Национальность литовка. Литовцы

Литовцы - живут в основном в северо-западной России. Есть немало литовцев обрусевших, ополячившихся и онемеченных, между тем как их антропологический тип не настолько изменился, как их язык. В лингвистике XIX века литовцы рассматриваются наряду с , старопруссами, в XVII веке совершенно затертыми немецким элементом, и древними ятвягами-дейновцами.

Литовцы, составляющие ветвь балтийской группы, представляют в разных частях территории, ныне ими обитаемой, отнюдь не одинаковые черты и в этнологически-антропологическом смысле до известной степени различаются по языку, быту и типу. Славянами литовцы были приперты к . Как обитатели берегов его они известны с давних пор, например, в истории янтарной торговли. Бецценбергеру удалось доказать, что древнейшие жители восточной Пруссии были литовского происхождения. Древность населения этого края восходит по меньшей мере за 5000 лет.

Ввиду отсутствия строго подобранных фактов по палеонтологии Литвы, главным источником для древнего периода (до Рождества Христова) все еще остается литовский язык. Л. Биленштейн пришел на основании историко-географических разысканий к несомненному результату, что первые обитатели Балтийского прибрежья были не курофинского, а литовского происхождения.

Согласно данным исследований, проводившихся в прошлом веке, литовцы среднего роста, сильного телосложения; редко заметна склонность к полноте. Цвет кожи белый, растительность на теле мало развита, волоса гладкие, весьма редко вьющиеся. Цвет волос русый или светло-каштановый, редко темный, в виде исключения черный. Глаза средней величины, большею частью голубые, нередко и карие. Лицо овальное, скулы не выдаются. Цвет лица хороший, лоб средней высоты, нос прямой, рот средней величины.

По наблюдениям исследователя XIXвека Янчука, литовцы недоверчивы, при первом знакомстве необщительны, но только из осторожности, которою они в сильной степени отличаются. Черта эта выработалась в литовцах исторически: уж очень часто приходилось им переходить из одного подчинения в другое, так что они перестали даже понимать, кому повиноваться, кого слушать, и ко всем стали относиться подозрительно. Как только литовец увидит, что ему зла не желают, на его права не посягают, он становится самым радушным человеком, в особенности если заговорить с ним на его родном языке. Выводы Янчука относительно темперамента литовцев подтверждаются и наблюдениями других наблюдателей.
Национальное жилище литовцев представляет собой дом, посреди которого расположен очаг; низкий деревянный простенок отделяет центр дома от его служебных, боковых частей. Двор - дединец - представляет главную арену для разных торжеств и сцен домашнего ритуала, свадебного, родинного, похоронного и поминального. Жилые дома, амбары и хлева строятся из бревен сосновых, еловых, осиновых и березовых, а пристройки, свинарники и навесы - из жердей и кольев, переплетенных хворостом, иногда прокладываемых глиною с соломой и коровьим пометом. Потолок в таких домах состоял из жердей и покрывался слоем мха, костры и глины. В курных хатах полуторная дверь, т. е. дверь обыкновенная, плотно закрывающая избу, и полудверь, во время топки печи служащая дымволоком.

Национальная одежда литовцев различна по местностям и подвергалась разным влияниям: на прусской границе и у жмудинов - немецкому, на восточной Литве и в- славянскому. Сермяга старого покроя застегнута на груди доверху, а внизу доходит до половины голени. На ногах портянки, сапоги-чеботы или деревянные башмаки. Во время жатвы обувь заменялась так называемыми нагинями - род полотняных башмаков с подошвами из толстого сукна или смоленой дерюги - или же лаптями (вижи, плетеные из липового дуба). Женщины надевали нечто вроде жилета, внизу изрезанного прямоугольными квадратиками и приготовленного из полотняной пестряди, или шнуровку, стягивающуюся на груди.

Кухня литовская отличается разнообразием; особенно употребительна свинина в разных видах. Из напитков в старое время славились мед и черное пиво (алус), квас из груш или из солоду.

В старину в Литве применялся родовой порядок наследования таким образом, чтобы дом переходил от брата к брату по старшинству лет и так до самого младшего и затем в следующем поколении опять к старшему сыну старшего сына и т. д. Дочери при выходе замуж получали приданое в размере, установленном обычаем, из домашнего скота, хлебов, одежды и холстов. Сын-ушкур или заводящий новое хозяйство получал выдел из рабочего и прочего скота, земледельч. орудий, хлебов и проч., а также посильные помочи. Сын, не наследовавший дома, оставаясь при отце, получал присевки, или собины (куски земли в свое личное пользование).

Литовцы

ЛИТО́ВЦЫ -ев; мн. Нация, основное население Литвы; представители этой нации.

Лито́вец, -вца; м. Лито́вка, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж.

лито́вцы

(самоназвание - летувяй), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек, 1995). В Российской Федерации 70 тыс. человек, Латвии 34,6 тыс. человек; в США свыше 300 тыс. человек. Общая численность 3,45 млн. человек. Язык литовский. Верующие в основном католики.

ЛИТОВЦЫ

ЛИТО́ВЦЫ (лит. lietuviai), народ в Восточной Европе, основное население Литвы (2,904 млн. чел., 2004), живут также в Латвии (33,3 тыс. чел.). В Российской Федерации живет 45,5 тысяч литовцев (2002), из них в Калининградской области 13,9 тысяч человек. Значительное число лиц литовского происхождения живет в США (526 тыс. чел., 1990), в Канаде и Австралии. Большинство зарубежных литовцев (кроме живущих в России) - потомки эмигрантов конца 19 - начала 20 века. Язык литовский (см. ЛИТОВСКИЙ ЯЗЫК) . Верующие - в основном католики.
Литовцы говорят на литовском языке. Верующие литовцы - главным образом католики. Основой формирования народа были различные балтийские племена скотоводов и земледельцев, предки которых в конце третьего - начале второго тысячелетия до нашей эры проникли в бассейн рек Неман и Западной Двины, неся с собой развитую неолитическую культуру шлифованных ладьевидных боевых топоров. Полностью в состав литовской народности из этих племен вошли аукштайты (литва в русских летописях), жямайты (см. ЖЯМАЙТЫ) (жмудь), скальвы (шалавы) и надравы. Частично в состав литовцев вошли часть судавов (ятвяги), южные группы куршей, земгалов и селов.
Литовская народность складывалась в 9-12 веках. Этнической консолидации литовцев способствовало образование в первой половине 13 века Литовского государства, которое вело борьбу с Тевтонским орденом. Внутри литовского государства в течение 14-16 веков укреплялись связи литовцев со славянскими народами. Борьба с орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в конце 14 века литовской верхушкой католичества, долго остававшегося чуждым народным массам, способствовало полонизации литовской шляхты и распространению среди них польского языка. Однако большинство крестьян сохранило родной язык, самобытную материальную и духовную культуру. Литовцы Клайпедского края (Memelland), попавшие в 13 веке под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся на протяжении нескольких веков германизации, не утратили своего этнического самосознания.
В период феодализма с характерной для него экономической обособленностью отдельных районов внутри литовского народа выделились местные этнографические группы, различающиеся между собой по диалектам и некоторым культурно-бытовым особенностям. Кроме жямайтов и аукштайтов, сохранявших локализацию древних племен, такими группами были дзуки на юго-востоке Литвы (потомки части судавов), южные занеманцы - капсы и северные занеманцы - занавики. В 1795 и 1815 годах этническая территория Литвы (кроме Клайпедского края) вошла в состав Российской империи. В 1919-40 годах Литва была независимой республикой, при этом Виленский край в 1920-1939 годах был в составе Польши. В 1940-1991 Литва входила в состав СССР.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "литовцы" в других словарях:

    Литовцы … Википедия

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание летувяй) народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек, 1992). В Российской Федерации 70 тыс. человек, в Латвии 34,6 тыс. человек; в США св. 300 тыс. человек Общая численность 3,45 млн. человек (1992). Язык литовский. Верующие… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИТОВЦЫ, литовцев, ед. литовец, литовца, муж. Народ, составляющий основное население Литвы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЛИТОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Литвы. | жен. литовка, и. | прил. литовский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание летувяй), народ, основное население Литвы. В Российской Федерации 70 тыс. человек. Язык литовский балтийской группы индоевропейских языков. Верующие в основном католики. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Литовцы - (самоназвание летувяй) народ общей численностью 3450 тыс. чел., основное население Литвы (2924 тыс. чел.). Другие страны расселения: США 290 тыс. чел., Российская Федерация 70 тыс. чел., Латвия 35 тыс. чел., Канада 28 тыс. чел., Польша 15 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    литовцы - представители самой большой по численности нации среди народов Прибалтики. Вне своей республики литовцы расселены во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Только за период 1886 1940 гг. из Литвы уехало около 25 процентов всего ее… … Этнопсихологический словарь

    литовцы - ЛИТОВЦЫ, ев, мн (ед литовец, вца, м). Народ, составляющий основное коренное население Литвы (Литовской Республики), государства в Вост. Европе; люди, принадлежащие к этому народу; офиц. яз. литовский, балтийской группы индоевропейской семьи… … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназв. лиетувяй (lietuviai)) нация, составляющая осн. часть населения Литовской Советской Социалистической Республики. Численность Л. в СССР 2326 тыс. чел. (1959); из них в Литовской ССР 2151 тыс. чел., в др. республиках (гл. обр. северо… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно , М.К. Любавский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Настоящий фундаментальный труд, обобщающий историю великого княжества Литовского до его вхождения в…

Федот КУДРИНСКИЙ

ЛИТОВЦЫ
(Общий очерк)
Продолжение

II.
Быт древних литовцев 21)


Литовцы издавна занимались земледелием, жили деревенскою жизнью. Земледелие, конечно, не стояло у литовцев на высокой степени. Долго после принятия христианства они употребляли деревянные лемеши вместо железных. Суеверное уважение к дереву заставляло, литовцев держаться этого обычая. Некоторые исследователи древней Литвы видят в этом остаток языческого древопоклонения. Предметы труда на всех литовских диалектах (а их несколько: в одной Виленской губернии различаются говоры: трокский, эйшишский, свенцянский) имеют древнейшие корни: lyd, dir, lavk, trak. От этих корней происходит масса названий, деревень, местечек. Напр. lydimas расчистка, dirva пашня, dir-bu делаю, darbas - работа, lavkas - поле, trakas - заросли на возвышенных местах. Древнейшее употребление этих слов указывает, что земледелие было главным коренным занятием литовцев.


Литовцы разводили много хорошего и крупного скота. Молоко было их любимым продуктом. Их лошади были малорослые, но чрезвычайно крепки и терпеливы.
Издавна они умели приготовлять пиво (alus) и мёд для питья с небольшою примесью хмелю. Крепких напитков не любили. Знатные на своих пирушках пили из буйволовых рогов, простые из деревянных сосудов. Литовцы любили поесть. Известно, что своим аппетитом они приводили в ужас аккуратных немцев. Один немецкий писатель XVII в. сравнивает их с волками и утверждаешь, что они никогда не могут наесться досыта. «Они никогда не веют зерно, - прибавляет при этом писатель, - а мелют полову вместе с зерном, потому что чистый хлеб кажется литовцам легким, как пена. Белый горох они проглатывают целиком. Они поедают волков, лисиц, ворон, сов, сорок и всякую другую мерзость».
Женщины литовские отличались верностью мужьям, трудолюбием, занимались пряжею и тканьем полотен, которые составляли обычную летнюю одежду обоего пола. Зимою одевались в обычные кожухи, покрытые полотном. Грубое сукно на одежде считалось признаком зажиточности. Девушки носили при поясе колокольчики, которые своим звуком давали возможность родителям следить за ними. - На голове девушки носили венок или повязку, замужние - шапочку.


Литовцы селились небольшими селами. Древние литовские деревни - это маленькие уединенные поселения. Этим, кажется, литовцы отличались от славян, которые, напротив, любили общительность. Характерная черта древнего быта литовцев состояла в отсутствии у них городов, центральных пунктов земского единства в территории каждого племени. Города появились в Литве не раньше XIII в. Основателями их были большею частью иностранцы (На территории исторической Литвы города строили славяне – ред.) .
Первые города литовской Пруссии построены были крестоносцами. В земле жемгалы упоминается город Тервета, укрепленный туземцами уже в исходе их борьбы с ливонским орденом, т. е. в конце XIII столетия. В земле ятвягов единственные существовавшие города были основаны волынскими князьями. На границе собственно Литвы города возводились русскими князьями, как напр. Гродна, упоминаемая в летописи под 1128 годом, и Новгородок - Литовский, основание которого приписывалось в. к. Ярославу. Что же касается собственно литовских городов, то сколько-нибудь точные указания и предания об основании их относятся к половине ХIII столетия. Под 1252 г. летопись упоминает в Литве город Воруту и в Жмуди - Твиремет. Упоминание о Кернове встречаем около 1250 г., об Эйраголе в 1262 г., о Гольшанах в 1280, о Тельшах, Вильне, Троках, Лиде только около 1320 и т. д. (Предки нынешних литовцев к возникновению названных городов не имели никакого отношения – ред.)


Жилое помещение у всех литовцев называется «nams», «nums». Прототип литовского «namas» или «numas» состоит из бревенчатого продолговатого сруба, покрытого только крышей из древесной коры, ветвей или соломы. Ни потолка, ни перегородок внутри не было. Широкие двери посреди длинной восточной стены вели людей и домашний скот внутрь дома, который делился посредством жердей на две половины: для людей и для животных. В людской половине, посреди земляного пола была большая яма - очаг, вокруг него сидела семья на краю ямы, опустив ноги в нее и занималась работой при свете костра. Дым выходил через отверстие в крыше и узкие оконца в стенах. Такие ямы часто встречались еще в конце XVIII столетия. Этот прототип постепенно усложнялся. - Низкая жердевая изгородь постепенно сменялась глухою стеною с дверью. В людской половине очаг заменился печью, у жмудинов с топкою из скотного отдела, у литовцев с людской. - Скотный отдел отделялся от сеней глухою стеной, двери прорубались со двора.


У жмудинов под влиянием немецкой и польской культуры скотные помещения отделялись в особую постройку и назывались с немецкого - «стальдес». У литовцев - тоже делается значительно позже. Скотный двор у них зовется «diendarzis», т. е. ряд хлевов («gurbu», «tvartu», «kuginiu»). С отделением скотного двора, выделяется и кладовая, сначала у сувалкских литвинов и жмудинов, а затем и у остальных. Удивительно, что жмудины, далеко опередившие многих литовцев в улучшении хозяйственных построек, сохранили тот же прототип. Они в передней («numelis» или «priangė») оставили топку главной печи, а посреди передней - очаг с приспособлением для подвешивания над очагом котла. Это приспособление зовется по старинному «вашкара». На восточной пограничной полосе Литвы заметно влияние великорусского типа построек, в виде смыкания в четырехугольник жилого дома, амбара и скотного двора.
В домашнем своем быту древние литовцы были очень просты и нетребовательны. Обстановка была простая деревянная. Только зажиточные люди спали на мешках, набитых сухой травой или перьями. Хозяин ложился у дверей, а хозяйка близ печи. Они беспрестанно вставали и следили за огнем, чтобы он не погас, и чтобы не сделалось пожара. Народный обычай требовал, чтобы огонь всегда поддерживался в избе. Один из писателей конца XVII в. так между прочим описывает жилище литовцев: «Они живут в жалких, маленьких домишках, которые по большей части состоят из одной курной избы, иногда еще из кладовушки. В избе находится сложенная из больших камней печь, которая сильно накаляется. Около неё вповалку и вперемешку, как попало, спят ночью на полу отец, дед, мать и дети, подостлав под себя разные лохмотья; попадаются изредка и постели. Остальное пространство в избе занимает скот. Построены эти дома из толстых стволов ели, которые снаружи, по большей части, несколько сглажены, а внутри остаются круглыми. Они сложены так ловко, что ветру никак не удается пробиться внутрь; щели заткнуты мхом. Крыты дома соломой, или положенными поперек бревнами».
Как и у славян, у литовцев считалось знаком гостеприимства напоить гостей допьяна. Пили не только взрослые, но и молодые и девицы. Пиво было у литовцев символом дружелюбия и веселости. К празднику делали складчины-братчины и приносили в жертву козла или быка. Осенью в литовских деревнях начиналось веселое время. - Зажиточный хозяин убивал корову или свинью, варил пиво и звал соседей из своей и соседней деревни. Лучшим угощением считалась дичь. - Мужчины отправлялись в леса, били зверей, птиц и соперничали друг с другом в стрельбе.
Семейная жизнь и зависящие от неё отношения решались приговором жрецов (криве), которые были хранители и истолкователи древних обычаев, постепенно принявших значение положительных законов. (Жрецы «криве» были духовными вождями славян кривичей, а не жмудинов, предков нынешних литовцев – ред.) Жрецы поддерживали строгую нравственность и жестоко преследовали все, что клонилось к её нарушению. По законам жрецов, прелюбодеяние, напр., наказывалось сожжением, как мужчин так и женщин.
Находимые теперь в прусских и литовских могилах предметы показывают, что прусские литовские женщины в глубокой древности украшали шеи, уши и руки цепями, кольцами, серьгами, браслетами, а в волосы втыкали согнутые булавки. Издавна известны были между ними чужеземные монеты, служившие тоже для украшений.
Баня у литовцев и пруссов считалась удовольствием, как и у русских. - Ей придавали священное значение. Язычник-литовец ходил в баню в честь своих богов.


Жертвоприношения в честь морских божеств указывают на историческую близость литовцев к морю. В литовском языке сохранились самобытные, незаимствованные извне и носящие явную печать старины названия, относящиеся к мореплаванию. По свидетельству Адама Бременского, прусские суда плавали из Самландии к Юлину в Померании, к Гедаби в Шлезвиг и в Швецию в гавань Бирку. Вообще, море с незапамятных времен способствовало знакомству литовского племени с произведениями чужеземной цивилизации, хотя, впрочем, это знакомство нисколько не отразилось на улучшении быта древних литовцев. В своем родовом быту литовцы были строго консервативны.
Главными вывозными товарами были дорогие меха и янтарь. Еще до Рождества Христова мореходцы плавали за ними в чужие страны. Наше слово янтарь находит для себя полное фонетическое соответствие в литовском «hentaros». Литовцы вели торговые сношения с русскими, на что указывают находимые в изобилии в Литве русские монеты. Историк Нарбут прямо свидетельствует о торговых сношениях литовцев, с одной стороны, с немцами, а с другой, - с новгородскими славянами. Торговля с русскими славянами тем легче могла развиться у литовцев, что пошлины здесь были значительно меньше немецких.

Древние свидетельства дают нам мало данных для суждения о гражданском и общественном строе древнего литовского мира. Кажется, жрецы были вместе и установителями гражданского порядка. По мере столкновения с иноплеменниками возникало отделение светской власти от духовной. Кроме «криве», у литовцев существовали выборные князья, называемые у пруссов риксами или риками («rykis»), а у собственно литовцев «кунигасами».


Из некоторых мест одной древней хроники (Петра Дюйсбургского) видно, что у литовцев существовали народные собрания или веча. На вече сходились из более или менее отдаленных сторон. Собрание принимало вид верховного собора всей страны. Они происходили обыкновенно у священных мест. Пользовались ли «рики» и «кунигасы» правом собирания дани - неизвестно. Кажется, они получали в вознаграждение земли, дававшие доход. Первоначальное значение «риксов» и «кунигасов» ограничивалось предводительством на войне. Частые перемены династии «кунигасов» в языческой Литве заставляют предполагать, что наследственность не имела особенного значения при замещении вакантного княжеского места. Власть «кунигасов» не доходила до самодержавия. Признаки наследственности обозначаются позднее, при гедиминовом доме и, может быть, заимствованы у славян.
Вообще, древнее литовское племя не составляло государства. Оно представляло рассыпанную массу небольших волостей, управлявшихся независимыми вождями, почти без всякой политической связи друг с другом. Однородность языка составляла между различными народами литовского племени связь этнографическую. Однородность религиозного культа служила связью нравственною.
Древнее литовское войско составлялось из добровольцев-охотников, оставлявших свои дома ради защиты отечества от вторжения неприятеля или ради добычи. Пруссы сражались в пешем строю, литовцы - пешим и конным строем, ятвяги вели наезднический образ войны.
Одежда воинов состояла из медвежьих шкур. На головах они носили большие войлочные шапки, называемый неромками. На знаменах были изображения божеств или щита, с грудным изображением человека с медвежьей головой. Иногда на знамени изображался щит с двумя венцами голубого (вверху) и желтого (внизу) цвета. На литовских знаменах часто изображался также бегущий всадник. Отсюда - погоня - знаменитый герб Великого княжества Литовского (этот герб заимстовован из Новгорода-ВЕликого - ред.) . Для возбуждения мужества играли на трубах, сделанных из буйволовых рогов. С усилением воинственности, пробужденной крестоносцами, многие богатые люди набирали себе особенные дружины.
Перед началом военного предприятия литовцы обыкновенно гадали на человеческой жертве. Вайделот поражал обреченного на жертву пленника ножом в грудь или шею и наблюдал по истечению его крови - удачным, или неудачным будет предприятие. Если кровь брызгала фонтаном, это был хороший знак. Если же она струилась медленно - это был знак неудачи, и поход отменялся. На войне употребляли луки, копья, мечи, метательные камни и топоры. Луки их были не велики. Большими луками, которые натягивались посредством кольца, литовцы научились владеть только со времени знакомства с немцами. Древним народным оружием литовцев служила дубина с одним толстым концом. Военная тактика древних литовцев имела признаки, обще всем вообще народам первобытной цивилизации: нечаянное нападете на неприятеля, притворное бегство с целью заманить врага в лес и т. п. Осажденных утомляли беспрерывными нападениями. В походе литовцы везли за собою рядами сани или возы и, в случае нужды, делали из них подвижное укрепление. Обычая мазать колеса не было, поэтому при движении литовского обоза на далекое пространство раздавалась дикая колесная музыка. На случай переправы через реку возили с собою в походах лодки, сделанные из зубровых шкур. За недостатком таких лодок переправлялись через реки вплавь, держась за хвосты лошадей, как это делали татары. С пленниками, особенно с немцами, обращались бесчеловечно, - черта не воинственного народа. Всякого, кто с ними воевал, они считали злодеем и разбойником. Пленников, по окончании войны, иногда, приносили в жертву, особенно знатнейших. Остальных убивали или обращали в неволю. Взятый в плен считался скорее вещью, чем человеком. С русскими и поляками, впрочем, обращались милостивее. По окончании войны, возвращавшихся с победою приветствовали женщины и девицы, пели песни и били в ладоши. Так был встречен Ольгерд в 1361-м году, по возвращении из под Москвы. Подобный обычай, как известно, был и у гуннов (при Аттиле).
Неудача на войне наказывалась выражениями всеобщего презрения. Бежавших с поля битвы казнили смертью. У литовцев был даже обычай самоубийства в случае проигрыша сражения. Вообще, литовцы-язычники не дорожили слишком жизнью. Самоубийство было у них делом вовсе не предосудительным. Нередко жены, потеряв мужей, павших в сражении, убивали себя. Древний литовец, глубоко веря в будущую жизнь, с нескрываемым равнодушием относился к настоящей 22).
В древней Литве не было твердынь и замков. Охрана жилищ ограничивалась только выбором неприступного местоположения для постройки. Искусство возводить деревянные укрепления литовцы заимствовали у немцев и русских. С приближением неприятеля, селяне без сожаления сжигали свои хижины и скрывались в леса. Отсутствие объединяющего начала в жизни разрозненных племен надолго задержало культурно-политическое развитие Литвы. Только с половины XIII столетия, когда сведения о литовском племени становятся более подробными и обстоятельными, мы встречаем известия о литовских вождях, как государственных правителях.
Литовцы поздно были обращены в христианство. Литва была крещена в 1387 году, а Жмудь в 1417 г. (Тогда произошло крещение по католическому чину части княжеской верхушки кричивей из рода Гедиминовичей, а православное христианство константинопольского чина на территории Литвы было со времён похода на эти земли Ярослава Мудрого в 11 в. – ред.) Переход литовцев в (католическое - ред.) христианство не сопровождался в народе переменою его убеждений и долгое время носил совершенно фиктивный характер.
Принимая христианство, литовцы не отказывались от языческих воззрений. Крещение «смывалось» населением. Ни в одном из народов России не сказалось столько равнодушия к христианству и приверженности к языческому культу, как у литовцев. Вот, напр., что писал о своем народе в сравнительно позднее время 1587 году епископ жмудский: «В наибольшей части моего епископства нет никого, кто бы хоть раз в жизни исповедовался, никого, кто бы хоть раз причащался, никого, кто знал бы молитву или знак св. креста, кто имел бы какое-нибудь понятие, о таинствах веры. Довольствуются одним: мы не лютеры (лютеране) в пятницу мяса не едим; повсюду приносят жертвы громам; чтут ужей, почитают дубы за святых, угощают души умерших пирами, и еще много таких странностей, которые имели источник не злость, но невежество, не признают за грехи».
В течение XVII столетия языческий элемент у литовцев и жмудинов (не вполне корректное противопоставление «литовцев» и «жмудинов», поскольку именно жмудский язык лёг в основу современного литовского языка – ред.) держался во всей силе. Языческое суеверие вместе с предрассудками, возникшими на почве средневекового католицизма особенно отразилось в процессах о колдовстве и ведьмах.


Эти процессы велись в течение всего XVIII века. Как плохо литвины понимали своих «казнодзеев»-проповедников в Ковне, об этом в 1582 году Стрыйковский сообщает в своей хронике любопытные исторические анекдоты. Отсутствие просвещения долго держало литовцев во тьме и мешало усвоению христианства. (Слово «казнодзей», польского происхождения и означает – «читающего проповеди», естественно, после Люблинской унии, на польском языке - ред.)
Умственное развитие литовцев стояло на низкой степени. Это обстоятельство было главною причиною легкого подчинения литовцев влиянию славянской образованности. Петр Дюйсбургский положительно указывает, что у прусско-литовского народа не существовало букв. Когда пруссу нужно было помнить о том, что следовало сделать через несколько дней, он чертил на своем кожаном поясе по заметке на каждый день и, таким образом, доходил до условленного дня. Литовско-прусские письмена вызвали много споров в науке. В хронике XVI века Симона Грюнау, бравшего свои сведения из прежних хроник, говорится о некоторых письменах, бывших на щите и знамени прусских литовцев. Странная форма этих письмен приводимых в хронике, много занимала немецких ученых. Тунман, между прочим, объясняет эту надпись как обращение к богу воину Корсу или Коршу: «Боже, Корс, возъярись на опустошителей, сотвори им зло». Байер считал надпись подделкою. Гримм признает её подлинность и находит в ней сходство с готскими рунами. Вопрос о надписи остается еще не разрешенным до настоящего времени.
Систематическое обучение литовского и прусского народа предпринял впервые герцог Альбрехт прусский, любитель наук, искусств и просвещения, основатель Кёнигсбергского университета, библиотек, гимназий и других просветительных учреждений. В своих заботах о распространении евангелического учения среди инородцев («Evangelizirung»), он обратил особое внимание на старожилов-пруссов в Натангии и Самланде и на литовцев, живших у берегов Немана-Мемеля. В 1545 году был дважды издан, по его повелению, прусский катехизис. Экземпляр второго исправленного издания этой редкости хранится, между прочим, в Императорской Публичной Библиотеке в Петербурге. Эти первенцы литовско-прусской печати вышли из типографии Ганса Вейнрейха в Кёнигсберге (их составителем был лютеранский монах Мартинус Мосвидиус из Кёнигсберга – ред.) .


........................................................................................................................................................................................................................................


ПРИМЕЧАНИЯ
1) Главнейшие труды по вопросу о древних литовцах.
В. Б. Антоновича: «Монографии по истории Западной и Юго-Западной России» т. I, Киев, 1885 г. (Очерк истории Литвы до смерти Ольгерда). Его же «История Литвы».
Э. А. Вольтер: «Об этнографической поездке по Литве и Жмуди летом 1887 г.». Записки Имп. Ак. Наук, т. LVI 1888 г.
А. Л. Погодин: «Из древнейшей истории литовскаго племени». (Сборник статей по археологии и этнографии). СПБ. 1902 г.
И. И. Потулов: «Заметки о древних литовцах и их могильниках в Виленской губ.».
Памят. книжка Виленской губ. 1901 г.
П. С. Матулянис: «Литовское племя в Виленской губ.». Пам. книжка Виленской губ. за 1902 г.
М. О. Коялович: «Чтения по истории Западной России».
Д. Иловайский. «История России» ч. III. (Московско-Литовский период).
П. Н. Батюшков. «Белоруссия и Литва». Историческия судьбы Северо-Западнаго края». СПБ. 1890.
Из польских историков изучением древней Литвы занимались:
Ярошевич («Obraz Litwy pod wzlędem jej cywilizacyi od czasów naidawniejszych» r. I - III. Wilno. 1844 - 1845 r.), Крашевский («Litwa» т. I - II. Warszawa. 1850 r.), Лелевель («Dzieje Litwy i Rusi». Роznаń. 1884 г.), Мацеевский («Perwotne dzieje Polski i Litwy». Warszawa. 1846 г.), Нарбут («Dzieje starożytne narodu litewskiego». I - IX. Wilno. 1835 - 1841), Нарушевич, Рогальский, Сарнецкий, Сенявский, Скирмунт («Dzieje Litwy». Krakow. 1885 г.), Смолка («Najdawniejsze pomniki.» Krakow. 1889 г.) и др. Самая обстоятельная библиография Литвы у Балтромайтиса: «Сборник библиографических материалов для географии, истории, истории права, статистики и географии Литвы», изд. второе. СПБ. 1904 г. (Общий очерк).
2) И. И. Потулов: «Заметки о древних литовцах». «Пам. кн. Вил. губ.» 1901 г. стр. 46.
3) Lelewel: «Narody na ziemiach słowianskich przed powstaniem Polski». Poznan 1853 г. стр. 274 - 278.
4) А. W. Maciejowski: «W Tacitowej Germanii są slady dziejow Polski i Litwy». «Bibl. Warsz.». 1844 г.
5) О готах - литовцах статья Латома (Lathom) в «Современнике» 1853 г. XLII. Ф. Браун: «Разыскания в области гото-славянских отношений: Готы и их соседи до V вика». 1899 г.
6) А. Погодин: «Древние литовцы». «Книга для чтения по русской истории» Довнар-Запольскаго. Т. I. Москва. 1903 г. стр. 629.
7) В науке высказано мнение, что литовцы занимали огромную площадь нынешней южной России и даже Балканскаго полуострова. Бассанович в своих этнологических исследованиях находит на Балканском полуострове литовския названия разных урочищ. Дунай часто прославляется в литовских песнях. Главнейшая литература по этому вопросу: Кочубинский: «Територия доисторической Литвы». «Журн. Минист. Народн. Просвещ.» 1897 г. СССIХ. «Следы литовскаго владычества в новороссийском крае» - А. Скальковскаго, в «Жур. Мин. Внут. дел». 1845 г. т. XI. «Об окружных жителях балтийских окрестностей». Ю. Венелина в «Чт. Общ. Ист. и Др. Рос.» 1846 г. № 4.
8) В русской литературе, за исключением случайных заметок, совершенно нет изследований о «ятвягах», равно и о «голяди» (литовское племя доходившее до пределов тульск. губ.).
9) Костомаров: «Литовское племя и отношение его к русской истории».
10) Впрочем, филологическия разследования древне-литовской географической номенклатуры допускают и другия объяснения вышеприведенных наименований.
11) Ign. Daniłowicz: Skarbiec diplomatów papieżskich, cesarskich, królewskich, książęcych... posługuiących do krytycznego wyjasnienia dziejów Litwy.» Wilnо. 1860 - 1862 г. t. I, str. 36. По сообщению кведлинбургской, магдебургской летописей и летописца Сека, Брунон был убит «in confinio Russiae et Lituae», а по словам Дитмара и Мариана Скотта « - in confinio Russiae et Prussiae».
12) «Kronika Dytmara, spolszczona przez Zygm. Komarnickiego». Zytomierz r. 1862, стр. 267.
13) Т. Narbutt: «Dzieje starożytne...» t. II, str. 310.
14) Helmold: «Kronika sławianska» Warszawa. 1866 г. стр. 6.
15) Т. Narbutt: «Dzieje starożytne nar. litew.» t. II str. 310.
16) Нарбутта т. II, стр. 311.
17) Balinski: «Starożytna Polska», t. III, str. 509.
18) Danilowicz: «Skarbiec»... t. I, str. 36. «Название литовскаго народа» «Ков. губ. Вед.» 1849 г. № 3. «О происхождении и названии литовскаго народа» «Ков. губ. вед.» 1854 г. № 10, 1855 г. № 1.
19) Литовская мифология в русской литературе мало разработана. Из польских писателей ею занимались - Стрыйковский, Крашевский, Балицкий, Нарбутт и др. В ней находили следы иранской, кельтогальской, греко-римской, скандинавской, славянской теософии. А. Вrückner: «Starożytna Litwa. Ludy i bogi. Szkice historyczne i mitologyczne». Warszawa. 1904. А. Mierzynski: «Zrodła do mitologiy litewskiej». I. - «Od Тасуtа do konca XIII wieku. II - Wiek XIV, XV. Warszawa. 1892 и 1896. Вольтер Э. «Об изучении литовской мифологии». Пам. книжка Ковенск. губ. 1887 г. Литовская мифология изложена сравнительно подробно у Иловайскаго: «История России. - ч. III. - Московско-литовский период». СПБ. 1883 г. Миллер В. «Очерки арийской мифологии». Москва. 1876 г. стр. 129 - 133. Кузнецов: «О литовской мифологии Нарбутта». в «Изв. Имп. Рос. Геогр. общ.» 1873 г. т. IV, № 4.
20) Narbutt. Dzieje staroż. nar. Lit.» I, str. 225. Jaroszewicz - «Obraz Litwy» t. I, str. 192; Коjа1оwicz - «Histor. Lituaniae». Раrs рrior de rebus Lituanorum» р. 31. А. Погодин считает вымыслом хронистов все, что разсказывается о Ромове, Зниче, Криве-Кривейто. Мержинский: «Ромове». Археолог. изслед. Труды X археологич. съезда I стр. 350 - 355. Теобальд. «Зничь. Мнимый священный огонь языческо-литовский». «Виленск. Вестн.» 1890 г. № 93. Его же. - «Литовские языческие очерки». Историческия изследования. Вильна. 1890 г.
21) Бестужев-Рюмин: «Русская История» Спб. 1872 г. т. I. Костомарова Н.: «Русские инородцы - литовское племя» (из лекции по русской истории, читанных в С.-Петербург, университете 1860 г.) Напечат. в «Русском Слове» 1860 г. № 5.
22) Известно, что древний литовец XVI в., приговоренный к смертной казни, вешал себя собственными руками.

Ф. Кудринский. Литовцы (Общий очерк) // Виленский календарь на 1906 простой год. Издан под редакцией Ф. Н. Добрянского. Вильна: Типография «Русский Почин», уг. Виленской ул. и Богадельнаго пер. дом Одынца № 25. Дозволено Цензурою. Вильна, 3 Декабря 1905 г. С. 75 – 92.

Современная энциклопедия

ЛИТОВЦЫ - (самоназвание летувяй) народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек, 1992). В Российской Федерации 70 тыс. человек, в Латвии 34,6 тыс. человек; в США св. 300 тыс. человек Общая численность 3,45 млн. человек (1992). Язык литовский. Верующие… … Большой Энциклопедический словарь

ЛИТОВЦЫ - ЛИТОВЦЫ, литовцев, ед. литовец, литовца, муж. Народ, составляющий основное население Литвы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЛИТОВЦЫ - ЛИТОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Литвы. | жен. литовка, и. | прил. литовский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЛИТОВЦЫ - (самоназвание летувяй), народ, основное население Литвы. В Российской Федерации 70 тыс. человек. Язык литовский балтийской группы индоевропейских языков. Верующие в основном католики. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Литовцы - (самоназвание летувяй) народ общей численностью 3450 тыс. чел., основное население Литвы (2924 тыс. чел.). Другие страны расселения: США 290 тыс. чел., Российская Федерация 70 тыс. чел., Латвия 35 тыс. чел., Канада 28 тыс. чел., Польша 15 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

литовцы - ев; мн. Нация, основное население Литвы; представители этой нации. ◁ Литовец, вца; м. Литовка, и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. * * * литовцы (самоназвание летувяй), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек, 1995). В Российской Федерации … Энциклопедический словарь

литовцы - представители самой большой по численности нации среди народов Прибалтики. Вне своей республики литовцы расселены во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Только за период 1886 1940 гг. из Литвы уехало около 25 процентов всего ее… … Этнопсихологический словарь

литовцы - ЛИТОВЦЫ, ев, мн (ед литовец, вца, м). Народ, составляющий основное коренное население Литвы (Литовской Республики), государства в Вост. Европе; люди, принадлежащие к этому народу; офиц. яз. литовский, балтийской группы индоевропейской семьи… … Толковый словарь русских существительных

ЛИТОВЦЫ - (самоназв. лиетувяй (lietuviai)) нация, составляющая осн. часть населения Литовской Советской Социалистической Республики. Численность Л. в СССР 2326 тыс. чел. (1959); из них в Литовской ССР 2151 тыс. чел., в др. республиках (гл. обр. северо… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно , М.К. Любавский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Настоящий фундаментальный труд, обобщающий историю великого княжества Литовского до его вхождения в… Купить за 1908 руб
  • Из князи в грязи , Александр Бубенников. Корчатся в языках пламени боярин Мамон и его жена. С ужасом смотрит народ, непривычный к подобным зрелищам, на их муки. С ужасом смотрит на это и князь Иван Можайский, лично повелевший…

В 1845 г. немецкий языковед Георг Генрих Нессельман ввел в научный оборот термин «балты». Так ученые стали называть группы индоевропейских племен и народностей, которые поселились здесь примерно 4 тысячи лет назад и живут по сию пору на восточном берегу Балтики, – разумеется, видоизменившись за свою долгую историю.

Формироваться балты начали в конце третьего тысячелетия до нашей эры: именно тогда индоевропейцы, вторгшиеся на прибалтийские территории, были ассимилированы местными племенами. Потом настал час экспансии самих балтов – в первом тысячелетии (уже нашей эры) территория их расселения раскинулась от Днепра до Оки. Но последовал в конце того же тысячелетия «зеркальный эффект» – и экспансия с востока завершилась тем, что балтов ассимировали уже славянские племена.

«Котел» продолжал плавиться. Исследования историков показывают, что в начале второго тысячелетия началось формирование прусской, ятвяжской, литовской и латышской народностей. Со временем пруссы и ятвяги были покорены Тевтонским орденом и окончательно ассимилировались с основанием Прусского государства. А литовцы и латыши сохранились как особые этнические общности.

Обитавшие в начале первого тысячелетия на восточном побережье индоевропейские племена привлекали римских торговцев. О том, что обитавшие в I в. на территории современной Литвы племена астиев занимались собиранием янтаря у берегов моря, писал в 98 г. древнеримский историк Корнелий Тацит. Это считается первым историческим свидетельством об одном из тогдашних балтских племен.

Существует и другая теория происхождения литовцев. Предками литовцов ее апологеты считают римлян. Так, например, живший в XV в. польский историк и дипломат, архиепископ Львовский Ян Длугош название «Литуаниа» (Litvania или Lituania) возводил к искаженному «l"Italia». Но не только топонимы свидетельствовали, по Длугошу, о римском происхождении древних литовцев, а и сходство языка, обычаев и верований – почитание одинаковых богов огня, грома, леса, культ Эскулапа). Легенде, изложенной Длугошем, вторит средневековая литовская летопись, согласно которой во времена Нерона от его жестокостей бежали к берегам Балтики 500 римских семей, и вот от них-то, мол, произошла не только правящая династия, но и наиболее могущественные литовские фамилии.

Но исследования показывают все же индоевропейские корни литовцев. Например, автор фундаментального труда конца позапрошлого века Петр Брянцев писал в своей «Истории Литовского государства»: «Как потомки древних арийцев, литовцы, подобно всем индоевропейским народам (кельтам, грекам, римлянам, германцам и славянам) вынесли свои основные религиозные верования из Азии. Но так как они по выходе из Азии впоследствии заняли страну, покрытую могучими реками, дремучими лесами, а также огромными озерами и бездонными болотами, то со временем к своим прежним религиозным верованиям арийским прибавили новые верования соответственно этой окружающей природе. Сюда относятся: поклонение богу зайцев и богу медведей, обожание оленей, змей (ужей, собственно), лягушек, ящериц, дуба и вообще всех старых деревьев. Но, несмотря на эти прибавки, литовцы, благодаря долгой и уединенной жизни в стране, по своим физическим условиям мало доступной для соседей, сохранили религиозные верования своих предков ариев в более чистом и первобытном виде, чем остальные индоевропейские народы. Литовцы, имея общий корень, по своему происхождению, с кельтами, греками, римлянами, германцами и славянами, в своих философско-религиозных воззрениях на мир вообще и человека в частности и в мифологических преданиях сохранили много общего с подобными воззрениями и мифологическими преданиями означенных народов».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!