Надо знать: тайны и легенды Эрмитажа. Тайны и легенды эрмитажа

Каждый бывал в Эрмитаже, в здании главного штаба.
Но никто никогда не был в корпусах напротив. Никто не знает что там.
Но сейчас мы развеем тайну и проникнем в секретные места.


В этом нам поможет сотрудник Эрмитажа - Виктория.


Внутри здание овеяно тайной. В узких проходах и на лестницах никого нет.



Оказывается внутри есть секретные дворики.


Выяснилось, что здесь проходят выставки. И порой весьма интересные. фотосьемка строго запрещена.


Но я втихаря поснимал. Это выставка фотографий реставраторов Эрмитажа за работой.



Здесь же проходила выставка фотографа. Он договорился с охраной и по-ночам, когда никого нет,
ходил по Эримитажу и в сумеречном свете делал черно-белые фотографии. Потом распечатал
их размером 2х3 метра и повесил здесь. Получилось очень интересно.


Призраки.


Лестница не лишена пафоса.

На втором этаже залы оказались более барочными.

Здесь я наткнулся с большому удивлению на коллекцию плакатов хадожников А. Муха,
Тулуз-Лотрек. Оказывается их афиши на самом деле размером полтора на два метра.
Это очень популярные работы. Я был поражен, их здесь никто никогда не увидит.
За мной по пятам ходила бабушка и не давала фотографировать.


Вид из окна на площаь.

Закончив экскурсию мы прошли во двор Эрмитажа. Там была выставка разрисованных львов.

Березка


Маковый беспредел.

Ангел Петербурга. Характерно, что правое крыло отвалилось.

Этот называется "Тотем над Невой"


Моряк. Черной краски на полоски и штаны на хватило.
Художник так и не определился что делать с шаром.


Мне сказали что это все рисовали дети.

Но я не поверил.

Для осмотра более трех миллионов экспонатов музея потребуется минимум восемь лет. Представляю вам прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами Эрмитажа.
1. ЧТО С «ПАВЛИНОМ»?


В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке.
Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.
Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.
2. ГРОБНИЦА ГОМЕРА


В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.
Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.
3. КРОВОЖАДНАЯ БОГИНЯ


В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.
Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.
Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.
По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.
4. ТАЙНА ЗОЛОТОЙ МАСКИ

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства.
Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.
5. КЛАНЯЮЩИЙСЯ ПЕТР

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».
В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».
6. НЕПОВТОРИМЫЕ СЕРЬГИ



В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
7. «ИКОНА БЕЗБОЖНОГО ВРЕМЕНИ»


Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.
Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Мистика Эрмитажа

Российский Эрмитаж является одним из самых крупных и знаменитых музеев в мире, что неудивительно: ведь этот комплекс занимает больше десятка строений, каждое из которых - памятник истории и архитектуры. Основными элементами этого музейного ансамбля считаются: Зимний дворец (бывшая резиденция русских императоров), Эрмитажный театр, а также здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей.

Кстати, практически каждый зал и даже коридор вышеупомянутых зданий - тоже экспонаты, ведь они были свидетелями многих исторических событий и «наблюдали» немало интересных фактов из жизни монарших особ и их приближенных. Взять хотя бы Зимний дворец - именно в нем скончался Александр II, получивший смертельные раны после покушения народовольцев. А за год этого дворец пережил сильный взрыв, который также устроили член движения «Народная Воля», пытаясь добраться до императора.

Разумеется, такое богатое прошлое музея не могло не породить множество легенд о призраках Эрмитажа. Не забыты и духи живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, попадаются им на глаза.

Особенно часто рассказывают о последнем хозяине Зимнего дворца императоре Николае II. Музейщики уверяют, что по вечерам, когда стихает гомон туристов, в темной галерее среди старинных шпалер и гобеленов можно увидеть призрак последнего царя, неслышно ступающий по стертому паркету.

В Эрмитаже сегодня обитает и другое знаменитое привидение. В темном коридоре появляется время от времени призрак Николая I. Его легко можно узнать по прямой осанке, золотым эполетам и ледяному взору… И хотя он предпочитает хранить молчание, не снисходя до общения с простолюдинами, все с первого взгляда понимают, что перед ними - царственная особа.

Говорят, что в коридорах и залах Эрмитажа вообще бродит много неуспокоенных душ и странных теней: то дама под вуалью, то молчаливый великан. Главное - не бояться и не беспокоить призрачных гостей - тогда они не причинят вреда.

Кстати, знаменитые эрмитажные кошки тоже нередко замечают нечто «невидимое»: бежит, например, котяра - и вдруг остановится, уставится куда-то в потолок и напряженно прислушивается. Или внезапно вся пушистая стая разбегается врассыпную, как будто бы кто-то идет, а в дверном проеме - ни души.

Из книги Дневник одного гения автора Дали Сальвадор

Приложение 4 ДАЛИАНСКАЯ МИСТИКА ПЕРЕД ЛИЦОМ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ После первой мировой войны, словно сметающий все на своем пути бурный прилив, внезапно нахлынуло сюрреалистическое движение. Бок о бок с возрождением воображения (и по необходимости связанная с ним, дабы дать

Из книги Ария: Легенда о динозавре автора Трой Дилан

МИСТИКА ИЛИ СОВПАДЕНИЯ? «ВСЕ,ЧТО БЫЛО, - РОК МОЙ… ВСЕ, ЧТО БУДЕТ, - КРЕСТ МОЙ…» Вообще, надо сказать, что заигрывания с нечистой силой (осо бенно если они серьезные, философски обоснованные и мало напоминают детский сад некоторых околотрэшевых групп) обязательно

Из книги Александр Грин автора Варламов Алексей Николаевич

Глава III МИСТИКА БОМБЫ Русские эсеры действовали в ту пору в двух независимых направлениях – готовили теракты и вели пропаганду. Они считали себя наследниками «Народной воли», но, опасаясь того, что их партию будет ждать судьба народовольцев, чья деятельность в конце

Из книги Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы автора Левицкий Геннадий Михайлович

Мистика в Вавилоне Нельзя оставить на свете голову, на которой была царская диадема. Квинт Эппий Флавий Арриан. Поход Александра Александр был уже не тем восторженным отроком, что завидовал успехам отца и печалился, что на его долю останется мало великих дел. Смертельно

Из книги Любовь Полищук. Безумство храброй автора Стронгин Варлен Львович

Глава четвертая Против течения, к тайнам «Эрмитажа» Миграция между артистами эстрады и театра существовала с давних времен, с того момента, когда возникли эти концертные организации, и носила в основном односторонний характер – из театра на эстраду, где артисты могли

Из книги Бейкер-стрит на Петроградской автора Масленников Игорь Федорович

Глава восьмая Советская мистика В тот год, когда в театре «Эрмитаж» (тогда «Миниатюр») начались разговоры о постановке грандиозного романа, постановке еще никем невиданной, должной потрясти мир, если не весь, то советский, в помещении театра, вокруг него и с его актерами

Из книги Цезарь [С иллюстрациями] автора Этьен Робер

РИМСКАЯ МИСТИКА Янковский опять у меня на пути. - Корова не знала, что ее убьют. - Прикосновение понтифика. - Я торгую «Холмсом» и «Пиковой дамой». - Осенняя роскошь.Настоящие тайны, даже мистика, подкараулили меня далеко от дома - в Италии.Октябрьским днем 1982 года я

Из книги Ошо: Будда-хулиган, который «никогда не рождался и никогда не умирал» автора Раджниш Бхагван Шри

Завоеватель и мистика победы При известии о победе при Тапсе в честь Цезаря на Капитолии были установлены изваяние и колесница, что являлось исключительной почестью.В 48 году после Фарсала Цезарь уже удостоился ряда изваяний, но то, что было сооружено на Капитолии,

Из книги Ошо. История жизни независимого мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Я живу в ту войну. Поисковые рассказы автора Ивакин Алексей Геннадьевич

Из книги Григорий Перельман и гипотеза Пуанкаре автора Арсенов Олег Орестович

Васант Джоши Ошо История жизни независимого мистика

Из книги Загадки советской литературы от Сталина до Брежнева автора Оклянский Юрий Михайлович

10. ПОИСКОВАЯ МИСТИКА 2008. Старая Русса.- Знаешь, как понять - курил боец или нет?- Не понял...- Когда могила сделана - прикуриваешь сигарету, втыкаешь ее в могилу и смотришь.- И что?- Смотри...Петрович достает сигарету. Прикуривает. Делает затяжку. Втыкает сигарету в землю

Из книги автора

Часть 4. Мистика топологических абстракций «Глядит ли кто, разинув рот, вверх или же, прищурившись, вниз, когда пытается с помощью ощущений что-либо распознать, все равно, утверждаю я, он никогда этого не постигнет, потому что для подобного рода вещей не существует познания

Из книги автора

СУПРУЖЕСТВО И МИСТИКА ЛЮБВИ Черты личности, а тем самым отчасти и профиль будущей человеческой судьбы в какой-то мере закладываются в детстве.Федин происходил из религиозной семьи. Его отец - сын крепостного крестьянина, после двадцати лет на побегушках в торговых

Самые знаменитые легенды Эрмитажа связаны с появлением призраков царственных особ. Среди музейных сотрудников ходят легенды о приведениях Николая I и Николая II, Екатерины Великой и Александра II, встреченных в коридорах и кладовых. Не менее популярными являются поверья о наличии подземных ходов, соединяющих дворец и всевозможные городские здания. Легенда о таком ходе, который соединяет царские покои и особняк балерины Кшесинской, существует более века. Правда, никто не смог найти этот ход, как и иной, соединяющий Эрмитаж со зданием хорового училища. Среди наиболее мистических легенд - слух, связанный с кровожадной древнеегипетской богиней. Много легенд добавилось в советский период. Каждый ленинградец слышал, как на свадьбе своей дочери первый секретарь местного обкома партии эксплуатировал парадный золотой сервиз из музейной коллекции. Какие истории рассказывают, что правда, а что вымысел?


Часы «Павлин» - визитная карточка Эрмитажа, более 200 лет украшают они Павильонный зал музея. Это не просто часы, а сложная многофигурная композиция с уникальным механизмом. По легенде, в 1777 году князь Григорий Потёмкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на изящный часовой механизм работы английского ювелира Джеймса Кокса и немецкого мастера Фридриха Юри. Однако часы не перенесли долгого пути - прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потёмкина.

И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы. Кулибину пришлось полностью разобрать механизм, чтобы понять принцип его действия, найти все неисправности, а затем заново собрать и позолотить. В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи.

Интересно отметить движение фигуры павлина: птица медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв, а затем, повернувшись к зрителям спиной, на несколько секунд замирает, после чего возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста. По одной из версий, Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное фуэте, тем самым демонстрируя своё отношение к царскому двору, для которого птичка и предназначалась.


В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий, но ей помешали другие боги. Для предотвращения катастрофы они разлили перед ней на земле красное вино (или подкрашенное в красный цвет пиво), которое богиня спросонья приняла за человеческую кровь и выпила. После этого она напрочь забыла про кровожадные замыслы. Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей всё ещё сохраняется. Якобы ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица, которая исчезает к утру. По другой версии, ноги богини покрываются странным красноватым влажным налётом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налёт якобы был обнаружен в 1991 году.

Атланты


Десять исполинских фигур Атлантов украшают главный вход в Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы. Будучи одним из городских символов, мужественные статуи олицетворяют мощь и незыблемость Петербурга.

По замыслу немецкого архитектора Л. фон Кленце и скульптора И. Гальбига на портике должны были стоять фараоны. Однако по проекту архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова скульптор А. И. Теребенев изваял 10 великолепных статуй.

Во время ВОВ вражеские войска обстреливали город, один из снарядов попал в Атланта, разрушив торс практически наполовину. Но гигантский исполин выстоял. Возможно, поэтому крайнего правого Атланта, который смотрит на Марсово поле, считают наделённым особой силой. А ещё говорят, что он умеет дарить вдохновение и исполнять желания - для этого надо лишь попробовать дотянуться до правого пальца ноги и искренне попросить.

«Гробница Гомера»


В зале Юпитера можно найти и ещё одну неразгаданную загадку Эрмитажа - «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 года русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привёз этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника я не мог не воскликнуть: „Не памятник ли это Гомеру?“»

Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Ещё бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда. Изучив барельефы, учёные с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на 900. Но пока остаётся неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились - непонятно.

Ореолом таинственности окружена так называемая восковая персона Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Пётр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям пора и честь знать. В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура оживала.


Один из самых скандальных шедевров - «Чёрный квадрат» Малевича 1932 года - также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщённую в единый знак, называя «Чёрный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на её «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. До сих пор так и неизвестно, действительно ли мировой шедевр наделён мистической силой или это очередная попытка подлить масла в огонь.

Есть у Эрмитажа и свои призраки. Чаще всего упоминают приведение императора Николая I. Говорят, что появляется оно по ночам в Эрмитаже и бродит по его залам. Те, кто осмеливаются зайти в музей ночью, нередко наблюдают в его залах туманную особу. Но, хотя призрак никогда не вступает в контакт с соотечественниками-простолюдинами, по офицерскому мундиру с густыми эполетами и осанке в нём узнаваема царская особа.

Царский золотой сервиз

По одной из легенд, когда секретарь обкома выдавал замуж свою дочь, было решено взять из запасников Эрмитажа парадный золотой сервиз на 140 персон. Якобы один из сотрудников музея узнал об этих возмутительных планах и решил защитить историческое наследие Екатерины Великой своими силами. Группа товарищей из Смольного прибыла в музей за сервизом поздней ночью. Пробиравшихся по тёмным коридорам коммунистов встретил вооружённый рыцарь в стальных доспехах. Побеспокоенный «призрак Эрмитажа» гулко шагал навстречу замершим от ужаса товарищам и недвусмысленно помахивал громадным мечом. Но потом вышла промашка - по легенде, в те времена залы музея охраняли служебные овчарки. Одна из них и вцепилась в часть тела оружейника, не защищённую доспехами всадника. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению императорского сервиза оказалась провалена.

Фото: Александр Шереметев, where.ru, hermitagemuseum.org, rinnevent.ru, oldchest.ru, novayagazeta.ru, kulturologia.ru

С аркофагов в Эрмитаже много. Но в зале Юпитера есть уникальный саркофаг. Это неразгаданная до сих пор загадка Эрмитажа - возможно сама «гробница Гомера».


Гробница (саркофаг) была вывезена с острова Андрос (возможно с острова Хиос) в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки и «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне.

При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.

Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.

«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812).

Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя.

В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.

Впрочем, возможно «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.

Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.

На правой стенке изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием.

Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)

Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.

Перед осмотром передней (фронтальной) стенки стоит вспомнить Ахилла и его судьбу:
Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя.

На фронтальной стенке саркофага виден Ахилл, который стремительным движением хватает оружие и Дейдамия - дочь Ликомеда, его возлюбленная, в страхе павшая на одно колено.

Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней - Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.

Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага.

На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой.

Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.

Каким образом, где и когда эти стенки соединились - непонятно. Учитывая нестыковки и различные мнения, является ли данный саркофаг "Гробницей Гомера" или нет - вопрос до сих пор нельзя считать закрытым.

(С) Сайт Эрмитажа, Википедия и другие места интернета.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!