«Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами» Л.Н Толстой (ЕГЭ обществознание). Темы эссе по социологии


.

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим.

Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо - худой разум.

Старайся дать уму как можно больше пищи.

Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

Непризнание несправедливости своих поступков требует лжи.

Что бы ни случилось, не теряй бодрости...

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

Любить значит жить жизнью того, кого любишь.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеливается уязвимость, болезненность.

Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах.

Искусство есть одно из средств единения людей.

Искусство, поставившее себе целью поставку потех для богатых классов, не только похоже на проституцию, но есть не что иное, как проституция.

До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Знание - орудие, а не цель.

Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

Недостаточно отвращать людей от зла, нужно еще их поощрять к добру.

Истина есть высшая святыня.

Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

Уметь любить - значит уметь все.

Смех рождает свежесть.

Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.

Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Для того, чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

Кто самый главный человек? - Самый главный человек - тот, с которым ты в данную минуту общаешься.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Недостаточные заботы наносят больший вред, чем недостаточные знания.

Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность, всё равно, что утверждать, что постройка печей производит тепло.

Ты говоришь, что вокруг тебя все дурные люди. Если ты так думаешь, то это верный признак того, что ты сам очень плох.

Время проходит, но сказанное слово остается.

Доброго и умного человека можно узнать по тому, что такой человек считает других людей и лучше, и умней себя.

Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

Чем лучше живут люди, тем они меньше жалуются. А чем хуже живет человек, тем больше он недоволен не собой, но другими.

Чаще всего мы раскаиваемся не в том, что мы не сделали чего-либо, а в том, что мы делали то, чего не надо было делать.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Освобождение себя от труда есть преступление.

Нельзя царствовать невинно.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - всё гладко.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т.е. только тогда, когда невозможно иначе.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Любить - значит делать доброе.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Для того, чтобы быть услышанными людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше - смертью.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнает, что он царь.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее.

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи в чем ошибка.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

Слово есть поступок.

Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.

Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его.

Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прямы и просты.

Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Быть хорошим значит только то, чтобы желать чаще быть хорошим.

Настоящее познание дается только сердцем. Мы знаем только то, что любим.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Ругают, осуждают - радуйся; хвалят, одобрят - бойся, огорчайся.

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхостные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

Высшая мудрость человечества не за тысячи лет до нас, а теперь, сейчас.

Мир, наверное, не такой, каким мы его познаём: будут другие орудия познания и будет другой мир.

Добро есть то, что никем не может быть определено, но это определяет всё остальное.

Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.

По мнению Платона (4 в. до н.э.) государство является выражением идеи справедливости, которую должны осуществлять философы (высшее сословие), второе сословие (сословие стражей) должно заботится о внутренней и внешней безопасности, и третье - сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне – сословие кормильцев). В государстве Платона вводится общность имущества, даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством для выбора лучших - точка зрения идеалиста.

Аристотель (4 в до н.э.) подверг критике теорию Платона о «совершенном государстве», считая, что общность имущества, жён и детей, предлагаемая Платоном, приведёт к разрушению государства. Он за моногамную семью, частную собственность и не исключал рабства.

Оставим рассуждения древних мудрецов, теологические выкладки Аквинского Фомы, идеи Конфуция, Г. Гроция, Дж. Локка, и прочих для специалистов и обратимся сразу к идеям Жан Жака Руссо (1712 – 1778гг.), которые легли в основу современного государства. В главном своём труде, в «Общественном договоре», он разработал «прямую форму правления народа государством,» - прямую демократию, (к примеру, как «Народное вече» в Древней Руси, «Апелла» в Спарте, ранняя Флорентийская республика, Венецианская республика), которая используется и по сей день, например, в Швейцарии. К слову сказать, Фидель Кастро революцию на Кубе тоже совершал с «Общественным договором» в кармане.
Руссо считал, что в естественном состоянии, «люди были также равны между собою, как равны были животные каждого вида», т.к. ничем не обладали, но когда «некто», огородил участок земли и сказал: «это моё» возникло и неравенство, «…наиболее сильные и ловкие захватывали участки земли и так продолжалось, пока земля вся не оказалась поделенной, другие – слабые или беспечные остались ни с чем» /Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении неравенства./ Осуждение частной собственности, породившей антагонизмы в обществе, и в то же время признание её – центральное противоречие в мировоззрении Руссо, которое он не мог преодолеть до конца жизни.
Однако именно диалектический характер этого «Рассуждения» Руссо привёл его к революционному выводу: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергнет»
Этот вывод является вершиной творчества Руссо.
Таким образом, поэт, музыкант-композитор, художник, публицист, дипломат
Жан Жак Руссо становится провозвестником революции во Франции, которую он жаждал также, как и боялся.

Главные принципы «Общественного договора»:
- каждый поступает в соответствии со своими личными интересами;
- безопасность и равные права;
- общественная польза;
Руссо видимо искренне верил в возможность создания государства, основанного на справедливости.
Вольтер (1694 – 1778гг.), например, считал, что «на нашей …планете невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса – один из угнетателей, другой из угнетённых»,
Талейран (1754 – 1838) по этому поводу высказался ещё откровенней:
«Общество разделено на два класса – стригущих и стриженных. Нужно всегда быть с первыми против вторых»

«Социальное равенство, по мнению Вольтера – это и наиболее естественная и наиболее химерическая идея…»
Руссо и сам не сторонник равенства-уравниловки: «Полная равномерность в распределении была бы противна даже тому строгому равенству, что присуще естественному состоянию, - говорит он, призывая к такому равенству, которое «вознаграждает и наказывает по заслугам». Вам это не напоминает "от каждого по способности, каждому по его труду" принцип социализма?

Идеи Руссо оказали громадное воздействие на революционеров, прежде всего якобинцев, и обрели реальность в годы Великой Французской буржуазной революции (1789 – 1794гг.), в частности: о праве народа на расторжение несправедливого договора, на ниспровержение монархии, на введение диктатуры, но главное - принципы народного суверенитета, общей воли:
«народы поставили над собой правителей, чтобы защитить свою свободу, а не для того, чтобы обратить се6я в рабов» утверждал Руссо.

В этой связи было бы не справедливо не упомянуть социалистов-утопистов
(Томаса Мора, Сен-Симона, Шарля Фурье, Кампанеллы), чьи идеи легли в основу теории научного коммунизма, разработанной классиками марксизма-ленинизма.

С точки зрения марксизма: государство – это аппарат насилия, аппарат принуждения, аппарат эксплуатации, порабощения одного класса другим.
«…машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы»/ Ленин В.И. Полн. собр.соч. т39.с.75/

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт следующее определение государства: «Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры».

Когда и почему возникло государство?

Исчерпывающий ответ на эти вопросы даёт Ф. Энгельс (1820 – 1895гг) в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ответ - уже в самом заглавии… именно в такой последовательности: семья – частная собственность, как следствие прогресса (рост производительности труда, избыток продуктов труда) и – государство, чтобы защитить эту собственность.
Но нужно ли для этой цели государство – эта громадная надстройка, нарост на теле общества с её институтами: армией, полицией, мощным идеологическим, юриспруденцией, управленческим аппаратами, с громадной массой чиновников, распределяющих общественные блага и т.д.? Нельзя ли содержать только ополчение от нападения из вне и только? Оказывается нельзя. Это уже понимали многие тысячелетия тому назад шумеры с аккадцами, вавилоняне, египтяне, греки и т.д.
Государство «это – сталь, скрепляющая общество», говорит Ф.Ницше (1844 – 1900гг.)
«Вне государства, при естественных условиях», - продолжает философ, цитируя Т.Гоббса (1588 – 1679гг), - «bellum omnium contra omnes» (война всех против всех), общество ограничилось бы семьёй и не могло бы широко пустить свои корни».

Человечество давно пришло к выводу о необходимости государства, поэтому нам остаётся лишь согласиться с этим постулатом. Все попытки анархистов снять этот «намордник» (выражение Шопенгауэра (1788 – 1860гг) привели бы лишь к хаосу и к кровопролитию.
«Людям необходимы даже самые дурные законы, - считает Эпикур (IV в. до н.э.), - ибо не будь их, люди бы пожрали друг друга.»
Не смотря на то, что человек «животное общественное», каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него. Вот что по этому поводу говорит Шопенгауэр: «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больше они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода и так - все ночи напролёт»
«Государство – это всего лишь средство, с помощью коего вооружённый разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращённых дурных последствий, причём каждый споспешествует благополучию всех, потому что видит в нём залог своего собственного благополучия»./он же / Это - в совершенном государстве, о каком мечтал Т.Кампанелла (1568 – 1639) «Город солнца», Ж.Ж.Руссо и коммунисты.

Отдавать обществу по способностям, а брать от него по потребностям - коммунистическая идея, осуществима лишь в том случае, если господствующей формой собственности является общественная собственность…т.е. всё общее, безусловно, кроме жён и зубных щёток.
Но, «природное неравенство людей делает невозможным и равенство их имуществ. Напрасны бы были все попытки сделать общей собственность существ, неравных по силе и уму, по предприимчивости и активности натуры» /П-М. Гольбах (1723 – 1789гг).

Можно спорить, браться за лом в поисках истины, у каждого она будет своя. Древние говорили, что истина находится посредине, другие считают, что она «спрятана» где-то на дне колодца.

На самом деле истина заключается в том, что миром правит ИНТЕРЕС.
Как-то один иностранный посол спросил Екатерину II: «Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются?» На что она ответила: «Я никогда не заставляю их делать то, что им не выгодно». О чём свидетельствует её указ о дворянских вольностях, которым дворянство освобождалось от обязательной не только военной но и гражданской службы. Давая свободу выбора, императрица тем самым возвышала дворян в собственных глазах, которые почитали за честь служить Отечеству не по обязанности, а по собственной воле.

«Чтобы создать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они жертвовали собственным благом во имя общественного благополучия» /А.Шопенгауэр/. Это – задача воспитания.
Ещё Тацит (I в.н.э.) говорил, что добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.
«Воспитание, по мнению Шамфора (1741- 1794), должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников, если только благоразумие – одних расчётливых эгоистов».

До сих пор мы говорили о государстве как таковом, как и почему оно возникает,не говоря о формах его, иначе видах, структуре государства. Это – определённая модель внутреннего устройства, включающая политическую, экономическую, правовую, территориальную организации.
Многообразие форм можно свести к трём основным:
- монархическая (включающая тиранию, монархию, абсолютную монархию и конституционную монархию)
- аристократическая, - когда управляет страной группа избранных, заслуженных учёных людей, («философов» по Платону) на основе «справедливых законов».
- демократическая (народовластие) – самая распространённая форма, имеющая множество разновидностей.
Остановимся на некоторых из них.
Для стран с обширной территорией, как например Россия, Китай, Индия, наиболее приемлемой формой правления, по мнению Ж..Ж..Руссо, является монархия;
тогда как для малых – более удобной будет демократия.

Однако при любой форме и размерах территории управление страной большое искусство, его должны осуществлять умные, способные и волевые люди.
Тирания, опирающаяся только на силу, как показывает исторический опыт, зачастую приводила к пролитию крови, к замене одного тирана другим, ничего не меняя по сути.
«На штык можно опереться, но сесть на него нельзя», говорил Талейран.
У тирана всегда есть возможность быть отравленным собственным поваром или быть зарезанным своим цирюльником. Поэтому тираны, хотя и жестокие, но зачастую и трусливые люди, вызывают к себе не уважение, а лишь жалость и презрение (Тиберий, Калигула, Нерон и т.д.).

«Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача, если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах»/ Сюнь-цзы.IV в.до н.э./
«Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно также, как и дурными»
/Н.Макиавелли.XVв.н.э./

Лев Толстой (1828 – 1910) говорил: «народом можно управлять, но нельзя помыкать им». Патриарх русской литературы разделял идеи Жан Жака Руссо о создании государства на основе справедливости, уважения личности, воспитания добродетели.
Л.Н. находился под обаянием личности Руссо настолько, что носил медальон с его портретом.
России, в силу многих объективных причин, её географического положения, климатических условий, характера народа, удалось избежать рабства в отличии от Европы и стран Востока, если конечно не считать таковым крепостную зависимость, при которой помещик именно помыкал крестьянами, о чём поведали нам А.Н.Радищев в своём знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов. М.Е.Салтыков- Щедрин и муза истории Клио.
Не от хорошей жизни бежали крестьяне от помещиков на Дон, за Днепровские пороги, на Волгу, в Сибирь и… куда глаза глядят. Не по собственной воле лучшие представители русской интеллигенции («декабристы», «петрашевцы», Н.Г.Чернышевский) отправлялись на виселицу, на каторгу, в эмиграцию в ту же самую Европу, ибо освобождение крестьян от ига крепостничества туда пришло раньше чем в Россию.
«Когда народ глуп, им легко управлять»/Шан Ян IV в. до н.э./ Привилегированные классы долгие годы держали народы России в темноте и невежестве.
«Стремление людей к богатству и знатности угасают лишь тогда, когда захлопывается крышка гроба» говорил китайский мудрец.
Исключить бы из человеческих отношений эту самую корысть, и можно было бы говорить о построении совершенного общества. Не потому ли древние мудрецы настаивали, чтобы государством управляли философы?

Коллегия избранных (ареопаг, конвент, дума, совет, сейм) - собрание мудрецов (философов) тоже не панацея от всех бед в обществе разделённом на классы.
«Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами» /Л.Н.Толстой/
Не всякий мудрец, способный правильно судить о вещах, способен управлять так, чтобы добиться благоденствия общества, вести страну к процветанию.

В обществе всё должно быть подчинено закону. Проблема лишь в том как научить людей соблюдать эти законы. И дело тут не только в воспитании. Необходимо человека поставить в такие условия, чтобы нарушать закон ему было не выгодно.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о нашей стране.
Н.М.Карамзин(1766-1826) в своих записках цитирует одного французского путешественника: «нигде не нарушают так законы как в России».
Два века прошло, но мало что изменилось.
«Законы подобны паутине: слабого они затягивают, а сильный их рвёт»/ Солон. VII в. до н.э./ На вопрос, как изжить преступления среди людей, Солон отвечал:
«Нужно, чтобы пострадавшим и не пострадавшим было одинаково тяжело»

Как замечает Розанов В.В.(1856-1919) « В России вся собственность выросла из
«выпросил» или «подарили», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало»… Воруют и сейчас, только в гораздо больших масштабах нежели воровали в прежние времена воеводы, губернаторы, чиновники от мала до велика.

«Никогда нельзя снимать узду с человеческих страстей» говорил Вольтер.

Один из авторов Декларации за независимость США Томас Джефферсон (1743- 1826) считал, что «всё искусство управления состоит в искусстве быть честным»
Ещё 2500 лет назад всем известный Пифагор говорил: «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть".

Практически же наиболее приемлемой формой является демократическая форма правления. Хотя, по мнению Кьеркегора (1813- 1855), «из всех тираний народоправие – самая мучительная, самая бездушная, неизбежный упадок всего великого и возвышенного… подлинное изображение зла».
Споры о «кухаркиных детях» до сей поры не утихают, хотя «вышли мы все из народа» по большому счёту. Ещё в Священном писании было сказано о том, что высокий падёт, а низкий возвысится. К примеру восстания рабов в Китае, зачастую успешные, заканчивались лишь сменой династий – рабы превращались в господ, господа в рабов, а по сути ничего не менялось. И так происходит повсеместно, пока существует частная собственность на средства производства, и кто это не хочет понять, тому бесполезно втолковывать что-либо. Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом отличается от всех революций тем, что впервые в мире в обществе господствующей формой собственности стала социалистическая (общественная)собственность на средства производства.
Это – самое величайшее достижение Великого Октября, что бы там ни говорили противники. Как случилось так, что через многие десятилетия все эти достижения в стране были сведены на нет?
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться» неоднократно говорил Ленин. И наша революция успешно сдерживала натиск буржуазии всего мира, пытавшейся подавить усилия людей труда в построении государства нового типа. Развязывая войны, они не смогли ничего сделать. Ибо, «никогда не победить того народа, который полной грудью вдохнул и почувствовал воздух свободы» /он же/.
Люди отчаянно дрались и умирали за Власть Советов, за счастье будущих поколений, показывая чудеса героизма на войне и на трудовом фронте.
«Нам счастье досталось не с миру по нитке, оно от Кузбасса, но из Магнитки, целинных земель и космической трассы, оно – это подвиг рабочего класса»
Страна успешно развивалась, «семимильными» шагами проходя «за десятилетия путь равный столетиям». Однако, именно в тот момент, когда, по выражению лидера партии, «единство нашего народа, было прочно как никогда», всё рухнуло.
К сожалению рамки очерка не позволяют подробно остановиться на причинах крушения «Советской Империи», это отдельная тема. Назову лишь, на мой взгляд, главные. Следуя диалектике Гегеля, который утверждал, говоря упрощенно, на каком-то этапе всё разумное со временем становится неразумным, приходим к выводу (вслед за Энгельсом): «достойно гибели всё то, что существует».
Применительно к СССР:
1. - «народная» власть на деле оказалась оторванной от народа;
2. – партия коммунистов, открыв доступ в свои ряды карьеристам, превратилась в партию оппортунистов (приспособленцев). Пример небезызвестного Марка Захарова тому подтверждение. Три года обивал он пороги райкомов-горкомов, чтобы заполучить вожделенную красную книжицу, а в августе 1991г картинно швырнул её в огонь. Антикоммунист по иронии судьбы до сей поры руководит театром Ленинского комсомола. И это не единичный случай.
Деградация происходит тогда, когда человек, поддавшись лести окружения, верит в свою исключительность, отрывается от масс, оставаясь на деле попросту обывателем, как бы высоко не взлетел.
Личный интерес затронул и святая святых – ЦК партии. С уходом на «заслуженный отдых» партократии хотелось бы увековечить свои привилегии. Случайно ли, что пресловутая перестройка началась не снизу, а сверху, хотя нельзя не сказать о том, что в стране уже назревала ситуация, при которой «низы не хотели жить по старому, а верхи не могли по старому управлять».
3. Ввод «ограниченного контингента» в Афганистан был самой крупной ошибкой во внешней политике непогрешимого руководства Страны Советов после «осуждения культа личности товарища Сталина» Н.С.Хрущёвым.
4. Односторонняя же уступка советского правительства, в области сокращения ядерных вооружений подорвала престиж страны. А роспуск Варшавского Договора, надо расценивать не как ошибку, а как прямое предательство и собственной страны и стран Содружества. Прав философ, говоря: «когда за дело берётся чернь* – ничего хорошего ждать не приходиться». Такого позора и унижения Святая Русь не переживала с момента татаро-монгольского нашествия.
Страна, совершив гигантский скачок назад, продолжает зигзагообразное движение по капиталистическим рельсам.
Советских людей, воспитанных в духе высокой морали и нравственности, благодаря чему сумели разгромить фашизм, «отцы перестройки» в ускоренном темпе взялись делать из них миллионеров, перевоспитывать по волчьим законам и по программе А.Даллеса, постепенно превращая в алчных монстров, готовых на всё ради наживы. Как тут не вспомнить английского публициста XIX в Т.Дж. Даннинга, которого цитирует К.Маркс:

«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Мы пережили монархию, демократию Керенского, Советы, «тиранию», «волюнтаризм», «застой», «перестройку и ускорение», и вот теперь, наконец, получили нью-демократию. И можем собой гордиться вполне. Но «республика не может состоять из одних республиканцев, как роза из одних только лепестков» /мысль Маркса/ И право жить во дворце или под мостом, в подвале или в картонной коробке на теплотрассе – это Ваше святое право. Вы можете говорить или хранить молчание – это также Ваше право, буржуазное право.

Лучшие умы во все времена мечтали о создании общества социальной справедливости - свободном государстве.
Вполне понятно, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - марксистская точка зрения. Потому словосочетание «свободное государство» вызывало у Энгельса скептическую улыбку, ибо если «есть государство – нет свободы, есть свобода – нет государства», а есть, как уже говорилось, «война всех против всех».
К сожалению, приходится сознавать, что народные массы не всегда понимают истинный смысл счастья и порою к нему их надо тащить силком /мысль В.Белинского/, и справедливость достигается большой кровью. И стоит ли она того?

* - чернь - не народ, а в том смысле, как понимал её А.Блок.
Как бы высоко не взлетел «простой советский комсомолец» из Ставрополья в сущности он остался «помощником комбайнёра недоучкой, предавшим интересы страны за Нобелевскую премию, как Иуда за 30 серебреников.

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.
К. МАРКС

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

Разрозненные рабочие - ничто. Объединенные рабочие - все.

Новая этика должна начинаться с учения о коллективе.
А. С. МАКАРЕНКО

Логической осью нашего нравственного закона ни в какой мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и коллективности.
А. С. МАКАРЕНКО

Все, что усиливает или ослабляет связь между людьми, что, следовательно, объединяет или разрушает коллектив, в нашем обществе не может считаться безразличным по отношению к нравственной норме.
А. С. МАКАРЕНКО

Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.
А. С. МАКАРЕНКО

…Одной из необходимейших предпосылок возможности осуществления коллективизма является тесная связь между людьми… способность до конца понимать друг друга.
Н.К. КРУПСКАЯ

…Надо… познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими…
Н.К. КРУПСКАЯ

Радость и доброта - это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Там, где коллектив великодушен, где он проявляет душевную щедрость, нежность, чувствительность, где деятельность является прежде всего нежным прикосновением к слабому, беззащитному,- там личность чувствует себя неповторимым цветком, а не только прутиком в ве- нике
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Индивидуальность человеческая, по своей природе, не терпит отчуждения и одиночества, жаждет сочувствия и доверенности себе подобных.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Отрицая буржуазный зоологический индивидуализм, новый человек прекрасно понимает высокую цену индивидуальности, крепко соединенной с коллективом,- он сам именно такая индивидуальность, свободно черпающая энергию и вдохновение’свои в массе.
A.M. ГОРЬКИЙ

Коллектив создает человека совершенно новой индивидуальной психики, более активной, стойкой и черпающей волю к действию из воли коллектива.
A.M. ГОРЬКИЙ

Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек выше и красивее.
А. С. МАКАРЕНКО

Утверждая в человеке уважение к самому себе, мы воспитываем в нем коллективиста. Ибо только тот, кто, уважая себя, умеет ставить перед собой требования коллектива, способен активно относиться к поступкам других людей.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Любая публичная деятельность человека связана не только с фактами, реализованными в интересах коллектива, но и с созданием определенных нравственных убеждений, которые служат делу совершенствования коллектива.
А. ШВЕЙЦЕР

Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.
И. ГЁТЕ

Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего.
Д. РЁСКИН (Л. Я. ТОЛСТОЙ)

Человек, не способный понимать всего социально- экономического значения взаимной солидарности, никогда не будет истинно свободным, истинно честным и истинно благородным человеком.
Я. В. ШЕЛГУНОВ

Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим.
Р. ТАГОР

Единение только тогда благо для человека, когда это - единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.
Л.Н. ТОЛСТОЙ

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами?
Л.Н. Толстой

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непере- стающим духовным усилием… Собраться же вместе не поможет познанию истины.
Л. Н. Толстой

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

§ 16. Право на объединение

Задача урока. Уметь объяснять понятия: политика, право на объединение .


«Один в поле не воин» – гласит русская пословица. Её глубокий смысл состоит в том, что важные, порою судьбоносные дела совершаются людьми совместно, коллективно. И это касается не только военных или государственных свершений. Сообща спорится любое дело и в обыденной жизни. Коллективом можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Не случайно организуются различные партии, общественные движения. В них люди поддерживают друг друга. Даже слабый человек обретает в них новые силы: ведь он уже не просто Иванов, Петров или Сидоров, он, допустим, член Конституционной партии. Звучит!

Конечно, у подростков такого рода интересы не столь остро выражены, но стремление организоваться, объединиться ради общих целей имеется и у них. Да и взрослые часто подталкивают их к объединению в различные организации.

В Конвенции о правах ребёнка говорится, что государства-участники (т. е. подписавшие Конвенцию) признают право ребёнка на объединение и свободу мирных собраний. Дети могут создавать свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации , объединения. Они могут быть политическими и неполитическими. Политическими были, например, пионерская организация и комсомол , созданные для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. Членство в них, по существу, являлось обязательным. Конечно, пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Они совершили немало доброго и полезного, помогали семьям погибших, пожилым людям, участвовали в трудовых делах. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны, осваивали Дальний Восток, поднимали целину, трудились на комсомольских стройках и т. д. Но в основе своей это были политические организации, созданные для выполнения государственных политических целей. Несовершеннолетние, однако, могут объединиться и в неполитические организации: клубы филателистов, собаководов, интернет-клубы, любителей рок-музыки и т. д.



Обратим внимание на очень важное обстоятельство. В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что право детей на объединение ограничивается в интересах государственной или общественной безопасности, порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Группа с безнравственными, а тем более с преступными целями не может быть официальной ассоциацией. Такие группы запрещены законом, а тот, кто их организует, подлежит уголовному наказанию.



В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в противозаконные группы, которым дают привлекательные названия, допустим «Горные орлы», «Шерифы прерий» и др. Детей заставляют воровать, заниматься перепродажей ворованного, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей принуждают заучивать «священные тексты» (на самом деле придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующую форму и т. д. Цель таких преступников – оторвать детей от семьи, превратить их в своих рабов, заставить работать на себя. Об этой опасности нужно помнить. Не забывает о ней и закон.



В последнее время в нашей стране имеют место проявления воинственного настроя некоторых молодёжных групп по отношению к выходцам из бывших советских республик (иммигрантам ) – таджикам, киргизам, азербайджанцам, армянам и другим народам. В основе поведения этих ребят – недовольство своим положением в обществе, низкий культурный уровень, своеволие, превратное понимание своих «особых» прав, неуважение к правам других. Разумеется, преступная деятельность подобных групп негласно поддерживается взрослыми единомышленниками.

Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию, например «Дети электронного века», чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в кино. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Естественно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»

Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию ? Кто будет готовить соответствующие бумаги? Оформлять документы? Далее, работа любой организации требует денежных затрат. Где-то надо собираться. За аренду помещения надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки, кепки, майки). Всё это стоит денег. Совместная поездка? Экскурсия? Очень дорогое удовольствие.

Лучше, если всеми проблемами, связанными с регистрацией, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители.

Важный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, – почему бы и нет? Но организации политической направленности лучше создавать по месту жительства, чтобы не превращать школу в арену политических баталий.

* * *

1. Почему взрослые и дети создают общественные организации?

2. Сравните совместную деятельность детей в школе и в коллективе, созданном самими ребятами. Каковы их цели, интересы, куда они охотнее пойдут?

3. Что говорится в Конвенции о правах ребёнка о детских ассоциациях?

4*. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране? Используя ресурсы Интернета, расскажите подробно об их создании и деятельности. Приведите примеры из художественной литературы и кинофильмов.

5. Надо ли взрослым участвовать в деятельности детских организаций? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

Л ишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми (И. Гёте, немецкий поэт, писатель, мыслитель ).

Н е есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами? (Л. Н. Толстой, русский писатель ).

Е динение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать её постоянным, непрерывным духовным усилием… Собраться же вместе не значит познать истину (Л. Н. Толстой ).

Р адость и доброта – это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие (В. А. Сухомлинский ).


Коллектив. Опека. Преступник.


1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую и почему вы бы предпочли:

1) организацию скаутов;

2) пионерскую организацию;

3) клуб филателистов;

4) клуб фанатов местной спортивной команды;

5) клуб бальных танцев;

6) ваш вариант?

Свой ответ аргументируйте.

2. Какое из этих двух высказываний представляется вам верным? Обоснуйте своё мнение.

А. Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий.

Б. Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю.

Размышляем над пройденным

1. Как вы думаете, могут ли дети профессионально заниматься политикой? В чём это выражается?

2*. Какие бывают тайные организации? Приведите примеры. Кто склонен их организовывать и в них участвовать?

3. Нужны ли сейчас молодёжные организации?

4. Почему преступники и распространители наркотиков часто вовлекают детей в свою противозаконную деятельность? Обоснуйте свой ответ.


Проектная деятельность

Что надо сделать, чтобы дети не стали преступниками или наркоманами?


Словарь урока

Аренда – договор, в соответствии с которым одна сторона предоставляет другой за определённую плату землю, строение, имущество и т. д.

Ассоциация – союз, содружество, объединение лиц или организаций для осуществления совместной деятельности.

Иммигранты – граждане одного государства, которые поселяются временно или постоянно на территории другого государства.

Комсомол (Коммунистический союз молодёжи) – единственная политическая организация молодёжи в нашей стране в 1918–1991 гг., в которой состояло абсолютное большинство юношей и девушек с 14 до 28 лет.

Лига – союз, объединение лиц, наций, государств.

Наркотики – одурманивающие вещества, употребление которых приводит к смертельному заболеванию – наркомании (см. § 22).

Пионерская организация – детская коммунистическая организация в СССР, в которую принимали детей младшего и среднего школьного возраста.

Политика – деятельность групп и отдельных людей, связанная с завоеванием и использованием государственной власти с целью реализации своих интересов; сфера управления обществом, страной.

Регистрация – запись фактов, явлений, организаций и т. п. с целью учёта и придания законности.

§ 17. Право мыслить и верить свободно

Задача урока. Уметь объяснять понятия: право ребёнка на свободу мысли, совести, религии .


Задумывались ли вы о том, что такое совесть ? Это трудный вопрос.

Представим, что доброму, порядочному, мягкому человеку внушают: «Ты должен бороться, беспощадно бить врагов, наносить им удары, помнить, что противников нужно уничтожать!»

Например, в советское время верующего человека, постоянно посещавшего церковь, преследовали угрозами и лозунгами: «Религия – это опиум для народа! Это дикость и темнота. Стыдно верить в Бога в век науки!» Или наоборот: человеку, не верящему в Бога, говорят: «Все верят, а вы – нет. Грешник! Антихрист!»



Что общего в описанных ситуациях? Людям мешают поступать так, как велит совесть. И тогда жизнь превращается в сплошную муку, потому что многое может вытерпеть человек, если живёт по совести : по совести верит или не верит, по совести добр и милосерден, по совести беспощаден и твёрд. Заставлять человека поступать вопреки убеждениям, совести не имеет права никто.

В Конвенции о правах ребёнка есть очень важная статья: «Государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии» .

Как все эти свободы связаны и почему? Вера в Бога непосредственно связана с совестью. Верующие люди искренне полагают, что совесть – это и есть Бог внутри них. А мысль? И она не противоречит вере в Бога. Плохо верить в Бога бездумно, не обдумывая идей Священного Писания, не пропуская их через своё сердце и сознание. Андрей Рублёв, Михаил Ломоносов, Гаврила Державин, Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Дмитрий Менделеев, Рафаэль, Микеланджело, Уильям Шекспир, Саади, Авиценна, Исаак Ньютон, Даниель Дефо и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры верили в Бога. Великими мыслителями были такие религиозные деятели, как Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Сергий Радонежский, Джелаледдин Руми, Серафим Саровский, отец Сергей Булгаков, отец Павел Флоренский и др.



В современной России, подписавшей Конвенцию о правах ребёнка, никто не смеет чинить препятствия тому учащемуся, который искренне верит в Бога. Никто не смеет ущемлять его в чём-то, смеяться над ним, унижать его за веру. Также никто не смеет упрекать того, кто в Бога не верит. Вера в добро, любовь, справедливость или вера в Бога находит своё выражение в мыслях и чувствах каждого человека, становится основой всех его поступков.



Каждый подросток волен выбирать любую религию, кроме тех, которые запрещены законом. А закон запрещает культы, связанные с жертвоприношениями, террористическими актами, издевательством над людьми, разлучением их с семьями, доведением до психических заболеваний.

Чаще всего дети выбирают ту веру, которая близка родителям, бабушкам и дедушкам. В современном обществе происходит переосмысление многих религиозных догм, так как развивается наука и техника, люди узнают всё больше и больше о том, что раньше казалось необъяснимым, сверхъестественным. Непреложными навсегда останутся лишь нравственные ценности добро, справедливость и любовь

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребёнка?

2. Что такое совесть? Как связаны совесть и вера?

3. Каким ограничениям может подвергаться свобода совести?

4. Вспомните историю Средних веков и приведите примеры религиозных войн в Европе. Почему они возникали?

5*. Каково было отношение государства к религии в нашей стране в различные периоды истории? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

С овесть – тысяча свидетелей (античный афоризм ).

Н е сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть (Э. Делакруа, французский художник ).

С овесть и трусость, в сущности, одно и то же… «Совесть» – официальное название трусости… (О. Уайльд, английский писатель ).

С овесть – половина веры, а может быть, и вся (пословица ).



Д ля того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать её, и есть настоящая вера (Л. Н. Толстой ).

Е сть две веры: вера доверия тому, что говорят люди, – это вера в человека или в людей, и таких вер много различных; и вера в свою зависимость от Того, Кто послал меня в мир. Это вера в Бога, и такая вера одна для всех людей (Л. Н. Толстой ).

Н а Бога надейся, да сам не плошай (народная мудрость ).


Дайте собственные определения

Вера. Совесть. Справедливость.


Задания для самостоятельной работы

1. На какой из приведённых вопросов вы ответите, используя слово «вера»?

1) Что такое этот мир?

2) Что такое моя жизнь в этом мире?

3) Как мне прожить мою жизнь?

4) Без чего не может прожить человек?

2. О какой вере идёт речь в высказывании великого писателя Льва Николаевича Толстого? Какую твёрдость необходимо иметь людям в разных жизненных ситуациях?

«Чем сильнее вера человека, тем твёрже его жизнь».

Размышляем над пройденным

1. В чём проявляется свобода мысли?

2. В чём состоит отличие культа от культуры?

3*. Дайте характеристику понятий «атеист», «верующий». Сравните их.


Проектная деятельность

Может ли человек жить без веры?


Словарь урока

Атеист – человек, не верующий в Бога.

Грех – у верующих – нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок.

Культ – поклонение, почитание; совокупность обрядов, установленных церковными правилами.

Религия – совокупность представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы (Бога, духов и т. д.).

Священное Писание – религиозные книги, составляющие Библию, священную книгу христиан.

§ 18. Практикум 3
I. Ролевые игры

Комиссия по правам ребёнка

Избирается комиссия по правам ребёнка из 7–9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребёнка.

Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использованы личные впечатления учащихся, факты, отражённые в средствах массовой информации (СМИ) – прессе, на телевидении и т. д.


Организационное собрание

Игра проходит в форме собрания по вопросу об организации нового детского общественного движения.

Участники решают следующие вопросы:

1) цель деятельности движения;

2) его политическая направленность;

3) название организации;

4) участие взрослых.


Диспут

Игра проходит в форме диспута о том, что такое вера и нужна ли религия в современном мире.

Во что верит современная наука?

Во что верите вы?

Что значит жить по совести?

Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких (в последнем случае – не раскрывая их имена).

II. Темы для дискуссий

1. Почему только в XX в. были приняты документы, защищающие права ребёнка?

2. Зачем надо изучать права ребёнка в школе? Необходимо ли это?

3. Можно ли реально защитить права ребёнка в нашей стране?

4. Право на имя: что оно означает для ребёнка и кому даётся? Как вы думаете, важно ли это право?

6. Как вы считаете, заинтересованы ли современные дети в создании детских и юношеских организаций? Нужны ли они сегодня? Приведите примеры из жизни.

7*. Противоречит ли, по вашему мнению, наука вере? Почему? Объясните свой ответ. Приведите примеры из жизни великих учёных.

III. Читаем и анализируем

Уважение прав человека начинается с отношения общества к детям. Любящее общество заботится об обеспечении их свободы и достоинства, создавая условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте.

По мере того как становится известно всё больше фактов о лишениях и злоупотреблениях, жертвами которых являются дети в разных странах мира, растёт и стремление международного сообщества укрепить права ребёнка. Ниже перечислены некоторые из установленных фактов (на конец XX в.):

Покинутые своими семьями, около 100 млн детей существуют лишь за счёт изнурительной работы, мелкого воровства, проституции или нищенства;

Более 50 млн детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;

120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

Ежегодно около 3,5 млн детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

В развивающихся странах приблизительно 155 млн детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

Миллионы детей лишены заботы, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

Это лишь некоторые из причин, по которым каждому важно:

Знать о существовании Конвенции о правах ребёнка;

Понимать провозглашённые в ней права;

Поддерживать усилия по превращению их в реальность для всех детей.



1. С чего начинается уважение прав человека?

2. Что должно делать общество, чтобы дети в зрелом возрасте смогли жить полноценной жизнью?

3. Почему международное сообщество заботится о защите прав детей?

4. Какие факты о нарушении прав детей приводятся в тексте?

5. Что важно делать всем для того, чтобы обеспечить счастливое детство всем детям?

О свободе слова

Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу. Прежде чем заговорили о свободе мнений для детей, долго не позволяли и единого свободного слова сказать взрослым.

Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно.

16 апреля 1852 г. русский писатель И. С. Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. – А. Н. ) за статью о Гоголе.

Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана. Герцог велел своим лакеям избить Вольтера, что и было исполнено. Вольтер вызвал герцога на дуэль. Но тот отказал, так как Вольтер не был дворянином.

М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Погиб на дуэли.

Знаменитый итальянский философ Джордано Бруно был сожжён на костре за «еретическую философию».

Русский поэт А. И. Полежаев за поэму «Сашка» был сослан в солдаты. За самовольную отлучку просидел год в тюрьме, закованный в кандалы.

Русский писатель А. Н. Радищев был приговорён к смертной казни. Казнь была заменена вечной ссылкой.

Мраморная церковь в Петербурге, строительство которой было начато при Екатерине II, достраивалась при Павле I кирпичом. Поэт Акимов написал такие стихи:


Се памятник двух царей,
Обоим столь приличный:
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

За это четверостишие поэту отрезали уши и язык и сослали в Сибирь.

Ж. Ж. Руссо за книгу «Эмиль» был приговорён к тюремному заключению. Бежал в Англию.

П. Бомарше после представления своей пьесы «Свадьба Фигаро» был арестован и посажен в тюрьму.

И. Т. Посошков, написавший при Петре I «Книгу о скудости и богатстве», был посажен в тюрьму, и там его держали до самой смерти.

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

2. Так ли важна свобода слова для людей, что они идут на риск? Обоснуйте свой ответ.

3. Свобода слова возможна в любом государстве или только в демократическом?

4. В каком документе провозглашается свобода слова в России?

5. Почему любая клевета в СМИ прикрывается свободой слова? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

IV. Дополнительная консультация

Каждое из политических прав для своего осуществления требует соблюдения определённых условий и процедур. Например, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования осуществимо, если соблюдены следующие условия. Требуется подать в органы местной администрации заявление в письменной форме не позднее чем за десять дней до акции. В заявлении указывается цель, например демонстрация, форма, место проведения, маршрут движения её участников. Нужно также указать фамилии, имена и отчества уполномоченных, организаторов, место их жительства и службы. Администрация обязана дать ответ на заявление не позже чем за пять дней до проведения мероприятия. Если в проведении мероприятия отказано, организаторы вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган власти или в суд. Соответствует Конституции Российской Федерации запрет на проведение мероприятий, цель которых – разжигание межнациональной вражды, призывы к ограничению прав каких-либо этнических общностей, к военным действиям и т. п.

1. Каковы ваши комментарии по поводу прочитанного?

2. Сформулируйте собственные вопросы и задайте их одноклассникам.

V. Составляем таблицу

Приведите в таблице названия организаций, защищающих права ребёнка.



1. Зачем создаются организации, защищающие права ребёнка?

2. Назовите международные организации, занимающиеся защитой прав ребёнка.

3. Перечислите такие организации в России.

4. Как они защищают права российских детей?

5. С какой целью был введён пост Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ? Как повлияло это на решение вопросов по защите детей в нашей стране?

VI. Заполняем схему

Укажите в схеме права ребёнка.



1. Перечислите права ребёнка, провозглашённые в Конвенции 1989 г.

2. Как соотносятся права взрослых и детей?

3. Все ли данные права важны для ребёнка? Обоснуйте свой ответ.

4. Должны ли правительства всех государств строго следовать нормам и положениям Конвенции, и следуют ли им в реальной деятельности?

5. Являются ли соблюдение прав детей, обеспечение их здоровья и повышение уровня образования приоритетами в направлениях развития нашей страны? Почему? Приведите примеры.

VII. Работаем с документами
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (Извлечения )

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласие его родителей, лишённых родительских прав…

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приёма в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Дайте определение понятия «гражданство».

2. В чём состоит значение гражданства для человека? Обоснуйте свой ответ.

3. Как влияет состояние гражданства родителей на получение гражданства РФ их ребёнком?

4. Почему нужно согласие ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет для приобретения или прекращения его гражданства РФ? Обоснуйте свой ответ.

5. Как защищает данный Закон детей в трудных ситуациях (см. п. 3 и 4 ст. 9)?

6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ.

7*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, скажите, какие ещё основания получения гражданства могут быть.

8. Назовите четыре условия приобретения гражданства по рождению.

9. Является ли проявлением гуманности предоставление ребёнку гражданства РФ, если родители его неизвестны? Обоснуйте свой ответ.

10. По какому основанию лично вы получили гражданство РФ?

Конвенция о правах ребёнка (Извлечение )

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребёнка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности , языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами…

e) воспитание уважения к окружающей природе.

1. Прочитайте и проанализируйте отрывок из документа.

2. Сами сформулируйте вопросы и задайте их одноклассникам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!