погрешности отдельных измерений х i -m;

4). Вычислить квадраты погрешностей отдельных измерений (х i -m) 2 ;

если несколько измерений резко отличаются по своим значениям от остальных измерений, то следует проверить не являются ли они промахом (грубой ошибкой). При исключении одного или нескольких измерений п.п. 1...4 повторить;

5). Определяется величина s m – разброс значений математического ожидания m;

6). Для выбранной вероятности (обычно 0,95) и числа проведенных измерений n определяется по справочной таблице коэффициент Стьюдента k s ;

Значения коэффициента Стьюдента k s в зависимости от числа измерений n для доверительной вероятности 0,95

7). Определяются границы доверительного интервала ± k s s m

8). Записывается окончательный результат m ± k s s m .

Инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно. Все средства измерения основаны на определенном методе измерения, точность которого конечна.

Инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно. Все средства измерения основаны на определенном методе измерения, точность которого конечна. Погрешность прибора определяется точностью деления шкалы прибора. Так, например, если шкала линейки нанесена через 1 мм, то точность отсчета (половина цены деления 0,5 мм) не изменить, если применить лупу для рассматривания шкалы.

Различают абсолютную и относительную погрешности измерения.

Абсолютная погрешность D измеряемой величины x равна разности измеренного и истинного значений:

D = x - x ист.

Относительная погрешность e измеряется в долях от найденной величины x:

Для простейших средств измерения – измерительных инструментов абсолютная погрешность измерения D равна половине цены деления. Относительная погрешность определяется по формуле.

После того как в предыдущих разделах был рассмотрен процесс моментального (текущего) приспособления производства к явлениям дефицита, перейдем к анализу возможностей наблюдения и измерения этих явлений.

Основательное изучение проблемы наблюдения и измерения дефицита необходимо по двум соображениям. (Следует отметить, что данный вопрос рассматривается не только в этом разделе, мы будем возвращаться к нему и в последующих главах книги.) Одно из соображений по своему характеру относится к теории познания. Предметом настоящей работы является описательная теория дефицитной экономики. Я считаю чрезвычайно важным выяснение вопроса о том, можно ли оперировать главными категориями теоретической конструкции, суть которой изложена в настоящей работе. В естественных науках сложилась практика, в соответствии с которой однозначное определение категории задается, по существу, указанием методов наблюдения и измерения явления. Не столь уж существенно с этой точки зрения требование, чтобы наблюдением измерение было проведено незамедлительно. Следует установить в принципе, можно ли наблюдать и измерять явления, которые отражают используемые в работе категории. Наш ответ положительный: наблюдение и измерение описываемых в настоящей главе явлений представляет собой хотя и трудную, но разрешимую задачу.

Другое соображение, в связи с которым проблема заслуживает подробного рассмотрения, заключается в том, что речь идет об информации, имеющей весьма важное значение для принятия практических хозяйственных решений. Как центральные, средние и низшие органы управления, так и предприятия должны знать, когда, где и в каких областях усилился или, наоборот, уменьшился дефицит, как складывается резерв. Поскольку речь идет об информации, предназначенной для принимающих решения хозяйственных руководителей, то, естественно, нельзя ограничиться анализом лишь принципиальных возможностей наблюдения и измерения дефицита. Необходимо рассмотреть конкретные практические условия их организации.

В дальнейшем - не только в данной главе, но и во всей работе - выражение «показатель дефицита» используется в качестве широкого собирательного понятия. Под ним будем понимать все количественные характеристики, которые прямо или косвенно отражают дефицит. Типичный пример - показатель, определяемый формулой (2.6). В последующих главах познакомимся со многими другими показателями дефицита.

Аналогичным образом выражение «показатель резерва» также используется как собирательное понятие. Сюда относятся не только показатели, определенные формулой (2.7), но и все прочие показатели, отражающие недоиспользование ресурсов.

Для показателей дефицита введено единое обозначение - 2, для показателя резерва - Эти обозначения используются в тех случаях, когда речь пойдет вообще (т. е. без конкретных статистических определений) о показателях дефицита и резерва. Совокупность показателей дефицита выражается через вектор гу совокупность показателей резерва - через вектор щ. Основные обозначения г и ^ будут дополняться некоторыми уточняющими символами, используемыми для выражения различных специальных показателей дефицита и резерва. Хотя, конечно, каждый конкретный показатель следует определять отдельно, будем придерживаться везде следующих общих правил и условий.

Каждый показатель дефицита является неотрицательной переменной, значение которой равно нулю, если в группе характеризуемых ею явлений полностью отсутствует дефицит. Величина показателя отражает интенсивность дефицита: чем выше интенсивность дефицита в группе описываемых показателем явлений, тем больше значение показателя.

Аналогично каждый показатель резерва - также неотрицательная переменная. Ее значение равно нулю, если рассматриваемый ресурс используется полностью. Чем больше недоиспользование ресурса, тем выше показатель резерва.

После выяснения сути вводимых понятий и описания обозначений познакомим читателя с некоторыми принципами и задачами измерения. 1.

Фиксируя дефицит, мало наблюдать и измерять уже совершенные действия, т. е.- в рамках настоящей главы - производство на предприятии и связанные с этим затраты. Следует также описать намерение, предшествовавшее действию. Дефицит как раз означает, что для запланированного объема производства при заданной технологии выявилось относительно недостаточное количество ресурсов.

Проблема заключается в том, что официально публикуемые статистические данные во всем мире описывают главным образом процессы, происходящие в реальной сфереу- производство, капиталовложения, товарооборот, потребление и т. д. Однако дефицит - это" явление, возникающее в сфере управления экономической системой. Намерения руководителей, принимающих решения (обусловленные самыми разными причинами - стремления и амбиции, плановые задания, спрос потребителей, заявки на фондируемые товары и т. д.), играют чрезвычайно важную роль в управлении экономикой, а также в руководстве деятельностью организаций и учреждений, являющихся составными частями этой системы.

Выявление «намерений» не легкая задача. (Хотя, возможно, намерения производителей выявить проще, чем намерения потребителей, о которых речь пойдет дальше.) Было бы неправильно предлагать какой-либо универсальный рецепт. В одних случаях целесообразно взять за основу планы, в других - вместо них или в дополнение к ним - выявить позицию руководителей предприятия до и после реализации намерения. 2.

Проблема, тесно связанная с предыдущей: попытаемся установить на субмикроуровне, что же явилось эффективным ограничением на пути роста производства? Если эту задачу не удастся решить другим путем, то можно выяснить истину, задав хозяйственным руководителям вопрос, почему они не производят больше продукции. Потому, что не оказалось в наличии того или иного материального ресурса? Есть ли резерв, который можно задействовать? Если есть, то что мешает его использовать?

Таким образом можно получить исключительно важные количественные показатели дефицита и резерва: частоту возникновения ресурсных ограничений, а также показатели, характеризующие имеющиеся в наличии резервы. 3.

Для того чтобы измерить масштабы дефицита в производстве, необходимо было бы проследить все три основные формы моментального приспособления, обусловленные дефицитом, т. е. не только первую, уже упомянутую форму - столкновение с самым жестким, ресурсным ограничением и сокращение производства до пределов, диктуемых наличием «узких мест», но также вынужденные замены и изменение структуры выпускаемой продукции.

Ни одно из указанных явлений нельзя описать с помощью единого обобщающего показателя. Возьмем, к примеру, вынужденную замену. Трудно поверить, что все потери и убытки, вызванные ею, можно было бы свести к одному общему показателю. Понадобилась бы, скорее, небольшая группа отдельных показателей. Прежде всего можно рассчитать общий масштаб вынужденных замен на каждом предприятии: например, какая часть продукций выпускается с помощью технологии, отличающейся от предписанной? Кроме того, можно определить распространение основных типов замен (например, замена отсутствующих на работе другими рабочими и т.

В соответствии с уже принятой нами методикой включим пока-

ч затели, отражающие вынужденное приспособление структуры производства, в список показателей дефицита (показатели г). 4.

Из предыдущих разделов данной главы, равно как из пунктов 2 и 3, следует, что и дефицит и резерв могут быть описаны только совокупностью большого числа показателей. И дефицит и резерв являются не скалярными, а векторными величинами. 5.

Дефицит и резерв следует измерять независимо друг от друга. Продумаем от начала до конца следующий вопрос.

Будем рассматривать производство на субмикроуровне, самым детальным образом и в каждый текущий момент. В этом случае о каком-либо одном элементарном событии производства мы можем сделать утверждение следующего рода: 17 мая в 9 часов 7 минут 14 секунд в цехе Б рабочий, обслуживающий третий станок, должен

был обрабатывать сталь марки 10. Был ли этот материал заранее подготовлен для него или не был? Пришлось ли ему дожидаться, когда подвезут сырье, или он мог использовать какой-либо иной материал? Другими словами: имелся либо запас, либо дефицит материала. Если предположить данное фиксированное намерение (сталь марки 10 должна быть обработана) и «абсолютную точность и непогрешимость» наблюдения, то эти два состояния - либо запас, либо дефицит - взаимно исключают друг друга. Однако если на микроуровне мы описываем общее состояние более крупного подразделения (несколько цехов, несколько предприятий, наличие нескольких видов ресурсов) или все события за более продолжительный период или агрегируем оба положения, т. е. рассматриваем более крупное хозяйственное подразделение за более длительный период, то дефицит и резерв уже не будут взаимоисключающими явлениями. Таким образом, возможно и даже вероятно, что дефицит и резерв возникнут одновременно.

Хотя логика такого рассуждения вполне понятна, оно все же не является само собой разумеющейся истиной. Напротив, традиционное экономическое мышление рассматривает дефицит и резерв как взаимоисключающие категории даже на микро- и макроуровнях. Мы еще будем неоднократно возвращаться к данному вопросу по различным поводам, поскольку он имеет чрезвычайно важное значение как для теоретического анализа, так и для экономической политики и практики.

Если принять сформулированные выше соображения, становится очевидным, что при агрегированном измерении дефицита и резерва было бы грубой ошибкой взаимно компенсировать «плюсы» и «минусы». Возьмем простой пример. Предположим, что штат цеха - 100 человек. В понедельник и вторник на работу пришли 90, а в среду и четверг- 110 человек (рабочих направили сюда из других цехов). Было бы полным искажением проблемы при оценке явления взять за основу статистические данные, в соответствии с которыми численность занятых составляет в среднем 100 рабочих. Вместо этого следует фиксировать как минимум три показателя: «удельный вес» по отношению ко всему рассматриваемому периоду тех дней, когда проявлялся дефицит рабочей силы, и соответственно «удельный вес» дней, когда возникал ее избыток; средний уровень дефицита в первом случае (10%) и средний уровень резерва во втором (10%).

Это, конечно, очень простой пример, используемый всего лишь для иллюстрации. При фактическом измерении часто потребуются более сложные показатели, чем в описанных случаях. Здесь подчеркнем лишь принцип: нужна отдельная статистика по дефициту, и отдельная - по резерву, причем эти данные нельзя «взаимно зачитывать», приводить к общему знаменателю.

6. Дефицит, резерв, вынужденная замена, изменение структуры производства и другие связанные с ними процессы проявляются в каждый момент на субмикроуровне в виде миллионов элементарных событий. Естественно, никакие наблюдения или измерения не могут описать все эти события полностью. Вместо этого надо попытаться дать статистическое описание явлений. Принимая во внимание сказанное в пункте 4, для описания основных типов событий, связанных с дефицитом и резервом, будем использовать различные показатели и по возможности для каждого из них дадим вероятностное распределение (или, по крайней мере, некоторое приближение к характеру разброса).

Выражение «статистическое описание» используется в том же смысле, в каком, например, в сфере физических исследований говорят о «статистической физике». Подобный метод применяют для описания элементарных событий и микроявлений в стохастической форме, без «перепрыгивания» в мир макрофизики крупных объектов. Нечто похожее необходимо и в описании экономических систем. Данный ход рассуждений будет продолжен в последующих главах.

После того как были рассмотрены некоторые принципиальные проблемы и общие задачи измерения, выскажем несколько соображений о практической организации наблюдений и измерений.

При должной изобретательности можно с помощью довольно большого числа способов измерить интенсивность дефицита, распространение вынужденных моментальных приспособлений и размеры резерва. Нужно признать, однако, что почти все эти измерения требуют трудоемких и дорогостоящих наблюдений. Например, необходимо учитывать простои из-за отсутствия внешних поставок, внутренние вынужденные перерывы (дефицит материалов, брак, невыход рабочего, неполадки в оборудовании и т. д.). Или вести учет вынужденных,отклонений от запланированной технологии и структуры производства.

Задача, однако, значительно облегчается тем, что нет необходимости в сплошном наблюдении. Достаточно провести наблюдение подходящей репрезентативной выборки, которая могла бы дать представление о предприятии, отрасли или народном хозяйстве в целом. И конечно, никаких возражений не может быть против частичного агрегирования: например, обобщения результатов тех или иных измерений"для промышленности или каких-либо видов ресурсов. Выдвижение детально разработанных предложений по данному вопросу не является целью настоящей работы. Очевидно, что систематическое наблюдение на уровне народного хозяйства за несколькими десятками показателей и описание их распределения достаточны, чтобы адекватно охарактеризовать на каждый момент состояние и динамику дефицита, резерва и вынужденного приспособления в производстве.

Классификация методов и уровни методологии.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым разным основаниям (критери­ям), - качественные и количественные; формальные и содер­жательные; методы естественных и методы гуманитарных наук и т.п.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы:

I. Философские (диалектика, метафизика, феноменология,

герменевтика и др.).

II. Общенаучные.

III.Частнонаучные (внутри- и междисциплинарные).

философские методы (являются предельно общими, т.е. не только общенаучными, в своем применении выходят за пределы науки, имеют направляющий характер, существенно влияют на выбор предмета исследования, его средств и правил. Таким образом, философские методы выполняют роль общеметодологических регулятивов, носят ориентирующий, но не предписывающий характер. Совокупность философских регулятивов выступает действенным средством, если она опосредована другими более конкретными методами. Философские регулятивы транслируются в научные исследования через общенаучные и конкретно-научные методы. Методологическая ценность философии находится в прямой зависимости от того, в какой мере она опирается на познание всеобщих существенных связей объективного мира. К числу философских методов относится, например, диалектический: формы мышления должны быть подвижны и гибки аналогично подвижности и переменчивости окружающего нас мира. Важнейшие принципы диалектики – историзм (рассмотрение предмета в его историческом развитии), всесторонность рассмотрения объекта, детерминизм и т.д.).

-общенаучные подходы и методы исследования могут рассматриваться как общелогические методы познания, которые позволяют объединять наблюдения и эксперименты, а так же правильно строить соответствующие рассуждения. К таким методам можно отнести системный, структурно-функциональный, вероятностный, метод формализации и т.д.;



-частнонаучные (или конкретнонаучные) методы, т.е.совокупность способов и принципов, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. Специфические методы отдельных наук имеют свои особенности, зависящие не только от общенаучного уровня познания, но и обусловленные особенностями той или иной области научного познания. Свойствами конкретнонаучных или специальных методов должна быть ясность, обоснованность (или отсутствие произвола), подчиненность определенной цели, результативность как способность обеспечить достижение намеченной цели, плодотворность как способность обеспечивать не только главные, но и «побочные» результаты, надежность как способность с большой степенью вероятности обеспечить получение истинностного знания, экономичность;

-дисциплинарные методы , рассматриваемые как система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, возникшей на стыке наук или входящей в какую-нибудь отрасль науки, а так же в эту группу включаются методы междисциплинарного исследования как совокупность интегративных способов, нацеленных на «стыки» научных дисциплин.

Наиболее важным для практики научного познания является изучение специфических методов эмпирического и теоретического исследования вкупе с анализом общелогических методов познания.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

Эмпирическое зна­ние - это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах. Эмпирическое знание основывается на чувствен­ном познании . Рациональный момент и его формы (суждения, поня­тия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. По­этому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения. Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект . Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измере­ние, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (от частного к общему), а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся).

2. Измерение - это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Качественные характеристики объекта, как правило, фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений.

3. Эксперимент - (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

4 Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое называется сравнение измерением



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!