Основной причиной вмешательства западных стран в ход боевых действий в России в 1917 году было желание взять под свой контроль ослабленные территории богатейшего на тот период государства. Масштабное вторжение иностранных войск поддерживали преступные силы Приднестровья, нижнего Поволжья, Украины и других областей, находившихся под контролем большевистской власти.
Начало вторжения
Рассматривая причины интервенции, нужно прежде всего отметить желание иностранных государств ухватить кусок территории, раздираемой внутренними междоусобицами. Высадка вражеского десанта происходила на территориях Крыма, Севастополя, Мурманска, во Владивостоке.
На территории Российской империи существовало огромное количество политических партий, не желающих подчиняться центру. Причины интервенции лежат на поверхности: воспользовавшись ослаблением границ страны в результате революционных настроений, противники большевиков стремились подавить советскую власть силой и установить свои порядки в государстве.
Также западные страны защищали свои интересы на территории Российской империи. В гражданский конфликт 1917 года вмешались: Франция, Германия, Великобритания, Америка, Япония. Поддержку им оказали местные группировки, к тому времени захватившие огромные территории.
Развитие и угасание вторжения
Причины интервенции в гражданской войне понять несложно. Преступные группировки желали свергнуть власть большевиков вооруженным восстанием. Западным странам оказывали поддержку следующие силы:
- Армия генерала Антона Деникина сдерживала южное направление.
- Донская казачья армия генерала Петра Краснова.
- Омск и Пермь занял Александр Колчак.
- Отдельные группировки заняли Севастополь, Батуми, Новороссийск.
- Одесса была сдана десанту из Британии, к ним присоединились подготовленные части французских диверсантов.
Все причины интервенции в гражданской войне в России сводились к одному: к желанию западных стран полностью парализовать революционную центральную власть и расчленить некогда мощную державу. На помощь пришли и австро-венгерские армейские подразделения. Ими были заняты территории современных Прибалтийских государств и южные области Российской империи.
Захватить и разделить богатые края ослабленной страны - это и были истинные причины интервенции в гражданской войне в России. Кратко ситуацию можно описать так: «стервятники почувствовали раненого зверя и попытались его добить, чтобы поживиться». Но нападение длилось недолго. Красная Армия начала наступательные действия с организации Восточного и Северного фронтов.
Перемены
Вторая половина 1918 года ознаменовалась успешными действиями со стороны Красной Армии. Сначала были освобождены области Поволжья, далее большевики двинулись на территорию Урала. Интервенты постепенно ретировались один за другим. Сначала с территории Российской империи ушли немецкие соединения. Поводом послужил революционный переворот на родине.
Следом за ними были дезориентированы французские силы. Немного позже удалились и британские войска. Но центральной власти предстояло 2 года кровопролитных битв с ополчениями белых группировок. Только в январе 1919 года удалось разбить армию Краснова. К маю были сломлены силы Колчака, Деникина, Юденича. К августу Красная Армия смогла освободить Среднюю Азию, территорию Украины, Крым.
Итог
Гражданская война в России 1917-1923 гг. унесла около 22 млн человеческих жизней, из них более 13 млн полегло на полях сражений. Ценой колоссальных потерь все же удалось сохранить целостность государства. Но сельское хозяйство и промышленность пришли в полный упадок. Предстояло длительное восстановление страны и борьба с внутренними прозападными настроениями.
Как итог можно выделить основные причины западной интервенции:
- Несовпадающие по взглядам настроения в массах разделились на мнение трудящихся и буржуа.
- Недовольство политикой большевиков в отдельных регионах страны.
- Противоречия с Германией по поводу подписания Брестского мира.
- Агрессия со стороны стран Антанты в ответ на выход России из мировой войны.
Развертывание сил интервентов имело колоссальные масштабы. Но революционеры объединились в борьбе против общего противника и нанесли решающие удары по позициям польских и врангелевских соединений. В результате были освобождены практически все территории Российской империи. Победа была достигнута благодаря поддержке народом большевистской власти. Основной причиной этого явления стали Декреты о мире и земле.
В - I
Войска какой иностранной державы находились на территории России до 1922г.? а) Великобритании б) США в) Японии
Кто возглавил первое антибольшевистское движение на Дону?
^ Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - II
Какими обстоятельствами оправдывали присутствие своих войск в России руководители Антанты?
Б) необходимостью предотвратить распространение большевизма по Европе
В) желанием предотвратить гражданскую войну в России
Какое событие стало первым актом вооружённого вторжения в Россию?
Б) оккупация румынскими войсками Бесарабии
В) оккупация турецкими войсками Закавказья
Кто стоял у истоков создания Добровольческой белой армии?
Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - III
Что такое интервенция? Какие страны Антанты участвовали в интервенции?
По случаю омского переворота генерал А.И.Деникин писал адмиралу А.В.Колчаку: «Признаём верховную власть , принятую Вашим превосходительством, в уверенности, что Вы солидарны с основными началами политической и военной программы Добровольческой армии».
А) восстановление единой и неделимой России
Б) восстановление монархии
В) восстановление в полном объёме законов, действовавших до февраля 1917 г.
Г) борьба против большевиков до полного их уничтожения
^ Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - IV
Кому из белых правителей России принадлежат слова:
Что такое гражданская война?
В чём заключались особенности иностранной интервенции?
Б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны
В) невмешательство во внутренние дела России
Г) активная материальная и финансовая помощь белому движению
^ Тема «Гражданская: красные» В - I
Кто лишний, почему?
Д) А.Я.Пархоменко е) М.В.Фрунзе ж) В.И.Чапаев
Кто возглавлял Революционный военный совет республики?
С какой целью в Красной Армии был введён институт военных комиссаров?
И народными повстанческими частями;
Б) для оперативного руководства войсками
В) для надзора за военспецами (бывшими царскими офицерами)
Г) для политического воспитания бойцов
^ Тема «Гражданская: красные» В - II
Выберите причины победы красных в гражданской войне:
Б) продуманная идеология в) центральное положение РСФСР
Какое событие стало причиной массового красного террора?
Б) деятельность боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы» в марте – июле 1918 г.
В) убийство в августе 1918 г. председателя Петроградского ВЧК М.С.Урицкого и покушение на В.И.Ленина.
По какому принципу составлены ряды?
Б) П.Н.Врангель, А.М.Каледин, Л.Г.Корнилов, Н.Н.Юденич, А.И.Деникин, А.В.Колчак;
^ Тема «Гражданская: красные» В - III
Когда в Красной Армии был введён институт военных комиссаров?
Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии, в соответствии с декретом от 15 января 1918 г.?
В) всеобщая воинская повинность в) всеобщее вооружение народа
Какие мероприятия характеризуют политику «военного коммунизма»?
Б) поголовная национализация промышленности
В) натурализация заработной платы
Г) развитие товарно-денежных отношений
Д) введение продразвёрстки
Е) принудительный труд
^ Объясни термины, расшифруй сокращения:
РСФСР, РКП (б), ВЦИК, СНК, ВРК, РВС, ВЧК, РККА, ВСНХ;
конституция , декрет, комбед, сепаратный мир, комиссар, террор, продразвёрстка.
Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 1
2. М.Б.Греков б) «Новая планета» 1921 г.
3. А.А.Дейнека в) «Тачанка» 1925 г.
4. К.Ф.Юон г) «Большевик» 1919 – 1920 г.
5.Б.М.Кустодиев д) «1918 год в Петрограде» 1920 г.
Выберите принципы большевистской политики в области культуры в 20-е годы:
Б) полная свобода творчества
В) больше памятников революционной тематики
Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 2
Определите, кому из указанных поэтов принадлежат следующие строки:
И там, и здесь между рядами 3. Тот, кто выпил полной чашей
«Кто не за нас – тот против нас, Без притворства может к нашей
Нет безразличных: правда с нами». Новой вольности примкнуть!
2. Стоит буржуй, как пёс голодный, 4. Ещё не все сломали мы преграды,
Стоит безмолвный, как вопрос , Ещё гадать нам рано о конце.
И старый мир, как пёс безродный, Со всех сторон теснят нас злые гады.
Стоит за ним, поджавши хвост. Товарищи, мы в огненном кольце!
^ А) Д.Бедный Б) А.Блок В) В.Брюсов Г) М.Волошин Д) О.Мандельштам
Выберите принципы большевистской политики в области образования:
Б) элитарное образование
В) бесплатное
Г) платное, в зависимости от ступени образования
Д) равное для всех
Е) сословное
^ Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 3
Подберите фамилии писателей по кратким характеристикам:
Б) несравненный живописец исчезнувшего быта
Г) старший символист
Д) глава футуристов, самый «кричащий» поэт
Е) поэт - революционный романтик
Расшифруйте сокращения:
Б) Пролеткульт
Д) ликбез
Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 4
Б) А.Ахматова, М.Волошин, В.Короленко, М.Пришвин, М.Булгаков, Е.Замятин
В) А.Блок, В.Маяковский, Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин, К.Малевич
Соотнесите произведения и фамилии авторов:
Б) К.Тренёв 2. к/ф «Броненосец Потёмкин»
В) С.Эйзенштейн 3. скульптура «Булыжник – орудие пролетариата»
Г) Д.Моор 4. роман «Железный поток»
Е) И.Шадр 5. пьеса «Любовь Яровая»
Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 1
Соотнесите достижения советской науки и фамилии учёных:
Б) А.И.Иоффе 2. генетика
В) И.В.Курчатов 3. физика полупроводников
Г) С.В.Лебедев 4. микрофизика
Д) П.Л.Капица 5. синтетический каучук
Какая фамилия выпадает из общего логического ряда, почему?
Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 2
Соотнесите названия произведений и их авторов:
Б) В.Мухина 2. кинокомедия «Весёлые ребята»
В) А.Гайдар 3. роман «Хождение по мукам»
Г) А.Толстой 4. скульптура «Рабочий и колхозница»
Д) М.Шолохов 5. повесть «Тимур и его команда»
В чём смысл создания творческих союзов?
Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 3
Соотнесите названия произведений живописи и их авторов:
Б) Б.Иогансон 2. «Новая Москва»
В) И.Грабарь 3. «Допрос коммунистов»
Г) Ю.Пименов 4. «В.И.Ленин у прямого провода»
Д) М.Сарьян 5. «Будущие лётчики»
Раскройте смысл понятия – соцреализм.
Тема «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 4
Раскройте смысл понятия – культурная революция.
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -1
Что лишнее, почему?
индустриализация, министерства, дефицит, теневая экономика;
экспорт нефти , импорт зерна, кооперация, экстенсивное развитие.
Тема «СССР в 60 – 80 е годы» В – 2
Кто лишний, почему?
А.Н.Косыгин, Л.П.Берия, Л.И.Брежнев, Ю.А.Андропов;
С.Королёв, А.Туполев, В.Вернадский, А.Сахаров.
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -3
По какому принципу составлены ряды?
50 % надбавка за сверхплановую продукцию, снятие запретов на ведение подсобного хозяйства, повышение закупочных цен;
роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение.
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -4
ЭВМ, НТП, ВАЗ, ГАЗ, БАМ;
КПСС, КГБ, Совмин, ВЛКСМ, МВД.
По какому принципу составлены ряды?
экономическое стимулирование , отраслевые министерства, хозрасчёт;
Байконур, «Восток», «Восход», «Союз».
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -6
Что лишнее, почему?
реабилитация, химизация, мелиорация, интенсификация;
соц.соревнование, экономическое стимулирование , неосталинизм, планирование.
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -7
Расшифруй абревеатуру (сокращения).
СССР, США, НАТО, ОВД;
МВД, КГБ, ПВО, ПРО.
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -8
Раскрой смысл терминов:
«развитой социализм», неосталинизм, номенклатура;
реформа, импорт, пятилетка.
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -9
Раскрой смысл терминов:
колхоз, совхоз, АПК;
диктатура, директива, национальный доход.
последствия гражданской войны для России
^ ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Гражданская война
Красный террор, белый террор
Продразверстка
Комбеды
Всеобщая трудовая повинность
Продотряды
Комуч
Руководители высших органов власти в Советской России в годы гражданской войны (установить соответствие).
1. Совет рабочей и крестьянской обороны
2. Совет народных комиссаров (СНК)
3. Революционный военный Совет Республики
4. ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией)
А) Л.Д.Троцкий б) В.И.Ленин в) Ф.Э.Дзержинский г) Я.Х.Петерс
События 1918-1919 гг. в Советской России (установить соответствие).
1. Покушение на В.И. Ленина
2. Постановление СНК "О красном терроре"
3. Убийство в Екатеринбурге царской семьи
4. Принятие Конституции РСФСР
5. Начало политики продовольственной диктатуры
6. Введение продразверстки
Самодержавие: кризис власти
Исходные данные
Проанализируйте события, связанные со свержением Николая II: от первых волнений на Путиловском заводе в феврале 1917 до подписания царем акта об отречении от престола. Выясните, какие политические силы (и стоящие за ними группы общества) выступали против монархии, какие – "за", а какие просто занимали позицию невмешательства и почему.
Задание:
1. Ответьте: что такое "кризис власти" вообще, в чем он может проявляться?
2. Из любого кризиса теоретически можно найти выход. Более того, именно в период кризисов восходят новые политические звезды! Вы – заместитель министра внутренних дел (на тогдашнем языке – товарищ министра). По убеждениям Вы – монархист. На дворе 24 февраля 1917 года. Контроль над ситуацией потерян: армия вышла из повиновения, а полиция слишком малочисленна. Правительство в панике, оно готово на все , но ничего придумать не может – ситуация нестандартная, а министры - стандартные. У вас есть шанс стать новой политической звездой, "спасителем Престола и Отечества": Составьте (в виде тезисов или блок-схемы) план действий по подавлению революции.
Российская революция от февраля к октябрю: периодизация
Февраль 1917 – захват восставшими рабочими и солдатами власти в Петрограде
Март – отречение Николая II, создание Временного правительства (кадеты) и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (умеренные социалисты – меньшевики и эсеры), соглашение между ними о признании Советами Временного правительства формальной властью
Апрель – натиск крайних "левых" на правительство, правительственный кризис, вызванный неспособностью кабинета контролировать стихию массового движения создание нового, коалиционного кабинета (кадеты плюс умеренные левые) с целью повышения его авторитета в массах
Июль – натиск крайних "левых" на правительство, правительственный кризис, создание нового коалиционного кабинета (увеличение числа меньшевиков и эсеров в кабинете)
Август – консолидация правых: созыв Государственного совещания, натиск правых на Правительство и Советы: Корниловский мятеж и его подавление, переход кадетов в лагерь правых сил: их выход из Временного правительства. Рост авторитета крайне левых в массах.
Сентябрь – созыв Демократического совещания (от кадетов до большевиков): попытка консолидации политического "центра" и ее провал. Политическая изоляция Временного правительства, окончательная потеря контроля над ситуацией в стране, усиление анархии
25-26 октября – большевистский переворот: свержение Временного правительства при опоре на немногочисленные отряды матросов и красногвардейцев и "нейтралитете" большинства рабочих и солдат.
Октябрь – Создание нового "советского" правительства – Совета Народных комиссаров, принятие первых большевистских декретов
Если признать эти события главными, определяющими содержание этого процесса, а их характеристику исчерпывающей, то:
1. Какое название наиболее точно отразит содержание данного процесса?
1. свержение самодержавия
2. становление российского парламентаризма
3. развитие революционного процесса: эволюция двоевластия
4. смена кабинетов Временного правительства
5. возникновение социально-политических противоречий в российском обществе
2. Какие периоды в нем можно выделить в данном процессе
1. с февраля по март , с марта по август, с августа по октябрь
3. Что в этом случае будет критерием периодизации (если не один из предложенных критериев не подходит для выделенных Вами периодов, пересмотрите Ваш ответ на предыдущий вопрос)
1. степень организованности массовых выступлений
2.степень политической энтропии (консолидации – поляризации) общества
3.динамика численности участников массовых антиправительственных выступлений
4.формы политической борьбы.
5.расширение территории, охваченной революционным движением
4. Какмогут называться выделенные периоды
1.Петроградский период – общероссийский период – большевистский период.
2.период открытого политического противостояния – период парламентских форм политического противостояния)
3.формирование двоевластия – кризис и крушение двоевластия
4.назревание предпосылок революции – начало революции – конец революции
5.период массового движения – период фракционной борьбы
Кризисы Временного правительства: политический аспект
Кризисы Временного правительства проявились в обострениях борьбы между тремя основными силами, действующими в русской революции.
1. Заполните Таблицу X, где охарактеризуйте эти силы , используя термины: радикалы, консерваторы, либералы, демократы, левые, правые, центр, социалисты. укажите, какие партии и группы составляли каждую из этих сил, кто являлся их лидерами
Таблица X Расстановка сил с февраля по октябрь 1917
2. Заполните Таблицу XI «Кризисы Временного правительства», где укажите:· причину кризиса: обострение борьбы между какими силами (лагерями) революции послужило причиной каждого кризиса (например: А-Б или В-А и т.п.), повод для кризиса (событие, непосредственно вызвавшее кризис)
Таблица XI. «Кризисы Временного правительства»
Кризисы Временного правительства | I | II | III | IV |
Партийный состав (%) | ||||
Количество "министров-капиталистов" | ||||
Количество "министров-социалистов | ||||
Причина кризиса | ||||
Повод для кризиса |
Начало иностранной военной интервенции и резкая активизация антисоветских политических центров
В конце 1917-го - начале 1918 г. важнейшим жизненным вопросом для Советской Республики был вопрос о мире с Германией. Советское правительство во главе с В. И. Лениным считало необходимым заключить с Германией мирный договор и, получив передышку, использовать ее для укрепления Советского государства. Эта ленинская политика встретила яростное противодействие внутренней и внешней контрреволюции.
Переговоры о мире с Германией начались еще в декабре 1917 г. Свои требования немцы подкрепляли силой. 18 февраля, нарушив условия перемирия, заключенного с Советским правительством 21 декабря 1917 г., они начали наступление, оккупировали значительную часть западных районов страны и создали непосредственную угрозу Петрограду.
Героическое сопротивление защитников советской Власти, в том числе отрядов молодой Красной Армии, заставило немецких генералов согласиться на возобновление мирных переговоров. 3 марта 1918 г. советская делегация подписала в Брест-Литовске мирный договор со странами австро-германского блока - Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией.
Однако страны Антанты пытались сорвать Брест-Литовский договор. 9 марта английский десант занял Мурманский порт, а 18 марта туда вошел французский крейсер «Адмирал Об». 5 апреля во Владивостоке высадились японские и английские войска, а также американские и французские воинские части.
25 мая началось антисоветское выступление чехословацкого корпуса, состоявшего из 50 тысяч военнопленных австро-венгерской армии. Советское правительство разрешило этим войскам по их просьбе отправиться через Владивосток из России. Эшелоны с чехословаками растянулись от Пензы до Владивостока. Державы Антанты спровоцировали чехословаков на антисоветский мятеж. В короткое время чехословацкие войска захватили важные центры Сибири, Урала, Среднего Поволжья и поддержали местные антисоветские силы.
14 июня Советское правительство выразило протест представителям США, Англии и Франции в связи с незаконным пребыванием в советских территориальных водах военных кораблей Антанты. Но интервенция усиливалась с каждым днем.
2 августа англичане захватили Архангельск, 3 августа высадили новый десант во Владивостоке, а 4 августа английские войска вступили в Баку.
Внешние враги Советского государства поддерживали всех, кто готов был выступить против Советской власти, и в широких масштабах организовали подрывную работу внутри страны. Положение осложнялось еще и тем, что весной 1918 г. в России разразился тяжелый продовольственный и хозяйственный кризис. Население городов голодало. Из-за отсутствия сырья и топлива промышленные предприятия закрывались. Не хватало продовольствия для армии. ВЦИК и Совнарком издали декрет о продовольственной диктатуре. Весь хлеб в стране был взят на учет. Крестьяне должны были продавать его государству по твердым ценам для централизованного снабжения населения и армии. В декрете ВЦИК и СНК от 13 мая говорилось: «Остается единственный выход: на насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответить насилием над владельцами хлеба».
В этой трудной обстановке резко активизировали подрывную деятельность все антисоветские силы. Возникали политические объединения и контрреволюционные центры, ставившие своей целью захват государственной власти. Они различались главным образом своей ориентацией на тот или другой лагерь внешних врагов Советского государства.
Первым политическим объединением, направлявшим антисоветские движения в стране, был созданный в Москве в марте 1918 г. нелегальный «Правый центр». В его образовании участвовали представители ЦК кадетской партии и существовавших еще со времен керенщины «Совета общественных деятелей», Торгово-промышленного комитета и «Союза земельных собственников». На организационных совещаниях по созданию «Правого центра» присутствовали: от «Совета общественных деятелей» - бывший товарищ царского министра внутренних дел Д. М. Щепкин, бывший товарищ министра внутренних дел С. М. Леонтьев, публицист А. С. Белоруссов (Белевский); от кадетской партии - профессор П. И. Новгородцев, Н. И. Астров, В. А. Степанов, А. А. Червен-Водали; от Торгово-промышленного комитета - известные промышленники С. А. Морозов, И. А. Бурышкин, А. М. Невядомский, М. М. Федоров; от «Союза земельных собственников» - бывший царский министр А. В. Кривошеин, член царского государственного совета В. И. Гурко, помещик И. Б. Мейснер; от монархистских групп - Л. Л. Кисловский и А. П. Рогович (бывший товарищ обер-прокурора Святейшего синода). Кроме того, в образовании «Правого центра» участвовали профессор П. Б. Струве, князья Г. Н. и Е. Н. Трубецкие. Руководителями объединения стали Новгородцев, Кривошеин, Гурко и Леонтьев.
Большинство деятелей этого объединения придерживалось германской ориентации. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией впоследствии отмечала: «Германофильский „Правый центр“, считавший возможным, в случае вступления в переговоры с немцами, добиться пересмотра Брест-Литовского договора, вступил летом 1918 г. в переговоры с представителями германского посольства в Москве о возможности путем оккупации Центральной России свержения советской власти и образования дружественного Германии правительства. Переговоры эти не привели к определенным результатам исключительно под влиянием колебаний немецкой политики, так как наряду с уклончивыми ответами на поставленные немцам вопросы о возможности и условиях пересмотра Брест-Литовского договора германский представитель высказался против оккупации Центральной России и обмолвился крылатой фразой: „Этого спектакля мы русской буржуазии не дадим…“ Представители „Правого центра“ вели тогда переговоры и с представителями Антанты в Москве и Петербурге, причем с представителями Франции от имени „Правого центра“ говорили В. И. Гурко и Е. Н. Трубецкой, и представитель французского правительства предложил „Правому центру“ через Е. Н. Трубецкого известную сумму денег за согласование политики „Правого центра“ с политикой Антанты».
Вскоре в «Правом центре» начались разногласия. Эти разногласия закончились выходом многих его деятелей из организации и образованием в мае-июне 1918 г. объединения под названием «Национальный центр», ориентировавшегося на страны англо-французского блока и США. Деятельность «Правого центра» стала замирать, и вскоре он вовсе прекратил существование.
В создании «Национального центра» участвовали кадеты Н. И. Астров, В. А. Степанов, Д. М. Щепкин, впоследствии к ним присоединились А. А. Червен-Водали, видный церковный деятель А. В. Карташев, бывший товарищ министра просвещения Временного правительства О. П. Герасимов, представитель Торгово-промышленного комитета М. М. Федоров. Первым председателем «Национального центра» был земский деятель октябрист Д. Н. Шипов, а после его ареста в начале 1919 г. председателем стал бывший член Государственной думы кадет Н. Н. Щепкин. По замыслу учредителей «Национального центра» он должен был стать штабом, направляющим деятельность всех правых групп, борющихся с советской властью. Этот центр поддерживал сношения с белыми генералами, воевавшими против Советской республики, и с подпольными военными группами, имевшимися в тылу.
Одновременно с объединением правых группировок происходил и процесс консолидации леволиберальных и правосоциалистических антисоветских групп. Этот процесс закончился образованием в Москве «Союза возрождения России», в который вошли представители партий народных социалистов, некоторые меньшевики-оборонцы, правые эсеры и часть кадетов. Основателями его были: народные социалисты Н. В. Чайковский, В. А. Мякотин, А. В. Пешехонов, правые эсеры Н. Д. Авксентьев, И. И. Бунаков-Фундаминский, несколько меньшевиков-оборонцев, кадеты Н. И. Астров, Н. М. Кишкин и Д. И. Шаховской, а также профессор С. П. Мельгунов.
Помимо «Национального центра» и «Союза возрождения России» в масштабе всей страны действовали тогда и другие нелегальные антисоветские организации (например, савинковский «Союз защиты родины и свободы»). Активизировались также националистические организации на окраинах страны.
Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна§ 5. Начало иностранной интервенции. Первое ополчение С падением Тулы закончилось восстание Ивана Болотникова, но гражданская война в России не прекратилась, она лишь перешла в новую стадию, осложненную иностранным вмешательством.1. ПОХОД ЛЖЕДМИТРИЯ II НА
Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторовЧасть вторая СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА В ПЕРИОД ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1918-1920
Из книги Гражданская война в Испании. 1936-1939 гг. автора Платошкин Николай НиколаевичГлава 8. Маневренная война, террор и начало иностранной интервенции (июль - сентябрь 1936 года) Мятеж 17–20 июля уничтожил испанское государство, в том виде, в каком оно существовало не только в республиканское пятилетие. В республиканской зоне первые месяцы реальной власти
Из книги Тайные операции ВЧК автора Голинков Давид ЛьвовичНачало иностранной военной интервенции и резкая активизация антисоветских политических центров В конце 1917-го - начале 1918 г. важнейшим жизненным вопросом для Советской Республики был вопрос о мире с Германией. Советское правительство во главе с В. И. Лениным считало
Из книги Европа судит Россию автора Емельянов Юрий ВасильевичГлава 14 Вторая Гражданская война 1918-1920 годов и новые волны иностранной интервенции Осуществление программы нормализации мирной жизни и начала строительства социализма, провозглашенной Лениным в конце апреля, было сорвано началом широкомасштабной Гражданской войны.
Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич15. Начало гражданской войны и попытка иностранной интервенции В IX главе Истории КПСС излагаются события, связанные с началом гражданской войны в России и попытками интервенции со стороны государств Антанты, в 1918 г. В частности говорится, что в 1918 г. «с запада и юга - от
Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С§ 14. Дальнейшая активизация интервенции Еще до разгрома Германии союзники усилили свои войска на севере (в Архангельске) и на востоке (в Сибири). Америка в августе активно ввязывается в интервенцию, перебрасывая во Владивосток 7 тыс. солдат. Япония сосредоточивает на
Из книги Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР автора Мелия Алексей Александрович1 Исторический опыт проведения эвакуации в годы Первой мировой и в период иностранной интервенции и Гражданской войны 1.1. Эвакуация в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)Серьезной работы по подготовке эвакуации предприятий и учреждений перед Первой мировой войной в
автора Комиссия ЦК ВКП(б) Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б) Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)ГЛАВА VIII ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ В ПЕРИОД ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920
Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)1. Начало иностранной военной интервенция. Первый период гражданской войны. Заключение брестского мира и упрочение Советской власти в результате ряда ее революционно-экономических мероприятий в момент, когда война на Западе была еще в полном разгаре, – вызвали
Из книги Война без линии фронта автора Долгополов Юрий БорисовичЧасть I. СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ, ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ
Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна1. Разгром иностранной интервенции в начале XVII века. Минин и Пожарский В 1584 году умер Иван IV. Царём стал его сын - болезненный Фёдор Иванович. Младший сын Грозного, маленький царевич Димитрий, погиб в 1591 году.В народе ходил слух, что царевич Димитрий был убит по
Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.Тема 7 Сибирь в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918–1920
Из книги Тайны русской революции и будущее России автора Курганов Г С30. ДВА ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОССИИ: СИЛАМИ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ И СИЛАМИ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ. Всячески восхваляя способ освобождения России силами русской эмиграции, авторы и не думают говорить, что к делу освобождения России силами иностранной интервенции надо
Во время иностранной интервенции 1918-1921 годов Россия была поделена на зоны влияния. Если бы планы интервентов осуществились, нашей страны в нынешних границах просто бы не было.
Начало интервенции
Сразу после «Декрета о мире» и перемирия Советской России с Германией на Восточном фронте, 3 декабря 1917 года США, Франция, Англия и союзные им страны приняли решение о разделе бывшей Российской империи на зоны интересов.
Речь шла об установлении связей с местными национальными правительствами и объявлении независимости Украины, Белоруссии, Кавказа, Польши, Финляндии и других стран Прибалтики, а также Дальнего Востока. Спустя месяц на специальной конвенции Англия и Франция разделили Россию на сферы вторжения.
Французская зона должна была состоять из Бессарабии, Украины и Крыма, а английская – из территорий казаков, Кавказа, Армении, Грузии и Курдистана. Американское правительство, оставаясь в тени, приняло доклад госсекретаря Лэнсинга о предоставления тайной поддержки британским и французским инициативам.
Как пишет историк Кирмель, в приложении к карте «Новой России», составленной государственным департаментом США, говорилось: «Всю Россию следует разделить на большие естественные области, каждая со своей особой экономической жизнью. При этом ни одна область не должна быть достаточно самостоятельной, чтобы образовать сильное государство».
Угроза целостности России шла не только с Запада, но и с Востока. 26 февраля 1918 года союзный главнокомандующий маршал Фош заявил, что «Америка и Япония должны встретить Германию в Сибири – они имеют возможность это сделать». Это стало началом агитации за военную интервенцию Японии на Дальнем Востоке. Уже 5 марта газета Daily mail настаивала на необходимости приглашения Японии в Сибирь и создания «Азиатской России», в противовес Европейской, под властью Советов.
Разлад в лагере союзников
И все же долгое время войска союзников не решались вторгаться в Россию. Во-первых, неоконченная война с Германией создавала слишком большие риски для рассредоточения людским ресурсов. Во-вторых, октябрьский переворот и большевиков долгое время никто не воспринимал всерьез, ожидая, что последние падут после проигрыша Германии.
По словам американского историка Ричарда Пайпса, Ленин и его партия были неизвестными величинами, и никто не воспринял всерьез их утопические планы и заявления. Преобладающим, особенно после Брест-Литовска, было мнение, что большевики являются ставленниками Германии и исчезнут с политической арены одновременно с окончанием войны.
Поэтому, в конце 1917 – начале 1918 года, «союзники» придерживались осторожного курса и предпочитали, по большей части, держаться в стороне. Кроме того, долгое время среди стран Антанты не было единого мнения по поводу открытой интервенции. В частности, против нее выступал американский президент Вильсон, который считал первостепенным лишь образование независимых государств в пограничных районах России, а интервенцию рассматривал как излишнее вмешательство в дела другой страны.
Его ярыми оппонентами были Черчилль, который после принятия генеральным штабом главного командования армиями Антанты резолюции «О необходимости интервенции союзников в Россию» и оккупации Мурманска Британией, видел в ослабленной России, в частности, прекрасный рынок сбыта и дешевый источник сырья.
Это давало возможность свободно конкурировать с Германией, чья промышленность была лучше. За ввод войск и расчленение России активно выступали и многие американские политики. В частности, американский посол провоцировал своего президента заявлениями, что Белое движение теряет терпение, ожидая союзнической интервенции, и может договориться с Германией.
Надо сказать, Германия тоже не обещала долголетия своему новому союзнику. Немецкий посол Мирбах писал, что он не видит дальнейшего смысла поддержания большевиков: «Мы, безусловно, стоим у постели безнадежно больного человека. Большевизм скоро падет... В час падения большевиков германские войска должны быть готовы захватить обе столицы и приступить к формированию новой власти». Ядро прогерманского правительства, по мнению Мирбаха, должны были составить умеренные октябристы, кадеты и крупные предприниматели.
27 августа в Берлине были заключены новые договоры Германии с обессилевшей Россией. Согласно им, Советское правительство обязывалось сражаться против Антанты на европейской и северной части России. Германии передавался контроль над остатками Черноморского флота и портовым оборудованием на Черном море. Было также решено, что в случае, если Баку будет возвращен России, то треть добычи нефти пойдет Германии. Кроме того, к договору добавлялись секретные статьи, по которым советское правительство обещало вытеснить с территории страны войска Запада с помощью германских и финских войск. Договор от 27 августа стал последней каплей в отношениях Советской власти и Запада. Широкомасштабная интервенция началась.
Во имя демократии
Запад находил все новые и новые поводы для продолжения интервенции. Сначала это были лозунги Черчилля: «Во имя победы в этой великой войне». Потом они превратились в громкие призывы: «Во имя демократии», «помощи в восстановлении конституционного строя в России» и так далее. При этом союзники отнюдь не торопились оказывать активную помощь Белому движению и освобождать своего «близкого соседа» от «открыто признанных врагов», по словам Черчилля. Как пишет историк Кимель, основная сложность состояла в том, что в результате установления плотных взаимоотношений между белыми правительствами и Антантой, сразу же стали видны различные цели белогвардейцев и европейских стран. Основным камнем преткновение было стремление царских генералов восстановить «Единую и неделимую Россию», в которой Запад, особенно Великобритания, видел потенциальную угрозу ее колониальным землям.
В отчете парламентского заседания английского парламента 8 и 17 ноября указано следующее мнение: «Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является спорной, поскольку они «борются за Единую Россию»… Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании… Один из наших великих людей, лорд Биконсфильд, видел в огромной, могучей и великой России, катящейся подобно глетчеру по направлению к Персии, Афганистану и Индии, самую грозную опасность для Великобританской империи». «Политика двойных стандартов» союзников даже без донесений разведки не была секретом для белых генералов. По словам генерала-майора Батюшина, достаточно было лишь ежедневно читать иностранную прессу, чтобы понимать истинные цели Запада. Сам Деникин с возмущением вспоминал в своих дневниках: «Из Парижа нам писали часто: помощь союзников недостаточна потому, что борьба Юга и Востока непопулярна среди европейских демократий; что для приобретения их симпатий необходимо сказать два слова: Республика и Федерация. Этих слов мы не сказали».
Движение солидарности
Помимо бескомпромиссной позиции лидеров Белого движения в вопросах целостности России, интервенцию изрядно усложняло и движение солидарности в странах Антанты по отношению к Советской России. Рабочий класс сочувствовал Советам и их поддержка вылилась в массовые выступления на всей территории Европы с лозунгами: «Руки прочь от Советской России». Они отказывались снаряжать военные суда для интервенции, препятствовали работе фабрик, что в военных и послевоенных условиях грозило крупным экономическим кризисом, который поставил бы Англию в зависимость от США. Большую проблему представляли собой и солдатские бунты. В 1919 году под Тирасполем восстали 55-пехотный полк и французский флот на Черном море. Война в революционной стране грозилась перерасти в революцию в странах-интервентах.
Компромисс с большевиками
Завершение Первой мировой войны окончательно определили дальнейшую судьбу интервенции. По условиям Версальского мирного договора на границах РСФСР создавалось множество независимых политических образований: Украинская народная республика, Белоруссия, Польша, Литва, Латвия, Финляндия, Эстонская республика, что являлось первоначальной целью стран Антанты. Поэтому в январе 1919 года на Парижской мирной конференции было принято решение отказаться от дальнейшего вторжения на территорию России, ограничив свою помощь Белому движению лишь военными поставками. Последнее решение тоже не было щедрым даром. За вооружение приходилось расплачиваться золотым запасом и зерном, в результате чего страдали крестьяне и популярность движения за восстановления «прежней» России во главе с белыми генералами неуклонно падала.
На этом этапе «союзнических отношений» между белыми и Западом никакой помощи от последних, можно сказать, не было. Шла обычная торговля – продавали избытки оружия союзнических армий по невыгодным контрактам. И то в недостаточном количестве: Деникину, например, англичане поставили всего несколько десятков танков, хотя у них после Первой мировой на вооружении стояли тысячи.
Существует еще одна версия, что после окончания Первой мировой войны и создания так называемого «санитарного кордона» вокруг РСФСР, союзникам, вопреки своей неприязни новому советскому правительству, было проще найти язык именно с большевиками, которые готовы были идти на многие компромиссы. Кроме того, послевоенная экономика требовала восстановления прежних экономических связей с Россией во избежание крупных кризисов и социальной напряженности. Поэтому, несмотря на то, что последние военные формирования были вытеснены с территории СССР (на Дальнем Востоке) в 1925 году, фактически весь смысл интервенции для стран Антанты изжил себя после подписания Версальского договора. Что касается Белого движения, то находясь на окраинах бывшей империи, без помощи извне и поставок оружия, они были обречены.
В современных условиях становления многополярного мира, несмотря на усилия международных организаций и гражданского общества, вооруженная агрессия по-прежнему остается не только распространенной альтернативой дипломатическому урегулированию конфликтов, но и одной из постоянно совершенствуемых насильственных практик.
По мнению экспертов, в данный момент мировой истории происходит масштабное внедрение военных приемов и средств в сферу международных отношений. Место войны, ранее являвшейся, фактически, единственной формой вооруженного противоборства стран и народов, в XX – начале XXI веков все активнее занимают терроризм, геноцид, интервенция и т.д. Последнее из этих понятий в настоящее время получает все более широкое распространение на международной арене, хотя в «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом В.В. Путиным 12 февраля 2013 года, подобные операции названы «подрывающими устои международного права».
По мнению Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, использование военных интервенций с целью смены политических режимов в неблагополучных странах – это «прямой путь к потере контроля за глобальными процессами, что больно ударило бы по всем членам мирового сообщества, включая инициаторов внешнего вмешательства»
. Это убеждение поддерживается и сотрудниками зарубежных научных организаций, по словам которых, сейчас «почти невозможно установить глобальный демократический контроль над проведением интервенций», а «начав интервенцию, становится невозможно ее контролировать» . Опасность усиливается еще и тем обстоятельством, что в рамках подобных операций главной действующей силой часто становится отнюдь не армия, а иные государственные ведомства и институты (например, специальные службы), акции которых, как правило, носят скрытый, неявный характер.Между тем, изучение интервенции с теоретической точки зрения является для отечественной науки сравнительно новой темой. Несмотря на то, что отдельные случаи иностранного военного вмешательства во внутренние дела независимых государств (Кореи, Греции, Вьетнама и т.д.) нашли отражение в исследовательской литературе, на данный момент сложно говорить о существовании общей теории, способной объяснить сущностные черты таких операций. Этот факт не может не вызывать озабоченности, если учесть, что еще в 1874 году в книге «Начало невмешательства» профессором Л.А. Камаровским был поставлен вопрос о необходимости создания общей теории интервенций. Он считал, что отвергать возможность существования такой теории могут только «люди мало знакомые с природой государства и законами»
, однако до настоящего времени обращения исследователей к этой теме были достаточно редкими. В результате, в научной литературе по данной проблеме отсутствует даже унифицированный терминологический аппарат.Как правило, отечественные ученые употребляют термин «интервенция» в значении «насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства»
. Это определение является устоявшимся, но вряд ли можно полностью с ним согласиться. Указанная дефиниция, описывая особый вид международных конфликтов, не позволяет до конца понять ни причины и цели осуществления интервенции, ни специфические средства, используемые для достижения этой цели, ни систему отношений, возникающих в ее процессе, между противоборствующими сторонами.Зарубежные специалисты также не смогли придти к единообразному определению «интервенции» – наиболее классической стала дефиниция немецкого юриста Л.Ф. Оппенгейма, звучащая следующим образом: «насильственное вмешательство одного государства в дела другого государства с целью поддержания или изменения текущего положения вещей»
. Впрочем, сейчас в политической науке используется и более упрощенное определение: «насильственное вмешательство одного государства в дела другого государства» .Естественно, использовать столь расплывчатое определение в сколько-нибудь масштабном научном исследовании не представляется возможным, поскольку в таком случае терминологическая граница между различными видами военно-политических операций будет практически стерта. И если сейчас, скажем, путаницы между понятиями «интервенция» и «война» в исследовательской литературе, как правило, уже не происходит, то понятия «интервенция» и «вторжение» часто совершенно неверно используются как синонимы. Для понимания основных характеристик интервенции необходимо, в первую очередь, выявить черты, отличающие данный вид конфликтов от иных форм межгосударственного противостояния.
В первую очередь, важным отличием интервенции от войны или вторжения является тот факт, что вмешательство может осуществляться без непосредственного участия армейских подразделений с помощью специальных разведывательно-диверсионных органов, а также средств дипломатии (формами интервенции могут быть названы политические убийства, шантаж, организация заговоров и переворотов и др.
). Отсюда, различают открытые и скрытые интервенции – если первые проводятся с открытым применением военной силы, то вторые реализуются с помощью секретных, негласных методов и средств. В современных условиях эта особенность интервенций приобрела большую актуальность, и во внешнеполитических конфликтах цели сторон все чаще достигаются не за счет прямого вооруженного воздействия, а с использованием альтернативных форм: диверсионных, экономических, дипломатических, информационных, психологических и т.д. В этой связи российский военный специалист В.А. Золотарев считает, что « новую эпоху «невоинствующих» войн, в которых политические цели достигаются не посредством прямого вооруженного вмешательства, а путем применения иных форм насилия, подрыва мощи противника изнутри» открыло политическое противостояние СССР и США во второй половине XX века. Тем не менее, можно утверждать, что начало этой «эпохи» было связано, скорее, с Первой мировой войной, когда использование разведывательно-диверсионных средств для инспирирования внутриполитической дестабилизации противников приобрело большие масштабы – подобные методы с разной степенью успешности применялись как державами Антанты, так и Тройственного Союза.В дальнейшем, широкое распространение получила, например, экономическая интервенция, включающая в себя финансирование оппозиционных сил; провоцирование забастовок; подделку национальной валюты; введение санкций экономического характера и т.д.
Такие методы применялись в 1951 году в отношении Китая после его вступления в Корейскую войну, в 1972–1973 годах в Чили, в 1980-х годах – против Никарагуа и т.д. Даже деятельность Коминтерна по финансированию социалистических партий и групп в Европе и за ее пределами может считать формой экономической интервенции. В этой связи обратимся к решению Международного суда ОНН по делу «Никарагуа против США». В данном документе содержалось достаточно любопытное указание на то, что « помощь повстанцам в виде поставок оружия или оказания тыловой либо иной помощи», будучи формой интервенции, не является формой «вооруженного нападения» . Тем самым, возможность осуществления невооруженных интервенций была признана официально.Помимо этого, в рамках современных концепций все больше специалистов склоняются к идее, что интервенцией можно называть лишь операцию, которая проводится в странах, где уже существуют серьезные внутриполитические противоречия, либо перешедшие в фазу вооруженной борьбы, либо имеющие тенденцию к этому. В этом состоит ее коренное отличие от вторжения, которое в основном направлено против внутренне стабильных государств, и имеет своей целью, как раз, дестабилизацию положения в них для извлечения выгоды (территориальных захватов, наложения контрибуции, распространения влияния и т.д.). Применительно к интервенции, можно наблюдать совершенно противоположную картину – как выразился известный американский политолог С. Хантингтон, «политические причины, провоцирующие военную интервенцию… лежат в области отсутствия или низкого уровня эффективности политических институтов»
, то есть внутренняя слабость, а вовсе не сила, государства создает предпосылки для иностранного вмешательства.Более того, военные интервенции «происходят не в вакууме, и никогда не были абсолютно неожиданными», «они рождаются из череды серьезных политических кризисов»
в далеко не благополучных странах. К моменту введения иностранных войск на территорию независимого государства, легитимность действующей власти в нем уже находится под сомнением, как это было на Кубе в 1906 году или в Советской России в 1918 году. И хотя зарубежные интервенции также часто направлены на извлечение выгоды, но предполагают ее получение за счет урегулирования конфликтов на определенной территории, а отнюдь не их провоцирования или эскалации. Даже минимальный опыт их изучения доказывает, что, иностранное военное вмешательство часто направлено не только на подавление насилия на конкретной территории, но и на инспирирование там социально-политических изменений. К числу таковых можно причислить получение автономии или независимости отдельными регионами страны, подвергшейся интервенции (если ожесточенная борьба за независимость была причиной вмешательства), демилитаризацию, принятие новых законов и подзаконных актов, изменение формы государственного устройства (от демократии до военной диктатуры) и т.д.На данную особенность обращали внимание многие ученые. Например, исследователи из США С. Бланк и Л. Гринтер пришли к выводу, что «с 1775 года в каждой крупной гражданской войне или революции международная интервенция играла или стремилась играть огромную роль»
. Вторил им и академик Академии военных наук Российской Федерации, профессор Л.И. Ольштынский, по словам которого, «революции и гражданские войны в истории были часто связаны с вмешательством внешних сил разных форм и масштабов» . Об этом же писал и сотрудник американского Стратегического исследовательского центра К. Пол, указывая на тот факт, что интервенция рождается как ответная реакция на какой-либо непредвиденный кризис, могущий привести к неприемлемым последствиям, а потому требующий немедленных действий .Профессор Оксфордского университета сэр А. Робертс выделил 8 основных причин интервенций, имевших место в истории международных отношений: помощь законному правительству в условиях гражданской войны; ответная интервенция (контр-интервенция); защита собственных граждан в другой стране; самозащита; поддержка нации или колонии в борьбе за самоопределение; препятствие беспорядкам и терроризму; предотвращение массового нарушения прав человека
. Как видно, почти все эти причины связаны с наличием в стране, подвергшейся интервенции, вооруженной борьбы между различными группами.Другой крупный западный исследователь этого феномена – профессор Гарвардского университета С. Хоффманн – также видел прямую взаимосвязь между внешней интервенцией и внутренними конфликтами. В книге «Мировой беспорядок» 1998 года издания он утверждал, что двумя основными причинами, создающими необходимость иностранного военного вмешательства в дела суверенного государства, могут быть либо угроза международному миру с
его стороны, либо массовое нарушение в нем прав человека . Оба эти фактора прямо характеризуют степень конфликтности политического режима. В эту концепцию органично вписывается даже интервенция Антанты в Россию, так как, с одной стороны, стремление большевиков к организации мировой революции угрожало глобальному миру, а с другой – проводимая в РСФСР политика «красного террора» вполне может трактоваться как масштабное нарушение прав человека. Соответственно, легитимация интервенций, как правило, связывается не столько с национальными интересами, сколько с необходимостью отстаивания общечеловеческих ценностей, сохранения мира и стабильности, как на конкретной территории, так и в глобальном масштабе.Подобный подход далеко не нов и встречается даже в правовых концепциях XIX века. К примеру, в работах Х. фон Роттека, утверждалось, что в случае распада государства на несколько борющихся самостоятельных образований, оказание военной помощи любому из них являлось абсолютно законным и приемлемым актом
. Британский правовед и политический деятель сэр Р. Филлимор в «Комментариях по международному праву» делал недвусмысленное заключение, что государство имеет полную возможность вмешиваться во внутренние дела соседей, если ими установлен политический режим, открыто враждебный правительствам и народам других стран . Причем в ту эпоху, как и сегодня, легитимность интервенции зависела от масштаба конфликта, числа жертв и динамики эскалации .Данная особенность достаточно ярко выражена и в докладе «Международной комиссии по гуманитарной интервенции и государственному суверенитету» 2001 года. В документе главными причинами возможного военного вмешательства в конфликт были названы неспособность государства защитить граждан и
массовые потери среди населения (геноцид, «этнические чистки» и т.д.), а условиями интервенции провозглашались: наличие благих намерений; соответствие масштабов цели используемым средствам; исчерпание возможностей мирного урегулирования; гарантии достижения положительных результатов .К этому стоит добавить замечание профессора Гронингенского университета У.Д. Верви, по мнению которого, государство-интервент должно в обязательном порядке быть беспристрастным и не иметь какой-либо политической или экономической заинтересованности в исходе конфликта
. Кроме того, важное дополнение к этому списку сделал Президент школы права Таллиннского университета Р. Мюллерсон – по его словам, интервенты должны преследовать цель «остановить или предотвратить страдания населения, а не способствовать смене политического режима» в стране . Впрочем, на практике в современном мире достижение первой цели подчас практически неосуществимо без второй. В таком ракурсе совершенно не удивительно, что легитимность интервенции, как операции, не носящей характер войны, как в прошлом, так и в настоящее время, строится в основном на общественной поддержке .Фактически, можно утверждать, что действия инициаторов интервенции часто представляют собой попытку разрешить внутренний конфликт с помощью внешнего
. Недаром российский исследователь И.П. Чернобровкин назвал военную интервенцию «крайним средством миротворческого контроля», необходимую в условиях, когда «посредничество и невоенные ресурсы давления оказываются недостаточными для прекращения… насилия» . В этом его поддерживает политолог А.А. Сушенцов, считающий, что уже долгое время «на практике стирается грань между боевыми действиями и миротворчеством» . Далеко не нов такой взгляд и для зарубежной науки – например, в работах Дж. Старки и Л. Оппенгейма по международному праву интервенция называется в числе средств урегулирования территориальных споров наряду, скажем, с блокадой и эмбарго .Таким образом, интервенция представляет собой интернационализированный внутренний конфликт (
«военные действия внутри страны, которые принимают характер международных» ) и является внешней реакцией на начало в каком-либо государстве восстания, геноцида, гражданской войны. Такие случаи в истории международных отношений далеко не редки. Например, только в XX веке через интернационализацию прошли вооруженные конфликты в Финляндии в 1918 году (противников поддерживали в основном РСФСР, Германия и Швеция), в Испании в 1936–1939 годах (наиболее активными иностранными участниками в ней были Германия, Италия, Португалия и СССР), во Вьетнаме в 1957–1975 годах (в этом конфликте в разной степени принимали участие около 10 зарубежных стран), в Никарагуа в 1981–1990 годах и т.д. В вооруженном конфликте в России в 1918–1920 годах также участвовало также более десятка стран.В XIX–XX веках интернационализация была обусловлена не столько инициативой международного сообщества, сколько стремлением самих участников внутреннего конфликта заручиться поддержкой из-за рубежа (такого рода помощь должна была уравновесить силы или склонить «чашу весов» на сторону того из противоборствующих лагерей, кто смог заручиться поддержкой более могущественной державы). Поводом к интернационализации могло служить принципиальное неравенство сил (асимметрия в военно-техническом и политическом потенциале), нарушение противником общепринятых правил и законов, а также непропорционально большое число жертв с одной из сторон. Сегодня же наблюдается иная ситуация – широкое распространение получили операции по принуждению к миру, в рамках которых доминирующей стала последовательность «сила – право – мир». Ведь государства, как правило, не стремятся признавать существование вооруженного конфликта в рамках своих границ (даже в тех случаях, когда он очевиден), поэтому международному сообществу приходится использовать силовые методы остановки взаимного насилия. Этот механизм современные французские исследователи называют «гибридом из дипломатических и военных методов разрешения конфликтов». Силовое воздействие в этой системе не является главным элементом, но обойтись без него невозможно – как пишет французский генерал П. Сартр, «отказ от использования силы ради достижения целей миротворческой операции придает ей некий имидж, который не только не сдерживает деструктивные элементы, но и даже может спровоцировать их»
.В рамках современных представлений можно выделить три формы интернационализации внутреннего вооруженного конфликта
:- Прямая поддержка группировок, участвующих во внутреннем противоборстве, разными государствами или группами государств;
- Вмешательство иностранного государства или группы государств в конфликт на стороне одной из противоборствующих группировок;
- Вмешательство иностранного государства или группы государств в конфликт с целью его урегулирования.
Третья разновидность как раз и может быть названа интервенцией.
По всей видимости, ключевым в данной схеме является тот факт, что иностранное военное вмешательство ведет к интернационализации внутреннего вооруженного конфликта независимо от своей интенсивности
. Так, численность воинского контингента, отправленного в другую страну для проведения военно-политических операций, решающего значения в данном вопросе не имеет. Даже минимальное количество зарубежных военспецов может изменить баланс сил и способствовать эскалации конфликта. В результате изучения различных форм и методов иностранного вмешательства, С. Хоффманн предложил их дифференциацию по степени интенсивности на три категории: в первом случае действия зарубежных сил ограничиваются оказанием гуманитарной помощи населению страны, в которой происходит конфликт; на втором уровне проводятся операции по «принуждению к миру» как в оборонительной, так и в наступательной форме; третий сценарий предусматривает применение любых средств, способных подвигнуть противников к прекращению огня и переходу к переговорам, вплоть до физической ликвидации политических лидеров противоборствующих лагерей. Несмотря на то, что подобный формат урегулирования, по сути, означает выход за рамки правового поля, он неоднократно применялся в ходе конфликтов на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Кавказе и в Латинской Америке .Правда, по данным ведущего научного сотрудника
Института мировой экономики и международных отношений РАН Е.А. Степановой, применение таких методов урегулирования во второй половине XX века доказало их несостоятельность – из 190 проанализированных ей случаев использования иностранной военной интервенции лишь в 57 (то есть, в 30%) имело место прекращение открытой конфронтации . Мало того, благодаря исследованиям американцев Ф. Персона и М.О. Лаунсбери из Уэйнского государственного университета удалось установить, что интервенции в гражданские войны не способны принципиально изменить и политический режим страны – из 109 рассмотренных учеными эпизодов в 80% случаев недемократические государства после зарубежных вмешательств остались таковыми же. При этом в таких странах на 7–11% более вероятно отсутствие экономического роста по сравнению с государствами, не пережившими внешней интервенции, и в среднем на 4% более распространена коррупция среди чиновников .Тем не менее, эти аргументы пока не принимаются во внимание политическими деятелями, поскольку интервенция воспринимается как крайнее средство решения конфликтных ситуаций, и ее экстренный характер нивелирует недостаточную эффективность. В 2000 году Генеральный секретарь ООН К. Аннан специально обратил на это внимание мирового сообщества: «вооруженная интервенция всегда должна оставаться крайним средством, однако перед лицом массовых убийств от этого средства нельзя отказываться»
.Учитывая все эти обстоятельства, определение интервенции необходимо сформулировать следующим образом – «это умышленное вмешательство одного или нескольких государств во внутренний конфликт на территории другого государства с целью его прекращения ». Такая дефиниция в равной степени учитывает как современные стандарты проведения подобных акций, так их исторические формы. Исходя из него, вмешательство вовсе не обязательно является насильственным, но вполне может быть добровольным; оно не всегда призвано причинить вред народу страны, подвергшейся интервенции, но бывает призвано оказать ему поддержку. Собственно, и прекращение конфликта может быть достигнуто не за счет достижения мирных договоренностей, а с помощью военного разгрома одного или нескольких противоборствующих групп и лагерей. Если известный французский историк М. Фуко называл едва ли не главным инструментом поддержания межгосударственного баланса в Европе войну , то наиболее радикальным средством восстановления нарушенного политического баланса внутри страны считалась и считается именно интервенция.
Лавров С.В. Внешнеполитическая философия России. // Международная жизнь. 2013. №3. С. 3.
Pandolfi M., McFalls L. Global Bureaucracy. // Conflict, Security and the Reshaping of Society: The civilization of war. London: Routledge, 2010. Pp. 182, 183.
Камаровский Л.А. Начало невмешательства. М., 1874. С. 1.
Советский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1986. С. 496.
Oppenheim L. International Law. Vol. I. London, 1955. P. 134.
Kelsen H. General Theory of Law and State. Cambridge: Harvard University Press, 1945. P. 332.
Архипов А.И. Экономический словарь. М.: Проспект, 2004. С. 269.
Люткене Г.В. Совремнные концепции войны: социально-философский анализ: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. М., 2011. С. 19.
Золотарев В.А. Военная безопасность Государства Российского. М., 2001. C. 291.
Хохлюк Г.С. Уроки борьбы с контрреволюцией. М.: Мысль, 1981. С. 142–143.
Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 1948–1991. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1993. С. 205.
Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. Yale, 1968. P. 195–196.
Kapetanyannis K. Socio-Political Conflicts and Military Intervention. The case of Greece: 1950–1967: PhD Thesis. London, 1986. P. 317, 335
Blank S.J., Grinter L.E., Magyar K.P., Ware L.B., Weathers B.E. Conflict, Culture, and History: Regional Dimensions. Washington, 1993. P. 5.
См.: Ольштынский Л.И. Периодизация и характер гражданской войны в России в свете современной военной науки (военно-теоретический и социально-политический анализ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lennor.ru/content/view/14/23/lang,ru/ (дата обращения 21.08.2014)
Paul C. Marines on the Beach: The Politics of U.S. Military Intervention Decision Making. Westport: PSI, 2008. P. 71.
Roberts A. Beyond «dictatorial interference». // The Empire of Security and the Safety of the People. / Ed. by W. Bain. New-York, 2006. P. 161.
Hoffmann S. World Disorders: Troubled Peace in the Post–Cold War Era. Lanham: Rowman and Littlefield, 1998. P. 161–164.
См.: von Rotteck H. Das Recht der Einmischung in die inneren Angelegenheiten eines fremden Staates vom vernunftrechtlichen, historischen und politischen Standpunkte erörtert. Freiburg, 1845. P. 10–47.
См.: Phillimore R. Commentaries upon International Law. Vol. 1. Philadelphia, 1854. P. 433–483.
Le Mon C.J. Unilateral Intervention by Invitation in Civil Wars: The Effective Control Test Tested. // New York University Journal of International Law and Politics. 2003. Vol. 35. №3. P. 744–748.
Лапанович Е.А. Гуманитарная интервенция: между моралью и правом. // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2014. №2. С. 22.
Verwey W.D. Humanitarian Intervention under International Law. // Netherlands International Law Review. 1985. Vol. 32. P. 418.
Müllerson R. International legal politics and use of force. // Theory and Practice of the restoration of rights. 2013. №1. P. 30.
Hillen J. American Military Intervention: A User’s Guide. // The Backgrounder. 1996. May 2.
Чернобровкин И.П. Принципы и тенденции миротворческого контроля внутригосударственных конфликтов. // Политическая наука. 2005. №4. С. 141.
Сушенцов А.А. Война как правовая процедура. // Международные процессы. 2007. Том 5. №1(13). С. 134.
Starke J.G. An Introduction to International Law. London, 1958. P. 341.; Oppenheim L. International Law. Vol. II. London, 1995. P. 132.
Стюарт Дж.Г. К единому определению вооруженного конфликта в международном гуманитарном праве: анализ интернационализированного вооруженного конфликта. // Международный журнал Красного Креста. 2003. Том 85. №850. С. 131.
Sartre P. Making UN Peacekeeping More Robust: Protecting the Mission, Persuading the Actors. New-York: International Peace Institute, 2011. P. 10.
Подробнее см.: Егоров С.А. Косовский кризис и право вооруженных конфликтов. // Международное право. 2000. №3. С. 90–106.
См.: Cryer R. «The fine art of friendship»: jus in bello in Afghanistan. // Journal of Conflict and Security Law. 2002. Vol. 7. №1. P. 37–83.
См.: Kelley J.B. Assassination in Wartime. // Military Law Review. 1965. Vol. 30. P. 101–111.; Beres L.R. Assassination and the Law: A Policy Memorandum. // Studies in Conflict and Terrorism . 1995. Vol. 218. P. 299–315.; Gross M.L. Fighting by Other Means in the Mideast: a Critical Analysis of Israel’s Assassination Policy. // Political Studies. 2003. Vol. 51. P. 350–368.; Schmitt M.N. State-Sponsored Assassination in International and Domestic Law. // Essays on Law and War at the Fault Lines. Hague: Asser Press, 2011. P. 283–360.
См.: Степанова Е. Интернационализация локально-региональных конфликтов. // Международная жизнь. 2000. №11. С. 83–94.
Pearson F., Lounsbery M.O. Post-Intervention Stability of Civil War States. // Critical Issues in Peace and Conflict Studies. / Ed. by T. Matyуk, J. Senehi, S. Byrne. Plymouth: Lexington Books, 2011. P. 48–49, 51.
Цит. по: Мошкин С.В. Гуманитарные интервенции: условия и приоритеты. // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2007. С. 242.
См.: Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 учебном году. СПб.: Наука, 2011. С. 391–393.
Иванов А.А.