История лезгин
Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.
История Кавказской Албании – история бесконечных войн за свою независимость.
Еще в I веке до н. э. начались столкновения с римлянами. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками!
В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость (помните, мы ездили туда на экскурсию?).
На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей.
Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории.
Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.
В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».
В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.
Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.
Мухаммад Ярагский
В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.
Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.
В 1917 году в России свергли царя, происходит революция, в результате которой был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть – в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур.
Штурм Ахты. 1848. Бабаев П.
Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.
История - тарих .
Эпоха - девир .
Мир - дуьнья .
Земля - чил .
Родина - ватан .
Страна - уьлкве .
Государство - гьукумат .
Народ - халкь .
Люди - инсанар .
Нация - миллет .
Неприятель - душман .
Крепость - кьеле .
СПРАВКА
В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.
Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.
Численность лезгин в России в 2002 году составила 412 тысяч, в Азербайджане – более 170 тысяч.
Из книги Лезгины. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена НаримановнаПоселения лезгин Места для поселений лезгины выбирали на южных сторонах гор, юго-востоке, юго-западе. Села застраивались так, чтобы дома на естественных укрепленных местах служили крепостями. Войти в село можно было по одной или двум тропам, которые закрывались на ночь
Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора6.3. ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА - ЭТО ИСТОРИЯ ОСМАНСКОГО = АТАМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ЕВРОПЫ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.3.1. БИБЛЕЙСКИЙ ЕГИПЕТ ЭПОХИ ИСХОДА - ЭТО РУСЬ-ОРДА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА Н. Э Библейский исход начинается из Египта. Спрашивается, что такое библейский Египет
Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб ВладимировичАнглийская история 1040–1327 гг. и византийская история 1143–1453 гг. Сдвиг на 120 лет (А) Английская эпоха 1040–1327 гг.(Б) Византийская эпоха 1143–1453 гг. Обозначена как «Византия-3» на рис. 8. Она же = «Византия-2»(А) 20. Эдуард Исповедник Монах (Edward «The Confessor») 1041–1066 (25)(Б) 20. Мануил I
Из книги Тайные общества, правящие миром автора Спаров Виктор Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров ВикторИстория мира - это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия) С момента возникновения первой организованной человеческой общности наверняка почти сразу же внутри нее образовалось общество заговорщиков. История человечества не мыслится без тайных
Из книги Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова автора Потто Василий АлександровичVIII. ГЕНЕРАЛ ГУЛЯКОВ (Покорение лезгин) С именем генерал-майора Гулякова соединяется представление о геройской личности, положившей предел разбойническим набегам хищных лезгин на Грузию.Василий Семенович Гуляков происходил из дворян Калужской губернии и начал службу в
Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович3. История библейского Исхода - это история османского=атаманского завоевания Европы XV века Библейский Египет эпохи исхода - это Русь-Орда первой половины XV века н. э.Учитывая, что многие древние географические названия помещены на современных картах совсем не в тех
Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович2.12.3. Всемирная история в работе У. Мак-Нилла «Подъем Запада. История человеческой общности» До появления мир-системного подхода была по существу лишь одна серьезная попытка создать полную картину истории цивилизованного человечества, в которой учитывались бы по
Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич Из книги История Словакии автора Авенариус Александр2. История Словакии в центральноевропейском контексте: Словацкая история как геополитическая проблема Однако «Словацкая история», или «История Словакии», заключает в себе и принципиальную проблему историко-геополитического характера, которая в последнее время
Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим6. TERRA INCOGNITA: ИСТОРИЯ СРЕДЫ – ИСТОРИЯ ТАЙНОГО ИЛИ ИСТОРИЯ БАНАЛЬНОГО? Нужно признать, что в истории среды мы очень многого не знаем или лишь смутно распознаем. Иногда кажется, что экологическая история Античности или неевропейского мира до Нового времени состоит в
Из книги Екатерина II, Германия и немцы автора Шарф КлаусГлава VI. История русская и немецкая, история всеобщая: научные опыты императрицы и немецкие ученые –
Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений ЯковлевичЧасть 1 ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ Глава 1 История: больной, который ненавидит врачей (Журнальный вариант) Книги должны следовать за наукой, а не наука - за книгами. Фрэнсис Бэкон. Наука не терпит новых идей. Она с ними борется. М.М.Постников. Критическое
Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна КирилловнаУстная история и история ментальностей: взаимопроникновение и взаимодополнение История ментальностей рассматривает влияние внутренних механизмов поведения человека и общества, заложенных на психологическом уровне, на исторические процессы. Научное направление
Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна КирилловнаУстная история и история повседневности: методические и методологические перекрестки История повседневности (everydaily или every day life story), как и устная история, является новой отраслью исторического знания. Предметом ее изучения является сфера человеческой обыденности во
Из книги История России до ХХ века. Учебное пособие автора Лисюченко И. В.Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX
Религия лезгин – ислам, что с арабского языка переводится как покорность (законам Бога).
Высшей силой у лезгин, как и у других мусульман, является Аллах. С его именем приступают ко всем начинаниям, его именем клянутся. Например, когда начинают есть, произносят: Бисмилляхи рахмани рахим , а когда заканчивают есть: Альхамдулиллях .
Аллах – создатель Вселенной и всего, что есть в этом мире: солнца, звезд, земли, людей, животных. Через своих пророков Аллах передавал людям, как жить, что нельзя делать и что надо делать обязательно, что такое хорошо и что такое плохо. Пророки – это лучшие из людей, которых Аллах выбирает для передачи людям откровений. Последним таким пророком был Мухаммад (с.а.с.).
Он говорил, что нужно верить в Единого Бога, молиться, любить родителей, уважать старших, хорошо относиться к родственникам, соседям, быть гостеприимным, стремиться к знаниям, трудиться.
Запрещено убивать, воровать, обманывать, пить спиртные напитки, обзывать других и издеваться над кем-либо, беспокоить соседа и вредить ему, сплетничать.
Священной книгой мусульман является Коран. Коран – это слово Аллаха. Это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.
Мусульмане верят в Единого Бога, пять раз в день молятся (в пятницу совершают коллективную молитву в мечети), в месяц Рамазан держат пост (не едят и не пьют с рассвета до захода солнца), раздают милостыню бедным и совершают паломничество (хадж) в Мекку.
Кстати, ваш предок Хусейн в середине XIX века из Ахтов пешком совершил паломничество в Мекку, и его стали называть Хаджи Хусейн. От него и пошла наша фамилия – Гаджиевы.
Дербент – колыбель российского ислама, здесь покоится прах первых мусульман России.
Сподвижники нашего Пророка (с.а.с.) через 20 лет после его смерти пришли на землю Дагестана. Здесь прозвучал первый азан, первая проповедь ислама.
Но некоторые традиции доисламской эпохи до сих пор сохранились в народе. По дороге в Ахты мы останавливались возле пира. Вы у меня еще спросили, что это за место. Так вот слушайте.
Пиры лезгин – это одиночные могилы или небольшие каменные мавзолеи. Каждый из них связан с легендой о том или ином святом. В одних, по преданию, похоронен святой, другие – это места, где останавливался святой, в некоторых захоронены люди, отличавшиеся при жизни особым даром.
Деревья или кусты, что растут около пиров, также считаются священными, к ним паломники привязывают куски ткани. Они часто являются местом хранения священных книг, коранов.
Пожалуй, главное место среди древнейших доисламских святынь у лезгин занимает Эренлар – священная гора выше селений Микрах и Мискинджа Докузпаринского района. Сюда в летний период стекаются паломники не только из всех районов Южного Дагестана, но и из Азербайджана и всего Дагестана. Эренлар включает целый комплекс природных памятников, почитаемых как святые места. Поднимаясь по склону Шалбуздага, паломники останавливаются на поляне пира Сулеймана – здесь шейх Сулейман умер, идя на поклонение святой горе. На этом месте паломники совершают молитвы, раздают садака (милостыню).
Прибыв на место – относительно ровную поляну, где расположены мечеть и огромные каменные нагромождения, будто воздвигнутые великанами, паломники, совершив молитву, на специальном плоском камне режут жертвенных овец. Мясо варят в больших котлах, хранящихся здесь, и раздают всем паломникам. Кусок сырого мяса (примерно 2 кг) каждый паломник берет с собой, чтобы приобщить к освященной еде и тех, кто не смог совершить восхождение.
В углу одного из каменных «дворов» есть узкое вертикальное отверстие, сквозь которое поднимаются желающие очиститься от грехов. Если человек грешен, камни отверстия смыкаются вокруг него и не отпускают до тех пор, пока грешник вслух не сознается в грехах, не пообещает жертвоприношение в пользу бедных и сирот. Если человек без греха, он, даже если очень полный, легко и свободно проходит через отверстие.
До принятия ислама у наших предков были свои представления о мире. Существовали семь земель и семь небес (ирид чилер, ирид цавар ).
Земля стояла на спине огромного быка. Перед ним все время кружился овод (насекомое). Когда бык, выведенный из терпения оводом, крутил головой, происходило землетрясение. А если бык вздумает сдвинуться с места, наступит конец света – последний день Земли. А вот еще одна древняя легенда.
Солнце и луна, по преданию, были братом и сестрой. Однажды, когда сестра-солнце мазала куском овчины глиняный пол, брат-луна вступил с ней в спор о том, кому из них в какое время суток восходить над землей. Брат-луна считал, что сестре-солнцу лучше выходить в ночное время во избежание нескромных взглядов людей, а ему – мужчине – лучше днем. Сестра ответила, что это ее не пугает, так как тем, кто на нее посмотрит, она вонзит в глаза огненные иглы. Рассердившись на то, что брат не соглашается с ней, она ударила его по лицу мокрым куском овчины, что оставило на лице луны-брата несмываемые пятна.
Раньше очень боялись затмений солнца и луны. По народному поверью, затмение происходило от того, что пророк Джабраил закрывал их своим крылом от людей в наказание за грехи и что затмения влекли за собой всяческие несчастья – мор, неурожай, падеж скота.
Многие верования, обряды и обычаи, сложившиеся у народа с языческих времен, ислам использовал и приспособил к мусульманским верованиям.
Религия - дин.
Вера - инанмишвал.
Молитва - капI.
Мечеть - мискIин.
Пророк - пайгъамбар.
Легенда - кьиса.
Из книги Киевская Русь автора7. Религия Русское язычество уже обсуждалось нами (см. Гл. II). Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под
автора Гаспаров Михаил Леонович Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович Из книги О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) [изд. 1974, сокр.] автора Поршнев Борис Фёдорович2. Религия Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух. Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ
Из книги Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного автора Мантран Робер Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер ДжекобРелигия Обыкновенно, почти без исключения, дело представляется так, что Христос был довершителем еврейства, то есть религиозных идей евреев. Даже правоверные евреи, хотя и не считают в Нем довершителя, однако видят в Нем ответвление своего древа и с гордостью
Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей ВикторовичРелигия Каждое славянское поселение имело свой сакральный центр, который мог считаться местом обитания сверхъестественного покровителя - духа-предка или божества. Подобные объекты могли помещаться в священных рощах. В такой роще мог располагаться и примитивный
Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович7. Религия Русское язычество уже обсуждалось нами. Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под тонким
Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег2. Религия Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух.Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ
автора Константинова С В2. Религия Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить единобожие.Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против
Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В2. Религия В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.1. Гармония.2. Симметрия.3. Красота.Для античной религии характерно многобожие –
Из книги Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир автора Воробьёв Михаил Васильевич Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь
Соотношение полов у лезгин показывают преобладание мужского населения. Такая структура населения отличает лезгин от остальных крупных народов и свидетельствует о том, что в нашей стране живет и работает большое количество трудовых мигрантов из Азербайджана представленных в значительной степени мужчинами.
Правда, соотношение полов чуть выровнялось с момента последней переписи: доля женщин возросла с 48,7% до 49,5%. Но скорее всего это связано с недоучетом лезгин в крупных городах, а именно туда и направлена трудовая миграция. Кроме того, лишь небольшая часть лезгин из Азербайджана была учтена в переписях как 2002, так и 2010 года. Такая ситуация объясняется тем, что мигранты, нежелающие осложнять свое пребывание в России, избегали общения с переписчиками. В 2010 году также был замечен тренд в сторону увеличения доли русского населения в Москве и других городах, происходивший за счет нерусского население. Одной из причин такой политики является попытка успокоить русских горожан засильем мигрантов в городах.
Как бы то ни было, в Россию переехало на временное и постоянное место жительство много лезгин не только из Азербайджана, но и из Туркмении, Казахстана и других стран. Только у армян и азербайджанцев наблюдается более деформированная половая структура - у них наблюдался более мощный «наплыв» мигрантов, с гораздо более высокой долей мужчин, чем у лезгин.
Перепись также показала падение удельного веса лиц моложе трудоспособного возраста у лезгин: с 30% до 25% за счет увеличение этого показателя у трудоспособного населения (с 61% до 66%). Доля пожилого населения осталась почти неизменной - 9%. Главными факторами этой трансформации является также миграция трудоспособного лезгинского населения в Россию и падение рождаемости.
Интересным особенностью последних лет стал ощутимый рост лезгинских мужчин состоящих в браке с 60,4% до 66%, доля замужних лезгинок изменилось незначительно с 61,4% до 62,2%. Вероятно лезгины молодого и среднего возраста, мигрируя в города, начали активнее обзаводиться семьями, причем спутниц жизни они чаще выбирают из представительниц других национальностей, преимущественно русских . Тем не менее число мононациональных лезгинских домохозяйств выросло с 72 до 90 тысяч, в среднем одно домохозяйство состоит из четырех с половиной человек. Примечательно, что доля разведенных, и среди мужчин, и среди женщин чуть упала.
Лезгинская семья становится малодетной. Этот процесс охватил и другие дагестанские народы. Растет доля женщин, не имеющих детей или родивших 1-2-х, и сокращается доля матерей, имеющих 3-х и более детей (с 35% до 31%).
Упала доля лезгин владеющих родным языком - до 82,4%, русским владеет 94,6%. При этом родной язык для лезгин становится неким символом. Удельный вес лезгин, указавших лезгинский язык в качестве родного, выросла с 94% до 94,9% с 1989 по 2010 год. По этому показателю лезгины все равно уступают народам Дагестана и вайнахам.
Более благоприятная ситуация у лезгин наблюдается в образовательной сфере. В полтора раза выросла доля людей с высшим и послевузовским образованием: с 14,4% до 21,6% (среднероссийский показатель чуть выще - 23,4%). Правда, такой же и даже более быстрый рост наблюдался и у других крупных народов. Среди горско-кавказских народов только осетины имеют более высокий уровень образования (30%). Однако, как известно, качество образование за последние годы неуклонно снижалось.
К сожалению, перепись выявила у лезгин очень высокий уровень безработицы - 22,8% от трудоспособного населения частных домохозяйств. Такая ситуация характерна для всех горско-кавказских народов и связана с тем, что Северный Кавказ является депрессивным регионом. Однако значительная часть безработных на самом деле регулярно выезжают на заработки за пределы своего региона. Следует ожидать дальнейший отток лезгин из Дагестана, пока показатель безработицы не понизится до приемлемого уровня.
Амиль Саркаров
Информационно-аналитический центр ФЛНКА