Настораживающие признаки культовой группы. Люди в большинстве своем…

Например, на прошедшей в 2009 году в Московском центре Карнеги конференции, посвященной НРД (Новым религиозным движениям), было высказано мнение, что чуть ли не 90% россиян психологически готовы к тому, чтобы стать сектантами. Утверждение, безусловно, довольно смелое и во многом очень спорное, но не бывает дыма без огня.

Попасть к сектантам намного проще, чем кажется, особенно если вы переживаете сложный период и находитесь в процессе переоценки ценностей. Культисты такое состояние "чуют за версту": обычно они очень хорошо знают, к кому можно подходить с предложением, например, "поговорить о Библии" или "научиться быть лидером".

Саентологи, иеговисты, кришнаиты, муниты и прочие продавцы опиума для народа - как отличить их от просто увлеченных людей? Как понять, что вас пытаются затащить в секту и , если ваш близкий или друг попал в деструктивный ? Об этом - в новой статье Passion.ru.

Секта или группа по интересам?

Секта - как наркотик. Она дает ощущение эйфории, одновременно высасывая из вас жизнь, а заодно и опустошая кошелек. Попав в культ, человек часто полностью теряет связь с реальностью, разрушаются социальные связи, он полностью самоизолируется в группе единомышленников и становится настоящим рабом секты.

Конечно, некоторым удается выйти из секты самостоятельно и практически без потерь, другие же остаются там на годы. Иными словами, это действительно наркотик, и выход из секты сродни преодолению наркотической зависимости.

Ведь пребывание в культе меняет сознание, переворачивает представления человека о добре и зле, о правильном и неправильном, и вернуть все на свои места и научиться снова существовать в социуме иногда может оказаться невероятно сложным. Справляются не все.

Кто-то застревает на годы, отдавая сектантам большую часть дохода и трудясь на благо организации. Таких историй в Интернете найти можно довольно много.

Есть и более чудовищные случаи, когда попадание в секту приводило в буквальном смысле к летальному исходу. Например, можно вспомнить знаменитую секту Джима Джонса - в 1978 году ее адепты совершили массовое , хотя по некоторым версиям это было массовое убийство.

Чем же отличается секта от клуба по интересам?

1. В секте есть лидер, учитель или другая харизматическая личность, которая обладает абсолютным авторитетом и чьи действия не подвергаются критике, какими бы дикими они ни казались.

2. Все действия адептов полностью контролируются: секта определяет, как человек должен питаться, что читать и смотреть, как себя вести, что говорить и что думать, а также с кем и как заниматься сексом. Вся эта система правил усваивается путем посещения лекций, проповедей, чтения специальных книг и брошюр и просмотром фильмов, также снятых самими сектантами.

3. Действует принцип "Кто не с нами, тот против нас", то есть, люди, не разделяющие принципы и установки адептов , считаются врагами, а любая критика со стороны "врага" - подтверждением правильности учения.

Как правило, уже в самом начале новоиспеченных адептов предупреждают, что "окружающие будут пытаться сбить вас с верного пути, не дать вам добиться успеха, поэтому необходимо прекратить общение с ними".

Такой принцип проповедуется во многих сектах, и отчасти именно поэтому те, кто попал туда, "выпадают" из социума, и круг общения в итоге сводится к собратьям-сектантам. Согласитесь, это тоже очень похоже на наркотическую зависимость.

4. Критика учения или учителя негласно запрещены. На деле могут говорить что угодно, но фактически на все человеку отвечают, что он просто недостаточно верит, недостаточно просветлен и т.п.

Причем чтобы отбить у человека способность критически воспринимать происходящее, используют самые разные методы. Человека стараются нагрузить информацией по всем каналам восприятия (бесконечные , физические упражнения, песнопения и т.п.) - так, чтобы он просто перестал адекватно мыслить.

5. Как правило, члены секты обязаны заниматься вербовкой новых людей. Например, саентологов учат, как правильно работать с людьми, определять их проблемы и предлагать им именно то, что они хотят. Человек страдает от неудач в личной жизни? Значит будут заманивать обещаниями обрести популярность у противоположного пола.

6. Членство в секте требует значительных финансовых затрат. Это позиционируется как добровольные пожертвования, однако на самом деле они скорее обязательные, так как если адепт отказывается жертвовать часть своего дохода секте, то на него начинают давить психологически, создавая у него чувство вины и лишая эмоционального допинга.

Как распознать сектанта

Сектант - это не обязательно бритый наголо фанатик в оранжевых одеждах из Международного общества сознания Кришны. И не обязательно иеговист с журналом "Сторожевая башня" наперевес. Сектанты бывают очень разные, и, как говорится, на всякий товар найдется покупатель.

Кого-то заманивают разговорами о Боге, кого-то - якобы тайными знаниями, доступными только членам культа, а кого-то - обещаниями избавить от всех бед и болезней.

Например, те же саентологи могут предложить бесплатно проверить уровень стресса (у этой секты есть для этого даже специальный запатентованный прибор - Е-метр): разумеется, в результате выяснится, что вы находитесь на грани нервного срыва и вам срочно нужна помощь саентологов, и непонятно, как вы вообще всю жизнь жили без книжек Рона Хаббарда. Иными словами, добро пожаловать в секту.

Итак, как же понять, что вы имеет дело именно с сектантом?

Первым делом вас, конечно, вообще должен насторожить сам факт, что к вам на улице подошел незнакомый человек и сразу пытается залезть вам в душу или поговорить о Боге. В данном случае и тема разговора, и навязчивость собеседника сами по себе могут служить признаками.

Если же знакомство произошло при других обстоятельствах, и вы в силу каких-то причин начали общаться с человеком и подозреваете, что он может быть сектантом, то можно ориентироваться на следующие вещи:

1. Человек упоминает какую-либо секту в положительном ключе и пытается вам доказать, что вся критика в ее адрес несправедлива, и люди просто неправильно понимают это учение.

2. В словах вашего собеседника нет логики, и он уклоняется от прямых ответов на вопросы - например, отказывается назвать имя лидера группы.

4. В речи человека проскальзывают странные, непонятные слова и выражения, либо привычные выражения используются в непривычном ключе, и это не объясняется его национальностью или профессией. Для сект вообще довольно характерно использование новояза, понятного только ее участникам, что делает группу еще более обособленной. Поэтому вас должны насторожить такие слова, как, например, "одитинг", "ритрит" или "ребефинг".

5. Собеседник очень навязчиво предлагает вам посетить собрание/встречу/проповедь, где вам якобы откроется истина или ваша жизнь моментально изменится в лучшую сторону.

6. В ходе разговора у вас возникает ощущение, что вы общаетесь не с человеком, а с зомби: вместо нормальных ответов на вопрос собеседник словно зачитывает вам какие-то куски заранее заученного текста.

7. Вы просто интуитивно чувствуете, что с этим человеком лучше не связываться. В данном случае стоит интуицию.

Кроме того, есть одно хорошее правило, которое действует не только в случае с сектантами. Каждый раз, когда вам предлагают всего много и сразу, просто задумайтесь: "Чего этот человек от на самом деле? Какую выгоду он извлечет, если я соглашусь?"

Если друг оказался вдруг... в секте

Если ваш близкий человек или просто хороший знакомый попал в секту, то самое главное - это не набрасываться на него тут же с критикой и не требовать немедленно покинуть культ. Вы же помните, что сектантов с самого начала учат рвать отношение со всеми, кто пытается "встать на их пути к Богу/успеху/просветлению (нужное подчеркнуть)"?

Попытки указать на логические нестыковки в учении также часто заканчиваются полным крахом - если человеку успели хорошенько промыть , то он просто перестанет с вами общаться, чтобы вы не смущали его "незамутненное" сознание неудобными вопросами.

Тут снова придется сравнить сектантство с наркоманией: вытащить кого-то против его воли очень сложно, а иногда почти невозможно. Но попытаться, конечно, обязательно нужно.

Для начала желательно собрать максимум информации секте, куда не повезло угодить вашему знакомому: кто ее возглавляет, какие идеи в ней исповедуют, какие книги являются основополагающими.

Затем можно поискать рассказы тех, кто проходил через это - их опыт может оказать очень ценным для вас. И, конечно, нужно тщательно собирать все официальные подтверждения "нечистоплотности" секты. Иногда демонстрация доказательств может помочь человеку "очнуться", но, к сожалению, не всегда.

Если человек попал в секту недавно, то можно попробовать найти того, кто для него был авторитетом до секты и попросить поговорить с ним. Если есть возможность, стоит также обратиться к консультанту по выходу - это психолог, специализирующийся на сектах.

Но, что бы ни случилось, если человек действительно вам дорог, ни в коем случае не стоит рвать отношения с ним - возможно, в какой-то момент он начнет сомневаться в учении секты, и важно, чтобы в этот момент рядом был кто-то, кто подтвердил бы эти сомнения.

В большей или меньшей степени секты характеризуются следующими признаками:

1. Религиозная реклама (маркетинг)
Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг – это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» – секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» – мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» – рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» – секта Муна, «психологическая дрессировка (тренинг), разрешение проблем общения» – секта сайентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» – секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» – секты Акбашева). Это и частая маскировка под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, «Духовный центр им. Сергия Радонежского») и экстрасенсами, адептами движения New Age.

2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление
Религиозная реклама (маркетинг) – следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» – два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека и не отпускать даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев,» угрозам и шантажу.

3. Двойное учение
Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение – одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое – для внутреннего пользования . Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты – оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя – «христом», то есть с точки зрения христианства – антихрист? Кто бы пошел в гости к рериханцам в «Духовный центр им. Сергия Радонежского,» если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда маскируются под общепризнанные ценности.

4. Иерархия
Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров – вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцати однодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда, человек оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

5. Непогрешимость секты и ее основателя
Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая,» чем истины всех прочих, особенно же – традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения,» видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался «Христом» и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения,» объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина – именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину – безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу.») Основатели сект – люди, которых последователи наделяют божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т.Ф. Акбашев (считает «иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное,» мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта «сахаджа-йога») молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

6. Программирование сознания
Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

7. Духовный элитизм (избранничество)
Членам секты внушается мысль о том, что они – единственно спасенные люди, что все окружающие – люди «второго сорта,» обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке пара-нормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

8. Контроль жизнедеятельности
Конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

9. Политические цели
Многие секты, такие как Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями,» стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков – кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты « Объединения», прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Слово «секта» (лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа, шайка) имеет две возможные этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.

В Септуагинте, а также в переводах Священного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово «ересь» (греч. haeresis - захват; выбор; учение, направление, школа). В Вульгате (латинском переводе Библии) haeresis переведено как secta. Вплоть до Нового времени эти два слова употреблялись на Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово «секта» стало употребляться в смысле небольшой и замкнутой религиозной группы, отделившейся от основной, культурообразующей религиозной общины, а «ересью» стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией. Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви.

Единства мнений в вопросе соотношения традиционных религий и сект нет.

Есть мнение, что секта - это группа лиц, имеющая отличия в вероисповедании и обрядах от доминирующей в данном обществе религии. Также существует мнение, что секта - это авторитарная организация, целью создания которой ее лидеры видят обогащение. Некоторые полагают, что главным признаком любой секты является ложь при вербовке и психологическое манипулирование членами организации и т.д. и т.п. Таким образом, вопрос определения понятия «секта» так же не имеет однозначных ответов.

Германские религиоведы выделяют следующие социально-психологические признаки тоталитарных сект: «Секулярная трактовка понятия «секта» включает в себя такие аспекты, как угроза государству и обществу в контексте уголовного права, обучение специальных кадров, обязанных выполнять приказы при полном психическом самоотрешении, коллективная потеря чувства реальности при особом внимании к общности, личному смирению и набожности, нанесение ущерба основополагающим правам человека в процессе обращения с ним как с членом объединения».

Национальная Ассамблея Франции состоявшаяся 10 января 1996 году дала следующее определение деструктивных сект: «Секты - это группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми рекомендациями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными) и влекущие за собой опасности для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов».

Кадр из видео про богослужение в харизматической церкви

По мнению профессора церковной истории Российского Православного Университета А.Л. Дворкина, секты имеют следующие признаки: «Признаки секты - это обман при вербовке, психологическое насилие, контролирование всех аспектов жизни своих членов и наличие механизмов для такого контроля, различные уровни истины для различных уровней организации, обожествление наличествующего лидера либо самой организации и целый ряд других признаков, вполне узнаваемых и вполне конкретных».

«Рансеньеман Женеро» - спецслужба МВД Франции, занимающаяся, в частности, наблюдением за деятельностью сект, сформулировала десять критериев, на основании которых организацию можно классифицировать как сектантскую:

1. Дестабилизация сознания.

2. Навязывание разрыва с прежним окружением.

3. Непомерные финансовые притязания (поборы).

4. Покушения на физическое здоровье.

5. Вербовка детей.

6. Нарушения общественного порядка.

7. Привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям.

8. Нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств).

9. Попытки проникновения во властные структуры.

10. Антиобщественные высказывания.

Теперь рассмотрим вероучительные (этико-теологические) признаки тоталитарных сект.

Догматы, вероучительные положения имеют значение первостепенной важности для последователя любой религии, потому что они формируют мировоззрение верующего и, следовательно, связаны со всем строем жизни человека, включая психологический, мистический, этический аспекты. Отсюда становится очевидным, что при рассмотрении темы сектантства большое значение имеют вопросы вероучительного характера. Посмотрим, какие признаки сект выделяют западные ученые. Например, современные немецкие религиоведы указывают на следующие богословские признаки сект: «С теологической точки зрения можно выделить характерные для секты черты: преувеличенное внимание к одному из аспектов вероучения, роль учителя, вождя, харизматического лидера, требующего безоговорочного послушания, концепция исключительного спасения для членов общины».

“Новое воплощение Иисуса Христа” - Виссарион.

Можно выделить следующие признаки сектантства:

Основатели сект часто выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа (например, Виссарион) или заявляют, что пришли завершить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил (например, Мун). Практически все сектантские движения пытаются «исправить» Евангелие или его толкование. Обычно это делается в «благих» целях - очистить Евангельскую Весть от «ложных» толкований христиан.

Псевдохристианские секты зачастую отвергают ортодоксальные догматы исторической Церкви, например учение о Пресвятой Троице: они либо искажают его, как, например, секта мормонов, которая проповедует тритеизм (союз трех богов), либо отвергают вообще, считая языческим, например, секта «Свидетели Иеговы».

Оккультные секты делают акцент на личные мистические переживания, полагая их в основу своего вероучения.

Лидеры сект часто претендуют на обладания пророческими дарами.

Зачастую секты нагнетают эсхатологические настроения среди своих последователей, иногда называя конкретную дату конца света.

В оккультных сектах постоянно навязывается дискредитация разума, отдается предпочтение методам «интуитивного» познания, рациональное мышление объявляется ущербным. Логика и рациональное мышление для оккультиста являются вторичными по отношению к мистическим озарениям.

Итак, тоталитарные секты - это замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины, использующие при вербовке искаженную информацию и управляющие своими членами посредством психологических манипуляций.

В сущности, тоталитарная секта - это группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой группой людей, имеющих почти полный контроль над своими приверженцами. Такие организации возникали в древности, существуют в наши дни и действуют во всем мире, в том числе и в России.

Уолтер Мартин. Царство культов. - СПб., Логос, 1992. - c. 11.

Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. - Минск- Москва: Харвест АСТ, 2001. - c. 444.

Мирошникова Е. «Церковь» и «секта» в немецком религиоведении. Религия и право №4- 5. М.: Институт религии и права, 1999. - c. 34

Секты против Церкви. М.: Московская Патриархия, 2000. - c. 264.

Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты - угроза XXI века». Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2001. - c. 142.

Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. N 2(5). М.: Московская Патриархия, 2000. - c. 48

Религия и право №4-5. Указ. изд. - c. 34.

Одной из насущных проблем современного общества стало огромное распространение разных сект. И если по официальным данным общее число сектантов сравнительно не велико и составляет от трехсот до восьмисот тысяч человек, то под скрытое влияние сект попало гораздо больше людей.

Существенная роль в этом принадлежит не только большой активности сектантов. Тенденции, проблемы и состояние общества в целом тоже на это влияют. К примеру, пять лет назад в нашей стране проходила конференция на тему новых религиозных движений. На ней прозвучало такое мнение, что около девяносто процентов россиян обладают психологическими предпосылками к тому, чтобы оказаться в одной из сект. Такой довод, конечно, весьма смелый. Однако к этому есть и вполне закономерные основания. Попасть под влияние сектантов не так сложно, как может показаться. В особенности к этому предрасположены люди, которые переживают сложный в жизни период и находятся на этапе переосмысления ценностей. Сектанты подобное состояние человека чувствуют «за версту». Как правило, им отлично известно, к кому стоит подойти с предложением поговорить, например, о Библии или послушать рассказ о том, как стать лидером. Сектантов совершенно необходимо уметь отличать от просто увлеченных чем-либо людей. Ведь если удастся вовремя распознать, что вас пытаются заманить в секту, то этим можно даже спасти свою жизнь.

Действие секты подобно наркотику. Нахождение под ее влиянием дает человеку чувство эйфории. Но при этом секта будет питаться силами вашей жизни, подспудно опустошая ваш кошелек. Оказавшись в секте, большинство людей утрачивают связь с реальным миром. Социальные связи человека полностью разрушаются. Он находится словно в изоляции от мира, а свою поддержку черпает от единомышленников. Достигнув подобного состояния, можно смело утверждать, что человек стал рабом секты. Безусловно, есть немало примеров того, когда люди находили в себе силы, и им самостоятельно удавалось выйти из секты без серьезных потерь. Но большинство завербованных сектой людей остаются там на долгие годы. Другими словами, секта сильнее наркотика. И выход из нее можно приравнивать условно к выздоровлению. Пребывание в секте меняет человеческое сознание. У личности искажаются представления о зле и добре, о том, что правильно или неправильно. И если требуется вновь вернуть человека в социум, то это может оказаться чрезвычайно сложной задачей, с которой могут справиться не все. В интернете описано немало правдивых историй, когда люди на целые годы застревали в секте, отдавая ей основную часть своего дохода и бесплатно работая на ее благо. Есть описания и совершенно чудовищных случаев, когда нахождение в секте приводило к смерти людей. Далеко не все люди понимают, чем именно секта отличается от банального клуба по интересам. Но в этом плане существуют весьма категоричные признаки секты. Как правило, в каждой секте есть свой лидер. Он может называться учителем или главой. С его ролью обычно справляется весьма авторитетная и харизматичная личность, действия которой не подвергаются критике даже тогда, когда они кажутся по-настоящему дикими.

В секте контролируются абсолютно все действия участников. Для них существует регламент относительного того, как они должны питаться, что будут смотреть или читать, как нужно вести себя, что говорить и даже думать. Иногда секта устанавливает строгие правила относительного того, как и с кем надлежит человеку заниматься сексом. Участники секты усваивают данную систему правил путем посещения специальных лекций. Людям на лекциях могут показывать специальные фильмы, брошюры, особые книги. В любой секте существует негласный принцип, что люди, которые не поддерживают установки и принципы секты, будут считаться врагами. Но если «враги» начинают критиковать действия и установки секты, то это сектантами трактуется лишь как подтверждение верности учения. Обычно уже изначально новых участников секты авторитетные ее члены убедительно будут предупреждать, что другие люди будут стараться «сбить вас с толку и верного пути». Поэтому сектой активно навязывается человеку мысль, что общение с прежним кругом нужно прекратить. В секте запрещена любая критика учителя и проповедуемого им учения. В действительности лидеры секты могут говорить о чем угодно. Однако все неудобные вопросы будут на корню пресекаться фразой о недостаточной степени веры. Секта преследует цель отнять у человека способность к критическому мышлению. И для этого ею используются разные методы.

Так, человека будут нагружать потоками информации по всем из основных каналов восприятия. Длинные лекции будут чередоваться с песнопением и изматывающими физическими упражнениями. В результате такой практики люди довольно скоро теряют способность к адекватному восприятию происходящего. Члены секты активно вербуют новых участников. И этому они тоже специально обучаются. Такое обучение строится на том, чтобы выявить сперва проблему человека, а затем предложить ему то, в чем он нуждается. Если человек страдает от неурядиц в личной жизни, то его будут заманивать в секту разными обещаниями о том, что у него невероятно повысится успешность у противоположного пола. Участие в секте от каждого человека потребует значительных денежных трат. Но это будет позиционироваться в качестве добровольных пожертвований. В действительности отчисления будут носить характер строго обязательных. Если кто-то из участников секты отказывается вносить свой вклад, то на него всячески начнут давить, культивируя в нем огромное чувство вины. Распознать сектантов можно по ряду признаков. В их качестве выступают не обязательно наголо бритые фанатичные личности в ярких одеждах. Люди, которые представляют секту, могут выглядеть совершенно по-разному. И заманивать в секту они тоже будут разными способами. Кому-то они начнут говорить о Боге, кому-то предложат ознакомиться с тайными знаниями, других же осыплют обещаниями избавить от болезней и жизненных бед. Есть даже такие секты, которые предлагают людям совершенно бесплатно при помощи особого прибора измерить уровень стресса.

Вербующий в секту будет вам крайне навязчиво предлагать придти на собрание, проповедь или встречу, на которых вам непременно «откроется истина жизни, а сама жизнь в одночасье начнет меняться к лучшему». У большинства людей в процессе разговора с сектантом возникает чувство, будто перед ним не обычный человек, а настоящий зомби. На ваши вопросы собеседник при этом будет давать не нормальные и логичные ответы, а куски выученного заранее текста. Многим людям на уровне интуиции удается почувствовать, что подобные личности не принесут ничего хорошего. И конечно, это относится к тем самым случаям, когда на свою интуицию стоит положиться целиком. Есть один психологический прием, который способен быстро отрезвить вас в нужный момент. Вы должны сами себе просто задать вопрос: «Что нужно этому человеку на самом деле от меня, и какую выгоду он преследует, добиваясь от меня согласия?».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!