Написать попс по истории про орден доминиканцев. Отрывок, характеризующий Доминиканцы

Доминиканцы (Dominicans), члены ордена монашеского братства проповедников. Основан св. Домиником, в 1216г. получил благословение папы. Орден возглавлял генерал-магистр, монахи носили черную мантию с белым подрясником, из-за чего их и прозвали "Черным братством". Это был нищенствующий орден, стремившейся проповедовать слово Божье среди народа, не замыкаясь в стенах монастырей. Особое внимание Д. уделяли спец. системе просвещения в "дрмах всеобщего обучения". Членом этого ордена были философ и теолог св. Фома Аквинский, а также четыре папы. Орден приобрел большую популярность в 13 в.; папы использовали Д. для своей борьбы с инакомыслящими (в т.ч. в орг-ции крестовых походов) и в инквизицией. С появлением новых орденов во время Контрреформации влияние Д. ослабло.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Доминиканцы

Доминиканцы, Доминиканский орден, орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, OP), неофициально Псы Господни, - католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.

Организация

В 2004 г. орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священников). Они служат в 622 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. Женская ветвь ордена (второй орден) - 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare).

В 1214 г. вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы. В 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 г. в ордене было 7 000 монахов.

Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кельне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 г. доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепископство.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.

Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.

Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся - что объясняется составом ордена - более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою.

В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении. Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена. В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII - XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения - изгнание в 1910 г. из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes, обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Облачение - белая ряса с белым капюшоном и черной пелериной.

Святыe и блаженные доминиканцы

* Блаженный Фра Анджелико (1400-1455) - итальянский художник эпохи Раннего Возрождения

* Св. Альберт Великий (ок. 1193-1280) - немецкий философ-схоласт, богослов

* Блаженный Бенедикт XI (1240-1304) - папа римский

* Св. Доминик (1170-1221 - основатель ордена

* Св. Екатерина Сиенская (1347-1398) - Учитель церкви

* Блаженный Иннокентий V (ок. 1225-1276) - папа римский

* Св. Пий V (папа римский) (1504-1572) - папа римский

* Блаженный Генрих Сузо (1295/1297-1366) - немецкий поэт и философ-мистик

* Св. Фома Аквинский (1225/1226-1274) - великий средневековый философ и теолог

* Св. Яцек (1183-1257)

Известные доминиканцы

* Бенедикт XIII (папа римский) (1649-1730) - папа римский

* Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский ученый и поэт, позднее ушел из ордена

* Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог

* Томазо Кампанелла (1568-1639) - итальянский философ, писатель-утопист

* Жорж Коттье (род. 1922) - кардинал, крупный католический теолог и философ

* Бартоломе де Лас Касас (1484-1566) - защитник прав индейцев, противник рабства

* Жак Клеман (1565-1589) - убийца французского короля Генриха III Валуа

* Жан Батист Лаба (1663-1738) - миссионер и путешественник

* Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат

* Жорж Пир (1910-1969) - лауреат Нобелевскoй премии мира (1958)

* Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор

* Иоганн Таулер (1300-1361) - немецкий мистик и проповедник

* Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - cоставил себе известность распространением индульгенций, выступил с опровержением 95 тезисов

* Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании

* Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк

* Кристоф Шенборн (род. 1945) - кардинал, архиепископ Венский, теолог

* Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм»

* Мейстер Экхарт (1260-1328) - немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков

* Яков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель

Литература

* Lacordaire, «Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs» (1840);

* Danzas, «Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique» (Пар., 1874 - 75);

* Douais, «Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc.» (1884).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Доминиканский орден (лат. Ordo fratrum praedicatorum) является католическим и относится к одному из братств, проповедующих отказ от материальных благ и жизнь во славу Бога. Основан Доминго де Гузманом, монахом испанского происхождения, в 13 столетии. Другое название — Орден братьев-проповедников — было дано ему

Ордена францисканцев и доминиканцев

Эпоха возникновения нищенствующих орденов пришлась на конец 12 — начало 13 ст. В это время католическая церковь нуждалась в догматиках, которые вели бы постоянную непримиримую борьбу с ересями и еретиками.

Рассказ об орденах францисканцев и доминиканцев следует начать с того, что в эту эпоху появилась необходимость в священниках, которые бы не занимались светскими делами и вели роскошную жизнь, а, наоборот, презирали блага и были способны продемонстрировать простым людям свою чистоту веры на личном примере. Оба ордена стали известны своей строгостью и категорическим отрицанием и отречением от мирских благ.

Был создан в 1209 г. сыном богатого ассизского купца Джованни Бернардоне, который, будучи странствующим проповедником, объединил вокруг себя своих единомышленников и последователей в Италии около города Ассизи. Прозвище «Франциск» он получил за употребление французских слов в своих проповедях.

Основатель францисканцев выступал против стяжательства представителей католической церкви, продажи должностей и индульгенций. Из-за этого ему одно время запрещали проповедовать, однако в 1210 г. разрешили. Устав Ордена был основан на послушании, целомудрии и нищенском существовании, он был одобрен Папой Иннокентием 3-м. Традиционной стало просторное коричневое одеяние с капюшоном.

О популярности францисканцев свидетельствуют данные о широком распространении монастырей: уже к 1264 г. их насчитывалось 8 тыс., а количество монахов достигло 200 тыс. К началу 18 в. Орден насчитывал 1700 монастырей и 25 тыс. братьев. Францисканцами была создана система богословского образования, они активно занимались миссионерством и исследованиями.

Оба ордена — францисканцев и доминиканцев — были наделены Папой Римским функциями инквизиторской деятельности, которую активно осуществляли в европейских странах на протяжении многих лет, используя казни и пытки. Но в основном их деятельность была направлена на миссионерскую и проповедническую работу, развитие образования и науки.

Жизнь Св. Доминика

Основателем Ордена монахов-доминиканцев стал испанец Доминго де Гузман, который родился в 1170 г. в испанском городе Калереге. Его мать была известной благотворительницей, которая помогала бедным. Отец — дворянин Феликс де Гузман, его старшие сыновья последовали за своим братом и также вступили в Орден, позднее их примеру последовали 2 племянника.

Матери Доминго накануне основания Ордена приснился пророческий сон: из ее чрева вышла собака, держащая в пасти горящий факел, которому предстояло «зажечь» весь мир, а во лбу своего сына она увидела звезду.

Для обучения мальчика отправили к дяде, служившему приходским священником, где он провел 7 лет. Уже в те годы он проявлял аскетические наклонности, отказывался от комфортного ночного сна в кровати и предпочитал спать на полу.

В 14 лет он поступил в университет в Паленсии (королевство Леон). Это были годы, когда в Европе свирепствовал голод. И будущий основатель ордена продал свое имущество и книги, чтобы помогать милостыней бедным жителям. 6 лет он занимался изучением философии, культуры и искусства, музыки и пения.

В 1190 г. Доминика назначили канониром в Осме, расположенном недалеко от Каллерега, где он продолжил свои теологические исследования. Он был рукоположен в священники и прослужил здесь 9 лет. Все годы он много читал, живя в святости.

В 1203 г. он сопровождал епископа Диего в поездке в Лангедок для помощи в организации свадьбы короля. В этой поездке Доминик был возмущен большим количеством еретиков во Франции и поэтому примкнул по своим убеждениям к альбигойцам, где и получил название «Брата Доминика». Цистерцианцы переходили из города в город, проповедуя скромность и благородство. В одном из городов судьи провели «испытание огнем», пытаясь уничтожить рукописи, написанные Домиником и его противниками. И чудесным образом его тексты трижды вылетали нетронутые из пламени. Такое же чудо произошло и в Монреале.

Альбигойцы придерживались строгих правил, однако Доминик превзошел их своими стремлениями к жертвенности. Питался он в основном сушеной рыбой, хлебом и супом, вино разбавлял водой. Носил жесткую власяницу и цепь вокруг талии, спал очень мало и только на полу. При этом он был благожелателен и проявлял снисходительность к другим людям.

В 1206 г. после видения на праздник Святой Магдалины в городке Пруйль Св.Доминик понял, что он должен создать здесь женский монастырь, для чего в ближайшее время смог собрать 8 молодых монахинь. Первый доминиканский женский монастырь открылся 27 декабря 1206 г., их покровительницей стала Мария Магдалина.

В 1207 г., после смерти епископа Диего, Доминик собрал вокруг себя небольшую группу проповедников, которые примкнули к монастырю в Пруйле. Епископ Тулузы Фолкес и св. Доминик ходатайствовали к Папе римскому об образовании нового сообщества проповедников.

История создания ордена

В 1214 г. в южном французском городе Тулуза вокруг монаха Св. Доминика собралась община единомышленников, целью которых было проповедование Евангелие и приведение людей к Богу при помощи личного примера. Начальной целью основания был поход против альбигойцев. Эти действия растянулись впоследствии на 20 лет и привели к уничтожению нескольких тысяч людей, объявленных еретиками.

В 1215 г. Св. Доминик в Риме повстречался с Франциском Ассизским, основателем Ордена францисканцев. Они нашли много общего в вере и любви к Богу, которую проповедовали францисканцы и доминиканцы, ведя нищенскую и аскетичную жизнь. Братья обоих орденов несли простым людям слово Божие, способствовали распространению христианской веры и выступали против ереси.

Еще при жизни Доминик, имея на руках подготовленный устав Ордена доминиканцев, отправился в Рим для папского подтверждения. Однако по приезду выяснилось, что Иннокентий скончался. И только следующий Папа Римский утвердил устав Доминиканского Ордена в январе 1216 г. и взял его под свое покровительство. На тот момент в нем насчитывалось 16 братьев.

Доминика он вначале оставил на должности богословского советника в папском дворце, который также занимался и цензурой книг. В этом же году Св.Доминик совершил паломничество к великим христианским святыням. Находясь в базилике Св. Петра он получил видение, в котором апостолы Петр и Павел вручили ему книгу и повелели его проповедовать слово Божие как избранному для этой работы.

«Сеять семена слова Божьего…»

Когда папа Гонорий 3-й разрешил Доминику вернуться в Тулузу в мае 1217-го, состоялось его воссоединение с братьями по ордену. Основатель его представлял Орден Доминиканцев как возможность проповедования всему миру Евангелие в целях поиска и присоединения все новых своих последователей.

Перед началом большого похода все члены Ордена собрались в церкви Богородицы, где Св.Доминик ошеломил всех прихожан необычайной проповедью. Именно поэтому его изображение часто рисуют на картинах Успения Пресвятой Богородицы.

Пророчество апостолов исполнилось в полной мере: братья не рассеялись по свету, а приумножили свое количество. Достаточно быстро монастыри нищенствующих братьев-проповедников стали появляться на территории Франции, Испании и Италии, а затем и в остальных странах Средневековой Европы.

Для членов своего ордена Св.Доминик всегда был образцом для подражания. Он по-прежнему практиковал умерщвление плоти и бичевал себя до крови трижды каждую ночь: один раз для своего спасения, второй — за грешников, третий — за ушедших душ. Другие доминиканцы также делают это. В своих молитвах основатель ордена всегда обращался к Богу, оплакивая грешников.

Путешествие по Италии

Решением Доминика все братья были направлены в различные регионы Европы для расширения деятельности Ордена: 7 человек поехали в Парижский университет, 2 — в Сен-Ромен, 4 — в Испанию. В октябре 1217 г. Доминик вместе с сопровождающим направились в Рим пешком: они шли босиком, питались подаянием, ночевали в домах благочестивых жителей, рассказывая всем желающим о братстве и Боге. По мере продвижения к ним стали присоединяться желающие вступить в Доминиканский орден, количество последователей которого быстро увеличивалось.

После прихода в Рим, с разрешения папы Гонория братству была отдана старинная церковь Св. Сикстуса на Аппийской дороге вместе с постройками. На пожертвования верующих территорию братства расширили, чтобы здесь смогли жить монахи. Монастырь в Сан-Систо рос быстро, и в 1220 г. его возглавила Мать Бланш, а братья по Ордену переехали в старую Базилику Санта-Сабины, которая была им пожертвована Папой Римским. С тех пор управление Орденом на протяжении многих веков осуществлялось именно оттуда. Здесь же собралось первое Генеральное собрание Ордена Доминиканцев, второе — состоялось через год в Болонье. На них было решено, что все члены братства должны отказаться от своего имущества и жить только подаянием.

Последующие годы Св.Доминик активно проповедовал свои идеи, путешествуя по Италии, Франции и Испании. Он занимался основанием новых монастырей и посещением уже работающих, активно проповедуя свои взгляды и обличая еретиков. В каждом городке и селении он исповедовал всех желающих и объяснял «Слово Божие». Ночи проходили в молитве, а спал он всегда на голом полу. Постепенно его здоровье ухудшалось.

Последние годы жизни

К этому времени слава и усилия проповедников Доминиканцев увенчались большим успехом: в 8 провинциях Европы появились их монастыри. Летом 1221 г. на пути между Венецией и Болоньей Доминик подхватил сильную лихорадку из-за жаркой и влажной погоды и слег. Последние дни он находился в помещении конвента Св. Николая среди своих братьев и единомышленников.

В последние часы своей жизни Св. Доминик завещал своим братьям свято верить в Бога, соблюдать правила добровольной нищеты, подавая милостыню всем нищим. Он пообещал стать полезными для Ордена и после смерти и помогать делу даже более эффективно, чем при жизни. Доминик выразил желание быть похороненным «под ногами» своих братьев. В пятницу 6 августа 1221 г. в 6 часов вечера в возрасте 51 года он умер, протянув руки к небу со словами веры на устах.

С тех пор в этот день верующие отмечают праздник Преображения. Уже после смерти Доминика произошло странное событие. В 1233 г. его мощи было решено перевезти, после поднятия каменной крышки гроба в воздухе распространился нежный сладкий аромат, что посчитали чудом. Через год после этого Доминик был канонизирован церковью в Святые, его праздник отмечается 8 августа.

Герб и устав Ордена Проповедников

Существует несколько вариантов герба Ордена Доминиканцев: один черно-белый, где вокруг креста расположен девиз: «Восхвалять, благословлять, проповедовать!» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare). На другом изображена собака, несущая в пасти зажженный факел, что символизирует двойное предназначение ордена: нести просвещение в мир с помощью проповедования Божественной Истины и охранять веру католической Церкви от ереси. Благодаря этому появилось и второе неофициальное название ордена: «Псы Господни» (лат. Domini Cane).

Папа Римский утвердил устав доминиканского Ордена в январе 1216 г. и дал ему второе название «Ордена Проповедников». Во главе его становился избиравшийся пожизненно генеральный магистр, однако позднее для него был принят фиксированный срок. Также был основан в каждой стране провинциальный приор и общежитие для монахов. Общее собрание должно было проводиться каждые 3 года.

Уже к 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, а к 1256 г. количество монахов в ордене достигло 7 тыс. Жесткие правила нищенствования просуществовали 200 лет, и только в 1425 г. папа Мартин 5-й отменил правила Ордена Проповедников об отказе от имущества.

Традиционное облачение монахов-доминиканцев: белая туника, кожаный пояс с висящими четками, белая пелерина с капюшоном, сверху одевался черный плащ. После вступления в Орден все члены именуются братьями, принимая обет бедности. Данный обет означает полное отречение от любого имущества, после чего доминиканец должен был вести активную религиозную деятельность в мире, и мог существовать только на подаяние добрых людей. В обязанности братьев входили проповеди, исповедь и миссионерская деятельность.

В эпоху процветания в Доминиканском Ордене насчитывалось около 150 тыс. членов в 45 провинциях Европы и Азии. Главной задачей братьев оставалась миссионерская деятельность среди неверующих людей. Большое внимание уделялось церковным проповедям и богословию.

Орден доминиканцев с точки зрения педагогики

Начиная с первого общежития монахов в Тулузе, Доминик уделял большое внимание образованию своих братьев. На территории была своя библиотека, состоящая преимущественно из книг, подаренных епископом. Все новые члены братства начинали обучаться в епархиальной школе, которую возглавил А.Ставенсби, будущий архиепископ Кентерберийский.

При этом большое внимание уделялось духовной жизни братьев: теологическому, богословскому и лингвистическому образованию, созерцанию и апостолической деятельности. Доминик считал, что все братья должны получить степень бакалавра.

Начиная с 13 ст., когда была развернута широкая миссионерская деятельность по созданию монастырей, Орден постановил, что в каждом из них обучением должен заниматься преподаватель. Благодаря такому правилу, братья считались самыми образованными среди монахов, черпая знаний у известных профессоров и в среде студентов.

Орден доминиканцев с точки зрения педагогики играл большую роль, давая образование всем желающим примкнуть к данному братству. Была создана разветвленная сеть школ нескольких ступеней при монастырях, что позволяло готовить проповедников из своих рядов независимо от университетов. Существовали школы «средней ступени» для начального и «высшей ступени» для завершения образования. Акцент на учебе стал неотъемлемым правилом образования доминиканцев. В Орден со временем вступили некоторые профессора и ученые.

Специальные учебные заведения доминиканцев были созданы во многих городах Европы: Кельне, Болонье, Оксфорде и т.д. Начиная с 1256 г., папа Александр 4-й разрешил представителям Ордена францисканцев преподавать в университетах. Такая политика продолжалась и в отношении других братств. Со временем многие доминиканцы и францисканцы стали преподавателями и философами в учебных заведениях Европы, некоторые возглавляли кафедры богословия в крупнейших университетах Парижа, Праги и Падуи.

В 1232 г. была Папа Римский передал в ведение Ордена Доминиканцев инквизицию именно благодаря прекрасной образованности его членов и широкой эрудированности.

Знаменитые ученые и общественные деятели, которые прошли все ступени обучения в Ордене: Альберт Великий и Фома Аквинский, Джироламо Савонарола, Таулер и другие. Среди доминиканцев были и знаменитые художники: Фра Анжелико (1400-1455) и Фра Бартоломео (1469-1517), а также испанский инквизитор Т. Торквемада, создатель произведения «Молот ведьм» Я. Шпренгер.

Миссионерская деятельность

Главной целью Доминиканского Ордена было проповедование своих идей и приумножение числа последователей, основание новых монастырей и обителей. Среди славянских народов доминиканцы появились под предводительством Гиацинта Одровонжа, который впоследствии возглавил Польскую провинцию Ордена. Первые монастыри братьев были основаны в Киеве в 1240-е годы, а затем появились в Чехии и Пруссии.

Постепенно Доминиканский Орден развернул миссионерскую деятельность не только в Европе, но и в Азии и на Дальнем Востоке. После открытия Колумбом Нового Света, миссионеры-доминиканцы проповедовали Благую Весть американским индейцам, защищая их от действий колонизаторов. Самыми прославленными из них были Бартоломео де Лас Касас и Св. Людовик Бертранд.

Женская ветвь доминиканцев

В литературе, посвященной истории Церкви, используется также название «Второй орден» для женской ветви доминиканцев. Женские монастыри для доминиканок были учреждены еще Св. Домиником в начале 13 в. Одежда сестер — традиционная белая с черным плащом, основное занятие - рукоделие (шитье, вышивание и др.). Уже в 1259 г. «Второй Орден» принял строгий устав, однако позднее его условия смягчили.

Среди доминиканок самой известной стала Екатерина Сиенская (1347-1380), которая проводила активную миротворческую и политическую деятельность, занималась написанием сочинений. Самое известное из них «Диалоги о Провидении Божьем».

Доминиканцы в 20-21 ст.

В 20 столетии в рядах Ордена происходила реорганизация: были пересмотрены Конституция и правила, литургическая сторона жизни. Основной деятельностью остаются миссионерство и проповедование, их монастыри расположены в 40 странах мира, а доминиканец Г.Пир получил в 1958 г. Нобелевскую премию за гуманитарную работу, проводимую среди беженцев.

По современным данным Доминиканский Орден насчитывает около 6 тыс. мужчин-монахов и 3700 монахинь, а также 47 провинций и 10 викариатов. По прошествии 8 столетий существования братства его последователи в подражание святым апостолам живут общинами, соблюдая обеты бедности, послушания и целомудрия.

Просвещая всех и обучая любви и взаимной ответственности, члены Ордена проповедуют в мире Евангелие и стараются противостоять заблуждениям, совершенствуя умение отделять правду и ложь.

Огонь истины. Этот образ возник благодаря игре латинских слов: монахов часто называли доминиканцами (лат. Dominicanes ), Что означало последователи Доминика, однако, их название можно перевести и как "псы Господни" (лат. Domini canes ).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит генеральный магистр. 5 С сентября 2010 года генеральным магистром доминиканцев являются Брюно Кадоре. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - Конвентуальных приор. Они несут ответственность перед общим собранием - Конвентуальных, провинциальным или генеральным капитулом. Во главе ордена стоит генерал, который подчиняется Папе. Доминиканцы занимают важные государственные посты в Ватикане . Сегодня доминиканцы - один из самых влиятельных католических монашеских чинов.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остаются в мире и живут духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем "Милиции Иисуса Христа" союз мирян обоих полов, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Одежда ордена - белая туника, кожаный пояс с четками, белая пелерина с капюшоном и черный плащ с черной пелериной с капюшоном.


2. История

Выбрав путь нищенствующих проповедников Евангелия, для борьбы с альбигойцами (катарами), доминиканцы впоследствии продолжали быть хранителями основ веры. В году для борьбы против еретических движений в ведение ордена была передана инквизиция . Magister sacri palatii, всегда избирался из доминиканцев, руководил высшим цензурой.

Доминиканец в облеченни

В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. К концу XIX века существовали в Италии, Испании, Австрии, их миссии были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX века существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и велоном. Значительная из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская .

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развивались в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден потерпел новых потрясений - изгнание в году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизировался - в 80-х годах этого века доминиканцы обладали монастырями в 50 странах мира.


3. Текущее состояние

В 2010 году орден насчитывал 5906 монахов (из них 4456 священников). Они служат в 607 приходах

4. Святые доминиканцы

Худ. Клаудио Коэльо, Испания. Св. Доминик.

  • Св. Доминик (1170-1221) - основатель ордена проповедников
  • Св. Реймунд где Пеньяфорт (1175-1275) - богослов и канонист
  • Св. Яцек (Гиацинт) Одровонж (1183/1185-1257) - миссионер, согласно преданию, достигавший в ходе миссии берегов Днепра (г. Киев)
  • Святой Альберт Великий (ок. 1193-1280) - философ - схоласт , богослов
  • Св. Фома Аквинский (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов
  • Бл. Иннокентий V (ок. 1225-1276) - папа римский
  • Св. Маргарита Венгерская (1242-1270) - принцесса из династии Арпада
  • Бл. Бенедикт XI (1240-1304) - папа римский
  • Бл. Генрих Сузо (1295/1297-1366) - поэт и философ-мистик
  • Св. Екатерина Сиенская (1347-1398) - Учитель церкви , терциарка
  • Св. Викентий Феррер (1350-1419) - философ, богослов и проповедник
  • Блаженный Фра Анджелико (1400-1455) - выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения
  • Св. Пий V (1504-1572) - папа римский
  • Св. Мартин де Порреса (1579-1639) - врач, первый чернокожий американец, канонизирован католической церковью (в 1962).

5. Знаменитые доминиканцы

  • Джиамбаттиста Аудифреди, (1714 -1794) - астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог , энциклопедист , философ и педагог
  • Маргарета Эбнер - (ок. 1291-1351) - визионерками и мистическая писательница
  • Мастер Экхарт (1260-1328) - теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Яков Ворагинского (1230-1298) - духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235-1289) - первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Торквемада Томас (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании
  • Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги "Молот ведьм"
  • Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк

Каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом .

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Ополчения Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Облачение (хабит) - белая туника, кожаный пояс с чётками, белый скапулярий, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Святые и блаженные доминиканцы

  • Св. Доминик (1170-1221) - основатель ордена проповедников
  • Св. Раймунд де Пеньяфорт (1175-1275) - богослов и канонист
  • Св. Яцек (Гиацинт) Одровонж (1183/1185-1257) - миссионер, согласно преданию, достигавший в ходе миссии берегов Днепра (г. Киева)
  • Св. Альберт Великий (ок. 1193-1280) - философ -схоласт , богослов
  • Св. Фома Аквинский (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов
  • Бл. Иннокентий V (ок. 1225-1276) - папа римский
  • Св. Маргарита Венгерская (1242-1270) - принцесса из династии Арпадов
  • Бл. Бенедикт XI (1240-1304) - папа римский
  • Бл. Генрих Сузо (1295/1297-1366) - поэт и философ-мистик
  • Св. Екатерина Сиенская (1347-1398) - Учитель Церкви , терциарка
  • Св. Викентий Феррер (1350-1419) - философ, богослов и проповедник
  • Бл. Фра Анджелико (1400-1455) - выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения
  • Св. Пий V (папа римский) (1504-1572) - папа римский
  • Св. Мартин де Поррес (1579-1639) - врач, первый темнокожий американец, канонизированный католической церковью (в 1962г).

Известные доминиканцы

  • Аудифреди, Джиамбаттиста (1714 −1794) - астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог
  • Маргарета Эбнер - (ок. 1291-1351) - визионерка и мистическая писательница
  • Майстер Экхарт (1260-1328) - теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Иаков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235-1289)- первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании
  • Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм »
  • Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк
  • Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - приобрел известность распространением индульгенций , выступил с опровержением 95 тезисов Лютера
  • Антонио де Монтесинос (англ. Antonio de Montesinos (Dominican friar) ) - монах, который был первым из духовенства, публично осудившим все формы порабощения коренных народов Америки.
  • Педро де Кордова (англ. Pedro de Cordova ) (1460-1525) - приор доминиканского монастыря, который поддерживал деятельность Лас Касаса и Монтесиноса
  • Фра Бартоломео (1469-1517) - художник, один из представителей флорентийской школы живописи
  • Бартоломе де Лас Касас (1484-1566) - защитник прав индейцев, противник рабства; епископ
  • Себастьян де Фуэнлеаль (ок. 1490-1547) - епископ Санто-Доминго , исполнял обязанности председателя Второй Аудиенсии
  • Луис де Гранада (1504-1588) - богослов и один из великих мистиков Испании
  • Гашпар да Круш (ок. 1520-1570) - миссионер, автор первой европейской книги о Китае
  • Луис де Леон (1528-1591) - поэт-мистик, религиозный писатель, переводчик священных текстов и литературных сочинений
  • Джордано Бруно (1548-1600) - учёный и поэт, позднее ушёл из ордена
  • Жак Клеман (1565-1589) - убийца французского короля Генриха III Валуа
  • Томазо Кампанелла (1568-1639) - философ, писатель-утопист
  • Бенедикт XIII (1649-1730) - папа римский
  • Жан Батист Лаба (1663-1738) - миссионер и путешественник
  • Анри-Доминик Лакордер (1802-1861) - писатель и богослов, много сделавший для возрождения Ордена в 19 веке
  • Мари-Жозе Лагранж (1855-1938) - богослов
  • Анна Ивановна Абрикосова (1882-1936) - активистка русского католического движения, настоятельница московской общины доминиканцев-терциариев
  • Конгар, Ив (Congar, Yves) (1904-1995) - французский католический теолог, представитель «новой теологии» (Nouvelle théologie); один из экспертов Второго Ватиканского собора .
  • Жорж-Доминик Пир (1910-1969) - лауреат Нобелевской премии мира ()
  • Бруно Хуссар (1911-1996) - основатель Неве-Шалом (Оазис Мира)
  • Луго, Бернардо де - лингвист, составитель первой грамматики языка чибча -муисков.
  • Марсель Дюбуа (1920-2006) - богослов, преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме , настоятель ивритоязычной католической общины.
  • Жорж Коттье (1922) - кардинал, теолог и философ
  • Наталья Леонидовна Трауберг (1928-2009) - терциарка, переводчик и публицист
  • Кристоф Шёнборн (1945) - кардинал, архиепископ Венский, теолог

См. также

  • Папский университет святого Фомы Аквинского (Ангеликум)

Напишите отзыв о статье "Доминиканцы"

Примечания

Литература

  • Анри Лакордер.
  • Lacordaire. Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs. 1840.
  • Danzas. Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique. Пар., 1874-1875.
  • Douais. Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc. 1884.

Ссылки

  • (англ.) (исп.) (фр.)
  • (укр.)
  • (рус.) на hrono.info

Отрывок, характеризующий Доминиканцы

– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.

Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный святым Домиником в Тулузе, в 1216 году утвержден папой Гонорием III, предоставившим новому ордену ряд привилегий. Быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы нередко назывались якобитами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви святого Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою. В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (отсюда и название их «Псы господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

На конец XX века в мире существуют 634 доминиканских монастыря, в которых находятся около 7000 монахов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970 Советская историческая энциклопедия. М, 1970

В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.

Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов. Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся - что объясняется составом ордена - более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.

Л.П.Карсавин. Монашество в средние века. СПб, 1912

Когда в 1221 году Доминик, в качестве генерала, председательствовал на 2-м общем собрании ордена в Болонье, орден уже насчитывал 60 монастырей и был разделен на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.

Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении.

Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена.

В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции.

Г.Ч.Ли. История инквизиции в средние века в 2 томах. СПб, 1911

Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!