Народы. Народы россии Образование Северной области

Русский Север, Поморье или ещё - Двинское Заволочье, как его в старину называли новгородцы, первые русские насельники здешних мест. Родная, ни с чем несравнимая земля предков. Край невероятных просторов, раздолья и воли (север никогда не знал ни татаро - монгольского ига, ни крепостного права), край редкого богатства и редкой красоты природы, которая и поныне ещё не утратила очарования первобытной дикости. Свой край, свою землю, с великим трудом отвоёванную у леса, у болот, у моря, уделывали и украшали северяне. Дивные по красоте на весь мир каменные и деревянные храмы, бесподобные бревенчатые дома - богатыри, дома - крепости с их непременным деревянным конём, символом крестьянского счастья и благополучия. Архангельский Север - край самобытный, песенный, сказочный, былинный. Он знаменит не только своей неповторимой по красоте природой, но и людьми - сильными, мужественными, исполненными чувствами человеческого достоинства, благородства и доброты. Край - сокровищница народной культуры и творчества.

Актуальность экскурсии : виртуальная экскурсия способствует визуальному восприятию учащимися культурно - исторических объектов Архангельской области, знакомству с их особенностями, виртуальному посещению тех мест, в которых не были, но о роли, которых необходимо знать.

Начнем с того, что рассмотрим, кто же и в какое время заселял Русский Север, как образовалась поморская культура, а после познакомимся с некоторыми центрами культурно-исторического наследия Русского Севера.

С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения новой для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) - не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской - новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века).
Поморская культура, отличная относительно русской культуры центральных областей России, боролась за сохранение своей этнокультурной самоидентификации - сохранение базовых духовных ценностей. Это и явилось одной из причин архаизации поморской культуры. Отсутствие на северных территориях татаро-монгольского ига и крепостного права, а также суровые условия жизни привели к формированию своеобразного характера местного населения: его отличало чувство собственного достоинства, независимость, свободомыслие, что также способствовало закреплению в культуре региона древних русских традиций.

Поморы - коренной народ Русского Севера, потомки древне-русских поселенцев, заселявших с XII по начало XVIII века юго-восточное побережье Белого моря (Зимний и Летний берега). (3)

Известный этнограф, исследователь Поморья Т. А. Берштам отмечает, что: “Крайне тяжёлые для жизни условия приполярного Севера - суровый климат, необходимость приспособления к новой системе хозяйства и природной среде, длительные разлуки мужской и женской части населения, вызванные сезонными промыслами, смена периодов интенсивной деятельности и длительного вынужденного бездействия в ожидании рыбы или зверя - всё это приводило к жёсткому отбору среди поморского населения. Сюда приходили на поселение люди определённого склада, среди которых выживали, приспосабливались и оставляли потомство далеко не все. В результате в конце XVIII- начале XIX веков сложился тот тип отважного промышленника, мореплавателя, первооткрывателя, гордого и свободного духом помора, поражавшего своими качествами каждого, кто с ним сталкивался”.(2)

Какие же особые черты поморского характера выделяли исследователи Русского Севера?

По свидетельству этнографа В. Насоновского, “физический тип крестьянина Холмогорского уезда во многом отличается от обычного типа великоросса остальной России. Это высокорослый, монументальный, рыжебородый блондин с серыми или голубыми глазами. Небольшая скуластость изобличает присутствие финской крови. Взор ясный и открытый, движения размеренно-уверенные и спокойные”.(4)

Интересные наблюдения об особом складе северян мы находим в географическом сборнике для чтения в семье и школе “Россия”, автором которого является С. Меч. “По берегам Белого моря, - писал он, - разбросано довольно много деревень, населённых поморами - настоящими русскими людьми: плечистыми, железного здоровья, неустрашимыми, привыкшими смотреть прямо в лицо смерти. Поморские женщины также отличаются мужеством, смелостью, привычкой к морю и к его опасностям”.

А. Михайлов выделял именно эти качества поморов. “Несмотря на исключительное потребление рыбы, и преимущественно солёной, население Беломорского края - народ всё-таки здоровый, рослый и чрезвычайно крепкого телосложения. Морские промыслы, от которых большинство кормится, обрекают помора ещё с малолетства, на тяжёлую, полную опасностей и лишений разного рода жизни, развивая в нём необыкновенную предприимчивость духа, соединённую с отвагой, изумительную в глазах человека, выросшего среди иной жизненной обстановки”.(4)

Многих исследователей поражал “какой-то особенно острый из глубины взгляд и умные глаза, понимающие по-своему жизнь и истину. Тип жизненный и, несомненно, говорит о предках новгородцах, сделавшихся только на Севере упрямыми и молчаливыми”.(4) В. Насоновский в “Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера” в N3 за 1910 год сравнивает психологию крестьянина Холмогорского уезда с психологией крестьянина остальной Руси: “Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью; в нём нет и признаков лукавой хитрицы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду: с последними он снисходительно деликатен”. Свободный, промышленно-предприимчивый дух поморов, привыкших полагаться на свои знания, опыт, умение больше, чем на “божью волю”, поддерживал в них чувство собственного достоинства и убеждение в том, что их земля - Поморье - освоена и устроена собственными силами. Помор привязан к своей Родине, любит её, “как вечную кормилицу”, доволен своею судьбою и счастлив по-своему.

Таким образом, предприимчивый, беспокойный, бунтарский дух русских переселенцев заложил основу определённого психического склада, который в результате естественного отбора привёл к закреплению необходимых свойств и черт личности: чувство собственного достоинства, свобода действий, независимость, живой ум, сдержанность и понятие своей особенности. Уровень сформированности и развитости особых черт характера поморских жителей непосредственно влиял на процесс воспитания, на цели воспитания, которые косвенно формировались через эту же характеристику основных свойств характера (положительные качества человека, психический тип личности), то есть на воспитание трудолюбия и многое другое.

Для мировосприятия, мироотношения и самосознания человека представителя региона Русского Севера традиционным было восприятие себя как носителя исконно русской культуры, ведущей свои истоки из Новгородской Руси, определённый демократизм в жизненных отношениях и вольнолюбие, связанные с осознанием своей силы и способности существовать в суровых условиях северной природы, в отдалении от центра государства, яркая творческая направленность в фольклоре, искусстве, религии, практических жизненных проблем.

У поморов имелся свой “кодекс” человеческих совершенств, так называемых этикетных качеств личности, которыми в идеале должен обладать истинный помор. Анализ коммуникативного поведения поморов позволил выделить следующие этикетные качества. Это: 1) почитание старших; 2) почитание женщины; 3)гостеприимство и щедрость; 4) честность и коллективизм; 5) чувство собственного достоинства; 6) доброжелательность и уважение между членами семьи и другими людьми.

Они издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова.

Жизненный уклад поморов напрямую соприкасался с их промысловой деятельностью. Они занимались зверобойным промыслом, рыболовством, смолокурением, пивоварением, добычей соли. Поморы также владели и гончарным делом, осваивали декоративно-прикладное искусство (глиняные игрушки, резьба по кости, роспись по дереву и многое другое).

Культурная жизнь поморов была очень насыщенной. На Севере испокон веков соблюдалось множество праздников: православных, аграрных, семейных. Все они сопровождались разнообразными обрядами, традициями, поверьями. В музыкальной культуре поморов сохранилась архаичная манера пения, которая сложилась в церковном песнопении с введением на Руси христианства: в один голос (вне зависимости от количества поющих) и без музыкального сопровождения.

Русский Север является и с полным основанием рассматривается уникальной сокровищницей крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций. Внимание к его истории и культуре значительно усилилось в XIX веке. Наш край представлял оазис, где народная культура сохранялась в относительно незамутненном, первозданном виде. Более того, здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики - носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено. Именно северные материалы неоднократно вызывали сенсацию в научном мире, меняя многие устоявшиеся представления о народной культуре. Одной из таких сенсаций стало открытие П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом в 70-е годы XIX века в Олонецкой губернии живого былинного эпоса. В 80-е годы огромное воздействие произвели материалы, привезенные В. В. Сусловым из экспедиции по изучению деревянного зодчества Архангельской и Олонецкой губерний. В начале XX века Н. Е. Ончуков обнаружил живое бытование народной драмы. Сенсационное открытие в начале XX века общественностью России и Западной Европы русской иконы во многом было связано с расчисткой северных икон, в первую очередь новгородских. Интерес к национальной традиции и народной культуре привлекали на Север не только корифеев отечественной науки, но и многих художников, архитекторов. Северное зодчество было творческим импульсом для создания в архитектуре «неорусского стиля». Существовавшие на Севере уникальные промыслы - холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, кружевоплетение, ручное ткачество, изготовление берестяной утвари - распространились по всей России.

Вот и хотелось бы вас познакомить с самыми яркими местами нашего края.

Одно такое носит название Пинежье. Это один из родников Русского Севера, сохранивший в себе силу русской культуры, культурные корни своих предков. Пинежье - это Русский Север, куда до сих пор с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившее в себе истоки русской культуры, наследие предков и ответить на вопрос: кто мы? откуда мы?

Можно ли найти еще такое место, где до сих пор сами деревни являются музеями под открытым небом, где из поколения в поколение поются народные песни, а бабушкины сарафаны служат по прямому значению, где прошлое и нынешнее переплелось так, что является вечно живым и единым.

Веками сохраняемые и передаваемые из уст в уста - от бабушек к внукам - былины и песни; особый пинежский говор, сохранившийся с XII века и дошедший до нас; нравственные устои - уважение к ребенку и почтение к усопшему; древние традиции - от ухоженных погостов до праздников всей деревней - будь то престольных или народных - вот та духовная сила, которая объединяет и роднит пинежан.

Северная природа - с крещенскими морозами и летней жарой - не терпит фальши. Быть может, поэтому на Пинежье стоят сработанные простыми мужиками в прошлых веках избы; без единого гвоздя по воле народа построенные церкви. И стоят они на самых высоких красивых берегах Пинеги памятниками деревянного зодчества, отражаясь в ее быстрых водах, они как корабли прошлого плывут во времени. В среднем течении реки Пинеги, на правом берегу, выше по течению, чем село Кушкопала стоит деревня Веркола и растянулась почти на 3 километра.

Другая достопримечательность Верколы — Архангельский монастырь, в прошлом один из самых почитаемых на Русском Севере, основание которого было связано почитанием св. Артемия Веркольского.

Известно, что Артемий был сыном младшего клирика Веркольской церкви. Мальчик родился в 1520 г. и с детских лет славился в своем селении «кротостью нрава и добродетелями, свойственными летам зрелым». Однажды, работая с отцом в поле, он был застигнут сильной грозой и «от изнеможения и холоду лишился жизни». Это произошло 23 июня 1532 г., когда Артемию было только 12 лет. Жители Верколы не захотели придать его земле, так как сочли смерть мальчика Божьим наказанием за тайные прегрешения. В течение нескольких лет его тело лежало в лесу не погребенное, огороженное бревнами и заваленное ветками. В 1577 г. мощи святого были обретены нетленными и положены в приходской Веркольской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1610 г. была составлена служба в честь праведного отрока и его житие.

После того как в 1639 г. сгорела Веркольская Никольская церковь, над мощами Артемия была сооружена часовня. Местные жители почитали мощи, от которых многие получали исцеление. До конца 30-х годов XVII в. слава святого не распространялась за пределы Пинеги. Ситуация изменилась в середине XVII в. после того, как сгорел находившийся в этих местах Воскресенско - Кеврольский монастырь. В это время Веркола была уже центром волости с многочисленным населением. Вопрос о возможности основания в ней обители в честь местночтимого святого поставил кеврольский воевода Афанасий Пашков. Поводом для этого послужило чудесное исцеление его сына от мощей Артемия, в благодарность за которое рядом с Никольской церковью он построил церковь Артемия Праведного, а около нее — ограду и кельи. По его же просьбе сюда прислали двух монахов. В 1649 г. монастырь был официально учрежден грамотой царя Алексея Михайловича.

Сейчас монастырь восстанавливается.

Я хотела бы рассказать еще об одном монастыре Пинежья - это Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь , он располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе (ныне Красная горка).

Обитель основана в 1606 году преподобным Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. Наименование Красногорский этот монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков. Вскоре доброе дело нашло поддержку. К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы. Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы.

Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей. 7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение. 9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I "отрешен от всех должностей", лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится "на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою".

В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Эта же участь постигла книги и церковную утварь, принадлежавшие обители. В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат. В церкви сохранилось пара фресок. Сейчас монастырь разрушен.

Сия. Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков реки Сия (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя - Свято-Троицкий монастырь.

В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 - судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций "Жития Антония Сийского" («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек.

В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг.

В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша, панагия (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета - драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому - серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря - игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков. В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр. В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы - соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого УИСПОЛКОМа (12.06.1923) и решением президиума Архангельского ГУПИСПОЛКОМа (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости. С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома. Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви в 1992, но случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников.

Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окрестности Кожезерского и Красногорского монастырей.

Сейчас ведется восстановление храмов. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские.

Холмогоры.

Древний административный и культурный центр Двинской Земли. Сначала в составе Новгородского, а с середины XVв. Московского княжества.

Отсюда, из Холмогор великий учёный Михайло Ломоносов пришёл с рыбным обозом учиться в Москву.

Сохранился до наших дней Спасо - Воскресенский храм. Золотые купола и кресты сверкают на солнце, золотом блестят кресты. Храм напоминает огромного чудо - богатыря, упиравшегося 6 главами в высокое небо.

Холмогоры - родина великого русского скульптора Федора Иванович Шубин. Сын крестьянина - помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости, что пригодилось ему в будущем. Холмогоры - родина отечественного кораблестроения. Здесь строили морские суда. В 1781г. была открыта мореходная школа - старейшее училище нашей страны. В Холмогорах зародился древний вид народного промысла - резьба по кости.

Расцвет Холмогор приходится на конец XVII века, когда вся торговля России с Западной Европой шла через Архангельск. После создания Холмогорской епархии (1682 год) в город прибыл её первый глава, Афанасий (Любимов), который развернул бурную строительную деятельность в камне. Были возведены кафедральный Спасо-Преображенский собор с колокольней, ансамбль архиерейского дома. Тем же временем датируется приходская церковь в близлежащем селе Матигоры.

В конце XVII века Холмогоры становятся одним из центров русской иконописи. Формируется своеобразный народный промысел — холмогорская резьба по кости.

В 1762 году архиерейская кафедра была перенесена в Архангельск, и Холмогоры стали приходить в упадок. Сейчас в Холмогорах существует музей М.В.Ломоносова, работает училище, где обучают одному из промыслов - резьбе по кости.

Итак, Архангельская область, Русский Север, уникальна природными, культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами. Это удивительный край, покоряющий северным гостеприимством, историческим прошлым. Особенностью культурной среды Русского Севера является демократизм, маргинальный и экстремальный характер, творческий характер и, конечно же, приверженность традициям и обычаям. Культура Русского Севера - органическая часть национальной культуры русского этноса, обладающая всеми основными компонентами общенациональной культуры. Она является одним из самых оригинальных, самобытных вариантах русской культуры; в ней сохранились в первозданном виде главные культурные достижения наших предков.

Использованная литература:

2. Бершатам Т. А. Поморы. Формирование групп и системы хозяйства. Л., 1976.

3. Большая Советская Энциклопедия. М., 1979; т. 22.

От редакции

На последней переписи населения поморами себя назвали около двух тысяч жителей нашего региона. Однако споры вокруг этнической идентификации этого народа не утихают. Кто-то считает, что это имя отражает способ жизнедеятельности людей, связанных с морским промыслом. Другие утверждают, что поморы – отдельный этнос, который дал свое имя пришлым славянским переселенцам. Вопрос по сию пору крайне спорный, и позиция автора следующего материала отражает лишь одну из точек зрения на проблему.

Великих переселений не было?..

Коренное население живет тут дольше всех, а первые протопоморские поселения в регионе появились еще за тысячи лет до нашей эры. Не важно, как называть это коренное население, важно, что оно своей генетикой и культурой наиболее гармонично связано с территорией, которую мы называем Русским Севером или Поморьем. Социокультурный код любой коренной этнической общности – это отточенные веками правила поведения в данном регионе, которые надо знать всем, кто здесь живет, и не нарушать их.

Получается, что поморы – это коренной народ, ну, что-то типа чуди белоглазой. Хотя официальная наука утверждает, что, мол, они прямые потомки новгородских переселенцев… И эта версия довлела при советской власти и довлеет, в общем-то, и сейчас.

Впрочем, когда-то официальная наука долго утверждала, что Солнце вращается вокруг Земли, и инакомыслящих жгла на кострах. Никаких доказательств гипотезы о массовых переселениях новгородцев с юга на Север, в район Беломорья, нет и, по большому счету, не было.

Как ни парадоксально это звучит, с точки зрения пригодных для жизни и пропитания земель и ресурсов, на Севере всегда было очень тесно. Вечная мерзлота – не лучшее место для проживания. Вопреки стереотипам отечественной историографии, с юга на Север в разное время приходили не массы славян переселенцев, а мелкие, но хорошо вооруженные отряды, которые создавали в районах проживания чуди свои форпосты (погосты) и заставляли местное население платить им дань.

То есть происходило распространение власти восточнославянских метрополий на северные чудские земли, но массовых переселений, например, новгородцев, на Север не было.

Моя твоя не понимать

Возникает резонный вопрос: почему местная чудь сравнительно быстро стала говорить на славянских или русских диалектах или почему на Севере сохранился такой мощный пласт древнерусской культуры? Все дело в том, что вместе с ватагами сборщиков дани приходили и первые православные монахи, которые крестили чудь и активно обучали местных жителей языку своих православных метрополий.

Этот процесс можно назвать «русской православной конкистой», по аналогии с процессом освоения Латинской Америки португальцами и испанцами. Только там были индейцы, а здесь предки коренных северян-поморов, объединенные новгородцами под единым именем «чудь».

Овладение языком метрополии, который был необходим крещеной чуди для исполнения православных обрядов и общения со сборщиками дани, привело к тому, что чудской язык, хотя и не сразу, но сравнительно быстро был вытеснен с большей части территории Заволочья. А весь пласт чудской языковой культуры оказался забытым коренным населением и сохранился только в топонимике и в отдельных диалектных словах.

Помор. Фото начала XX века.

Язык до культуры довел

Надо сказать, что смена языка привела к быстрому распространению славянской культуры, проникновению в чудскую среду средневекового славянского эпоса, былин, песен, которые заполнили культурный вакуум, образовавшийся в результате смены чудского языка на средневековый язык славянских православных метрополий. Именно этим, а не массовыми переселениями колонизаторов в Заволочье объясняется широкое распространение древнерусской эпической культуры на европейском севере Руси.

В Латинской Америке небольшие отряды конкистадоров создавали в индейских владениях форпосты и собирали дань в пользу своих государств, а в Беломорье такие же небольшие вооруженные новгородские ватаги ставили погосты с аналогичной целью. Трудно не согласиться, что индейцы от этого не стали португальцами и испанцами, хотя и говорят сегодня на латинских языках и диалектах и исповедуют католичество.

Точно также и коренная чудь никуда не исчезла, не стала «новгородцами», хотя и впитала в себя славянскую культуру, приняла православие и называет себя «русскими северянами» или «поморами».

Таинственная страна

По сути, коренные жители Архангельской области остались все теми же бьярмами и чудью, которые тысячи лет жили на этой земле до появления здесь представителей метрополий. Да, менялись религии, языки, внешние названия древнего народа, который живет в Беломорье испокон веков, но базисный социокультурный код и этногенетическое своеобразие, культурная идентичность коренного населения не исчезают бесследно.

На самом деле, так называемые чудь, бьярмы, поморы – это фактически обобщающие названия одного и того же коренного населения беломорского Севера, использовавшиеся разными государствами в разные исторические эпохи.

Хочется отметить, что изначально это были не самоназвания коренных жителей, а имена, присвоенные коренному населению колонизаторами.

Например, в эпоху викингов наш край назывался «страной бьярмов», и так его называли в своих сагах только скандинавы. Есть версия, что слово «бьярмы» происходит от древнегерманского berme, что в переводе означает жителей побережья, то есть фактически по смысловому значению – поморов.

Новгородские колонизаторы называли северный край «чудским Заволочьем». А в исторических документах Московии беломорский Север официально назывался не Заволочьем, а Поморьем. Подчеркнем, что москвичи не называли население беломорского Севера «чудью», так как это название использовали в основном новгородцы.

Кабинетные диссертации

После покорения Москвой Новгорода в XV веке прежнее новгородское обозначение жителей нашего региона «чудь» и название страны «Заволочье» начали быстро выходить из употребления. Стало распространяться московское обозначение края – «Поморье», и появились термины «поморские города», «поморские волости». В отличие от новгородцев, московиты называли Поморьем не только узкое побережье моря, а большой регион у моря. Сравните это с современным Приморьем, под которым понимается не только побережье Тихого океана, но весь Приморский край.

Существует очень много разных наук: антропология, этнология, история, география, генетика, биология, социология, философия, медицина и много других. Но ни одна из них, ни все вместе они не могут дать точного определения, кто такие поморы.

Сегодня звучат разрозненные и прямо противоположные высказывания российских ученых об этногенезе поморов. Написано немало диссертаций, затрагивающих тему поморов, но большинство из них основано на ложных кабинетных стереотипах и лишено практического смысла. Мнение самих поморов о своей культуре, языке и своем будущем таких ученых не волнует. При этом сколько-нибудь серьезных комплексных исследований этнографической группы поморов в истории российской науки никогда не было, и этим все сказано.

Заложники запретов и догм

В результате мы имеем то, что имеем: именно такая схоластическая позиция ученых приводит к тому, что чиновники безнаказанно лишают коренных жителей их земель и запрещают им вести традиционные промыслы. Конечно, всем нам надо быть сдержанней в своих эмоциях и пора вести не просто схоластическую научную дискуссию «о поморах», а думать о ее практических последствиях, включать в число ее полноправных участников самих коренных жителей, называющих себя поморами. При этом любое давление со стороны ученых, чиновников, а также журналистов или великодержавных националистов и прочей современной «святой инквизиции» на поморскую самоидентификацию и на современное творческое развитие этнокультурного самосознания поморов недопустимо.

Только сами поморы вправе решать, что такое поморская культура, как им развивать свой поморский социокультурный код и имеют ли они право на свои промыслы, на свои земли и на существование в качестве самостоятельной этнографической группы в будущем. Потому что ценно только то, что подлинно. А подлинная культура и подлинная наука как ее проявление – это результат поиска и творчества, а не запретов и догм.

Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Разберем подробнее национальный состав России, рассмотрев отдельно каждый этнос.

Крупные народности России

Русские - самый многочисленный коренной этнос, проживающий на территории России. Численность русских людей в мире приравнивается к 133 миллионам человек, однако некоторые источники указывают цифру до 150 миллионов. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских, большая часть русских также обитает в Украине, Казахстане и Белоруссии. Если рассматривать карту России, то русский народ в многочисленности распределен по всей территории государства, проживая в каждом регионе страны...

Татары, по сравнению с русскими, составляют всего 3,7% от всего населения страны. Татарский народ имеет численность в 5,3 миллиона человек. Данный этнос проживает по всей стране, самый густонаселенный татарами город является Татарстан, там обитает более 2 миллионов человек, а самый малонаселенный регион - Ингушетия, где не наберется и тысячи человек из татарского народа...

Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан. Численность башкир составляет около 1,5 миллиона человек - это 1,1% от общего числа всех жителей Российской Федерации. Из полуторамиллионного народа большая часть (примерно 1 млн) проживает на территории Башкортостана. Остальные башкиры живут на всей территории России, а также в странах СНГ...

Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Их численность 1,4 миллиона человек, что составляет 1,01% от общего национального состава россиян. Если верить переписи населения, то около 880 тысяч чувашей проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России, а также в Казахстане и Украине...

Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. В России численность чеченского народа равнялась 1,3 миллиона человек, но по статистике с 2015 года количество чеченцев на территории РФ увеличилось до 1,4 миллиона. Данный народ составляет 1,01% от всего населения России...

Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии - около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области, там не соберется и 5 тысяч, принадлежащих к мордовскому народу...

Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек - это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам - Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину...

Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек - это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири. Также они проживают в других регионах России, самые густонаселенные якутами регионы - это Иркутская и Магаданская области, Красноярский край, Хабаровск и Приморский округ...

По статистике, доступной после переписи населения, в России проживает 460 тысяч бурятов. Это составляет 0,32% от общего количества россиян. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория - Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная - Камчатский край и Кемеровская область, там не отыскать и 2000 тысяч бурят...

Численность народа Коми, проживающего на территории Российской Федерации, составляет 230 тысяч человек. Эта цифра составляет 0,16% от всего населения в России. Для проживания этот народ облюбовал не только республику Коми, которая является для них непосредственной Родиной, но и другие регионы нашей необъятной страны. Народ Коми встречается в Свердловской, Тюменской, Архангельской, Мурманской и Омской областях, а также в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах...

Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях - около 7 тысяч человек. А менее всего калмыков обитает в Чукотском автономном округе и Ставропольском крае - менее тысячи человек...

Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях. Общая численность Алтайского народа составляет 79 тысяч человек, в процентах - 0,06 от общего числа россиян...

Чукчи относятся к малочисленному народу из северо-восточной части Азии. В России народ чукчи имеет небольшую численность - около 16 тысяч человек, их народ составляет 0,01% от всего населения нашей многонациональной страны. Этот народ разбросан по всей России, однако большая часть осела в Чукотском автономном округе, Якутии, Камчатском крае и Магаданской области...

Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и народы других стран. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.

Продолжать можно бесконечно, ведь огромная территория РФ способна вместить под одной крышей множество народов, как коренных, так и прибывающих из других стран и даже материков.

НЕНЦЫ , ненэц или хасова (самоназвание - "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные Ненцы. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы.

Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, на котором говорит большинство Ненцев, и лесной (им владеет около 2 тыс. Ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне, по верхнему и среднему течению реки Пур, а также в истоках реки Надым и по некоторым притокам Средней Оби). Распространён также русский язык. Письменность на основе русской графики.

Как и другие северосамодийские народы, Ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки Ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население - охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав Ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

Традиционные занятия - охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины 18 века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

В бывшем СССР хозяйство, быт и культура Ненцев претерпели существенные изменения. Большинство Ненцев работало на предприятиях рыбной промышленности, вело оседлый образ жизни. Часть Ненцев выпасает оленей в единоличных хозяйствах. Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. и работает в промышленности и сфере обслуживания. Выросла ненецкая интеллигенция.

Большинство Ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах.

Пища - оленье мясо, рыба.

Основной социальной ячейкой Ненцев в конце 19 века был патрилинейный род (еркар). У сибирских тундровых Ненцев сохранялись 2 экзогамные фратрии.

В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части Ненцев Европейского Севера в середине 19 века получило распространение православие.

По данным Переписи населения 2002 года численность ненцев, проживающих на территории России, составляет 41 тысячу человек.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!