" не с существительными". Правописание не с именами существительными

1. И волны и суша покорны тебе, завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (П.) 2. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н.) 3. Не небесам чужой отчизны, я песни родине слагал. (Н.) 4. Ум не терпит неволи. (Писар.) 5. Недостатки перенимать легко, достоинства - трудно. (Марш.) 6. Труд-благороднейший исцелитель от всех недугов. (Н. О.) 7. Непонимание опасности еще не есть храбрость. (Гран.) 8. Мне в жизни любую невзгоду забыть помогала всегда не праздная скука, не отдых, а добрая тяжесть труда. (М. Матусовский.) 9. Невежа тот, кто позволяет себе грубость. (Л. Т.) 10. С любыми непогодами поспорит дружный труд, и вместе с садоводами березки подрастут. (О. Высотская) (110 слов)

Словарный диктант

Голубые незабудки; приятная неожиданность; непростительная небрежность; справедливое негодование; явная несправедливость; слепая ненависть; рассказывать небылицы; насущная необходимость; явная нелепость, выразить недоумение; опасный неприятель; неопытность ученика; причина неуспеваемости; таинственный незнакомец.

Ждать с нетерпением; пережить неудачу: чувствовать неуверенность; возникшее недоразумение.

Постоянное недовольство, недооценка ситуации, серьезные недочеты; случайный недосмотр (45 слов)

Творческий диктант

Указания . 1. Подберите к данным словам синонимы - существительные с не: враг, болезнь, ложь, плохая погода.

2. Подберите к данным словам антонимы - существительные с не: вера, любовь, свобода, счастье.

Пословицы. 1. Ученье - свет, а неученье - тьма. 2. Сей в ненастье, а убирай в ведро. 3. Охота пуще неволи. 4. Несчастье бояться - счастья не видать. 5. Неправдою не прожить. 6. Не работа сушит, а забота. 7. Жизнь прожить - не поле перейти.

Загадки. 1. Не пахарь, не купец, не плотник, а первый на селе работник. 2. Белый, а не снег, сладкий, а не мед. (62 слова) (Отгадки. Лошадь. Сахар.)

1. Непримиримость к врагам - одно из важнейших качеств советского человека. 2. Неуверенность в работе подрывает ее успех. 3. Неусидчивость и невнимание препятствуют хорошему усвоению урока. 4. Проявляя храбрость, не допускай неосторожность. 5. Наши яблочки наливаются, наши недруги убиваются. (Л.-К.) 6. В нашем колхозе раньше были крупные недостатки. 7. «Не помеха я фронту!» - сказал Костя. (Лик.) 8. Не псарь по дубровушке трубит, гогочет сорвиголова,- наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова. (Н.) 9. Судя по манерам, этот (щенок) был невежа, простой дворняжка. Он остановился в недоумении. (Чех.) 10. А тут к беде еще беда: случись тогда ненастье. (Кр.) 11. Такие ж у льстеца поступки и дела: он на тебя несет тьму небылиц и бредней. (Кр.) 12. Неправды я не потерплю ни в ком. (Кр.) (103 слова.)

1. Нельзя не учиться, нельзя скрыть от товарищей свое неумение. (И. Ник.) 2. Надо знать, в чем успех одного и неудача другого. (И. Ник.) 3. Под натиском Советской Армии неприятель оставил свои рубежи. 4. К ненастью рыба идет лучше на крюк. (М.-С.) 5. Это был не приятель, а просто знакомый. 6. Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик к осени устраивал около казармы из молодых, пушистых пихт большую загородку. (М.-С.) 7. Один в поле не воин. (Посл.) 8. Ученье - свет, неученье - тьма. (Посл.) 9. Не удача, не счастье обеспечивают успех на экзамене, а хорошее знание предмета. 10. И быстрокрылые хищники частенько терпят неудачу. (Сп.) 11. Голодный орленок с гнезда озирал их (горы) и с нетерпением переступал с ноги на ногу. (Ляшко.) (100 слов.)

1. Не крыша, а решето. (Посл.) 2. Одна речь не пословица. (Посл.) 3. Проворные красивые рыбы, собравшись под перекатом, с нетерпением ждали, какую добычу принесет им (…) стремительная вода. (Ив.) 4. В тот день он (Володя) впервые сказал Ольге Петровне неправду. (Печ.) 5. Я остановился в недоумении, оглянулся. (Т.) 6. Но утихает ветер, и вода снова возвращается в Байкал, задерживаясь только в разных неровностях почвы. (Усп.) 7. Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк. (Кр.) 8. Лицо незнакомца (…) поразило Алексея своей мужественной красотой. (Аж.) 9. Усталость и недоедание (…) сильно давали себя чувствовать. (Усп.) 10. У нас в деревне уже знали о моем несчастье. (Леек.) 11. На несчастье, ветер подул, началась метель. (Арам.) 12. К беде неопытность ведет. 13. То была не злость, не страх и не лютая досада (Гог.) (109 слов.)

1. И волны и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (П.) 2. На многих лицах явилась тень недоумения, и люди впереди толпы немного замедлили свой шаг. (М. Г.) 3. Неверие старались скрыть и не могли. (М. Г.) 4. На офицера смотрели с ненавистью, он слышал насмешки, ругательства. (М. Г.) 5. Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. (М. Г.) 6. Все поправлялись, и это были теперь не мечты, а деловые разговоры. (Пол.) 7, Машина шла на большой скорости, ловко избегая неровности дороги. (Аж.) 8. Незнакомец рассмеялся. (Аж.) 9. Когда приходили особенно тревожные вести с подмосковного фронта, хотелось быть не строителем, а бойцом. (Аж.) 10. Сущность дела все понимали с полуслова, требовалось только сообщить итог, изложить неполадки и свои претензии. (Аж.) 11. На несчастье, я сильно натер пятку. (Аре.) (105 слов.)

1. Ярко светило солнышко. 2. У щеглят красные перышки. 3. Ребята прислушивались к песне девушек. 4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» (Кр.) 5. Что ж кумушка?- Тотчас их съела. ...

1. Петя Муруев добровольно взял на себя роль главного зверовода. (Усп.) 2. Я продолжал бывать у звероловов, принимал участие в их работе и доставлял в Сосновку пойманных соболей. Их нужно было додержа...

1. Сразу за околицей начинался сосновый бор. 2. Морозец задернул ледком все лужицы. 3. И гостиница и церковь были сделаны из тонких досок. (Гайд.) 4. Мы поднялись на самый верх и тут увидели, что след...

а) 1. Не греет землю солнышко, и облака дождливые, как дойные коровушки, идут по небесам. (Н). 2. Хочет барину помочь юркий старичишка. (Н.) 3. Свекровь ее (Дарьи) тут же, старушка, трудилась; на полн...

Тема урока: «Не с существительными».

Цели урока:

- познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными;

Учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;

Повторить сведения о правописании корней с чередованием; об однородных членах.

Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.

Ход урока

I .Орг. момент

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2 . Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах предложения.

Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.

II . Повторение

    Устный диктант. Слайд № 3 .

Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.

Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.

    Как называется орфограмма, которую мы только что повторили? (в это время 2 ученика работают по карточке).

Карточка № 1

    Вставить пропущенные буквы.

сущ. - сущ.

Карточка № 2

1. Вставить пропущенные буквы.

    Подобрать 2 существительных с корнями –раст-,- ращ-,- рос-.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение под диктовку. Выполнить полный синтаксический разбор.

Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.

Слайд № 4. Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?

Составьте схему предложения.

III . Объяснение нового материала. Слайд № 5.

1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?

Какой частью речи оно является?

Что называется именем существительным?

Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?

    Запись темы урока.

    – Откроем учебники на странице 99-100 § 43 и прочитаем орфограмму № 32.

Слайд № 6.

Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?

4. Работа по таблице. Слайд № 7.

Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно.

5. Слово учителя.

1 . - Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность . Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8. Запишите их. Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Небрежность- 1. без должного внимания, пренебрежительно относящийся к кому-либо, чему-либо, без должного старания занимающийся чем-либо. 2. исполненный, сделанный без старания, неряшливо, кое-как

Ненастье - дождливая, пасмурная или бурная погода; непогода.

Недуг- сильное недомогание; болезнь

2 .Вспомним, в каком случае не существительными пишется слитно?

(когда можно подобрать синоним без не).

А что мы называем синонимом? (Сино́нимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение)
Задание. Подберите к данным словам синонимы с не , например, враг - недруг. Слайд 9 .

Ложь –неправда

Беда - несчастье

Противник – недоброжелатель, недруг, неприятель

Рассеянность – невнимательность

Проверка . Слайд 10 .

3 .Когда не с существительными пишется раздельно? (есть противопоставление с союзом а).

Что означает слово противопоставление?

Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например,

Ты грибы несёшь?

Дождь несу! Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.

Задание. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными? Слайд 11

    (Не)счастье помогло исследователю, а …(горе, беда)

    (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …(противник, враг)

    (Не)друг ты мне, а …(враг)

Проверка .Слайд 12

IV . Закрепление. Слайд № 13.

1. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.

Невнимание, невежа, небылицы, недомогание , несчастье, независимость.

Чем является НЕ в данных словах?

2. Слово учителя.

Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.

3. Запись предложений под диктовку.

Невежа – враг самому себе.

Видно неряху по грязной рубахе.

Не друг ты мне, а враг.

Слайд № 14. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении и написание не со словами.

4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть, сумеем назвать её.

Слайд № 15.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

О чём данное стихотворение?

Кто заметил неточность, допущенную поэтом? (НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой.)

Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ.

С недоумением, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, несуразный, недотёпа, невежа, Несмеяна. Проверка по слайду № 16.

Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.

Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.

V. Итоги урока. Слайд № 17.

    Что новое узнали на уроке?

    Как пишется НЕ с существительными?

    От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?

    Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

    Оценка работы учащихся.

VI . Домашнее задание: слайд № 18.

1. Выучить орфограмму № 32 . Найти в словаре лексическое значение непонятных слов из стихотворения.

    Упражнение № 238 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.

Приложение

Карточка № 1

    Вставить пропущенные буквы.

Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на те(р)рас.., изв..ниться за опоздани.. 2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:

сущ. - сущ.

Карточка № 2

    Вставить пропущенные буквы.

Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в..дани..

–раст-,- ращ-,- рос-.

Карточка № 1

    Вставить пропущенные буквы.

Звонить Сереже, познакомиться в театре, при низкой температуре, дрожать от страха, зацвел на акации, ложиться на террасе, извиниться за опоздание.

2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:

сущ. - сущ. (Книга-источник знаний)

Карточка № 2

    Вставить пропущенные буквы.

Объяснить Володе, относиться к работе, кричать от боли, читать книги о революции, варить в кастрюле, висеть на спинке кровати, заходить в здание.

2. Подобрать 2 существительных с корнями -раст - , - ращ-, -рос-.

(вырасти, отрасти, выращивать, отращивать, перерос, подрос)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25

Открытый урок в 6 классе

«Не с существительными»

Провела:

учитель русского языка

Д.И.МНАЦАКАНЯН

АРМАВИР, 2013

Карточка № 1

    Вставить пропущенные буквы.

Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на те(р)рас.., изв..ниться за опоздани..

2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:

сущ. - сущ.

Карточка № 2

    Вставить пропущенные буквы.

Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в..дани..

2. Подобрать 2 существительных с корнями –раст-,- ращ-,- рос-.

Цели:

  • Обучающие: помочь учащимся усвоить и закрепить правописание существительных с частицей не : научить различать не – часть корня, приставку, частицу; закрепить полученные знания, умения, навыки предыдущих уроков
  • Развивающие: обогатить словарный запас учащихся, развить устную и письменную речь, выразительность речи; творческие способности учащихся;
  • Воспитательные: воспитать внимательность к устной, выразительной речи; воспитать качества вежливости.

Задачи: привлечь учащихся к поисковой деятельности, развить, формировать умения: грамотно излагать свои мысли; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую и диалогическую речь.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор со слайдами, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-иллюстрации с творческими заданиями, сценка – инсценирование, “Азбука вежливости”, грамзапись из передачи “Радионяня” на тему “Не с существительными и прилагательными”, таблица – поезд “Правописание не”.

Ход урока

Учитель: Этот урок необычный. Здесь присутствует дух соревнования, дух творчества, дух товарищества. Выполнение групповых дифференцированных заданий в течение урока оцениваются жетонами: на “5” – красный жетон; на “ 4”- синий жетон; на “3”- желтый жетон. В конце урока жетоны суммируются, и выставляется ученику соответствующая оценка, а победившая команда получает почетное призовое место – в награду жетон высшего балла оригинального образца.

На уроке большое внимание уделяется творческой, поисковой работе учащихся. Работа идет на принципах сотворчества и сотрудничества.

1. Актуализация прежних знаний, умений, навыков

Проверка домашних групповых заданий. Учащиеся работают по полученным заранее домашним заданиям

2. Словарная работа – лексическое значение слов

  • 1 группа: Невежа – грубый, невоспитанный человек.
  • 2 группа: Невежда – недоучившийся, мало знающий человек
  • 3 группа: Недотепа – неуклюжий, неловкий человек. (Новые слова и их лексические значения записываются в тетради для словарных работ)

3. Фронтальный опрос

У. Какого рода эти существительные? И что они обозначают?

Дети. Это существительные общего рода, характеризуют человека.

У. Какие существительные общего рода вы можете еще назвать?

Д. Задира, забияка, плакса, зазнайка, размазня, скряга…

У. В каком стиле употребляются эти существительные?

Д. Эти существительные употребляются в разговорном стиле.

У. Назовите существительные общего рода с частицей не ?

Д. Невежда, невежа, недотепа...

У. Очень обидчивого человека называют?..

Д. Недотрогой.

У. Того, кто не доучился называют...

Д. Недоучкой.

4. Запись существительных с частицей не

У доски и в тетрадях Недотрога, неженка, недотепа, невежа, недоучка....

У. Как пишется частица не в этих существительных?

Д. Слитно.

У. Почему?

(Выясняется, что частица не является в этих существительных частью корня, что без не эти слова не употребляются, раздаются жетоны по качеству полученных ответов) .

5. Проверка групповых домашних заданий

У. Слово 1-й команде

(1 команда проигрывает два варианта одной сценки.)

Дядя Рашит: Здравствуйте, Лилия! Папа дома?

Лилия: Папы нет.

Дядя Рашит: Жаль, до свидания.

У. Как поступила Лиля?

Д. Грубо, надо было поздороваться.

– Невежливо, надо было пригласить в дом.

– Некультурно, надо было извиниться и сказать, что папы нет дома

У. Проиграем заново сценку?!

Второй вариант.

Рашит: Здравствуйте, Лиля! Папа дома?

Лилия: Здравствуйте, дядя Рашит. Проходите, папа скоро придет.

Дядя Рашит: Спасибо Лилия. До свидания. Я приду попозже.

Лилия: До свидания, дядя Рашит.

У. Как поступила Лиля на этот раз?

Д. Воспитанно, вежливо

{Выступления комментируются и раздаются соответствующие жетоны команде и лучшему актеру)

2-я команда проигрывает сценку “Встреча Гены с Чебурашкой”?

У. Слово 3-й команде.

(Зачитывают составленные предложения со словом “недотепа”.)

  • Если будешь недотепой, никогда не заслужишь уважения.
  • Недотепа всегда смешон и неинтересен.
  • Ну и недотепа ты, – огорченно промолвила мама.
  • Мой брат – недотепа.

– В каком стиле употребляется это слово?

Д. В разговорном стиле.

У. Какие синонимы подобрали к этому существительному?

Д. Размазня, мазила.

(Ответы команд комментируются, устно составляются новые предложения, раздаются жетоны по качеству ответов.)

У. Что нового, полезного мы узнали на данном этапе урока?

(Команда, давшая развернутый правильный ответ, получает жетон)

Ответ-Вывод: Мы обогатили наш словарный запас новыми словами (невежа, невежда...), узнали о правописании частицы не в этих словах, научились быть культурным, вежливым, повторили разговорный стиль и существительные общего рода.

6. Объяснение новой темы. Творческий диктант.

Задание к диктанту:

У. Подберите синонимы с частицей не к следующим существительным.

(На доске написаны существительные, каждая команда выполняет свою долю. По сложившимся правилам уроков- состязаний команды могут отправить для работы у доски одного представителя или команды работают у доски по цепочке. Все, кто не занят у доски, выполняют упражнение в тетрадях)

– Какой частью слова является частица не в подобранных синонимах – существительных? Выделяем графически.

Д. Приставкой.

(Наводящими вопросами учитель подводит учащихся к правильному выводу, в процессе которой уч-ся формулируют правило)

Д. Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением, например, неправда-ложь.

(Результат творческого задания оценивается жетонами.)

Составление синтаксических конструкций

(Каждая команда составляет предложения с записанными существительными – синонимами.)

Запись составленных предложений у доски.

1) Неприятель долго сопротивлялся. 2) Правда рядом с неправдой не живет. 3) Неявка моих родителей на классное собрание огорчила учителя. (Значимые орфограммы графически выделяются)

7. Физкультминутка

8. Закрепление изученного материала

1. Письменное выполнение и комментирование упражнений у доски и в тетрадях: 1команда выполняет по учебнику Т.Ладыженской “Русский язык” – 217 упр.; 2 команда – 216 упр.;

3 команда -215 упр. (Команды работают по цепочке у доски и комментируют написанное, таким образом каждый ученик имеет возможность практически и теоретически закрепить изученное, по качеству выполненного задания раздаются жетоны).

9. Объяснение новой темы. Второй урок – продолжение

1. Выборочный диктант

Материал для выборочного диктанта.

1) Миша не мог подавить в себе неприязнь к соседу.
2) Поделом тебе, старый невежа.
3) Невезенье преследовало Гришу с рожденья.
4) Неправдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься.
5) Не рыба, а мясо.
6) Не друг, а враг.
7) Не гусь, а свинья.
8) Неряшливость не украшает человека.
9) Не куст, а с листочками.
10) Не место красит человека, а человек место.
11) Ученье свет, а неученье тьма.
12) На ее лице было написано недоумение.
13) Сей в ненастье, а убирай в ведро.
14) Друзья познаются в несчастье.

Учащиеся заполняют таблицу : Представитель команды 1 команды 3-ю колонку у доски; 2 команда – 2-ю колонку; 3 команда – 1колонку. Учитель просит каждую команду прокомментировать написанное. Учащиеся 1 команды объясняют, почему частица не пишется раздельно, учитель наводящими вопросами помогает. Класс еще раз повторяет слитное и раздельное написание частицы не с существительными. Повторяется правило и по учебнику. По одному представителю из команд выходят к доске и рассказывают правило “Не с существительными”

2. Прослушивание грамзаписи с правилом “Правописание частицы не ” в исполнении передачи “Радионяня” (на грампластинке).

Вывод-заключение по правилу:

У. Что нового вы узнали из песни- правила передачи “Радионяня”?

Д. Правило правописания не с существительными распространяется и на имена прилагательные, например, несчастная – не пишется слитно, потому что это прилагательное без не не употребляется.

3. Индивидуально-дифференцированная работа по карточкам – иллюстрациям (6 учеников получают ИДЗ)

Приложение 1 , слайд 1 . РАБОТА по поэтическому тексту. (Остальные участники соревнования работают по тексту. Текст и задания демонстрируются по проектору, каждая команда дает свою версию ответа, командам засчитываются очки)

У. Прочитайте и запишите строфы из стихотворений Николая Гумилева.

Кенгуру

Сон меня сегодня не разнежил,
Я проснулась рано поутру
И пошла, вдыхая воздух свежий,
Посмотреть ручного кенгуру
Он срывал пучки смолистых игол,
Глупый, для чего-то их жевал
И смешно, смешно ко мне запрыгал
И еще смешнее закричал.

Маэстро

В красном фраке с галунами,
Надушенный, встал маэстро,
Он рассыпал перед нами
Звуки легкие оркестра.
Звуки мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты,
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.

  1. Что привлекает вас в поэтических строках Николая Гумилева?
  2. Определите род имен существительных, вынесенных в заголовки.
  3. Докажите текстом правильность ответа.
  4. Какие глаголы помогают услышать музыку?
  5. С помощью каких языковых средств поэт создает запоминающиеся образы?

Проверка результатов выполнения заданий по индивидуально-дифференцированным заданиям.

Карточки-иллюстрации в виде слайдов демонстрируются по проектору всему классу, учащиеся имеют возможность оценить результат индивидуальной работы учеников разных команд)

Слайд 1

Карточка 2.
Подберите слово с не , близкое по значению к словам путаница , ошибка. С этим словом составьте предложение. Устно составьте диалог по данному рисунку. Не забудьте о вежливых оборотах

Слайд 2

Карточка 1.
Подберите слово, близкое по значению к существительному возмущение. Объясните, чем является частица не _ в этом слове. Составьте и запишите словосочетания с найденным словом.

Слайд 3

Карточка 3.
Подберите антоним к прилагательному а (кк)уратный (однокоренное прилагательное). Объясните, как образовался этот антоним. С найденным словом составьте и запишите словосочетания. Каким существительным с не можно воспользоваться к рисунку? Чем является не в найденном вами слове? С этими существительными составьте и запишите словосочетания “ существительное + прилагательное” к данному рисунку. В каком роде употребили существительное?

Слайд 4

Карточка 4.
1) Какое настроение у “собеседника” мальчика? Запишите синонимы, которые можно использовать для ответа. Укажите, к какой части речи они относятся.
2) Что могло случиться? Подберите подпись к рисунку, опишите мальчика и собаку/

Слайд 6

Карточка 6
В предложении допущена ошибка. В чем состоит эта ошибка? Запиши предложения в исправленном виде.1) Время было в обрез. 2) У тебя нет времяпотолковать со мной. Сколько время?

Карточка 6

Спишите, поставив глаголы из скобок в форме прошедшего времени
Сельпо (получить) новые товары. ЦУМ (открыться) после ремонта.
ЭВМ (Выполнить) интересную программу.

  • Применение разноуровневых карточек-иллюстраций помимо контроля и проверки обученности ученика со стороны учителя, закрепления изученного материала со стороны ученика, дает большие преимущества в работе над развитием устной речи учащихся и обогащением словарного запаса. Ученик, выполнивший задание, поставлен в условия, где нужно отстоять свою точку зрения, показать (доказать) свои знания, а “оппоненты” (ученики класса) могут опротестовать или одобрить. Данный прием работы помогает преодолеть языковой и психологические барьеры учащихся-татар.

10. Обобщение изученного материала

У. А теперь, чтобы убедиться, как вы усвоили правописание частицы не с существительными, нагружаем вагоны поезда соответствующими “товарами”. Если вы правильно нагрузите вагоны, поезд помчится дальше в страну Знаний.

Учащимся раздаются карточки, с написанными на них орфограммами на правописание частицы не с существительными.

Предлагаются карточки – “товар” для загрузки вагонов поезда. Вагоны учащиеся выбирают сами.

В первый вагон:

1) Наша Маша – (не)ряха.
2) На клумбе растут голубые (не)забудки.
3) Владимир кипел от (не)годования.

Во второй вагон:

1) Никогда не говори (не)правду.
2) Опять бушует (не)погода.
3) Друзья познаются в (не)счастье.

В третий вагон:

1) Говори правду, а (не) ложь.
2) Полил (не) дождь, а речной поток.
3) (Не) девица, а в зеркало глядится.

  • Контроль и взаимопроверка изученного “Атака вопросами” (команды “перекидываются” вопросами, приготовленными по §§31-36. В составлении вопросов поощряется творческий подход. Если команда противника не может ответить на вопросы – команда, задавшая вопрос, отвечает на вопрос и получает жетон).

Вопросы к “атаке”, например:

  1. Рассказать правило о правописании НЕ с именами существительными, прилагательными. Приведите примеры. (Участвуют 3 человека по одному из команды). Кто первее, быстрее и лучше?
  2. Вспомнить песню, загадку, стихотворение, где есть слова с НЕ. Объяснить их правописание.

11. Индивидуально-дифференцированные домашние задания

  • 1 группа – раскрыть значение пословицы “Неправдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься”.
  • 2 группа – приготовить 10–15 словосочетаний по орфограмме § 38 для словарного диктанта.
  • 3 группа – выполнить упражнение 220 по учебнику.

12. Комментирование и выставление оценок

Итоги соревнования дети подводят вместе с учителем. Самые активные участники "соревнования" получают отличные и хорошие оценки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!