Началось правление рюрика год. События в период правления рюрика

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос "откуда есть пошла земля русская". Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Датчанин

По первой версии «наш» Рюрик - это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом - Карелия, Эйстландом - Эстония, Курландом - Курляндия, Аустрвегом - Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик - это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) - «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба - ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика - родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски - «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами.
Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь - это один народ.

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, где написал, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов нет.

Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

В российской истории личность князя Рюрика поправку можно считать одной из самых загадочных и противоречивых. История его жизни покрыта завесой тайны, многие исследователи ведут оживленные споры о его происхождении, времени княжении и его значении для русской истории. Данная статья посвящена описанию биографии князя Рюрика.

Происхождение Рюрика

Рюрик, согласно сведениям, содержащимися в русских летописях, в частности в «Повести временных лет», скандинавский вождь, который был призван вместе со своей дружиной для правления в Новгородских землях. Считается родоначальником династии Рюриковичей, которая просуществовала вплоть до 16 века. Сведений о его жизни до того момента как он был призван славянами в летописях и других источников нет. Большинство современных исследователей считают, что он представитель скандинавского княжеского рода. В целом существуют две версии происхождения Рюрика:

  • Нормандская теория, согласно которой он шведский или датский конунг, призванный славянами.
  • Славянская теория гласит, что Рюрик выходец из Западных славян, в частности прусско-балтского народа, который вместе с тремя братьями был призван княжить.

Деятельность Рюрика во главе новгородского княжества

Согласно летописи начало правления Рюрика связано с 862 годом, когда из-за возникшей усобицы между разными племенами, он вместе со своим братьями был вызван править новгородскими землями. Так Синеус стал княжить в Белозерске, Трувор в Изборске, а Рюрик в Новгороде. Хотя в Летописях существуют противоречия о первом городе, в котором стал править Рюрик, так согласно Лаврентьевской летописи первой резиденцией князя стала Ладога, и в Новгороде Рюрик стал править только после гибели братьев. Тем не менее после их гибели Рюрик стал единоличным правителем Новгородских земель. Хотя существует версия, что братьев Рюрика на самом деле вообще не существовало, а их появление в летописи связано с неправильным прочтением летописцем иностранных слов.

Само же княжение Рюрика не содержит множества ярких событий. Единственное исключение — это восстание жителей Новгорода во главе с Вадимом Храбрым в 864 году, когда горожане, будучи недовольными его правлением попытались сместить Рюрика. Но волнение было подавлено и Вадим Храбрый вместе со своими подвижниками были казнены. Хотя и данное событие может быть вымыслом, так как единственным известным источником повествующем о восстании новгородцев против князя Рюрика, является Никоновская летопись датированная 16 веком.

Последствия правления

Умер князь Рюрик в 879 году, из наследников князь оставил единственного малолетнего сына Игоря, а его регентом и фактическим правителем Новгородских земель после смерти Рюрика стал Олег, который по одной версии приходился родственником князя, а по другой его близким соратником. При Олеге был захвачен и присоединён город Киев, позже он стал столицей древнерусского государства во главе с правителями из династии Рюриковичей.

Достоверная информация об истории Руси до Рюрика крайне скудна. А те факты, что известны, часто не имеют однозначной интерпретации. На трактовку сведений серьезное влияние оказывает и то, приверженцами какой из теорий, норманнской или антинорманнской, является ученый, работающий с ними.

Норманисты предполагают, что возникновение у славян государства связано с приходом на их территории варягов. Приверженцы антинорманнской теории, напротив, полагают, что в тот период у славян уже существовало государство.

Споры историков, впрочем, могут продолжаться бесконечно. Скудность исторического материала, относящегося к тому времени не позволяет с большой долей вероятности даже установить, кем был Рюрик, к какому принадлежал этносу. Теорий о его происхождении не мало. И все они в большей или меньшей степени вероятны. Осложняют исследования ученых и проблемы, связанные с прочтением древнерусских летописей. К примеру, сегодня не представляется возможным установить, что же подразумевалось под словом русь? Род Рюрика или его племя?

Необходимо отметить и то, что у многих ученых сомнение вызывает и само существование легендарного князя, а не только происхождение Рюрика. Но и между теми, кто уверен в его существовании немало разногласий. Норманисты считают Рюрика и его дружину скандинавами – викингами и видят доказательство своей правоты в схожести имени Рюрик с латинским словом, обозначающим «король» - «rex» . Соответственно, антинорманисты полагают, что первый князь славян происходил из племени «ререгов» (соколов), известных сегодня и под названием ободриты.

Согласно легенде, Рюрик был призван на княжение не сумевшими договориться между собой племенами кривичей, чуди и ильменских словен. Призвание Рюрика имело определенную, вполне четкую, цель прекратить раздоры между знатью славянских племен. В «Повести временных лет» говорится о том, приход Рюрика на Русь состоялся в 862 г. Рюрик пришел в Новгород не один, а с Синеусом и Трувором. Но, и тут далеко не все просто. Некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось вовсе не в Новгороде, а в Старой Ладоге. А Новгород был построен князем немного позднее – через два года. Некоторые современные археологические находки способны подтвердить версию. Братья Рюрика, опять же, согласно версии летописи, тоже правили славянскими землями. У кривичей – Трувор, а Синеус – в Белоозере. Однако скоро Рюрик стал единоличным правителем всех земель – после гибели обоих братьев. Существует версия, что князь Рюрик пришел вовсе не с двумя братьями, а со своим родом (синеус) и верной дружиной (трувор).

Информации о том, каким было правление Рюрика у нас очень мало. Существуют только краткие летописные упоминания, из которых ясно, что политика Рюрика привела к некоторому укреплению границ, строительству новых городов. Так же, упоминают летописцы о мятеже Вадима Храброго в Новгороде и его подавлении воинами Рюрика. Даже из столь скудных фактов можно сделать некоторые выводы. Ученые уверены, что властвование Рюрика привело к централизации власти. Это - то немногое, что знают историки о Рюрике биография которого сегодня известна по летописям и легендам. После смерти Рюрика (предположительно 879 г.) его владения унаследовал сын. Позднее сын Рюрика Игорь станет князем киевским.

Фигура Рюрика является одной из самых ключевых и загадочных в российской истории. Именно он положил начало государственности восточных славян. Достоверных фактов об этом князе известно немного. Исследователи до сих пор спорят о том, откуда он был родом.

Призвание варягов в Новгород

В IX веке многочисленные племенные союзы славян и финнов находились в зависимости от варягов - германских язычников, живших на Скандинавском полуострове. На короткий период им удалось изгнать интервентов и прекратить выплачивать дань. Однако местные племена тут же начали воевать между собой. Мир мог начаться только при появлении легитимной власти.

Важнейшим источником по эпохе Рюрика является Именно она содержит сведения о том, что союз ильменских словен, мери и кривичей предложил ему княжить в Новгороде. Случилось это в 862 году.

Устраивала всех. Этот человек был компромиссной фигурой. Князь из-за моря не был ставленником или сторонником какой-то группировки. Некоторые источники свидетельствуют о том, что новгородцы и их соседи рассматривали самые разные кандидатуры: от хазар до полян. Тем не менее выбор пал именно на варяга (то есть викинга).

Рюрик и его братья

Делегация славян отправилась за море. Рюрик также взял с собой двух своих братьев: Синеуса (правил на Белоозере) и Трувора (отправился в Изборск). Когда они умерли, их наделы вновь перешли к новгородскому князю. Биография Рюрика до его появления на Руси практически неизвестна и по большей части основана на догадках. Тем не менее есть точные сведения о том, что у него была своя собственная дружина. Именно она стала опорой новой власти и обеспечивала порядок в новгородской земле. В обмен на защиту населения князь получил право собирать налоги.

Интересно, что некоторые источники противоречат друг другу в том, где же на самом деле правил Рюрик. Например, говорит о том, что его первой резиденцией была Ладога. В Новгороде князь появился только после смерти двух своих младших братьев. Кроме того, под его властью оказались земли кривичей, главным городом которых был Полоцк. На востоке этого государства оказались финские племена. Они жили в Ростове, Муроме и соседних землях.

Правление

Биография Рюрика в качестве князя Новгорода не отличалась яркими событиями. Единственным исключением можно считать волнения в столице, когда жители, недовольные правлением варяга, восстали против него в 864 году. Их предводителем был Он и его главные соратники были убиты Рюриком. Из-за обрывочности и неполноты сведений об этих волнениях некоторые историки или считают их вымыслом, или связывают с более поздними событиями. повествующая о восстаниях новгородцев против власти варягов, была составлена в XVI веке и, конечно, могла быть недостоверной. Этот эпизод является ярким примером того, насколько биография Рюрика туманна и мало изучена.

Он скончался в 879 году, оставив единственного сына Игоря. Власть в Новгороде перешла к Олегу - или родственнику, или соратнику Рюрика. Новый князь был регентом при подрастающем наследнике. Уже через три года Олег захватил Киев, куда перенес свою столицу. Позже там правил Игорь и его потомки. Так возникло древнерусское государство, князьями которого были представители Последний ее представитель - Федор - скончался в 1598 году, будучи московским царем.

Происхождение

Князь Рюрик, краткая биография которого вызывается ожесточенные споры, не был зафиксирован в летописях и других документах до его призвания славянами. Исследователи часто ассоциируют его с викингами. Чаще всего в научной литературе упоминаются датчане или шведы, к которым мог принадлежать новгородский князь Рюрик (862-879). Биография этого конунга туманна, что плодит многочисленные гипотезы о его происхождении.

Норманнская теория

В древнерусских источниках в описании Рюрика используется слово «варяг», что указывает на его скандинавское или нормандское происхождение. В IX веке жители этих регионов будоражили всю христианскую Европу своими беспощадными набегами. Некоторые из них захватывали земли на континенте и встраивались в общую феодальную систему, попутно принимая христианство.

Многие историки считают, что Рюрик - это Рёрик Ютландский. Это был известный датский конунг. Он воевал с Каролингами за Фризию. Возможно, он также некоторое время был вассалом франкского государя, так как при нем чеканились монеты с изображением Лотаря. В конце 50-х годов он пытался завладеть Ютландией, но неудачно. Чуть позже воевал с западными славянами-вендами, проживавшими на южном побережье Балтийского моря. Сторонники идеи о том что Рюрик - это Рёрик, в качестве аргумента своей правоты приводят тот факт, что в западных летописях упоминания об этом конунге пропадают примерно с той даты, когда варяг стал править в Новгороде. Эта гипотеза остается недоказанной и часто становится предметом споров. Рюрик, краткая биография которого почти неизвестна, даже не имеет документально подтвержденной могилы.

Славянская и прибалтийская теории

Существуют теории о том, что варягами, призванными на Русь, были названы представители западнославянского племени вагров. Если это так, то князь Рюрик, биография которого не опровергает и не доказывает эту версию, возможно, был далеким соплеменником жителей Новгорода.

Еще одно близкое предположение к этой теории сделал великий русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал Рюрика выходцем из пруссов - балтского народа, жившего на территориях нынешних Польши и Литвы. В преданиях онемеченных славян из тех же земель остались сказания о трех братьях, призванных в далекий Новгород. Это были ободриты, представителем которых мог являться князь Рюрик. Краткая биография этого человека не позволяет в точности определить его этническую принадлежность. Кроме того, сложно вычислить год его рождения.

Восточные славяне жили «каждо своим родом», собираясь время от времени на совместное вече. Уже в VI веке у них возникли межплеменные союзы, во главе которых стояли старейшины или вожди. Славяне вели оседлый образ жизни. В борьбе за новые земли они теснили угро-финские и балтские этносы. Северные племена нередко терпели набеги скандинавов. некоторые из них, не имея сил отразить грабительские вторжения, становились данниками варягов.

Обилие водных путей сообщения обусловило укрепление культурных и коммерческих связей между славянскими племенами и их соседями. На местах меновой торговли возникли Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. Вокруг них стали образовываться городовые области, в которых обитали представители не одного, а разных племен. Формирование Древнерусского государства в IX веке началось в двух местах: Среднем Поднепровье (Киев) на юге и Новгородской земле (Новгород) на севере.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  862 г. Летописное сообщение об отказе ильменских словен, чуди, мери, веси и кривичей платить дань варягам и изгнание скандинавов «за море «. Начало межплеменных усобиц. Призвание союзом славянских и финно-угорских племен династии варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Начало княжения Рюрика в Ладоге, Синеуса — в Белоозере, а Трувора — в Изборске.

  862-882 гг. Легендарные даты правления в Киеве Аскольда и Дира.

  863 г. Создание братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки.

  864 г. Смерть Синеуса и Трувора. Летописное указание на то, что «принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города «. Рюрик обосновался в городище у истока Волхова (т.н. Рюриково Городище).

  Позднее 864 г. Женитьба Рюрика на урманской княжне Ефанде. Возвращение Рюрика в Европу. Восстание в Новгороде под предводительством Вадима Храброго против своевластия Рюрика. Возвращение Рюрика в Новгород. Убийство Рюриком Вадима Храброго и подавление восстания. Бегство многих «новгородских мужей » в Киев во избежание расправы. Отъезд из Новгорода Аскольда и Дира. Начало их княжения в Киеве. Рождение у Рюрика сына Игоря.

  865 г. Военный поход киевского князя Аскольда против Полоцка.

  Позднее 865 г. Войны киевского князя Аскольда с древлянами и уличами.

  866 г. Легендарный поход киевских князей Аскольда и Дира на Царьград (Константинополь).

  867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов.

  867 г. Началось правление византийского императора Василия I Македонянина (867-886 гг.), основателя Македонской династии. Успешно вел борьбу против арабов на востоке империи и в Италии.

  867 г. Патриарх Фотий (в Константинополе) учредил первую епархию для славян и варягов, принявших христианство.

  869 г. Поход князей Аскольда и Дира на кривичей.

  874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе.

  Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).

  879 г. Смерть Рюрика, князя Новгородского.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

 Возникновение праздника Ризоположения
 Легендарная дата образования Русского государства
 Рюриково городище



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!