Наречие примеры слов. Виды наречий - наречие в русском языке

Наречия – это такая часть речи, главной функцией которой является указание на различные обстоятельства либо на признак действия, о котором ведется речь в предложении. Наречие может относиться к глаголу.

В этом случае, оно указывает, по какой причине, где, когда, как и с какой целью происходит действие. Например: Завтра артисты уезжают выступать в далекий колхоз. Наречие «завтра» относится к глаголу «уехали», от которого к наречию можно задать вопрос когда?

Наречия также могут относиться к другому наречию, либо же к прилагательному. Например: Всюду известный, всегда приветливый. Весьма охотно учится.

Наречия, которые образовываются от качественных прилагательных, обладают сравнительной степенью . Например: громко – громче; высоко – выше.

Разряды наречий

Наречия делятся согласно значению на такие разряды:

1. Наречия образа действия. Такие наречия отвечают на вопросы: Каким образом? Как? Например: по-ученому, верхом, вдруг, еле – еле, быстро, хорошо.

2. Наречия времени. Наречия времени отвечают на вопрос Когда? Например: утром, вчера, сейчас, некогда, никогда, накануне.

3. Наречия места. Такие наречия отвечают на вопросы: Куда? Где? Откуда? Например: Везде, вблизи, сюда, дома, там, здесь, никуда.

4. Наречия степени и меры. Наречия степени и меры отвечают на вопросы: Насколько? Сколько? Например: очень, дважды, много, впятеро, совсем, весьма.

5. Наречия причины. Наречия причины отвечают на вопросы: Отчего? Почему? Например: сослепу, сгоряча.

6. Наречия цели. Наречия цели отвечают на вопросы: Для чего? С какой целью? Например: незачем, нарочно, назло.

Образование наречий

Образование наречий происходит с помощью различных частей речи. Так наречие можно образовать фактически от каждого прилагательного. Если наречие образовывается с помощью качественного прилагательного, то к прилагательному добавляется окончание – е ; - о .

Например:

Старательный – старательно,

Чистый – чисто,

Искренний – искренне.

Если мы формируем наречие из относительного прилагательного, то в таком случае, следует применять окончание – и , либо же приставку – по .

Например:

Осенний – по-осеннему,

Дружеский – по-дружески.

От кратких и полных прилагательных могут быть образованы наречия с приставками. Например: зачастую, насухо, снова, издалека, вкратце, свысока.

Наречия могут быть образованы с помощью числительных. В таких случаях, к числительному мы добавляем вставки – в или – во .

Например: во-первых, во–вторых, втрое.

Определительные местоимения образовывают наречия всячески, вовсе, совсем .

Наречия тогда, всегда, иногда, где, когда, здесь образованные от местоимений.

(англ. "adverb"; термин был позаимствован с латинского термина "adverbium") — часть речи, означающая признак деятельности, признак другого признака, в редких случаях - признак объекта.

Одна из особенностей этой части речи - неизменяемость. Еще в школе учат тому, что слова этой категории отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «с какой целью?», «зачем?», «в какой степени?» и некоторые другие. Вышеперечисленные вопросы наречия помогут очень просто определить, принадлежит ли слово к этой части речи.

Процесс формирования наречий называется адвербиализацией. Наречие может относиться к глаголу и его формам, или другому наречию:

1. Он проживает здесь довольно весело.

2. Они живут по-новому.

3. Трудись всегда аккуратно.

4. Сегодня акробаты гастролируют здесь, а завтра отправляются в деревню.

Что такое наречие, понятно, но появляется новый вопрос: почему они такие разные и отвечают на разные вопросы? Дело в том, что эта может указывать на разные признаки. Наречие указывает на признак деятельности, если примыкает к глаголу, а так же деепричастию. Оно указывает на определенный признак объекта, если примыкает к имени существительному. И наконец, наречие означает признак признака, если стоит рядом с прилагательным, причастием, другим наречием.

Чтобы лучше понимать, что такое наречие, следует помнить о его синтаксических функциях. В предложении такие слова в большинстве случаев выступают обстоятельствами. В некоторых случаях они могут выступать сказуемыми. Как правило, в предложении наречие выполняет функцию
обстоятельства, если оно имеет отношение к глаголу, имени прилагательному, другому наречию.

Отдельную группу наречий образуют слова, которые не дают название
признаку, а лишь демонстрируют его. Это местоименные наречия (примеры ниже). Они, за исключением основного назначения, употребляются для связи предложений в тексте. Они разделяются на такие группы как:

  • Указательные (здесь, там, туда, тогда, оттуда).
  • Неопределенные (где-то, кое- где, куда- то).
  • Вопросительные (как, где, почему).
  • Отрицательные (негде, нигде, никуда, никогда).

По значению наречия выделяют два разряда: обстоятельственные и определительные.

К первому разряду принадлежат:

Наречия времени (когда? с каких пор? как долго?).

Например: всегда хранящий, издавна знаменитый, бродить дотемна, долго приближается;

Наречия места (где? откуда? куда?).

Например: бежать впереди, проводить туда, прибыть издалека;

Наречия причины (отчего? с чего бы? почему? по какой причине?).

Например: нанести удар сгоряча, кумир поневоле;

Наречия цели (зачем? c какой целью?).

Например: упустить нарочно, произнести в насмешку, повстречаться специально.

К определительным принадлежат:

Наречия степени и меры (сколько? в какой мере? насколько?).

Например: много трудиться, вдвое проворнее, слишком пронзительно, чуть-чуть повысить;

Наречия образа и способа действия (демонстрируют, каким видом или способом происходит действие).

Например: гулять пешком, разрушить вдребезги, глядеть исподлобья;

Качественные наречия (отмечают особенность действия или свойства).

Например: смело дать ответ, быстро примчаться, кое-как выполнить, взволновано мерцающая звезда.

Таким образом, вопрос «что такое наречие» имеет очень простой ответ: это еще одна которая отвечает на вопросы «как?», «когда?» и другие, выполняя в предложении функцию обстоятельства.

Лингвисты, изучающие древнерусский язык, утверждают, что еще в древнерусских писаниях присутствовали наречия. Уже тогда намечались первые их группы и подгруппы по способам образования и морфологическим значениям.

Наречия в предложениях чаще выполняют синтаксическую роль обстоятельств. По лексическому значению выделяют две группы: обстоятельственные и определительные разряды наречий.

Определительные наречия

Эти наречия обозначают количественные и качественные признаки действия, состояния и других признаков. Разряды наречий делятся на три подгруппы:

  1. Количественные наречия. Обозначают степень качества и меру действия, отвечают на вопросы: в какой степени? сколько? (примеры - мало, вдвойне, чуть-чуть, досыта, дотемна, много, почти).
  2. Качественные наречия. Образуются от качественных прилагательных, определяют качество признака или предмета, отвечают на вопрос как? (примеры - слабо, скромно, быстро, темно, медленно)
  3. Образа и степени действия. Наречие характеризует то, как совершаются действия, отвечает на вопросы: каким образом? как? (примеры - вдребезги, вслепую, исподтишка, на ощупь)

Обстоятельственные наречия

Обстоятельственные разряды наречий описывают целевые, временные, причинные и пространственные отношения. Разделены на 4 группы:

  1. Наречия места. Указывают на место действия, отвечают на вопросы: где? откуда? куда? (примеры - вправо, влево, сверху, здесь, везде, там, туда).
  2. Наречия времени. Указывают на время совершения действий, отвечают на вопросы: с каких пор? до каких пор? когда? (примеры - сегодня, вчера, постоянно, иногда, ежедневно, летом, весной, до сих пор).
  3. Наречия цели. Обозначают цель действия, то есть зачем это действие производится, отвечают на вопрос: с какой целью? зачем? (примеры - напоказ, назло, случайно, невзначай, умышленно, намеренно).
  4. Наречия причины. Указывается причина, из-за которой происходят действия, отвечают на вопрос: почему? (примеры - потому, сгоряча, со зла, по глупости, даром, сослепу).

Наречия соотносятся и с другими самостоятельными частями речи - прилагательными, существительными, глаголами, местоимениями, числительными и деепричастиями.

Образование наречий происходит несколькими способами:

  1. Слияние предлогов с с одновременным переосмыслением падежной формы и превращении ее в несколько отдельных слов.
  2. Повторение слов с прибавлением предлогов-приставок (например, на-) к форме наречия (пример - сухо-насухо). Повторение одного и того же слова в разных падежных формах (примеры - белым-бело, черным-черно). Также используют повторение слов с синонимичным значением (примеры - крепко-накрепко, подобру-поздорову).
  3. Так, широко распространенно переосмысление деепричастия путем потери видовых и временных значений (примеры - лежа, стоя, нехотя, немедля).
  4. Образование наречий путем прибавления суффиксов к основе прилагательного и причастия настоящего времени (примеры - певуче, широко, угрожающе, дружески). Также такой способ применяется и к (единожды, дважды).
  5. Наречия образуются от местоимений и прилагательных с помощью двух суффиксов -ему- и -ому-. Также прибавляется приставка по- (примеры - по-старому, по-весеннему, по-новому, по-хорошему, по-английски).
  6. Также наречия могут образовываться от которые употребляются в виде обстоятельств (примеры - рукой подать, спустя рукава, вверх ногами, ни свет ни заря, чем свет, на скорую руку).

Это - главные способы образования наречий.

Правописание наречий

Одним из самых сложных разделов являются правила правописания, которым подчиняются различные разряды наречий. Однако написание большинства из них нужно просто запомнить.

Наречия выполняют одну из важных они дополняют и уточняют сказанные или написанные фразы.

К морфологическим особенностям этой части речи лингвисты относят неизменяемость наречий, т. е. отсутствие нескольких форм изменений по числам и падежам и наличие некоторых словообразовательных суффиксов.

По значению и функции в предложении наречия делятся на два больших разряда: определительные и обстоятельственные.

  1. Определительные :

а) качественные наречия (как?) Чаще всего образуются от качественных прилагательных

ПР: смотрел внимательно, кричал громко, шёл медленно

В.В.Виноградов писал: «Широкое развитие качественных наречий на –о, -е свидетельствует о растущей потребности качественной дифференциации оттенков действия. Качественные наречия чаще всего определяют действие… В разряд качественных наречий на –о из системы имён прилагательных переносится целый арсенал форм, через которые проходит и которыми характеризуется наречие со значением чисто качественного определения. Это прежде всего формы степеней сравнения, формы субъективной оценки…».

б) количественные наречия: 1) неопределённые наречия (сколько?). Обозначают неопределённое количество действий, свойств.

ПР: немного, немало, много, мало, почти, примерно, приблизительно .

2) наречия меры (сколько? во сколько раз?). Обозначают определённое количество:

ПР: трижды, вдвое, всемеро, втройне, надвое;

3) наречия степени (в какой степени?). Обозначают степень проявления действия или признака:

ПР: очень, крайне, весьма, совершенно, чрезмерно, вдоволь, дотла, досыта, до отвала, чуть-чуть, чрезвычайно, абсолютно.

В.В.Виноградов отмечал: «С качественными (определительными) наречиями “сближаются”, с одной стороны, эмоциональные определения степени, вроде чрезвычайно, замечательно, а с другой стороны, наречия количественные: очень, весьма, чуть-чуть, совсем, вполне… » Далее, по мнению В.В.Виноградова: «… В системе наречий значение степени и количества (как определений качества и действия) становится, по-видимому, средством качественной характеристики. В этом отношении очень показательно наличие форм субъективной оценки (т.е. образований с уменьшительно-ласкательными суффиксами) у количественных наречий, например: немного- немножко- немножечко; понемногу – понемножечку… ».

в) наречия образа и способа действия (как? Каким образом? Каким способом?). Обозначают способ совершения действия, манеру:

ПР: вкруговую, навзничь, наотмашь, плашмя, врассыпную, шепотом, втихомолку.

г) сравнительно-уподобительные (как? Каким образом?) Очень разнообразны по своей семантике, могут обозначать подобие, сравнение, сопоставление на основании разных признаков:

ПР: по-весеннему, по-утреннему; по-твоему, по-вашему; по-волчьи, по-человечьи, по-кошачьи; по-детски, по-братски, по-товарищески, по-джентельменски; по-пражски, по-немецки, по-польски, по-английски; вихрем, пулей, стрелой, колесом.

д) наречия совместности (как? Каким образом?). Обозначают признак действия по совместности или совокупности субъектов или объектов, участвующих в этом действии.


ПР: вдвоем, втроем, табунами, парами, поротно, повзводно, рядами, по двое, по пятеро.

Однако следует учитывать, что две последние группы (наречия сравнительно-уподобительные и наречия совместности) могут рассматриваться в составе наречий образа и способа действия (см. учебник П.А.Леканта).

  1. Обстоятельственные:

а) наречия места (где? Куда? Откуда?). Обозначают признак действия по месту:

ПР: здесь, там, куда, сюда, где, везде, внизу, сбоку, рядом, кругом, лесом, домой, оттуда, изнутри, издалека.

б) наречия времени (когда?). Обозначают признак действия по времени:

ПР: когда, теперь, вчера, завтра, днем, ночью, скоро, раньше, всегда, прежде, ежечасно.

в) наречия причины (почему?). Указывают причину совершения действия:

ПР: почему, потому, сдуру, спьяну, сослепу, сгоряча, поневоле, со зла.

г) наречия цели (зачем?). Указывают на цель совершения действия:

ПР: зачем, затем, назло, нарочно, на смех, напоказ, умышленно, специально.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!