Написание суффиксов ик ек. Когда следует ставить букву «и»? Примеры слов с суффиксом -ик

Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.

1. Правописание суффиксов имён существительных

Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик - в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).

Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек - замочка, ключик - ключика).

Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:

  • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

Суффикс -иц- пишется:

  • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица - луковичка, рукавица - рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц — (нянечка, лукошечко, Танечка).

Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк- . Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина - соломинка, рябина - рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня , у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна - блёсен - блесенка, башня - башен - башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

2. Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит- . Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.

Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения - суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).

Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).

Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий - резок, низкий - низок);
  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец - ненецкий, казак - казацкий, ткач- ткацкий). Исключения: узбек - узбекский, Углич - угличский).

Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега - онежский).

3. Правописание суффиксов глаголов

  1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть - видел, облегчить - облегчила, принять - приняло).
  2. В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- , если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую - рисовать).
  3. Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а , то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать - раздумываю, заканчивать - заканчиваю).

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово.

Прозвенел звонок на урок. Добрый день, детки! Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

(Тренинг: Прекрасно всё на небе, прекрасно на Земле.

Прекрасно всё вокруг, прекрасно всё во мне.)

Вам предстоит сегодня сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.

Слайд 3.

Наш урок мне хочется начать словами:

Как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, к какому блоку будет относиться сегодняшний урок? (Правописание)

Какая учебная задача стоит перед нами на уроках этого блока?

На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

Я желаю вам удачи.

Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание парных согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова)

На предыдущих уроках мы познакомились с суффиксами. Вы научились писать суффиксы. Я предлагаю следующее задание: Образуйте от данных слов новые уменьшительно-ласкательные слова

Слон –

Тигр –

Медведь –

Ключ –

Замок –

Как поняли задание?

Один ученик выполняет у доски, другие самостоятельно.

Представим полученные результаты.

Кто согласен, что написано на доске поднимите руку.

Кто нет?

Что мы будем проверять?

В каких суффиксах у вас не было затруднений?

В каких встретили затруднения?(ключик, замочек)

Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

Как называется эта орфограмма?

Запишем слова, выделим корни, поставим ударение.

Ударный или безударный гласный звук в суффиксах? (В суффиксе –ик- безударный гласный звук, и в –ек- тоже безударный).

Скажите совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме? (В слове ключик-совпадает, а в слове замочек-расходится).

Сделаем вывод:

Чтобы правильно написать суффиксы нужно знать правило.

Тема нашего урока «Правописание суффиксов –ик, -ек-.

Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова).

Можем ли мы ему помочь?

Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

1 путь. Взять готовое правило.

2 путь. Самим это правило изобрести.

Каким путём пойдём и почему? (лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему.

Посмотрите внимательно на данный ряд существительных. (кузнеч…к, сыноч…к, мячики, сыночки, мяч…к, ореш…к, кузнечики, орешки)

На какие две группы можно разделить слова? (На сущ. в ед.ч.и во мн.ч.)

Ед.ч

Мн.ч.

кузнеч…к

сыноч…к

мяч…к

ореш…к

кузнечики

сыночки

мячики

орешки

Проверка.

Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?

Для этого проанализируем слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-

Какой вывод мы сделаем?

Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 133. Совпадают ли они?

Значит, мы совершили верное открытие.

Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?

Как видим, Витя Перестукин смог отличить – ик от – ек-. Это было единственное правило, которое он знал. У Вити было слово помощник «нет».

Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

Послушайте сказку, которая поможет вам запомнить правило. (Читает ученик).

Сказка.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.

Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.

Один раз, когда –Е- опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):

Замочек – замочка, замочку;

Платочек – платочка, платочку.

При произношении слова с суффиксом –ИК- приседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки.

ПальчИк, кусочЕк, личИко, мешочЕк, мячИк, винтИк, платочЕк, овражЕк, самолётИк, садИк, пирожочЕк.

Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритм запишите слова парами по образцу .

Горош... к, веноч…к,

чулоч…к, карандаш…к,

кирпич…к, нос…к, звоноч…к,

сыноч…к, клубоч…к, шалаш…к,

журавл…к, корабл…к.

Образец: горо шк и-горош е к

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Выборочный диктант.

(Один пишет с –ик-, другой с –ек-)

Дворик, дождик, орешек, кусочек, птенчик, козлик, колокольчик, бубенчик, барашек, цветочек, огородик, коврик.

Проверка.

Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

Смогли мы её достичь?

На какие вопросы мы должны были ответить?

Сумели ли мы это сделать?

Покажите с каким настроением уходите с урока? (Карточки с лицами)

Выучить правило стр.133

Задание по выбору:

1.Составить карточку с написанием изученных суффиксов (12 слов).

2.Выполнить задание в р/т стр.32 упр.2

Вы замечательно работали.

Спасибо за урок. Слайд 21.

Прозвени-ка, дружок,

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо.

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

Масалова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
Белгородская область Белгородский район село Беломестное



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.

КЛЮЧИК…ЗАМОЧЕК… ИК ИЛИ ЕК?

Цели:Ознакомить учащихся:

с суффиксами –ек, -ик;

со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;

повторить и закрепить знания о сотаве слова.

Оборудование:

учебник «Русский язык, 2 класс;

рисунки для словарной работы и выведения правила;

карточки со словами;

телевизор;

видеомагнитофон;

мультфильм «В стране невыученных уроков».

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

У:Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.Внимание на доску.

Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое слово вы прочитали?

В чем секрет чтения?

Д:Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У:что такое яблоко?

Д:Яблоко - плод дерева яблони.

У:О многообразии слова яблоко расскажет …

Рассказывает подготовленный ученик.

Д:Не только плод яблони называют Яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.

Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У:Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на стр.152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко). Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

Д:Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У:Объясните смысл пословицы.

Д:Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У:Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты (карточки см. приложение).

Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока.

У:Сейчас мы проанализируем два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Запись на доске:

Запишите эти слова.

Дети записывают.

У:Какие корни в словах ключик, замочек?

Д:-ключ-, -замоч-.

У:Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный звук в нем.

Д:-ик, -ек. В суффиксе –ик- безударный глассный звук, в суффиксе – ек – тоже безударный.

У:Скажите, совпадает или расходится произношение сффикса с его обозначением на письме?

Д:В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится.

У:Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах –ик, -ек?

Д:Гласные с суффиксах –ик, -ек нужно проверять.

У:Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов –ик, -ек».

IV. Знакомство с новым материалом.

У:Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Взять готовое правило.

Самим изобрести это правило.

У:Каким путем мы пойдем и почему?

Д:Лучше самим попробовать выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У:Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило. Посмотрите на данный ряд существительных.

На доске прикреплены карточки со словами

У:Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

Д:Я думаю, что если при изменении формы слова гласный остается, то его и надо писать в суффиксе –ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек.

У:Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Д:Это было единственное правило, которое знал Витя.

У:Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется –ек, а если не выпадает, пишется –ик. Посмотрим фрагмент мультфильма.

У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки (см. приложение 2)

У:Прочитайте правило в учебнике на стр. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

У:Верно ли мы с вами сформулировали правило?

У:Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д:В одном сказочном городе жили суффиксы, и была там соя школа, где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг – суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова в суффиксом –ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка - платочку.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление нового материала.

У:Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм-предписание наших действий.

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов –ик, -ек, и записывают его на доске и в тетрадях.

1 шаг: Измени форму слова.

2 шаг: Определи «убегает ли гласный:

1. нет – пиши – ик

2. да – пиши –ек

У:Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с комментированием.

VII. Итог урока.

У:Доскажите слова по алгоритму. Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется…

У:В суффиксе –ик пишем букву и, если…

Д:При изменении формы слова гласный не выпадает.

У:Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ек, -ик.

VIII. Домашнее задание.

При составлении методической разработки дополнительные материалы не использовались.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!